Обучение и воспитание детей с ЗПР при помощи коррекционной программы

Диагностика памяти детей с ЗПР

В процессе диагностики памяти у детей с ЗПР проводится целый ряд тестов, который определяет процент слухового и зрительного восприятия информации, запоминания и воспроизведения в нужный момент.

Для определения уровня слуховой памяти проводится тест под названием «10 слов». В спокойной обстановке ребенку зачитывается ряд произвольных 10 слов. Если после первого прочтения у ребенка получится повторить половину слов – слуховая механика памяти находится в рамках нормы.

Для определения уровня зрительной памяти проводится тест по методике Векслера, разработанной в 1945 году. Перед ребенком размещается 4 картинки с геометрическими фигурами, каждая из которых изучается в течение 10 секунд. Задача: по памяти восстановить на листе бумаги все изображения. За каждую картинку предусматривается определенное количество баллов — от 3 до 14. Средние показатели и выше являются нормой.

Для определения состояния образной памяти ребенку предлагается лист бумаги, на котором в ячейках таблицы размещены 12 простых образов. В течение 30 секунд ребенок изучает картинки и их положение, а потом пытается схематически изобразить все по памяти. Нормой считается повтор 8 и больше изображений, из которых как минимум 6 будут стоять на своем месте.

Статья в тему: Критерии оценивания детей с ЗПР

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
    мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
    астения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
    неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
    любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
    развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
    вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
    травмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается
образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно

Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года

Развитие памяти у детей с ЗПР

Различают 4 разновидности памяти:

  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую;
  • образную.

А вот процессов памяти существует только 3, и к ним относятся:

  • запоминание;
  • сохранение;
  • воспроизведение.

В дошкольном возрасте хорошо работает зрительная память, внимание детей привлекают яркие, нестандартные предметы. Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации

Произвольная память проявляется в начальных классах, что объясняется необходимостью запомнить большое количество новой информации.

В возрасте от 3 до 6 лет наблюдается активный период развития памяти, поэтому предельно важно подобрать максимально эффективные занятия и упражнения при работе с детьми с ЗПР. Статья в тему: Эмоционально волевая сфера ребенка с ЗПР

Статья в тему: Эмоционально волевая сфера ребенка с ЗПР

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить
либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания
отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё
    исправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им
    оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить
комплексную помощь таким деткам и их родителям.

Препараты

Для борьбы с ЗПР рекомендуется принимать препараты, которые направлены на улучшение кровообращения головного мозга. Эти препараты бывают как растительными, так и химическими. Конкретное лечение выписывает только врач. Среди растительных медикаментов наиболее эффективны Кавинтон, Танакан, Винкамин. Среди препаратов-корректоров выделяется Фезам.

Помощь родителей крайне важна

В настоящее время ЗПР — широко распространенная проблема. На рынке предлагается литература, в которой рассматривается специфика общения, ухода и развития таких малышей. Одна из наиболее знаменитых и качественных книг в этой области — Блонский «Память и мышление». Каждый год растет количество исследований и медицинских курсовых, посвящённых этой теме, в которых дается классификация детских проблем, рассматривается дефектология, а также предлагается краткий (но развитый в этом направлении) курс помощи родителям, столкнувшимся с такой проблемой.

В образовательных учреждениях всех уровней ФГОС предусматривает наличие адаптированных программ, по которым должно производиться обучение крох с ЗПР. При правильной и комплексной терапии можно добиться значительных результатов и фактически излечить ребенка.

Высшие психические функции и речь

Память

Дети с ЗПР плохо запоминают информацию, потому что объем их краткосрочной и долговременной памяти ограничен, есть нарушения механической памяти. Их воспоминания отрывочны, неполны, только что выученный урок, быстро забывается. Плохая память мешает во время занятия: например, такому ребенку приходится постоянно напоминать условия задачи или правило, он путает слова и т. д.

Им требуется больше попыток, чтобы запомнить что-то, поэтому необходимо многократное повторение новой информации. При ее воспроизведении ребенку с ЗПР также нужно больше времени, так как он долго подбирает нужные слова.

Психологи и неврологи рекомендуют обучить ребенка различным техникам запоминания для развития памяти и мышления.

Восприятие

Из-за плохой памяти о многих предметах, понятиях, явлениях у детей с ЗПР складывается фрагментарное представление: общая картинка есть, но часть кусочков мозаики отсутствует.

Доказано, что наглядный материал усваивается намного лучше, чем словесный, поэтому при объяснении необходимо использовать рисунки, простые схемы, инфографику.

Внимание

При ЗПР ребенку трудно долго удерживать внимание на одном предмете или занятии, он постоянно на что-то отвлекается. Учителя часто его ругают за неусидчивость и болтовню на уроке, неспособность выполнить задание до конца

Чтобы сделать занятия в школе и дома более эффективными и интересными для ребенка, необходимо организовывать их так, чтобы была частая смена видов деятельности. В комнате, где ребенок учит уроки не должно быть никаких внешних раздражителей – компьютера, радио, телевизора.

Мышление

Образное мышление у таких детей нарушено, то есть они не могут представить детально конкретную ситуацию или предмет в уме, что необходимо, например, на уроках математики. Абстрактное мышление (отвлеченный поиск решения проблемы, способность взглянуть на ситуацию в целом, не обращаясь к опыту, органам чувств) и логическое мышление (умение выстраивать причинно-следственные связи, применяя и анализируя знания, полученные ранее) работают только, если ребенка направляет взрослый – учитель, мама.

Самостоятельно ребенок не может сделать какой-то общий вывод, классифицировать информацию, выделить основные признаки предметов, сравнить, найти различия и общее между ними, найти связь и т. д.

Речь

Задержку психического развития часто сопровождают такие речевые нарушения, как: дислалия (неспособность правильно произнести звуки при нормально развитых органах речи), дисграфия (трудности при овладении письмом) и дислексия (сложности при овладении чтением).

Дети с ЗПР часто поздно начинают хорошо говорить, неправильно произносят многие звуки, у них небольшой словарный запас, им сложно построить длинное предложение. Здесь необходима помощь логопеда-дефектолога.

Упражнения для развития памяти у детей с ЗПР

«Квадрат»

Цель: развивать кратковременную память.

Ход упражнения: подготовьте пять карточек размером 20×20 см, разделенных на квадраты 5×5 см, один из которых заштрихован (на разных карточках заштрихованы разные квадраты). Каждая карточка демонстрируется ученику в течение 10 с. После завершения показа ученик отмечает на листах, эквивалентных продемонстрированным, места заштрихованных квадратов.

«Пара»

Цель: развивать кратковременную вербально-зрительную память.

Ход упражнения: сложите 10 пар слов (2 — 3 серии). Одно слово из пары является известным детям, а другое — нет. Дайте задание выучить пары. Далее называйте первое слово, а ребенок должен воспроизвести второе

«Ряд — 1»

Цель: развивать кратковременную вербально-слуховую память.

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей темы (месяца, семестра). Составьте первые 3 ряда по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово за 1-2 с. Дайте задание письменно воспроизвести их за 20-40 с. Проведите эти же действия со вторым и третьим рядом с двухминутным перерывом между ними.

«Ряд — 2»

Ход упражнения: выпишите термины, которые вы будете изучать в курсе вашего предмета в течение следующей теме (месяца, семестра). Составьте из них два ряда (с различным размещением одних и тех же слов) по 10 слов в каждом. Зачитайте первый ряд со скоростью 1 слово в 1-2с . Через несколько секунд зачитайте второй ряд и попросите воспроизвести в первоначальном порядке.

«Срок»

Ход упражнения: запишите на одинаковых карточках 7 терминов (формул, определений и т.д.) следующей темы по одному на карточке. Разложите их, дайте ученику задание запомнить, в каком порядке они расположены. Через 10 с. перемешайте  карточки и попросите ученика воспроизвести порядок размещения.

«Кто больше»?

Ход упражнения: попросите учеников открыть учебник на странице, где находится словарь. Предложите один раз прочитать определенное определение и закрыть учебник. Устройте конкурс на самый длинный дословно воспроизведенный отрывок определения, который запомнил ученик.

Тесты для тренировки памяти

«Купи в магазине»

Для игры понадобится 10 — 15 игрушек или предметов, ученики хорошо знают. Желательно, чтобы они были небольшого размера. Разложите заранее все предметы «на прилавке магазина», но так, чтобы их не было видно, когда вы даете задания. После того как ученик «вернулся из магазина», он называет, что принес. Игру можно проводить с несколькими учениками одновременно (например, в группах по 4 — 5 человек), но при этом следует увеличивать количество предметов в «магазине».

Методы обучения и воспитания детей с ЗПР

В целом, эффективность обучения и воспитания детей, страдающих ЗПР, обеспечивается применением следующих методов:

  • индивидуального подхода;
  • контроля за наступлением утомляемости;
  • активизирования познавательной деятельности;
  • углубления знаний об окружающей среде;
  • коррекционной деятельности;
  • педагогической тактичности.

Позитивной динамики в обучении и воспитании детей с ЗПР можно достичь при своевременной и комплексной реализации психологической и педагогической коррекций, медицинского лечения и индивидуализированного обучения.

Коррекционно-развивающая программа

Настоящая программа состоит из трех основных блоков развития:

  • целостности восприятия, двигательной способности;
  • концентрации, внимания, памяти;
  • мыслительных способностей.

Программа должна строиться на следующих принципах:

  • превалирования детских интересов;
  • системности;
  • непрерывности;
  • вариативности;
  • рекомендательного характера помощи.

В ДОУ с такими ребятишками занимаются отдельно

Выделяется несколько направлений программы:

  • диагностическая (направленная на выявление проблем);
  • непосредственно коррекционно-развивающая (помощь в освоении программы и коррекция недостатков);
  • консультативная (помощь семьям в правильном поведении с детьми с ЗПР);
  • информационно-просветительская (информационная поддержка всех участников процесса).

Адаптированная образовательная программа в ДОУ

Адаптированная программа подразумевает под собой процесс инклюзивного образования. Обучение производится вместе с обычными малышами. Целью адаптированной программы является улучшение умственных способностей крох с ЗПР и подготовка их к жизни в обществе.

Блоки этой программы совпадают с коррекционно-развивающей, однако ее специфика заключается в предоставлении детям возможности идти не в коррекционный класс (группу), а в обычный дошкольный кружок (сад).

Данная программа подразумевает достижение таких результатов, как:

  • формирование инициативности;
  • овладение основными способами мозговой деятельности;
  • формирование позитивного отношения к окружающей среде;
  • овладение навыком приходить к компромиссу и договариваться;
  • развитие воображения, навыков речи, моторики;
  • формирование способности к волевым усилиям;
  • усвоение норм поведения в обществе;
  • стимулирование любознательности;
  • повышение социальной активности и побуждение к контактам с другими людьми.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий