У малыша проблемы в детском саду: как родители могут помочь ребенку

Как быть, если малышу не нравится детсадовская пища?

Ребенку может категорически не нравиться еда в саду по нескольким причинам:

  • он не привык к стандартной еде – кашам, супам, запеканкам – так как дома его кормили макаронами, булочками и омлетом;
  • еда в саду выглядит неаппетитно;
  • готовят действительно плохо (это редкость).

Приучать к нормальной пище, если в планах есть посещение ребенком ДДУ, нужно с первых месяцев начала прикорма. Если этого не произошло – стараться готовить дома те же блюда, что и в саду. В крайнем случае – первое время давать с собой привычную пищу в контейнере, постепенно снижая ее количество.

Если же сад не устраивает по многим причинам, еда действительно готовится плохо, все дети в группе не хотят ее есть – стоит побеседовать с заведующей и порекомендовать сменить повара. При отсутствии взаимопонимания – менять сад.

Почему нельзя кормить против воли

Ребенок может не есть в саду или дома по разным причинам, но в любом случае заставлять его это делать не нужно. В противном случае сформируется нездоровое пищевое поведение, которое может проявиться спустя много лет. Переедание, чрезмерное потребление сладкого или фастфуда, полный отказ от еды, употребление в пищу только одного продукта, постоянное следование диетам, недовольство своим весом, анорексия, булимия – часто эти явления возникают из-за неправильно выстроенных отношений с едой в детстве. 

Распространенное явление – кормление «под мультик» – также не имеет ничего общего с нормальным питанием. По сути, это то же кормление против воли, но его отличие в том, что еда вообще не воспринимается мозгом маленького человека. Организм не в состоянии воспринимать информацию с экрана и осознанно принимать еду, что приводит к печальным последствиям.

Во-первых, такой режим питания вызывает привыкание – отказ от еды в садике возникает просто потому, что ему не включили мультфильм.

Во-вторых, возникает переедание – сигналы о насыщении просто игнорируются.

В-третьих, из-за неосознанного потребления пищи ребенок оказывается не в состоянии в дальнейшем выбирать, что он хочет съесть: вкусовые предпочтения отсутствуют. 

Есть еще множество аргументов в пользу выхода из «общества чистых тарелок», поэтому врачи настоятельно рекомендуют не кормить детей, если они наотрез отказываются от еды. 

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один. Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода

Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся

Единственная сложность для любящего родителя — выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству. Очень часто на третьей попытке мама или папа «ломаются» и ставят на стол требуемые ребенком сосиски с макаронами или картофель фри.

Частный случай избирательного аппетита — перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде. Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями малыш не мог сам найти еду.

Проанализируйте свое поведение за столом

Плохой аппетит у здорового ребенка часто обусловлен психологическими особенностями малыша и принципами воспитания в семье.

Ситуации бывают самые разные, и неправильное поведение родителей может спровоцировать отрицательное отношение ребенка к принятию пищи. Например, если малыш медлителен, ест нерешительно, ковыряется в еде, маму это может раздражать. Она торопит ребенка, заталкивает следующую ложку с едой ему в еще полный рот, и процесс кормления превращается в пытку для обоих. В какой-то момент негативное отношение ребенка к еде захлестывает его и становится непосредственной причиной отказа от пищи.

Бывает, что ребенок отказывается от питания, если ситуация приема пищи сопряжена с отрицательными эмоциями. Такое случается, если мама непрестанно воспитывает ребенка за столом, излишне ограничивает его свободу, требует от него чрезмерной чистоты, упрекает его в неаккуратности, медлительности, неуклюжести и проч. Часто обеденный стол становится местом «выяснения отношений». Случается, что единственное время, когда работающие мама или папа могут поговорить со своим ребенком, это утренние или вечерние часы — за завтраком или ужином.

Нередко это время «сознательные» родители используют не для того, чтобы поинтересоваться жизнью своего ребенка и его проблемами, а исключительно для назидательных и воспитательных разговоров. При этом родители могут критиковать ребенка за дневные ошибки и упущения дома и в саду, в момент приема пищи они раздраженно напоминают о соблюдении хороших манер или отчитывают за вчерашнюю драку с Колей. В такой ситуации дети просто-напросто отказываются от еды из-за конфликта и угнетенного состояния.

Как ребенок может садиться за стол с удовольствием, если прием пищи у него постоянно ассоциируется с чувством стыда, вины, которое ему всякий раз внушается? Прибавьте к этому травмирующую ситуацию, связанную с новым окружением в саду, с питанием в незнакомой обстановке и приемом непривычной пищи. Так что помните золотое правило: никаких отрицательных эмоций за столом!

Отказ от еды после окончания адаптационного периода

Если все моменты адаптации пройдены, ребенок привык к воспитателю, режиму и детям, спокойно встает по утрам и не плачет в группе, но по-прежнему ничего не ест – причин может быть несколько:

  • ребенок ждет, что после сада его накормят вкусненьким и терпит чувство голода весь день;
  • у него нарушено пищеварение, проблемы с ЖКТ;
  • еда не подходит ребенку или у него появились аллергические реакции;
  • малыш испытывает затяжной стресс, то есть адаптация на самом деле не прошла, – он просто смирился с ситуацией.

Во всех этих случаях родителям и воспитателям необходимо принять ряд действий, которые помогут решить ситуацию.

Способы решения проблемы

Какие решения нужно принять?

  1. Не кормить ребенка перед садом, не давать с собой перекусы и сладости. Конфета в кармане по умолчанию вкуснее куриного супа, но приучать к здоровой правильной пище нужно, и лучше сделать это раньше.
  2. Отвести малыша к врачу – сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов. Возможно, у карапуза есть нарушение пищеварения, требующее лечения или особой диеты.
  3. Сделать аллерготест. Побеседовать с психологом – в саду, в поликлинике, частным доктором.
  4. Совместно помочь ребенку влиться в коллектив. Если сад откровенно плохой – сменить ДДУ или воспитателя, переведя ребенка в другую группу.
  5. Иногда же причина бывает банальной – ребенок сам плохо управляется со столовыми приборами или стесняется есть за одним столом со сверстниками. В этом случае дома нужно научить его кушать ложкой, детей постарше – пользоваться вилкой и столовым ножом.

Как уговорить покушать?

В саду лучшее, что может сделать воспитатель – посадить малоежку и нехочуху за стол с самыми хорошо кушающими детьми. Пример ровесников заразителен – видя уплетающих суп соседей, ребенок, скорее всего, и сам возьмет ложку.

Если малыш расстроен, капризничает – не надо заставлять его есть. Это может привить стойкое отвращение к еде и привести в будущем к расстройствам пищевого поведения. Воспитатель должен гибко подойти к желаниям малыша.

Если карапуз не ест мясо – ему можно предложить большую порцию супа или запеканки. Если не хочет первое – пусть поест котлету с овощами. Через некоторое время большинство детей начинают есть даже то, что до этого не пробовали – рыбные тефтели, запеченные овощи или молочные каши.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя

Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?

Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:

  • не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием — педагог уже ведет занятие с другими детьми и не обязан отвлекаться;
  • отказаться стирать, чистить и гладить одежду ребенка — это обязанность родителей, как и подбор сменных вещей;
  • потребовать, чтобы ребенка с симптомами заболевания осмотрел врач во время утреннего приема в группу;
  • узнавать, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад;
  • давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.

Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Куда обращаться при нарушении прав воспитателя детского сада?

Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.

Если ваши права нарушают родители, попросите помощи у руководства детского сада. Если дело доходит до клеветы, составьте встречную жалобу и предупредите, что готовы обратиться в полицию и суд — вы можете привлечь человека к уголовной ответственности по ст. 128.1 УК РФ. Обязательно соберите как можно больше доказательств в свою пользу — свидетельских показаний, записей с камер видеонаблюдения и пр., требуйте проведения служебной проверки. В полицию и суд также следует обратиться, если поступают угрозы, либо родители пытаются шантажировать вас.

Рекомендуем вам пройти программу повышения квалификации по:

Организация процесса взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими) в условиях реализации ФГОС ДО

108 часов (1 мес.)

4500 руб. 2261 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

И другими законными представителями ребенка. Во время обучения вы глубоко разберетесь в вопросе и научитесь не только защищать свои права, но и предотвращать конфликты.

Если ваши права нарушает руководство детского сада, обратитесь в трудовую инспекцию или в прокуратуру — они решают вопросы по трудовым спорам, задержке или невыплате зарплаты и пр. Клевета, угрозы или шантаж — повод обратиться в полицию.

Помните, что знание прав воспитателя детского сада и защита по закону уберегут вас, только если вы будете работать на совесть. Выполняйте свои обязанности хорошо, не допускайте халатности и безответственного отношения к работе, и закон будет на вашей стороне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий