Подготовка и проведение занятия в ДОУ
Процесс подготовки в театральной деятельности имеет не меньшее значение, чем само представление.
Примерная схема подготовки к спектаклю:
- чтение сказки, обсуждение, решение, кто каким персонажем хотел бы быть;
- рисование и иные способы моделирования сцен из спектакля;
- прослушивание музыки для сцен из спектакля;
- создание костюмов, декораций и иной атрибутики;
- репетиции.
Сами театральные занятия, на которых происходит процесс творческого переживания, являются более важным элементом деятельности, чем конечный результат.
Картотека тем для представлений
Темы для представлений в зависимости от возраста:
Возраст воспитанников | Цели | Примеры тем |
Младшая группа |
|
|
Средняя группа |
|
|
Старшая группа |
|
|
Подготовительная группа |
| Сказки-игры «Сказка о козленке, который умел считать до 10», «Кот в сапогах»; «Гадкий утенок», «Серебряное копытце», «Красная Шапочка». |
План занятий
Театральное занятие проводится со всеми членами группы, без отбора. Оптимальное количество участников — 12-16 человек.
Максимальная продолжительность занятий для детей разных возрастов, согласно ФГОС:
- 15-20 минут для младшей группы;
- 20-25 минут для средней группы;
- 25-30 минут для старшей группы;
- 30-35 минут для подготовительной группы.
Занятие включает в себя несколько этапов:
- введение в тему (2-3 минуты);
- основная часть;
- подведение итогов (2-3 минуты).
Индивидуальная работа и репетиции проводятся раз в неделю. Такая деятельность не должна занимать более 40 минут.
Важно, чтобы помещение было приспособлено для занятий. Оно должно быть просторным, освещенным и проветриваемым, с аудиотехникой, возможностью установить декорации
Первые театрализованные игры проводятся в основном педагогом, а дети в них постепенно вовлекаются. На следующих занятиях участие воспитателя и ребят становится равным, а затем (в основном в старших группах) инициатива переходит к воспитанникам, педагог лишь помогает и поддерживает интерес к деятельности.
Наглядные примеры проведения театральной деятельности
Театральная деятельность может быть поделена педагогами на 3 части:
- Вводная. Педагог устанавливает контакт с детьми и занимается сплочением коллектива, настройкой на общую работу. Читаются сказки, рассказы, стихи. Педагог проводит игры «Бегал заяц по болоту», «Дует ветер нам в лицо», «Сидит ветер на тележке» и т.д.
- Продуктивная. В этой части раскрываются творческие способности и происходит основное развитие воспитанников. Педагог проводит сказкотерапию и игры на улучшение воображения и памяти. Разыгрываются этюды с использованием мимики и пантомимики. Проходят творческие занятия по рисованию, аппликации и т.д.
- Завершающая. Педагог и воспитанники ставят совместные спектакли, подводят итоги.
Примеры конспектов
Краткий пример конспекта театрализованной игры «Теремок» (выполнила Кушуба А.А.):
1. Вводная часть:
- чтение сказки «Теремок», совместное обсуждение»;
- рассмотрение иллюстраций;
- отгадывание загадок;
- распределение ролей;
- разучивание слов.
2. Основная часть. В середине помещения поставлена «коробка открытий», вокруг которой педагог усаживает детей, предлагая одному из них проверить, что в коробке. Там оказываются билеты в театр. Проходит увлеченное обсуждение того, что это такое, у ребят появляется интерес. Выясняется, что спектаклем будет «Теремок».
Воспитатель предлагает ребятам пройти в театральное помещение. Детей под музыку запускают внутрь, предлагают рассесться. Далее педагоги проводят спектакль, который ребята с удовольствием смотрят, по окончании — хлопают.
3. Заключительная часть. Педагоги и воспитанники обсуждают представление, дети рассказывают, кто из героев понравился и почему.
Классификация театрализованных игр
Все театрализованные игры делятся на две группы:
- те, в которых малыши предстают в образе персонажей, то есть драматизации;
- те, в которых дети выступают режиссёрами, организуя действия кукол, игрушек, то есть режиссёрские.
И в драматизациях, и в режиссёрских играх выделяются отдельные виды.
Из всех видов театрализованных игр режиссёрские на фланелеграфе позволяют проявить самостоятельность в большей степени и поэтому нравятся воспитанникам средней группы больше других
Таблица: основные виды театрализованных игр в средней группе
Группа | Вид | Суть игры |
Драматизация | Имитация | Если в младших группах эти игры заключались в имитации поведения животных, то в средней добавляется создание клишированных образов: бабушек-старушек, капризных детей, модниц и др. |
Сюжетно-ролевая | Дети предстают в образах, которые им хорошо знакомы из повседневной жизни: врачи, продавцы. А также примеряют на себя разные социальные роли: мама, папа, ребёнок, бабушка и др. | |
Инсценировка | Малыши показывают сюжет, разыгрывая его по ролям. В средней группе слова персонажей могут быть и в стихотворной форме, как это было во второй младшей группе, и в прозе, что обусловлено большей степенью самостоятельности ребят и полным осознанием ими сути игровых действий. | |
Режиссёрские | Настольный | В качестве «артистов» выступают куклы, игрушки, природный материал в образах персонажей (например, ёжики из шишек, колобок из каштана и пр.). |
Кукольный | Игровые действия выполняются от лица кукол: перчаточных, пальчиковых, на ложках и пр. | |
Стендовый | Сюжет разыгрывается на фланелеграфе или магнитной доске от лица героев на картинках. Крепятся такие «артисты» к стенду липучками или магнитами. | |
Конусный | Дети выполняют игровые действия от лица персонажей на картонных конусах. |
Методика подготовки и проведения театрализованных постановок
Тексты сказок, стихотворений являются основой творческих игр. Причём многие произведения уже хорошо знакомы ребятам по прошлому и даже позапрошлому году («Репка», «Теремок»). Но тем не менее на их основе проигрываются забавы нескольких видов. Так, например, «Репку» можно сделать и режиссёрской настольной игрой на фланелеграфе, и инсценировкой, и представлением настольного театра. Причём все виды игр могут быть показаны детьми с минимальным участием педагога.
Таблица: картотека театрализованных постановок в средней группе (фрагменты)
Название | Вид игры | Цель | Суть игры (реквизит) | На каких занятиях используется |
«Зеркало» | Драматизация (имитация) | Развитие монологической речи. | Петрушка загадывает загадку: И сияет, и блестит, Никому оно не льстит,А любому правду скажет — Все как есть ему покажет! Что же это? (Зеркало)В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды.(зеркало) | Развитие речи, физкультура, музыка, хореография |
«Колобок», «Теремок» | Драматизация (инсценировка) |
| Дети разыгрывают сюжет сказки без параллельного чтения текста педагогом.Примечание: педагог может подсказывать порядок появления персонажей.(шапочки героев сказки) | Развлечение, прогулка, утренник, занятие по развитию речи |
«Репка» | Режиссёрская (конусный театр) |
| Дети показывают сюжет сказки без текстового сопровождения педагога, то есть суть представления обыгрывается игровыми действиями и словами участников.(куклы на картонных конусах) | Развитие речи, музыка, развлечение. |
«Кошки-мышки» | Режиссёрская (кукольный театр, перчаточные куклы) |
| Действия детей сопровождает рассказываемый педагогом или ребёнком текст:Эта ручка — Мышка, Эта ручка — Кошка, В кошки-мышки поиграть Можем мы немножко. Мышка лапками скребёт, Мышка корочку грызёт. Кошка это слышит И крадётся к Мыши. Мышка, цапнув Кошку, Убегает в норку. Кошка всё сидит и ждёт: «Что же Мышка не идёт?» | Развитие речи, ознакомление с окружающим миром |
«Кошкин дом» | Режиссёрская (стендовый на фланелеграфе) | Учить разыгрывать несложные представления, входить в роль режиссёра, использовать для воплощения образа выразительные средства речи: интонацию, тон голоса. | Дети разыгрывают сюжет картинками под текст, который рассказывают малыши-авторы. | Развитие речи |
Организация студии в детском саду
Кружки в ДОУ — неформально объединенная по интересам и предпочтениям группа. Одной из наиболее любимых детьми сфер деятельности является театр.
Как подойти к вопросу
При организации студии в детском саду необходимо учитывать целый ряд важных моментов. Программы ее работы являются авторскими, в связи с чем их составляют с учетом возрастных и иных особенностей участников. Необходимо, чтобы в ходе деятельности дети получали информацию, которая пригодится им и на других занятиях.
Период, на который разрабатывается программа, может быть различным — 1, 2 или 4 года.
Особенности кружковой деятельности
Занимаются с детьми на данном кружке 3 вида специалистов:
- воспитатели и педагоги дополнительного образования, которые увлечены театральным искусством;
- музыкальные работники, которые имеют представление о сценической работе;
- приглашенные профессионалы театральной деятельности — актеры или режиссеры.
Лучшее время для деятельности в театральной студии — после дневного сна.
Таблица с примером планирования работы кружка
Примеры игр, которые можно проводить в кружке, для детей разных возрастов:
Возраст воспитанников | Название игры | Цели | Описание |
3-4 года | «Зеркало» | Тренировка внимания и памяти | Дети разделяются по парам, становятся друг напротив друга. Один начинает выполнять движения, а второй старается в точности их повторить. Затем роли меняются |
5-7 лет | «Сплетня» | Повышение остроты восприятия звука, четкости произношения, творческого мышления | Участник говорит какую-то фразу по теме на ухо товарищу, тот угадывает и загадывает свою фразу следующему |
5-7 лет | «Волшебная палочка» | Развитие изобретательности и умения вживаться в роль, тренировка терпения | Педагог показывает детям предмет, а те рассказывают, на что он похож. Для усложнения задачи можно попросить их не говорить словами, а показывать жестами и т.д. |
Характеристики театрализованной деятельности в ДОУ
Занятия в театральной студии, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, имеют ряд особенностей, связанных с возрастом воспитанников, приоритетов в развитии и т.д.
Поставленные задачи
Задачи деятельности в театральной сфере:
- активизация познавательного интереса через знакомства с литературными и драматургическими произведениями;
- ознакомление с нормами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены и зрительного зала;
- тренировка речевого дыхания;
- развитие дикции путем проговаривания стихотворений (для младших групп) и разучивания скороговорок (для старших групп);
- расширение интонационного спектра речи;
- освоение навыков координирования своих поступков с другими членами команды;
- вытеснение скованности и смущения при выступлениях на публике;
- формирование навыков быстрой смены деятельности по условному знаку;
- заучивание реплик и действий, улучшение памяти.
Цели творческой активности
Перечисленные задачи направлены на достижение следующих целей:
- расширение знаний об окружающем мире;
- знакомство с театром;
- развитие творческого мышления и самостоятельности;
- совершенствование речи;
- улучшение когнитивных способностей;
- физическое развитие;
- совершенствование навыков экспрессии;
- социализация детей.
Принципы театрализованной деятельности
Любая деятельность в детском саду должна создавать условия для того, чтобы воспитанники всесторонне развивались. Для этого необходимо, чтобы среда была психологически комфортной.
Основные принципы, позволяющие этого достичь на занятиях в театральной сфере:
- разнообразие тематики, отсутствие излишней монотонности;
- включение элементов театрализации в другие сферы учебно-воспитательной деятельности;
- использование педагогами психологических приемов, которые способствуют снятию напряжения и стресса;
- применение воспитателями приемов, направленных на раскрепощение детей (например, привлечение родителей к постановке для повышения уровня комфорта дошкольников);
- построение эффективной системы мотивации.
