Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе ДОУ
С целью выявления эффективности организаторских способностей воспитателя в сюжетно-ролевых играх проводится анализ игры. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении игры педагог намечает коррективы в методике развития игровой деятельности. Те методы и приёмы, которые привели к желаемым результатам, воспитатель берёт на заметку.
Протокол отчёта по сюжетно-ролевой игре включает описание следующих моментов:
- Сбор на игру: настроение детей, длительность сборов.
- Мотивирующее начало: при помощи каких материалов и форм работы вызван интерес к игре.
- Организация: самостоятельность и инициативность детей в распределении ролей, планировании сюжета, выбор атрибутов.
- Окончание игры: логичность завершения, настроение детей.
- Плюсы и минусы игры.
- План улучшения игры.
Воспитателю рекомендуется проводить мониторинг игровых способностей подопечных трижды в год (в сентябре, декабре–январе, мае). Протокол наблюдения составляется на каждого воспитанника и подшивается к личному портфолио.
Протокол мониторинга игровых способностей:
- Ф. И. О. ребёнка, возраст.
- Тема игры, дата участия в игре, длительность игры.
- Участие в обсуждении сюжета и персонажей.
- Инициативность в выборе роли.
- Степень понимания правил.
- Особенности игровых действий и их соответствие роли.
- Использование игровых атрибутов:
- инициативность выбора,
- соответствие роли и сюжету.
В ходе наблюдения воспитатель оценивает активность каждого участника игры
Уровень развития игровых способностей и отношение ребёнка к сюжетно-ролевым играм в целом можно выявить в личной беседе с воспитанником. В процессе диагностики игровой деятельности дошкольника воспитатель задаёт следующие вопросы:
- Любишь ли ты играть?
- У тебя есть любимые игры? Назови их.
- Ты начинаешь игры сам?
- Ты придумываешь новые игры?
- Ты ссоришься во время игры с другими детьми?
- Нравится ли тебе играть с другими детьми? Почему?
- Кем ты чаще бываешь в играх?
- Кем бы ты хотел быть?
- В какую игру ты хотел бы поиграть, но тебе никак не удаётся? Почему?
- Нравятся ли тебе игры и игрушки, которые есть в группе?
Таблица: пример анализа сюжетно-ролевой игры в старшей группе (фрагмент)
Автор | Юшкина Н., воспитатель Д/с «Сказка» ГБОУ Гимназии №1, г. Похвистнево, Самарская обл. |
Название игры | «Детский сад» |
Начало игры | Во время умывания дети вспоминали, люди каких профессий работают в детском саду, планировали, где в группе можно разместить кухню, прачечную, столовую, спальню и детскую площадку. После полдника разложили атрибуты к игре: постельное бельё, посуду, прищепки, верёвки, утюги, сдвинули столы, чтобы в группе было больше места. Дети самостоятельно выбрали себе роли, объединились по службам (кухня, прачечная, спальня, столовая, игровая площадка) и стали последовательно выполнять действия. Каждая служба готовила своё рабочее место. Воспитатели строили кроватки для детей, застилали постельным бельём. Повара обустраивали кухню строили столы для посуды и резки продуктов, плиты для варки обеда. Прачки строили стиральную машину, гладильные столы, привязывали верёвки для сушки белья. Няни строили столы, стулья, умывальники для столовой. |
Результат игры | Игра соответствует возрасту детей. Во время игры ребята вживались в роли взрослых, умело обыгрывали взятые на себя роли, были доброжелательны, помогали друг другу, делились игрушками, использовали предметы-заместители, легко находя их в группе.У детей пополнился словарный запас, общаясь, дошкольники использовали диалогическую и монологическую речь, были эмоциональны. |
Рефлексия | После того как дети убрали все атрибуты, они продолжали обсуждение игры. Повара рассказывали, какой вкусный суп они приготовили, строители — какую красивую машину построили на детской площадке. Ребята с удовольствием делились впечатлениями об игре со своими родителями в раздевалке. Рассказывали, кем они были в детском саду и какую работу выполняли. |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/analiz-syuzhetno-rolevoi-igry-detskii-sad-v-starshei-grupe.html |
Значение сюжетно-ролевой игры в становлении личности ребёнка нельзя переоценить. Придумывая со сверстниками вымышленные ситуации или имитируя бытовые сценки, дети общаются, развивают умение прогнозировать, учатся уважать мнение партнёров. Посредством игровой деятельности у старших дошкольников формируется правильное поведение в обществе и приобретаются нравственные установки в жизни.
Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада
Самой популярной игрой среди детей старшей группы детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».
Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких.
Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций.
В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.
Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».
Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками.
До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки.
Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми.
Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов:
- Как распределить товар на полках?
- Как выбрать нужный товар?
- Как правильно упаковать товар?
- Как можно получить консультацию по выбранному товару?
- Как вернуть товар в магазин?
Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).
Игра «Школа».
Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости.
Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися.
Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей.
Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание.
Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.
Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.
Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике.
До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном.
Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика.
Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.
Строительство
«Строительство»
Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.Роли: строитель, каменщик, шофёр, грузчик.Игровые действия: Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.Предварительная работа: Экскурсия на стройку. Беседа со строителями. Чтение сказки «Теремок», произведений «Кто построил зтот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители
«Строим дом»
Задачи познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».Игровые действия воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки
Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют. Игровой материал крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
АРХИВ
►
2021
(122)
►
октября
(4)
►
окт. 24
(2)
►
окт. 23
(1)
►
окт. 10
(1)
►
сентября
(33)
►
сент. 30
(2)
►
сент. 15
(13)
►
сент. 12
(6)
►
сент. 10
(2)
►
сент. 05
(1)
►
сент. 04
(8)
►
сент. 01
(1)
►
июля
(5)
►
июл. 22
(1)
►
июл. 15
(3)
►
июл. 12
(1)
►
июня
(2)
►
июн. 10
(2)
►
мая
(15)
►
мая 29
(2)
►
мая 28
(1)
►
мая 25
(5)
►
мая 22
(2)
►
мая 16
(2)
►
мая 13
(1)
►
мая 05
(1)
►
мая 04
(1)
►
апреля
(11)
►
апр. 20
(2)
►
апр. 19
(1)
►
апр. 16
(1)
►
апр. 15
(1)
►
апр. 14
(1)
►
апр. 12
(1)
►
апр. 09
(1)
►
апр. 07
(1)
►
апр. 05
(1)
►
апр. 02
(1)
►
марта
(9)
►
мар. 29
(1)
►
мар. 24
(1)
►
мар. 22
(1)
►
мар. 20
(1)
►
мар. 19
(1)
►
мар. 14
(1)
►
мар. 12
(1)
►
мар. 10
(1)
►
мар. 09
(1)
►
февраля
(32)
►
февр. 28
(1)
►
февр. 27
(2)
►
февр. 25
(1)
►
февр. 24
(1)
►
февр. 23
(3)
►
февр. 19
(1)
►
февр. 18
(3)
►
февр. 17
(1)
►
февр. 15
(16)
►
февр. 10
(2)
►
февр. 03
(1)
►
января
(11)
►
янв. 29
(1)
►
янв. 26
(1)
►
янв. 25
(1)
►
янв. 23
(2)
►
янв. 22
(1)
►
янв. 13
(1)
►
янв. 12
(2)
►
янв. 11
(2)
►
2020
(135)
►
декабря
(24)
►
дек. 30
(1)
►
дек. 29
(3)
►
дек. 27
(10)
►
дек. 22
(1)
►
дек. 20
(1)
►
дек. 18
(1)
►
дек. 15
(1)
►
дек. 10
(1)
►
дек. 09
(3)
►
дек. 07
(1)
►
дек. 04
(1)
►
ноября
(19)
►
нояб. 30
(1)
►
нояб. 29
(1)
►
нояб. 27
(3)
►
нояб. 22
(1)
►
нояб. 20
(3)
►
нояб. 15
(1)
►
нояб. 13
(2)
►
нояб. 12
(1)
►
нояб. 11
(1)
►
нояб. 06
(1)
►
нояб. 03
(2)
►
нояб. 02
(2)
►
октября
(27)
►
окт. 23
(5)
►
окт. 22
(1)
►
окт. 17
(1)
►
окт. 16
(1)
►
окт. 14
(1)
►
окт. 13
(1)
►
окт. 11
(1)
►
окт. 09
(1)
►
окт. 05
(15)
►
сентября
(37)
►
сент. 30
(1)
►
сент. 25
(2)
►
сент. 18
(2)
►
сент. 17
(2)
►
сент. 16
(1)
►
сент. 15
(7)
►
сент. 09
(2)
►
сент. 07
(11)
►
сент. 05
(2)
►
сент. 03
(3)
►
сент. 02
(3)
►
сент. 01
(1)
►
августа
(1)
►
авг. 14
(1)
►
июля
(1)
►
июл. 24
(1)
►
июня
(2)
►
июн. 22
(1)
►
июн. 01
(1)
►
мая
(6)
►
мая 29
(1)
►
мая 18
(1)
►
мая 07
(1)
►
мая 06
(1)
►
мая 05
(1)
►
мая 04
(1)
►
апреля
(4)
►
апр. 30
(1)
►
апр. 24
(1)
►
апр. 22
(1)
►
апр. 03
(1)
►
марта
(3)
►
мар. 20
(1)
►
мар. 16
(2)
►
февраля
(8)
►
февр. 29
(1)
►
февр. 27
(2)
►
февр. 24
(1)
►
февр. 21
(3)
►
февр. 05
(1)
►
января
(3)
►
янв. 28
(1)
►
янв. 16
(1)
►
янв. 11
(1)
►
2019
(99)
►
декабря
(5)
►
дек. 19
(1)
►
дек. 15
(1)
►
дек. 13
(1)
►
дек. 12
(1)
►
дек. 02
(1)
►
ноября
(6)
►
нояб. 29
(2)
►
нояб. 22
(1)
►
нояб. 21
(1)
►
нояб. 06
(2)
►
октября
(9)
►
окт. 31
(1)
►
окт. 25
(1)
►
окт. 21
(1)
►
окт. 20
(1)
►
окт. 17
(3)
►
окт. 09
(1)
►
окт. 03
(1)
►
сентября
(36)
►
сент. 17
(11)
►
сент. 14
(1)
►
сент. 12
(23)
►
сент. 02
(1)
►
августа
(1)
►
авг. 07
(1)
►
июля
(3)
►
июл. 27
(1)
►
июл. 07
(1)
►
июл. 05
(1)
►
июня
(1)
►
июн. 15
(1)
►
мая
(4)
►
мая 31
(1)
►
мая 15
(1)
►
мая 11
(1)
►
мая 06
(1)
►
апреля
(2)
►
апр. 15
(2)
►
марта
(3)
►
мар. 22
(1)
►
мар. 19
(1)
►
мар. 11
(1)
►
февраля
(6)
►
февр. 23
(1)
►
февр. 22
(1)
►
февр. 03
(4)
►
января
(23)
►
янв. 24
(1)
►
янв. 20
(1)
►
янв. 19
(5)
►
янв. 18
(13)
►
янв. 17
(2)
►
янв. 14
(1)
▼
2018
(88)
►
декабря
(1)
►
дек. 07
(1)
►
ноября
(5)
►
нояб. 23
(2)
►
нояб. 16
(1)
►
нояб. 13
(1)
►
нояб. 12
(1)
▼
октября
(7)
►
окт. 27
(1)
▼
окт. 19
(4)
►
окт. 12
(2)
►
сентября
(9)
►
сент. 18
(1)
►
сент. 16
(1)
►
сент. 15
(5)
►
сент. 01
(2)
►
августа
(38)
►
авг. 31
(1)
►
авг. 28
(1)
►
авг. 24
(34)
►
авг. 19
(1)
►
авг. 12
(1)
►
июля
(2)
►
июл. 14
(1)
►
июл. 07
(1)
►
июня
(2)
►
июн. 16
(1)
►
июн. 10
(1)
►
мая
(4)
►
мая 31
(1)
►
мая 25
(1)
►
мая 19
(1)
►
мая 11
(1)
►
апреля
(9)
►
апр. 26
(4)
►
апр. 20
(2)
►
апр. 19
(2)
►
апр. 13
(1)
►
марта
(4)
►
мар. 16
(3)
►
мар. 02
(1)
►
февраля
(5)
►
февр. 27
(1)
►
февр. 24
(1)
►
февр. 20
(3)
►
января
(2)
►
янв. 20
(1)
►
янв. 12
(1)
►
2017
(18)
►
декабря
(3)
►
дек. 29
(1)
►
дек. 22
(1)
►
дек. 12
(1)
►
ноября
(2)
►
нояб. 24
(1)
►
нояб. 13
(1)
►
октября
(3)
►
окт. 22
(1)
►
окт. 21
(1)
►
окт. 20
(1)
►
сентября
(5)
►
сент. 29
(1)
►
сент. 20
(1)
►
сент. 16
(1)
►
сент. 14
(1)
►
сент. 10
(1)
►
мая
(1)
►
мая 31
(1)
►
апреля
(1)
►
апр. 29
(1)
►
марта
(1)
►
мар. 03
(1)
►
февраля
(1)
►
февр. 17
(1)
►
января
(1)
►
янв. 13
(1)
►
2016
(6)
►
октября
(1)
►
окт. 29
(1)
►
августа
(1)
►
авг. 26
(1)
►
мая
(1)
►
мая 20
(1)
►
апреля
(1)
►
апр. 23
(1)
►
марта
(1)
►
мар. 04
(1)
►
января
(1)
►
янв. 17
(1)
►
2015
(2)
►
октября
(1)
►
окт. 24
(1)
►
января
(1)
►
янв. 10
(1)
Развлечения. Общественные места
«Зоопарк»
Задачи:расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.Предварительная работа: Чтение литературных произведений о животных. Рассматривание иллюстраций о диких животных. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк» Рассказ воспитателя о работе ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Коллективная лепка «Зоопарк» Изготовление с детьми атрибутов к игре.Игровой материал: крупный строительный материал, дикие животные (игрушки), посуда для кормления животных, инвентарь для уборки (ведра, метлы, совки), халаты, шапки, санитарная сумка (фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, порошки), касса, билеты, деньги.
«Цирк»
Задачи: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.Роли: билетёры, работники буфета, директор цирка, артисты (клоуны, дрессировщик, фокусник, акробат и др.).Игровые действия: Покупка билетов, приход в цирк. Покупка атрибутов. Подготовка артистов к представлению, составление программы. Цирковое представление с антрактом. Фотографирование. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о цирке. Беседа по личным впечатлениям детей о посещении цирка. Экскурсия в цирк. Чтение произведений «Девочка на шаре» В. Драгунского, «Цирк» С.Маршак, «Друзья мои кошки» Ю. Куклачёв. Изготовление атрибутов для игры (билеты, программки, афиши, гирлянды, флажки и т.д.)Игровой материал: афиши, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты (носики, колпаки, свистульки, мыльные пузыри, «ушки»), гирлянды, флажки, атрибуты для цирковых артистов (канаты, обручи, шары, булавы), грим, косметические наборы, спецодежда для билетёров, работников буфета и др.
«В кафе»
Задачи: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.Игровые действия в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание. Игровой материал необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.