Урок в форме лекции с обратной связью как нетрадиционная форма урока английского языка
На уроке-лекции прежде всего происходит лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания.
Урок-лекция с обратной связью имеет существенное отличие от традиционного урока-лекции. Меняется роль учителя и учащихся. Да, учитель остаётся ведущим, но он весь урок активизирует деятельность детей через вовлечение их в диалог по изучаемому материалу
Основывая своё объяснение на уже имеющихся знаниях, задаёт вопросы, акцентирует внимание на датах, географических названиях, именах и других важных фактах. Обязательный этап урока-лекции с обратной связью – это контроль полученных знаний через тестирование, опрос, комментарии основных вопросов лекции
В начале нетрадиционного урока необходимо сообщить учащимся о предстоящем контроле, чтобы активизировать их познавательную активность. Еще одна особенность уроков в форме лекции с обратной связью заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких нетрадиционных уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок.
Слайд 122. Урок – лекцияДля активизации мыслительной деятельности, познавательной и практической деятельности
на уроке можно применить следующие приемы:- выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки;- учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те, кто их обнаружит, будут вознаграждены;- каждые 3 – 5 минут в ходе лекции ученикам задаются краткие устные или письменные экспресс – задания;- ученикам выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где пропущены основные понятия, даты, имена, принципы. По ходу лекции ученики должны все это вставить;- учитель оставляет в конце лекции 2 минуты, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.Я провожу лекции на следующих разделах: «Кулинария», «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения»
Слайд 181.6. Учет возрастных особенностей учащихся при организации нетрадиционных форм обучения Применение
урока – игры, урока – соревнования – мощный стимул в обучении, разнообразная и сильная мотивация.Подростки участвуют в играх по нескольким причинам:1. Чтобы реализовать способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности;2. Чтобы получить высокую оценку;3. Чтобы показать себя перед коллективом;4. Для решения своих коммуникативных проблем. Уроки – игры позволяют задействовать в учебных целях энергию, которую школьники расходуют на «подпольную игровую деятельность» (если педагог «войной пошел» на игры ребят, он сам же ставит их в роль «подпольщиков», – и тогда найдите для подростка более привлекательную игру! Не лучше ли использовать игровую энергию детей «в мирных целях»?)
Нетрадиционные формы урока иностранного языка
Нетрадиционные формы урока иностранного языка могут проводится с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), что позволяет:
- стимулировать интерес учащихся к изучению иностранного языка на уроке нетрадиционной формы;
- способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса,
- стремления к самостоятельной работе по овладению иностранным языком как на нетрадиционной форме урока, так и во внеурочное время,
- позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,
- способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала,
- формирует навык интегрированного применения знаний иностранного языка и информатики.
Основные виды уроков иностранного языка в школе
Слайд 26План урока:I. Организационно – мотивационный этап:1. Приветствие. Получение сведений об отсутствующих.2. Подведение к теме
урока. Просмотр видеоролика «Бродячие животные». Объявление темы. Целеполагание. Совместное планирование.II. Основной этап1. Вводный инструктаж. Знакомство с последовательностью изготовления попоны для животных.2. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по технологическим картам.3. Промежуточная рефлексия.4. Промежуточный инструктаж – индивидуальный, групповой (показ приемов работы);5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.6. Заключительный инструктаж. Характерные ошибки, допущенные учащимися в ходе выполнения самостоятельной работы.7. Выставка работ выполненных на уроке.8. Выставление оценок.III. Домашнее задание: 1 уровень – нарисовать свою модель попоны для животных; 2 уровень – подготовить сообщение на тему «Попона для животных»; 3 уровень – выполнить чертеж попоны для животных.IV. Рефлексия.
Слайд 201.7. Опыт коллег по реализации нетрадиционных форм обученияУчитель технологии из Казахстана
Саенко Галина Александровна проводит урок – конкурс дизайнерского мастерства по технологии по завершению изучения раздела «Создание швейных изделий». Урок – конкурс может проводиться в командной или индивидуальной форме.Учитель технологии из г. Иркутска Гузенко Марина Евгеньевна предложила методику подготовки и проведения урока – творчества. На таких уроках само творчество непрерывно связано с эстетическим восприятием действительности и художественным восприятием произведений изобразительного и декоративно – прикладного искусства в сочетании с музыкой и художественным словом.Учитель технологии из г. Бирска Тунчикова Зоя Васильевна проводит урок – посиделки, на котором учащимся предлагается поучаствовать в настоящих крестьянских посиделках, с рукоделием, песнями, шутками.
Нетрадиционные формы урока, основные понятия
Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).
Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.
Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Нетрадиционные формы урока содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
Для учащихся нетрадиционные формы урока – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственность.
Для педагога нетрадиционная форма урока – это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нетрадиционные формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
Сама организация нетрадиционной формы урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. нетрадиционные формы урока способствуют выработке определенного позитивного отношения к учёбе.
В процессе проведения нетрадиционных форм урока складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.
В современной педагогике существует большое разнообразие форм урока. Современный ФГОС допускает следующие нетрадиционные формы урока:
- урок-спектакль или исполнение сказочного сюжета;
- смотр знаний;
- урок фантазирования;
- урок-игра, в том числе и урок деловая игра, ролевая игра;
- урок-зачет;
- урок взаимообучения;
- урок-путешествие;
- круглый стол или конференция;
- урок-состязание;
- урок открытых мыслей;
- урок экскурсия;
- урок-соревнование;
- урок-диалог;
- урок-мозговая атака;
- урок-брифинг
- межпредметный интегрированный урок;
- урок -лекция.
- видео урок
Понятие нетрадиционного урока
Определение 1
Нетрадиционный урок – это учебное занятие, обладающее нетипичной структурой и характеризующееся нестандартной формой проведения.
В современных условиях, когда активно развивается начальная школа, каждому учителю необходимо проявлять творческое начало. То есть они должны проводить уроки увлекательно и разнообразно. Своеобразие работы учителя в начальной школе заключается в том, что он должен быть специалистом в нескольких разноплановых науках: математике, русском языке, литературном чтении, технологии, так как один учитель должен преподавать все эти предметы.
Замечание 1
Урок – основная форма организации школьного обучения. Это педагогическая единица процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения конкретизированы и правильно решаются и воплощаются в жизнь.
Кроме тематического планирования, определяющего систему уроков по той или иной теме, цель каждого урока – правильно отбирать те организационные формы работы с учениками, которые максимально соответствуют задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета и общим целям обучения.
В условиях внедрения ФГОС особую роль играют технологии деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность детей, поддерживая стабильный интерес к учебной работе, а также помогают лучше усваивать программный материал.
Слайд 133. Урок самостоятельного поиска знанийУченикам дается задание изучить проблему и предложить
вариант решений. Например: У нас гибнет растение, найдите причину и предложите способ его лечения.Опишите силуэты и стили в одежде и сформулируйте требования, предъявляемые к одежде.4. Урок – соревнование За несколько дней до урока класс делится на две команды и судейскую бригаду. На уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается 30 секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы каждому участнику за участие и качество вопроса и ответа, и всей команде в целом. Учитель играет роль консультанта, но имеет право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются знание, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответа.
Слайд 5-Трофимова О.В.: « НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект
– субъектной позицией в системе учитель – ученик, многообразием видов деятельности субъектов(игровая, дискуссионно – оценочная, рефлексивная) базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, «методе прямого доступа»)»Подласый И.П. в учебнике «Педагогика» выделил 36 типов нетрадиционных уроков (уроки – деловые игры, уроки – речевые игры, уроки – игры типа «Поле чудес» и т.д.)Селевко Г.В. рассматривает НФУ как «нетрадиционные технологии урока основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах»Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. рассматривают НФУ, как «нетрадиционный вид уроков»Кульневич С.В. и Лакоценина Т.Н. используют термин «не совсем обычный урок»
Слайд 17ОрганизацияЭтот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов:- распределение обязанностей
(между учителем и учащимися);- написание сценария урока (с указанием конкретных целей);- подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;разработка критериев оценки деятельности учащихся.Анализ Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получились, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее. Его можно проводить устно («солнышко»), устно выборочно ( 1 из группы), письменно (анкетирование);сразу или через некоторое время; на уровне класса и на педагогическом уровне.
Слайд 19Эмоциональность НФУ – очень важна, особенно для подростков . Им важно
утвердиться в коллективе, мнение одноклассников для них важнее, чем отношение учителя, свойственна тяга к новому, неожиданному, тому, что дает пищу для воображения.Учителю необходимо реализовать стремление подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям. Это реализуется на уроках – дискуссиях, уроках – конкурсах, уроках – КВН и др.На уроке, где присутствует игровое действие, овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачивания сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и «обретения себя».Познавательная активность и заинтересованность детей существенно возрастают, если к организации учебной деятельности учащихся привлекаются родители (подготовка методических материалов к уроку, выступление на уроке родителей – специалистов по изучаемой проблеме, организация родителями экскурсий на предприятие, домашние задания с получением информации от родителей, бабушек и дедушек)
Слайд 111.5.1. Виды нетрадиционных уроков.Рассмотрим основные, которые я использую в своей практике:1.
Урок – конференция. За месяц до проведения учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообщения. Смысл сообщений – познакомить учащихся с проблемой, поставить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся в зале не должны специально готовиться, их задача услышать, понять, записать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы, поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие вопросы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, проставляет баллы. Конференции можно проводить по разделам: «Кулинария», «Технологии домашнего хозяйства», «Изобретательская и созидательная деятельность»
Слайд 141.5.2. Специфика нетрадиционных уроковНестандартный(нетрадиционный) урок выходит за рамки традиционного. Его отличают:-
изменение временных рамок;- место проведения;- использование внепрограммного материала;- организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся;- привлечение для организации урока людей разных профессий;- создание эмоционального подъема учащихся, ситуации успеха;- обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения;- обязательное создание «временной инициативной группы» из учащихся готовящих урок, помогающих учителю;- обязательное планирование нетрадиционного урока заранее;- обязательное четкое определение темы, цели, задач урока;- выступление учителя в период подготовки урока в качестве консультанта;- творчество учащихся направлено не на идею развлечения, а на идею сознания, развития учащихся.