Подготовка и проведение театрализованных игр в первой младшей группе детского сада

Драматизация, режиссерские игры: их виды во 2 в младшей группе

Необходимо открыть ребятам разные формы спектаклей. Существует 6 разновидностей театрализованной деятельности в ДОУ:

  • театр живых кукол (участвуют дети в масках);
  • верховой театр (в представлении используют кукол, которыми играют из-за ширмы);
  • настольный театр (малыши возятся с фигурами из бумаги или природного сырья);
  • стендовый театр (теневой, «театральный» фланелеграф);
  • театр на руке (персонажи в нем надеты на пальцы в виде перчатки или отдельных тканевых кукол);
  • драматизация (тематические инсценировки «Семья», «Продавец и посетитель»).

Важно! На одном уроке можно объединить несколько разновидностей

Организация студии в детском саду

Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.

Как подойти к вопросу

При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.

Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.

Особенности кружковой деятельности

Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:

  • воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
  • музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
  • приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.

Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.

Таблица с примером планирования работы кружка

Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:

Возраст воспитанниковНазвание игрыЦелиОписание
3-4 года«Зеркало»Тренировка внимания и памятиДети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются
5-7 лет«Сплетня»Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышленияУчастник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему
5-7 лет«Волшебная палочка»Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпенияПедагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д.

Знакомство дошкольников с театром

Театрализованная деятельность в старшей группе открывает мир искусства малышам. Воспитатель сначала знакомит с понятием театра, с правилами поведения в нем. Ребятам рассказывают о различных видах театра:

  • классическом;
  • пантомимном;
  • кукольном;
  • музыкальном;
  • пальчиковом.

После чего педагог приступает к упражнениям на силу звука — читает четверостишья с разным уровнем громкости, подкрепляя сказанное жестами. В процессе ознакомления дети учатся дисциплине, тренируются внимательно слушать выступающего.

Внимание! Если подать ребенку информацию о театре, как о чем-то волшебном и интересном, в его сознании закрепится позитивная ассоциация с искусством, благодаря которой он в более зрелом возрасте будет с удовольствием самостоятельно повышать свой уровень культурного развития. Варежковый театр. Варежковый театр

Варежковый театр

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ОО “Социализация” с использованием театрализованной деятельности для первой младшей группы “Непослушные цыплятки”

Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их.Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, к.

Побуждение у детей интереса к театрализованной игре, ознакомление детей с устным творчеством, развитие речи.

Конспект театрализованной деятельности в первой младшей группе ООД по театрализации

Конспект театрализованной деятельностив первой младшей группе ООД по театрализации.

Конспект театрализованной деятельности в первой младшей группе “Паровоз ребят повёз”

Театрализованная деятельность с детьми раннего возраста направлена на развитие у малышей эмоционального отклика и вовлечение детей в игровую ситуацию.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе общеразвивающей направленности по сказке «Курочка Ряба.

Главная цель дошкольного образования — создать все условия для гармоничного развития ребёнка. В первой (дети 1,5–3 года) и второй (3–4 года) младших группах этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников, непривыкших находится в группе сверстников, а тем более взаимодействовать с ними. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе и театрализованная деятельность.

Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет

Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру

В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов

В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей

Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ

Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:

  • развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
  • обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
  • воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
  • развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
  • даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
  • воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).

    Театрализованные игры в первой младшей группе помогают ребятам научиться сотрудничеству

Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:

обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный),
активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его),
развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»),
повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение),
тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу),
эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию),
развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников).
Театрализованные игры помогают задействовать одновременно многих малышей

Принципы проведения игр

Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет

Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:

разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений),
включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках),
минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например),
раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности),
создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу).

Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника

Особенности организации театрализованной деятельности в подготовительной группе

Дошкольники старшей группы интересуются театром не только как игрой, но и как видом искусства. Составлять тематическое планирование театрализованной деятельности для данной группы следует с учетом следующих особенностей:

  1. Дети подготовительной группы уже знакомы с правилами поведения в общественных местах, поэтому их можно свободно водить на экскурсии в театр, на сценические постановки.
  2. У детей вызывает интерес теория театрального искусства. В занятия можно включать рассказы об истории театра, об известных актерах, о театральных традициях и профессиях.
  3. Дошкольники справятся не только с актерской ролью, но и с обязанностями режиссера-постановщика. В этом случае актерами станут куклы. Причем, куклы можно изготавливать вместе с детьми на занятиях, как показано в данном видео: Театрализованная деятельность в детском саду
  4. Работать по готовым сюжетам детям будет интересно работать не всегда, значит, нужно помочь им освоить профессию сценариста. Дошкольники с удовольствием придумают собственные сюжеты, наделят кукол ролями, характерами.

Методика организации и проведения театральных игр

Каждый воспитатель в детском саду имеет план работы с той или иной подготовительной группой, который выстраивается в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Организация театральных игр должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), в которых установлены ориентиры развития в ребенке определенных качеств для различных возрастных групп.

Руководство игрой может осуществлять непосредственно педагог, но возможен вариант передачи на плечи ребенка части работы (например, малыш может самостоятельно украсить костюм, выбрать понравившиеся цвета для декораций спектакля).

Проведение игры условно можно разделить на 3 этапа:

  • Восприятие ребенком произведения, его смысла.
  • Изучение и овладение умениями и навыками, которые будет необходимо использовать. Они будут различаться для роли актера, декоратора и костюмера.
  • Непосредственное проведение репетиций и итогового выступления.

Обратите внимание! В зависимости от возраста детей и их первоначальных театрально-игровых навыков следует включать в программу подготовительные занятия. Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:. Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:

Процесс организации и проведения театральных игр следует рассмотреть на примерах:

Дидактические игры

Поскольку дидактика как раздел педагогики изучает проблемные стороны обучения, в этой разновидности театральной деятельности важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Это означает, что воспитатель должен вначале провести упражнения на выявление социо-культурных, речевых, познавательных и иных интересов и возможностей группы, выявить особенности и склонности каждого члена подготовительной группы к тому или иному направлению образования, определить проблемные моменты, а в дальнейшем распределять роли в постановках таким образом, чтобы каждый малыш имел возможность развивать недостающие качества.

Кукольный театр

При организации такой игры важно учесть мнения каждого члена группы и распределить роли в соответствии с желаниями и склонностями детей к той или иной деятельности. Для желающих из учащихся старших групп можно предусмотреть занятия по изготовлению костюмов, элементов кукол, оформлению сцены, чтобы реализовать их творческий потенциал. Кукольный театр «Буратино»

Кукольный театр «Буратино»

Вопросы индивидуализации

  • распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
  • удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
  • обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).

Театрализация даёт возможность малышам попробовать себя в разных ролях

Значение театрализованных игр для детей 1,5–3 лет

Дошкольник познаёт окружающий мир через наиболее интересный и доступный для него способ переработки информации — через игру

В этом смысле театрализованные игры оказываются очень продуктивным приёмом организации образовательной деятельности, так как в их основу положены импровизация и оживление предметов с помощью речи, а также, что особенно важно для неговорящих или плохо разговаривающих малышей, мимики и жестов

В первой младшей группе театрализованные игры помогают развивать речь детей

Цели и задачи театрализованной игры в ДОУ

Кроме адаптации и социализации ребят, только поступивших в детский сад, театрализованная деятельность позволяет решить комплекс образовательных целей:

  • развивает речь (дети учатся понимать обращённую к ним речь, повторяя слова персонажей за педагогом, малыши выговариваются, то есть вырабатывают звукоряд речи, формируют свой речевой образ),
  • обогащает воспитанников знаниями, умениями и навыками из разных областей (поскольку театрализация — универсальный приём на всех занятиях, дети через игру усваивают новую информацию и отрабатывают её на практике),
  • воспитывает самостоятельность (в игре ребята учатся принимать решения),
  • развивает память, мышление (в основном образное, так как наглядно-образный тип восприятия окружающего мира является у дошкольников наиболее развитым),
  • даёт физические нагрузки, развивает координацию движений,
  • воспитывает чувство коллектива (ребята первой младшей группы в силу возрастных особенностей играют не вместе, а рядом, но театрализованная деятельность позволяет им быстрее перейти на уровень сотворчества, сотрудничества).

Чтобы реализовать поставленные задачи, при проведении театрализованных игр педагог решает следующие задачи:

обогащает словарный запас (исходя из возраста детей пока в основном пассивный), активизирует познавательный интерес своих подопечных через знакомство с понятными для этого возраста драматургическими персонажами (к примеру, чтобы объяснить малышам понятие «поровну», педагог предлагает инсценировать сказку про двух медвежат, которые не могли сами поделить яблоко, а вызвавшаяся им помочь лиса съела его), развивает мелкую моторику (за счёт взаимодействия детей с мелкими куклами, природным материалом, замещающим «артистов»), повышает уверенность в себе (в этом возрасте многие дети уже начинают стесняться публичных выступлений, поэтому очень важно сделать театрализованные игры привычным приёмом в работе, чтобы малыши не рассматривали демонстрацию как нечто необычное, а значит, страшное и вызывающее смущение), тренировка реакции (малыши привыкают начинать, заканчивать игру по условному сигналу), эмоционально-чувственное развитие (ребята учатся передавать и распознавать переживания другого человека через мимику, жесты, интонацию), развитие навыка координировать свою деятельность с тем, что делают другие ребята (дети первой младшей группы с трудом включаются в деятельность все одновременно, поэтому так методически ценны театрализованные игры, позволяющие заинтересовать сразу многих воспитанников)

Принципы проведения игр

Театрализованные игры в контексте образовательного процесса основываются на общих закономерностях развития малышей 1,5–3 лет

Поэтому, чтобы создать благоприятные условия для занятий театрализованной деятельностью, важно:

разнообразить тематику (не только подключая рекомендованные программой сказки, но и сюжеты популярных мультфильмов, стихотворений), включать элементы театрализованных игр в разные занятия (к примеру, в качестве закрепления пройденного материала или на открытых уроках), минимизировать факторы стресса (то есть с помощью театрализованной деятельности обеспечить гармоничный переход от одного вида работы к другому, без резкого переключения с чтения на физкультурные упражнения, например), раскрепостить маленьких исполнителей (для этого многими педагогами проводятся «Дни открытых дверей» совместно с мамами — праздники, на которых ребята демонстрируют свои исполнительские способности), создать объективно-реальную ситуацию успеха для детей (важно, чтобы каждый участник театрализованной игры получил заслуженную похвалу)

Игры должны создавать ситуацию успеха для каждого малыша-участника

Картотеки тем по театрализованной деятельности

Тематика картотек видов заданий в театрализованной деятельности отражается в перспективном планировании работы с детьми конкретного возраста. В первой младшей группе предполагается два занятия в месяц, во второй — одно занятие в неделю. При этом на проработку каждой темы с детьми 1,5–4 лет обычно выделяется два занятия.

  • развивать умение детей быть доброжелательным зрителем;
  • учиться дослушивать сказку до конца.
  • развивать интерес играм драматизациям;
  • поддерживать бодрое, радостное настроение;
  • поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • побуждать детей активно включаться в игру.
  • развивать интерес и бережное отношение к игрушкам;
  • продолжать знакомить детей с приёмами вождения настольных кукол;
  • формировать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле;
  • побуждать малышей участвовать в танцевальных импровизациях с настольными куклами.
  • развивать интерес играм драматизациям, поддерживать бодрое, радостное настроение;
  • поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • побуждать детей активно включаться в игру-драматизацию.
  • развивать способность детей понимать состояние другого человека и уметь адекватно выразить своё;
  • поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности;
  • формировать положительное отношение к театрализованной деятельности.

Временной план театрализованной игры

Хронометраж театрализованной игры в рамках занятия во второй младшей группе составляет около 7 минут. Но если театрализованная деятельность представлена серией игр, то есть целым занятием, то игра занимает 20 минут.

Театрализованная деятельность организуется в четыре этапа.

Представление игры — до 3 минут. За это время педагог знакомит ребят с игрой и, используя мотивационные приёмы, актуализирует опорные знания.
Объяснение игровых действий, демонстрация педагогом действий каждого из персонажей игры — до 4 минут.
Игровые действия в исполнении детей с участием взрослого — до 11 минут

Важно: во второй младшей группе воспитатель по-прежнему активный участник игры, который не уходит в позицию наблюдателя. На этом этапе возможно введение дополнительных действий. Например, если речь идёт о сюжетно-ролевой игре, то на приём к доктору может прийти не один пациент, а целая очередь.
Завершение игры — до 2 минут

Педагог хвалит каждого участника, даёт общую оценку деятельности («Отличная работа!»), а также спрашивает, понравилась ли малышам игра.

Например, если речь идёт о сюжетно-ролевой игре, то на приём к доктору может прийти не один пациент, а целая очередь.
Завершение игры — до 2 минут. Педагог хвалит каждого участника, даёт общую оценку деятельности («Отличная работа!»), а также спрашивает, понравилась ли малышам игра.

Инсценировки во второй младшей группе организуются по хорошо знакомым детям сюжетам

Автор — Ерхова С.Н., воспитатель детского сада, г. Нижний Новгород.

Этап
Представление игрыДети, давайте вспомним сказку «Теремок». Какие герои жили в этой сказке? –Посмотрите, у меня в руках герой из этой сказки. — Кто это? — Кто подбегал к теремку? — Дети, давайте вспомним, как мышка подбежала к теремку. — Маша покажи. — Как постучалась? — Что она говорила? Повтори: «Теремок, теремок! Кто в теремочке живёт!» — Молодец! — Кто потом подбежал к теремку? — Как она прыгала? — Что сказала? — «Терем-теремок, кто в теремочке живёт?» — Лина, покажи. — Кто подбежал после лягушки к теремку? Что зайчик-побегайчик сказал, когда к терему подошёл. — «Кто в теремочке живёт?» — Покажи…>
Объяснение<�…- Дети, я буду рассказывать сказку, а вы показывать. Распределение ролей. Обыгрывание сказки. — Кто у нас будет мышкой? (Надеваю костюм). Обозначаю роль словом. — Маша у нас мышка. — Кто у нас будет лягушкой? — Лягушкой у нас будет Лина. (Надеваю костюм). Так распределяю все роли. В: — Сказка начинается!..>
ИграВоспитатель рассказывает сказку, а дети по ходу сюжета показывают игровые действия.
Завершение игрыРебята, какие вы молодцы! Как хорошо мы с вами сказку обыграли. Какие вы дружные. Давайте построим новый теремок, чтобы мы могли вместе жить. Споём с вами «Песенку о дружбе»…>
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-teatralizovanoi-igry-teremok-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html

Видео: драматизация (инсценировка) «Лесная оборона» во второй младшей группе

В детском саду развитию воображения, творческих способностей через театрализованные игры уделяется много внимания, так как эти составляющие помогают формировать гармоничную личность. Театрализованная деятельность во второй младшей группе играет важную роль в реализации образовательных задач учебно-воспитательной деятельности дошкольников 3–4 лет. Дети продолжают работать над разными видами драматизации, режиссёрских игр и, несмотря на то, что воспитатель всё ещё является непосредственным участником театрализованных игр, ребята имеют возможность проявить свою самостоятельность и в исполнении игровых действий, и в выборе атрибутов.

Планирование и этапы занятий

Уроки в садике — насыщенны, динамичны, последовательны. Поэтому перед занятием педагог продумывает его структуру, которая должна включать:

  • тему;
  • цель (научить, развивать, воспитывать);
  • используемые материалы (игрушки, маски, костюмы);
  • организационный момент (подойдут игровые упражнения— стишки, потешки);
  • вступление (где воспитатель рассказывает необходимую для понимания темы информацию);
  • перечень героев;
  • имена участников;
  • само представление;
  • рефлексию (итоговую беседу, в которой участники воспроизводят услышанное, делятся эмоциями);
  • награждение участников за старания.

На основе этих пунктов создают конспект занятия.

Цели и материальное обеспечение на примере сказок

Тема: «Заюшкина избушка»

Цели: формировать умение разыгрывать сюжет знакомой сказки; учить раскрывать особенности персонажей; воспитывать способность сопереживать любимым героям; воспитывать желание помогать, поддерживать.

Материалы: домик зайца, лисы, костюмы.

Тема: «Непослушный цыпленок»

Цели: учить находить мораль истории; развивать внимательность; воспитывать послушность.

Материалы: выделяющийся костюм непослушного цыпленка; костюмы остальных цыплят и курицы; иллюстрации (или мультик на основе сказки).

Тема: «Рукавичка»

Задачи: совершенствовать артистизм малышей; учить подражать животным; развивать память; воспитывать доброжелательность, любовь ребенка к природе.

Материалы: большая тканевая или бумажная «рукавичка», маски героев, карточки для награждения ребят.

Дети ставят «Рукавичку

Публикация «Конспект театрализованной деятельности для детей первой младшей группы „В гости к сказке“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Сказка. Конспекты занятий по сказкам
  • Сценарии по сказкам
  • Театр. Конспекты театрализованной деятельности
  • Театр. Театрализованная деятельность
  • Театрализованная деятельность. Сценарии
  • Темочки

Тема: «В гости к сказке».

Цель: формирование умения создавать образы живых существ с помощью выразительных средств общения (словесных и невербальных); желание получать удовольствие от разнообразной игровой деятельности, успешного выполнения задания; изучение окружающего мира через постижение сказок.

Задачи:

Образовательные:

-учить детей включаться в драматизацию, соотносить игровые действия и эмоциональные выразительные движения со словом.

Развивающие:

— развивать интерес к сценическому искусству, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;

-развивать слуховое внимание, координацию движений, пластическую выразительность, воображение. Воспитательные:

Воспитательные:

-воспитывать у детей дружеские взаимоотношения,

доброжелательность, желание прийти на помощь;

-способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Оборудование: сундучок, игрушка репка, детская лопатка, шапочки-маски героев сказки «Репка», двусторонняя модель тучки (грустная-веселая) на палочке, магнитофон, фонограммы («Паровоз Букашечка», «В гостях у сказки», «Виноватая тучка», «Хороводная»).

Методы и приемы: игровой, практическая деятельность детей (коллективное воспроизведение сказки с помощью воспитателя, вопросы к детям, словесная и музыкальная игры.

Предварительная работа:

-создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми;

-показ детям различных видов театра;

-рассматривание иллюстраций и чтение сказок, обсуждение содержания, прослушивание их на аудиозаписях;

-использование подвижных, музыкальных и театрализованных игр в различных видах деятельности;

-выполнение артикуляционных упражнений.

Виды и формы театрализованных игр в первой младшей группе ДОУ

Театрализованные игры делятся на 2 группы:

  • те, в которых дети организуются взрослым и выступают артистами в образах с помощью вербальных и невербальных способов выражения, то есть драматизации;
  • те, в которых ребята сами являются организаторами игрушек, кукол для создания условной ситуации, то есть режиссёрские игры.

Игры с пальчиковыми куклами развивают мелкую моторику

Таблица: виды драматизаций и режиссёрских игр в первой младшей группе

Группа игрВидОписание
ДраматизацияИмитацияДети воплощают образы животных, персонажей сказок.
Сюжетно-ролевые сценкиМалыши разыгрывают короткие диалоги (1–2 реплики) на основе прослушанной сказки, просмотренного мультфильма или предложенной воспитателем ситуации.
ИнсценировкиМалыши представляют заученные сценки, например, на утренниках, развлечениях. Такие драматизации используются нечасто из-за того, что многие дети в силу возраста плохо разговаривают и ещё не выработали навык запоминания текстов.
Режиссёрские игры (деление на виды основывается на типах театра, с которыми знакомятся воспитанники первой младшей группы)НастольныйВ качестве артистов выступают игрушки, каштаны (например, в роли машинок), жёлуди, осенние листья и пр.
СтендовыйДети производят действия фигурками на липучках на фланелеграфе или картинками на магнитах на специальной доске. Эти виды игр у детей 1,5–3 лет носят несколько иной характер, чем режиссёрские в прямом смысле: в них малыши выполняют действия по указанию воспитателя. Например, отправляют зверушек по подходящим домикам: собачку — в будку, кошку — в корзинку и т. д.
КукольныйВ первой младшей группе дети осваивают пальчиковые куклы, пытаясь ими проиллюстрировать услышанный сюжет. Манипуляции малыши производят только после того, как педагог детально продемонстрировал все действия персонажа.
КулачковыйПрезентация сюжета идёт от имени разрисованных или одетых в ткань кулачков. В первой младшей группе это обычно животные, которых малыши иллюстрируют подходящими звуками.
Баночный«Артисты» сделаны из баночек, одноразовых стаканов и прочего бросового материала. Как правило, такие театрализованные игры вводятся во втором полугодии, когда ребята уже более или менее говорят и могут сами придумывать сюжеты на основе личного опыта.

Видео: сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» в первой младшей группе

Смотрите это видео на YouTube

  • Игра вместе со взрослым на занятиях, утренниках. Это наиболее привычный для малышей 1,5–3 лет способ организации игровой деятельности.
  • Мини-игры. Эта форма театрализованных игр применяется на занятиях для решения познавательных задач. Например, на уроке рисования малыши, познакомившись с геометрической фигурой «круг», не просто повторяют её очертания на листочках, а рисуют бублик для голодной кошечки, которая заглянула к ним в гости, и показывают, с каким аппетитом кошка съедает эту еду.

  • Самостоятельная деятельность. Эта форма театрализованных игр в первой младшей группе является, скорее, исключением, ведь такая активность подразумевает включение малышей в театрализованную деятельность без участия педагога, например, разыгрывание новогоднего утренника в образах без взрослого в качестве координатора действий каждого участника. Самостоятельная деятельность возможна только в том случае, если уровень общей подготовки ребят позволяет её осуществить.

Роль театрализованной деятельности

Благодаря тому, что театрализованная деятельность основана на игре, дошкольнику несложно понять задачи, которые перед ним поставлены. Он легко может создать образ своего персонажа, наделить его характером и прожить вместе с ним его жизнь. Ребенок развивает фантазию, шире мыслит.

Театральная постановка

Внимание! Участие в театрализованных постановках позволяет выявить в самом раннем возрасте творческую личность, благодаря чему родители могут развивать ребенка в интересном для него направлении, что может стать основой для успешной самореализации в зрелом возрасте. С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов. С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов

С помощью театрализованных представлений ребята активизируют свой словарь, совершенствуют изменение интонации во время произнесения реплик, тренируются в построении диалогов.

Вопросы индивидуализации

  • распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
  • удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
  • обеспечением заданиями по вкусу (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).

Театрализация даёт возможность малышам попробовать себя в разных ролях

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий