Развитие музыкального слуха у ребенка — советы родителям

Речевой этап развития

Эта стадия развития фонематического слуха и памяти очень важна. Информация закладывается в основном, с трех до шести лет. Наиболее приемлемыми играми в этом периоде являются:

  1. «Кто здесь?». Один из взрослых прячется, а после произносит звук, например «мяу» или «гав». Задача ребенка не только сказать кто это, но и найти подобную зверушку среди своих игрушек.
  2. «Тихо-громко». Эту игру можно рассматривать во множестве интерпретаций. Большая собака – громкий звук, маленькая – тихий. У Железновых, к примеру, есть специальная песня «тихо-громко», под которую ребенок развивает свой музыкальный и ритмический слух, правильно определяя тембр звучания.
  3. «Кто как говорит?». Результат от этой игры напрямую зависит от стараний родителей. При чтении сказки или стихов, следует интонационно выделять голоса персонажей. После этого дети распознают персонажей по звукам, которые произносились.
  4. «Найди предмет (игрушку)». Главная задача взрослого при такой игре – это четко и ясно произносить название предмета (принеси мяч, стул, куклу).
  5. «Теремок или кто живет в домике». При такой игре нужно периодически читать «Теремок». После этого с малышом можно играть посредством предоставления картинок. Он должен выбрать изображение, назвать, кто на нем изображен, и сказать какие звуки этот персонаж произносит.
  6. «Картинка-звук». Главное в этой игре научить ребенка определять по картинке звук. Дети при просмотре изображений должны произносить те звуки, которые могут издаваться теми, кто изображен на этих описаниях.
  7. «Звуковые игры». Они подходят для дошкольников. Например, игра в города, зоопарк, имена. Главное, чтобы ребенок начинал произносить новое слово на последнюю букву предыдущего.
  8. «Выбери короткое». Игра поможет дошкольникам развить не только слух, но и логику. Предлагается произносить ряд слов, среди которых дети должны выбрать наиболее короткое.

Для развития фонетического слуха у детей дошкольного возраста существует множество игр и упражнений. Не стоит упускать из внимания и логопедические занятия. Лучше доверить их проведение профессионалам.

Помните, от развития фонематического слуха ребенка, зависит формирование его личности. При правильном воспитании, проведении специальных занятий, упражнений и игр ваше чадо приобретает музыкальный и ритмический слух. Все это увеличивает логический и мыслительный процесс, повышает самооценку маленького человечка, способствует и физическому и интеллектуальному развитию.

Читайте далее:

Как развить фонематический слух у ребёнка?

Как научиться говорить звук Р: постановка звука Р у детей

Развитие слуха у четырехлетнего ребёнка

Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

Как развить музыкальные способности ребенка

Приступать к развитию музыкальных способностей малыша можно сразу же после его рождения. Разумеется, первой учительницей для него в этом деле (и не только в этом) будет мама. Когда кроха видит, как поет и играет его мама, он будет стремиться ей подражать. Именно таким образом создаются предпосылки к обучению, однако главное в любых начинаниях – это желание ребенка. Поэтому любые занятия нужно проводить только в случае хорошего расположения духа крохи.

Способ 1 — Прослушивание музыки

Прослушивание музыки можно начинать еще тогда, когда малыш находится в утробе у мамы. Будучи в животике, он способен слышать звуки извне. И очень хорошо, если эти звуки приятны и гармоничны.

После рождения крохи слушайте с ним детские песенки и классику. Чуть позже, когда малыш начнет говорить, его можно научить словам. Для этого выберите простую песенку и напевайте ее по пять-семь раз подряд. Между повторениями следует делать музыкальные паузы – проигрывание той же мелодии на инструменте-самоделке или настоящем инструменте (фортепиано, скрипке, клавишном синтезаторе). Не спешите обучить малыша сразу всему – достаточно выучить одну песню за занятие.

Единство музыкального и литературного текстов оказывает на детей большее влияние, так как малыши связывают звучание с конкретным образом. Текст песни расширяет представление ребенка об окружающем мире. Впечатляющая сила музыкального звучания углубляет поэтическое содержание песни.

Способ 2 — Работа над ритмикой

Ритмикой можно заниматься уже с трех месяцев малыша. Возьмите его под мышки и поставьте на большой мяч. Под веселую песенку шагайте по мячу. Может быть, сначала вам понадобится помощь бабушки или папы, но со временем вы самостоятельно будете справляться с подобным упражнением.

Малыши постарше не откажутся попрыгать на мягком диване под размеренную музыку. Главное, чтобы прыжки совпадали с ритмом песни или мелодии.

Продолжительность подобных музыкальных занятий для маленьких детей не должна превышать пяти минут, а настроение (как малыша, так и ваше собственное) должно быть отличным. Чередуйте прыжки с ритмичной ходьбой и переменки для отдыха, во время которых ребенок сидит (или лежит), а мама продолжает напевать эту же песенку, сжимая и разжимая его кулачки в такт мелодии.

Способ 3 — Развитие слуха

Развитие слуха – это формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук. Эта своеобразная тренировка занимает немного времени, но упражняться следует ежедневно. Но как развить музыкальный слух у маленького ребенка?

Работу над развитием слуха можно начинать с двух месяцев малыша, используя погремушки. Знакомство с разнообразными звуками, издаваемыми погремушками, впоследствии побудит кроху к самостоятельному музицированию. Коллекцию звучащих предметов можно пополнить разнообразными колокольчиками, маленькими пищащими или звенящими игрушками, которые легко подвесить над кроваткой, чтобы малыш мог сам дотягиваться до них и извлекать из них звуки.

Когда кроха подрастет, можно использовать простой и эффективный метод: пойте ему песни, рассказывайте сказки, играйте с ним, меняя характер своего голоса (тихо и громко, протяжно и отрывисто, сумбурно и ритмично).

Способ 4 — Музицирование

Элементарное музицирование с детьми подразумевает, что взрослый наигрывает мелодию на каком-то музыкальном инструменте (можно и на самодельном), а ребенок подыгрывает на барабане, бубне, маракасах или какой-либо иной стучалке-звенелке. Играя, старайтесь подобрать темп, удобный для малыша.

Цель подобных занятий – общение родителей с ребенком посредством музыки. В элементарном музицировании малыш выступает не только слушателем и исполнителем, но и творцом, создателем музыки.

Таким образом музицирование может стать очень важной ступенькой, которая поможет малышу открыть мир музыки, освоить игру на простых инструментах, стимулировать потребность в углубленном изучении выбранного ребенком музыкального инструмента

Знакомство ребенка с музыкой

Если хотите создать развивающую среду для сына или дочери, начните с себя. Ребенку нужно демонстрировать хороший музыкальный вкус и показывать, что музыка – это не только песни из мультфильмов.

Слушайте классику с рождения

Познакомьте малыша с классикой сразу после рождения. Приятные мелодии успокаивают, а прослушивание классической музыки способствует формированию правильного музыкального вкуса в дальнейшем.

Малышам можно включать колыбельные из детской классики:

  • П.И. Чайковский – «Птицы», «Греза»,
  • В.А. Моцарт – «Спи, моя радость, усни»,
  • Ф.П. Шуберт – «Колыбельная»,
  • И. Брамс – «Колыбельная»,
  • Р. Шуман – «Грезы»,
  • Э. Григ – «Поэтическая картинка».

Дошкольник готов слушать произведения, в которых есть сюжет:

  • П.И. Чайковский – цикл «Времена года», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (любовная тема), сборник «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Баба-Яга», «Песня жаворонка» и др.), отрывки из «Щелкунчика» («Танец феи Драже», «Выход мышиного короля»),
  • Жюль Массне – «Элегия» (можно в исполнении Ф.И. Шаляпина),
  • Эдвард Григ – «Танец Анитры».

Слушайте музыку вместе, задавайте вопросы о том, какие эмоции испытывает ребенок, что представляет при прослушивании композиции. Объясните малышу, что историю можно рассказать не только словами, но и с помощью мелодии.

Включайте музыку разных жанров

Слушайте разную музыку дома. Возможно, ребенок не оценит ваши пристрастия – включайте музыку разных направлений. Пусть это будет не каждый день, а под настроение, в хорошем расположении духа. Помните, что слух – очень тонкий механизм, и его нужно беречь, поэтому не делайте слишком громко.

Экспериментируйте, наблюдайте за реакцией: на что малыш реагирует с интересом, под какую музыку танцует. Не навязывайте ребенку свои вкусы. Ваша цель в том, чтобы развить музыкальный слух, а не отбить желание слушать музыку вообще.

Знакомство с музыкальными инструментами

К выбору первых игрушечных инструментов желательно подходить ответственно, если вы хотите научить малыша слушать и извлекать красивые звуки, а не беспорядочно бренчать. Игрушки должны быть качественными.

Для первого знакомства подойдут ксилофон или металлофон, электронное пианино, барабан, маракасы. После 3 лет – детская гитара, барабанная установка, шарманка. Эти инструменты отлично развивают координацию движений и мелкую моторику.

Ближе к 5 годам, когда ребенок научится вести себя в культурном месте и выдерживать долгие мероприятия, можно ходить с ним в филармонию на концерты классической музыки, или на балет, или в детскую оперу. Живое звучание полезно для развития музыкального слуха – ребенок не просто слышит музыку, но и воспринимает ее визуально.

Слух есть, а голос?

Вместе с музыкальным слухом нужно с детства развивать вокальные навыки у ребенка. Хорошо поставленный голос и дыхание важны не только для красивого пения, но и для выразительной речи. Вспомните, как стихи в прочтении некоторых одноклассников вызывали зевоту на уроках литературы. Даже если ваш ребенок не станет певцом, красивая речь ему не помешает.

Одним детям легче дается музыка, другим – пение, но оба эти таланта успешно поддаются тренировке. Развивать дыхание и голос дома можно с помощью несложных упражнений:

  • Дыхательная гимнастика. Тренировка дыхания никогда не бывает лишней, особенно для детей с логопедическими проблемами. Дыхание – это энергия, на которой держится речь. Дуйте вместе с ребенком на перышко, флюгер, свечу, сдувайте с ладони конфетти, толкайте кораблики в миске с водой. Дыхание должно быть однородным, медленным, выходящим из глубины тела.
  • Чтение вслух. Если ребенок знает стихи, пусть он рассказывает их с выражением. Ненавязчиво корректируйте малыша, если он невыразителен.
  • Распевайте звуки и слова. Это значит, нужно тянуть звуки «И», «Э», А», «О», «У» на одном выдохе. Это полезно также в качестве артикуляционной гимнастики. Пойте слова, которые можно петь.
  • Разрешайте ребенку кричать. Не всегда и не везде, конечно. Там, где это не помешает другим. Пусть малыш слушает свой голос, чувствует его силу. Иногда даже взрослые не знают, что имеют сильный голос, потому что никогда не пробовали петь «на полную катушку».

Этих упражнений хватит для домашних тренировок, а вот научить ребенка профессионально петь смогут  в музыкальной студии, где с детьми занимается педагог, умеющий находить индивидуальный подход к своим подопечным.

Музыкальному воспитанию уделяется не так много времени, как хотелось бы, и талант, заложенный природой, может угаснуть. Далеко не все дети сохраняют интерес к музыке в школьном возрасте. Многие идут в музыкальную школу лишь по настоянию родителей и не получают удовольствия от обучения. Может быть, домашние занятия с рождения помогут ребенку полюбить свои способности, а в дальнейшем –  осознать всю ценность природного дара.

https://youtube.com/watch?v=nU6xU-ZCQnU

С какого возраста развивать слух ребенка

Можно приступать еще в утробе мамы. уже с четвертого месяца беременности. Он может воспринимать звуки и музыку. Причем разная музыка по-разному влияет на кроху. Одна заставляет его шевелиться и двигаться, толкаться и переворачиваться. Другая, наоборот, успокаивает.

С двух месяцев используйте музыкальные игрушки и погремушки, колокольчики, пищащих зверюшек и другие подобные предметы. Слушайте детские песенки и классическую музыку. Обязательно пойте крохе колыбельные. Они положительно влияют на психику и настроение, помогают уснуть и расслабиться, успокаивают и тоже развивают слух.

С трех месяцев переходим на занятия ритмикой. Поставьте ребенка на большой мяч или фитбол и вместе шагайте по мячу. Малыш постарше может прыгать в такт мелодии либо песни.

Как развить у ребенка музыкальные способности

Музыкальные способности являются важным аспектом развития ребенка. Они помогают ему развивать слух, ритмичность, мелодичность и творческое мышление. В этой статье предлагаем несколько способов, которые могут помочь развить у ребенка музыкальные способности.

  1. Прослушивание музыки: Регулярное прослушивание музыки помогает развить музыкальное восприятие у ребенка. Предлагайте ему разные жанры и стили музыки, обсуждайте с ним произведения, задавайте вопросы о музыкальных инструментах и исполнителях.

  2. Пение и музыкальные игры: Предлагайте ребенку петь песни и играть музыкальные инструменты, если таковые имеются. Пение и музицирование помогают развивать музыкальный слух, ритмическое чувство и координацию движений. Придумывайте с ребенком музыкальные игры, например, «угадай мелодию» или «поймай ритм».

  3. Посещение музыкальных мероприятий: Возьмите ребенка с собой на концерт, оперу, музыкальный фестиваль или даже на музыкальный спектакль. В таких местах ребенок сможет услышать живую музыку и увидеть музыкантов, что позволит ему лучше понять, как звучит каждый инструмент и как работает оркестр.

  4. Занятия музыкой: Регистрируйте ребенка на занятия музыкой, например, на обучение игре на музыкальных инструментах или вокал. Это поможет развить у него навыки и умения, а также даст возможность регулярно заниматься музыкой под руководством опытного преподавателя.

Развитие музыкальных способностей у ребенка требует времени и терпения

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может иметь свои предпочтения в музыке. Поддерживайте и поощряйте его интересы, и он сможет развить свои музыкальные способности

Музыкальные задания для малыша

Музыкальные задания — отличный способ развить музыкальный слух у малыша, а также развить его ритмические и музыкальные навыки. Играя в музыкальные задания, ваш ребенок сможет лучше понять и различать музыкальные звуки и ритмы, а также научится следовать музыкальным инструкциям.

Вот несколько музыкальных заданий, которые помогут развить музыкальный слух у вашего малыша:

  1. Назови инструмент: Воспроизведите различные звуки инструментов и попросите ребенка назвать каждый из них. Например, вы можете воспроизвести звук фортепиано, гитары, барабанов и т. д. Это поможет ребенку узнавать звуки каждого инструмента и расширит его словарный запас.

  2. Угадай мелодию: Включите различные музыкальные композиции и попросите ребенка угадать их. Вы можете выбрать известные детские песни или классические мелодии. По мере того, как ребенок становится лучше в узнавании мелодий, вы можете усложнять задание, включая более сложные композиции.

  3. Танцевальный ритм: Включите музыку с ярким ритмом и попросите ребенка двигаться в такт. Вы можете использовать различные детские песни или простые ритмические композиции. Это поможет развить у ребенка музыкальные способности и координацию движений.

Это всего лишь несколько примеров музыкальных заданий, которые вы можете использовать для развития музыкального слуха у своего ребенка

Важно помнить, что игра и веселье должны быть главными аспектами этих заданий. Поддерживайте положительную атмосферу и поощряйте своего малыша в его музыкальных достижениях!

Рекомендации для родителей

Развитие музыкального слуха у ребенка является важной задачей, которая требует от родителей внимания и терпения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам помочь вашему ребенку развить его музыкальный слух:

Предоставьте доступ к музыке: Включайте музыку в доме, автомобиле и в разных ситуациях повседневной жизни. Разнообразие музыкальных жанров и стилей помогут развивать у ребенка слуховую память и восприятие.

Поощряйте активное музицирование: Предложите ребенку играть на музыкальных инструментах или просто барабанить по разным поверхностям. Это поможет ему развить слуховую и моторную координацию.

Учите петь песни: Спойте вместе с ребенком разные песни. Участие в пении помогает развить музыкальный слух, ритмическое чувство и звукопроизношение.

Играйте в музыкальные игры: Сыграйте с ребенком в игры, где нужно распознавать мелодии или ритмы

Это поможет развить его музыкальное внимание и слуховую память.

Посещайте музыкальные мероприятия: Посещайте концерты, музыкальные спектакли и фестивали. Это поможет ребенку погрузиться в атмосферу музыки и развить его эмоциональный слух.

Не забывайте, что развитие музыкального слуха – постепенный процесс, требующий времени и настойчивости. Поддерживайте интерес ребенка к музыке и помогайте ему развивать его музыкальные способности. Удачи вам и вашему ребенку!

Игры, развивающие голос

Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.

“Колокол”

Импровизация звона разнообразных колоколов и колокольчиков на разный лад. Нужно произносить «Бим бом бум бим бам», меняя тембр и интонацию. Многим детям нравится изображать сначала маленький дверной колокольчик, а затем звон огромного колокола башни.

“Береги огонь”

Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.

“Обезьянки”

Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.

“Прогулка”

Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.

Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.

Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Все занятие пением для детей способствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.

«Бобочек»

Возраст игроков не ограничен, число участников тоже.

Все дети любят варенье, а если оно еще и с бобками, то это просто чудо! Для игры необходима банка такого варенья, участники набивают рот бобочками и пытаются исполнить песню с набитым ртом.

Песни можно исполнять как по очереди, так и всем вместе. Это будет зависеть от того, как договорятся участники игры. Если песни исполняются по очереди, игроки могут петь одну песню.

Чтобы игра была более быстрой, можно исполнять только припев или куплет.

Кто не спел правильно или спел невнятно, выбывает из игры. В коллективном творчестве победитель, который имеет право выбора следующей песни, определяется по тому, насколько громко и четко он исполнил песню, чтобы его было слышно, и слова поняли все участники. В игре, где песня исполняется по очереди, победитель выбирается только по внятности и музыкальности исполнения.

Игру можно усложнять по турам, каждый раз выбирая более быструю песню, постепенно переходя до речитатива.

Как развить музыкальный слух онлайн

Toned Ear

Главный плюс этого портала в том, что вы можете самостоятельно настраивать объем и тематику своего тестирования. Находите интересующую вас тему, вводите количество вопросов (здесь можно создать и «бесконечный» опрос) — и все, ваша персональная викторина готова.

Ресурс подойдет как для начинающих музыкантов, так и для профессионалов. Например, если вы начинаете обучение с нуля, то вам отлично подойдет вкладка Perfect Pitch, в которой можно научиться различать отдельные ноты на слух, а артисты со стажем могут освежить свои знания, написав мелодический диктант.

Theta Music Trainer

Полезный онлайн-сборник небольших, но практичных тестов, который подойдет как музыкантам, так и начинающим звукорежиссерам. Для теоретиков, например, здесь есть обширная база опросов о нотах, музыкальных интервалах и чувстве ритма. А для тех, кто хочет углубиться в техническую составляющую, есть аудио-викторины о работе эквалайзера и процессе сведения песен.

Примечательно, что большинство опросов здесь выполнены в формате мини-игр, поэтому обучение вряд ли вам быстро наскучит.

SoundGym

Как проверить музыкальный слух у ребенка в домашних условиях

Чтобы малыш научился слушать и воспринимать музыку, важным моментом является музыкально-сенсорное воспитание, которое предполагает распознавание звуков по высоте, силе звучания, тембру, длительности.

Чтобы определить, насколько хорошо ребенок различает звуки, чувствует ритм и обладает музыкальной памятью, существуют несколько традиционных тестов. Подобные испытания предлагаются малышу на собеседовании при приеме в музыкальную школу. Эти тесты просты, однако для их выполнения необходимы минимальные музыкальные знания родителей и, желательно, наличие фортепиано дома.

Тест 1. Предложите малышу подойти к пианино и отвернуться. По очереди сыграйте два звука в верхнем и нижнем регистрах, затем спросите ребенка, какой звук был выше, а какой ниже.

Тест 2. Нажмите одну клавишу фортепиано и спросите малыша, сколько звуков прозвучало. После нажмите одновременно две клавиши (лучше те, которые расположены далеко друг от друга), спросите, сколько теперь прозвучало звуков. В случае, если кроха затрудняется с ответом, по очереди нажмите те же клавиши. В широком расположении сыграйте аккорд двумя руками и спросите, сколько прозвучало звуков – один или много.

Эти тесты направлены на проверку активности слуха, ориентацию в звуковом пространстве, выделение отдельных элементов из общего музыкального звучания на простейшем уровне. Таким образом определяется, понимает ли малыш разницу в высоте звуков и отличия отдельного звука и нескольких, прозвучавших одновременно. В случае, если ребенку эти испытания даются нелегко – не отчаивайтесь. Разобраться в подобных вещах не так-то и просто, и в подготовительном классе музыкальной школы этому научат.

Тест 3. Попробуйте пропеть с ребенком разные ноты, чтобы установить диапазон голоса малыша. Пойте сами, без помощи пианино. Дело в том, что звуки инструмента сбивают детей, к ним сложнее подстроиться, чем к более привычному человеческому голосу. И тем более не используйте для этой цели детские музыкальные инструменты (ксилофоны, дудочки, детские синтезаторы). Чтобы не ошибиться со звуками, воспользуйтесь камертоном.

Тест 4. Спойте короткую простую мелодичную фразу, после чего попросите кроху повторить ее.

Тест 5. Предложите малышу спеть любимую песенку.

Эти три теста позволяют проверить:

  • музыкальную память ребенка;
  • музыкальный слух;
  • диапазон голоса малыша;
  • способность ребенка интонировать («чисто» петь).

Если малыш показал средние результаты (улавливает направление мелодии, но не попадает в ноты), музыкальный слух у него есть, хоть и недостаточно развитый. Конечно, встречаются и исключения – «гудошники» – дети, которые могут петь только в узком диапазоне, не способны интонировать, не понимают общее направление мелодии. Однако с такими детьми умеют работать в музыкальных школах, развивая их способности до определенного уровня. К тому же неумение петь – совсем не препятствие тому, чтобы в будущем стать даровитым трубачом или пианистом.

Для определения чувства ритма ребенка так же существует ряд тестов.

Тест 1. Не очень быстро простучите простую ритмическую последовательность, попросите малыша повторить. Если у него все получается, усложните последовательность.

Тест 2. Попросите малыша похлопать в ладошки под музыку. Пусть покажет, как это делают зрители на концерте, когда им нравится песня.

Тест 3. Предложите крохе промаршировать под музыку (например, «Вместе весело шагать»).

Если у ребенка недостаточное чувство ритма, его вполне можно развить. Ну а если эти тесты малыш выполнил успешно, это значит, что учиться музыке ему будет намного легче.

Как проверить музыкальный слух?

Способы проверки достаточно стандартны, их предложат в любой музыкальной школе, если вы, допустим, решите проверить музыкальный слух у ребенка. Проверка ведется по трем основным направлениям: чувство ритма, способность к интонированию, музыкальная память.

Как проверить музыкальный слух:

  1. Чувство ритма – для испытуемого настукивают какой-либо ритм и просят повторить. При наличии музыкального слуха испытуемый точно воспроизводит ритм. Чем более сложный ритм удается воспроизвести, тем лучше чувство ритма у испытуемого.
  2. Способность к интонированию – испытуемому дают прослушать мелодию и просят напеть. При наличии музыкального слуха испытуемый легко воспроизводит небольшой фрагмент мелодии в пределах рабочего диапазона своего голоса. Чем более сложную мелодию удается воспроизвести, тем лучше способность к интонированию у испытуемого.
  3. Музыкальная память – испытуемого просят отвернуться и играют для него ноту, затем просят его найти эту ноту на музыкальном инструменте, обычно на фортепиано. Предварительно следует показать, что более низкие звуки издают клавиши слева, более высокие – клавиши справа.

Далее можно зафиксировать результаты проверки и повторить этот тест на музыкальный слух, например, через месяц занятий. Тогда можно будет легко оценить наличие или отсутствие прогресса. Например, если изначально удавалось воспроизвести только самый простой ритм или простую мелодию, а через месяц получилось воспроизвести нечто заметно сложнее, значит, прогресс есть.

В нашу цифровую эпоху можно проверить музыкальный слух онлайн при помощи специальных сервисов. Так, американский врач и профессиональный музыкант Джейк Мэнделл разработал целую систему тестов Music Tests, позволяющих проверить разные аспекты музыкального слуха . В частности, прослушать 36 пар похожих либо идентичных музыкальных отрывков и ответить на вопрос, являются ли они одинаковыми (зеленая кнопка) или разными (красная кнопка).

Для более продвинутых пользователей, имеющих представление о звучании различных музыкальных инструментов, есть более сложные тесты. Вам будет предложено ответить, какой инструмент звучит в предложенном музыкальном отрывке. Например, вам предложат послушать тихое фортепиано далеко на фоне и угадать, что играет, когда останавливается бас:

  • оркестровый треугольник;
  • колокольчики и ксилофон;
  • звуки живой природы;
  • скрипка-пиццикато.

Или такой вопрос: какие два инструмента делают песню такой душевной? Выбрать нужно из следующих комплектов инструментов:

  • банджо и губная гармошка;
  • ситар и баян;
  • балалайка и труба;
  • гитара и свисток.

Чтобы ответить на первый вопрос, нужно, как минимум, иметь представление, что такое ксилофон и скрипка-пиццикато. А чтобы разобраться со вторым, нужно знать, как звучат банджо и ситар, которые не слишком широко распространены в нашей культуре.

Особый интерес представляют онлайн-сервисы, которые дают возможность как проверить музыкальный слух, так и поработать над развитием музыкального слуха. Например, сервис «Абсолютный Слух – Тренировка Слуха и Ритма», где есть блок теории и практические упражнения. Их выполнение оценивается по 10-балльной системе результаты можно сохранить, а спустя время вновь пройти тест на музыкальный слух и сравнить новые результаты с предыдущими. Как развивать музыкальный слух, чтобы увидеть прогресс? Давайте рассмотрим разные способы!

Бумажные куклы для пальцев

Для работы следует приготовить следующие материалы:

  • Бумага.
  • Ножницы.
  • Краски и кисти, фломастеры или цветные карандаши для декоративного оформления.
  • Клей.
  1. Для работы понадобятся шаблоны для вырезания фигурок животных или кукол. Лучше всего использовать готовые макеты, которые выполнены с точностью и соблюдением пропорций.
  2. По шаблонам вырезают заготовки для фигурок-кукол.
  3. По наружной поверхности раскрашивают мордочку животного или лицо куклы, используя краски или фломастеры на выбор мастера.
  4. После просыхания краски сворачивают заготовку в готовую пальчиковую куклы и склеивают по шву.

При желании ребенка можно изготовить декорации и набор кукол, чтобы устроить в доме настоящий кукольный театр.

Песня «Шарики»

С этими же шарика можно повеселиться, потанцевать, спеть песню и провести хорошо время.

Каждый участник выбирает себе пару любых шариков, в данном случае цвет и содержание не имеет значение, главное чтобы они шумели. Далее по тексту песни из сборника Екатерины Железновой «Шарики».

Припев:

Наши шарики берём И трясём, трясём, трясём, Ведь каждый шарик не простой — С горохом, рисом и крупой.

Поднимите шарик свой

Высоко над головой, На носик можно положить, Но только, чур, не уронить.

Припев.

Шар перед собой кладём, И вокруг него идём И даже можно проскакать, Но только шар не задевать.

Припев.

Прыгай, прыгай высоко, Прыгать с шариком легко, Так прыгай, прыгай веселей И даже ножек не жалей.

Припев.

На ладошке шар несём И другой ладошкой бьём, И дружно говорим слова «И раз и два и раз и два».

Припев.

Саму песню можно послушать в интернете или приобрести диск.

Упражнение «Ритм из танца».

Проводится по типу предыдущего упражнения, но в качестве музыкального материала берется ритмы из разных танцев в инструментальном исполнении. Вычленить ритм из инструментальной музыки намного сложнее, чем, из вокальной. Музыкальный материал следует подбирать с ведущей мелодией сначала в исполнении одного инструмента, затем в исполнении оркестра, но с солирующим инструментом. Для удобства дети могут пропевать основную мелодию пьесы. Первоначальные пьесы должны быть с ровным ритмом, например, русские народные песни в оркестровом изложении «Светит месяц», «Метелица», «Во саду ли, в огороде». Затем можно предложить детям пьесы с более сложным ритмом «Камаринская», «Вальс», «Неаполитанская песенка» из цикла П.И. Чайковского «Детский альбом».

Метр.

Ритм и метр в музыке тесно взаимосвязаны

Но стоит обратить внимание детей на метр в отдельности. Музыкальное движение и характер пьесы полностью зависит от метра

Самый удобный для движения метр – четырехдольный. Дети знакомятся с ним еще в младших группах, когда учатся маршировать. Также и в старших группах дети четко отбивают каждую долю такта в марше. На детских музыкальных инструментах. Следует познакомить детей с чередованием сильных и слабых долей. 

Развитие музыкального слуха

Хороший музыкальный слух необходим каждому исполнителю без исключений. Без него грамотно сыграть на музыкальном инструменте или спеть невозможно. Однако природной музыкальностью обладают единицы. Остальным же предстоит её развивать.

В Artvocal.ru предусмотрены курсы улучшения и упражнения для музыкального слуха. Предлагаемый тренинг могут посещать и дети, и взрослые. Подробно о стоимости уроков вы узнаете на странице цен.

Это набор навыков, необходимых для активного восприятия и воспроизведения музыки. Человек с развитой музыкальностью способен запоминать определённые звуковые структуры, наделять их смысловой нагрузкой. Для определения слуховых возможностей используются следующие термины:

  • Абсолютный музыкальный слух. Роль абсолютного слуха заключается в оценке высоты звучания без сравнения с эталоном: вы слышите ноту и способны её назвать;
  • Относительный музыкальных слух. Наиболее важен для исполнителя-инструменталиста или вокалиста. Позволяет оценивать и воспроизводить звуковысотные сочетания в мелодиях, интервалах, аккордах, отвечает за чистое пение, интонирование;
  • Внутренний музыкальный слух. Помогает ясно представлять по памяти, нотной записи отдельные звуки, мелодичные рисунки произведения;
  • Полифонический музыкальный слух. Обеспечивает возможность слышать все голоса многоголосного произведения;
  • Фонетический музыкальный слух. Роль фонетического слуха – правильное восприятие, воспроизведение не смысловой речи.

Развивать музыкальный слух нужно всем, кто планирует заниматься музыкой на любительском или профессиональном уровне. Правильно подобранные упражнения для музыкального слуха позволяют устранить практически любое нарушение слуховых способностей.

На занятиях новички-исполнители научатся подбирать музыку, аккомпанемент на слух. Разработанный нами метод эффективен для изучения мелодических, гармонических оборотов, являющихся основой любой композиции.

Учащиеся запоминают типичные звучания, их особенности, учатся использовать приобретенный слуховой опыт во время игры на фортепиано, гитаре, другом инструменте. Полноценное сочинение музыки также невозможно при неразвитом слухе.

Создать красивую мелодию «методом тыка» нереально.

Развивать слух могут не только дети. Зрелый возраст – не помеха для продуктивного развития слуховых данных. От вас требуется лишь желание, упорство, готовность регулярно посещать школу и тренироваться самостоятельно.

Определяется индивидуально с учётом начального уровня развития слуха, намеченных целей, скорости усвоения учеником нового материала. Некоторым достаточно пары недель, другим требуются месяцы учёбы для достижения цели. Оптимальная интенсивность: две тренировки в неделю с педагогом + обязательное самостоятельное развитие слуха упражнениями дома.

Как попасть на урок?

Наберите номер 8 (499) 755-94-72. Телефонный звонок позволит записаться на удобный день и час.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий