Зрительно тактильное восприятие: детские игры развитие детей
Зрительно тактильное восприятие – это дальнейшая обработка информации, которая поступает через глаза и кожу. Оптические стимулы, полученные глазами, обрабатываются мозгом, сравниваются с воспоминаниями и сохраняются
Это важно, например, для распознавания или различения объектов. Зрительное восприятие также принципиально важно для чтения и письма
До семи лет дети учатся преимущественно через подражание, игру и через руки. Они любят не только смотреть на вещи глазами, но и чувствовать их руками.
Зрительное восприятие важно для соответствующей возрасту артикуляции, потому что дети также воспринимают язык визуально. Слепые дети не могут визуально схватывать многие предметы в окружающей среде и определить правильное положение рта.
Родители могут способствовать зрительному восприятию языка у детей с помощью простых советов:
- Смотреть на ребенка при разговоре. Дети не только слышат слово и звук, но и видят изображение рта, сопровождающего этот звук.
- Сочетать язык с жестами. Показать ребенку предмет, о котором идет речь. Таким образом он свяжет слово с соответствующим предметом.
- Сопровождать свои действия рассказом. Например, убирая грязь с пола, рассказывать ребенку, чем занимаетесь.
Скульптор
Дети формируют команды из двух человек: один может видеть и принимает определенное положение тела. Другому ребенку завязывают глаза. Его задача — определить положение и самостоятельно повторить его, не снимая повязки.
Детектив
Дети принимают любые позы, а один игрок выполняет определенное задание. Детектив получает описание подозрительной скульптуры, согласно которому он должен вычислить подозрительную скульптуру.
Следопыты
Отметьте маршрут тактильными материалами. Участники с завязанными глазами должны дойти до конца маршрута. Например, собрать лесные грибы в корзину.
Определи расстояние
Для игры требуются гелевые шары. Для подстраховки их берут «на поводок» на длинный шнур и завязывают на руке узлом. Игрок, сидя с закрытыми глазами, отпускает шар и открывает глаза тогда, когда он достигнет определенной высоты (например, до потолка или до перекладины).
Попади в цель
Участники, стоя у стены, пытаются попасть в цель теннисным мячом с близкого расстояния, а затем проделают то же самое с завязанными глазами.
Развитие через игру
В возрасте от 1,5 до 3 лет пора активно начинать развивающие занятия. В это время ребенок с огромным удовольствием и любопытством познаёт всё, что его окружает — учится ставить перед собой задачи, осмысливает и подбирает решения для них. У него улучшается координация движений, развивается пространственное мышление, логика и мелкая моторика рук, появляется стремление самостоятельно добиваться, пусть маленьких, но очень важных первых результатов.
Ни для кого не секрет, что ребёнок познаёт мир через игру. Именно игра формирует и развивает у малыша те навыки, которые будут помогать ему самостоятельно создавать комфортные условия в реальном мире. Но ещё не стоит забывать о том, что игра дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Игрушка становится спутником и неизменным помощником ребёнка с первых дней его появления на свет. Увлекая кроху, она доставляет не только радость и хорошее настроение, но и становится первым мудрым воспитателем, незаметно подготавливающим ребёнка к жизни в обществе и выступающим в качестве средства его психического, эмоционального и физического развития.
Подбор игрушек и обучающих материалов — это очень важное и ответственное решение, ведь от того, чем будет окружён ребёнок, с чем он будет взаимодействовать, зависит правильное направление и прогресс в его развитии. Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори
Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях
Одной из самых популярных методик саморазвития и самовоспитания малышей является методика Марии Монтессори. Она создала такую педагогическую систему, которая максимально приближена к идеальной ситуации, когда ребенок обучается всему самостоятельно. Нет никаких единых требований, поскольку для каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный темп — малыш «соревнуется» с самим собой, обретая уверенность в себе и в своих действиях.
В этой статье на конкретных примерах пойдёт речь о том, на что следует обратить внимание и чем окружить ребёнка в возрасте от 1,5 до 3 лет, чтобы он не просто рос и развивался, а делал это самостоятельно с огромным желанием и удовольствием. Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития
Поскольку рынок детской развивающей продукции на сегодняшний день активно растёт, очень трудно выбрать действительно качественную, отвечающую всем требованиям и нормам детскую игрушку или книжку, которая не просто будет развлечением для малыша, а станет в его руках инструментом для всестороннего гармоничного развития.
Что такое сенсорная игра?
Сенсорные игры – это любые игры, в которых задействованы органы чувств! Эта страница посвящена в основном тактильным сенсорным играм, включая чувство осязания, но вы также найдете рецепты с ароматом и безопасные на вкус.
Если вы хотите покопаться в сенсорной корзине, потрясти сенсорную бутылку или помять сенсорный рецепт, мы поможем вам.
Найдите уникальные сенсорные занятия на весь год, которые легко организовать и которые не требуют больших затрат. Мы охватываем праздники, времена года и любое время, предлагая забавные способы изучения текстур.
Конечно, вы увидите, что некоторые из этих рецептов прекрасно пахнут и визуально привлекательны. Кроме того, вы найдете довольно много безопасных для вкуса сенсорных рецептов, которые обращаются к чувству вкуса.
Сенсорные игры подходят для всех возрастов, включая малышей, при этом за детьми младшего возраста должен быть обеспечен присмотр. Малыши особенно любят сенсорные игры, но, пожалуйста, предоставляйте им только подходящие материалы и следите за тем, чтобы они не брали предметы в рот.
Выбирайте сенсорные наполнители или рецепты, которые не представляют опасности удушья, и всегда контролируйте игру!
Понятие сенсорики
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника. В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление
Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию
В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:
- зрительные;
- слуховые;
- тактильные;
- обонятельные;
- вкусовые.
Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.
Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:
- Усвоение представлений о свойствах и отношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
- Овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.
Развитие сенсорики позволяет:
Сенсорика позволяет улучшить внимание.
обогатить словарный запас;
сформировать правильную структуру речи;
улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
развить фантазию;
получить полную информацию об окружающей действительности;
улучшить коммуникативные навыки.
Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.
Роль сенсорного развития
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности. Еще Л.С
Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний
Он придавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить, только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально-познавательной сферы.
Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а также зрительно-моторная координация.
Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Мотивирующее начало сенсорного занятия
Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала — моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.
Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант — предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).
И третий вариант — ссылка на прошлый опыт, уже проведённые занятия. Связанные между собой занятия с интригой в конце вызовут гораздо больший интерес у детей.
«Знакомство с сенсорной комнатой»
Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.
Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».
Занятия в сенсорной комнате вызывают у детей большой восторг и интерес
«Помощь друзей»
Цель этого занятия — создание положительного эмоционального настоя, снятие напряжения, развитие мышления, внимания и т. д. И для такого урока отличным мотивирующим началом может стать игра «Комплименты».
Воспитатель предлагает ребятам встать перед зеркалом и сделать грустное выражение лица. Дети должны попытаться поднять друг другу настроение: каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Эта игра может не только улучшить эмоциональное состояние детей, но и развить зрительное и тактильное восприятие, а также умение передавать мысли с помощью речи, стимулировать творческую и поисковую активность.
«У страха глаза велики»
Это занятие способствует раскрепощению детей, разрушению патологических стереотипов о страхе и тревожности, развитию координации и мелкой моторики. В качестве мотивирующего начала можно прочитать детям рассказ С. Афонькина «Как побороть страх». В этом рассказе речь идёт о том, что довольно часто мы сами придумываем себе страхи, которым нет места в реальной жизни. Воспитатель после прочтения может предложить детям познакомиться со страхами поближе, избавиться от них.
Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений
Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.
Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.
Восприятие зрительное слуховое тактильное: игры для развития слуха детей
Слуховое или акустическое восприятие использует слух, чтобы вызвать поглощение информации
Основное внимание уделяется шумам, тонам, словам, звукам, звукам и ритмам. Расстояние влияет на аспект слухового восприятия
Такое восприятие более чувствительно, точнее и мощнее, чем зрительное. Слова обрабатываются намного быстрее, чем изображения. За то же время, что изображение может быть обработано мозгом, может быть обработано около 6-8 слов. Слух напрямую связан с настроением
Музыкальное произведение может вызвать слезы, а приятные слова — успокоить.
Для развития слуха важно разговаривать с детьми. Попросите детей рассказать о своих впечатлениях на выходных или о своих планах на вторую половину дня
Можно практиковать чтение рассказов или совместное пение. Слуховое восприятие тренируется слушанием.
Где я?
Дети ищут друг друга в затемненной комнате по крику
Каждый ребенок может придумать свой личный звук и таким образом привлекает к себе внимание
Распознавание предметов
Дети слушают звуки предметов и определяют, что или кто этот звук издает.
Прогулка по лесу
Участники рассредоточиваются на полянке в лесу и пытаются запомнить звуки, которые слышат. Затем в группе обмениваются информацией о том, что именно они услышали. Можно также изобразить на плакате все, что было слышно в лесу.
Угадай инструмент
В корзинке собраны инструменты. Ребята по звуку должны вытянуть нужный инструмент.
Волшебные часы
В кармашки циферблата вставлены картинки птиц или животных. Задача игроков — произнести звуки, характеризующие животное.
Пособие ‘Тактильные таблички’
Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить на ощупь дифференцировать сходные по форме рельефные изображения предметов; формировать навыки сочетанных движений обеих рук.
Описание пособия. Пособие включает в себя десять деревянных табличек, на которые нанесены рельефные изображения предметов. Таблички составляют пары, изображения на которых похожи и окрашены в одинаковый цвет (зонт-гриб, бабочка- рыбка, цветок-солнце, елка-домик, корабль- автомобиль) (см. рис. 6).
Работа с пособием
Игра вводится в средней группе. Дети учатся узнавать на ощупь несколько рельефных силуэтных изображений из комплекта. Их (гриб, солнце, елку) легко отличить друг от друга. В старшей группе постепенно в игру вводятся все таблички. Начиная работать с этим пособием, педагог знакомит детей с алгоритмом осязательного обследования рельефных изображений: обеими руками (кончиками пальцев) обвести контур картинки; ладонью провести по всей картинке для закрепления целостного образа и уточнения деталей (например, окошко у корабля, круглое отверстие в середине цветка). Первое знакомство с табличками происходит с участием зрения и при активной помощи педагога.
1. «Чем отличаются картинки?». Ребенок получает пару табличек с картинками одинакового цвета. Необходимо определить, чем отличаются и чем похожи картинки, какую форму имеют части предмета и т.д. Эта игра проводится с участием зрительного анализатора.
2. «Запомни и найди на ощупь!». Ребенку дают одну табличку. Он обследует ее зрительно и тактильно и запоминает, что на ней изображено. Затем ребенку закрывают глаза и предлагают найти свою среди нескольких по тем признакам, которые он запомнил.
3. «Найди картинку, которую я назову!». Перед ребенком лежит несколько табличек. Он обследует и запоминает характерные особенности каждой. Педагог завязывает ребенку глаза, перемешивает таблички и предлагает найти одну из них. Если дети уже хорошо знакомы с табличками, обследование можно исключить и сразу приступать к поиску таблички с названной картинкой.
4. «Подбери пары!». Ребенку предлагают подобрать пары табличек с картинками, имеющими незначительные отличия (окрашены одним цветом), например зонт-гриб, цветок-солнце.
Отзыв эксперта
Валентина Паевская — автор проекта #УзнайКакЛучшеДляРебенка, известный детский нейропсихолог и мама двух мальчиков с огромным удовольствием поделилась своим положительным опытом использования тактильных книжек из одной серии — «Трогательные лабиринты. Что сегодня на обед?» и «Трогательные лабиринты. Кто моя мама?».
Это целый сборник из 10 трогательных заданий-лабиринтов на мягких страничках из фетра, который без сомнения понравится вашему ребёнку! Тактильные лабиринты — это комплексный весёлый тренажёр, который воздействуя на кончики пальцев малыша, помогает развивать мелкую моторику рук и сенсорные ощущения, а также научит различать текстуры и цвета, объяснит, что едят животные, и как выглядят мамы и их детёныши.
Развивайте детей всесторонне — читайте с ними интересные книги, собирайте пазлы и ваши старания не окажутся напрасными, вот увидите!
Больше информации в инстаграме Malamalama.
Игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
Галина Фундурак Игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие ребенка, становление его личности, закладываются основы здоровья. Чтобы все это было своевременным и полноценным, необходимо создать условия для развития ребенка, сделать жизнь малыша содержательной, расширить круг его интересов, научить общаться со сверстниками и взрослыми.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Я предлагаю для просмотра игры по сенсорному воспитанию, сделанные своими руками.
Разложи крышки по цветам.
Игрушка со шнурком “Поймай мяч” – развивать координацию движений, ловкость, глазомер.
“Накрути ленточки на палочки”- закреплять знания цвета, активизировать словарь детей: “Длинная”, “Короткая”, “Узкая”, “Широкая”, развивать мелкую моторику рук.
“Застегни пуговицу”, “Застегни и расстегни молнию”- тренировка застегивания разных видов застежек (пуговицы, кнопки, липучки)
“Коробочка с вкладышами” формы – закрепление знания размера, цвета, развития моторики рук.
“Веселые шнурки” – развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление; совершенствовать действие, связанное со шнуровкой
“Сенсорный дождь” – активизировать двигательную активность: для развития восприятия цвета, зрительной памяти, внимания; создание положительно-эмоционального настроя.
“Цветочная полянка” – развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
“Найди пару” – развивать внимание, память
“Волшебные прищепки”- способствовать формированию и развитию движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.
Еще можно предложить детям рассыпать крышки и собрать, и так несколько раз. Это очень интересно!
Выкладывание крышек на столе: “Цветок”, “Домик”, “Солнце”, “Чьи бусы длиннее” и т. д.
Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста Игра “Спрячь зайку” Существует множество разновидностей игры “Спрячь зайку”. Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.
Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста Игра “Найди горячий и холодный предмет” Цель: Упражнять детей в определении температуры объекта, сравнивать предметы по данному признаку.
Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста (с 2–3) «Разноцветные шарики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 «Аленушка» Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию.
Конспект НОД по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста «На полянке» Цель: создавать эмоциональное настроение, активизировать речевое развитие ребенка; учить составлять предметы по цвету; закреплять представление.
Конспект НОД по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста Конспект НОД по сенсорному воспитанию в группе раннего возраста Составила воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 п Зименки» Митрофанова О. С.
Организованная образовательная деятельность по сенсорному воспитанию во второй группе раннего возраста «Мячики для котят» Тема: «Мячики для котят» Цель: Развитие сенсорных способностей у детей. Задачи: Познавательное развитие: Закрепить умение детей группировать.
Родительское собрание в ГКП «Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Конспект нетрадиционного родительского собрания в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста «Игрушки своими руками из различных.
Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста «Путешествие на лесную поляну» Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста «Путешествие на лесную поляну» Выполнила: воспитатель Квитка Т. С. Детский.
Тактильно двигательное восприятие: тактильные игры для детей
Ощущение положения ребенок ощущает через движение мышц, сухожилий и суставов внутри тела. Такое восприятие имеет большое значение для обучения речи. Ведь сосанием, глотанием и жеванием дети тренируют координацию мышц рта, необходимых для речевых движений.
Кинестетическое восприятие гарантирует, что ребенок:
- знает, где находится каждая часть тела, не глядя. Например, он имеет представление о нахождении языка в полости рта и его использовании при разговоре.
- может оценить, какая мышечная сила требуется, чтобы говорить или правильно произносить буквы.
- понимает и выполняет фразу «Встать одной ногой на бревно» или сказать: «Я стою на одной ноге на бревне».
Опиши себя
Игра, требующая от ребенка описания частей тела. Например, стать на цыпочки и поднять руки высоко над головой, взять в руку мяч и бросить его в цель и т.п.
Зимняя аппликация
Ребята получают лист синего картона, вату и клей. Их задача – с помощью подручных средств изобразить снегопад. Они должны самостоятельно определить величину ватных комков для тучи, снежинок и сугробов.
Откуда вода
Перед ребенком разложены картинки: на одной изображен чайник на плите, на другой — замерзшая зимой река. Детям нужно определить откуда взята вода в тазу. Для этого они должны сопоставить температуру налитой воды и картинку.
Пощупай и слепи
Дети на ощупь определяют предмет, а затем лепят его из пластилина. Для этого им необходимо сжать, погладить и размять материал.
Юные художники
На поднос насыпают манную крупу или сахар. Ребята с помощью пальцев создают картины. Для облегчения задания к бортам можно прикрепить шаблоны рисунков.
Игры с элементами сенсорной интеграции
Цели: развить, усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов нервной системой. В перспективе это:
- развитие тактильного, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия;
- развитие высших психических функций;
- совершенствование моторики;
- стимуляция познавательной активности;
- формирование и развитие всех компонентов речи;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы;
- совершенствование игровой, предметно-практической и трудовой деятельности;
- помощь в адаптации ребенка к новым условиям.
Мы используем различные материалы, игры и оборудование, способные стимулировать органы чувств и способствующие развитию основных видов восприятия: восприятия положения тела в пространстве, тактильного восприятия, зрительного, слухового, вкусового и обонятельного восприятия.
Рассмотрим применяемое в этом методе оборудование и технологии.