Теория интеллектуального развития ребенка Жана Пиаже

Шпаргалки по истории психологии — Теория Ж. Пиаже.

Cмотрите так же…
Шпаргалки по истории психологии
Гуманистическая психология
Теория А. Маслоу.
Психологические воззрения Аристотеля
Теория К. Роджерса.
Гештальттерапия
Психологические воззрения Декарта.
Когнитивная психология
Психологические воззрения Д. Локка.
Теория личностных конструктов Келли.
Общая характеристика ассоцианизма
Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
В. Вундт и его вклад в психологию.
Психологические воззрения У. Джемса.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психологическая теория К. Хорни
Теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология
Логотерапия К. Франкла.
Теория Ж. Пиаже.
Психоанализ.
В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
Психологическая теория Э. Фромма
Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Бихевиоризм: общий очерк развития.
Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Необихевиоризм
«Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Культурно – историческая теория Л. С. Выготского.
Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.
Б. М. Теплов и его вклад в психологию.
Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
П. П. Блонский и его вклад в психологию.
Физиология активности Н. А. Бернштейна и ее влияние на психологию.
Французская социологическая школа.
А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
Социобихевиоризм
И. П. Павлов и его влияние на психологию
Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России
И. М. Сеченов и его вклад в психологию
Герцен и Чернышевский и их вклад в психологию.
«Понимающая психология
Развитие экспериментальной психологии в России
В. Райх и его вклад в психологию.
Экзистенциальный анализ
Психологические воззрения в Средние века
Открытый кризис в психологии
Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями
Психоанализ и педология, их судьба в России
All Pages

Page 22 of 53

Теория Ж. Пиаже.

Приверженец когнитивной психологии. Труды Пиаже, посвященные целостному характеру интеллекта, его роли в развитии психики, нашли отражение во многих трудах этой школы.

Занимался изучением языка и мыслительных процессов у детей, обращая особое внимание на представления ребенка о пространстве, времени, числе и причинности, а также на развитие восприятия и нравственное развитие. Пиаже вел подробные дневники развития собственных детей и опубликовал несколько книг, основанных на материалах этих дневников, в том числе Происхождение детского интеллекта. Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению

По мере того как ребенок растет, он проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие»:

Основная мысль Пиаже заключается в том, что понимание ребенком реальности – связное и непротиворечивое целое, позволяющее адаптироваться к окружению. По мере того как ребенок растет, он проходит несколько стадий, на каждой из которых достигается «равновесие»:

1. Первый поворотный пункт, примерно в полтора года, является также концом «сенсомоторного периода». В этом возрасте ребенок способен решать различные невербальные задачи: ищет объекты, которые исчезли из поля зрения, т.е. понимает, что внешний мир существует постоянно, даже когда не воспринимается. Ребенок может найти дорогу, сделав обход, использует простейшие инструменты, чтобы достать желаемый предмет, может предвидеть последствия внешних воздействий (например, что мяч покатится под уклон, а если толкнуть качели, они, качнувшись, вернутся в прежнее положение).

2. Следующий этап «дооперациональная стадия», характеризуется концептуальным пониманием мира и связана с освоением языка.

3. Примерно к семилетнему возрасту ребенок достигает стадии «конкретных операций», например понимает, что число предметов не зависит от того, разложить ли их в длинный ряд или компактной кучкой; раньше он мог решить, что в длинном ряду предметов больше.

4. Последняя стадия приходится на ранний подростковый возраст и носит название стадии «формальных операций». На этой стадии становится доступным чисто символическое представление о предметах и их отношениях, появляется способность мысленного манипулирования символами.

Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин».

Особенности развития мышления ребенка по Ж.Пиаже

Трудность осознания

Эта особенность заключается в том, что ребенок (до 11-12 лет) не может сказать, как он пришел к тому или иному умственному заключению.

Неспособность к логике

Это неспособность понимать относительность точки зрения. Преодоление неспособности к логике отношений происходит следующим образом: сначала у ребенка есть только своя точка зрения, затем он принимает точку зрения окружающих (от 7 до 8 лет), затем он может принять «точку зрения» объектов (то есть поставить себя на место объекта и в этой перспективе говорить об отношениях между объектами).

Неспособность к синтезу

Неспособность к синтезу выражается в отсутствии понятия части к целому. Употребление соположения и неспособности к синтезу вовсе не означают бессвязности. Данные  явления сопутствуются ощущением статической или динамической связи, объяснение которых нам дано анализом синкретизма.

Синкретизм

Синкретизм — это непосредственное слияние разнородных элементов, а также вера в объективную связь конденсированных таким образом элементов.

Синкретизм является противоположностью соположения. Это излишнее количество связей между предметами, неадекватность связи.

Предпричинность

Это неспособность к установлению причинно-следственных связей. Характерной особенностью предпричинности является неспособность различать физическую причинность и логическое обоснование. В данный период мир понимается как совокупность действий и намерений, которые упорядочены и не составляют места случайным необъяснимым событиям.

Узость поля наблюдения

Эта особенность детской логики является следствием соположения. Иногда  дети замечают значительно больше вещей нежели взрослые, к примеру, видят множество деталей. Однако из-за невозможности устанавливать отношения между объектами ребёнок не способен одновременно думать больше, чем об одной вещи.

Трансдукция

Основной чертой трансдукции является отсутствие логической необходимости.

В своем рассуждении дети оперируют единичными случаями, не достигая логической необходимости, т.е. трансдукции, это связано с тем, что они пока не нуждаются в объективных доказательствах своей правоты.

Нечувствительность к противоречию

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Мысли ребёнка в возрасте 7-8 лет полны противоречивыми фактами. Кажется, что ребёнок не чувствителен к этим противоречиям и просто не замечает их.

Эти противоречия делятся на две разновидности:

 Первая разновидность — противоречие «по забывчивости». По одной теме у ребенка два противоречивых мнения, между которыми он колеблется. Поэтому, если ребёнка спросят, он подтверждает одно, а через некоторое время забывает и даёт совершенно другой ответ.

 Вторая разновидность — противоречие путём конденсации ощущения: из-за невозможности принять решение в пользу одного из противоречивых суждений дети сливают их в одно или же принимают два одновременно.

Интеллектуальный реализм

Жан Пиаже: психическое развитие ребенка. Это неспособность к зрительному реализму, то есть к объективному восприятию.

Реальность, представленная ребенком, воспринимается вместе с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, и на какое-то время забывает о существовании других. Он видит вещи такими, какими представил. Это очень хорошо выражается в первых детских рисунках

Для эгоцентрической мысли ребёнка интеллектуальный реализм является самым естественным представлением о мире. Это свидетельствует о невозможности объективного наблюдения.

 У всех этих особенностей детского мышления, по мнению Пиаже, имеется одна общая черта, которая также внутренне зависит от эгоцентризма. Она состоит в том, что ребенок до 7-8 лет не умеет выполнять логические операции сложения и умножения класса.

Стадия репрезентативного интеллекта и более конкретных действий

Детская логика в период с двух до семи лет пусть и является достаточно специфической, но ребенок уже готов рассуждать и принимать взвешенные решения. Проблемы в таком возрасте возникают лишь с доказательствами своих решений, ведь дети часто все еще опираются на рефлексы. Они воспринимают все процессы достаточно непосредственно. К примеру, дети уверены, что ветер дует потому, что деревья качаются из стороны в сторону. Окружающий мир дети воспринимают с собственной точки зрения, не думая о процессах глобально.

Только в возрасте семи лет возникают первые попытки рассуждать и доказывать свою точку зрения, опираясь на конкретные аргументы. Этап конкретных операций, как правило, длится до 11 лет.

Стадии когнитивного развития по Жану Пиаже

Как уже упоминалось, исследователь из Швейцарии выделил четыре этапа развития у детей, которые охватывают период от рождения до зрелого возраста.

  • Сенсомоторная стадия (0-2 года).
  • Дооперациональная стадия (2-6 лет).
  • Стадия конкретных операций (7-11 лет).
  • Стадия формальных операций (12 лет и старше).

По словам известного психолога Пиаже, развитие мышления достигает своего пика к моменту взрослости, и именно на этой стадии происходит завершение когнитивного развития по его теории. Однако, новейшие исследования опровергают ограниченность и ошибочность такого взгляда, так как наш мозг обладает нейропластичностью, то есть способностью приобретать новые знания, развивать навыки и стратегии, а также расширять свои горизонты. Как говорится в народной мудрости, «Учиться никогда не поздно», и это подтверждается на практике – люди продолжают обретать новые знания и навыки на протяжении всей жизни.Итак, что же характеризует каждую из стадий развития нашего мышления?

Понятия, входящие в теорию Пиаже

  • Схема действия и мышления. Теория Пиаже утверждает, что знания и процесс восприятия, которыми обладает человек, влияют на его понимание и взгляд на окружающий мир. Воспринимая новый опыт, ребенок может решить либо следовать тому, что он уже знает, либо скорректировать его, либо полностью отбросить и заменить чем-то совершенно другим.
  • Ассимиляция. Например, ребенок может быть знаком со стрекозой: она имеет вытянутую форму, стремительные крылья и может парить. Когда малыш впервые увидит вертолет, то воскликнет: «Мама, смотри! Стрекоза!», ведь для него вертолет сопоставим с тем, что он уже знает – длинным и быстро движущимся, способным летать. Таким образом, ребенок успешно интегрировал новые сведения в уже имеющееся понимание.
  • Аккомодация. Имеется в виду процесс изменения существующей модели поведения в соответствии с новыми обстоятельствами. В качестве примера можно привести ребенка, который понимает, как схватить ложку, но держит ее в сжатом кулаке. Когда малыш подрастает, родители начинают учить его правильному способу действий, который требует держать посуду между пальцами. Ребенок должен полностью изменить подход: хотя конечная цель является неизменной (поднести ложку ко рту), требуются другие мышцы и движения кисти.
  • Уравновешивание. Жан Пиаже подчеркивал, что в психике должны гармонично сочетаться ассимиляция и аккомодация. Дисбаланс между ними может стать причиной того, что поведение ребенка станет негибким, если ассимиляции будет слишком много, и хаотичным, если будет слишком много аккомодации. Для позитивного развития интеллектуальных способностей на всех этапах познания необходимо, чтобы ассимиляция и аккомодация находились в равновесии.

Критика

Реальны ли перечисленные этапы развития? Выготский и Брунер предпочли бы рассматривать развитие как непрерывный процесс. А некоторые исследования показали, что переход к формальной стадии эксплуатации не гарантируется. Например, Китинг (1979) сообщил, что 40-60 % студентов колледжа не справляются с формальными операционными задачами, а Дасен (1994) утверждает, что только треть взрослых когда-либо достигают формальной операционной стадии.

Поскольку Пиаже концентрировался на универсальных стадиях когнитивного развития и биологического созревания, он не учел влияние, которое социальные условия и культура могут оказывать на когнитивное развитие. Dasen (1994) цитирует исследования, которые он проводил в отдаленных частях центральной австралийской пустыни с аборигенами 8-14 лет. Он обнаружил, что способность к сохранению появилась у детей-аборигенов позже — в возрасте от 10 до 13 лет (в отличие от 5 до 7 лет, по швейцарскому образцу Пиаже). Зато способности к пространственному осознанию развивались у детей аборигенов раньше, чем у швейцарских детей. Такое исследование показывает, что когнитивное развитие зависит не только от созревания, но и от культурных факторов — пространственное осознание имеет решающее значение для кочевых групп людей.

Выготский, современник Пиаже, утверждал, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. По его словам, обучение ребенка всегда происходит в социальном контексте в сотрудничестве с кем-то более умелым. Это социальное взаимодействие предоставляет языковые возможности, а язык является основой мышления.

Методы Пиаже (наблюдение и клинические интервью) более открыты для предвзятого толкования, чем другие методы. Ученый сделал тщательные, детальные натуралистические наблюдения за детьми, и из них он написал дневниковые описания, отражающие их развитие. Он также использовал клинические интервью и наблюдения старших детей, которые могли понимать вопросы и вести беседы. Поскольку Пиаже проводил наблюдения один, собранные данные основаны на его собственной субъективной интерпретации событий. Было бы более надежным, если бы ученый проводил наблюдения с другим исследователем и сравнивал результаты впоследствии, чтобы проверить, являются ли они похожими (то есть, имеют ли достоверность между оценками).

Хотя клинические интервью позволяют исследователю изучать данные более глубоко, интерпретация интервьюера может быть предвзятой. Например, дети могут не понимать вопрос, у них короткая концентрация внимания, они не могут выразить себя очень хорошо и могут пытаться угодить экспериментатору. Такие методы означали, что Пиаже мог сделать неточные выводы.

Как показали некоторые исследования, ученый недооценил способности детей, потому что его тесты иногда были запутанными или трудными для понимания (например, Хьюз, 1975). Пиаже не удалось провести различие между компетенцией (на что способен ребенок) и работой (что может показать ребенок при выполнении определенного задания). Когда задачи были изменены, производительность и следовательно компетенция оказывались затронутыми. Поэтому Пиаже мог недооценивать познавательные способности детей.

Понятие схемы несовместимо с теориями Брунера (1966) и Выготского (1978). Бихевиоризм также опровергает теорию схем Пиаже, потому что ее нельзя наблюдать непосредственно, поскольку это внутренний процесс. Поэтому они утверждают, что это не может быть объективно измерено.

Ученый изучал своих детей и детей своих коллег в Женеве, чтобы вывести общие принципы интеллектуального развития всех детей. Мало того, что его выборка была очень маленькой, она состояла исключительно из европейских детей из семей с высоким социально-экономическим статусом. Поэтому исследователи поставили под сомнение универсальность его данных. Для Пиаже язык рассматривается как вторичное по отношению к действию, то есть мысль предшествует языку. Российский же психолог Лев Выготский (1978) утверждает, что развитие языка и мышления идут вместе и что причина рассуждений больше связана с нашей способностью общаться с другими, чем с нашим взаимодействием с материальным миром.

Критическая оценка основных положений теории Ж. Пиаже

Критика теории Пиаже очень распространена в современной зарубежной и отечественной психологической науке.

В то время как Пиаже считал, что репрезентативность младенца достигается лишь в возрасте от полутора до двух лет благодаря постепенной интеграции разрозненных ощущений в действия с объектами, вся мировая литература, начиная с 1970-х годов, предоставляет доказательства репрезентативности у младенцев в возрасте нескольких месяцев. Кроме того, формирование репрезентаций происходило не за счет постепенной интеграции разрозненных ощущений, как в Пиаже, а за счет постепенной дифференциации диффузного общего представления на более детальное и сложное.

Многочисленные критические отзывы о Доме Пиаже на мой взгляд, указывают на глубину и грандиозное значение его творчества для психологии. Предложенная им теория развития мысли имеет непреходящую научную ценность. Вот некоторые из них. Во-первых, теория Пиаже является примером действительно эволюционного подхода к проблемам формирования мысли. Основная идея описания этапов развития мысли заключается в непрерывности и устойчивости развития сложного рационального мышления через постепенный переход от иррационального при рождении к формированию у детей предрациональных, интуитивных умозаключений к логике рассуждения у взрослых. Следует помнить, что Пиаже не настаивал на критериях хронологического возраста, а подчеркивал преемственность и последовательность в развитии мысли. Многие модели сознания и психические феномены сознания описываются так, как будто они возникают внезапно (как будто при включении света). Отметим, что это характерно не только для области когнитивной психологии, но и для психологии личности, индивидуальности и субъективности.

Вторая особенность теории Пиаже, которая, несомненно, остается современной, — это глубина психологической интерпретации фактов и их причин. Произведения Пиаже отличаются непревзойденной логикой и изобретательностью экспериментов. Кроме того, в его работах реализуется междисциплинарный подход (психология, биология, логика и математика). Существующий миф о трех сюжетах Piaget придуман для самооправдания. Например, книга, посвященная психическим операциям классификации и сериализации, написанная совместно с Б. Инелдер, перечисляет 2159 субъектов, данные которых обобщены только по этой проблеме. Дом Piaget ценил прежде всего глубину психологической интерпретации, многогранный анализ психологии решения, умозаключения и суждения. В 1918 г. он писал, что психологи пришли к замечательным мелочам, чрезмерно обобщая свои методы, особенно когда целая армия ученых была занята переводом их результатов на язык математических методов. Используя сложный математический аппарат, графики и вычисления, эти психологи продемонстрировали самые простые и очевидные результаты… но не более того.

Наконец, Пиаже верил в будущее психологии, которая должна стать центром не только гуманитарных наук, но и всех наук. Он видел будущее психологии в ее собственном развитии и оплодотворении ее междисциплинарных связей, что, в свою очередь, откроет новые горизонты для других наук. На московском съезде он сказал: «Будущее психологии — это, прежде всего, ее собственное развитие….. Его будущее определяется также рядом междисциплинарных связей, благодаря которым он обогащается достижениями других наук и, в свою очередь, способствует их обогащению».

Отвечая на эти вопросы, компания Piaget сделала несколько основных предположений. Прежде всего, отношения между целым и частью. По мнению Пиаже, проблема отношений между целым и частью существует повсюду, во всех сферах бытия. Везде целое качественно отличается от части, нет отдельных элементов. Отношения между целым и частями всегда различаются в зависимости от структуры, в которой они содержатся, а в общей структуре их отношения сбалансированы. Состояние равновесия меняется и переходит из менее стабильного в стабильное. В социальной жизни устойчивое равновесие принимает форму сотрудничества, а по логике соответствует логической необходимости.

Задержка в развитии моего ребенка. Нужно ли беспокоиться?

  • Во-первых, проявите терпение. Это доказанный факт, что есть чувствительные периоды как для усвоения речи, так и для развития других навыков, таких как моторика, когнитивное развитие, чтение и т.д. Но руководствуясь теорией Пиаже, мы не должны забывать, что развитие малыша представляет собой непрерывный процесс, который движется постепенно. Каждый ребенок может больше времени потратить на развитие одного навыка, и меньше на развитие другого, как и может научиться чему-то преждевременно. Несмотря на то, что это только краткое изложение теории Пиаже и различных этапов в развитии детей, следует отметить, что это только приблизительные данные, касающиеся возраста, чтобы мы могли сделать выводы о существующей статистике. Иногда некоторым детям требуется больше времени, чтобы приобрести какой-то навык. Но это вовсе не означает, что в данном случае наблюдаются проблемы или патологии развития.
  • В других случаях, например, когда речь идет о вовлечении ребенка в учебный процесс, может случиться так, что по прошествии некоторого времени ребенок продемонстрирует определенные трудности в общении с другими людьми и формировании социальных отношений. Неспособность играть, учиться или адаптироваться, чтобы получать знания в совершенно иной форме по сравнению с другими детьми. Тогда рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (как к школьному психологу, так и вне школы, а также к педиатру, который сможет вас лучше сориентировать).
  • Наконец, если у ребенка наблюдаются какие-либо проблемы или патологии, если он тратит больше времени на обучение, по сравнению с другими детьми, или имеет трудности в какой-либо области, мы должны оказать ему поддержку дома и в школе и предоставить ту помощь, в которой он нуждается. Но не стоит паниковать, если вашему ребенку требуется больше времени на выполнение поставленных задач. Или он имеет трудности в данный момент времени, или же не соответствует параметрам, описанным теорией Пиаже с точностью до месяца. Это вовсе не означает, что в будущем ребенок не сможет успешно развивать когнитивные навыки благодаря вашей помощи и усилиям.
  • Помните, что трехлетний ребенок не умеет обманывать (отсюда поговорка: «устами младенца глаголет истина»). Они только дают вам представление об их мировоззрении, через «свое собственное окошко». Поэтому, постарайтесь понять, что они пока еще не являются взрослыми. Они только учатся развиваться в мире, где они будут более независимыми в будущем. Но, начиная с самого рождения, они делают большие и очень важные успехи на каждом этапе, чтобы узнать что-то новое. И мы, взрослые, должны научиться всему, что можем узнать об окружающем мире. Чтобы затем поделиться с малышами нашими знаниями, помочь им двигаться вперед и преодолевать любые препятствия.

Теория Пиаже, в дополнение к объяснению различных стадий развития у детей в очень полном виде, также описывает магию детей. С точки зрения их «эгоцентрического мышления», их любопытства о мире, который их окружает,  и их невинности. И это заставляет нас задуматься и осознать, что мы, взрослые, должны научиться понимать наших детей, чтобы поддерживать их, поощрять и делать их счастливыми и любимыми на каждом этапе их развития.

Автор статьи — психолог Эва Родригес Вейц. Перевод Александры Дюжевой

  • Category:

    Для педагогов, Для семей

  • Tag:
    Абстрактное мышление, Возрастное развитие, Воспитание детей, Здоровье детей, Когнитивное развитие, Пиаже, Развитие речи, Родители, Стадии Пиаже, Теория Пиаже, Эгоцентрическое мышление

Критика основных положений теории

К представлению Пиаже о природе интеллектуальных возможностей и факторах их развития многие ученые отнеслись критически. В своем научном труде исследователь не отрицал социальной роли, но решающим считал биологический фактор.

По мнению психолога, благоприятные условия могут лишь ускорять смену стадий, но не более. В этом вопросе с ученым не соглашались Л. Выготский, М. Коул, Алексей Леонтьев и многие другие. Часто разногласия в ученых кругах вызывало разграничение возрастных периодов и этапов мышления.

Психолог считал, что возрастные рамки определены с точностью, однако их вариативность находится в зависимости от конкретной выборки ребенка. По Пиаже, формальный пласт логики становится доступным уже подросткам.

Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М. Коула, Дж. Верча не противоречат научным воззрениям Пиаже в том, что формальная логическая стадия развития считается высшим звеном, однако психологи, в частности Даниил Эльконин, сомневались в том, что после 15 лет интеллект престает претерпевать изменения.

Ведь сложный навык или деятельность требуют постоянного совершенствования, а мышление молодого человека в корне отличается от логики опытного руководителя.

Теория когнитивного развития по Жану Пиаже

Жан Пиаже рассматривал развитие мышления главным процессом формирования личности ребенка. Детей он воспринимал активными участниками происходящего. Они любопытны, ставят эксперименты, с помощью которых познают мир. В процессе приобретают понимание различных явлений, мира в целом.

Согласно Жану Пиаже, главным показателем развития психики в онтогенезе является формирование, развитие интеллекта.

На основе проведенных экспериментов дети строят предположения, выдвигают гипотезы. Их ученый называл схемами. Эти концепции используются ребенком, чтобы систематизировать и осмыслить добытые сведения.

Детское мышление тесно взаимосвязано с речью ребенкаФото: ImageFlow / Сайт shutterstock.com

Основные понятия

Ассимиляция – это усвоение информации, которая похожа на уже изученную или может быть с ней сравнена. Новые сведения добавляются в созданную раньше схему. Например, дети, прежде встречавшие только больших рыжих котов, маленького черного котенка отнесут к таким же животным.

Аккомодация – это корректировка созданной схемы после получения новых вводных данных. Полученная информация противоречит гипотезам, возникшим в прошлом.

Человеку приходится дополнять понимание. Например, собаку ребенок может назвать кошкой, поскольку знаком лишь с такими животными. Но после поправки со стороны родителей он создаст новую схему, уже для собак. Происходит своеобразная трансдукция.

Теория Пиаже: этапы когнитивного развития у детей

С точки зрения теории Пиаже, дети проходят через определенные стадии развития, которые формируют их интеллект и способность воспринимать зрелые отношения. Эти стадии развития наблюдаются в установленном порядке у всех детей, вне зависимости от их расы или страны проживания. Однако, возраст перехода от одной стадии к другой может незначительно отличаться у одного ребенка по сравнению с другим.

Часто бывает, что дети очень раннего возраста не умеют сопереживать, как это делают взрослые. Они имеют «эгоцентрическое мышление в соответствии с их возрастом и способностями, и также вполне нормально, что они совершают ошибки.

На протяжении детского возраста у ребенка идет процесс естественного когнитивного развития. Именно в это время дети «учатся думать», или, вернее сказать, взаимодействовать с окружающим миром, в котором они живут. Это предполагает серию эволюционных изменений в жизни ребенка. Их можно разделить на несколько этапов на протяжении всего детства, от рождения до предподросткового возраста. Эти этапы, во время которых развиваются определенные когнитивные навыки, представляют собой так называемые «стадии Пиаже».

Этапы развития, согласно теории Пиаже, представляют собой набор соответствующих фактов в процессе развития человека, которые происходят близко по времени. Например, тип языка, используемый детьми, может отличаться до определенного возраста (лепет, изобретенные слова, псевдо-слова, они могут говорить в третьем лице, ссылаясь на самого себя …). А также тип мышления (эгоцентрическое мышление, в котором все вращается вокруг того, что ребенок видит или думает), или физические навыки (использовать рефлексы, научиться ползать, затем ходить, бегать …). Все эти проявления когнитивного развития происходят непрерывно и постепенно на стадиях Пиаже, с учетом приблизительного возраста.

В теории Пиаже каждый этап развития или стадии происходит в конкретное время?

Нет, они не должны происходить в установленное время. Речь идет о том, что есть чувствительные периоды для всех возрастов, во время которых это возможно и нормально, что дети могут развивать определенные когнитивные навыки. Ребенку будет проще научиться определенному навыку в определенном возрасте. Например, что касается освоения языка, первые слова малыш начинает произносить уже в первый год жизни. Но язык находится в постоянном процессе формирования и улучшения примерно до 7 лет, когда словарный запас все еще не является достаточным, и будет увеличиваться в последующие годы.

Теория Пиаже

Его теория, одна из самых богатых и разработанных в области психологии, основана на когнитивно-эволюционных моделях..

Эти модели основаны на трудах, которые Жан-Жак Руссо разработал в восемнадцатом веке. Отсюда было высказано предположение, что развитие человека происходило практически без влияния окружающей среды, хотя в данный момент они уделяют больше внимания окружающей среде. Основная идея заключается в том, что ребенок будет вести себя на основе развития и организации своих знаний или интеллекта.

Пиаже формулирует свою теорию когнитивных стадий, основанную на рассмотрении развития с точки зрения органиста, то есть он утверждает, что дети прилагают усилия, чтобы попытаться понять и действовать в своем мире. Эта теория вызвала когнитивную революцию в то время.

По словам этого автора, человек действует, когда он вступает в контакт с окружающей средой. Выполняемые в нем действия организованы в схемы, которые координируют физические и умственные действия..

Существует эволюция от простых рефлексов к сенсомоторным схемам, а затем и к операционным структурам, более интенционального, сознательного и обобщающего характера..

Эти структуры представляют собой способ активной организации реальности посредством действий или функций ассимиляции или приспособления к новым ситуациям, чтобы найти баланс, отвечающий требованиям окружающей среды..

Функции и структуры

Человеческое развитие можно описать в терминах функций и когнитивных структур, пытаясь показать, что структурные и функциональные аспекты ума связаны друг с другом и что не было структуры без функции или функции без структуры.

Я также думал, что когнитивное развитие постепенно эволюционировало от низших стадий к функционированию обратимых и формальных психических структур..

функции это биологические процессы, врожденные и равные для всех, которые остаются неизменными. Они имеют функцию построения внутренних когнитивных структур.

Этот автор считал, что ребенок, когда он связан с окружающей средой, формирует в этом образе более точную картину мира и разрабатывает стратегии для управления собой. Этот рост достигается благодаря трем функциям: организация, адаптация и уравновешивание.

  • организация: состоит из склонности людей создавать категории для организации информации и того, что любые новые знания должны вписываться в эту систему. Например, новорожденный рождается с рефлексом всасывания, который впоследствии будет изменен путем адаптации к всасыванию груди его матери, к бутылке или к большому пальцу..
  • адаптация: состоящий из способности детей обращаться с новой информацией относительно вещей, которые они уже знают. В этом есть два взаимодополняющих процесса, ассимиляция и приспособление. Ассимиляция происходит, когда ребенок должен включить новую информацию в предыдущие когнитивные структуры. То есть существует тенденция понимать новый опыт с точки зрения существующих знаний. И приспособление, которое возникает, когда вам нужно настроить когнитивные структуры так, чтобы они принимали новую информацию, то есть структуры меняются в ответ на новый опыт.

Например, ребенок, вскармливаемый бутылочкой, которая начинается после того, как сосет стакан, демонстрирует ассимиляцию, поскольку он использует предыдущую схему, чтобы столкнуться с новой ситуацией. С другой стороны, когда он обнаруживает, что для того, чтобы сосать стакан и пить воду, он должен двигать языком и ртом, чтобы сосать, в противном случае он приспосабливается, то есть он модифицирует предыдущую схему..

Или, например, ребенок, который ассоциируется с концептуальной собакой, все эти большие собаки. Однажды он идет по улице и видит мастифа – собаку, которую он никогда раньше не видел, но которая вписывается в его схему большой собаки, затем он ассимилирует ее. Тем не менее, еще один день в парке и видит ребенка с чихуахуа, эта собака маленькая, тогда вы должны изменить свою схему корректировки.

  • уравновешивание Это относится к борьбе за достижение устойчивого баланса между ассимиляцией и аккомодацией. Балансировка – это двигатель когнитивного роста. Когда дети не могут справиться с новым опытом в контексте предыдущих когнитивных структур, они страдают от состояния дисбаланса. Это восстанавливается, когда организуются новые психические и поведенческие модели, которые объединяют новый опыт.
  • схемы это психологические структуры, которые отражают базовые знания ребенка и направляют его взаимодействие с миром. Характер и организация этих схем – то, что определяет интеллект ребенка в любой момент.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий