Учимся играя по палочкам Кюизенера: суть методики, содержание работы и отзывы об эффективности

Как используются схемы с палочками Кюизенера?

При работе по методике используются наборы, которые включают
в себя палочки разного цвета. Малыши могут раскладывать их, что формирует не
только мелкую моторику и цветовосприятие, но и навыки счета.

Набор палочек Кюизенера

Ученые отмечают, что именно такой метод отлично подойдет для
формирования абстрактного мышления, укрепления логических связей.

Есть и несколько практических навыков, которые удается получить при регулярном проведении занятий.

К ним относятся такие, как:

  • Получение представления о таких понятиях, как
    «больше» и «меньше».
  • Понимание процесса сложения, вычитания и
    деления.
  • Знакомство с такими понятиями, как «середина»,
    «равенство», «левый», «правый», «верхний», «нижний».
  • Развитие креативного мышления, умения к
    моделированию из подручных материалов, создание конструкций.
  • Закрепление использования методов
    наглядно-действенного мышления.
  • Улучшение мелкой моторики.

Во время занятий также удается развивать и другие навыки. К
примеру, при улучшении мелкой моторики параллельно также развивается речь,
потому что активные центры в мозгу находятся рядом.

Специалисты говорят о том, что схемы палочек Кюизенера можно начинать осваивать в любом возрасте. Хорошим вариантом станет начало занятий в три года, но иногда оно возможно и раньше. Главное – следить, чтобы малыш не тянул пластиковые предметы в рот, ничего не проглотил во время обучения.

Особенности использования палочек для тренировки речи

Наконец, стоит отметить распространенность использования палочек
Кюизенера в работе логопеда. В таком случае, занятия будут направлены на то,
чтобы существенно развивать речь, правильно ставить ударения, менять
ритмический рисунок предложений на правильный.

При помощи палочек можно добиваться умения правильно делить
слова на слоги. Упражнения по составлению историй и иллюстрированию своего
рассказа различными фигурами из палочек помогают повысить творческие
способности.

Помните, что метод способен на многое и при этом оставляет
простор для проведения самых разных экспериментов. Все что вам остается –
купить или сделать подходящий набор палочек, а потом мягко и аккуратно начать
занятия.

Ход мастер – класса:

Вводная часть: Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическим материалом палочками Кюизенера. Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.

Презентация «Палочки Кюизенера»

2 слайд.

Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

3 слайд.

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки – призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.

4 слайд.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием,которое позволяет:

1. Различать и классифицировать по цвету

2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда

3. Освоить прямой и обратный счет

4. Делить целое на части

5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины

6. Развивать пространственные представления

7. Овладеть арифметическими действиями.

5 слайд.

На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

6 слайд.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.)

Рассмотрите цветные палочки и подумайте, в какие игры можно поиграть с ребенком?

Ответы родителей.

Я предлагаю вам побыть детьми и отправиться в мир занимательной математики, а помощниками нам будут палочки.

1. Построите дорожку (синюю, желтую и т. д.)

2. Подарите мишке желтые, зайчику синие палочки.

3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.

4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.

Слайд № 7

5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Назовите все числа стоящие после 2.

Назовите число, стоящее перед числом 5. Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4.

Слайд № 8

Игра «Пассажиры и поезд».

Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, розовой и голубой. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый – не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько мест в каждом вагончике? (находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка – это одно место.) В ходе беседы приходят к выводу, что у каждой палочки есть свое число. Данное задание подводит к пониманию состава чисел из единиц.Далее можно разнообразить это задание: посадить в каждый вагончик столько пассажиров, какое число обозначает данная палочка, расставить вагоны по порядку, пронумеровать их, соотнося палочки с цифрой. Эта игра поможет детям различать цифры между собой.

Слайд № 9

Игра «Лесенки».

Постройте две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9) ; (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам назовите четный и нечетный ряды.

Слайд № 10

Игра «Коврики»

Постройте красивый коврик из палочек. Ширина коврика 6 см (8 см). Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 палочки. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.

Выстраивая коврики, дети знакомятся с составом числа из двух меньших чисел.

Слайд №11

Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Игры

Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

От 2 до 3 лет

Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

  • альбом-игра «вместе весело играть»;
  • альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».

Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.

От 3 до 5 лет

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
  • альбом-игру «дом с колокольчиком».

Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

От 5 до 7 лет

В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • комплект игр «посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

Слайд 14Примеры заданий на втором этапе1. Выкладываем лесенку из 10 палочек от

меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1 до 10 и обратно.

2. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.

3. Вы называете число — ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее — задача усложняется, числа идут вразбивку.

4. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.

5. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.

6. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).

7. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.

Лучшие упражнения

Есть множество упражнений, которые можно выполнять, используя цветные палочки. Познакомимся с некоторыми из них.

Составление лестницы

Играть можно с малышами 3-4 лет. Мама рассыпает перед ними набор из цветных палочек, их должно быть 10. Задача ребенка – сложить из них лестницу, разместив брусочки от самого маленького к самому большому.

Далее задача усложняется: на столе уже 20 палочек (каждого размера по 2 штуки), ребенок должен составить двойную лестницу. Когда упражнение станет получаться, можно предложить ребенку сложить из палочек квадрат. Для этого самую большую палочку складывают к самой маленькой, потом – палочку чуть большего размера – к бруску чуть меньшего размера и так далее. В итоге должен выйти правильный четырехугольник, а ребенок получит представление о том, что из частей можно составить целое.

Построение дома

Цветные палочки можно использовать и для занятий по конструированию, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров.

Такое занятие по силам малышам в 3-4 годика. Родитель может помочь ребенку сделать вывод: чем больше палочек использовалось, тем больше получился дом.

Кроватка для мышат

Взрослый должен заранее подготовить две небольшие фигурки мышек (или любых других зверей), причем одна из них должна быть ощутимо толще второй. После этого он предлагает ребенку из палочек сделать для них кроватки. Задача малыша – понять, что для толстой мышки требуется большая кровать, а для тонкой – поменьше, взрослый в процесс творчества не вмешивается, но помогает не допустить ошибки.

Далее делается вывод – чем длиннее палочка, тем шире кроватка.

Составление квадрата

Для работы потребуется большой набор палочек и помощь родителя. Задача ребенка – сложить квадрат. Сначала он совмещает четыре самые маленькие палочки, «единички», они становятся центром. Потом четыре палочки побольше помещаются на верх и низ квадрата, влево и вправо. Аналогичным образом складывается следующий ряд. В итоге должен получиться большой квадрат.

Задание можно усложнить, предложив ребенку сложить лабиринт:

  1. сначала малыш использует готовую схему, которую зарисовал родитель;
  2. постепенно переходит к собственному творчеству.

Оптимальный возраст для такого упражнения – 4 -5 лет.

Состав восьмерки

Когда дети уже познакомились со счетом, можно выполнить с ними задание, которое поможет подготовиться к восприятию арифметических действий.

  1. Взрослый достает из набора палочку-восьмерку. Предлагает ребенку найти палочки-единички в таком количестве, чтобы они расположились на «восьмерке» (соответственно, их потребуется восемь штук). Ребенок по одной достает самые маленькие палочки и прикладывает их к восьмерке. Делается вывод, что в одной длинной палочке содержится восемь маленьких.
  2. Теперь дошкольнику предлагается составить восьмерку из других палочек, например, 5 и 3. Следует найти как можно больше комбинаций.

После этого делается вывод, что одна длинная палочка включает в себя две более мелкие различной длины. Например, восемь – это пять и три.

Горизонтально и вертикально

Это задание поможет малышам разобраться в положении тел в пространстве. Сначала взрослый объясняет, что такое горизонт, потом говорит, что если положить палочку, то она будет горизонтальна. А если поставить, то она займет вертикальное положение.

После теоретической части следует предложить ребенку закрепить знания на практике, разместив цветные брусочки вертикально или горизонтально. Далее задание усложняется – от ребенка требуется определить, как располагают в пространстве дерево и поезд, и соответствующим образом разместить дидактический материал.

Занятия с палочками Кюизенера – отличный способ подготовить ребенка к школе, сформировать у него важнейшие навыки, способность фантазировать, разбираться в цветах и размерах. Схемы отличаются разнообразием, поэтому ребенок имеет возможность создавать новый узор хоть каждый день. Нередко такая работа приходится по душе усидчивым детям, которым нравятся всевозможные мозаики и паззлы.

Палочки Кюизенера

Лев Толстой

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров

Ну, давайте обо всем по порядку.

Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):

Палочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.

Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.

Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

Что такое палочки кюизенера

Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Описание методики

Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:

  • цвет;
  • понятие числового значения;
  • длина.

Чему можно научить ребенка

Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:

  • составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
  • различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
  • математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
  • базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
  • разбирать числа на составляющие;
  • понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
  • определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Игры, в которые играют дети и Я

Сегодня я расскажу о ВОЛШЕБНЫХ ПАЛОЧКАХ ))))

Ну да, можно, конечно, их назвать СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ, но это ведь не интересно! 

В моей творческой мастерской все вещи ВОЛШЕБНЫЕ ))) 

Кстати, я намереваюсь (надеюсь, хватит сил и времени) вам рассказать о 100!!! моих ВОЛШЕБНЫХ ВЕЩАХ… вещах, которые выручают меня на занятиях, и которые позволяют занятия делать веселыми, интересными иииии волшебными))))

Итааак  герои сегодняшнего поста — СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ… Да, те самые палочки, которые были и в нашем детстве, и, подозреваю, в детстве наших бабушек-дедушек… такие себе вечно-молодые палочки…

Мне нравится использовать на занятиях ПРОСТЫЕ ВЕЩИ, вещи, с которыми можно придумывать игры, которые можно использовать «и так и сяк», к таким простым вещам я отношу счетные палочки.

Что развивают счетные палочки?

  • концентрацию внимания (сосредоточенность)
  • пространственное мышление
  • логику
  • воображение
  • мелкую моторику

Как я использую ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ

  • считаем
  • сортируем по цветам
  • выкладываем буквы — слова — цифры — примеры
  • строим схемы предложений
  • строим геометрические фигуры
  • строим длинные — короткие дорожки
  • строим лестницы, колодцы, железные дороги
  • строим дорожки, соблюдая ритм
  • самое любимое — устраиваем цветной салют! А потом с радостью собираем палочки по всем уголкам )))) 
  • и еще устраиваем превращения — это когда переложив одну-две палочки получаем другую фигуру.
  • со старшенькими выкладываем различные картинки

Для занятий я сделала карточки-подсказки со схемами.

Выложить картинку малышу не так просто, даже с подсказкой. Этому нехитрому делу тоже нужно учить и направлять. Поэтому первые пару раз я обязательно подсказываю-помогаю, чтобы результат все-таки получился.   

Вот такие черно-белые карточки сделала я 

А можете воспользоваться ЧЕРНО-БЕЛОЙ версией для печати, которую сделала я 

5 листов формата А4, по 4 карточки на листе

Давайте ребенку ПРОСТЫЕ ИГРУШКИ — РАЗВИВАЙТЕ ЕГО ФАНТАЗИЮ!

Если вам интересны игры, развивающие МЕЛКУЮ МОТОРИКУ, то вам еще и сюда:

ИГРАЙТЕ С РАДОСТЬЮ

НАТАЛЬЯ ЧИСТОКЛЕТОВА

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Занятия с палочками кюизенера на объемное мышление

Такие задания помогут ребенку раскрыться с творческой стороны, стать самостоятельнее. Есть разные уровни сложности, от составления разных лестниц для проработки счета и арифметических действий, до составления сложных объемных фигур, сочинения сказок и рассказов. Особенно эффективны такие занятия с детьми в группах, но и дома вы сможете отлично и с пользой развлечь своего малыша.

Построение лестницы

Это очень важное упражнение, на котором ребенок сможет прорабатывать и последовательность счета, и другие навыки. Выполняется в несколько этапов разного уровня сложности:

  1. Мы по лесенке шагаем. Пусть малыш выложит перед собой палочку «1», озвучит, какого она цвета. Потом «2» и т.д. когда лесенка будет готова, он пройдет пальчиками по ней вверх, потом вниз, одновременно считая. Это способствует быстрому запоминанию чисел.
  2. Пусть кроха выложит числовую лесенку. Малыш собирает фигуру от определенного цвета, потом от числа. Можете усложнить задачу, пропуская те или иные ступеньки.

Составление фигур

Сначала рисуйте на листе бумаги в клеточку какой-либо предмет схематически, внутри расчертите на полосочки, которые нужно туда вложить, подпишите их числа. Пусть дитя соберет загаданную вами фигуру на бумаге. Затем усложните задание. Расчертите фигуру внутри, но числа уже не ставьте. Пусть малыш повторит задание. Последний этап – самый сложный. Рисуйте только контуры фигуры. Пусть чадо заполняет ее на свое усмотрение, но не выходит за границы.

После того, как малыш освоит составление фигур на бумаге, попросите его сделать это на плоскости. Пусть складывает, что хочет, или то, что вы загадаете: домик, цветочек, дерево. Самый сложный этап для детей постарше – составление объемных трехмерных фигур. Палочки кюизенера в этом случае выступают, как конструктор. Из них можно собирать животных, построить домики, машинки и даже выстраивать целые сцены.

Плюсы и минусы методики

Регулярное занятие по палочкам Кюизинера поможет вашему малышу раньше других карапузиков развить творческо — интеллектуальную жилку. Поможет малышу лучше концентрироваться и сосредотачиваться, быть более внимательным.

На занятиях задействована мелкая моторика и воображение, конструктивное мышление. Ваш малыш будет понимать и ориентироваться в основных математических понятиях, будет легко решать простые примеры на сложение и вычитание.

Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее -математический уклон.

Но является отличным дополнением и прекрасным полезным, интересным времяпровождением для ребенка. и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может быть самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.

Сходства и отличия с Дьенешем

Помимо Кюизенера, и другие ученые изучали проблему освоения математики детьми раннего возраста.

Помимо интереса к самой науке, Дьенешу было интересно изучать ход мыслительных процессов детей во время освоения математики, для чего им была изучена психоматематика.

Основа методики Дьенеша очень схожа с палочками Кюизенера, так как состоит в изучении математики при помощи увлекательных логических игр с использованием наглядного материала. Малыш должен решать задачи, используя объемные геометрические фигуры-блоки

Такие занятия позволяют развить память, воображение, внимание и логику. При помощи дидактического материала у малышей улучшается речь, они учатся сравнивать фигурки по размеру, количеству и цвету, осваивают основы классификации предметов по определенным признакам

Помимо схожих признаков, есть и существенные отличия методик Кюизенера и Дьенеша, так как палочки различаются по цветам и за каждой закреплена определенная длина, при этом толщина является одинаковой. У Золтана в наборе цветные блоки в количестве 48 фигур, они различаются по:

  • цвету – в наборе имеются синие, желтые и красные фигуры;
  • форме – в наличии есть прямоугольники, квадраты, треугольники и круги;
  • толщине – фигуры могут быть как тонкими, так и более толстыми;
  • размеру – детали имеют большие и маленькие габариты.

Каждая из вышеуказанных методик полезна для обучения детей математике, позволяя параллельно развивать и другие познавательные сферы, что способствует полноценному процессу обучения. Несмотря на похожую суть методик, процесс подачи их существенно отличается, поэтому стоит попробовать оба варианта и выбрать тот, который лучше поймут дети.

Картотека «Узоры из счетных палочек»

Цветок

Рыбка

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду.

Тёплым днём резвятся,

Дружно веселятся.

Морковка

Вот и вырастил я ловко

Очень сладкую морковку!

Конверт

Почтальон принёс письмо!

Посмотрите. вот оно!

Маленький домик

Квадрат с треугольником соединяем

И маленький домик мы получаем!

Грибок

Я увидела грибок. Сорвала и в кузовок!

Кораблик

Плывёт кораблик по волнам,

Зовёт с собой нас капитан!

Ракета

Вот и быстрая ракета!

Я её построил сам!

Скоро, скоро на ракете

Понесёмся к небесам!

Парусник

В море парусник плывёт.

Путешествовать зовёт!

Лесенка или железная дорога

А по лесенке я сам

Поднимусь под небеса!

***

Вот железная дорога,

Как на ней полосок много!

Часы

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте. (В.Орлов)

Рыбка

Летом весело играть

И друг друга догонять.

По воде спешат круги.

Рыбка, рыбку догони!

Дом большой

Мы построим дом большой

Посмотрите он какой!

Колокольчик

Зонтик

Ветка

Дерево

Расческа

Щетка

Юла

Пока верчусь. я не тужу,

Кружу — жужжу, жужжу — кружу. (загадка)

Сердечко

Листок

Конфетка

Песочные часы

Если делать сразу пару разных (как показано на картинке, то можно использовать для закрепления знания размеров /большой-маленький/, высоты /высокий — низкий/,…

Бантик

Кошка

Усевшись важно на окошко,

Ласково мурлычет кошка.

Зайка

Осьминожка

История методики

Появление палочек Кюизенера связано с трудами Джорджа Кюизенера, который был озадачен проблемой обучения детей основам математики. Биография этого бельгийского педагога, жившего с 1891 по 1976 годы сводится к тому, что большую часть своей жизни он работал с учениками младшей школы и преподавал им математику.

Проблемы с освоением этой науки школьниками вызвали у него интерес и породили желание помочь детям и сделать обучение легким и интересным. Благодаря изучению проблемы Джордж Кюизенер смог понять, что учеба детей идет намного быстрее, если они имеют возможность визуализировать предметы и проводить вычислительные действия непосредственно с ними.

Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Флебеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.

Плюсы тренировки

Работа с дидактическими палочками приносит немало положительных моментов:

помогает развивать мелкую моторику.
способствует формированию мышления и интеллекта малыша.
стимулирует его творческое начало, ведь чтобы придумать и сложить узор, потребуется активизировать воображение.
учит ребенка сосредотачиваться, что очень полезно для старшего дошкольника, которому вскоре предстоит постоянно концентрировать внимание на словах учителя.

Несмотря на большое количество плюсов, следует отметить, что методика узкоспециализированная – она направлена исключительно на развитие математических умений, поэтому обязательно дополнять ее развивающими играми иной направленности.

Цель и задачи методики

Палочки Кюизенера появились благодаря труду бельгийского педагога, придумавшего специальные цветные брусочки – с их помощью стало возможно обучать детей основным математическим действиям в наглядной игровой форме. Это и есть главная цель методики. Задачи ее многогранны:

  • обучение числам в процессе игры;
  • развитие представлений о счете и цвете;
  • формирование устойчивого интереса к математике как науке;
  • развитие логики, мышления, умения действовать нестандартно;
  • объяснение малышу базовых арифметических действий – сложения и вычитания.

Дополнительное преимущество набора – возможность предложить детям большое число заданий и упражнений, поэтому скучать им не придется. В игровой форме ребенок получит представление о таких сложных понятиях, как соотношение цифры и числа, длина, направления (верх и низ, лево и право).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий