Инструкция к тесту
Ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата А4. Использование каких-либо дополнительных инструментов исключается.
Наблюдение
Пока ребенок рисует, вы должны ненавязчиво производить наблюдение за ним, отмечая такие моменты, как:
- порядок заполнения свободного пространства;
- порядок появления персонажей рисунка;
- время начала и окончания работы;
- возникновение трудностей при изображении того или иного персонажа или элементов рисунка (чрезмерная сосредоточенность, паузы, заметная медлительность и т. д.);
- время, затраченное на выполнение отдельных персонажей;
- эмоциональный настрой ребенка во время изображения того или иного персонажа рисунка.
По окончании рисунка попросите ребенка подписать или назвать всех изображенных персонажей рисунка. После того как рисунок будет завершен, наступает второй этап исследования – беседа. Беседа должна носить легкий, непринужденный характер, не вызывая у ребенка чувства сопротивления и отчуждения.
Вопросы, которые следует задать:
- Чья семья изображена на рисунке, – семья ребенка, его друга или вымышленного лица?
- Где эта семья находится и чем заняты ее члены в настоящее время?
- Как ребенок описывает каждого из персонажей, какую роль отводит каждому в семье?
- Кто в семье самый хороший и почему?
- Кто самый счастливый и почему?
- Кто самый грустный и почему?
- Кто больше всех нравится ребенку и почему?
- Как в этой семье наказывают детей за плохое поведение?
- Кого одного оставят дома, когда поедут на прогулку?
Возможные ситуации
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
- Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
- Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
- Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
- Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
- Представь себе, что ты попал на. необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
- Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но один из вас лишний. Кто не будет играть?
Обработка результатов
№ | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
1 | Общий размер рисунка | |
2 | Кол-во членов семьи | |
3 | Соответствующие размеры членов семьи | |
мать | ||
отец | ||
сестра брат | ||
дедушка бабушка и т.д. | ||
4 | Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними | |
5 | Наличие животных | |
6 | Вид изображения: – схематическое изображение – реалистическое – эстетическое в интерьере, – на фоне пейзажа и т.д. – метафорическое изображение в движении, действии | |
7 | Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 …) | |
Степень аккуратности исполнения |
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА “Рисунок СЕМЬИ”
На основании особенностей изображения можно определить:
1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: “Кто в семье самый плохой?”), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: “Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?”), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. “Рисунок семьи” доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика “Рисунка семьи” доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности “вжиться” в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
- Техника “Рисунок моей будущей семьи”
- Техника предназначена для индивидуального, самостоятельного использования. Она поможет создать свою семью, по крайней мере – определиться в своих планах, ожиданиях.
Интерпретация рисунков “Моя семья”
Анализ рисунка семьи № 1, где ребенок воспитывается только мамой и является главным в семье, все внимание приковано к нему. На рисунке явно выражен эгоцентризм, присущий ребенку
Девочка в центре, больших размеров, а мама размещена сбоку и фотографирует. Ребенку свойственно думать, что мама обязана думать только о своем ребенке, а ребенку о других членах семьи думать не обязательно.
Интерпрeтация рисунка семьи
Ребенок уверен в своих задатках лидера, самооценка завышена, подчеркнута значимость, тщательно прорисованы детали одежды и лица, переданы эмоции, фигура красивая и яркая.
Анализ рисунка семьи № 2, где члены семьи отсутствуют. Ситуация выезда на природу, но все члены семьи сидят в палатках, их не видно (со слов ребенка). Возможно, таким образом ребенок говорит о нежелании находиться в семье, о нехватке тепла, чувстве ненужности.
Рисунок семьи интерпрeтация
Прорисовывание ярких деталей пейзажа говорит о неприятности задачи.
Анализ рисунка семьи № 3, где есть все члены семьи и даже животные, кроме самого автора рисунка. Этого говорит о трудностях в общении с близкими: не замечают, отвергнут, не может найти свое место в семье. Возможно, ему кажется, что сестре уделяется внимания больше, общность в семье отсутствует. Об этом еще символизирует и цвет платья сестры – черный. Также о взаимопонимании говорит отсутствие ушей у членов семьи, но сами они держатся за руки.
Интерпретация рисунка “Моя семья”
Мама из всех членов семьи изображена, как бы повисшей в воздухе, не имеет опоры под ногами или самостоятельности по мнению ребенка. Папа, наоборот, уверенно стоит на земле, но он испытывает тревогу, об этом говорят его большие глаза.
Изображение животных говорит о том, что ребенок ищет общения с ними из-за нехватки тепла в семье.
Ребенок в беседе пояснил, что забыл нарисовать, но это просто оговорка, которую не стоит учитывать при анализе.
Благополучным знаком является изображение семьи с протянутыми к друг другу руками, в пропорциональном соотношении, следовательно, передана сплоченность и занятость общим делом. Это хороший символ.
Пример интерпретации рисунка семьи
Ближе всех к себе изобразил отца с головой больше, чем у других. Он наделен самым большим умом в семье по мнению ребенка и более близок ему. Также изображена кошка у ребенка на повадке, которая умеет разговаривать. Это признак нехватки тепла в семье и общения. Все члены семьи скрывают свои чувства, об этом говорит рот черточка, также без нарисованных ушей, символа того, что не умеют слышать друг друга.
Облака на рисунке отражают тревогу мальчика.
Анализ рисунка семьи № 5, где изображены только 2 члена семьи вместо 3-х. Нет мамы. В беседе мальчик, сказал, что не успел
На рисунке явно выражена важность отца для ребенка, а вот мамы нет – это существующая реальность, с которой смирился ребенок, так как мама постоянно работает. Если посмотреть на глаза отца, то видна тревога, они изображены крупными
Анализ рисунка семьи ребенка
Папа и сын слышат друг друга, но рука отца, расположенная ближе к мальчику, находится в кармане, это говорит о закрытой позиции по отношению к сыну
Ребенок уделил внимание прорисовыванию мелких деталей, что означает фиксацию на правилах порядка, а также склонность семьи к долгому удерживанию эмоций
Анализ рисунка семьи № 6, где изображены 6 членов семьи. Это рисунок опекаемой девочки. Справа изображена ее реальная семья, в которой она воспитывается: бабушка-опекун, дедушка, мама (лишена прав). Сама же девочка изображена на плечах у папы, который живет далеко и с семьей не общается. Слева изображен дядя, который иногда приезжает в гости.
Анализ детского рисунка “Моя семья”
Такой рисунок можно считать желаемым. Девочка чувствует себя одинокой, непонятой и хотела бы иметь выдуманную ею счастливую семью. Она жаждет быть нужной папе, удовлетворить свою потребность в любви.
Подведем итог выше сказанному:
Методика «Рисунок семьи»
Используется для исследования межличностных отношений ребенка с родителями. Данная методика отражает, в первую очередь, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.
Наиболее продуктивно применение теста «Рисунок семьи» в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Для исследования необходимы лист белой бумаги размером 15х20 см или 21х29 см, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья». Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Даже если он задаст вопрос типа: «А бабушку рисовать надо?» — не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 минут).
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 сек.; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного …
… дошкольников, установить закономерности; – провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы … психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: …
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцирую ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.).
При этом, по возможности, следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» и т.п.).
После опроса ребенку предлагается решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь «N» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:
1) анализ структуры «Рисунка семьи»; 2) интерпретацию особенностей графических презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.
Тест — рисунок семьи: примеры
Примеры рисунков и ориентировочные толкования:
Рисунок: пример № 1
Толкование: В семье есть проблемы во взаимоотношениях. Не последнюю роль в главенстве играет бабушка, которая присутствует очень часто и управляет жизнью родителей. Тем не менее, родители умеют управлять своими эмоциями, а деи послушны и дружны.
Рисунок: пример № 2
Рисунок: пример № 3
Толкование: Семья счастливая и дружная. Дети очень любят друг друга. Улыбки на лицах говорят о том, что все члены семьи любят и радуют друг друга. Мама отличается спокойствием, разумностью и принимает важные решения в семье. Папа стоит первым, а значит он — лидер и добытчик.
Рисунок: пример № 4
Толкование: Дети очень любят свой дом. В семье присутствует лад и понимание. Все члены семьи доверяют друг другу. Папа — лидер в семье.
Рисунок: пример № 5
Толкование: В семье присутствует некоторое недопонимание, это читается по тому, как далеко все члены семьи расположены друг от друга.
Рисунок: пример № 6
Толкование: Папа — умеет управлять своими эмоциями, принимает решения в семье и главенствует над мамой. Мама изредка бывает эмоциональной, но дети считают ее умной. Дети любят родителей и стараются во всем им подражать (это читается по тому, как они все одеты).
Рисунок: пример № 7
Толкование: Семья неуверенно стоит на ногах (нет почвы, возможно они часто переезжают или не имеют дома, работы). Тем не менее, каждый уверен в себе, чувствует свою силу в обществе.
Рисунок: пример № 8
Толкование: Дети счастливы в семье и дружны между собой и с мамой. Папа так же рядом, но возможно он часто бывает на работе. Тем не менее, дети считают родителей разумными и примером для подражания.
Рисунок семьи — рисуночный тест для дошкольников: интерпретация результатов по тесту
Тест, проводимый с помощью рисования, под названием «Моя семья» следует проводить с ребенком, перешагнувшим 5-летний возраст. Именно в это время в голове ребенка уже полностью сложилась осознанная картинка отношений между родителями, поведения их друг с другом и с остальными членами семьи.
Проводить такой тест можно дома самостоятельно (если вы имеете соответствующее психологическое образование или умеете толковать рисунок). В других случаях тест совершают профессиональные психологи при детских садах и школах, чтобы узнать о психическом состоянии ребенка и вовремя оказать ему помощь, побеседовав с родителями.
Хороший тест для анализирования отношений в семье и ребенка и его психическом состоянии
Детский рисунок и цвет
Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр – обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета
Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор
Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.
Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!
Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников
В этой статье вы найдете тест, который поможет вам расшифровать детский рисунок семьи. Это поможет вам понять как чувствует себя ваш ребенок в семье и покажет его отношение к каждому из членов семьи. Попросите вашего ребенка нарисовать семью. Пока он будет рисовать, не вмешивайтесь в сам процесс, но следите за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступайте к анализу.
Детский рисунок семьи — Как расшифровать?
По очередности:
Последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.
По составу:
Если на рисунке в виде групповой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.
По расстоянию
: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.
По цвету:
Все, что любимо вашим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный – агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников.
По частям тела:
Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний.
Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания.
Ваш ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений. Если вы запутались в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверните лист бумаги и пройдите с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попросите малыша нарисовать семью его мечты, и вы увидите, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливыми и дарить любовь близким.
Присоединяйтесь к
Расположение членов семьи
Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье.
Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объединенность их в общей деятельности являются показателями психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью за исключением тех случаев, когда близкое расположение фигур – это попытка ребенка объединить, сплотить семью. Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенность членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей.
Психологически интересны те рисунки, в которых часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц – отдаленно. Если отдалено ребенок рисует себя, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отделения другого члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него, или малой значимости его для ребенка.
19 стр., 9224 слов
Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического …
… проблемы можно обеспечить реабилитацию и интеграцию в общество детей с особенностями психофизического развития. Семья ребенка с особенностями в развитии, как конкретная категория, подлежащая … развитии; ? метод моделирования. Глава 1. Характеристика взаимодействия социального педагога с семьей ребенка с особенностями психофизического развития 1.1 Анализ проблем взаимодействия педагога с родителями, …
Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции.
На слабость позитивных межперсональных связей указывает также отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячейки, по которым распределены члены семьи.
Считается, что наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.
Тест “Рисунок семьи”
Анализ данного рисуночного теста дополнит полученные анкетные данные о внутрисемейном общении, поможет ориентации в проблемах ребенка. Ребенку предлагается: лист белой бумаги (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в)стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым со
держанием.
После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»
Интерпретацию рисунка семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
1. Анализ рисунка семьи
а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:
• не изображены люди — сильный эмоциональный конфликт,недовольство семейной ситуацией;
• изображены люди, не связанные с семьей — травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой кон-такт исследователя с ребенком;
• уменьшение реального состава семьи — «забывают» нарисовать тех чле-нов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;
• ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощущение отвер-женности;
• ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несформированное чувство общности;
• увеличение состава семьи — неудовлетворенные психические потреб-ности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах;
б) расположение членов семьи:
• сплоченность семьи, объединенность в общих действиях,соединенные руки — психологическое благополучие;
• разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей;
в) группировка членов семьи, психологические микроструктуры семьи:
• рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональная связь;
• физические расстояния отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи;
• отдельные группы — конфронтация в семье.
2.Анализ особенностей графических
презентаций членов семьи
а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни;
• большое количество частей тела — позитивное отношение;
• схематичность, неоконченность — негативное отношение к человеку;
б) количество используемых цветов для рисования фигур:
• разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее отношение;
• темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негативное восприятие;
в) величина фигур: выражение превосходства, значительности, силы;
• большая фигура мамы — авторитетность ее в семье, руководство;
• большая величина собственного изображения — незначительность «Я» в семье, требование опеки;
• одинаковые фигуры — равноправие, равная ценность семьи, сотрудничество;
• большие поднятые вверх руки с длинными пальцами —агрессивные желания, желание быть сильным;
• нет рук, маленькие руки — бессилие, чрезмерный контроль со стороны;
• нет лица, головы — нарушения в сфере общения;
• зубы, большой рот — вербальная агрессия.
3.Анализ процесса рисования
• а) последовательность рисования членов семьи: первый образ — главный, наиболее эмоционально близкий человек;
• последний образ — менее значимый человек, негативное отношение;
• если в начале рисования изображаются предметы, животные — защитная реакция ребенка в неблагополучной семейной ситуации;
б) стирание, паузы, возвращение к нарисованным деталям: доминирующее переживание, выделение главного;
• паузы — конфликтные отношения;
• стирание с последующим улучшением — позитивные эмоции, с ухудшением — конфликт с данным человеком;
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Анализ манеры рисования
При анализе манеры рисования тоже можно получить много важной информации
При этом главное внимание обращают на:
- последовательность изображения фигур;
- размещение фигур на листе;
- затирки;
- спонтанные высказывания во время рисования;
- изображение деталей;
- паузы;
- возвращение к уже изображенным деталям.
Стоит помнить, что первым рисуют фигуру того человека, который является для ребенка наиболее значимым. А дальше — по убыванию. Поэтому очень часто можно наблюдать, как дети в большинстве случаев во время такого эксперимента сначала рисуют маму, потом себя, а потом уже отца и других членов семьи. Если же ребенок первым изображает себя — это уже ярко выраженный эгоцентризм.
Дети из неблагополучных семей часто изображают фоновые элементы рисунка — пейзаж, дом, а затем приступают к рисованию семьи. Это своеобразное оттягивание во времени неприятной для них задачи. Стирание отдельного человека свидетельствует о негативном отношении к нему.
Особое внимание стоит уделить спонтанным выражениям, сопровождающим прорисовывания наиболее эмоционально заряженных фигур. Поставив в этот момент ребенку правильные уточняющие вопросы, можно прояснить соответствующие моменты в анализе рисунке. <?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
<?php if(is_single()&& in_category(’26’)): ?><?php endif; ?>
См. также
Проективные тесты
- Метод цветовых выборов
- Методика “Агрессивность”
- Методика “Завершение предложения” (на эгоцентризм)
- Методика Дембо – Рубинштейн
- Проективная методика “Завершение суждения”
- Проективная методика “Мини-сочинение”
- Проективная методика “Мои праздники”
- Проективная методика “Три дерева”
- Проективная психодиагностическая методика “ТАТ: Профессия”
- Проективная психодиагностическая методика “ТАТ: Счастье”
- … и другое
Семейные, гендерные тесты
Бланк теста “Ваш сексуальный профиль”
Методика изучения родительских установок
Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре
Семейный тест
Тест “Биополе семьи”
Тест “Большая любовь или легкое увлечение?”
Тест “Важность секса для Вас”
Тест “Ваша сексуальность”
Тест “Женственность”
Тест “Какой вы воспитатель?”
… и другое. Тесты для детей
Тесты для детей
- Анкета “Мотивы выбора друга”
- Анкета по Г. Хорну
- Вопросник-характеристика неуспевающего ученика
- Диагностика периферических нарушений речи у детей
- Диагностическая методика В. М. Когана
- Интервью “Волшебный мир”
- Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов
- Методика “Аналогии”
- Методика “Аналогии” (версия 2)
- Методика “Вербальная фантазия”
- … и другое
RSS
azps@azps.ru