Прогулки с ребенком весной и осенью
Наиболее удачный период для отдыха на природе с ребенком, это межсезонье, во время теплой и сухой погоды. Даже осенью порой выпадает удивительно солнечный и теплый день. Деткам, родившимся весной или осенью, будет легче постепенно приспособиться к окружающему миру. В этом как раз поможет ежедневный променад.
Рекомендации во многом походят на прогулки зимой. За исключением того, что погода предполагает увеличение времени пребывания на воздухе. Продолжительность и частоту можно увеличивать, опять-таки ориентируясь на погодные условия и опыт предыдущих прогулок.
Одежда для демисезонных гуляний должна быть соответствующей, а для самых маленьких лучше все-таки использовать одеяло или конверт, только менее утепленный, чем зимой.
Не менее важным будет способ перемещения, идеально подойдет коляска – трансформер, в таком виде транспорта малышу удобно и спать, и изучать окружающий мир. Множество деток с успехом засыпают под мягкое укачивание во время движения, некоторые предпочитают знакомство с местностью спокойному сну. Некоторым мамам предпочтительней гулять с ребенком в специальной переноске – слинге, который обеспечивает продолжительный контакт мамы с ребенком весь день.
Для использования рюкзака – кенгуру следует подождать хотя бы трехмесячного возраста ребенка. Для длительных прогулок такое перемещение не предназначено, а годится только для коротких по времени походов.
Если вам нужно задержаться на улице довольно долгое время, продумайте вариант «походного» кормления ребенка. Для разных случаев это либо бутылочка со смесью или грудным молоком в специальном термосе-контейнере, либо поиск уединенного места для грудного вскармливания.
Зимние прогулки с новорожденным
Вопрос о том, можно ли гулять с новорожденным зимой, возникает у каждого родителя. Врачи отвечают однозначно: можно, и даже нужно! Ведь свежий воздух является необходимым для развития малыша, поэтому-то этот фактор должен присутствовать в жизни грудничка постоянно, независимо от времени года. Не нужно бояться зимы, ведь достаточно соблюдать несколько правил и можно спокойно выходить на улицу с новорожденным даже в морозные дни.
Как одевать грудничка на прогулку?
Оптимальным выбором для зимних прогулок станет комбинезон-трансформер. Такой вид одежды отлично сохраняет тепло, спинка малыша всегда закрыта, а возможность быстро трансформировать его в детский конверт позволяет переодевать грудничка, даже не разбудив его.
Сколько гулять с новорожденным зимой?
Об этом должен рассказать врач педиатр, но есть и общие рекомендации:
- если на улице не более 5 градусов мороза, то первая прогулка должна длиться не более 7 минут;
- если температура воздуха не ниже 15 градусов мороза, то длительность первой прогулки не должна быть более 5 минут;
- если мороз опустился ниже 15 градусов, то прогулку лучше отложить до потепления.
В первый раз на улицу новорожденного можно выводить только на 14 день после выписки из родильного дома. Если температура воздуха не позволяет вывести грудничка на улицу, то нужно просто качественно проветривать помещение, в котором малыш находится.
Все, что написано выше, относится только к здоровым новорожденным. Если ребенок родился недоношенным или с каким-то врожденным заболеванием, то необходимо проконсультироваться с врачом педиатром о первой прогулке, продолжительности пребывания на улице.
Кроме внимательного отношения к погодным условиям, комфорт прогулке на свежем воздухе обеспечит и правильно подобранная коляска. Учитывая, сколько на современном рынке имеется моделей этого «транспортного средства», стоит запомнить несколько правил приобретения коляски:
- Дно коляски должно быть ровным, можно приобретать дополнительный матрасик в коляску, но это не должна быть перина.
- Нельзя для грудничка сразу приобретать прогулочную коляску, даже если он родился в летнее время. Даже при полной откинутой спинке «транспортного средства» добиться абсолютно ровного расположения спинки новорожденного невозможно. Такое негативное воздействие может спровоцировать искривление позвоночника, смещение внутренних органов и другие проблемы со здоровьем.
- Колеса должны быть большими и снабжены амортизаторами, что позволит коляске плавно ехать, преодолевать снежные заносы, не беспокоя малыша.
- Обязательно следует учитывать габариты коляски, потому что некоторые модели настолько объемные, что могут не вместиться в лифт.
Прогулки на свежем воздухе с грудничком – обязательный пункт в распорядке дня малыша. Не стоит им пренебрегать даже при плохой погоде, ведь такие прогулки являются одним из многочисленных факторов обеспечения полноценного развития ребенка.
Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории
8,030 total views, 1 views today
Виды гиперопеки
Психологи выделяют 2 вида гиперопеки:
- Потворствующая, и
- Доминирующая (или авторитарная).
В первом случае взрослые не жалеют никаких сил и средств для своего ребенка, готовы идти на жертвы ради его интересов: ограничивать себя, не считаться с интересами других лиц. Ребенка растят маленькой принцессой, гением, талантом, красавицей. Такие дети очень зависимы от успеха. Стоит ли говорить, что не всегда ожидания взрослых находят подтверждение в реальной жизни. И вся боль открытия приходится на неподготовленную детскую психику.
Второй вариант связан с неусыпным контролем за ребенком: постоянными нотациями, запретами, напоминаниями, поучениями, командами. Взрослый лучше знает, что надо ребенку, даже если дело касается малого. Часто это сопровождается негативными комментариями типа: «дай я сам: ты не умеешь», «вырастешь – узнаешь», «бестолочь». Закомплексованность, заниженная самооценка и отсутствие самостоятельности – верные спутники таких детей.
Да, ребенок не может всего знать и уметь, но развитие самостоятельных навыков – последовательный процесс, предполагающий поэтапное усложнение возможностей малыша. И если ему не давать развивать простейшие умения, неоткуда будет взяться и более сложным навыкам.
Что можно сделать?
Родителям – идти к психологу. Поначалу я встречал эту рекомендацию в штыки, но потом убедился в ее действенности. Именно родитель несет ответственность за возникшую ситуацию с гиперопекой, как бы мы не оправдывали свои действия любовью к ребенку и заботой о нем.
Кроме того, мы каждый день можем работать над собой и совершать маленькие действия, которые в дальнейшем приведут к большим последствиям. Например – формировать самостоятельность ребенка с ранних лет, предоставляя выбор в одежде (красное или желтое платье), еде (пюре или рис), времяпрепровождении (парк или поездка за город). Начиная с таких маленьких вещей, вы увидите, что в предоставлении выбора ребенку нет ничего страшного, и научитесь делегировать ему решения посложнее.
Не ограждайте ребенка от внешнего мира, а знакомьте его с ним. Например, любимая история моей дочери – про тромбоциты, которые заделывают ссадины и порезы. Когда я ей об этом рассказал, я сам стал проще относиться к ее травмам. Теперь при падении с самоката я не думаю о травмпункте, переломах и катастрофических последствиях, а весело рассказываю дочери о тромбоцитах (на очереди у нас – книга «Интересный кишечник»).
Наконец – поддерживать своих детей. Ты сможешь, у тебя получится, ты обязательно сделаешь. Вместо – давай я сделаю это за тебя. Тогда и во взрослой жизни ребенок сможет найти в себе силы для решения проблемы и выхода из кризисной ситуации.
Гиперопека – это не сиюминутное явление, справиться с которым можно быстро и безболезненно. На протяжении всей жизни родители учатся не экстраполировать на ребенка свои несбывшиеся ожидания, не замещать его мечты своими, не отказывать ему в выборе. Желание учиться этому, а также понимание, что обратиться за профессиональной помощью – это нормально, во много раз повышают шансы ребенка вырасти в атмосфере взаимоуважения, а не гиперопеки.
Каждый родитель знает ту радость, которую малыш испытывает при достижении новых высот – будь то первая собранная пирамидка или удачный рисунок. Этот восторг обусловлен тем, что ребенок справился с вызовом, трудностью, страхом неудачи. Справился сам. Поэтому давайте не будем лишать их радости побед и преодоления, чтобы дети хотели жить реальной жизнью, а не миром грез.
Нормы развития речи от года до двух лет
Годовалый малыш уже откликается на своё имя, понимает, когда ему говорят «нет», и активно подражает речи взрослых. Он реагирует на просьбы: «сядь», «встань», «возьми». Машет в ответ ручкой, когда ему говорят «пока-пока». Но его словарный запас ещё невелик и включает в себя всего несколько слов (около 10), состоящих из одного-двух открытых слогов: «мама», «папа», «баба», «дай», «би-би».
После полутора лет словарных запас ребёнка уже доходит до 50-60 слов — и тогда у него начинает формироваться фразовая речь. Первые фразы состоят всего из двух слов. Например, показывая на любимую машинку, малыш произносит: «Мама, би-би».
Примерно в 16-18 месяцев происходит так называемый «лексический взрыв», когда пассивный словарный запас становится активным. То есть, малыш начинает активно внедрять в свой лексикон все слова, которые он до этого запомнил.
К концу второго года жизни дети уже произносят от 100 до 300 слов, используют в разговоре предлоги. Но речь двухлетнего малыша может быть не совсем понятна взрослым, так как он не сохраняет слоговую структуру слов — многие звуки произносит неправильно или вовсе пропускает. Особенно, если слово сложно произносимое, имеющее закрытые слоги. Зато свою речь малыши этого возраста активно дополняют жестами и мимикой — от этого она становится более понятной для взрослых.
Как гулять с новорожденным зимой
Говорят, что малыши, рожденные зимой, болеют меньше, чем те, которые родились в другое время года. Обосновывают это мнение тем, что с первых прогулок малыш начинает закаляться на свежем зимнем воздухе.
Даже если это так, то закаливание должно быть правильно организовано:
- первая зимняя прогулка новорожденного может состояться через неделю после выписки;
- деткам до года не рекомендуется находиться на улице при температуре воздуха ниже 10 градусов;
- продолжительность первой прогулки составляет 5 минут, а дальше постепенно увеличивается;
- одевая ребенка по погоде, следует учитывать температурный диапазон «верхней» одежды (комбинезона, конверта);
- заменить прогулки на свежем воздухе при очень низких температурах можно кратковременным пребыванием на балконе или регулярными проветриваниями в комнате;
- не лишним будет использование теплого защитного чехла для коляски;
- первые прогулки в сильные снегопады будут лишними, как для ребенка, так и для матери;
- те мамы, которые хотят закаливать детей с раннего возраста, не должны пренебрегать рекомендациями относительного того, при какой температуре можно гулять с новорожденным, чтобы, наоборот, не нанести вред здоровью малыша.
Даже такие избитые временем вопросы, как первая прогулка новорожденного, до сих пор не могут найти свой единственный ответ. Для каждой матери с малышом он будет своим в зависимости от привычек, традиций, их самочувствия, особенностей восприятия и привыкания к разным температурам и еще много-много от чего другого.
Ознакомившись с общими рекомендациями, прислушавшись к своему внутреннему материнскому чутью, молодая мама всегда сделает правильный выбор, и сможет спокойно наслаждаться свежим воздухом в компании своего новорожденного малыша.
Современный человек уже настолько привык к благам цивилизации, что естественные прогулки для новорожденных и деток постарше на свежем, морозном воздухе зимой расценивается родителями, как очередной набор опасностей. На самом деле малыши намного ближе к природе, чем уже взрослые, современные жители больших городов. Им просто необходим свежий воздух и зимнее, яркое солнышко. Однако стоит помнить, что во всем нужна мера и с зимними прогулками тоже не стоит злоупотреблять. Сколько же нужно гулять зимой с ребенком до года? И от чего зависит продолжительность нахождения на свежем воздухе?
Сколько гулять зимой с ребенком до года
Многие родители справедливо опасаются, что на свежем воздухе малыш будет подвержен влиянию многих факторов, с которыми бы точно не столкнулся в квартире. На самом деле это очень хорошо! Иммунная система крохи с первых дней должна приспосабливаться к новым для ребенка условиям жизни, а от ежедневных прогулок здоровья крохи будет только крепче. Когда же нужно начинать гулять после выписки из роддома? В зимнее время года специалисты рекомендуют показать ребенку солнышко не раньше, чем через 2 недели. Затем прогулки могут стать ежедневным развлечением для малюток и их родителей.
О том, сколько гулять с новорожденным зимой в коляске, можно узнать из следующих рекомендаций специалистов:
- 1 прогулка – 5-10 минут;
- 7 дней – 10-20 минут;
- 1 месяц – 2 раза по 30-40 минут;
- 3 месяца – 2 раза по 60 минут;
- полгода – 2 раза по 60 минут;
- 1 год – 2 раза по 60-90 минут.
На вопрос, сколько гулять зимой с ребенком возрастом 1, 1,5 или даже 2 года большинство детских специалистов советуют придерживаться такого правила: сумма времени, проведенная малышом на улице должна быть не менее 4 часов. Лучше если это время будет поделено на 2-4 выхода на улицу, чтобы малыш не смог слишком устать.
Диагностика задержки развития речи
Малыша, отстающего в речевом развитии, следует показать специалистам, в том числе педиатру, логопеду, психологу, психиатру, неврологу и отоларингологу. Для обнаружения причины нарушений проводят следующие диагностические процедуры:
Проверка слуха
Детский отоларинголог сможет определить, хорошо ли малыш слышит. Обследование и специальные тесты не только дают представление о степени поражения органов, отвечающих за слух, но также выявляют причину проблемы (разрыв барабанной перепонки, хронический отит, патологии строения внутреннего уха и др).
Проверить слух малыша родители могут и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого нужно отойти от него на расстояние примерно 6 метров и хлопнуть в ладоши. В норме ребёнок должен тут же повернуть голову на звук. Если он не среагировал, следует подойти ближе на пару метров и повторить хлопок. Отсутствие реакции почти однозначно укажет на проблемы со слухом.
Диагностика мелкой и крупной моторики
Понять, есть ли у ребёнка проблемы с мелкой и крупной моторикой, можно и в домашних условиях. Для этого родителям нужно некоторое время понаблюдать за ним. Крупная моторика развита нормально, если малыш:
- может пятиться назад;
- переступает через небольшие предметы;
- толкает ножкой мячик;
- подпрыгивает.
О нормальном развитии мелкой моторики можно говорить, если ребёнок:
- легко ставит кубики друг на друга (строит домик);
- пытается поймать мячик, который ему бросили;
- берёт двумя пальчиками мелкие предметы (развитый «пинцетный захват»);
- может разломать большой кусок пластилина на мелкие кусочки;
- без труда надевает кольца детской пирамидки на подставочный штырь.
При нарушениях моторики движения малыша неточные и плохо скоординированные.
Диагностика органов артикуляции
Логопед осматривает ребёнка и оценивает, соответствует ли норме строение языка, губ, зубов, челюсти и нёба, нет ли аномалий развития, мешающих говорить. В числе таких нарушений, заметных невооружённым глазом:
- неправильный прикус (когда зубы не смыкаются);
- короткая уздечка языка, мешающая поднимать его вверх;
- очень толстый или, наоборот, маленький язык;
- узкое и высокое нёбо (так называемое «готическое»);
Проверка понимания речи
Насколько хорошо для своего возраста малыш реагирует на слова, может определить детский психолог. Но и родители могут провести небольшое тестирование, попросив ребёнка:
- показать на себе различные части тела (ножки, ручки, головку, животик);
- сложить в коробочек игрушки;
- попрыгать и похлопать в ладошки;
- принести любую знакомую вещь (тапочки, книгу и др).
Симптомы задержки речевого развития
Чем раньше родители обнаружат, что у малыша что-то не так с речью, тем легче будет исправить ситуацию и избежать серьёзных последствий. Вот признаки, которые должны насторожить:
в год: ребёнок ведёт себя до странности тихо, не пытается произносить слоги, а звуки, издаваемые им, не очень похожи на попытку говорить;
в полтора года: малыш не говорит ни одного простого слова («мама», «папа», «би-би»), а в лучшем случае издаёт звуки, не реагирует, когда его окликают по имени, не обращает внимание на просьбы;
в два года: ребёнок вообще не разговаривает или говорит очень неразборчиво, а его лексикон ограничивается несколькими самыми простыми словами.
Ход занятия
Воспитатель:
– Ребята,отгадайте загадку:
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела.
(Это река подо льдом).
– Правильно, молодцы!
Тема сегодняшнего мероприятия: «Правила поведения в осеннее – зимний период на льду».В ходе нашей беседы мы найдем ответить на вопросы:
• Чем опасен ранний и поздний лёд?
• Каковы условия безопасного пребывания человека на льду?
• Каковы основные правила поведения на льду?
• Чем опасно попадание человека в ледяную воду и как вести себя в этой ситуации?
– Закройте глаза и представьте, как выглядит водоем поздней осенью или в начале зимы.
– Она замерзла, покрыта льдом.
Верно. А какая опасность может предостерегать нас в это время на реке или озере?
Дети: Можно провалиться под лед.
Правильно, ребята. С наступлением холодов, когда начинают замерзать водоёмы, резко возрастает число несчастных случаев. Осенний лед в период с ноября по декабрь, то есть до наступления устойчивых морозов, непрочен. Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым, хотя сохраняет достаточную толщину.
Как правило, водоемы замерзают неравномерно,по частям: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине.
Основным условием безопасного пребывания человека на льдуявляется соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:
– безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;
– безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;
– безопасная толщина льда для проезда автомобилей не менее 30 см.
Прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен.
Главная причина трагических случаев – незнание, пренебрежение или несоблюдение элементарных мер безопасности
Необходимо обращать внимание на запрещающие знаки вблизи водоема («Переход (переезд) по льду Запрещен!», а также помнить правила поведения на льду
Воспитатель: Ребята,а сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и приглашаю на физкультминутку:
Физкультминутка.
Воспитатель: Дети, а сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Смешарики на тонком льду» (Просмотр мультфильма и его обсуждение)
Воспитатель: Ребята, а я вам приготовила памятки о правилах поведения на льду, предлагаю подойти к мольберту и рассмотреть их. Задаю вопросы детям и стараемся на них ответить.
Правила поведения на льду:
1. Нельзя выходить на лед без разрешения взрослых.
2. Переходить реку, озеро можно только в устойчивую погоду, по переправе.
3. Если переправы нет, то надежнее всего идти по свежим чужим следам, так как дорога проверена.
4. Если свежих чужих следов нет,то: с берега наметить свой маршрут; взять палку и идти, проверяя прочность льда.
5. Если после удара палкой на льду появится вода, то значит, лед непрочен, надо возвратиться назад.
6.Если вы выбрались из пролома: нельзя вставать на ноги, откатитесь от полыньи, ползите в ту сторону, откуда пришли, так как там прочность льда проверена
7. Будьте осторожны до самого берега! Лишь вступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в теплое место.
8.Если на ваших глазах человек провалился под лед: крикните ему, что идете на помощь; ползите к полынье, широко раскинув руки; если возможно, то подложите под себя доску.
9.Теоретически надо действовать так: не доползая до полыньи, протяните пострадавшему лестницу или шест.
10.На практике: посмотри вокруг, нет ли какого-нибудь предмета, чтобы протянуть пострадавшему (ремень, шарф, доска). Нельзя подползать к полынье ближе, чем на 3-4 м.
11. Если несколько человек могут прийти на помощь,то: двое или трое людей, взяв друг друга за ноги, ложатся на лед цепочкой и двигаются к пролому и вытащив тонущего на лед ползком выбираются из опасной зоны.
12. Нельзя играть на покатом берегу реки, озера
13. На льду нельзя играть
Воспитатель: Вместе с детьми рассматриваем плакаты и отвечаем на вопросы. Ребята, но если кто попал в беду, необходимо знать телефоны экстренных служб и сразу же пытаться позвонить. Расскажите, как это можно сделать?Дети называют номера телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04, а с мобильного можно позвонить 112.
Воспитатель: Наша небольшая беседа о правилах поведения на льду в осенне – зимний период подходит к концу. Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности на льду сохранит вашу жизнь.
Профилактика задержки речевого развития
Если обследование показало, что проблемы с речью у малыша вызваны не болезнями, а тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию его речевых способностей, необходимо срочно принять профилактические меры, предупреждающие дальнейшее отставание. Вот несколько советов, как исправить ситуацию:
Каждый день уделяйте время общению с малышом. Тренировка речи должна быть ежедневной.
В разговоре с ребёнком избегайте сюсюканья и намеренного искажения звуков
Чтобы у него формировалась правильная речь, сокращённые слова «ляля», «гав-гав», «би-би», «бай-бай» замените на обычные.
Не ругайте его за речевые ошибки, чтобы он не начал бояться говорить с вами, но тактично и осторожно исправляйте их.
Как можно чаще читайте малышу сказки, а затем терпеливо и подробно отвечайте на все вопросы, которые он задаст.
Проявляйте интерес ко всему, что говорит ребёнок, не отмахивайтесь от его попыток разговаривать с вами, даже если вы устали или не в настроении.
Не старайтесь предугадать и выполнить каждое его желание — пусть он учиться обращаться к вам с просьбами.
Периодически задавайте ему разные вопросы или обращайтесь с небольшими просьбами. Например, путь он посмотрит в окошечко и расскажет вам, какая на улице погода.
Факторы, влияющие на развитие речи
Во сколько месяцев малыш заговорит, зависит от многих факторов, в числе которых:
- Генетическая предрасположенность. Если мать или отец заговорили относительно поздно, то вероятно, что и ребёнок начнёт разговаривать с некоторым опозданием. Этот фактор напрямую связан с особенностями артикуляционного аппарата— он может развиваться как быстро, так и относительно медленно.
- Пол малыша. Как правило, девочки произносят первые слова раньше мальчиков и к двум годам имеют более богатый словарный запас. Это связано с тем, что они в целом быстрее развиваются, а их нервная система более пластичная.
- Качество языковой среды. Учёные обнаружили, что первые слова малыш запоминает ещё когда находится в материнской утробе. Чем чаще ребёнок слышит человеческую речь, тем быстрее он ею овладевает. Когда родители мало общаются друг с другом, а с ребёнком не разговаривают, а только сюсюкают, то не удивительно, если он поздно начинает говорить, а его словарный запас оказывается крайне бедным.
- Индивидуальные особенности развития. Многое зависит от врождённого темперамента малыша. Детки интроверты могут быть молчунами, хотя при этом они неплохо понимают речь окружающих. Тогда как маленькие экстраверты начинают проявлять речевую активность относительно рано.
Детские загадки про ветер
Ветер — это еще одно интересное явление природы, представляющее собой передвижения воздуха. Мы не можем его увидеть, но можем почувствовать на себе. У разных народов ветер называют по-разному, но суть от этого не меняется. Зато характер у ветра может быть абсолютно разный: в летнюю жару мы рады любому дуновению, легкому и теплому. А вот осенним дождливым днем стараемся от него спрятаться. Из загадок про ветер малыши узнают, что это за явление природы. Ниже приведенные загадки имеют один ответ — ВЕТЕР (другие названия будут написаны).
Может дерево сломать. Может нас теплом ласкать. Он сильнее всех на свете. Потому что это… |
Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Тебя с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. |
Без рук, без ног, А ворота открывает. |
Легкий, быстрый, шумный он Хулиганит за окном, Может пошалить слегка, Разгоняя облака. Иногда резвится так, Что ломает все подряд. Любит с листьями играть И нельзя его поймать. Он везде: и там, и тут… Знаешь, как его зовут? |
Мчится с ночи до утра С горки он на горку. Над домами флюгера Вертит без умолку. |
Он гуляет на просторе И волнует сине море, Он быстрее всех на свете! Озорник веселый. |
Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает, Людей с ног сбивает, Слышишь его, Да не видишь его. |
Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. |
Мчится с ночи до утра С горки он на горку. Над домами флюгера Вертит без умолку. |
По дороге идёт Пыль метёт. Шагом быстрым С молодецким свистом. |
Кто зимой в трубе гудит? |
Кусты и деревья качает, Воет как волк в трубе. Сразу за дверью встречает И дует в лицо тебе. |
Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? |
Неизвестно, где живёт. Налетит — деревья гнёт. Засвистит — по речке дрожь. Озорник, а не уймёшь. |
Птицам он бывает нужным, Зовётся северным и южным, А, также, — западным, восточным. Быть может слабеньким и мощным. Гуляет часто в чистом поле И веет на морском просторе, В лесу с ветвей листву срывает. Его не видят – ощущают. |
За окошком завывает, Тёплым, ласковым бывает, Но и может всё на свете Разломать, разрушить (…) |
Дед гуляет, где захочет На реке он воду морщит И качает гнёзда птах У богатырей лесных в руках. |
Сам не видит и не слышит, Ходит, бродит, рыщет, свищет. Кто навстречу попадется — Обнимает и дерется. |
Гуляет в поле, да не конь, Летает на воле, да не птица. |
Он на улице живёт, Листья осенью несёт, А зимой несёт снежинки Иногда весной — дождинки, Летом, если он подует — С головы панамку сдует. |
Дружит с солнышком весной, Добрый ласковый такой, А зимой завьюжит, Он с морозом дружит. В трубах завывает, С ног меня сбивает. |
Бежал по тропке луговой — Кивали маки головой. Бежал по речке голубой — Речка сделалась рябой. |
Его в поле не догнать, Можно даже не мечтать. В небе гонит облака – Его сила велика. |
Дует он и днём и ночью Устаёт, наверно, очень. Он зимою – злой, коварный, Весной и осенью – прохладный. Летом нежно нас ласкает, Теплым духом обвивает. Догадаетесь, ли дети, Как зовут, трудягу? (…) |
Носится, свищет. Мечется, рыщет. Где пробежит — Листик дрожит. Где пронесётся — Дерево гнётся. |
Он летает выше туч, Он коварен и могуч. А бывает, не приметен Озорник, проказник (…) |
На окошках занавески Затряслись на тонкой леске! Кто невидимой рукой Нарушает их покой? |
Он поёт, гудит, играет и над тучами летает. Воет волком за окном и пугает перед сном. А когда устанет – невидимкой станет. |
Он летит издалека, Гонит в небе облака, Гонит волны в океане, Кружит вихрем в урагане. Может ласково подуть, Может стихнуть и уснуть. В каждом уголке на свете Очень разный дует (…) |
Я березку качну, Я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, Даже шапку утащу. А меня не видать, Кто я? Можешь угадать? |
Он к земле деревья клонит. Он по небу тучи гонит. Он прозрачен и бесцветен. Над землёй летает (…) |
Поднял шторм на синем море, Гонит волны на просторе. Что вольнее всех на свете? Угадали? Это (…) |
Облаков-барашков стадо Гонит по небу над садом С песней солнечной о лете Пастушок весёлый (…) |
Шелестящим шепотком Гонит листья кувырком |
Часто он вокруг летает, На столбе фонарь качает, Многих он в лесу обидел, Но никто его не видел. Он быстрее всех на свете. Ну, конечно, это (…) |