Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков
    – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов
    – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор
    – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы
    – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия
    – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование
    – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Играем по системе ТРИЗ дома

На самом деле занятий, стимулирующих любознательность ребенка и его желание творить, можно придумать множество. Пусть это не будет выстроенная система, как в детском саду, но регулярные игры будут интересны ребенку, а значит, помогут развивать его в нужном направлении. Играть можно в настольные или ролевые игры, рисовать, рассматривать карточки развивающих пособий, читать, гулять. Главное, чтобы при этом постоянно возникали нестандартные ситуации, требующие осмысления и разрешения, а взрослый задавал правильные вопросы.

Например, рассматривая картинки с геометрическими фигурами, можно спросить ребенка: а чего на свете больше: четырехугольников или квадратов? Играя в семью, задать вопрос: а кого в мире больше: женщин или мам?

Тризовские задачки можно ставить перед малышом на прогулке: почему сейчас идет снег? Почему тают сосульки? Для чего дереву почки? Какого цвета лужа? Для чего дому крыша, дверь? В поисках ответа ребенок начинает размышлять, рассуждать. А это и было целью.

Заставить ребенка мыслить и фантазировать помогают ассоциативные игры. Например, малышу предлагают перевоплотиться в какое-то животное. При этом он должен изображать его манеру движения, повадки, голос, характерные действия (как ведет себя хищник или травоядное, сухопутное или морское животное).

На прогулке или дома с ребенком сравнивают одни предметы с другими. Сначала мама покажет пример, но вскоре малыш с удовольствием подключится (одуванчик желтенький, как солнышко; твои ручки после прогулки грязные, как тарелки после еды; кот серый, как небо осенью).

Можно просто играть в ассоциации: мама называет слово, ребенок выдает ассоциацию (кот – мышь, арбуз – сладкий, лето – гулять). Со временем задачу можно усложнить: ассоциация придумывается цепочкой: мама подбирает слово к ответу ребенка, затем он продолжает цепочку (солнце – круглое – колесо – ехать – машина…). Такие игры очень нравятся детям в дошкольном возрасте, поскольку иногда ответы получаются довольно забавными. А это уже положительные эмоции, что тоже – огромный стимул.

В старшем дошкольном возрасте дети уже смогут строить логические словесные цепочки. Например, ребенку дают 2 слова (кот и мышь). Он выстраивает последовательность: кот – поле – охота – прыжок – мышь.

Пример решения задачи методом ТРИЗ

Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.

1. Формулируем противоречие и цель задачи 

Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их. 

Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода. 

2. Исследуем ресурсы

Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами. 

Ресурсы: провода и любопытство лис.

3. Выбираем принцип решения

Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.

Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.

4. Анализируем решение

Теперь нужно ответить на вопросы: 

  • Насколько сложно и дорого осуществить идею?
  • Задействованы ли исходные ресурсы?
  • Возможны ли нежелательные эффекты?

ТРИЗ – загадки для детей

Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.

Шаблон №1.  Выделение свойств.

Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.

Пример: Сочиняем загадку про радугу.

Она цветная, высокая, красивая.

Цветная — бумага.

Высокая — гора.

Красивая — картинка.

Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.

Шаблон № 2. Обозначение действий.

Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.

Пример: Возьмем самолет.

Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.

Ищем аналогичные действия и эффекты:

Летает – птица.

Гудит – паровоз.

Перевозит пассажиров – автобус.

Оставляет след – сапог.

Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.

Шаблон № 3. Сходства и различия.

Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.

Пример: Белочка.

Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:

Лисичка, шишки, запасы.

Выделяем признаки, дополняем образы:

Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.

Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.

На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.

Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.

Мастер–класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Организация: МБОУ ОЦ Лидер им. А.В. Гордеева СП ДС

Населенный пункт: Воронежская область, город Бобров

Мастер-класс для педагогов. Тема: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

Цель: формирование представления о технологии ТРИЗ, оказание практической помощи педагогам в использовании приемов ТРИЗ в играх.

Задачи: 1.Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ. 2.Побудить к использованию методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми. 3.Создать творческую атмосферу.

План проведения мастер-класса. 1.Теоретическая часть. 2.Ознакомление с методами, приемами использования ТРИЗ. 3.Актуализация темы 4.Практикум. 5.Рефлексия.

Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Создал эту удивительную технологию изобретатель, ученый, писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Система ТРИЗ-это образование для новой эры, методика, которая подходит даже для малышей двух лет. По ТРИЗ можно работать в любом возрасте

Ребенок не умеет читать и писать – не беда! ТРИЗ научает малышей такому полезному и важному навыку, как смекалка. Смекалка – это про живость ума, про творческое мышление, про поиск решения для любой задачи

Методов ТРИЗ большое множество: мозговой штурм, методика типовых приемов фантазирования, морфологический анализ, метод эмпатии, метод каталога. Используя в своей работе приемы и технологии ТРИЗ, я разработала: картотеку игр для применения на занятиях и в свободное время, конспекты занятий с применением ТРИЗ технологий, консультацию для родителей.

Актуальность. Почему я выбрала эту тему? В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Практика показала, традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. Дошкольный возраст уникален, ибо, как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь

Именно поэтому важно не упустить этот период, для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Новизна состоит в том, что технология ТРИЗ позволяет не только развивать фантазию, а научить ребенка решать задачи творческого характера и думать системно

Педагог не дает детям готовые задания, а учит самостоятельно находить истину во многих вопросах.

Зачем заниматься ТРИЗ? Что даёт это детям? Во-первых, даёт знания методов и приёмов ТРИЗ, помогающих находить варианты решения, проблемной ситуации, генерировать оригинальные идеи. Во-вторых, это регулярная тренировка творческого мышления. В-третьих это просто очень интереснее

Результаты использования технологии ТРИЗ

Практическая часть. А теперь переходим к самому интересному. Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю познакомиться с некоторыми играми ТРИЗ, где мы с вами вместе будем искать решения для различных задач.

Игра 1.Если светит солнце-это хорошо. Почему? (Потому, что можно гулять и появляется хорошее настроение). А если солнце сильно печет- это плохо. Почему? (Потому, что может случиться солнечный удар). Мы сегодня здесь собрались-это плохо. Почему? (встреча занимает какое-то время). А хорошо, почему? (мы узнаем, что-то новое, пообщаемся). Итак- это был один из приемов технологии ТРИЗ «Хорошо, плохо»по методу мозгового штурма. который учит выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 2. для преодоления инерции мышления Я буду задавать вам вопросы на которые обычно отвечают «ДА». Но по правилам данной игры нужно будет отвечать «НЕТ». И пояснять свой ответ. Жираф всегда выше обезьяны? (ответы). А когда не выше? (ответы)Еж всегда колючий? (ответы). А когда он может быть не колючим? (ответы). Задача без границ. Открытые задачи.

Игра 3. Создай героя. Метод морфологического анализа.

Игра 4. «Волшебные картинки».

Игра 5. Сделаем по кругу друг другу подарок. По методу эмпатии. ностей мира. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Педагогам предлагается дорисовать незавершенные рисунки с оценкой пройденного мастер-класса.

Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде

В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, душевного равновесия и творческого подхода в любом деле. Играйте с детьми в ТРИЗ.

Опубликовано: 09.11.2023

Преимущества ТРИЗ

Данная методика является уникальным в своем роде инструментом, который позволяет:

  • развивать творческую составляющую личности;
  • находить нестандартные решения проблем;
  • обогащать круг представлений и пополнять словарный запас;
  • формировать логическое мышление;
  • развивать наглядно-образное представление, воображение и память.

Использование ТРИЗ в ДОУ дает возможность всесторонне стимулировать умственную активность детей через творчество и поиск решений. Занятия проводятся в веселой игровой форме, что позволяет без труда вовлекать в них детей, создавая у них подлинный интерес к происходящему.

Особую ценность методика приобретает в работе с замкнутыми, застенчивыми детьми. Робкие малыши в ходе игр учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, находить решения в трудных ситуациях, повышается уверенность ребенка в себе, а чувство беспомощности перед обстоятельствами, наоборот, отступает.

Применение технологий ТРИЗ в ДОУ особенно полезно. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя весь мир, его психика активно развивается, закладывается способность к творческому решению задач. Использование ТРИЗ помогает развитию диалектического мышления, улучшает творческие навыки и развивает смекалку.

Приемы ТРИЗ в детском саду не просто развивают у детей фантазию, а учат воспитанников системно мыслить, понимать происходящее и осознанно решать задачи.

Что такое ТРИЗ?

Для начала скажем пару слов о том, что такое ТРИЗ. Изначально идея ТРИЗ заключается в том, что разные задачи часто можно решить одинаковыми методами. В основе теории лежит несколько десятков готовых приемов и шаблонов решений, из которых нужно выбрать наиболее подходящие для конкретной задачи.

Изначально поставленную задачу приводят к некому общему виду, потом ищут для ее решения подходящий прием, а после применяют найденное решение к первоначально поставленной задаче. Сначала теорию применяли для решения технических задач, позже стало понятно, что можно применять ТРИЗ для жизни и решения широкого спектра проблем.

Самую первую версию теории решения изобретательских задач разработал

Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998), известный любителям фантастики под псевдонимом Генрих Альтов. Да, он не только изобретатель, но и талантливый писатель, а его «Легенды о звездных капитанах» и другие произведения любимы многими поколениями читателей . Кстати, Генрих Альтшуллер очень много писал для детей. Не потому ли изобретенная им теория решения изобретательских задач применима даже для детских садов?

Генрих Альтшуллер начал разработку принципов и методики ТРИЗ в послевоенные годы, затем продолжил работать над теорией в соавторстве с изобретателем Рафаэлем Борисовичем Шапиро (1926-1993). Кстати, Шапиро тоже был писателем и подписывал свои произведения псевдонимом Рафаил Бахтамов. Показательно, что самая первая публикация, посвященная ТРИЗ, затрагивала преимущественно вопросы психологии изобретательства и так и называлась «О психологии изобретательского творчества» .

В этой же статье была сделана попытка систематизировать процесс творчества, разбив его на стадии:

  • Аналитическая стадия – выбор и определение основ задачи, выявление главного противоречия и его причины.
  • Оперативная стадия – изучение типичных способов решения в природе и технике, и последующий поиск новых способов в пределах системы и за ее пределами.
  • Синтетическая стадия – внедрение функционально обусловленных изменений в систему и методы ее использования, проверка применимости принципа к решению прочих задач.

Более подробно понятия, методы и схемы решений были изложены в многократно затем переизданной книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» . Так, автор теории считает, что первым шагом к изобретению является правильная формулировка ситуации так, чтобы сразу исключить из рассмотрения не слишком эффективные и не совсем перспективные способы решения.

Далее нужно поставить задачу в формате «убрать ненужное качество без потери функциональности системы» или же «добавить нужное качество в придачу к существующим». Такая постановка задачи позволяет ответить на ряд крайне важных для последующей работы вопросов:

  • Какие части есть у системы и как они взаимодействуют?
  • Какие части и взаимодействия являются полезными, какие – вредными и какие – нейтральными?
  • Что можно изменить без потери функций, а что нельзя?
  • Что приведет к улучшению функций системы, а что к ухудшению?

Затем нужно выявить противоречия на пути к решению всех этих вопросов и устранить их. Например, увеличить прочность конструкции без увеличения массы сооружения. Собственно, после того как это все удалось сделать, до изобретения остается буквально шаг. Разработанный Генрихом Альтшуллером алгоритм решения изобретательских задач (сокращенно АРИЗ) включает в себя несколько десятков шагов. Количество шагов различается в зависимости от версии алгоритма.

Как все вышеизложенное можно применить в детском садике, когда большинство малышей только-только начало запоминать буквы и цифры? Давайте разбираться!

Основные инструменты ТРИЗ

Приемы ТРИЗ в ДОУ включают в себя следующие компоненты:

  • Поиск решения – в данном случае перед воспитанниками ДОУ педагог ставит проблему, которую необходимо решить. Задача детей – найти различные варианты решения.
  • Плюсы и минусы. Педагог предлагает детям некий объект (например, огонь) и просит найти хорошие и плохие стороны этого объекта.
  • Выявление и разрешение противоречий. Этот метод ТРИЗ в ДОУ основан на использовании игр, вымышленных ситуаций и сказок. Педагог предлагает детям задачу, в которой скрыто некое противоречие, и просит найти решение. Чтобы это успешно сделать, дети должны обнаружить и устранить противоречие. Популярный пример такой задачи – как перенести в решете воду?

Используя ТРИЗ игры в ДОУ, педагог не должен предлагать своим воспитанникам готовые решения. Основой работы в данном русле является педагогический поиск – задача воспитателя заключается не в том, чтобы довести ребенка до решения задачи, а в том, чтобы научить находить эти решения самостоятельно.

Если дети задают вопросы, следует также избегать готовых ответов. Ребенок должен сам добраться до сути и найти решение, а задача воспитателя – помочь ему в этом, используя наводящие подсказки.

Принципы ТРИЗ

  • Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
  • Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
  • Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.

Зачем нужна методика ТРИЗ в детском саду?

Мы все родом из детства, и основы будущей жизни человека закладываются именно в дошкольном возрасте. В это время маленький человек учится ходить и говорить, читать и писать, слушать и понимать, общаться и выражать эмоции, и, конечно же, мыслить.

Сегодня творческое мышление нужно практически в любой сфере деятельности: юриспруденции и разработке программного обеспечения, медицине и строительстве дачных коттеджей, педагогике и даже монтаже телекоммуникационных сетей, потому что средства связи проникают туда, где ничто не приспособлено для их использования.

От того, как будет построена работа с детьми в детском саду, во многом зависит, насколько удастся развить творческое мышление у малышей. А, значит, и то, насколько хорошо они будут учиться, насколько удачно выберут профессию и смогут вписаться в современный мир. Задачи методики ТРИЗ как раз и состоят в обучении творческому подходу, и поэтому как нельзя лучше подходят для работы с дошкольниками.

Дети пока что не скованы шаблонами восприятия, они любознательны и непосредственны, они только познают эту жизнь. Поэтому им ничто не мешает воображать свой придуманный мир и самим решать, каким они хотят его видеть. В идеале детям нужно не только не мешать, но и всячески потакать их стремлению к творчеству и познанию всего нового. Внедрение методики ТРИЗ в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) способствует творческому процессу в полной мере.

Заметим при этом, что творчество – это не какой-то отдельный оторванный от всего остального процесс. Творчество напрямую связано с развитием аналитического мышления, наблюдательности, внимательности, воображения, речи, получением новых сенсомоторных навыков. Как следствие, умение творчески мыслить способствует формированию многогранной личности с широким кругозором и умением на практике решать возникающие задачи.

Задачи методики ТРИЗ:

  • Развитие творческого восприятия и мышления.
  • Развитие качеств творческой личности.
  • Формирование словарного запаса.
  • Развитие связной речи и умения выражать мысли.
  • Коррекция произношения.
  • Формирование восприятия чисел и математических представлений.
  • Обучение конструктивной деятельности.
  • Привитие навыков социализации, взаимодействия и командной работы.

Таким образом, методика ТРИЗ способствует не только собственно творчеству. Не менее полезна методика ТРИЗ в развитии связной речи, пополнении словарного запаса, получении навыков оперирования числами и математическими понятиями и многом другом. Наверное, легче найти, что не входит в задачи методики ТРИЗ.

Поэтому методика ТРИЗ в детском саду нужна, с одной стороны, для развития гибкости и системности мышления, с другой стороны, для стимулирования поисковой активности и умения находить ответы на нестандартные вопросы. Используя методику ТРИЗ, можно заметно активизировать творческий потенциал ребенка, его мыслительную активность и фантазию, вырастить из ребенка настоящего изобретателя и генератора новых идей.

И еще один немаловажный момент. Детский сад, группа в детском садике – это маленький, но коллектив. А иногда и не маленький, а достаточно большой детский коллектив. Групповые занятия по методике ТРИЗ учат детей сотрудничеству, взаимодействию, умению помочь товарищу и найти выход из сложной ситуации, а также порадоваться своим и чужим успехам, когда задача будет успешно решена.

Результаты не заставят себя долго ждать. Родители и воспитатели достаточно скоро увидят, что рисунки ребенка стали разнообразнее, художественные сюжеты сложнее, речь грамотнее, да и сооружения из конструктора «Лего» теперь малыш собирает не только по предложенным картинкам, но и придумывая свои собственные фигуры.

В общем, ТРИЗ – методика для детей полезная во всех отношениях. Осталось лишь разобраться, как применить такую сложную методику как ТРИЗ для таких маленьких детей как дошколята.

Приёмы решений по ТРИЗ

Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:

 Принцип дробления

  • Разделить объект на независимые части.
  • Выполнить объект разборным.
  • Увеличить степень дробления объекта.

 Принцип объединения

  • Соединить однородные или смежные объекты.
  • Объединить во времени однородные или смежные операции.
  • Один объект разместить внутри другого.

 Принцип посредника

  • Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
  • На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

 Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

Принципы ТРИЗ-педагогики

ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели. 

Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения: 

  1. Давать ученику право выбора везде, где это возможно.
  2. Сталкивать ученика с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа.
  3. Обучать через практику — эксперименты, опыты, исследования.  
  4. Постоянно отслеживать интерес учеников и понимание ими материала.
  5. Стремиться к идеальному КПД — максимальной пользе при минимальных затратах. 

<<Форма демодоступа>>

Как связаны ТРИЗ и креативный подход

ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:

 Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.

 Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.

 Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.

 Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.

 Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.

Методы технологии ТРИЗ, применяемые в детском саду

В программах дошкольного образования предусмотрено применение следующих методов технологии ТРИЗ:

  1. Метод мозгового штурма. Метод ориентирован на максимизацию предложенных детьми вариантов решения, поставленной задачи, с опорой на применение творческого подхода, включение в процесс фантазии и воображения. Далее, происходит анализ всех предложенных вариантов решения, оценивается рациональность и целесообразность их применения и производится выбор более эффективного варианта решения задачи.
  2. Метод каталога. Он основан на составлении цепочки вопросов для детей, чтобы подвигнуть их к творческому рассказу. Как правило, метод предполагает применения картинок с изображениями сцен из сказок, на основании которых детям задаются вопросы, требующие креативного ответа. Данный метод помогает развить речь, навыки театральной деятельности, активизирует игровую активность ребенка, способствует его экологическому воспитанию и развитию.
  3. Метод фокальных объектов. Он основывается на перемещение качественных характеристик одного объекта на другой. Могут быть перемещены, как все характеристики, так и несколько из них. Такой метод активизирует воображение, развивает речевые функции и включает в работу мыслительный процесс.
  4. Метод системного анализа. Он основывается на рассмотрении мира в качестве системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Дети осваивают место и роль каждого объекта в миром пространстве, выявляют особенности его функционирования в системе, ролевое значение в развитии системы, взаимосвязь с другими компонентами.
  5. Метод морфологического анализа. Он базируется на построении нового объекта, точнее его новой модели, путем сочетания разных свойств и характеристик при построении новой модели. Таким образом, развивается творческое воображение ребенка, в работу включается его фантазия.
  6. Метод аналогичного мышления. Основывается на развитии у детей навыков сравнения и разделения объектов по определенным параметрам и признакам.
  7. Метод обоснования новых идей. Предполагает выбор какой-то ситуации, которая делится на составные элементы: реальные проявления и фантастические проявления. Затем происходит поиск реальных проявлений в фантастической части ситуации.
  8. Метод моделирования. Основан на построении моделей процессов в природной и социальной среде. Он позволяет развить диалектические представления ребенка, сформировать его мышления, активизирует любознательность.
  9. Метод фантазирования. Данный метод ориентирован на развитие фантазии ребенка, путем внедрения волшебников, способных изменять свойства объектов: увеличивать и уменьшать, изменять временные характеристики, делить, объединять и т.д.

Применение методов технологии ТРИЗ позволяет развивать творческий потенциал не только дошкольников, но и педагогов.

ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками

Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)

— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?

— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?

— Как обхитрить лисичку?

— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?

— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?

Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)

Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.

Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?

Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?

Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?

Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?

Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?

Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)

Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.

Игра «Задача для фиксиков»  (ММЧ, с 5 — 6 лет)

Детям предлагается одна из исходных ситуаций:

— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?

— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?

— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?

— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?

— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?

С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.

Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)

В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате.  После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.

Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.

Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий