Тексты для зарядки в ДОУ
Цель УГ состоит в объединении воспитанников, установлении хороших отношений между ними. Дети вместе занимаются, и это их сближает
Поэтому очень важно каждый день делать групповую зарядку, благодаря которой малыш станет крепче и общительнее. Ритмичные упражнения превосходно сочетать с занимательными стихами
Для этого разработан специальный текстовый материал. Под стихи воспитанники будут с удовольствием упражняться. Тексты простые, произнося их быстрее или медленнее, можно ускорять темп занятий или, наоборот, замедлять.
Стихи для гимнастики
Разучив гимнастические упражнения в стихотворной форме, дети смогут делать зарядку самостоятельно без помощи педагога, ориентируясь на смысл стихотворения. А если УГ совместно с дошкольниками будут выполнять и взрослые, то малыш скорее ощутит значимость, пользу, которую он может приносить всем. Кроме того, стихи помогают развиваться.
Важно! Для начала можно попробовать разучить стихотворение «Потягушки»
Картотека утренней гимнастики в старшей группе
При составлении блоков заданий для зарядки нужно стараться включать упражнения разных видов.
В комплексах утренней гимнастики можно чередовать упражнения с предметами и без
Таблица: пример составления сюжетных комплексов зарядки в старшей группе (фрагменты)
Автор — Савчук Л.К., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Сказка», п.г.т. Излучинск, ХМАО — Югра, Нижневартовский район, Тюменская область.
Название комплекса | Название упражнения | |
«Способные художники» | «Готовим краски» |
|
«Рисуем солнышко» |
| |
«Рисуем воздушные шары локтями» |
| |
«Рисуем колёса туловищем» |
| |
«Рисуем домик коленом» |
| |
«Размешиваем краску» |
| |
«Загадочные рисунки» |
| |
«Радуемся рисункам» |
| |
«Виды спорта» | «Спортсмены на тренировке» |
|
«Штангисты» |
| |
«Атлеты» |
| |
«Гимнасты» |
| |
«Пловцы» |
| |
«Футболист» |
| |
«Бегун» |
| |
«Отдохнём» |
|
В чем польза занятий артикуляционной гимнастикой?
Как мы знаем, речевой навык не является врожденным, речь формируется у малышей постепенно, в процессе их взросления. Артикуляционные занятия сильно влияют на успешное развитие ребенка, а освоенная правильная речь – это основной показатель готовности к обучению в школе.
Малыш, который выполняет артикуляционную гимнастику:
готов к первому классу;
активно стремится познавать мир;
разговаривает ярко и выразительно;
имеет богатый словарный запас (в соответствии со своим возрастом);
охотно общается со сверстниками и взрослыми;
рано начинает осваивать навыки чтения и письма.
Помимо этого, регулярные занятия способствуют:
развитию мелкой моторики;
улучшению кровоснабжения органов артикуляции;
подвижности органов артикуляции;
укреплению мышечной системы;
уменьшению напряженности органов речи;
прекращению заикания.
Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью человека, поэтому можно говорить о том, что гимнастика будет способствовать не только грамотной и красивой речи, но и развитию других психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Кроме того, успешный ребенок отличается от сверстников эмоциональным и физическим здоровьем, стремлением к обучению и общению, дисциплиной, высокими познавательными функциями, хорошим настроением, уверенностью в себе.
Приёмы для проведения зарядки
Так как зарядка является настоящей частью образовательного процесса, то при её подготовке и проведении преподаватель пользуется стандартным набором из четырёх групп приёмов.
Словесные приёмы
В старшем дошкольном возрасте слово становится главным средством воздействия на ребёнка, оставив сзади даже зрительный канал восприятия. Ребята 5–6 лет обучаются составлять цельные, логичные монологические выражения, интенсивно врубаются в диалог, потому речь взрослого для их представляет собственного рода эталон, модель для подражания.
Разъяснение
Как уже было сказано, преподаватель вдаётся в детализированное описание порядка выполнения упражнения исключительно в первый-второй день знакомства с комплексом. Потом взрослый призывает самих малышей вспоминать, что за чем производится. При всем этом даже в те 1-ые 1–2 денька разъяснения необходимо строить разумно, используя определенные понятия, обыкновенные синтаксические конструкции и доступную для осознания детьми лексику.
Это любопытно. В почти всех ДОУ в старших группах вводятся дополнительные часы исследования зарубежного языка. К тому же со многими детками предки занимаются английским языком (французским, испанским и т.д.). Потому методически целесообразным может быть проведение зарядки на зарубежном языке с привлечением животрепещущего лексического материала. К примеру, при исследовании частей тела, времён года и т.д.
Загадки и стихотворения
Одним из более животрепещущих вопросов, связанных с организацией хоть какого вида деятельности в детском саду, является поиск подходящих методов мотивировать детей. К беспроигрышным вариантам включить малышей в работу относятся загадки: не считая актуализации опорных познаний, этот словесный приём ещё и пробуждает в ребятах азарт разгадать вопрос и дать ответ скорее товарищей.
Загадки помогают привлечь внимание малышей и отвлечь их от других видов деятельности
В собственной практике я использую загадки до сюжетных комплексов. К примеру, для блока «Явления природы», мы с детьми отгадываем, о каких конкретно проявлениях среды пойдёт речь:
- Прогуливался, бродил по крыше, То звучно, то потише. Прогуливался, бродил, постукивал, Владельцев баюкал. (Дождик);
- Летом он, как дождик идёт, И собой природу бьёт. Рыдает от него природа, Что все-таки бьёт так с небосклона? (Град);
- Что за мостик разноцветный Мы увидим каждым летом Через речку, через лес. Повисел он и …исчез! (Радуга);
- Лёгкий, белоснежный и лохматый, А на солнышке искристый, Только зимой у нас бывает И в ладошке стремительно тает. (Снег).
Стихотворения также представляют собой хорошую мотивационную базу. При проведении зарядки, состоящей из упражнений общеразвивающего нрава без сюжета, с воспитанниками старшей группы мы повторяем стихотворение о полезности физкультуры:
Мы бежим скорее ветра! Кто ответит, почему? Ваня прыгнул на два метра! Кто ответит, почему? Оля плавает, как рыбка! Кто ответит, почему? На губках у нас ухмылка! Кто ответит, почему? Может «мостик» сделать Шура! По канату лезу я. Так как с физической культурой Мы давние друзья!
Рифмовки могут употребляться не только лишь в качестве метода начать утреннюю гимнастику, да и как база проведения зарядки, в какой слова иллюстрируются движениями.
Это любопытно. Некие рифмованные комплексы могут носить соревновательный нрав.
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе по ФГОС: картотека.
Согласно ФГОС, одним из направлений реализации образовательной программы дошкольного учреждения является воплощение физического развития малышей. Принципиальная роль в системе физического воспитания отводится зарядке, которая является неотклонимым пт режима денька в детском саду. Чтоб можно было варьировать эти занятия, предлагаем эту картотека комплексов утренней гимнастики в старшей группе на год.
На месяц выбирается по два комплекса упражнений: с предметами и без предметов. Каждый комплекс состоит из 3-х частей:
- разминка (ходьба, бег);
- общеразвивающие упражнения;
- окончание (ходьба, бег, прыжки).
Упражнения необходимо повторять по 5-7 раз, прыжки — по 2-3 раза.
Комплекс упражнений без предметов.
Анализ конспекта проведения зарядки
За проведение и подготовку такой детской физической нагрузки, как гимнастика, отвечает воспитатель-педагог или приглашенный ДОУ специалист. По правилам, детский сад не имеет права доверять проведение зарядки кому-либо кроме педагога и приглашенного специалиста. Допущены до проведения гимнастики только:
- воспитатели;
- педагог или специалист физического воспитания;
- старший воспитатель;
- практикант под надзором.
Контроль по ФГОС проводится:
- заместителем заведующего;
- медсестрой;
- заведующим;
- воспитателем по физической подготовке;
- педагогом-психологом;
- старшим воспитателем.
Задачи:
- повышение работоспособности;
- прививание держать осанку;
- совершенствование двигательных навыков;
- формирование спортивных навыков;
- профилактика плоскостопия.
Комплекс зарядки невероятно полезен для формирования личности ребенка. Он способствует повышению физической силы, выносливости, повышенной концентрации на учебных занятиях, позволяет развиваться навыкам общения, работы в команде, лидерским качествам и прививает ребенку любовь к спорту и ЗОЖ. Зарядка позволяет развивать личность ребенка с 3-х сторон: с физической, психологической и моральной (нравственной).
Физический аспект связан с поддержанием и укреплением детского здоровья, развитием новых физических навыков (таких как быстрый бег, гибкость и другие), а также предотвращением плоскостопия, укреплением и формированием координации и осанки.
Обратите внимание! Психологический аспект связан с формированием лидерских навыков, командной работы, хитрости, смекалки, честности, стрессоустойчивости и других личностных качеств с избавлением от некоторых страхов, излишней замкнутости и стеснительности. Моральная сторона — воспитание в ребенке привычки к какой-либо деятельности, поощрение и прививание интереса к спорту, здоровому образу жизни, заботе о себе
Моральная сторона — воспитание в ребенке привычки к какой-либо деятельности, поощрение и прививание интереса к спорту, здоровому образу жизни, заботе о себе
Моральная сторона — воспитание в ребенке привычки к какой-либо деятельности, поощрение и прививание интереса к спорту, здоровому образу жизни, заботе о себе.
Зарядка важна, особенно по утрам. Правильная ее организация сделает ребенка здоровым и крепким.
Приемы, используемые при проведении утренней зарядки
Существует несколько разных приемов:
- практические зарядки для физического развития;
- наглядные приемы для улучшения восприятия;
- словесные для фонетического развития.
Примеры словесных:
- произнесение наименования занятия;
- выдача указаний, исполнение распоряжений, изучение команд;
- диалог с детьми о составе комплекса;
- вопросительная беседа;
- объяснение правильности выполнения;
- рассказ, беседа.
Примеры наглядных приемов:
- показ;
- имитация;
- применение наглядных объяснений;
- использование зрительных ориентиров;
- развитие восприятия звуковых сигналов.
Прыжки на скакалке
Примеры практических приемов:
- повтор движений без изменений;
- то же самое, но с изменениями;
- обучение в игровой форме по Пензулаевой Л. И.;
- обучение в форме соревновательной игры.
Игры, повышающие детскую производительность во время утренней гимнастики:
- «Здравствуй, сосед!». Ребенок, к которому обращается ведущий, отвечает «Привет!» и скачет за ним. Когда получится цепочка из детей за воспитателем — конец игры. Дети повторяют движения ведущего. Ребенок, выполняющий движения не точно, выбывает из игры. Еще одно обязательное правило игры — разнообразие движений. Например, прыжки боком, на одной, потом другой ноге, прыжки на двух ногах, подгибая их, и другие.
- «Кошка и мышки». Дети бегают врассыпную по залу. По команде «Кошка», дети убегают и садятся на скамейку. Игра повторяется 3 раза.
- «Мышеловка». Дети делятся на 2 неравные команды. Большая образует круг — «мышеловку», остальные — «мыши». Идет музыкальная вставка, во время которой «мыши» должны выбежать из «мышеловки». По окончании музыки дети соединяют руки, оставшиеся в кругу «мыши» пойманы. Дети, которых поймали, должны примкнуть к «мышеловке». Игра повторяется 3 раза.
Чаще всего игры применяют на заключительном этапе утренней гимнастики, чтобы дать детям передышку от выполнения упражнений. Игры как образовательный метод развивают хитрость, смекалку и способность к командной работе. Также игра является неотъемлемым атрибутом в воспитании интереса к спорту, потому что именно благодаря такому методу, как игры, ребенок получает информацию не только в виде знаний из учебника, но и в виде личного опыта.
«Кошка и мышки»
С точки зрения психологии, детское обучение через игру одно из самых эффективных, потому что мозг ребенка считает, что он отдыхает, а как известно, воспринимать информацию во время отдыха гораздо проще. Во время игровой паузы ребенок также не чувствует стресса как такового. Благодаря всем этим факторам обучение через игру доказывает свою эффективность на примере изучения учеников детских садов.
Обратите внимание! Другим хорошим приемом является смена ролей педагога и ребенка. Такой метод способствует формированию лидерских навыков и чувства ответственности у «педагога-ребенка», уважению сверстников у детей, повторяющих за ним
Лучше всего этот прием работает, когда вызывается несколько человек за зарядку, по 1 упражнению
Так у детей формируется дружный коллектив
Лучше всего этот прием работает, когда вызывается несколько человек за зарядку, по 1 упражнению. Так у детей формируется дружный коллектив.
Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе
Чтобы избежать однообразия, при составлении комплекса утренней гимнастики педагог выбирает задания разных видов, объединяя их при необходимости общей сюжетной основой.
Любой комплекс упражнений начинается с разминки
Таблица: бессюжетные комплексы утренних упражнений (фрагмент)
Автор | Деревянко О. А., инструктор по физическому воспитанию МБДОУ «Детский сад №8», г. Краснодар. | |
Тип упражнений | Название упражнения | |
Комплекс без предметов | «Пропеллер» |
|
«Шагают руки» |
| |
«Велосипедист» |
| |
«Маятник» |
| |
«Отставить ножку» |
| |
«Волчок» |
| |
Комплекс с флажками | «Помаши» |
|
«Самолёт делает разворот» |
| |
«Постучи над головой» |
| |
«Покажи над головой» |
| |
«Подскоки» |
| |
«Помаши» | Повтор 3–4 раза. | |
Комплекс с кубиками | «Кубик на кубик» |
|
«Дотянись» |
| |
«За коленями» |
| |
«Повороты» |
| |
«Обойди» |
| |
Цит. по: https://infourok.ru/kartoteka-kompleksov-utrenney-gimnastiki-dlya-sredney-gruppi-detskogo-sada-1161197.html |
Рекомендации проведения гимнастики для детей разного возраста
Утренняя зарядка для детей в детском саду. Проведение гимнастики у детей разного возраста отличается. Прежде всего потому, что маленькие дети еще только привыкают к дисциплине, им сложно сразу уловить и выполнить команду воспитателя. Так, у младших дошкольников построения в колонну нет. Обязательный бег здесь «стайкой». По времени бег занимает не более 15 секунд. Упражнения дети выполняют также не в колонне, они стоят по кругу. Для младших дошкольников должен быть разработан комплекс из 4 общеразвивающих упражнений. Все упражнения воспитатель выполняет вместе с воспитанниками.
Зарядка под музыку в старшей группе
Продолжительность утренней музыкальной гимнастики в старшей группе увеличивается до 8–10 минут. Зарядка с детьми 5–6 лет направлена на повышение работоспособности и выносливости организма. Старшие дошкольники выполняют большее количество повторений знакомых упражнений, чаще добавляются элементы ритмики, танца, партерной хореографии.
Если зарядка выполняется на улице, педагог заранее готовит необходимое музыкальное оборудование
Видео: утренняя гимнастика в старшей группе ДОУ
Воспитанники старшей группы на видео выполняют знакомую зарядку без участия воспитателя. Комплекс упражнений, подходящий и для детей 4–5 лет, усложняется использованием гимнастических ковриков.
Таблица: комплексы основных упражнений для детей 5–6 лет
Комплекс | ОРУ | Вариант музыкального сопровождения |
«Дружба» (зарядка с элементами ритмопластики) |
| Песня «Неразлучные друзья» группы «Барбарики». |
«Если добрый ты» |
| Композиция «В добрый путь» из музыкального альбома «220 песен для детей». |
«Обезьянки, вперёд!» |
| Песня «В каждом маленьком ребёнке» из м/ф «Обезьянки, вперёд!», песня-игра «Мы весёлые мартышки». |
«Чебурашка» |
| «Песня Чебурашки» из м/ф «Крокодил Гена» (в исполнении К. Румяновой с инструментальным ансамблем «Мелодия»). |
Комплекс 2
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба в колонне по одному с последовательными поворотами в различные стороны по сигналу.
- Переменный бег с ускорением.
- И.п. – основная стойка, руки на поясе.
- 1 – наклон головы к правому плечу;
- 2 – и.п.;
- 3 – наклон головы к левому плечу;
- 4 – и.п.
- И.п. — основная стойка, руки перед грудью согнуты в локтях.
- 1 – 3 – рывки согнутыми руками в стороны.
- 4 – рывок прямыми руками в стороны.
- И.п. – ноги расставлены на ширину плеч, руки на поясе.
- 1 – поворот в правую сторону;
- 2 – и.п.;
- 3 – поворот в левую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. – основная стойка, руки на поясе.
- 1 – сделать выпад правой ногой;
- 2 – и.п.;
- 3 – выпад левой ногой;
- 4 – и.п.
- Последовательные прыжки — ноги совместно, ноги поврозь.
- Легкий бег на месте.
- Дыхательное упражнение «Шарики».