Организация трудовой деятельности в старшей группе детского сада
Трудовая деятельность подразумевает под собой не только формирование навыков, она развивает в детях внимательность, активность и собранность.
В детском саду дошкольников знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной для них деятельности.
Выделяют несколько функций трудового воспитания:
- Обучающая – развивает у ребёнка практические умения и навыки.
- Развивающая – обеспечивает физическое, социальное, умственное развитие ребёнка.
- Воспитательная – формирует трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность и внимательность ребёнка.
Виды трудовой деятельности старших дошкольников
Виды трудовой деятельности воспитанников ДОУ можно разделить на несколько групп:
- Самообслуживание. В старшей группе задания по самообслуживанию усложняются. Воспитатель, как и раньше, обучает ребят делать определённую работу, но теперь он ещё и помогает им верно подойти к реализации трудной задачи, объясняет, как можно быстрее и лучше выполнить её.
Усиливается контроль, чтобы каждая вещь лежала на определённом месте, дети убирали за собой игрушки. Для достижения результатов воспитатель предъявляет постоянные требования к малышам.В старшей группе ребёнок должен самостоятельно переодеваться
- Труд в природе. Этот вид труда невероятно полезен для детского развития. Он не только увлекателен, но и позволяет узнать много нового об окружающем мире. Ребёнок может напрямую познакомиться с природой и её особенностями, благодаря чему у него развивается уважение и бережное отношение к растениям и животным.
Труд в природе позволяет эффективно решать задачи сенсорного восприятия, а также помогает составить общее представление о природных объектах.При создании кормушки для птиц дошкольник может участвовать в её оформлении
- Коллективный труд. Данный вид труда развивает социальные навыки и обучает дошкольников коллективной работе.
Воспитатель может организовать выполнение одного общего задания, в котором поучаствуют все дети, например, уборку групповой комнаты или мытьё игрушек. Это позволит каждому ребёнку почувствовать себя важным звеном и начать нести больше ответственности за свои поступки. Типы заданий могут быть разными. По окончании совместной трудовой деятельности можно поиграть в групповые игры.Выполнение коллективных заданий учит ребят действовать сообща
- Ручной и художественный труд. Этот вид труда преследует цель развить у детей чувство прекрасного и эстетический вкус. К нему можно отнести работу с художественными материалами, лепку, резьбу по дереву, создание поделок из картона и бумаги, занятия с тканью и оригами. Плоды своей творческой работы дети дарят родителям, друзьям или близким людям. Это помогает в развитии нравственных качеств и положительного отношения к окружающим.
Работа с бумагой учит аккуратности и развивает мелкую моторику
- Хозяйственно-бытовой труд. Такой труд развивает у детей желание поддерживать чистоту и порядок в окружающей среде.
Дети учатся коллективному труду для достижения единой цели, формируется целеустремлённость и организованность. В данном направлении трудового развития основную роль играет педагог, поскольку именно с него дети и будут брать пример.Дошкольники должны выполнять работу сами, а не наблюдать за действиями взрослого. Воспитатель организовывает их деятельность и направляет в нужное русло. К примерам хозяйственно-бытового труда можно отнести уборку комнаты, мытьё посуды и стирку вещей.Расчистка дорожек от снега приучает детей к порядку и заботе о ближних
- Дежурство. Данная работа подразумевает труд группы детей или лишь одного ребёнка на пользу остальным. Зачастую дежурство требует невероятной собранности и обязательности от малыша, поэтому если подобная работа проводится в первый раз, воспитатель должен провести специальное обучающее занятие.
Ещё можно оформить уголок дежурства.Инвентарь для дежурства разнообразен, он зависит от возраста детей и их обязательности. Но всё-таки есть базовые инструменты и предметы, которые обязательно должны быть в распоряжении детей. Это фартучки, косыночки, небольшие веники, тряпочки, вёдра с водой, перчатки и несколько маленьких лопаток.Сама работа имеет множество направлений:- Подготовка к занятиям: дети раскладывают карандаши, приносят стаканчики с водой, краски.
- Дежурство по столовой: воспитанники убирают со стола, расставляют посуду.
- Дежурство в экологическом уголке: малыши ухаживают за растениями и животными.
- Дежурство на улице: сметают листья с тротуара, насыпают корм в птичьи кормушки и т. д.
Дошкольники ответственно относятся к дежурству
Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ
Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.
Таблица: пример диагностической карты
Автор | Савина П. И. | ||
Показатели развития | Действия и задачи | Положительный результат (ребёнок справляется с заданием) | Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием) |
Мотивация | Иметь желание участвовать в трудовой деятельности | ||
Получить навык инициативного подхода к делам | |||
Представление о работе взрослых | Желание оказывать посильную помощьвзрослым людям | ||
Отношение к труду | Стремление узнать о будущих профессиях | ||
Уважительное отношение к чужой работе | |||
Бережное отношение к результатам своего труда | |||
Рабочий процесс | Аккуратная работа с материалами | ||
Использовать наиболее продуктивные методы работы | |||
Доводить начатое дело до конца | |||
Коллективная работа | Дружелюбие и умение работать в команде | ||
Развивать коммуникативные навыки | |||
Обязательность | Грамотно оценивать результат работы | ||
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям | |||
Труд в природе | Ценить и уважать природу, её дары | ||
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями | |||
Уметь высаживать семена | |||
Самообслуживание | Уметь следить за своим внешним видом | ||
Поправлять причёску и волосы | |||
Ручной труд | Уметь склеивать картон и бумагу | ||
Закреплять навыки работы с ножницами | |||
Дежурство | Обладать базовыми навыками сервировки стола | ||
Развивать самостоятельность | |||
Хозяйственный труд | Уметь стирать вещи | ||
Заправлять кровать после сна |
Трудовая деятельность – важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное – не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.
Тема:
«Генеральная уборка группы»
Виды деятельности
: трудовая, коммуникативная.
Цель:
формировать привычку поддерживать чистоту и порядок в группе.
Задачи:
1) Совершенствовать умение мыть кукольную посуду, протирать пыль на мебели, аккуратно расставлять игрушки и пособия в шкафах.
2) Закреплять умение детей планировать деятельность, договариваться о распределении обязанностей. Понимать, что работа подгруппы является частью общего дела.
3) Развивать аккуратность, старательность.
4) Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: 4 картинки-подсказки, алгоритм этапов трудовой деятельности, карточки-схемы, фартуки, клеенки, ведра, тазы, мыло, тряпочки, салфетки
Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
- Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
- Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда могут быть разными:
- похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых,
- самоутверждение в среде сверстников,
- желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу,
- внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.
Игры по трудовому воспитанию для детей 4-6 лет
Вид игры | Тема игры. Ее цель |
---|---|
Дидактическая игра | «Назови профессию» Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых этим человеком. |
«Кто где работает?» Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий. | |
Кто это делает?» Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий. | |
«Нарисуем портрет» (речевой) Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада. | |
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий. | |
Сюжетно-ролевая игра | «Для человека какой профессии это нужно?» Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии. |
Игра «Накроем стол для кукол». Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения. |
Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях
Развивать внимание
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребёнок. Музыкальный руководитель играет. Все идут по кругу и поют: Мы по кругу идем, тебе песенку поем. Что ты делаешь – не знаем, поглядим и угадаем. Ребёнок имитирует трудовые действия движениями, но если возможно, то передает звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д. Дети угадывают действия.
Отличия детского труда от взрослого
Самые важные отличия детского труда от взрослого заключаются в том, как этот труд преподносится и какие преследует задачи. Так, целью детской деятельности является обучение и подражание взрослой жизни. Редко когда ребенок может сам сделать работу настолько хорошо, чтобы не пришлось потом за него ее переделывать. Но он должен учиться и стремиться к получению хороших результатов. Преподносится детский труд чаще всего в игровой форме, побуждающей ребенка заинтересоваться этой игрой и принять в ней участие. Но с ростом малыша, его взрослением какие-то игровые процессы могут (и должны) перерастать в обязанности. Например, уборка игрушек перед сном. В отличие от взрослого труда детский практически не имеет широкого общественного значения, но внутри узкого коллектива, например, в группе детского сада, он значим и важен. Совет родителям: если ребенок стремится вам помочь или сам попытался сделать что-то полезное, то обязательно похвалите его старания вне зависимости от полученного результата. Если только слегка сполоснул кружку, пытаясь ее вымыть, но на ней остались следы только что выпитого сока, не стремитесь научить малыша сразу же вымывать посуду «до скрипа чистоты». Помните, в младшем дошкольном возрасте старание и процесс гораздо важнее результата!
Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду
Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):
Два-три года:
Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).
Три-четыре года:
Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т
д.
Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.)
Четыре-пять лет:
Аккуратно складывает и убирает одежду.
Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.
Пять-шесть лет:
Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
Может оценить результаты своей деятельности.
Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.
Шесть-семь лет:
Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
Создаёт поделки на основе собственного замысла.
Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.
Таблица: протокол диагностики
Фамилия, имя ребёнка | Умение принять цель труда | Умение выделить предмет труда | Умение предвидеть результат труда | Умение спланировать трудовой процесс | Умениеотобрать необходимое оборудование | Освоение трудовых навыков и умений |
ФИО ребёнка | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень | Уровень |
Уровни оценивания:
- Высокий уровень — ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
- Средний уровень — ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
- Низкий уровень — ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.
Трудовое воспитание нацелено на развитие навыков самообслуживания, умения поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате и на участке, приобщение детей к уходу за растениями и животными, развитие полезных практических навыков ручного труда. Стоит помнить, что любая форма трудового воспитания, будь то дежурство или поручение, принесёт свои положительные плоды только тогда, когда работа будет систематичной и продуманной.
Особенности трудовой деятельности дошкольников
Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Это желание пробуждается в дошкольном возрасте
Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.
Почему мамы, папы, бабушки частенько предпочитают запретить участие ребенка в каком-либо деле, чем поддержать? Причиной является либо повышенная тревожность за ребенка – как бы не ушибся, как бы не навредил себе, пытаясь манипулировать шваброй, дотянуться до крана и пр. Либо у взрослых вызывают недовольство неумелые действия ребенка, после которых предстоит еще больше стирки и уборки.
Но с этими моментами придется смириться, если взрослые понимают собственную ответственность за привитие трудолюбия своему маленькому помощнику.
Данная потребность только частично реализуется в игровой деятельности. Дети часто моделируют взрослую жизнь в сюжетных играх. Но они понимают, что это «понарошку». А юным личностям хочется настоящего участия в реальных делах, которые они ежедневно наблюдают дома или в детском саду.
В труде ребенок получает возможность самостоятельно выполнять те действия, за которыми ранее он только наблюдал. Прикладывая усилия, ребенок считает, что он, как и взрослый, приносит пользу. Поэтому трудовая деятельность так притягательна в дошкольном возрасте.
Мотивы, побуждающие детей к труду
Мотивация к приложению трудовых усилий меняется с взрослением дошкольника. Мотив – структурный компонент любой деятельности. Наряду с операциями он формирует трудовой процесс с ранних лет. Другие компоненты трудовой деятельности дошкольников появляются позднее.
Трех-четырехлетние малыши движимы мотивом интереса к самому процессу. Ведь так интересно помешать половником в кастрюле или подвигать щеткой пылесоса.
В среднем дошкольном возрасте к выполнению посильной работы детей подталкивают мотивы поощрения и порицания. Например, ребенок с удовольствием протирает столовые приборы, потому что мама хвалит, какой он замечательный помощник. Точно так же дошкольник прытко наводит порядок в своих игрушках, потому что после уборки папа пообещал вместе почитать книжку. Или ребенок самостоятельно берется складывать разбросанные детали конструктора, чтобы мама не ругала.
Смастерить поделку в подарок маме, помочь бабушке полить грядку, надеть ботинки и завязать шнурки младшей сестренке – примеры дел, которые старшие дошкольники выполняют, стремясь проявить заботу о близких. В подобных случаях не рассматриваться вопрос, интересен ли непосредственный процесс. Ребенок осознает ценность своего трудового участия с пользой для других. Это подходящий период, чтобы определиться, что должен делать ребенок по дому в помощь родителям.
Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей
Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:
- слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых,
- нарушения в речевом развитии, как следствие — низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.
Алгоритм работы со слабослышащими детьми:
- Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия — зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ — педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
- Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.
Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
Стратегическая цель трудового воспитания — формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
- Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
- Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда могут быть разными:
- похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых,
- самоутверждение в среде сверстников,
- желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу,
- внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.
Основные направления трудовой деятельности дошкольников
Для воспитателя детского сада задачей №1 является помочь малышам познакомиться с миром взрослых. Ребята должны научиться выполнять простые действия сами: мыть руки и умываться, подметать пол, стирать . Родители не всегда осознают, что в основе всех умений их чада лежат именно трудовые навыки, которые формируют самостоятельность, целеустремленность, прилежание. Эти качества потом помогут ребенку скорее и легче найти свое место в социуме.
Основной целью трудового воспитания малышей в детском саду, по ФГОС, является формирование у них положительного отношения к труду
Достичь этого возможно, только взяв во внимание возрастные особенности воспитанников. От возраста малышей зависит вид, сложность деятельности, в которую их планируется вовлечь
Какие цели преследует педагог в процессе занятий с дошкольниками:
- пробудить у детей желание помочь взрослым, привить им позитивное отношение к трудовой деятельности;
- желание углублять и совершенствовать трудовые навыки;
- добиться стойкой привычки к занятости, ответственности, бережному отношению к своим и чужим продуктам труда;
- заложить основы умения организовывать свой труд;
- научить ребят доброжелательному отношению к занятиям других, умению, при необходимости, делать тактичные замечания, оценивать результат своей деятельности, работы товарища.
В соответствии с ФГОС, трудовые занятия дошкольников происходят по таким направлениям:
усвоение навыков самообслуживания, что важно для любой возрастной группы;
навыки в быту и ведении хозяйства, труд в природе также характерны как для младшей группы, так и для подготовительной;
ручной труд присутствует в старшей и подготовительной группе.
?
Работа по формированию трудовых умений должна быть тесно связана с созиданием. Для раскрытия талантов творческой личности видеть в работе радость – необходимое условие.
Особенности трудовой деятельности среднего дошкольника
В среднем дошкольном возрасте осуществляется расширение трудовых навыков ребенка и усложняется его понимание трудовой деятельности. Это приводит к следующим специфическим чертам трудовой деятельности:
- Отделение трудовой деятельности от игры. Дошкольник начинает отличать игровой процесс от реального труда и понимать его суть.
- Развитие интереса к результатам трудовой деятельности. Теперь, ребенку становится важен не только процесс труда (хотя, он по-прежнему должен быть увлекательным), но и результат, который будет получен по его завершению. Ребенок стремится к выполнению трудовых операций потому, что желает получить определенный продукт своей деятельности.
- Формирование навыков планирования своей деятельности. Происходит постепенное развитие замысла трудовой деятельности.
- Расширение трудовых навыков. Ребенок не ограничивается выполнением элементарных трудовых операций и поручений.
- Расширение навыков самостоятельной трудовой деятельности. Помощь и поддержка взрослого уже уходят на второй план. Ребенок оказывается способен сам полноценно выполнить трудовое задание.
Особенности трудовой деятельности младших дошкольников
Младший дошкольный возраст характеризуется подражательным развитием ребенка, т.е. он познает мир через повторение действий за взрослыми. Этот фактор обуславливает следующие особенности становления трудовой деятельности младших дошкольников:
Трудовая деятельность основана на подражании: ребенок становится соучастником трудового процесса, в котором он выполняет все те действия, которые выполняет взрослый, постепенно развивая и расширяя свои трудовые навыки.
Игровой характер трудовой деятельности. Игра – приоритетная форма деятельности дошкольников. Она делает трудовую деятельность интересной и увлекательной для ребенка, мотивируя его к выполнению разнообразных трудовых операций.
Трудовая деятельность младших дошкольников не имеет для них социальной ценности и значимости. Это понимание развивается позднее.
Результат труда не имеет значения для ребенка
Ему важно, чтобы сам процесс приносил удовольствие, был увлекательным и стоящим приложения усилий (по его мнению стоящим).
Слабо развитые немногочисленные трудовые навыки дают возможность выполнения только элементарных трудовых операций.
Отсутствие навыков планирования своей деятельности приводит к тому, что труд приобретает характер поручений: дети выполняют простые трудовые операции, связанные с кормлением домашних животных, оказанием помощи в уборке, поливкойцветов и др.
Минимальная самостоятельность при выполнении ребенком трудовых операций.
Трудовое воспитание дошкольников
Трудолюбие не возникает само по себе. В дошкольном возрасте ребенок охотно помогает своим родителям. Особую гордость испытывают дети, если взрослые поручают им незнакомую работу. Каждое новое дело воспринимается ими как новый этап взросления, как подтверждение возрастающего доверия взрослых к детям.
По мере взросления, с усложнением обязанностей, малыш может проявлять лень
Важно пробудить детский интерес к любой грязной работе, помочь ему осознать ее значимость
При борьбе с ленью родители часто обращаются к наказанию. Справедливое наказание способно вызвать чувство вины у ребенка. Несправедливое наказание осознается им как оскорбление. Лучший способ решить проблему с ленью – поговорить с ним по душам. Как наказывать ребенка, если наказание унижает человека.
Многие ежедневные обязанности дошкольника должны войти в привычку и выполняться без напоминаний: он обязан сам мыть и убирать посуду после себя, аккуратно вешать свою одежду, завязывать шнурки, заправлять постель, вытирать пыль в своей комнате, складывать свои вещи на отведенное для этого место…
Такие виды работы как уход за аквариумными рыбками, домашними питомцами, комнатными растениями способствуют воспитанию доброты, любви к природе, а главное – доставляют детям удовольствие.
Для дошкольника очень важен ручной труд (изготовление поделок, собирание пазлов, конструирование…), в процессе которого у детей вырабатывается усидчивость, формируются эстетические чувства.
Родители, это выгодно вам
Многие родители выступают против трудового воспитания своих чад, мотивируя свои протесты тем, что общественный труд, якобы, ущемляет права их ребенка, призывает к «безсеребренности», тем самым лишая его в будущем массы возможностей. Хочется напомнить таким родителям, что первым, кто пожнет результат трудового воспитания ребенка – будет именно он – родитель. Только будет ли это положительный или отрицательный результат – зависит тоже от них. Дети быстро растут, и если мы мало ожидаем от милого дошкольника, то от школьника-подростка мы ждем определенной помощи. А вот получите вы эту помощь или нет, зависит от того, научился ли ваш ребенок что-то делать (знает ли он вообще, что нужно кому-то помочь). Вся база человеческих качеств личности закладывается именно в детском возрасте. Не сердитесь, если вашего ребенка учат помогать вытирать с доски, приносить воду или ухаживать за цветами – завтра эту воду он принесет вам, польет ваши цветы и вытрет пыль на мебели. Вы присядете, счастливая, отдохнувшая, и, глядя на своего повзрослевшего ребенка, скажите: «я воспитала настоящего человека».
Контроль гигиены, требования СанПиН
С воспитанием должного отношения к фауне и флоре в связи с новыми требованиями СанПиН возникла проблема. Труд в природе фактически запрещен, детям можно только поливать цветы, попугайчикам и рыбкам не место в помещении группы. Если раньше ребята сами застилали постели, то теперь эта обязанность лежит на помощнике воспитателя. Не у всех есть бабушки в сельской местности, поэтому дети не представляют, как растут огурцы и яблоки. Без практики они становятся не соратниками, а наблюдателями за трудом родителей и педагогов.
Гигиенические условия, безусловно, важны для правильной организации деятельности малышей. Занятия должны проходить в помещении с хорошим освещением, вентиляцией
Воспитатель должен привлечь внимание ребят к положению тела, приучить их следить за своей осанкой, пользоваться малейшей возможностью позаниматься на улице в хорошую погоду
Для ручного труда необходимы безопасные материалы и инструменты, они должны соответствовать возрасту воспитанников, быть удобными, привлекательными на вид.