Задачи и содержание трудового воспитания
трудовое воспитание ребенка начинается с формирования элементарных представлений о трудовых обязанностях в семье и в школе. Работа была и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственного чувства человека. Трудовая деятельность должна стать для студентов естественной физической и умственной потребностью.
Трудовое воспитание тесно связано с политехническим образованием учащихся. Политехническое образование дает знания основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общими рабочими знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является основой для трудового обучения.
В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
- Формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- Развитие выраженного интереса к знаниям, стремление применять знания на практике, развитие потребности в творческой деятельности;
- Воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, решительности и предприимчивости, деловой хватки и честности.
- Вооружить учащихся разнообразными трудовыми навыками и привычками, заложить основы культуры умственного и физического труда.
Содержание трудового воспитания определяется вышеперечисленными задачами, а также рядом экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями школы, ее материальной базой, педагогическими кадрами, традициями школы и т.д.
Основу содержания трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.
Учебная работа школьника включает в себя интеллектуальный и физический труд. Интеллектуальный труд является самым напряженным и требует больших умственных усилий, терпения и настойчивости. Привычка к ежедневному интеллектуальному труду важна для всех видов работы. Школьные программы предусматривают физический труд на уроках труда в мастерских и на территории школы. Физический труд создает условия для проявления у детей нравственных качеств, умения работать в команде, взаимопомощи и уважения к людям и результатам своего труда. Общественно полезная работа организуется на благо всех членов группы и каждого отдельного ребенка.
Сюда входит самостоятельная работа в школе и дома (уборка класса и школьной территории, работа по дому, уход за деревьями и кустарниками и т.д.), летние работы на полях во время школьных каникул, работа в школьных строительных бригадах, работа в школьном лесничестве и тимуровская работа.
Производственный труд со стороны учащихся и студентов означает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этой работы студенты вступают в производственные отношения, усваивают смысл экологических понятий и категорий, у них формируются профессиональные интересы, склонности и потребности в работе. Российские школы имеют большой опыт вовлечения детей в производительный труд: ученические мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные комбинаты и т.д. Привлечение школьников к производительному труду не теряет своей актуальности и злободневности и сегодня.
Содержание трудового воспитания детей младшего школьного возраста
Привлечение детей к труду осуществляется с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, интересов и способностей.
Занимаясь трудом, ученики вступают в отношения с предметами, средствами и результатами труда, с самим трудом и в межличностные отношения с теми, кто в нем участвует. Личные качества формируются на основе отношений, сложившихся в работе.
Формирование отношений с объектом труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, она способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой характеризуется творческим и созидательным трудом. Отношения со средствами труда формируются через использование технологии, оборудования, инструментов для обработки предмета труда с целью создания продукта. В связи с зарождающимися отношениями со средствами труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личному имуществу, школьному имуществу, общественной собственности. Это отношение выражается в чистоплотности, дисциплине и внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью орудий труда завершается материальным результатом, смысловая ценность которого определяется его практичностью, удобством в использовании и красотой
Формирование отношения к результату труда особенно важно для развития чистоплотности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам труда человека
В результате развития отношения учащихся младших классов к самому процессу труда формируется представление о труде как единственном источнике социального благополучия и как условии развития и воспитания личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования таких личностных качеств, как терпение, трудолюбие, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, исполнительность, дисциплинированность, самокритичность. Отношение к себе как к субъекту трудовой деятельности, которое формируется в труде, развивает у младших школьников уверенность в себе и ответственность
Работа дает возможность проверить имеющиеся способности учащихся и получить объективное их осмысление, осознать важность процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая важнейшим фактором формирования «Я» личности ребенка [8, с
9].
В трудовой деятельности можно выделить ряд влияний: Личность на личность; личность на коллектив; коллектив на личность; коллектив на коллектив. Межличностные отношения, формирующиеся в трудовой деятельности учащихся начальной школы, способствуют процессу социализации личности. В коллективной трудовой деятельности у студентов возникает потребность согласовать свои цели с целями коллектива, соединить свои усилия с усилиями других участников общей работы. Между личными интересами и общественными существует зависимость, поэтому общественные цели деятельности и направленность личности, коллективное руководство деятельностью и самонаправление поведения, организация коллективной трудовой деятельности и самоорганизация, содержание трудовой деятельности и личный трудовой опыт, формирование коллектива и воспитание личности в нем взаимосвязаны .
Формы организации трудового воспитания и обучения выбирает учитель. Чтобы работа стала любимым делом, ребенок должен испытывать успех и удовольствие от работы. Поэтому целесообразно обучать на самом высоком, доступном уровне сложности; познавая радость от заработанного успеха в работе, молодой человек приобретает чувство собственного достоинства и гордости за свой труд.
Содержание трудового воспитания
Содержание этого важнейшего направления в воспитании определяется задачами, социальными и экономическими факторами региона. Основу для воспитания трудолюбия в общеобразовательных учреждениях составляют основные виды труда:
- Учебная деятельность или учебный труд (умственный, физический). Умственный или интеллектуальный труд самый напряженный. Он требует терпения, волевых усилий, является основой для физического. Физический труд разнообразен, он предусмотрен воспитательными программами в виде уроков трудового обучения, работа на участке, трудовых акции и т.д. Такая активность развивает коллективизм, взаимопомощь, формирует уважительное отношение к результатам.
- Общественно-полезный труд призван удовлетворять интересы не одного ученика, а всех членов коллектива, и приносит пользу всему обществу, которое окружает ребенка. К общественно-полезной работе относятся: работа на пришкольной территории, сельхозугодиях, лесопосадках, в строительных и волонтерских отрядах.
- Производительный вид относится больше к старшему возрасту. Это работы по созданию материальных благ. Этот вид труда предполагает материальное оценивание, включение во взрослые производственные отношения. Он помогает развитию профессионального интереса, повышению потребности в труде, понятию экономических и экологических составляющих производственной деятельности.
Методы трудового воспитания в начальных классах
Первым этапом правильно организованного образования является знание (понимание) учеником норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Трудно воспитывать, развивать какое-либо качество, не получив сначала ясного понимания смысла этого качества. Для формирования установок, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности
Методы этой группы очень важны для успеха следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмоционального переживания желаемого поведения
В более ранних учебниках эта группа методов называлась более кратко и выразительно: методы убеждения, поскольку их основной целью было формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения определяют действия учащихся, поэтому на этапе развития сознания необходимо формировать не столько понятия и суждения, сколько моральную уверенность в социальной необходимости и личной полезности того или иного поведения. Методы достигают цели, когда у студентов сформирована готовность активно включиться в содержание учебной деятельности.
Убеждение в образовательном процессе достигается с помощью следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, предложение, инструкция, дебаты, доклад, пример.
Каждый из методов имеет свои особенности и области применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Они применяются систематически, в комплексе с другими методами.
Образование должно формировать требуемую форму поведения. Не идеи, убеждения, а конкретные действия, поступки формируют образованную личность. В связи с этим организацию деятельности и формирование опыта социального поведения следует считать сердцевиной образовательного процесса.
Очень важным в трудовой деятельности студентов является практический показ и обучение их способам и методам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом работы и помощь студентам в овладении рациональными способами его осуществления.
Поощрение студентов к добросовестной работе имеет большое значение.
Общественное признание играет важную роль в формировании положительного отношения студентов к работе. Это поднимает настроение студентов, показывает их сознательное отношение к необходимости работать на общее благо.
Все методы этой группы основаны на практической деятельности студентов. Общий метод формирования необходимых качеств личности — упражнение. В эту группу входят: Упражнение, ознакомление, образовательное требование, общественное мнение, задача, образовательные ситуации.
Третья группа методов стимуляции включает: Поощрение, наказание, соревнование.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Классификация методов обучения по источнику знаний
- Система коррекционно-логопедической работы в школе
- Основные категории социальной педагогики
- Тест «дерево» Коха и его значение в педагогике
- Виды лекции
- Теоретические основы и методика развития речи у детей
- Концепции и направления к профессионализации личности
- Система педагогического знания и методология педагогики
- Задачи художественного воспитания
- Содержание и основные методологические принципы художественного образования
Мероприятия по трудовому воспитанию
«Зачем нужны мероприятия в таком не очень радостной деятельности, как трудовое воспитание?» – такой вопрос задают порой студенты педагогических колледжей, а так же молодые родители. Сначала скажите себе, зачем вообще нужны мероприятия? Зачем детские сады и школы тратят дополнительное время (часто еще средства) на проведение тематических праздников, бесед, экскурсий, родительских гостиных и прочих интересных моментов? Какая цель у них?
Учебно-воспитательная деятельность была бы очень скучной, если бы не разнообразие методов и форм. Форма досуга – одна из самых эффективных. В неформальной обстановке, с позитивом, часто с музыкой и смехом, решаются важнейшие педагогические задачи, закрепляются пройденные материалы, приобретается полезный опыт, укрепляются связи между учебным заведением и семьями.
?
Трудовое воспитание многие сегодня воспринимают, как нечто неважное, скучное и рутинное. Цель мероприятий – перевернуть это понятие в сторону позитива, пользы и разнообразия.
Мероприятия по трудовому воспитанию для дошкольников подготовительной группы
Дети подготовительной группы имеют ясное представление о труде взрослых, о его назначении. Они обладают достаточными умениями и навыками выполнения простейших видов работ. Методическая работа по трудовому воспитанию ведется согласно перспективному и календарному планированию.
Игры и мероприятия по трудовому воспитанию для детей 6-7 лет
Форма мероприятия | Тема, цель |
---|---|
Игры на развитие навыков самообслуживания | 1. Игровое упражнение «Все делаем по порядку» – учить самостоятельно одевать и снимать верхнюю одежду |
2. «Путешествие в страну чистоты» – воспитывать аккуратность при выполнении обязанностей, уверенность | |
3. Соревнование «Самый лучший дежурный по столовой» учить самостоятельно, без напоминания взрослого выполнять обязанности дежурного; планировать свою деятельность в паре | |
4. Соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым | |
5. «Одень куклу» – закреплять умение последовательно одевать и снимать одежду | |
6. Игра – соревнование «Кто опрятней и аккуратней» – закрепить привычку следить за своим внешним видом, без напоминания и контроля взрослого. | |
Игры по ХБТ (хозяйственно бытовой труд) | 1. Сюжетно-ролевая игра (С.Р.И) «Семья» – приучать детей с ответственностью выполнять свои обязанности |
2. Игра – соревнование «Кто лучше заправит кровать»- совершенствовать навыки заправлять свою кровать. Воспитывать аккуратность, желание помочь взрослым. | |
3. Игра – соревнование «Кто лучше очистит участок от снега» – воспитывать умение работать в коллективе, договариваться, распределять обязанности. | |
Игры на формирование представлений о профессиях и труде взрослых | 1. С.Р.И. «Нефтяники» – воспитывать познавательный интерес к труду взрослых. |
2. С.Р.И. «Космонавты» – расширять представление профессии космонавт, значимости их труда, учить правильно распределять роли. | |
Беседы по трудовому воспитанию, направленные на развитие навыков самообслуживания, представлений о профессиях и ХБТ | 1. «Кто трудится в детском саду» – учит различать профессии взрослых по существенным признакам. |
2. «Порядок в шкафу» – формировать умение трудится индивидуально, проявлять самостоятельность. | |
3. Рассматривание иллюстраций « Стирка кукольного белья» – закреплять последовательность стирки кукольного белья. | |
4. « Моя одежда и обувь» – воспитывать аккуратность; умение самостоятельно оценивать свой внешний вид. | |
5. «… И зубной порошок!» – Закрепить умение осознанно без напоминания взрослого следить за К.Г.Н. | |
6. «Культура поведения во время приема пищи» – закреплять навыки культурного поведения за столом. | |
7. «Чистота тела» – закрепить знания детей о здоровом образе жизни. | |
Досуг | 1. Досуг «Что такое личная гигиена» – закрепить и обогатить знания детей о личной гигиене в быту, представления детей о необходимости выполнения правил личной гигиены. |
2. Физкультурный досуг «23 февраля – красный день календаря» – формировать у детей интерес к разным военным профессиям, их взаимосвязи. Воспитывать уважение к защитникам родины. |
Трудовое воспитание – мифы и правила
Понятие «трудовое воспитание» следует рассматривать с правильной стороны, чтобы не было сомнений в его важности и воспитательном эффекте. Нет, это не есть эксплуатация детского труда и не унижение достоинства детей
Трудовое воспитание не привлекает детей делать работу взрослых. В этом словосочетании, слово «воспитание» является ключевым. Нет, это еще не труд, и уж, тем более не непосильная работа на детских плечах. Это воспитание гармоничной, нравственной личности, готовой трудиться, и имеющей представление о том, что это значит.
Успех трудового воспитания детей напрямую зависит правильного понимания целей, функций, его психологического содержания. Детский труд отличается от взрослого, в первую очередь, именно тем, для чего он организован. Труд взрослого нацелен на конечный результат, в то время как детский имеет чисто воспитательную функцию. В детском труде не важен конечный результат. Важен тот факт, что ребенок понимает, зачем, для чего (для кого) он это делает. Мы не учим детей работать. Нет. Сущность трудового воспитания детей в побуждении их к трудовой деятельности
Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас. Иными словами, мы (взрослые) формируем в детях психологическую готовность к труду
Бытовой самообслуживающий труд. Общественно значимый труд. Организационно-управленческий труд
Бытовой труд по самообслуживанию направлен на удовлетворение бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Домашние обязанности включают уборку постели, уход за одеждой и обувью, стирку мелких предметов личного пользования, очистку помещений от мусора и пыли, создание комфортной обстановки.
Самообслуживание детей в лагере включает в себя работу в лагере, в столовой и уборку мусора вокруг отряда.
Дети занимаются самообслуживанием в студиях, секциях, кружках и клубах, в которых они занимаются.
Фактором, побуждающим ребенка выполнять работу по дому, является постепенное укрепление его сознания возможности и необходимости обеспечивать свои потребности собственным трудом. Большое значение имеет моральное удовлетворение, которое приходит от сознания того, что сделал что-то хорошее для общего блага. Положительное, стимулирующее воздействие на детей оказывают чистота и порядок, рукотворная красота окружающей среды.
Эта работа эффективна тогда, когда самообслуживание является ежедневным, посильным и систематическим, когда строго соблюдается справедливость в дозировке и распределении работы, порядок выполнения неприятных домашних дел.
Эффективному достижению прямых и косвенных целей ежедневной самостоятельной работы мешает предвзятое мнение, что работа в сфере обслуживания — это третий тип, удел некомпетентных, и что дети должны быть защищены от нее. Если школьникам не дают выполнять работу по обслуживанию, они становятся лентяями. В процессе работы по самообслуживанию ребенок осознает, что не бывает грязной, недостойной и унизительной работы, а бывает унизительная лень, что любой труд, который нужен людям, почетен и уважаем.
К социально значимым видам деятельности относятся такие, как сбор лекарственных растений и даров леса, работа по оказанию помощи младшим детям, обустройство территории лагеря, простая работа по благоустройству территории лагеря (например, помощь садовнику с цветами, работа на природной тропе, в библиотеке и т.д.). Воспитательный эффект таких дел усиливается их игривостью, пробужденным желанием детей совершать добрые дела не ради награды, а ради морального удовлетворения.
Интенсивное развитие общественной организационно-управленческой работы в стане обусловлено расширением и углублением демократии в нашем обществе, необходимостью овладения искусством организации и управления коллективными делами и отношениями.
Организаторская деятельность требует большого напряжения ума, проявления воли, сдерживания чрезмерных эмоций, интенсивной затраты нервной энергии. Работа организатора и исполнителя развивает активность и инициативу, осознание ответственности за организацию и результаты работы. Она практически учит детей умению убеждать и мотивировать своих товарищей, принимать ответственные решения, отдавать приказы, выдвигать требования и проявлять глубокое уважение к товарищу, соблюдать общую дисциплину, быть самокритичным и иметь смелость критиковать, четко контролировать свои действия.
Основной формой выполнения этой работы являются государственные заказы. В этой сфере наиболее полно и открыто проявляются черты характера и особенности личности детей, формируется неофициальное общественное мнение, происходит непосредственное самовыражение и самоутверждение. Организаторская и лидерская работа детей стимулируется внутренними движущими силами: свободной инициативой и активностью, желанием взять на себя ответственность, раскрыть перед коллективом свои способности и чувство долга.
Организаторская деятельность детей требует систематической смены лидеров и их взаимозаменяемости, совместного обсуждения возникающих организационных проблем и конфликтов, гласности во всех вопросах и своевременной критики работы ведущих организаторов. Дети попеременно выступают в роли организаторов и исполнителей.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Здесь темы рефератов по педагогике
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитание в «доме сирот» я. Корчака
- Технология деятельностного метода обучения
- Полоролевая социализация дошкольников
- Классификация средств обучения
- Особенности и принципы воспитания детей в дворянских семьях
- Принципы обучения
- Направления воспитательной работы
- Воспитание детей в семье и в школе
- Вопросы для аттестации педагогических работников
- Особенности систем образования в коррекционных школах и интернатах
Роль семьи в трудовом воспитании
Любое воспитание начинается в семье
Какой бы важностью и пользой не обладала школа – колыбель всего самого важного всегда качается руками родителей. Особенно тогда, когда мы говорим о трудовом воспитании
О том, что, является частью именно повседневной жизни, а не учебного процесса.
Огромная роль здесь отводится примеру родителей. Как бы и чему бы ни учила школа и детские сады – девочки повторяют за своими матерями, а мальчики за отцами. В семье, где чистюля-мама до блеска натирает паркет и кастрюли, маленькая девочка непременно потянется за водой и губкой с целью помочь. Там, где папа увлеченно ремонтирует компьютеры, машины или технику, (а может с увлечением творит свои бытовые шедевры из дерева или металла), любимыми игрушками мальчика станут ключи, отвертки, шурупы и молоток.
Они смело вооружаются своими (а может вашими) инструментами и рвутся помогать. И вот тут самое главное – не упустить момент. Ни в коем случае не запрещайте вашим детям помогать вам, даже если (а так, скорее всего) они вам мешают. Отказавшись от помощи малыша сегодня, вы рискуете не ощутить ее в будущем (если конечно в ваших планах не было воспитание ленивого и вальяжного неумехи). Она хочет помочь маме вымыть окна? Дайте ей губку или салфетку, обозначьте ей поле работы, пусть себе натирает балконные двери (все равно вам потом там мыть). Хвалите дочку за работу. Поощряйте в ней труженицу. Проявив терпение сегодня, завтра вы пожнете плоды вашего мудрого воспитания.
Трудовое воспитание получает сильное развитие в семьях, проживающих в сельской местности. Частный дом, приусадебное хозяйство – все это требует слаженной работы всех членов семьи. Здесь нет место лени. Маленькие дети учатся поливать цветы, поддерживать колышки для помидор, кормить кур и вырывать сорняки. Организованная совместная работа сближает семью, укрепляет отношения между ее членами, приносит пользу здоровью и дает предпосылки для нравственного воспитания. Плюс дает конкретные знания о живой природе, свойствах материалов и особенностях земледелия.
?
Ту воспитательную силу, которую имеет семья, нельзя сравнить ни с одним самым ученым педагогом. Родители – идеал для ребенка. И все, что они делают – правильно. Показать достойный пример, значит заложить надежный фундамент в развитии своего ребенка.
Мероприятия по трудовому воспитанию в детских садах
Трудовая деятельность дошкольников – это скорее имитация, чем сам труд. Имитация труда взрослых. Задачи трудового воспитания в этом возрасте – стимулировать позитивное отношение к работе, воспитание уважения к труду взрослых и желания трудиться вместе с ними.
Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Дети познают мир, играя, и именно в игре они воплощают полученный опыт в жизнь.
Трудовое воспитание в детском саду осуществляется, обычно, двумя способами:
- Организация совместной деятельности детей, педагогов. Организация воспитателями различных бесед, сюжетно-ролевых (дидактических) игр для знакомства с видами труда и профессиями взрослых;
- Непосредственная демонстрация труда взрослых, совместное с родителями изготовление дидактических игр («магазин», «мастерская», «парикмахерская» и т.д).
В младшей группе трудовое воспитание, в основном, базируется на формировании простейших навыков самообслуживания и хозяйственного труда, в то время, как в средней и старших группах дети получают знания о труде, вовлекаются в общественные работы.
Исследователи проблем трудового воспитания
Первым и ярким представителем педагогики гуманности стал И.Г. Песталоцци. Его педагогические идеи являются актуальными по сей день. Песталоцци определил труд, как «стержень всей воспитательной работы с детьми». Он высказывался о том, что образование должно находиться в тесной связи с нравственным, умственным и физическим развитием детей. О том, что их нужно «вооружать общей культурой ручного труда и разнообразными умениями (навыками), которые им будут полезны в будущей профессии».
«Приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ» – писал Ж.Ж. Руссо. В своем педагогическом труде «Эмиль и его воспитание» он выделил идею природосообразности развития ребенка. Суть ее в единстве человека и природы в процессе воспитания (как умственного, так и трудового).
Историко-педагогический аспект проблемы трудового воспитания тесно соединен с нравственным воспитанием, так как «в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности» (Б.Л. Каптерев, Я.В. Валинский).
Педагогика рассматривает дошкольный возраст, как фундамент развития личности. Новый подход к воспитанию детей предусматривает непрерывность его процесса. То есть воспитанию не уделяются часы и занятия – ребенка воспитывает каждый миг, каждое действие, слова взрослого. Воспитание трудолюбия – одна из основных задач. А именно, целеустремлённость, усидчивость, формирование положительного отношения к труду, бережного отношения к продуктам труда человека.
Трудовому воспитанию уделяли внимание все педагоги-психологи, посвятившие себя проблемам воспитания детей. Они утверждали, что тяга к труду, появление положительного к нему отношения наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С
Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др). Если не сформировать их на этом этапе, то впоследствии могут возникнуть проблемы с учебно-познавательной деятельности.
О труде, как о факторе развития говорили такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.
Проблема значение труда как фактора развития личности, нашла отражение в научных исследованиях психологов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.Т. Кудрявцев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов и др.).
Радость и смысл простых действий: трудовое воспитание в начальной школе
Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во многом зависит от способности ценить труд окружающих людей и свой собственный, умения радоваться успехам и не бояться любой работы, какой бы сложной она не казалась.
Сочетание этих качеств и есть трудолюбие, а чтобы его развить, нужна мотивация и поощрение. Если дети не уверены в своих силах и думают, что все у них получается плохо, то любая деятельность будет вызывать скуку и раздражение. Но искреннее восхищение и помощь там, где она действительно нужна, способны творить чудеса, пробуждая таланты и радость от простых ежедневных обязанностей.
Желания полить цветок (чтобы не завял), накормить питомцев в живом уголке (ведь у них нет ловких рук, чтобы себя обслужить), создавать вокруг себя порядок (а не плодить хаос) не возникают сами по себе, а вырабатываются многократным повторением и осознанием пользы своего труда. Выполняя эти действия в коллективе под руководством чуткого педагога, ребенок начинает понимать, что это не его личный тяжкий удел и повинность, а возможность сделать окружающий мир лучше.
В воспитании творческого труда важно, чтобы школьник видел весь процесс от начала до конечного результата. На уроках технологии, из-за нехватки времени, дети часто приступают к работе по готовым шаблонам и не успевают завершить поделку
Это приводит к потере интереса и смысла работы. Пока наша система образования не изменит отношение к трудовому воспитанию в начальной школе, часть задач должны принять на свои усталые плечи родители.