Уровни методологических знаний

Понятие и задачи методологии

Методология вот уже много лет является самым многозначным, спорным и неопределённым понятием.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В более широком понимании методологию принято трактовать, как систему принципов и способов построения практической и теоретической деятельности. Более узкая трактовка: методология — это учение о методе научного познания и преобразования мира.

Необходимость знания методологии очевидна – без знаний методологии нельзя провести грамотно и достоверно ни одно исследование. Любому исследователю необходимо овладевать методологической культурой, которая состоит из:

  • методологическая рефлексия – умение анализировать свою собственную научную деятельность;
  • способность с научной точки зрения научно обосновывать различные концепции и методы познания.

С. С. Розовая, считает, что основными задачами методологии являются: определение главных направлений и программ исследовательской деятельности, обеспечение правильной постановки проблемы, разработка методов и средств научного исследования, обеспечение ученых самой необходимой техникой для научных исследований, выявление общих подходов к изучению предмета, становление единой стратегии научного поиска, проведение коррекции хода исследования по его предметному содержанию, выявление принципиальной структуры и основных векторов взаимосвязей результатов исследования, построение и обоснование предмета научного исследования.

Формы методологического знания

Важность влияния философии на возникновение, развитие и становление педагогической науки и ее отдельных отраслей неоценима. Об этом свидетельствует история развития методологических знаний, которая свидетельствует о том, что на ранних этапах развития педагогической науки методологические знания включали в себя теоретические определения, сформированные философской наукой

В настоящее время влияние философских знаний воспринимается большинством ученых-педагогов, которые различают общий философский, общий научный и специальный научные уровни единства методологических знаний. В целом за основу берется философская классификация этого вида знаний, поскольку эти уровни не очень значимы для представителей других наук.

Когда преподаватель использует такую классификацию, ему полезно понять, что его сферой интересов в лучшем случае являются частные научные знания, без «расшифровки» структуры, содержания и функционального статуса этих знаний. Поэтому необходим иной подход к этому вопросу, сочетающий существующие подходы с новыми методологическими конструкциями.

Подходы к концепции методологии различных ученых:

1) Методология — это наука о структуре, внутренней организации, методах и приемах теоретического процесса;

2) Методология — это критерии оценки и процесс формирования и использования способов изучения теоретической и практической деятельности;

3) Методология — это набор общих принципов для решения сложных практических проблем в методологии исследования.

4) Методология — это взаимосвязь методов и приемов формирования и организации теоретического и практического процесса

5) Методология — это принципы, структура, уровни, способы изучения педагогических инноваций;

6) Методология — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также обучение этой системе».

Известный методист педагогики В. В. Краевский, обобщая достижения в этой области, указывает, что «методология педагогики — это система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению этих знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специальных и научных педагогических исследований».

В. И. Загвязинский считает, что методология педагогики включает «учение о структуре и функциях педагогического знания, включая педагогическую проблематику; исходные, важные, базовые социально-педагогические определения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологическое значение; учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики; учение о логике и методах социально-педагогического поиска».
Анализ литературы показывает, что мнения разных авторов по этой проблеме схожи. Таким образом, определение сущности педагогики-методологии можно представить следующим образом: это «учение о структуре, логической организации, методах и средствах педагогической деятельности в теории и практике». Такая позиция ученых позволяет сформулировать основные черты методологического знания.

Специфика методологического знания может быть определена как его принадлежность к разрешению определенного противоречия.

По сути, методологическое знание любой науки — это результат выхода из противоречия между процессами изучения и преобразования соответствующей педагогической практики.

Теоретическое знание — это результат противоречивых взаимодействий между объектом познания и методом, позволяющим изучать этот объект.

Она определяется результатом решения проблемы теоретико-методологического знания, которая проявляется как противоречие между предметом и методом.

Конкретно-научные методологические подходы в педагогике

Конкретно-научная методология педагогики представлена следующими основными подходами.

Интегральный подход к педагогике считается дальнейшим развитием системного подхода. Это требует при изучении педагогического процесса рассматривать его как целостную систему с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении тех или иных задач, а движение каждого элемента подчинено законам движения целого. Целостный подход требует помнить, что образование и воспитание — это единый (педагогический, воспитательный) процесс, что личность не воспитывается и не развивается по частям. Холистический подход требует сосредоточения внимания на интегративных (целостных) особенностях личности при организации педагогического процесса и понимания самой личности как сложной психологической системы, имеющей свою структуру и функции.

Личностный подход в педагогике означает признание социальной, активной и творческой природы личности. Личность рассматривается как продукт социально-исторического развития и как носитель культуры. Учитель-исследователь и учитель-практик придерживается личностного подхода в проектировании и реализации педагогического процесса и ориентируется на личность как объект, цель, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. При таком подходе педагог опирается на естественный процесс саморазвития личности (потенциал, творчество) в образовании и создает для этого соответствующие условия.

Деятельностный подход в педагогике. Философия и психология установили, что деятельность является основой, средством и фактором развития личности. Активность — это форма человеческой деятельности, выражающаяся в практическом, преобразующем и исследовательском отношении к миру и самому себе. Деятельность — это форма существования и развития человека, процесс преобразования природы и социальной действительности, включая самого себя.

Культурологический подход в педагогике утверждает, что образовательный процесс должен быть организован как усвоение ребенком культуры современного общества во всех ее аспектах. Это отражается, в частности, в целях образования (базовая культура личности, культура самоопределения, культура труда, культура здорового образа жизни и т.д.).

Аксиологический подход в педагогике тесно связан с предыдущим. (Аксиология — изучение ценностей, ценностной структуры мира). Такой подход означает признание и реализацию ценностей человеческой жизни в обществе, в том числе ценностей образования и педагогической деятельности. Это предполагает такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы усвоение учащимися ценностей общечеловеческой культуры, обучение и формирование их ценностных ориентаций.

Этнопедагогический подход в педагогике требует учитывать, что ребенок живет в конкретной социокультурной среде и принадлежит к определенному этносу. В нем предлагается организация и осуществление образовательного процесса на основе национальной культуры, традиций и обычаев. Задача учителя — максимально использовать возможности среды, в которой растет и воспитывается ребенок, учитывая национальную культуру в специфике этой среды.

Антропологический подход в педагогике впервые был заложен К.Д. Ушинским (1824-1870). В его понимании это означает систематическое использование данных всех наук о человеке как субъекте образования в процессе организации и осуществления педагогического процесса. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна сначала узнать его также во всех отношениях». Эта позиция великого педагога остается актуальной для современной педагогики.

Понятие социологической методологии

Определение 2

Социологическая методология – это учение о системе принципов, методов и подходов, которые объясняют получение социологических знаний и явлений и их применения.

С помощью методологию можно понять то, как необходимо использовать полученные знания и как с их помощью получать новые. Чем сложнее процессы научного познания, и чем сильнее необходимость выбора путей их развития, тем сильнее развивается методология. Во второй половине ХХ века методология становится самостоятельной областью изучения, она начинает развиваться отдельно от философии и других специальных дисциплин. Методология становится самостоятельной областью, важным направлением которой является увеличение научного знания.

В таком понимании методология социологии – это способ самопознания социологии как науки, способ ее рефлексии, т. е. размышления по поводу сущности, назначения, возможностей и границ научного познания социальных процессов и явлений. Методологический анализ связан с разными видами познавательной деятельности исследователя.

Сущность и структура методологической культуры педагога

Методология педагогики указывает, как проводить исследования и практическую деятельность. Эти знания необходимы каждому учителю. Учитель должен иметь представление и определенные знания об уровнях методологической культуры педагогического коллектива, о методологии педагогики и уметь использовать эти знания в своей деятельности по преодолению проблем и в практическом применении при возникновении различных педагогических проблем.

Методологическая культура преподавателя включает в себя следующее.

  1. проектирование и формирование процесса преподавания-обучения.
  2. восприятие, формулирование и творческое решение педагогических проблем.
  3. методологическая рефлексия.

Основным критерием знания и методологической культуры учителя является использование научно-педагогических знаний учителя для совершенствования своей работы с применением анализа, других методов исследования в своей практической деятельности.

Можно сказать, что проявление творчества учителя означает определенный уровень методологической культуры учителя, т.е. создание нового педагогического опыта, в котором нет шаблонного действия. Таким образом, только в процессе познавательной и практической деятельности учителя формируется его методическая культура. Результатом методологической культуры являются оригинальные разработки учителей, нетипичные решения в области педагогической теории и практики.

Самое общее знание, которое получает учитель, — это педагогический принцип. Чтобы разработать новый принцип, необходимо определить следующие компоненты.

  1. цель, поставленная обществом для обучения и образования.
  2. определенные условия, при которых происходит педагогическая деятельность.
  3. возрастные особенности учащихся.
  4. методы преподавания, т.е. то, как разработаны ситуации преподавания и обучения.
  5. предмет обучения
  6. логика и содержание науки, которые являются заданными объектом и предметом.

В этих условиях формирования и подготовки методологической культуры учителя сложность работы исследователя выше, чем при определении одной педагогической техники. Следовательно, возникает цепь и зависимость, когда новые педагогические разработки предполагают новый уровень методологической культуры учителя, более высокий. В свою очередь, способность исследователя формировать новые методы и подходы в своей педагогической деятельности является показателем его высокой методологической культуры.

Определение уровней методологии также влияет на определение соответствующих им уровней методологической культуры. Выделяют следующие уровни методологической культуры:

1) педагогические;

2) общенаучные;

3) философские;

Только овладев указанными уровнями культуры, учитель может совершенствовать свою профессиональную и исследовательскую деятельность, что является необходимой целью и стремлением каждого педагога-профессионала.

Функции методологии

  1. Контрольная функция – методология выступает нормой научной деятельности, она оценивает правильность выбора методов исследования и позволяет дать объективную оценку полученным сведениям.
  2. Описательная функция – обобщение опыта исследовательской деятельности, тем самым создается реестр достижений социологического знания и использовавшихся ранее познавательных средств.
  3. Прогностическая функция – основа описания предыдущего опыта и тех причин, которые этот опыт породили.
  4. Объяснительная функция – это объяснение и понимание причин, лежащих в основе применения тех или иных методов.
  5. Критическая функция связана с сомнениями вокруг полученных научных результатов;
  6. Дескриптивная функция – учение о структуре научного знания, служит неким маяком в исследовательском процессе.

Разнородность всех этих функций обуславливает различие уровней методологического анализа, так исследователи Э. Г. Юдин и И. В. Блауберг выделили следующие уровни методологии:

  • высший уровень представляет собой философская методология;
  • второй уровень – это общенаучная методология;
  • третий уровень – определённая научная методология;
  • четвёртый уровень – сама техника и методика исследования.

На современном этапе методологические проблемы социального знания постоянно увеличиваются, это связано с изменениями социальных структур в пространстве и времени т.к. социальное общество рассматривается в динамике.

Таким образом, методология это своего рода метатеория всех социальных наук, которые сформировались и развиваются и в которых отражаются противоречия сложившихся теоретических направлений.

Структура методологии

Методологию можно рассматривать с двух сторон, как практическую, которая направлена на решение практических проблем и теоретическую, которая формируется с помощью философской гносеологии. Теоретическая сторона направлена на формирование идеальных знаний, практическая это набор методов и приемов, направленных на достижение желаемой цели.

Успешность и эффективность метода диагностируется практикой, решением научно-прикладных задач, поиском принципов достижения цели, реализуемых в комплексе реальных дел и обстоятельств.

Можно выделить следующую структуру методологии:

  • методологические основания – логика, философия, системный анализ;
  • логическая структура деятельности – объект, субъект, предмет и т.п.;
  • характеристики деятельности – принципы, нормы и условия деятельности;
  • технология выполнения задач – способы, методы и приёмы.

Методология также разделяется на формальную и содержательную. Формальная методология – это анализ исследовательских методов подходов к истинности и аргументированности теоретических знаний. Содержательная построена на изучении теорий и законов научного знания и системы методов исследования.

Виды уровней методологического знания (по Э.Г. Юдину)

Выделяют четыре уровня методологического знания (по Э.Г. Юдину):

Высший, философский уровень: его содержание составляют наиболее общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания, установленные философией. Методологическое значение имеет вся система философского знания, определяющая идеологические подходы к процессу познания и преобразования действительности.

Общенаучная методология представляет собой теоретические концепции, применимые ко всем или большинству научных дисциплин (материалистическая диалектика, эпистемология, логика).

Конкретно-научная методология — это совокупность принципов, методов и процедур исследования, используемых в конкретной научной дисциплине.

Технологическая методология представлена методикой и техникой исследования, т.е. совокупностью процедур получения достоверного эмпирического материала и его первичной обработки.

Все уровни методологии, образующие систему, подчинены друг другу. Философский уровень является основой всех методологических знаний. В зарубежной педагогике существует множество философских основ: неотомизм, прагматизм, экзистенциализм, необиоклассицизм и др. В Российской Федерации существует несколько философских основ.

Философской основой отечественной педагогики большинство ученых признают материалистическую диалектику (принцип всеобщей взаимосвязи явлений и принцип развития, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные). Кроме того, большинство отечественных педагогов имеют материалистический взгляд на мир. Они понимают, что формирование внутреннего мира человека, педагогических явлений основано на процессах материального мира.

В качестве общенаучных методологических принципов педагогика учитывает принципы:

  • единство социального и биологического;
  • единство общего, особенного и единичного;
  • единство теоретического и практического;
  • единство логического и исторического;
  • Соотношение количественных и качественных данных, объективных и субъективных признаков.

Например, принцип единства теории и практики применительно к педагогике формулируется как принцип единства педагогической теории, эксперимента и педагогической практики. Между практикой и наукой существуют определенные циклические связи. Педагогическая практика является как критерием истинности научного знания, так и источником новых педагогических проблем, требующих исследования.

Общенаучным методологическим подходом в педагогике является системный подход. Она ориентирует исследователя и практикующего специалиста рассматривать явления и объекты как системы, имеющие определенную структуру и функциональные законы. Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих изучаемые процессы как систему, что позволяет получить знания о закономерностях их функционирования и принципах эффективной организации.

В педагогике применение системного подхода привело к появлению таких понятий, как «педагогическая система», «взаимодействие», «целостность». Педагогическая система на уровне структурно-функционального анализа может быть представлена рядом взаимосвязанных компонентов: Субъекты педагогического процесса, содержание образования (общая базовая культура, профессиональная культура) и материальная база (средства). Их взаимосвязанное движение, направленное на достижение определенной цели, создает педагогический процесс как динамическую систему. Цель выступает в качестве системообразующего фактора.

Методология педагогики общенаучного уровня проявляется также в таких общенаучных методах, как моделирование, кибернетика, информационные технологии, статистика, методы теории вероятности, социология и др. В эту группу также входят логические методы: сравнение, сопоставление, анализ и синтез, классификация и систематизация, обобщение и абстрагирование.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий