Как оформить уголок ряжения в детском саду

Важность безопасности в углоке ряжения

Важно обеспечить безопасность в углоке ряжения для предотвращения возможных травм или несчастных случаев. Прежде всего, необходимо выбрать безопасное место для размещения уголка ряжения

Оно должно быть свободно от опасных предметов или оборудования, которые могут причинить вред детям.

Дети должны быть под присмотром взрослых, которые могут контролировать происходящее и обеспечить безопасность всех участников. Ведь даже самые безобидные костюмы и аксессуары могут представлять определенные риски для детей.

Важно также учесть возрастные особенности детей и выбрать костюмы и аксессуары, которые не будут создавать дискомфорт или опасность для малышей. Например, следует избегать использования масок, которые могут создавать проблемы с дыханием или зрением

Также не рекомендуется использовать острые или тяжелые предметы в качестве реквизита.

Дополнительно, перед разыгрыванием любой сценки в углоке ряжения, необходимо провести брифинг с детьми и обсудить правила безопасности

Важно объяснить детям, что ряженые проказники – это всего лишь игровые персонажи, и их действия не могут нанести вред окружающим детям, учителям или сами себе

Уголок для общения с природой

Концепция оформления уголка природы своими руками зависит от возрастной группы и возможностей регулярного ухода за экспонатами.

Одной из популярных форм деятельности в ДОУ являются игры с переодеваниями. Они приносят детям много радости и пользы. Малыши развивают мелкую моторику, застегивая пуговицы и завязывая ленточки. Формируются навыки самообслуживания. Перевоплощаясь в животных, сказочных героев, представителей различных профессий, ребятишки развивают фантазию, отрабатывают необходимые поведенческие навыки.

Во время игр дошкольники примеряют различные роли. Они представляют себя героями сказок, продавцами и врачами, пожарными и космонавтами, принцессами и супергероями. Таким образом малыши получают необходимый жизненный опыт, учатся общаться в рамках заданного регламента поведения. Большим подспорьем становятся различные атрибуты, костюмы, позволяющие перевоплотиться в выбранного персонажа. Специально для этих целей и организуется в детском саду уголок ряженья.

Предметно-развивающая среда в группе организуется для детей, поэтому должна быть соразмерна их росту, легкодоступна. В зависимости от возраста меняется наполнение уголков ряженья, поскольку меняются игры и физиологические возможности детей.

Материалы для центра театра

Содержание зоны ряжения определяется задачами, поставленными для разных возрастных групп, а также тем, на каком виде театрализованной деятельности делается акцент. Обычно наполнение центра имеет накопительный характер, пополняясь новыми элементами из года в год.

Таблица: наполнение уголка ряжения для разных возрастных групп

ВозрастОсновной вид театрализованной деятельностиМатериалы
Младший дошкольный (1,5–4 года)Подражание действиям взрослыхМаски, костюмы для сказок «Репка», «Теремок».Фланелеграф.Одежда или элементы рабочего наряда врача (халат, шапочка), продавца (фартук), шофёра (куртка, кепка), повара (халат, колпак), парикмахера (фартук).Маски, картинки домашних и диких зверей.Отдельные детали одежды для составления образов (шляпы, юбки, платки, сумки, очки).Видеозаписи кукольных постановок сказок.Аудиозаписи звуков природы для создания музыкального фона.Простые музыкальные инструменты (погремушки, бубен, барабан).
Средний (4–5 лет)Сюжетно-ролевая игра, создание образа через мимику, жесты, интонации.Наряды для разыгрывания сюжета 2–3 сказок («Золушка», «Красная Шапочка»).Крупная бижутерия, короны.Костюмы представителей некоторых профессий (стюардессы, лётчика, полицейского, военного, пожарного).Маски сказочных героев.Народный костюм.Видеозаписи театральных представлений народных сюжетов.Аквагрим.Дудочки, свистульки.Настольные игры (лото на темы музыкальных инструментов, персонажей сказок).
Старший (5–7 лет)Инсценировки с полноценным участием в подготовительном процессе. Основной упор делается на то, что дети мастерят элементы костюмов самостоятельно. То есть уголок ряжения превращается в гримёрку, где дети делают подзорную трубу для капитана из картонных втулок, корону из круглой коробки, а фуражку для полицейского из старой бейсболки.Видеозаписи постановок известных сюжетов разными видами театра (марионеток, теней, перчаточными, на фартуках, ростовыми).Помады, кремовые румяна для грима.Отрывки из оперных произведений по известным сюжетам («Спящая царевна», «Три богатыря» и др.).

Маски — самый простой способ обозначить персонаж

Куклы для театрального центра

В уголке ряжения дети не только примеряют на себя тот или иной образ, но и знакомятся с куклами разных видов театра:

  • театра на руке (пальчиковым, перчаточным, варежковым, картинок) – в первой, второй младших группах,
  • верхового театра (куклами на ложках, би-ба-бо, тростевыми, на гапите) – в средней группе,
  • настольного (картинок, баночного, на кружках, магнитного, вязанного) – в младшей, средней группах,
  • стендовым (теневым, на фланелеграфе) – в младших группах,
  • напольным (марионетками) – в старшей группе,
  • живых кукол (ростовыми, на фартуке, театром масок) – в старшей, подготовительной группе.

Пальчиковый театр используется во всех группах: малыши смотрят, как педагог разыгрывает сказку, а ребята постарше сами пробуют силы в такого рода постановках

Как назвать уголок ряжения

Часть предметно-развивающей среды, в которой сосредоточены средства для творческого развития детей, является одной из самых ярких и оригинальных зон. И чтобы не добавлять ложку дёгтя банальным названием «Уголок ряжения», стоит придумать нечто более затейливое. При этом для малышей название должно быть простым и легко произносимым, учитывая то, что в 1,5–3 года они только учатся говорить.

  1. «Уголок театра».
  2. «Наш театр».
  3. «Мы в театре».
  4. «Мы — актёры».

В средней и старших группах название может быть более замысловатым:

  1. «Гримёрная».
  2. «Костюмерная» (этот вариант подходит в том случае, если центр заполнен костюмами, аксессуарами, а остальные материалы — книги, аудио-, видеоматериалы вынесены в уголок развития речи, например).
  3. «Весь мир — театр» («Мир — театр»).
  4. «Театральный центр».

В названии уголка ряжения очень часто встречается слово театр, так как оно передаёт более широкий смысл этой части предметно-развивающей среды

Фотогалерея: эскизы оформления центра ряжения

Если пространство группы позволяет, то в центре ряжения можно разместить не порсто зеркало, а туалетный столик

Если в группе мало места, то в уголке ряжения могут быть только костюмы, остальные материалы размещаются по другим центрам: книги в развитии речи, куклы в центре сказок

Для размещения материалов в уголке театра удобно использовать стеллаж с разноуровневыми полочками

Стеллаж в виде домика может быть не только местом хранения материалов, но и переходящей декорацией

Средняя группа

Дети на пятом году жизни активно осваивают совместную ролевую игру. Любимые сюжеты: дочки-матери, визит к врачу, совершение покупок в магазине. Воспитатель расширяет жизненный опыт детей и стимулирует гибкое ролевое поведение, вводя в игру новых персонажей, неожиданно меняя сюжет. Происходит знакомство с различными профессиями.

Важное место в этом процессе занимает театрализованная игра, во время которой ребятишки воспроизводят несложный сюжет. Перевоплощаясь в героев сказки, они раскрепощаются, учатся создавать образы посредством движений, интонаций, мимики

Примерить на себя чужую роль помогает реквизит из уголка ряжения в детском саду.

Список игровых материалов для него может включать:

  • одежду для переодевания (юбки, плащи, жилеты, фуражки, косынки);
  • крупную бижутерию, в том числе поделки воспитанников;
  • накидки для игр в различные профессии (летчик, стюардесса, полицейский, пожарный, военный, кондуктор и др.);
  • костюмы для обыгрывания двух-трех сказок;
  • маски или шапочки животных, сказочных героев;
  • народные костюмы, кокошники, короны.

Принципы зонирования помещений

Отправив малыша в сад, он первое время будет испытывать дискомфорт. Это объясняется тем, что он привык к определенной окружающей среде. Главная задача воспитателей – это создать все условия для быстрой адаптации в дошкольном учреждении.

Это осуществляется с помощью зонирования помещений, их грамотного обустройства. Мы укажем, по каким принципам действуют воспитатели, чтобы создать хорошие условия для развития, воспитания дошкольников:

по принципу стабильности, динамичности. Группы – это небольшие помещения. Нужно рационально использовать каждый метр. При оформлении чаще всего применяется кассетная система. Суть ее в том, что создаются отдельные блоки для развлечения и развития детей. Их оборудования, материалы могут легко трансформироваться, создавать новые условия. Таким образом, зоны в группе детского сада
будут время от времени объединяться или же отделяться. Это позволит воспитанникам заниматься интересными им делами;
по принципу соответствия возрасту – важный момент. Каждая возрастная категория имеет свои особенности. Их нужно учитывать. Самым маленьким будет сложно адаптироваться в новой среде, поэтому, оформления помещений не должны часто сменяться. Такие места должны быть снабжены только развивающими материалами и оборудованием

Лишние детали следует убрать, чтобы они не отвлекали внимание детей. К тому же, обстановка должна помогать развивать сенсорные способности

Для ребят от 4 до 5 лет нужно подготовить пространство, наделенное самыми разнообразными играми и развлечениями. Для дошкольников старшего возраста нужно создать условия, в которых они смогут самовыразиться, утвердиться. Оформление обязано ориентироваться на интересы этого возраста;

по гендерному принципу. Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир. Это нужно учитывать при обустройстве групп. К тому же между детьми разного пола есть физические различия, поэтому гендерный принцип разделения особо уместен при делении детских спален, душевых, туалетных зон;
по принципу эстетичности – созданные воспитателем уголки должны притягивать внимание детей, вызывать у них интерес. Дошкольники должны чувствовать удобство, комфорт, эстетическое наслаждение.

Уголок ряженья своими руками

В детском саду не всегда хватает финансирования на оформление групп. Зачастую сотрудникам приходится самостоятельно мастерить украшения, дидактический материал и даже мебель, чтобы сделать помещение красивым и уютным. Для изготовления уголка ряженья понадобятся фанера, крепеж, деревянный черенок под вешалки и крепкие мужские руки.

Сначала чертится схема уголка, затем выпиливаются детали. Можно придать боковым стенкам и полочкам закругленную форму во избежание травм. Вешалки под одежду часто делают веселыми, стилизуя под грибок, матрешку, животных. Затем детали собирают, покрывают морилкой или красят в необходимые цвета. Остается разместить на стеллажах костюмы, маски и другие атрибуты с учетом возраста воспитанников.

Как провести ряжение в уголке?

1. Выбор темы. Перед началом организации ряжения нужно определиться с тематикой праздника. Можно выбрать тему карнавала, фантастического мира, сказок или профессий – главное, чтобы она была интересной и доступной для детей.

2. Подготовка костюмов. Рядом с уголком ряжения нужно организовать гардероб, где дети могут переодеться. Заранее нужно подготовить костюмы или попросить родителей привезти их для своих детей. Также необходимо предусмотреть зеркала, чтобы дети могли рассмотреть свои образы.

3. Декорации и аксессуары. Чтобы создать атмосферу праздника, обязательно украсьте уголок ряжения различными декорациями. Это могут быть шарики, флажки, гирлянды и другие элементы декора, которые придают особый праздничный настрой.

4. Игры и развлечения. Во время ряжения можно организовать различные игры и конкурсы, чтобы дети могли весело провести время. Например, можно провести соревнования на самый оригинальный костюм, игры на музыку или даже небольшую дискотеку.

5. Фотографии. Не забудьте сделать фотографии во время ряжения. Они помогут сохранить память о веселом и ярком событии. Можно сделать фото в тематической фотозоне или сделать групповое фото всех участников ряжения.

Соблюдая все эти моменты, можно успешно организовать ряжение в уголке и подарить детям незабываемый праздник, наполненный весельем и радостью.

Старшие группы

Ролевые игры детей 5-7 лет сложнее по сюжету. Они строятся не только на основе личного опыта, но и по мотивам прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, телепередач. Дети вживаются в роль, изображают не только действия персонажей, но и их характер, отношение друг к другу. Участвуя в театральной постановке, воспитанники старшей и подготовительной групп ощущают те же эмоции, что и сказочный герой.

В этом возрасте не требуется большого количества готовых костюмов. Ребенок способен самостоятельно создавать требуемые образы при помощи подручных средств. Капитану вполне достаточно подзорной трубы, царю — короны, полицейскому — фуражки. Вы видите на фото уголок ряженья в детском саду для этой возрастной категории. Он больше похож на гримерку и может включать в себя:

  • готовые костюмы для инсценировки 4-5 сказок;
  • маски сказочных и фантастических героев;
  • одежду (юбки, платья, платки, шарфики, накидки, жилеты, галстуки, бабочки);
  • головные уборы (фуражки, шляпы, кепки, каски, короны и кокошники);
  • элементы ряженья (парики, бусы, браслеты, очки, банты, уши, носы);
  • атрибуты персонажей (волшебная палочка, картонный меч, игрушечные крылья и т.п.);
  • детский грим.

Наряды

Как сшить костюмы для уголка ряжения в детском саду? Найдите у себя дома или приобретите в секонд-хенде школьные рубашки белого цвета. Нашив на них красный крест или полицейский значок, мы получаем элементы профессиональной одежды. Из голубой рубашки большого размера получится халат медсестры, нужно только добавить поясок и характерную атрибутику.

Из самой дешевой подкладочной ткани можно создать отличные костюмы, подобрав нужный цвет. Сначала изготавливаем накидку: вырезаем прямоугольник, в серединке – отверстие для головы, по бокам – липучки. Из заготовки красного цвета получится наряд пожарника, нужно только нашить цифры “01”. Из темной ткани сделайте костюм водителя, из желтой – сотрудника ДПС, пришив полосы и соответствующие надписи. По такой же схеме из яркой ткани шьется униформа продавца, парикмахера.

Для повара можно смастерить фартук. Вырежьте из имеющейся ткани два квадрата – побольше и поменьше. Сшейте их друг с другом, украсьте тесьмой, кармашками, аппликацией на кухонную тематику. Не забудьте пришить завязки по бокам и ленточку на шею.

Уголок ряженья в детском саду помогает малышам примерить на себя различные роли, одновременно осваивая соответствующие модели поведения. Играя, дошкольники познают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми и развивают свои творческие способности.

Через опыт оформления детских тематических уголков своими руками проходит каждый заинтересованный родитель. В создании этого обязательного элемента интерьера в дошкольных и школьных учреждениях участвуют сами питомцы и педагоги.

В качестве предметов, составляющих композицию, могут использоваться поделки, сделанные во время занятий или специально подобранные предметы (сувениры, печатная продукция), имеющие развивающее значение.

В детском саду и младших классах к оснащению уголков могут привлекаться и родители. Их опосредованное участие подразумевается также и на последующих этапах учебы, когда ученики, получив соответствующее творческое задание обращаются за помощью к членам семьи.

Краткое содержимое обзора:

Детский уголок своими руками

Конечно, мечта каждого ребенка – это домик на дереве, ведь именно в таких любят проводить время герои любимых мультфильмов и зарубежных фильмов, и вы можете воплотить мечту, создав сказочный домик на дереве самостоятельно. Вы можете для безопасности оборудовать его специальными пандусами, чтобы дети легко забирались в свое укрытие и слазили с него. Пандусы – более удобное и безопасное решение, по сравнению с хилой лестницей или канатной веревкой, с которой малыши могут легко упасть.

Несколько пандусов позволяют сделать сразу несколько игровых зон, поэтому играть смогут детки со своими друзьями. Можно также завесить материалом пространство между землей и непосредственно жилищем, таким образом, вы получите еще один укромный уголок.

Простое решение оформления игровой зоны – это шалаш, несмотря на всю его простоту, дети от такого укромного местечка будут в восторге, к тому же, такой шалашик идеально впишется на дачном участке, и не будет привлекать внимание, поэтому школьник может проводить там свободное время, читая или повторяя уроки

Мы уверены, что стоит вам предложить детям построить вместе шалаш, и они вызовутся вам помогать, ведь это очень увлекательный процесс. Конечно, им предстоит оформить все внутреннее убранство своего секретного убежища – принести мягкие игрушки и другие полезные вещи, чтобы создать уютную обстановку. Мамочка вместе с детками может смастерить из ткани гирлянду или выполнить .

Также обязательно надо побеспокоиться о теплой подстилке, которую следует постелить на землю, ведь шалаш, в отличии от домика на дереве, стоит непосредственно на земле. В качестве подстилки подойдет и , своими руками сделанный.

Вы можете устроить под любым деревом детский уголок своими руками, фото
идеи вы без труда найдете на просторах интернета и на нашем сайте. Обязательно надо позаботиться о небольшом столике, за которым дошкольник сможет рисовать или лепить из пластилина, а также поставить коробку, куда удобно было бы складывать игрушки.

Не исключено, что в таком шалаше ребенок будет играть до самого вечера, ведь во дворе дачи он всегда находится под родительским присмотром, поэтому обязательно надо сделать свет, например, подвесить китайский фонарь, а также шалаш можно украсить новогодней гирляндой.

Если вы ищите подходящее место для такого сооружения, то желательно не ставить его рядом с песочницей, так как весь песок будет попадать в укрытие, пачкая текстиль. Ведь у нас есть , и будет обидно, если все это придет в негодность через несколько дней.

Роль уголка ряжения

Развитие духовного мира ребёнка зависит от богатства эмоциональных впечатлений, которые он получает в процессе занятий, игр. С этой точки зрения, театрализованная деятельность открывает широкие возможности для получения первых уроков:

  • распознавания человеческих чувств;
  • усвоения нравственных категорий (добро — зло, любовь — неприязнь, хорошо — плохо);
  • умения выстраивать отношения с окружающими.

Для полноты реализации задач духовного развития малышей в аспекте театрализации организация уголка (центра) ряжения (театра, переодеваний):

  • позволяет точнее передавать образ не только действиями и словами, но и мимикой, жестами, внешним видом, который играет существенную роль в формировании поведенческих черт персонажа;
  • развивает эстетические вкусы ребят;
  • расширяет представления о мире вокруг;
  • даёт возможность примерить на себя разные социальные роли, перевоплотиться, то есть обогащает жизненный опыт детей.

Цели и задачи создания уголка

Зона для перевоплощения в группе создаётся с целью:

  • стимулирования интереса к сюжетно-ролевым играм (детей привлекают яркие, забавные костюмы, надев которые так и хочется манерничать как Мальвина или кривляться как Петрушка);
  • формирования коммуникативных навыков в процессе игры (маленькие артисты учатся слушать и слышать не только речь своих персонажей, но и друг друга в процессе переодеваний, выбора костюмов или атрибутов роли);
  • развития подражательности, фантазии, креативных способностей малышей (дети проявляют свои творческие задатки не только в передаче образа, но и в умении подобрать одежду, аксессуары для роли);
  • поощрения инициативности детей, то есть обеспечения возможности выбора роли, костюма;
  • создания положительного эмоционального настроя (например, занятия в уголке ряжения — прекрасный способ отвлечь малышей младшей группы от переживаний по поводу утреннего расставания с мамой).

В процессе работы в уголке ряжения дети учатся мирному и дипломатичному взаимодействию

Если миссия уголка для переодеваний едина для детей любого возраста, то задачи, стоящие перед организацией этой зоны предметно-развивающей среды, немного отличаются.

Задачи для младшего дошкольного возраста

  1. Знакомство с настольным театром (пальчиковые и перчаточные куклы), театром теней, картинок, петрушек.
  2. Развитие мелкой моторики посредством застёгивания пуговиц, завязывания лент.
  3. Формирование навыков самообслуживания (дети учатся переодеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослых).
  4. Приобщение к творчеству (например, после прослушивания сказки, воспитатель предлагает малышам примерить маски персонажей, повторить какие-то отдельные фразы из текста).

Задачи для средней группы

  1. Освоение навыков перевоплощения в образ посредством костюма и аксессуаров.
  2. Практика диалогической речи. Дети наряжаются в костюмы персонажей-антиподов (например, Иванушка — Баба-Яга) и учатся выстраивать беседу, не перебивая, слушая друг друга.
  3. Отработка навыков самообслуживания (малыши учатся одеваться быстро, а после игры складывать костюмы на место).
  4. Развитие способности составлять наряд персонажа из отдельных деталей (например, для образа Буратино можно взять кофту Петрушки, а шляпу Незнайки).

Задачи для старшей и подготовительной групп

  1. Знакомство с театром марионеток, тростевыми куклами.
  2. Практика связной монологической речи (дети не только выбирают наряд, но и дают объяснение, с какой целью выбран тот или иной элемент образа).
  3. Развитие умения работать вместе, командой (дети помогают друг другу переодеваться, подбирать костюмы и атрибуты).
  4. Создание условий для отработки поведенческих навыков (на дороге при изучении ПДД, в лесу) за счёт переодевания в разные образы (инспектор ГИБДД, лесник, хулиган).
  5. Развитие творческих способностей за счёт совместного со взрослыми создания костюма для того или иного персонажа.

Оформление тематических зон в детском саду

  • Уголок природы. Центры исследовательской деятельности, календари наблюдений за изменениями в природе
  • Уголок творчества и ИЗО. Центры художественного творчества
  • Физкультурные и спортивные уголки и центры в группах детского сада
  • Уголки настроения, уединения. Центры психологической разгрузки, мирилки

Показаны публикации 1-10
из 4924
.Все разделы
| Уголки и центры в группах

Модель центра познавательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Центр безопасности

Центр
безопасности Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они…

Здравствуйте, хочу, на сей раз рассказать о наглядном пособии, выполненное мною своими руками. Естественно, идея не нова и возможно где-то встречалась, но я бы хотела рассказать о тех этапах изготовления, в которых испытала затруднения в выполнении данной работы. Это…

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий