Основы психологии и педагогики. Регуляция и саморегуляция

Принципы регуляции

1. Принцип саморегуляции.

Этот принцип предполагает, что регуляция происходит внутри самого организма или личности. Человек осознает свои потребности, установленные цели и способы их достижения. Он самостоятельно принимает решение и контролирует свои действия.

2. Принцип целеполагания.

Регуляция связана с наличием целей. Человеку необходимо определить желаемый результат и сфокусироваться на его достижении

Цель помогает ориентироваться в действиях и направлять внимание на необходимые ресурсы

3. Принцип обратной связи.

Обратная связь – это информация, которую человек получает о результатах своих действий. Она позволяет оценить эффективность процесса регуляции и вносить коррективы при необходимости. Обратная связь служит основой для саморегуляции.

4. Принцип гомеостаза.

Гомеостаз – это стремление организма к установлению равновесия и поддержанию стабильных внутренних условий. Человек регулирует свое поведение с целью достижения гомеостатического баланса и удовлетворения своих потребностей.

5. Принцип социальной регуляции.

Помимо саморегуляции, регуляция может осуществляться и через взаимодействие с другими людьми. Социальная регуляция предполагает использование норм и ценностей общества, внешних стимулов и контроля со стороны окружающих.

Что такое саморегуляция в педагогике?

Саморегуляция включает в себя несколько ключевых элементов, таких как осознание своих целей и задач, умение планировать и организовывать свою работу, контроль за своими действиями и эмоциями, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям и строить собственную мотивацию для достижения успеха в обучении.

В педагогике существуют различные методы и приемы, которые помогают развивать саморегуляцию учеников. Важным моментом является создание благоприятной учебной среды, где каждый ученик может чувствовать себя важным и уважаемым, получая поддержку и конструктивную обратную связь от учителя и сверстников.

Также важно обучать учащихся различным стратегиям саморегуляции, таким как умение планировать свое время, устанавливать реалистические и достижимые цели, применять стратегии регуляции эмоций и использовать методы самоконтроля и самооценки. Регулярная практика этих навыков помогает ученикам стать более независимыми и успешными в учебной деятельности

В целом, саморегуляция в педагогике не только помогает ученикам достигать академических результатов, но также формирует ключевые навыки и качества, которые необходимы для успешной адаптации в современном обществе.

Уровни проявления саморегуляции

В различных подходах выделяют различные уровни проявления саморегуляции. Б. В. Зейгарник понимает саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на контроль собственного поведения. Она выделяет следующие уровни проявления целенаправленной личностной активности:

  • операционально-технический, который связан с сознательной организацией действий, направленных на оптимизацию деятельности личности;
  • мотивационный, определяющий организацию общей направленности деятельности посредством сознательного контроля собственной мотивационно-потребностной сферы.

1.3 Нарушения саморегуляции

Нарушения саморегуляции играют особо важную роль в осуществлении познавательной деятельности, эти нарушения выражаются в невозможности целенаправленной организации своих мыслительных действий. Некоторые формы нарушения мышления невозможно объяснить без привлечения представлений о саморегуляции: они должны рассматриваться как проявления нарушения осознания и подконтрольности своих мыслительных действий. Подобные формы нарушения познавательных процессов не затрагивают осуществления логических операций: больным могут оказаться доступными некоторые задания, требующие развитого абстрактного мышления. Однако в условиях необходимости организации своих действий (в ситуациях неопределенности, выбора, затруднения, конфликта) эти больные оказываются неспособными к осуществлению целенаправленной деятельности. Например, такие нарушения динамики мышления, как расплывчатость, нецеленаправленность, являются, по сути, выражением дезорганизации мышления.

Проблема нарушения саморегуляции и опосредования поведения в целом. Конкретизация этой проблемы применительно к анализу нарушений мышления была проведена А. Б. Холмогоровой. В качестве одного из важнейших аспектов саморегуляции мышления автор рассматривает ее рефлексивный аспект, связанный с процессом осознания, проверки, перестройки и выработки субъектом средств и способов деятельности. Выделяются две функции (контрольная и конструктивная) рефлексии в познавательной деятельности. Контрольная функция выступает в форме проверки соответствия действия имеющемуся эталону; конструктивная функция осуществляется в форме осознания и перестройки мыслительных действий.

Значение регуляции для психического здоровья

Регуляция психической активности играет важную роль в поддержании психического здоровья и благополучия человека. Она позволяет нам адаптироваться к изменяющимся условиям и контролировать свои эмоции, мысли и поведение.

Психическое здоровье — это состояние, при котором человек способен эффективно функционировать в обществе, испытывает удовлетворение от своей жизни и имеет возможность справляться с повседневными стрессовыми ситуациями.

Одной из основных задач регуляции в психологии является поддержание гомеостаза — устойчивого равновесия внутренней среды организма. Это означает, что регуляция позволяет нам поддерживать оптимальные уровни активации и адекватно реагировать на различные внешние и внутренние сигналы.

Регуляция тесно связана с эмоциональным благополучием. Когда мы умеем контролировать и регулировать свои эмоции, мы способны лучше справляться со стрессом и негативными ситуациями. Например, способность к эмоциональной регуляции помогает нам успокаиваться после конфликта или не попадать в ярость при малейшем раздражителе.

Недостаточная регуляция может привести к различным проблемам в психическом здоровье. Например, люди с низким уровнем регуляции могут иметь трудности в сфере межличностных отношений, испытывать проблемы в управлении эмоциями, страдать от тревожности или иметь повышенную восприимчивость к стрессу.

Принципы регуляции психической активности:

  1. Узнание и осознание своих эмоций и состояний.
  2. Умение выбирать адекватные стратегии регуляции для разных ситуаций.
  3. Установление границ и контроля в отношениях с другими людьми.
  4. Умение различать эмоции и не смешивать их.
  5. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

В целом, регуляция психической активности играет ключевую роль для психического здоровья. Она позволяет нам поддерживать эмоциональное благополучие, адаптироваться к жизненным изменениям и эффективно функционировать в различных ситуациях.

Понятие

Психологическая саморегуляция — объективная оценка ситуации, направленная деятельность, позволяющая контролировать собственную активность, корректировать результаты действий.

Выделяется два вида психологической самозащиты:

  1. Непроизвольная — естественные механизмы защиты, которые исходят из подсознания. Направлены на выживание.
  2. Произвольная — осознанный контроль действий для достижения поставленной цели.

Сама по себе саморегуляции формируется на протяжении жизни, но самосознание перестает развиваться, когда человек перестает учиться ответственности, забрасывает саморазвитие. Из-за этого страдает саморегуляция.

В зрелом возрасте контроль над эмоциями осуществляется интеллектом, находится в наивысшей точке. К старости этот баланс смещается к эмоциям. Из-за этого психологи сравнивают стариков с детьми.

Саморегуляция зависит от нескольких факторов:

  • поставленных целей;
  • особенностей личности;
  • условий внешней среды;
  • взаимоотношения между субъектом и окружающим миром.

Наладить продуктивную деятельность без поставленной цели невозможно, для этого нужно дополнительно научиться контролировать эмоции.

Особенности способности зависимо от пола и возраста

Учеными доказано, что женщины более подвержены негативному влиянию страхов, утомления, волнения, раздражения. Мужчины переживают стрессы, апатию, одиночество внутри себя, не делясь с другими.

В саморегуляции присутствует различия между полами. Это обуславливается несколькими факторами:

  • спецификой труда;
  • гендерными, культурными стереотипами;
  • различиями в обучении, воспитании мальчиков и девочек;
  • исторические факторами, из-за которых сложилась дифференциация социальных ролей.

Огромное влияние на регуляцию оказывают отличия по психофизиологии женщин, мужчин. Мужские методы саморегуляции имеют биологический характер, женские — социальный.

Отдельные особенности контроля за собственным психологическим состоянием касаются возраста. Чем младше человек, тем хуже он контролирует свои эмоции. Это связано с недостатком жизненного опыта, информации накопленной за годы жизни, гормонами. В зрелом возрасте люди достигают максимального уровня саморегуляции. С процессом старения эмоции берут свое.

Впервые методики контроля психического состояния проявляются в 3 года. Начиная с этого момента, ребенок осознает свое Я.

Возрастные проявления регуляции:

  1. С 3 до 4 лет — у детей преобладают двигательные, речевые методики контроля, которые проявляются непроизвольно.
  2. С 4 до 5 лет — дети обучаются эмоциональному контролю с помощью игр. В этом возрасте преобладают непроизвольные методы.
  3. С 5 до 6 лет — происходит процесс выравнивания пропорций между непроизвольным, произвольными способами. Активно развивается мышление, воображение, речь, память.
  4. С 6 до 7 лет — дети учатся самокоррекции, самоконтролю. Из-за этого изменяются пропорции. Проявляется 1 непроизвольный метод регуляции, 3 произвольных.
  5. До 20 лет — подростки развивают приобретенные методы, активно обучаясь у взрослых.
  6. В 20 до 40 лет — методики саморегуляции выбираются зависимо от того, какой деятельностью занимается личность.
  7. 40-60 лет — пассивный отдых, чтение книг, размышления вытесняют выбираемые методики регуляции.
  8. 60 лет — начинает преобладать общение, осмысление прошедшего, пассивная разрядка.

Огромное влияние на развитие методик самоконтроля оказывает социальный статус, деятельность индивида.

Теории и уровни

Существует несколько актуальных теорий саморегуляции, каждая из которых имеет определенные особенности.

Системно-деятельностная регуляция

Ее автором является Л. Г. Дикая. Она одновременно рассматривается как система и деятельность. Автор выделила 4 уровня саморегуляции:

  1. Непроизвольный — регуляции, которые строится на активности, проявляющейся при торможении, возбуждении психики. Личность не может контролировать непроизвольные реакции, но их продолжительность кратковременна.
  2. Осознаваемый — из-за постоянного дискомфорта, человек встает перед выбором развивать саморегуляцию или выполнять какие-либо действия для выхода из сложившейся ситуации. Он расставляет приоритеты, изменяет ценность потребностей, оценивает мотивы. При этом начинают работать самопрограммирование, самоубеждение, самовнушение, самоанализ, самоприказ. Происходят личностные, когнитивные изменения.
  3. Сознательная регуляция. Личность чувствует дискомфорт, может осознать уровень негативного состояния. После осознания ситуации, субъект делает выбор между способами изменения собственного состояния. Это может быть проявление силы воли, аутотренинг, психофизические упражнения, самоконтроль.
  4. Произвольный уровень. Саморегуляция проявляется только при тяжелом стрессе, сильной усталости. Это может быть задержка дыхания, напряжение мышц, судороги, речевая активность, эмоции, жесты, которые невозможно контролировать.

Системно-функциональная теория

Ее автором является А. О. Прохоров. Он рассматривал процессы саморегуляции как изменение психических состояний от одного к другому. Проявляется двумя способами:

  1. Функциональная структура процессов регуляции психического состояния складывается постепенно.
  2. Субъект пользуется сознательными методами регуляции, чтобы достичь необходимого состояния. Для выполнения поставленной задачи субъект проходит несколько промежуточных состояний.

На успешность методики влияет адекватность образа, который был представлен, степень осознанности текущего состояния. Чтоб описать сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать несколько факторов:

  • ритм дыхания;
  • телесные ощущения;
  • мысли, чувства;
  • воображение, воспоминания;
  • восприятие времени, пространства.

После точного осознания сложившейся ситуации, можно разработать методику перехода от негативного состояния к необходимому.

Методы и приемы

Люди используют разные методики саморегуляции:

  • медитацию;
  • релаксацию;
  • самовнушение;
  • десенсибилизация;
  • аутогенную тренировку;
  • реактивную релаксацию.

Релаксация

Эта техника может быть произвольной или непроизвольной. При выполнении произвольной методики субъект принимает расслабляющую позу, воображает место, в котором ему было бы комфортно. Релаксация помогает добиться нескольких целей:

  • восстановления энергии организма;
  • общего оздоровления;
  • снятия мышечного напряжения;
  • восстановления душевного равновесия.

Комплексное воздействие позволяет улучшить общее состояние индивида.

Десенсибилизация

Методика, применяемая для избавления от тревожности, страха. Существует несколько способов десенсибилизации:

  1. Расслабление. Нужно успокоиться, прокрутить в мыслях тревожные ситуации. Повторно осознание позволяет избавиться от страхов, тревоги.
  2. Контроль дыхания. Чтобы возвратить свободу действий, необходимо спокойно дышать в негативной ситуации.

Еще один способ — устранение страхов с помощью приятных впечатлений, новых эмоций.

Аутогенные тренировки

Впервые были предложены врачом из Германии Шульцем. Их принцип заключается в самовнушении. Методики можно освоить благодаря систематическим упражнениям. Техники доступны для любого человека. Благодаря тренировкам можно справиться со стрессами, усилить волевые качества, нормализовать эмоциональную сферу.

Популярные методы:

  1. Чтобы капилляры наполнились кровью, можно подумать о тепле, чтобы расслабились мышцы — представить подъем тяжести.
  2. Тренировки для освоения правильной техники дыхания. Для этого у человека вызывается ощущение тяжести, тепла. Ему внушают что ритм сердца ровный. После того как субъект будет подготовлен, он должен начать повторять фразу «Я спокоен».

С помощью самовнушения можно контролировать эмоции, изменять собственное состояние.

Медитация

Практика медитации позволяют человеку отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, усталость. Для ее проведение необходимо выделять около 20 минут каждый день. Существует 2 вида медитации:

  • расслабление;
  • погружение в глубокое размышление.

Люди, которые регулярно занимаются медитацией, отмечают ее положительное воздействие на организм.

Помимо рассмотренных практик, существует несколько методик естественной регуляции:

  • посещение литературных вечеров;
  • прослушивание классической музыки;
  • прогулки по лесу;
  • интенсивные тренировки, утренняя зарядка;
  • ежедневные утренние пробежки;
  • закалка;
  • общение с харизматичными людьми.

Некоторые записывают свои переживания, негативные эмоции в дневник, анализируют их. Это помогает избавиться от внутренних переживаний

Важно использовать методики сознательно

С негативными ситуациями сталкивался каждый. Изменение психологического состояния может привести к разрушительным последствиям. Чтобы разрешать конфликтные ситуации без плохого исхода, нужно научиться саморегуляции.

2.2 Способы саморегуляции

Существуют естественные способы саморегуляции психического состояния, к которым относятся: длительный сон, еда, общение с природой и животными, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Но подобные средства нельзя использовать, например, на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством. Она предотвращает накопление остаточных явлений перенапряжения, способствует полноте восстановления сил, нормализует эмоциональный фон деятельности и помогает взять контроль над эмоциями, а также усиливает мобилизацию ресурсов организма.

Естественные приемы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции:

1. смех, улыбка, юмор;

2. размышления о хорошем, приятном;

3. различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

4. наблюдение за пейзажем;

5. рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей и многое другое.

Кроме естественных приемов регуляции организма существуют и другие способы психической саморегуляции (самовоздействия):

1. способы саморегуляции, связанные с управлением дыханием;

— Управление дыханием-это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

2. способы саморегуляции, связанные с управлением тонусом мышц, движением;

— Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы

Как правило, добиться полноценного расслабления сразу всех мышц не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела

3. способы саморегуляции, связанные с воздействием словом и др.

Один из таких способов саморегуляции основан на использовании самоприказов — коротких, отрывистых распоряжениях, сделанных самому себе.

Глава 1. Теоритические подходы к понятию саморегуляции

1.1 Определение, структура и содержание саморегуляции человека

Саморегуляция-это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью силы слов (аффирмация), мысленных образов (визуализация), управления мышечным тонусом и дыханием. Приемы саморегуляции можно применять в любых ситуациях.

10 стр., 4867 слов

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии

… интерес представляют собой исследования русского психолога А.Ф. Лазурского (1874–1917). Создавая научную теорию индивидуальных различий, он предлагал изучать характер, темперамент человека как черты индивидуальности. В … психики и др. (М.Г. Ярошевский, 1995). В отечественной психологии в изучении индивидуальных различий между людьми, с точки зрения В.М. Русанова, исторически наметились два подхода. …

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

1. Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

2. Эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

3. Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:

1. Принятая субъектом цель его произвольной активности;

2. Модель значимых условий деятельности;

3. Программа собственно исполнительских действий;

4. Система критериев успешности деятельности;

5. Информация о реально достигнутых результатах;

6. Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;

7. Решения о необходимости и характере коррекций деятельности.

Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами-чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр.

Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

2.3 Тренинг для эффективной саморегуляции личности

Существует множество различных тренингов саморегуляции. Рассмотрим несколько из них.

Аутогенная тренировка — метод самостоятельного вызывания у себя особого (аутогенного) состояния, использования этого состояния и самостоятельного выхода из него.

7 стр., 3270 слов

Основы методики регуляции эмоционального состояния человека

… организма – дыхание – также находится в тесной связи с эмоциональным состоянием человека. Общеизвестно изменение частоты дыхания под влиянием душевных состояний. Большое нервное напряжение … эмоциональных напряжений. Известна определенная взаимосвязь между волнениями и развитием сахарной болезни … от эмоционального состояния человека. Когда человек в хорошем настроении, тонус мышц повышен: человек …

Аутогенная тренировка предложена в 1932 г. немецким врачом Иоганном Генрихом Шульцем (1884-1970 гг.).

Изучая самоотчеты людей, погруженных в гипнотическое состояние, И.Г. Шульц заметил, что физиологические сдвиги сопровождаются определенными ощущениями. Например, расслабление мышц сопровождается ощущением тяжести, а наполнение кровью капилляров кожи — ощущением тепла. Им был предложен метод вызывания физиологического сдвига путем пассивной концентрации внимания на зачатках ощущения, вызывающего этот сдвиг. Так концентрация внимания на реальной тяжести тела способствует углублению расслабления мышц, а концентрация на реальном тепле тела — притоку крови в капилляры кожи

Освоившие аутогенную тренировку и регулярно занимающиеся ею могут:

1. Успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение, что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов и психосоматических заболеваний, т.е. заболеваний, источником которых является стресс (гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, гастритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, экземы, псориаза).

2. Быстро отдохнуть, восстановление сил в аутогенном состоянии идет гораздо быстрее, чем во время сна, простого отдыха лежа, просмотра телепередач или прослушивания музыки.

3

Самостоятельно регулировать такие функции организма, как кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхания, кровоснабжение мозга, что очень важно для лечения психосоматических заболеваний

4. Бороться с болью.

5

Активизировать психические и физические функции, например, внимание, память, воображение, способность к физическим усилиям

6. Активизировать творческие ресурсы через развитие интуиции, образного мышления.

7. Побеждать вредные привычки путем рациональной борьбы со стрессом, эмоциональной и интеллектуальной активизации.

8. Углубленно познать себя. Древние мудрецы и врачи считали глубокое самопознание условием здоровья и развития личности.

Установлено, что аутогенное состояние возникает само собой, если человек:

  • а) находится в тихом месте;
  • б) расслабился в удобной позе;

Определение и основные понятия

Саморегуляция включает в себя несколько основных понятий:

  1. Самосознание — это осознание собственного внутреннего мира, своих мыслей, чувств, потребностей и целей. Самосознание позволяет лучше понять себя и свои реакции на внешние события, а также принимать более осознанные решения.
  2. Самоконтроль — это способность контролировать свое поведение, эмоции и мысли, в соответствии с определенными целями и правилами. Самоконтроль позволяет регулировать свое поведение и сосредоточиться на достижении поставленных задач.
  3. Самооценка — это субъективное восприятие и оценка своих возможностей, достижений и ценностей. Самооценка влияет на мотивацию и самоэффективность, она помогает определить собственные сильные и слабые стороны и работать над их развитием.
  4. Саморефлексия — это способность анализировать свое поведение, мысли и эмоции, с целью понимания причин и последствий своих действий. Саморефлексия помогает раскрыть свой потенциал, улучшить качество своей работы и личной жизни.

Таким образом, саморегуляция в педагогике является важным инструментом формирования личности, помогает развивать самостоятельность, ответственность, целеустремленность и адаптивность.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий