Занятия по театрализованной деятельности в средних группах ДОЦ

Подготовка и проведение занятия в ДОУ

Процесс подготовки в театральной деятельности имеет не меньшее значение, чем само представление.

Примерная схема подготовки к спектаклю:

  • чтение сказки, обсуждение, решение, кто каким персонажем хотел бы быть;
  • рисование и иные способы моделирования сцен из спектакля;
  • прослушивание музыки для сцен из спектакля;
  • создание костюмов, декораций и иной атрибутики;
  • репетиции.

Сами театральные занятия, на которых происходит процесс творческого переживания, являются более важным элементом деятельности, чем конечный результат.

Картотека тем для представлений

Темы для представлений в зависимости от возраста:

Возраст воспитанников

Цели

Примеры тем

Младшая группа
  1. Развитие навыка слушания рассказа (в качестве вспомогательного средства используются наглядные изображения).
  2. Обучение детей при повторном чтении повторять характерные действия.
  3. Обучение навыкам имитации звука.
  4. Формирование навыка управления мимикой, выражения эмоций с ее помощью.
  5. Приучение детей к выполнению простых ролевых действий.
  1. Русские народные сказки «Репка», «Колобок».
  2. А. Барто «Игрушки».
  3. Потешки «Огуречик, огуречик», «Ладушки», «Идет коза рогатая».
  4. Народная игра «Зайка серенький сидит».
Средняя группа
  1. Формирование умения выражать эмоции с помощью интонаций.
  2. Развитие воображения и жестикуляции.
  3. Поддержка стремления к самостоятельности в поиске подходящего средства выразительности для того или иного персонажа.
  4. Формирование навыков работы с воображаемыми предметами.
  1. Пантомима «Утренний туалет».
  2. Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.).
  3. Игры с воображаемым предметом.
  4. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и козел».
Старшая группа
  1. Поддержание интереса к театральному искусству.
  2. Освоение навыков командной работы.
  3. Развитие внимания и образного мышления.
  4. Совершенствование в изготовлении декораций и костюмов.
  1. Сказки «По щучьему велению», «Снегурочка», «Лиса и кувшин».
  2. Игры «Заяц-Хваста», «Крылатый, мохнатый и масляный».
Подготовительная группа
  1. Пополнение словарного запаса.
  2. Развитие диалогической и монологической речи.
  3. Формирование навыков самостоятельной организации деятельности.
Сказки-игры «Сказка о козленке, который умел считать до 10», «Кот в сапогах»; «Гадкий утенок», «Серебряное копытце», «Красная Шапочка».

План занятий

Театральное занятие проводится со всеми членами группы, без отбора. Оптимальное количество участников — 12-16 человек.

Максимальная продолжительность занятий для детей разных возрастов, согласно ФГОС:

  • 15-20 минут для младшей группы;
  • 20-25 минут для средней группы;
  • 25-30 минут для старшей группы;
  • 30-35 минут для подготовительной группы.

Занятие включает в себя несколько этапов:

  • введение в тему (2-3 минуты);
  • основная часть;
  • подведение итогов (2-3 минуты).

Индивидуальная работа и репетиции проводятся раз в неделю. Такая деятельность не должна занимать более 40 минут.

Важно, чтобы помещение было приспособлено для занятий. Оно должно быть просторным, освещенным и проветриваемым, с аудиотехникой, возможностью установить декорации

Первые театрализованные игры проводятся в основном педагогом, а дети в них постепенно вовлекаются. На следующих занятиях участие воспитателя и ребят становится равным, а затем (в основном в старших группах) инициатива переходит к воспитанникам, педагог лишь помогает и поддерживает интерес к деятельности.

Наглядные примеры проведения театральной деятельности

Театральная деятельность может быть поделена педагогами на 3 части:

  1. Вводная. Педагог устанавливает контакт с детьми и занимается сплочением коллектива, настройкой на общую работу. Читаются сказки, рассказы, стихи. Педагог проводит игры «Бегал заяц по болоту», «Дует ветер нам в лицо», «Сидит ветер на тележке» и т.д.
  2. Продуктивная. В этой части раскрываются творческие способности и происходит основное развитие воспитанников. Педагог проводит сказкотерапию и игры на улучшение воображения и памяти. Разыгрываются этюды с использованием мимики и пантомимики. Проходят творческие занятия по рисованию, аппликации и т.д.
  3. Завершающая. Педагог и воспитанники ставят совместные спектакли, подводят итоги.

Примеры конспектов

Краткий пример конспекта театрализованной игры «Теремок» (выполнила Кушуба А.А.):

1. Вводная часть:

  • чтение сказки «Теремок», совместное обсуждение»;
  • рассмотрение иллюстраций;
  • отгадывание загадок;
  • распределение ролей;
  • разучивание слов.

2. Основная часть. В середине помещения поставлена «коробка открытий», вокруг которой педагог усаживает детей, предлагая одному из них проверить, что в коробке. Там оказываются билеты в театр. Проходит увлеченное обсуждение того, что это такое, у ребят появляется интерес. Выясняется, что спектаклем будет «Теремок».

Воспитатель предлагает ребятам пройти в театральное помещение. Детей под музыку запускают внутрь, предлагают рассесться. Далее педагоги проводят спектакль, который ребята с удовольствием смотрят, по окончании — хлопают.

3. Заключительная часть. Педагоги и воспитанники обсуждают представление, дети рассказывают, кто из героев понравился и почему.

Классификация театрализованных игр

Все театрализованные игры делятся на две группы:

  • те, в которых малыши предстают в образе персонажей, то есть драматизации;
  • те, в которых дети выступают режиссёрами, организуя действия кукол, игрушек, то есть режиссёрские.

И в драматизациях, и в режиссёрских играх выделяются отдельные виды.

Из всех видов театрализованных игр режиссёрские на фланелеграфе позволяют проявить самостоятельность в большей степени и поэтому нравятся воспитанникам средней группы больше других

Таблица: основные виды театрализованных игр в средней группе

ГруппаВидСуть игры
ДраматизацияИмитацияЕсли в младших группах эти игры заключались в имитации поведения животных, то в средней добавляется создание клишированных образов: бабушек-старушек, капризных детей, модниц и др.
Сюжетно-ролеваяДети предстают в образах, которые им хорошо знакомы из повседневной жизни: врачи, продавцы. А также примеряют на себя разные социальные роли: мама, папа, ребёнок, бабушка и др.
ИнсценировкаМалыши показывают сюжет, разыгрывая его по ролям. В средней группе слова персонажей могут быть и в стихотворной форме, как это было во второй младшей группе, и в прозе, что обусловлено большей степенью самостоятельности ребят и полным осознанием ими сути игровых действий.
РежиссёрскиеНастольныйВ качестве «артистов» выступают куклы, игрушки, природный материал в образах персонажей (например, ёжики из шишек, колобок из каштана и пр.).
КукольныйИгровые действия выполняются от лица кукол: перчаточных, пальчиковых, на ложках и пр.
СтендовыйСюжет разыгрывается на фланелеграфе или магнитной доске от лица героев на картинках. Крепятся такие «артисты» к стенду липучками или магнитами.
КонусныйДети выполняют игровые действия от лица персонажей на картонных конусах.

Методика подготовки и проведения театрализованных постановок

Тексты сказок, стихотворений являются основой творческих игр. Причём многие произведения уже хорошо знакомы ребятам по прошлому и даже позапрошлому году («Репка», «Теремок»). Но тем не менее на их основе проигрываются забавы нескольких видов. Так, например, «Репку» можно сделать и режиссёрской настольной игрой на фланелеграфе, и инсценировкой, и представлением настольного театра. Причём все виды игр могут быть показаны детьми с минимальным участием педагога.

Таблица: картотека театрализованных постановок в средней группе (фрагменты)

НазваниеВид игрыЦельСуть игры (реквизит)На каких занятиях используется
«Зеркало»Драматизация (имитация)Развитие монологической речи.Петрушка загадывает загадку: И сияет, и блестит, Никому оно не льстит,А любому правду скажет — Все как есть ему покажет! Что же это? (Зеркало)В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.(зеркало)Развитие речи, физкультура, музыка, хореография
«Колобок», «Теремок»Драматизация (инсценировка)
  • формирование умения играть по собственному замыслу;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
Дети разыгрывают сюжет сказки без параллельного чтения текста педагогом.Примечание: педагог может подсказывать порядок появления персонажей.(шапочки героев сказки)Развлечение, прогулка, утренник, занятие по развитию речи
«Репка»Режиссёрская (конусный театр)
  • формирование умения режиссировать игровые действия по собственному замыслу;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
Дети показывают сюжет сказки без текстового сопровождения педагога, то есть суть представления обыгрывается игровыми действиями и словами участников.(куклы на картонных конусах)Развитие речи, музыка, развлечение.
«Кошки-мышки»Режиссёрская (кукольный театр, перчаточные куклы)
  • развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
Действия детей сопровождает рассказываемый педагогом или ребёнком текст:Эта ручка — Мышка, Эта ручка — Кошка, В кошки-мышки поиграть Можем мы немножко. Мышка лапками скребёт, Мышка корочку грызёт. Кошка это слышит И крадётся к Мыши. Мышка, цапнув Кошку, Убегает в норку. Кошка всё сидит и ждёт: «Что же Мышка не идёт?»Развитие речи, ознакомление с окружающим миром
«Кошкин дом»Режиссёрская (стендовый на фланелеграфе)Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль режиссёра, использовать для воплощения образа выразительные средства речи: интонацию, тон голоса.Дети разыгрывают сюжет картинками под текст, который рассказывают малыши-авторы.Развитие речи

Организация студии в детском саду

Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.

Как подойти к вопросу

При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.

Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.

Особенности кружковой деятельности

Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:

  • воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
  • музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
  • приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.

Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.

Таблица с примером планирования работы кружка

Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:

Возраст воспитанниковНазвание игрыЦелиОписание
3-4 года«Зеркало»Тренировка внимания и памятиДети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются
5-7 лет«Сплетня»Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышленияУчастник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему
5-7 лет«Волшебная палочка»Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпенияПедагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д.

Характеристики театрализованной деятельности в ДОУ

Занятия в театральной студии, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, имеют ряд особенностей, связанных с возрастом воспитанников, приоритетов в развитии и т.д.

Поставленные задачи

Задачи деятельности в театральной сфере:

  • активизация познавательного интереса через знакомства с литературными и драматургическими произведениями;
  • ознакомление с нормами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены и зрительного зала;
  • тренировка речевого дыхания;
  • развитие дикции путем проговаривания стихотворений (для младших групп) и разучивания скороговорок (для старших групп);
  • расширение интонационного спектра речи;
  • освоение навыков координирования своих поступков с другими членами команды;
  • вытеснение скованности и смущения при выступлениях на публике;
  • формирование навыков быстрой смены деятельности по условному знаку;
  • заучивание реплик и действий, улучшение памяти.

Цели творческой активности

Перечисленные задачи направлены на достижение следующих целей:

  • расширение знаний об окружающем мире;
  • знакомство с театром;
  • развитие творческого мышления и самостоятельности;
  • совершенствование речи;
  • улучшение когнитивных способностей;
  • физическое развитие;
  • совершенствование навыков экспрессии;
  • социализация детей.

Принципы театрализованной деятельности

Любая деятельность в детском саду должна создавать условия для того, чтобы воспитанники всесторонне развивались. Для этого необходимо, чтобы среда была психологически комфортной.

Основные принципы, позволяющие этого достичь на занятиях в театральной сфере:

  • разнообразие тематики, отсутствие излишней монотонности;
  • включение элементов театрализации в другие сферы учебно-воспитательной деятельности;
  • использование педагогами психологических приемов, которые способствуют снятию напряжения и стресса;
  • применение воспитателями приемов, направленных на раскрепощение детей (например, привлечение родителей к постановке для повышения уровня комфорта дошкольников);
  • построение эффективной системы мотивации.

Как распределить роли между детьми?

Распределение ролей основывается на личностных данных каждого ребёнка. И, конечно, зависит от пола. В остальном же полная свобода.

Если остаются сомнения, режиссер может посмотреть, как дети играют определённые роли. Для этого им даётся текст сценария с нужными словами или этюдное упражнение, чтобы посмотреть, как ребёнок справится с ним.

В театрализованной деятельности важна каждая мелочь: движения ребёнка, слова, интонации, повороты головы — всё это влияет на выбор роли, даже если речь идёт о небольшой сказке на праздник.

После того как роли подобраны, начинаются репетиции.

Необходимые атрибуты

В детских садах организовывают театральные уголки, благодаря которым воспитанники впервые знакомятся с театрализованными играми, получают первоначальную информацию об этом виде деятельности и формируют у себя эстетический вкус.

Часто такие уголки оформляют отдельно в каждой группе, т.к. в зависимости от возраста воспитанников виды театрализованной деятельности и ее задачи могут быть различны.

В стандартный театральный уголок включаются:

  • картинки;
  • игрушки (для театра теней, пальчикового и ручного театра, марионетки и т.д.);
  • ширма, которая будет служить занавесом;
  • материалы для изготовления декораций и костюмов;
  • маски и костюмы;
  • книги;
  • фонотека;
  • афиши и фотографии.

Однако для каждой возрастной группы театральный уголок будет выглядеть по-разному, т.к. перед воспитанниками стоят различные задачи.

В первой младшей группе дети знакомятся с пальчиковыми представлениями, т.к. им необходимо развивать мелкую моторику. Поэтому на эту атрибутику делается упор в театральном уголке. Пальчиковые персонажи могут быть изготовлены из ткани, бумаги, полимерной глины и т.д.

Во второй младшей группе знакомятся с куклами-перчатками.

Средняя группа осваивает кукловождение — у них популярны куклы на трости, персонажи из ложек, природных материалов и т.д. Это делается для того, чтобы дети учились согласовывать свои действия с сюжетом произведения, а также для развития координации.

В старшей группе воспитанники знакомятся с марионетками. Дети уже способны управлять более сложными персонажами, и в данном случае упор делается уже на улучшение понимания тонкостей интонации и т.д.

Полезные видео по созданию атрибутов и организации

Можно найти немало полезных видео, которые помогут создать необходимую атрибутику и организовать увлекательную театральную деятельность.

Несколько YouTube-каналов на эту тематику:

  • kiDstream;
  • «Хэндики»;
  • Елена Гусева.

Сценарии для театрализованного представления

Пример отрывка сценария театрализованного представления «Волк и семеро козлят» (выполнила Рожкова Н.Е.) для старшей группы:

Необходимая атрибутика и оборудование: костюмы Козы, Козлят, Волка, домик-теремок, мешок, «лесные» декорации.

Фонограмма из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников; песня из фильма «Мама» (режиссер Элизабета Бостан, 1976 г.), музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь» 1977 г., звуки леса, песня про доброту и дружбу из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» 1986 г.

Место проведения: музыкальный зал.

Персонажи:

  • ведущий — воспитатель;
  • Мама-Коза — девочка из подготовительной группы;
  • Волк — мальчик из подготовительной группы;
  • Козлята — дети из старшей группы.

Зрители: остальные дети из старшей и подготовительной групп, гости, свободные педагоги.

На момент начала спектакля Коза с Козлятами находится в домике, а Волк — под деревом, где лежит пустой мешок.

Ход представления:

(Звучат звуки леса).

Ведущий:

Возле леса на опушке,

Где цветы, как жар, горят,

Жили в маленькой избушке

Ровно семеро козлят.

Раз — козленок самый старший,

Два — козленок-весельчак,

Три — козленок самый умный,

А четыре — самый шумный,

Пятый козлик — самый сильный,

А шестой — самый капризный,

Есть еще седьмой козленок —

Любит музыку с пеленок.

(Звучит музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь», выбегают один за другим козлята на опушку и начинают играть. Появляется Мама-Коза).

Ведущий:

Жили Козлики с Козой

С мамой ихней дорогой —

Рассудительной такой:

Самой умной, самой доброй,

Самой нежной и родной.

Были все ее детишки

Шаловливы, не унять.

Часто ссадины и шишки

Приходилось ей считать.

Каждый день Коза ходила

На базар за молоком

И детишкам говорила.

Мама-коза:

Ну, ребята, оставайтесь

Дружно делом занимайтесь.

Дверь закройте на замок.

Знайте, в лесу бродит Волк!

Дверь откроете, ребята,

Если только я спою.

Вы запомните, козлята,

Эту песенку мою:

(Звучит фонограмма «Напутствие мамы-козы из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников).

Далее реплики продолжаются. После того как спектакль подошел к концу, всем присутствующим раздают угощение. Аплодисменты.

Временной план

Театрализованная постановка в средней группе по времени занимает до 7 минут. Исключение составляют инсценировки, а также некоторые виды режиссёрских игр, к примеру, постановки с куклами. При этом игровая деятельность не должна превышать 20 минут.

Театрализованная игра включает четыре ступени организации.

  1. Презентация игры — от 1,5 до 3 минут. В этот временной отрезок педагог мотивирует ребят, а также обращается к опорным знаниям воспитанников.
  2. Разъяснение и проигрывание воспитателем действий каждого из участников постановки — от 1 до 3 минут.
  3. Собственно игра — от 3,5 до 12 минут. В работе с детьми среднего дошкольного возраста участие воспитателя непосредственно в игре составляет около 20%: взрослый присутствует на уровне подсказок, зачитывания сопровождающего текста.
  4. Заключительный этап — 1–2 минуты. Педагог оценивает работу каждого участника и спрашивает малышей о впечатлениях от игры.

Хорошо знакомые сюжеты дают возможность детям проявить большую самостоятельность при подготовке игры

Автор — Маркова С., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка», г.Алатырь, Чувашская республика.

Этап
Презентация игры«Ребята, сегодня, когда я подходила к группе, то встретила почтальона. Он передал нам письмо. Хотите узнать от кого? (Хотим). Посмотрев на конверт, вы догадаетесь, кто прислал это письмо. От кого оно? (Его прислала Баба-Яга). Давайте узнаем, что же она нам пишет». (Воспитатель читает письмо от Бабы-Яги).— Как вы уже догадались, письмо пишу я — Баба-Яга. Я люблю разные пакости делать. Вот и в конверте лежат герои из одной сказки, я их заколдовала и превратила в прямоугольники. Если отгадаете, героев из какой сказки я заколдовала, и сможете их оживить, то вас ожидает сюрприз, а если не отгадаете, то превращу всех вас в камни. Ведь я в ступе летаю и за вами в окна потихоньку наблюдаю… Если с заданием справитесь, то услышите звучание колокольчика, значит, можно будет прочесть письмо в маленьком конверте. Желаю успехов. Баба-Яга.Воспитатель: «Ребята, вам немного страшно? Вы испугались? Мне жутковато, но унывать не будем, давайте рассмотрим заколдованные прямоугольники. Внимательно посмотрите на них и, может быть, узнаете, что за герои и из какой они сказки? Я тоже думаю, что герои из сказки «Заюшкина избушка». Мы с вами знакомы с этой сказкой. Скажите, пожалуйста, какой была лиса в сказке «Заюшкина избушка?» (Хитрая, злая, сердитая, обманщица). Где проявилась её хитрость? (Пришла погостить, а сама зайца выгнала). Каким был в сказке медведь? (Неуклюжим, косолапым, добрым)…>
Разъяснение<… Давайте поиграем в эту сказку и оживим наших героев. Для выступления на сцене не хватает декораций. Кто будет декораторами, которые помогут оформить сцену декорациями…>
Игра<…Рассаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте: «Жили-были лиса и заяц…»…>
Заключительный этап<…- Вы справились с заданиями. Ну, как я и обещала, вас ждёт сюрприз. Ищите его у себя в группе в сундучке, а чтобы сундучок открыть, нужно произнести волшебные слова: «Рекс, пекс, фекс».(Ищут сундучок, произносят волшебные слова, открывают его и достают угощение).
http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-igra-zayushkina-izbushka.html

Подготовка и проведение занятий в ДОУ

Театрализованная деятельность в средней группе ДОУ — это увлекательный процесс для детей. Чтобы привлечь интерес ребенка к этой деятельности, нужно придумать забавную игру. Например, воспитатель приносит с собой красивый сундучок, который был найден по дороге в детский сад. В данном сундучке находятся персонажи сказки. Чтобы предмет открылся, ребята должны отгадать загадку.

Другой сценарий — это подбор забавного наряда. Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может выбрать наряд бабушки-сказочницы (Маланью или Арину). Педагог приглашает дошкольников поиграть с ней.

План проведения занятий

Чтобы провести занятие, составляется специальный перспективный план. Закрепляется представление о разных видах театра. Также закрепляются приемы работы с пальчиковым театром. Режиссерский подход — это рассмотрение интересных игр «Был у зайца огород», «Прощание с зимой», «Встреча весны», в ходе которых у дошкольников развивается интерес к сценическому искусству.

Планирование урока

Важно! Это способствует воспитанию доброжелательности, коммуникабельности в отношении друг с другом. Кроме этого, педагог проводит беседу с детьми, читая сказку

Это стимулирует эмоциональному восприятию. Таким образом, пополняется словарный запас. Дошкольники учатся находить выразительные средства в мимике

Кроме этого, педагог проводит беседу с детьми, читая сказку. Это стимулирует эмоциональному восприятию. Таким образом, пополняется словарный запас. Дошкольники учатся находить выразительные средства в мимике.

Сценические атрибуты

Перед проведением занятия, педагог должен подготовить сценические атрибуты (аксессуары, головные уборы, декорации), такие как, куклы, театральные костюмы, а также грим.

Применение сценических атрибутов

Примеры сценариев

Воспитатель примеряет на себе образ сказочницы, которая проводит увлекательную беседу с детьми. Ребятам предлагается перевоплотиться под образы артистов — учиться передавать чувства выражением лица и жестами.

Примеры сценариев

Создается специальный театральный проект в игровой форме. Дети должны передать друг другу конкретные эмоции. Следующее задание — это передача по кругу определенного количества хлопков. Нужно выговорить фразу «Поехали, поехали в лес за орехами».

Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка.

Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» или К.И Чуковского «Айболит».

Открытый урок с ребятами по НОД — проводится беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело.

Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает.

Чтение стихотворения Л. П. Савиной:

«Киска, кисонька, кисуля!

Позвала котёнка Юля.

Не спеши постой, постой!

И погладила рукой».

Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.

Диагностика и анализ проведенной деятельности

Оценка проводимой деятельности важна. Она помогает выявить сильные и слабые стороны процесса и определить вектор развития в дальнейшем.

Определение актерских качеств

Актерские качества являются способностью понимать эмоциональное состояние героя и в соответствии с этим выбирать подходящие средства выразительности для передачи образа персонажа. Могут использоваться мимика, пантомимика, интонации.

Характеристики, показывающие наличие развитых актерских качеств:

  • естественность в пантомимике;
  • богатство и живость мимики;
  • отчетливые и уместные изменения интонации и тональности голоса;
  • самостоятельность, отсутствие стереотипности.

Если ребенок зажат, двигается прерывисто и скованно, практически не проявляет мимики и говорит без интонаций, значит, его актерские способности не развиты.

Как отслеживать уровень развития

При оценке развития в театральной сфере деятельности следует обратить внимание на следующие элементы:

  1. Знание основ театральной культуры, интерес к ней.
  2. Уровень владения речевой культурой: понимание смысла произведений, умение дать точные характеристики персонажам, пользоваться языковыми и интонационно-образными средствами.
  3. Эмоционально-образное развитие: понимание эмоций героев, умение выражать свои.
  4. Навыки кукловождения.
  5. Музыкальное развитие.
  6. Умение влиться в коллективную творческую деятельность.

Тестовые вопросы для диагностики интереса к творчеству

Перед школой с воспитанниками ДОУ проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет степень интереса детей к творчеству.

Примерный список вопросов, которые включает данная технология оценки:

  1. «Что такое театр?», «Ты сам был в театре? Какие впечатления остались?»
  2. «Какой спектакль ты смотрел самым последним?», «Ты любишь смотреть спектакли?»
  3. «Ты знаешь, чем занимаются режиссеры, актеры, художники-оформители?»
  4. «Как правильно вести себя в театре?»
  5. «Ты любишь сам участвовать в постановке спектаклей? Почему?»
  6. «Какой твой любимый спектакль? А какая любимая роль? Почему?»
  7. «Легко ли тебе угадать настроение персонажа?»
  8. «Ты бы хотел работать в театре в будущем? Почему?»
  9. «Ты любишь читать? Какая твоя любимая книга? Почему?»

Слушая ответы ребенка, нужно анализировать его интерес как к самой театральной деятельности, так и к отдельным вопросам.

Разновидности занятий по театральной деятельности

Формы организации театрализованной деятельности в детском саду могут быть различными. В ходе активности, направленной на подготовку представления, дети приобретают опыт коллективного сотрудничества и построения взаимоотношений, осваивают социальные нормы. Это является неотъемлемой частью психологического приготовления к школе.

Подготовка к спектаклю — единый педагогический процесс, который происходит в течение полного дня и проявляется во многих видах активности воспитанников. На литературных занятиях дети знакомятся со средствами художественной выразительности, на музыке — учатся воспринимать эмоциональное состояние поющего, разучивают этюды и т.д., на рисовании — придумывают сюжеты, изображают существующих персонажей или придумывают собственных. Еще дети разучивают скороговорки и выполняют упражнения, развивающие интонации и тембр.

Типы театральных занятий:

  • типовые — включают в себя элементы театрально-игровой деятельности, ритмопластику, художественно-речевую деятельность, театральную азбуку;
  • доминантные — в них преобладает один из перечисленных видов деятельности;
  • тематические — на них все перечисленные виды деятельности объединяются разбором какой-либо общей темы;
  • комплексные — обсуждение и изучение различных видов искусств (театра, хореографии, музыки, поэзии, изобразительного искусства), их анализ и оценка их применения в разных произведениях;
  • интегрированные — здесь в качестве стержневого вида деятельности может выступать не только художественная деятельность, но и любая другая (например, небольшие игры на других занятиях);
  • репетиционные — проведение репетиций представления.

Формы организации представлений

Существует 3 формы организации представлений в ДОУ:

  1. Творческая деятельность, которая осуществляется с участием взрослых в рамках игр на занятиях или праздниках. К такой деятельности также относятся посещение театров, организация театрального уголка и т.д.
  2. Самостоятельная деятельность, без участия взрослых. В основном практикуется в старших группах, при подготовке и проведении утренников. Такая активность помогает детям научиться самоорганизации, самостоятельности и ответственности.
  3. Игры с привлечением кукол. Благодаря такой деятельности воспитанники могут решать познавательные задачи в игровой, понятной форме. Куклы становятся «участниками» занятия.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий