Учитель как субъект коррекционной педагогики

Что такое коррекционная педагогика

Во всем мире наблюдается увеличение количества детей с нарушениями развития. Это связано с целым рядом причин.

Основные причины:

  • уменьшение детской смертности за счет спасения недоношенных младенцев и детей с разными формами патологий;
  • ухудшение экологии;
  • улучшение качества диагностики.

В России в настоящий момент проживает около двух миллионов детей с ограничениями в умственном или физическом развитии. Из них 680 тысяч имеют разные группы инвалидности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Для реабилитации и адаптации подобных детей существует коррекционная или специальная педагогика.

Коррекционная педагогика — это область педагогической теории и практики, которая связана с обучением и воспитанием детей с особенностями развития.

Формирование этой отрасли происходило в рамках дефектологии. Термин «дефект» сейчас используется редко, поскольку имеет негативную окраску.

Дефектология — это интегративная наука, занимающаяся изучением закономерностей развития детей, имеющих различные нарушения.

Главные виды нарушений:

  • психические заболевания;
  • неврологические патологии;
  • поражения органов слуха;
  • патологии зрения;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата.

На первом месте среди отклонений в развитии являются нарушения в работе психики. В России психические заболевания составляют 30 % от общего количества детских патологий.

В зависимости от типа нарушений выделяют разные направления коррекционной педагогики.

Специальные разделы:

  1. Сурдопедагогика — занимается обучением и реабилитацией учащихся с разными формами нарушения слуха.
  2. Тифлопедагогика — сферой ее применения являются воспитанники, имеющие проблемы со зрением.
  3. Логопедия — используется для устранения дефектов речи.
  4. Олигофренопедагогика — помогает адаптироваться и социализироваться ученикам, имеющим отставания в умственном развитии.

Практическое занятие № 8 . Педагогическая работа по формированию учебной деятельности младших школьников и коррекции ее недостатков.

Вопросы и задания

  1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме
  2. Перечислите критерии определения эффективности формирования учебной деятельности младших школьников.
  3. Раскройте особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с различными типами отклонений в развитии
  4. Раскрыть пути и способы формирования учебной деятельности младших школьников.
  5. Подобрать наиболее эффективные упражнения, направленные на формирование компонентов учебной деятельности школьников с различными видами отклонений
  6. Докажите роль уроков эстетического цикла для коррекции учебной деятельности школьников с интеллектуальными проблемами.

Литература

;;;;

Практическое занятие № 7

Педагогическая работа по коррекции дефицитных школьно-значимых функций

  1. Перечислите дефицитные школьно значимые функции и дайте их характеристику
  2. Какие компоненты включает в себя программа педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций.
  3. Составьте программу педагогической работы по коррекции дефицитных школьно значимых функций.
  4. Опишите методы совершенствования движений кисти и пальцев рук, зрительно- моторной координации. Покажите на примерах примеры развития и совершенствования
  • пространственных представлений младших школьников;
  • зрительного восприятия и зрительного анализа, координации в системе «глаз —

рука».

5.Подберите примеры для совершенствования памяти и внимания младших школьников ( по классам)

Литература

;;;;

Основы

Основы коррекционной педагогики — это базовые теоретические и практические положения, принципы и методы, которые формируют фундамент для коррекционно-педагогической деятельности. Включают в себя индивидуальный подход, ориентацию на результаты, адаптацию программного материала и методов, учет интересов и возможностей ребенка, а также использование современных коррекционных технологий и методов.

Принципы

В качестве базовых принципов коррекционной педагогики можно выделить:

  1. Принцип индивидуализации — принятие уникальных особенностей и потребностей каждого ученика.
  2. Принцип постепенности — обучение должно происходить постепенно, с учетом возможностей ребенка.
  3. Практический подход — ребенок должен применять полученные знания в практической жизни.
  4. Принцип сотрудничества — учитель и родители должны сотрудничать для достижения результата.
  5. Учет способностей — разработка образовательных программ, которые подходят для уровня и темпа ученика.
  6. Позитивный подход — фокусировка на успехах и прогрессе ученика, а не на его неудачах и недостатках.
  7. Принцип единства — взаимосвязь поставленных целей и задач по воспитанию, обучению, развитию и реабилитации.
  8. Принцип правдивости — в обучении должны учитываться настоящие возможности ребенка.
  9. Гетерохронность — учет неравномерности в развитии функциональных систем организма.
  10. Реабилитационный подход — стремление к восстановлению функциональных возможностей ученика.

Методы

В коррекционной педагогике используются различные методы, такие как:

  1. Игротерапия — использование игровых технологий в коррекционных и терапевтических целях.
  2. Информационно-коммуникационные методы — работа с коммуникацией и языком.
  3. Объяснительно-иллюстративные методы — сопровождение объяснения материала различными изображениями.
  4. Лечебно-оздоровительные методы — коррекционные занятия и упражнения, направленные на укрепление здоровья, лечение и профилактику заболеваний.
  5. Наглядные — использование визуально-чувственных каналов восприятия мира.
  6. Методы социальной адаптации — мероприятия, направленные на развитие социальных навыков.
  7. Терапия поведения — устранение и профилактика нежелательных форм поведения.
  8. Музыкотерапия — метод, основанный на целебном воздействии музыки.
  9. Арт-терапия — применение искусства и творчества.
  10. Сказкотерапия — использование сказок для решения педагогических задач.

Общая идея методов специальной педагогики состоит в том, чтобы помочь особым ученикам развить свои способности и вести активный и полноценный образ жизни.

Этапы

Коррекционная деятельность состоит из следующих этапов:

  1. Выявление и описание имеющихся у ребенка особенностей и отклонений от нормы.
  2. Исследование причин и условий возникновения патологии.
  3. Изучение коррекционно-педагогических особенностей и закономерностей развития личности с данными нарушениями.
  4. Выявление коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой имеющегося дефекта.
  5. Формулировка целей, задач и направлений коррекционно-педагогической деятельности.
  6. Выбор технологий, методик, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия.
  7. Создание эффективной образовательной среды для детей, нуждающихся в коррекции.
  8. Проведение коррекционных занятий и других мероприятий в соответствии с поставленными целями.
  9. Контроль за осуществляемой деятельностью.
  10. Рефлексия.

Учебные пособия

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось – 89, 1998.
  2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/Под ред. А.Л. Гройсмана. М., 1997.
  3. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М.,1994.
  4. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989
  5. Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 1999.
  6. Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы. – М., 1990
  7. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика развития и учения детей в системе коррекционного обучения. – М., 1989
  8. Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1989.
  9. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — Школа-Пресс, 1993.
  10. Гильбух Ю.М. Умственно одаренный ребенок: Психология диагностики, педагогика. Киев. 1992.
  11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.
  12. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. – М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, 1997.
  13. Пузанов Б.П. и др. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
  14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие для вузов Изд. 4-е. СПб., Питер, 2006.
  15. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом. М., 1997.

Нормативные документы

  1. Письмо Министерства просвещения РСФСР № 10-136-6 от 03.06.1988. «О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития.
  2. Инструктивное письмо Министерства народно образования РСФСР от 30.06.1989 г. № 17-154-6 «О направлении рекомендаций об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития».
  3. Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 № 333 «Положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях постановлений Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г., № 212 от 10.03.2000 г.
  5. Инструктивное письмо Министерства общего и проф. образования РФ от 04.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов».
  6. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  7. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Правительством РФ № 196 от 19 марта 2001 г.
  8. Приказ Минобразования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  9. Инструктивное письмо Минобразования РФ № 27/2881-6 от 30.05.2003 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».
  10. Инструктивное письмо Департамента образования Вологодской области от 03.06.2004 № 08-13/1068 «О специальных (коррекционных) классах VIIвида в общеобразовательных учреждениях».
  11. Нормативно-правовое обеспечение системы специального образования в Вологодской области / Сост. А.П. Коновалова, Т.М. Карпова, С.В. Копытова. – Вологда: ВИРО, 2004.

Практическое занятие №9-10.

Педагогическая работа по коррекции отклонений в поведении младших

школьников.

Вопросы и задания

  1. Какие формы отклонений характерны для младших школьников ?
  2. Назовите причины девиантного поведения младших школьников и дайте их характеристику.
  3. Составьте таблицу раскрывающую типы девиантного поведения младших школьников.
  4. Перечислите меры профилактики и коррекции девиантного поведения
  5. Докажите роль и особенности использования сказки в коррекции отклонений в поведении младших школьников

Литература

;;;

Практическое занятие №11-12.

Артпедагогика и арттерапия как средства коррекционно-развивающего образования младших школьников

Вопросы и задания

  1. Перечислите основные понятия, цели и задачи артпедагогики и артерапии.
  2. Назовите принципы артпедагогики и специальные образовательные технологии.
  3. Перечислите какие виды деятельности включает в себя артпедагогика и дайте их характеристику.
  4. Дайте характеристику арттерапевтических методик.

Литература

;;

Практическое занятие №13-15.

Игровые и художественные средства коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками.

Вопросы и задания

  1. В чем заключается оздоровительная работа с младшими школьниками через игровую деятельность
  2. Опишите трудности, существующие в познавательной деятельности младших школьников и предложите способы для ее коррекции.
  3. Опишите недостатки в социально-личностном развитии младших школьников
  4. Подберите примеры игр для коррекции недостатков социально-личностного развития младших школьников
  5. Опишите какие виды деятельности используют на музыкальных занятиях в классах коррекции.
  6. Дайте характеристику музыкальных способностей, которые развиваются у младших школьников в процессе музыкальных игр.
  7. Перечислите виды музыкальных игр и дайте их характеристику.
  8. Докажите влияние музыкальных игр на коррекцию разных отклонений у детей( приведите пример игры и на коррекцию чего она влияет)

Литература

;;;;

Модуль 4. Средства контроля качества обучения

2013 – 14 Уч.Год.

Модуль 1. Рабочая программа учебной дисциплины

  1. Рабочая программа(каб. 715, электронная версия на дискете УМК в каб. 720)

ЦЕЛЬ учебной дисциплины – содействие становлению профессиональной компетентности будущего педагога в работе с проблемными, школьнодезадаптированными детьми массовой общеобразовательной школы; распространение гуманистических взглядов по отношению к детям с проблемами; развитие интереса студентов к сфере коррекционно-развивающей работы.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА

Курс «Коррекционно-педагогическая деятельность учителя» является второй учебной дисциплиной в рамках специализации «Коррекционно-развивающая деятельность учителя», изучаемой студентами 2 курса в 3 семестре.

Курс интегрирован с учебной и производственной практиками и с дисциплинами «Коррекционно-развивающее обучение» и «Коррекционно-педагогические воздействия. Психолого-педагогический практикум».

Задачи дисциплины:

актуализация междисциплинарных знаний, способствующих пониманию сущности психолого–педагогических явлений и процессов, отношений участников педагогических процессов в общеобразовательной школе;

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. …

… слушателями необходимого уровня образованности по данной учебной дисциплине. Задачи курса: – ознакомить студентов с основными … Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Психология». Рабочая программа …

— организация образовательного процесса на основе использования современных педагогических технологий и форм взаимодействия, способствующих развитию умений описывать и объяснять педагогические явления, оценивать различные варианты решения профессиональных психолого-педагогических задач;

— содействие развитию исследовательской позиции будущего педагога в организации коррекционного обучения.

В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

— общий понятийный аппарат, методологическую основу изучаемого курса;

— о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте

жизнедеятельности;

— особенности преподавания и учения неуспевающих школьников;

— факторы, определяющие разнообразные формы аномального развития младших школьников в обучении;

— психолого-педагогические основы преподавания, учения проблемных детей;

— сущность индивидуализации и дифференциации в обучении.

Уметь:

— анализировать состояния риска в развитии и обучении детей;

— выделять причины, вызывающие проблемы у младшего школьника в обучении;

— моделировать различные виды обучения;

— дифференцировать учебную работу в соответствии с индивидуальными

особенностями обучающихся;

— использовать гуманно-личностный, индивидуальный и дифференцированный подходы в учебном процессе;

Владеть:

— навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля, различными способами вербальной и невербальной коммуникации;

— способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

— различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

Иметь представление:

— о современном положении в системе обучения, воспитания, коррекции и адаптации в общество детей с ограниченными возможностями физического и психического здоровья.

Коррекционная работа

Работать с детьми, которые не имеют выраженные отклонения в развитии, которые попадают в группу риска и с педагогически запущенными детьми могут учителя-воспитатели с опытом профессионально-педагогической деятельности и после специальной подготовки. Работа проходит в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения. Функциональными обязанностями учителей при этом являются: систематическое углубленное изучение учеников для того чтобы выявить их индивидуальные особенности; определение направления в развивающей работе; фиксация динамики развития; учет освоения детьми общеобразовательных программ.

К коррекционно-педагогической работе должен быть готов каждый учитель. Эту готовность определяют компонентами готовности к педагогической деятельности в целом

Это и мотивационно-ценностный компонент, когда, к примеру, учитель должен убедиться в своей профпригодности, наличии у себя творческого потенциала и способностей находить особые подходы к ученикам с отклонениями в поведении; и когнитивный компонент; и операционально-практический компонент; и эмоционально-волевой, в котором среди прочего особое внимание уделяется такому важному в коррекционной педагогике аспекту, как профессиональная и психологическая устойчивость учителя; и рефлексивный компонент

Основой коррекционно-педагогического направления в профессиональной деятельности учителя выступают характеристики и компоненты общепедагогической профессиограммы. К примеру, учитель-воспитатель должен знать основные закономерности возрастного анатомического и физиологического развития ребенка, индивидуальные и психологические особенности личности в разном возрасте (что является компонентами психолого-педагогических знаний учителя). Наиболее значимыми среди общепедагогических умений являются: умение определить уровень воспитанности и обученности ребенка, определить условия и причины отклонений в поведении и развитии; умение на основе поступков определить изменения в психическом состоянии ребенка, понять и объяснить ему особенности поведения в различных жизненных ситуациях; проектировать и прогнозировать развитие личности воспитанника, результат его воспитания и обучения; умение мысленно поставить себя на место ребенка; предвидеть возможные трудности и своевременно их предупредить. Также это умение спланировать структуру действий учеников и педагогически руководить их деятельностью, применять методы воспитания и обучения соответствующие уровню развития учеников; управлять активностью и поведением; найти контакт с учениками; быстро принять решение и найти эффективное средство педагогического воздействия на учеников; проанализировать результаты педагогического процесса, соотнести их с целями; корректировать поставленные задачи, регулировать отношения школьников внутри коллектива.

Как и где выучиться на педагога в коррекционном начальном образовании?

Освоить специальность учителя начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования возможно в ССУЗе или ВУЗе.

Другим способом освоить профессию является прохождение профессиональной переподготовки в Образовательном портале «Эксперт». Данный способ отлично подходит для тех, кто уже имеет высшее или среднее профессиональное образование в любой области.

Мы предлагаем пройти обучение по программам:

  • профессиональная переподготовка «Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в условиях реализации ФГОС», в объёме 320 час., https://expert123.ru/pedagogicheskaya-deyatelnost/obuchenie-korrektsionno-razvivayushhaya-pedagogika-ili-korrektsionnaya-pedagogika/ (для лиц, имеющих высшее образование в любой области);
  • профессиональная переподготовка «Педагогическое образование: теория и методика начального образования», в объёме 260/520/780 час. https://expert123.ru/perepodgotovka-i-povyshenie-kvalifikatsii-uchitelej-nachalnyh-klassov-v-krasnodare/professionalnaya-perepodgotovka-pedagogika-i-metodika-nachalnogo-obrazovaniya/ (для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в любой области);
  • повышение квалификации «Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС», в объёме 108 час. https://expert123.ru/pedagogicheskaya-deyatelnost/povyshenie-kvalifikatsii-sovremennye-metodiki-raboty-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah-s-invalidami-i-litsami-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-ovz-v-usloviyah-realizatsii-fgos/ (для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по специальности «Преподавание в начальных классах»).

Наш портал предлагает ряд преимуществ для обучающихся:

  • регистрация документа об обучении в системе ФИС ФРДО;
  • обучение в удобное время;
  • круглосуточный доступ к обучающим материалам;
  • компетентные консультации по интересующим курсам;
  • полезные, качественные, интересные и актуальные учебные материалы, составленные в соответствии с ФГОС;
  • возможность проходить обучение без отрыва от работы;
  • обучение не требует посещения обучающего центра;
  • доступные цены и отсутствие скрытых дополнительных расходов;
  • БЕСПЛАТНАЯ отправка документов заказным письмом Почтой России после завершения обучения.

Профессиональные и личностные качества коррекционного педагога

Личность педагога состоит из нескольких обязательных элементов:

  • профессиональных качеств
  • компетентности
  • личных качеств

Коррекционный педагог играет особую роль в жизни детей с трудностями обучения. Для таких детей педагог — это «окно» в мир нового, неизведанного, и увлекательного. Именно поэтому педагог, который работает с коррекционными детьми, должен в первую очередь быть для таких детей другом и помощником.

Успех педагогической деятельности в отношении таких детей, посещающих коррекционную школу, во многом зависит от личностных качеств самого педагога. Коррекционный педагог в первую очередь должен обладать следующим набором необходимых в его работе качеств:

  • доброта
  • любовь
  • уважение
  • тактичность
  • честность
  • справедливость
  • инициативность
  • деятельность
  • уверенность

Педагог должен преследовать гуманистические идеалы, для него его подопечные такие же состоявшиеся люди, как и все остальные

Важно чтобы коррекционный педагог всегда сам отслеживал свое психоэмоциональное состояние, так как оно прямым образов влияет на психическое и интеллектуальное состояние учеников

Работать с особыми детьми крайне непросто. Поведение детей иногда может шокировать неподготовленного человека, потому коррекционный педагог должен проявлять терпение и такт в работе с детьми, должен владеть ситуацией.

Необходимо чтобы педагог поэтапно планировал свою деятельность, ставил посильные задачи, для детей, которые будут способствовать их развитию.

Ученые разработали ряд требований, которым должен соответствовать коррекционный педагог. При работе педагог должен:

брать во внимание всю социально-биологическую картину ребёнка
обладать как достаточными теоретическими знаниями, так и практическими навыками
любить и импонировать детям
организовывать внеклассные мероприятия для детей
распределять посильные обязанности между детьми
планировать совместную работу класса
использовать наглядный материал
развивать творческое и аналитическое мышление детей
использовать собственные системы диагностики и контроля
приучать детей к самостоятельной познавательной работе
учить детей самоконтролю и саморазвитию

учитывать личностные интересы детей при планировании образовательной и воспитательной деятельности
находить общий язык и продуктивно взаимодействовать с детьми, обладающие разными способностями
предъявлять адекватные требования к своим воспитанникам
понятным образом преподносить учебный материал

Педагог не должен быть слишком нервно-возбудимым, не должен демонстрировать негативные эмоции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий