Как связаны ТРИЗ и креативный подход
ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:
Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.
Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.
Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.
Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.
Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
Принципы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ — это система мышления, которая помогает быстро находить решение нетривиальных задач. Ученикам даются реальные проблемы, с которыми сталкиваются учёные, инженеры и предприниматели.
Эксперт по ТРИЗ-педагогике Анатолий Гин выделяет пять принципов обучения:
- Давать ученику право выбора везде, где это возможно.
- Сталкивать ученика с проблемами без чёткого алгоритма решения и верного ответа.
- Обучать через практику — эксперименты, опыты, исследования.
- Постоянно отслеживать интерес учеников и понимание ими материала.
- Стремиться к идеальному КПД — максимальной пользе при минимальных затратах.
<<Форма демодоступа>>
Основные принципы методики ТРИЗ
Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:
- Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
- Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
- Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
- Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
- Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.
Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.
Разные способы работы
Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.
- Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
- Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
- Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.
Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.
Этапы решения проблем в бизнесе с помощью теории Альтшуллера
В бизнесе используют адаптированный классический алгоритм решения по ТРИЗ. Он состоит из четырёх этапов: постановка задачи, ОИП (описание инновационной проблемы), выявление противоречий и поиск решения. Работу обычно ведут в группах из нескольких специалистов.
Постановка задачи происходит от проблемы. Чтобы решить её, нужно найти причины, по которым она возникла.
Для этого используют карту восприятия проблемы. Каждый человек из рабочей группы записывает проблему, задаёт себе вопросы, почему она появилась, и находит таким образом первопричину. Потом карты восприятия совмещают и выбирают самую весомую причину, из которой формулируют задачу.
Например, есть проблема — низкая конверсия в продажи. Предполагаемая первопричина — небольшой штат менеджеров: они не успевают обрабатывать заявки, клиенты уходят. Задача — повысить скорость обработки заявок.
Описание инновационной проблемы (ОИП) показывает, почему мы не можем прийти к желаемому результату.
В нём уточняют, к чему относится проблема — к маркетингу, бизнес-процессам, продукту. Чтобы понять, в каком направлении искать решения, также описывают:
- Предыдущие методы решения. Если проблему пытались решить раньше, описывают, какие методы пробовали и почему они не подошли. Например, пытались отдать работу на аутсорс, но это тоже съедало бюджет, а эффект был незначительным.
- Перспективные идеи, которые по каким-то причинам не реализовывали. Иногда бывает достаточно оттолкнуться от них, чтобы найти решение.
В ОИП могут внести ИКР — чёткую формулировку того, что должно получиться в итоге. В нашем примере идеальный конечный результат — система, в которой менеджеры сами ускоряют обработку заявок до 10–15 минут. В этом случае конверсия в продажи вырастет.
Выявление причин противоречий называют причинно-конфликтным анализом (другое название — RCA+). Он помогает найти сами противоречия и выгоды, из-за которых они не устраняются.
Для поиска противоречий прописывают требования к системе и то, какими ресурсами располагает компания, какие есть ограничения. Например, у нас ограниченный бюджет на отдел продаж — мы не можем нанять больше менеджеров. Это создаёт противоречие: денег не хватает, но сотрудников нужно больше.
Чаще всего ключевая выгода бизнеса — экономия. Менеджмент не хочет тратить дополнительные деньги, поэтому проблема не решается. Но, бывает, что причина противоречий в другом. Например, директор считает, что менеджеры могут работать лучше, и не одобряет расширение штата. Тогда возникает ещё одно противоречие, техническое: нужно больше менеджеров, но директор против — по его мнению, это приведёт к снижению производительности.
Поиск решения начинается ещё на этапе выявления противоречий и их причин. Иногда достаточно чётко сформулировать их, чтобы найти выход из ситуации.
До 80% задач решают, когда находят противоречия. Обычно у специалистов возникает несколько идей, как разрешить противоречия. В работу берут самую перспективную или самую бюджетную идею.
В нашем примере сформировано два противоречия:
- нужно больше менеджеров, но нет денег на это;
- нужно больше менеджеров, но директор против.
Напомним: идеальный конечный результат — система, при которой сами менеджеры устраняют проблему.
Чтобы получить ИКР, можно собрать чат-бота с искусственным интеллектом в конструкторе. Разработка обойдётся не так дорого, как расширение штата, но скорость обработки обращений повысится. Чат-бот будет работать с типовыми обращениями, а менеджеры — с теми, где ИИ не справляется.
Бывает, что даже после описания противоречий решения нет. Тогда рабочая группа использует 40 инновационных приёмов. Они созданы по подобию 40 приёмов Альтшуллера, но адаптированы для бизнеса.
Пример решения задачи методом ТРИЗ
Проблема: геологи на Аляске жаловались на лис, которые перегрызали кабели от измерительных приборов.
1. Формулируем противоречие и цель задачи
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, так как наносят ущерб людям. Но всё же грызут их.
Цель задачи: Сделать так, чтобы лисы не грызли провода.
2. Исследуем ресурсы
Ресурсы — это всё, что может быть полезно для решения. Можно использовать то, что уже есть в ситуации, и то, что можно применить с минимальными затратами.
Ресурсы: провода и любопытство лис.
3. Выбираем принцип решения
Используем любой из сорока приёмов ТРИЗ-педагогики. Поскольку проблема связана с живыми существами, подойдёт принцип воздействия на каналы восприятия: сбиваем любопытство лис при помощи неприятных вкусовых ощущений.
Решение: в оболочку проводов добавляется жгучий кайенский перец, и нападения лис прекращаются.
4. Анализируем решение
Теперь нужно ответить на вопросы:
- Насколько сложно и дорого осуществить идею?
- Задействованы ли исходные ресурсы?
- Возможны ли нежелательные эффекты?
Особенности методики
ТРИЗ учит детей не только свободно ориентироваться в мире, но и находить оптимальные решения, которые сочетают простоту и точность, с минимальными временными затратами. Главная задача преподавателя – не столько подать новые знания, сколько научить, где ребенок может найти их самостоятельно
Поскольку в силу возраста внимание дошкольника сосредоточено преимущественно на том, что его интересует, занятия, как правило, проводятся в игровой форме
Технологии ТРИЗ направлены на развитие сразу нескольких видов деятельности:
- творческого мышления;
- воображения;
- связной речи;
- социального взаимодействия.
Отметим, что на занятиях ТРИЗ-РТВ детям необходимо не только самостоятельно найти решение проблемы или создать что-либо, но и добиться взаимопонимания с другими участниками. Поэтому ребенок, обучающийся по методике Альтшуллера, радует родителей сообразительностью и смекалкой, а также становится общительнее и смелее, не боится высказывать и отстаивать свое мнение.
Для занятий педагоги выбирают сюжеты (сказок, мультфильмов), которые близки детям и, следовательно, могут их увлечь. Увлекательность занятий является важным элементом, от которого во многом зависит и результативность методики. Ведь чем сильнее ребенок заинтересуется, тем больше активности он проявит и тем серьезнее воспримет историю. На примере сказочных сюжетов также воспитывают положительные личностные качества.
Основная цель занятий по методике раннего развития ТРИЗ-РТВ – показать, что главным богатством являются знания.
Что может теория?
В результате альтшуллерская фантастика всё-таки стала реальностью. В современной школе методика нешаблонного решения задач стала применяться с каждым днём всё чаще, и рассчитана она на разные возрастные группы, вплоть до уровня послешкольного образования, для студентов и уже готовых специалистов.
Для школьников это, в первую очередь, преодоление барьера опаски решать творческие проблемы, будь то создание проекта, математическая задача и даже школьное сочинение. Ведь если искать аналоги ТРИЗ, то вы легко найдёте схожий алгоритм в таблице умножения.
Для дошкольников тоже существуют приёмы ТРИЗ-образования. Если вы мне скажете, что никогда не сталкивались с этим, то дам вам подсказку: для малышей ТРИЗ-обучение – это ни что иное, например, как изобретение игрушек, или конструирование.
Да даже для нас, родителей, систему ТРИЗ можно отыскать в обыденной жизни. Чем поваренная книга – не набор алгоритмов, обучающих, как быстро с освоенной технологией сварить что-нибудь экстравагантное, никому до того не знакомое.
Конечно, в зависимости от возраста, навыки, которым обучают приёмы ТРИЗ-методики, разные, но все они, используемые в системе образования, направлены на то, чтобы в результате научить ребёнка:
- находить и выделять закономерности в большом количестве фактов;
- видеть скрытые пути решения простых задач, выделяя не явно заданные характеристики предметов и явлений, то есть «смотреть на мир» по-новому;
- строить причинно-следственные цепи и уметь их разветвлять до мельчайших подробностей,логически мыслить даже при отсутствии нужных знаний;
- «жонглировать» противоречиями и свободно применять аналогии;
- выстраивать классификации;
- выдвигать гипотезы и доказывать их опытным путём;
- из множества находить главное и искать суть через правильно заданные вопросы.
Не знаю, как вам, но мне кажется, если овладеть всеми этими умениями в той мере, насколько это возможно, будет не голова, а «дом советов».
Разные способы работы
Арсенал технологии ТРИЗ содержит множество разнообразных методов, которые педагоги с успехом используют в работе с дошкольниками.
- Метод мозгового штурма. Участники обсуждения проблемы должны высказать максимальное число вариантов ее решения, вплоть до самых фантастичных и парадоксальных. Из этих вариантов затем и выбирают оптимальный. Конечно, решаемые задачи должны соответствовать возрасту дошкольников (например, как можно потушить пожар в доме, если нет воды). При мозговом штурме развиваются способности слышать друг друга в конструктивном споре, не бояться критики, отстаивать свою точку зрения, лояльно относиться к другим мнениям, анализировать, понимать, что не бывает безвыходных ситуаций.
- Метод каталога. Хорош для развития речи ребенка, учит его основам творческого рассказывания. Суть метода в том, что дошкольники ищут ответ на вопрос педагога, произвольно указывая на любое место книжной страницы. Полученные слова, не связанные между собой, нужно соединить в последовательную историю. Главное здесь для педагога – грамотно подобрать вопросы и задавать их в правильной последовательности.
- Метод фокальных объектов. Развивает фантазию, речь, воображение ребенка, умение управлять мышлением. Суть метода в том, чтобы «примерять» свойства одних объектов на другие (внешне они должны быть не связаны между собой). Дети учатся устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи между случайными объектами. Дошкольникам предлагают несколько разнородных объектов, они должны назвать их основные свойства, а затем нужно придумать, как перенести их на задуманный объект.
Кроме того, существуют методы системного и морфологического анализа, типового фантазирования, мышления по аналогии, метод Робинзона и множество других. Каждый из них решает свои задачи. Но общий девиз методов работы в ТРИЗ – любознательность и творчество во всех проявлениях.
Что дает методика дошкольнику?
Прежде всего, она стимулирует разностороннее мышление, подстегивает познавательную активность, способствует успешной социализации в детском коллективе, развитию речевых навыков.
Кроме этого, ТРИЗ для дошкольников полезен тем, что:
- снимает страх перед неизвестным,
- снимает психологические барьеры,
- учит мыслить широко, системно, нестандартно,
- развивает нравственно (учит радоваться чужим успехам, помогать другим в затруднительной ситуации, ценить чужое мнение),
- учит находить свои решения, а не повторять за педагогом,
- создает для каждого малыша ситуацию успеха,
- позволяет ребенку вырасти «генератором идей», стать успешным в жизни.
Все эти глобальные навыки развиваются благодаря тому, что ребенок во время таких занятий учится:
- вычленять закономерности,
- видеть скрытые пути решения, рассматривая все характеристики объектов или явлений,
- находить причинно-следственные связи,
- мыслить логически даже при отсутствии конкретных тематических знаний,
- оперировать аналогиями и противоречиями,
- классифицировать,
- выдвигать и опытным путем доказывать гипотезы,
- находить главное во множестве,
- задавать правильные вопросы для поиска сути.
Возраст, с которого применяют ТРИЗ
Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.
Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.
Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.
Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как
- Игры для детей 3 – 4 лет,
- Игры для детей 5 — 6 лет,
- Игры для детей 6 – 7 лет.
В любом случае использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп даст положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!».
Слайд 113. Морфологический анализЦель: выявить все возможные факты решения данной
проблемы, которые при простом переборе
могли быть упущены.Лучше всего начинать работу по методу морфологическогоанализа со сказочных образов. Например, необходимо создатьновый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует намобраз молодого человека, доброго, смелого, сильного,красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа.Выделим основные критерии, по которым можноохарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, местожительства, внешний вид, средство передвижения, одежда.Данный метод эффективен в работе с небольшим количествомдетей (от двух до пяти).
Основные принципы методики ТРИЗ
Внедрение системы ТРИЗ в дошкольные учреждения основано на соблюдении нескольких важных принципов:
- Принцип свободы выбора. Он должен соблюдаться в любом действии – обучающем или управляющем.
- Принцип деятельности. Любое творческое задание должно основываться на практической деятельности.
- Принцип открытости. Ребенку нужно предлагать задачи, не имеющие единственно верного решения, подразумевающие вариативность.
- Принцип идеальности. Творческие задания по этой методике не требуют специального сложного оборудования, могут быть использованы на любых занятиях, максимально задействуя интересы, возможности и знания дошкольников.
- Принцип обратной связи. У педагога есть возможность постоянного контроля за освоением малышами мыслительных операций, поскольку задания выстраиваются последовательно, в новых используются элементы предшествующих.
Основополагающим же является принцип природосообразности в обучении. То есть необходимо отталкиваться от природы ребенка: его возраста, способностей, закономерности его развития в окружающей реальности. Здесь не обойтись без индивидуального подхода к ребенку. А отказ от уравнивания всех малышей «под одну гребенку» как раз и позволяет каждому дошкольнику максимально раскрыть свои склонности и развить нужные способности.
Преимущества ТРИЗ
Данная методика является уникальным в своем роде инструментом, который позволяет:
- развивать творческую составляющую личности;
- находить нестандартные решения проблем;
- обогащать круг представлений и пополнять словарный запас;
- формировать логическое мышление;
- развивать наглядно-образное представление, воображение и память.
Использование ТРИЗ в ДОУ дает возможность всесторонне стимулировать умственную активность детей через творчество и поиск решений. Занятия проводятся в веселой игровой форме, что позволяет без труда вовлекать в них детей, создавая у них подлинный интерес к происходящему.
Особую ценность методика приобретает в работе с замкнутыми, застенчивыми детьми. Робкие малыши в ходе игр учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, находить решения в трудных ситуациях, повышается уверенность ребенка в себе, а чувство беспомощности перед обстоятельствами, наоборот, отступает.
Применение технологий ТРИЗ в ДОУ особенно полезно. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя весь мир, его психика активно развивается, закладывается способность к творческому решению задач. Использование ТРИЗ помогает развитию диалектического мышления, улучшает творческие навыки и развивает смекалку.
Приемы ТРИЗ в детском саду не просто развивают у детей фантазию, а учат воспитанников системно мыслить, понимать происходящее и осознанно решать задачи.