Как распределить роли между детьми?
Распределение ролей основывается на личностных данных каждого ребёнка. И, конечно, зависит от пола. В остальном же полная свобода.
Если остаются сомнения, режиссер может посмотреть, как дети играют определённые роли. Для этого им даётся текст сценария с нужными словами или этюдное упражнение, чтобы посмотреть, как ребёнок справится с ним.
В театрализованной деятельности важна каждая мелочь: движения ребёнка, слова, интонации, повороты головы — всё это влияет на выбор роли, даже если речь идёт о небольшой сказке на праздник.
После того как роли подобраны, начинаются репетиции.
Необходимые атрибуты
В детских садах организовывают театральные уголки, благодаря которым воспитанники впервые знакомятся с театрализованными играми, получают первоначальную информацию об этом виде деятельности и формируют у себя эстетический вкус.
Часто такие уголки оформляют отдельно в каждой группе, т.к. в зависимости от возраста воспитанников виды театрализованной деятельности и ее задачи могут быть различны.
В стандартный театральный уголок включаются:
- картинки;
- игрушки (для театра теней, пальчикового и ручного театра, марионетки и т.д.);
- ширма, которая будет служить занавесом;
- материалы для изготовления декораций и костюмов;
- маски и костюмы;
- книги;
- фонотека;
- афиши и фотографии.
Однако для каждой возрастной группы театральный уголок будет выглядеть по-разному, т.к. перед воспитанниками стоят различные задачи.
В первой младшей группе дети знакомятся с пальчиковыми представлениями, т.к. им необходимо развивать мелкую моторику. Поэтому на эту атрибутику делается упор в театральном уголке. Пальчиковые персонажи могут быть изготовлены из ткани, бумаги, полимерной глины и т.д.
Во второй младшей группе знакомятся с куклами-перчатками.
Средняя группа осваивает кукловождение — у них популярны куклы на трости, персонажи из ложек, природных материалов и т.д. Это делается для того, чтобы дети учились согласовывать свои действия с сюжетом произведения, а также для развития координации.
В старшей группе воспитанники знакомятся с марионетками. Дети уже способны управлять более сложными персонажами, и в данном случае упор делается уже на улучшение понимания тонкостей интонации и т.д.
Полезные видео по созданию атрибутов и организации
Можно найти немало полезных видео, которые помогут создать необходимую атрибутику и организовать увлекательную театральную деятельность.
Несколько YouTube-каналов на эту тематику:
- kiDstream;
- «Хэндики»;
- Елена Гусева.
Сценарии для театрализованного представления
Пример отрывка сценария театрализованного представления «Волк и семеро козлят» (выполнила Рожкова Н.Е.) для старшей группы:
Необходимая атрибутика и оборудование: костюмы Козы, Козлят, Волка, домик-теремок, мешок, «лесные» декорации.
Фонограмма из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников; песня из фильма «Мама» (режиссер Элизабета Бостан, 1976 г.), музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь» 1977 г., звуки леса, песня про доброту и дружбу из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика» 1986 г.
Место проведения: музыкальный зал.
Персонажи:
- ведущий — воспитатель;
- Мама-Коза — девочка из подготовительной группы;
- Волк — мальчик из подготовительной группы;
- Козлята — дети из старшей группы.
Зрители: остальные дети из старшей и подготовительной групп, гости, свободные педагоги.
На момент начала спектакля Коза с Козлятами находится в домике, а Волк — под деревом, где лежит пустой мешок.
Ход представления:
(Звучат звуки леса).
Ведущий:
Возле леса на опушке,
Где цветы, как жар, горят,
Жили в маленькой избушке
Ровно семеро козлят.
Раз — козленок самый старший,
Два — козленок-весельчак,
Три — козленок самый умный,
А четыре — самый шумный,
Пятый козлик — самый сильный,
А шестой — самый капризный,
Есть еще седьмой козленок —
Любит музыку с пеленок.
(Звучит музыка Алексея Рыбникова из фильма «Усатый нянь», выбегают один за другим козлята на опушку и начинают играть. Появляется Мама-Коза).
Ведущий:
Жили Козлики с Козой
С мамой ихней дорогой —
Рассудительной такой:
Самой умной, самой доброй,
Самой нежной и родной.
Были все ее детишки
Шаловливы, не унять.
Часто ссадины и шишки
Приходилось ей считать.
Каждый день Коза ходила
На базар за молоком
И детишкам говорила.
Мама-коза:
Ну, ребята, оставайтесь
Дружно делом занимайтесь.
Дверь закройте на замок.
Знайте, в лесу бродит Волк!
Дверь откроете, ребята,
Если только я спою.
Вы запомните, козлята,
Эту песенку мою:
(Звучит фонограмма «Напутствие мамы-козы из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад», автор А. Рыбников).
Далее реплики продолжаются. После того как спектакль подошел к концу, всем присутствующим раздают угощение. Аплодисменты.
Временной план
Театрализованная постановка в средней группе по времени занимает до 7 минут. Исключение составляют инсценировки, а также некоторые виды режиссёрских игр, к примеру, постановки с куклами. При этом игровая деятельность не должна превышать 20 минут.
Театрализованная игра включает четыре ступени организации.
- Презентация игры — от 1,5 до 3 минут. В этот временной отрезок педагог мотивирует ребят, а также обращается к опорным знаниям воспитанников.
- Разъяснение и проигрывание воспитателем действий каждого из участников постановки — от 1 до 3 минут.
- Собственно игра — от 3,5 до 12 минут. В работе с детьми среднего дошкольного возраста участие воспитателя непосредственно в игре составляет около 20%: взрослый присутствует на уровне подсказок, зачитывания сопровождающего текста.
- Заключительный этап — 1–2 минуты. Педагог оценивает работу каждого участника и спрашивает малышей о впечатлениях от игры.
Хорошо знакомые сюжеты дают возможность детям проявить большую самостоятельность при подготовке игры
Автор — Маркова С., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 10 «Сказка», г.Алатырь, Чувашская республика.
Этап | |
Презентация игры | «Ребята, сегодня, когда я подходила к группе, то встретила почтальона. Он передал нам письмо. Хотите узнать от кого? (Хотим). Посмотрев на конверт, вы догадаетесь, кто прислал это письмо. От кого оно? (Его прислала Баба-Яга). Давайте узнаем, что же она нам пишет». (Воспитатель читает письмо от Бабы-Яги).— Как вы уже догадались, письмо пишу я — Баба-Яга. Я люблю разные пакости делать. Вот и в конверте лежат герои из одной сказки, я их заколдовала и превратила в прямоугольники. Если отгадаете, героев из какой сказки я заколдовала, и сможете их оживить, то вас ожидает сюрприз, а если не отгадаете, то превращу всех вас в камни. Ведь я в ступе летаю и за вами в окна потихоньку наблюдаю… Если с заданием справитесь, то услышите звучание колокольчика, значит, можно будет прочесть письмо в маленьком конверте. Желаю успехов. Баба-Яга.Воспитатель: «Ребята, вам немного страшно? Вы испугались? Мне жутковато, но унывать не будем, давайте рассмотрим заколдованные прямоугольники. Внимательно посмотрите на них и, может быть, узнаете, что за герои и из какой они сказки? Я тоже думаю, что герои из сказки «Заюшкина избушка». Мы с вами знакомы с этой сказкой. Скажите, пожалуйста, какой была лиса в сказке «Заюшкина избушка?» (Хитрая, злая, сердитая, обманщица). Где проявилась её хитрость? (Пришла погостить, а сама зайца выгнала). Каким был в сказке медведь? (Неуклюжим, косолапым, добрым)…> |
Разъяснение | <… Давайте поиграем в эту сказку и оживим наших героев. Для выступления на сцене не хватает декораций. Кто будет декораторами, которые помогут оформить сцену декорациями…> |
Игра | <…Рассаживайтесь поудобнее, смотрите и слушайте: «Жили-были лиса и заяц…»…> |
Заключительный этап | <…- Вы справились с заданиями. Ну, как я и обещала, вас ждёт сюрприз. Ищите его у себя в группе в сундучке, а чтобы сундучок открыть, нужно произнести волшебные слова: «Рекс, пекс, фекс».(Ищут сундучок, произносят волшебные слова, открывают его и достают угощение). |
http://www.maam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-igra-zayushkina-izbushka.html |
Подготовка и проведение занятий в ДОУ
Театрализованная деятельность в средней группе ДОУ — это увлекательный процесс для детей. Чтобы привлечь интерес ребенка к этой деятельности, нужно придумать забавную игру. Например, воспитатель приносит с собой красивый сундучок, который был найден по дороге в детский сад. В данном сундучке находятся персонажи сказки. Чтобы предмет открылся, ребята должны отгадать загадку.
Другой сценарий — это подбор забавного наряда. Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может выбрать наряд бабушки-сказочницы (Маланью или Арину). Педагог приглашает дошкольников поиграть с ней.
План проведения занятий
Чтобы провести занятие, составляется специальный перспективный план. Закрепляется представление о разных видах театра. Также закрепляются приемы работы с пальчиковым театром. Режиссерский подход — это рассмотрение интересных игр «Был у зайца огород», «Прощание с зимой», «Встреча весны», в ходе которых у дошкольников развивается интерес к сценическому искусству.
Планирование урока
Важно! Это способствует воспитанию доброжелательности, коммуникабельности в отношении друг с другом. Кроме этого, педагог проводит беседу с детьми, читая сказку
Это стимулирует эмоциональному восприятию. Таким образом, пополняется словарный запас. Дошкольники учатся находить выразительные средства в мимике
Кроме этого, педагог проводит беседу с детьми, читая сказку. Это стимулирует эмоциональному восприятию. Таким образом, пополняется словарный запас. Дошкольники учатся находить выразительные средства в мимике.
Сценические атрибуты
Перед проведением занятия, педагог должен подготовить сценические атрибуты (аксессуары, головные уборы, декорации), такие как, куклы, театральные костюмы, а также грим.
Применение сценических атрибутов
Примеры сценариев
Воспитатель примеряет на себе образ сказочницы, которая проводит увлекательную беседу с детьми. Ребятам предлагается перевоплотиться под образы артистов — учиться передавать чувства выражением лица и жестами.
Примеры сценариев
Создается специальный театральный проект в игровой форме. Дети должны передать друг другу конкретные эмоции. Следующее задание — это передача по кругу определенного количества хлопков. Нужно выговорить фразу «Поехали, поехали в лес за орехами».
Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» или К.И Чуковского «Айболит».
Открытый урок с ребятами по НОД — проводится беседа по содержанию. Несколько детей рассказывают его грустно, другие — весело.
Педагог предлагает ребятам самим превратиться в котёнка, который хочет украсть сосиски. Нужно встать со стульчика, как киска, на задние лапки, покрутиться возле стола, вдохнуть ароматный запах сосисок. Но вот входит хозяйка — котёнок убегает.
Чтение стихотворения Л. П. Савиной:
«Киска, кисонька, кисуля!
Позвала котёнка Юля.
Не спеши постой, постой!
И погладила рукой».
Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.
Диагностика и анализ проведенной деятельности
Оценка проводимой деятельности важна. Она помогает выявить сильные и слабые стороны процесса и определить вектор развития в дальнейшем.
Определение актерских качеств
Актерские качества являются способностью понимать эмоциональное состояние героя и в соответствии с этим выбирать подходящие средства выразительности для передачи образа персонажа. Могут использоваться мимика, пантомимика, интонации.
Характеристики, показывающие наличие развитых актерских качеств:
- естественность в пантомимике;
- богатство и живость мимики;
- отчетливые и уместные изменения интонации и тональности голоса;
- самостоятельность, отсутствие стереотипности.
Если ребенок зажат, двигается прерывисто и скованно, практически не проявляет мимики и говорит без интонаций, значит, его актерские способности не развиты.
Как отслеживать уровень развития
При оценке развития в театральной сфере деятельности следует обратить внимание на следующие элементы:
- Знание основ театральной культуры, интерес к ней.
- Уровень владения речевой культурой: понимание смысла произведений, умение дать точные характеристики персонажам, пользоваться языковыми и интонационно-образными средствами.
- Эмоционально-образное развитие: понимание эмоций героев, умение выражать свои.
- Навыки кукловождения.
- Музыкальное развитие.
- Умение влиться в коллективную творческую деятельность.
Тестовые вопросы для диагностики интереса к творчеству
Перед школой с воспитанниками ДОУ проводится беседа, в ходе которой педагог выявляет степень интереса детей к творчеству.
Примерный список вопросов, которые включает данная технология оценки:
- «Что такое театр?», «Ты сам был в театре? Какие впечатления остались?»
- «Какой спектакль ты смотрел самым последним?», «Ты любишь смотреть спектакли?»
- «Ты знаешь, чем занимаются режиссеры, актеры, художники-оформители?»
- «Как правильно вести себя в театре?»
- «Ты любишь сам участвовать в постановке спектаклей? Почему?»
- «Какой твой любимый спектакль? А какая любимая роль? Почему?»
- «Легко ли тебе угадать настроение персонажа?»
- «Ты бы хотел работать в театре в будущем? Почему?»
- «Ты любишь читать? Какая твоя любимая книга? Почему?»
Слушая ответы ребенка, нужно анализировать его интерес как к самой театральной деятельности, так и к отдельным вопросам.
Разновидности занятий по театральной деятельности
Формы организации театрализованной деятельности в детском саду могут быть различными. В ходе активности, направленной на подготовку представления, дети приобретают опыт коллективного сотрудничества и построения взаимоотношений, осваивают социальные нормы. Это является неотъемлемой частью психологического приготовления к школе.
Подготовка к спектаклю — единый педагогический процесс, который происходит в течение полного дня и проявляется во многих видах активности воспитанников. На литературных занятиях дети знакомятся со средствами художественной выразительности, на музыке — учатся воспринимать эмоциональное состояние поющего, разучивают этюды и т.д., на рисовании — придумывают сюжеты, изображают существующих персонажей или придумывают собственных. Еще дети разучивают скороговорки и выполняют упражнения, развивающие интонации и тембр.
Типы театральных занятий:
- типовые — включают в себя элементы театрально-игровой деятельности, ритмопластику, художественно-речевую деятельность, театральную азбуку;
- доминантные — в них преобладает один из перечисленных видов деятельности;
- тематические — на них все перечисленные виды деятельности объединяются разбором какой-либо общей темы;
- комплексные — обсуждение и изучение различных видов искусств (театра, хореографии, музыки, поэзии, изобразительного искусства), их анализ и оценка их применения в разных произведениях;
- интегрированные — здесь в качестве стержневого вида деятельности может выступать не только художественная деятельность, но и любая другая (например, небольшие игры на других занятиях);
- репетиционные — проведение репетиций представления.
Формы организации представлений
Существует 3 формы организации представлений в ДОУ:
- Творческая деятельность, которая осуществляется с участием взрослых в рамках игр на занятиях или праздниках. К такой деятельности также относятся посещение театров, организация театрального уголка и т.д.
- Самостоятельная деятельность, без участия взрослых. В основном практикуется в старших группах, при подготовке и проведении утренников. Такая активность помогает детям научиться самоорганизации, самостоятельности и ответственности.
- Игры с привлечением кукол. Благодаря такой деятельности воспитанники могут решать познавательные задачи в игровой, понятной форме. Куклы становятся «участниками» занятия.