Сюжетно-ролевые игры в средней группе

Содержание карточек по сюжетно-ролевым играм

Сейчас я подробно расскажу о том, что именно можно написать в карточки по конкретным ролевым забавам. Поскольку самое значимое в жизни каждого человека – это его семья, то начну с этого раздела картотеки.

Семья. Игра для детей 4-5 лет

Эти сюжеты годятся для игр в средней группе, младшеньким деткам не стоит предлагать много подсюжетов игры. Берем, например, «Мама заболела» и «Помогаем маме стирать белье» и проводим сюжетно-ролевую игру.

А для детей старшей группы можно дать сразу несколько подсюжетов и объединить их в одну игру.Итак, написали название игры, выписали задачи. Затем указываем инструментарий – те атрибуты, которые имеются в группе. Обычно это мебель, посуда, куклы, машинки и т.п.

Роли: папа, мама, ребенок, может, бабушки-дедушки, если мама заболела, то приходит врач. Если нужно идти в аптеку, то аптекарь еще нужен.

Предварительная работа: беседы на тему семья, стихи, рассказы (конкретные названия).

Далее описываем игровые действия: мама пришла с работы и сказала, что у нее болит горло (голова, нога и т.д.). Папа предлагает маме лечь и дает ей градусник или кладет на ногу (голову) компресс. Далее можно вызвать врача, можно вместо мамы постирать белье, приготовить ужин и принести маме.

Короче, что-то в этом роде пишем и доводим до какого-то логического завершения. Например, бабушка сделала маме лечебный чай, и у мамы горло перестало болеть.

Игровая позиция ребенка

Весь смысл игры строится на роли ребенка, которую он играет. Это может быть изображение персонажа из книги или мультфильма, а может и придуманная роль, основанная на профессии взрослого. Но в любом случае, исполнение роли дает ребенку возможность выразить себя и привнести свое собственное видение данного персонажа в сюжете игры. Однако, нужно соблюсти баланс и не отступить от плана, придуманного и поддержанного всей группой играющих. При сильном отклонении возможно общее недовольство, что учит ребенка правилам взаимодействия в коллективе.

Дети уже способны исполнять роли с четырех лет. Хотя вся игра построена на передаче эмоций между персонажами посредством мимики, речи и жестов. В таком возрасте, скорее всего, потребуется помощь педагога, чтобы подобрать желаемую роль для ребенка, потому что весь процесс завязан на эмоциях ребенка. Если роль не подходит по половому признаку, то ребенок воспротивится ее исполнять. А также в зависимости от симпатии или неприятия ребенком роли, персонажа которого он должен играть, зависит качество исполнения и вовлеченность в процесс.

Какие разделы должны быть в картотеке сюжетно-ролевых игр?

Я уж столько писала о сюжетных забавах для деток разного возраста, что внимательные читатели могут легко перечислить самые популярные из них. Понятно, что с возрастом количество сюжетов растет, они становятся более сложными. Но перечень основополагающих сюжетов для игр практически неизменный для всех возрастных групп.

Каждый общий сюжет, например «Семья», для деток младшей группы содержит пару-тройку подсюжетов (мама готовит ужин, мама укладывает ребенка спать, папа идет на работу и т.п.), а для деток постарше данная категория может включать 10 подсюжетов.Я сейчас перечислю примерный список тем для сюжетно-ролевых игр, которые обязательно нужно включить в картотеку, а потом подробно расскажу о каждой категории отдельно:

  • Семья;
  • Магазин (супермаркет);
  • Больница (поликлиника);
  • Детский сад;
  • Парикмахерская (салон красоты);
  • Кафе;
  • Зоопарк;
  • Почта;
  • Профессии (водители, строители, моряки, космонавты и т.д.)

В подготовительной группе логично добавить игру в школу, правила дорожного движения. Естественно, что каждый воспитатель на свой выбор добавляет свои сюжеты, если есть собственные хорошие наработки и атрибуты. Но базовый перечень игр необходимо отрабатывать в любом случае, ведь такие игры – это путь малыша во взрослую жизнь.

Чем вообще регламентирован выбор именно этих тем для сюжетно-ролевых игр? Если вы заметили, то тематика охватывает самые наши «животрепещущие» реалии. Иногда меня спрашивают: зачем, мол, играть с детками в забавы по реальным сюжетам, ведь и так дети наблюдают наши реалии ежедневно. Например, если малыши посещают детский сад, нужно ли еще и играть, изображая привычные условия?

В этом и весь смысл сюжетно-ролевых игр, что именно через проигрывание бытовых ситуаций ребята осознают свое место в мире, учатся взаимодействовать с другими людьми, «тренируются», как они будут вести себя в самостоятельной жизни.

Что представляют собой карточки по сюжетно-ролевым играм?

Поскольку как вы знаете, игра является самым главным методом обучения дошкольников, я стараюсь максимально разнообразить игровые моменты для деток, но при этом процесс должен быть не спонтанным, как Бог на душу положит, а упорядоченным и соответствовать требованиям по ФГОС. Дидактические материалы в садике – это обязательный атрибут в работе воспитателя. Каждое свое слово, жест мы сопровождаем наглядными пособиями.

Немудрено, что такому большому пласту в воспитательной работе как игры по сюжету посвящена отдельная картотека. Это может быть папка с вложенными картонными листами, на которых размещена информация о конкретной забаве, или коробка, где удобно хранить карточки.

Можно вставить каждый лист в файл или заламинировать, чтобы обеспечить долгую «жизнь» карточкам. Вообще этот дидактический материал – своеобразная шпаргалка для воспитателя. Мы сами для себя записываем все моменты, которые нужно учитывать при организации детской развивающей забавы.

Строгих требований к оформлению нет. Но структура, в принципе, одинаковая: на одной стороне может быть картинка, изображающая сценку из сюжетной игры, на второй стороне – конкретные данные об игре:

  • Название и задачи сюжетной забавы, иными словами – программное содержание;
  • Атрибуты или игровой материал;
  • Краткое описание подготовительной работы: перечисление тематических стихов, рассказов, тематик бесед, возможно – экскурсии и т.п.;
  • Перечень предполагаемых ролей по сюжету игры;
  • Перечисление возможных тематических подсюжетов;
  • Краткое описание действий во время игры.

Я пишу, как мне удобно, но вместе с тем предполагаю, что мои материалы будут просматривать коллеги, руководство, поэтому стараюсь делать все красиво и четко. В детском саду обычно воспитатели либо заимствуют идеи оформления у других или стремятся выделиться, сделав что-то эксклюзивное, не такое, как у всех.

Можно наклеить вместо тематических картинок фотографии воспитанников во время ролевой забавы, это будет более интересно, я считаю. Возможно, кто-то из читателей захочет поделиться своим опытом составления картотеки? Буду очень признательна!

Ролевая игра «Больница (поликлиника)»

К сожалению, поликлиника или больница – место, где с детками дошкольного возраста мы бываем частенько. Возможные сюжеты: поранил Мишка лапу, болит ушко у Зайчика, вызываем врача домой, Лисенку нужно сделать прививку, у мамы болит горло.Задачи игры: формирование интереса к профессии врача, вырабатывание навыков доброжелательного общение, развитие творческих способностей и актерского мастерства, развитие речи и еще выбираем несколько пунктов из моего списка.

Словарь: прививка, фонендоскоп, витамины и т.д. Понятно, что для каждой возрастной группы слова соответственно возраста.

Инструментарий: все, что относится к больнице. Я как-то рассказывала, как из компакт-диска сделать зеркало лор-врача, а из деревянной палочки от мороженого – градусник. Но не забываем о предметах-заместителях!

Я к родителям обращаюсь: не думайте, что использование палочки вместо игрушечного градусника – это удел бедных детей, которым родители не могут купить игрушки. Использование предметов-заместителей является важным этапом в формировании воображения, фантазии, смекалки. Не бегите сразу в магазин, если видите, как малыш трогательно приспособил крышечки от пластиковых бутылок под чашечки и тарелки для кукол. Пусть воображает, что это посуда!

Роли: родители, ребенок, врач, медсестра, водитель скорой помощи.

Предварительная работа: как обычно, стихи, рассказы, посещение медкабинета в садике, изготовление атрибутов к игре.

Игровые действия: все, как в жизни. Вызываем по телефону врача, медсестра накладывает бинт, ставит укол, делает прививку. Врач слушает жалобы, выписывает рецепт.

Слайд 7Основной этап.-Беседы с детьми по темам «Какие мы знаем профессии», «Строители»,

«Что делают в прачечной?», «Как нужно себя вести в магазине», «Айболит спешит на помощь», «Правила дорожные знать малышам положено!», «Кто такой инспектор ДПС», «Что нам приготовил повар-кондитер?», «Зачем мы ходим в пкрикмахерскую».-Непосредственно образовательная деятельность.1) Занятие по развитию речи на тему «Очень мамочку люблю, потому что…», целью которого было напомнить детям, в каких профессиях может быть занята их мама (врач, продавец, прачка и т.д.).2) Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хорошо у нас в детском саду», целью которого было проведение экскурсии в прачечную, на кухню и в кабинет медсестры. (Закрепление знаний о профессиях повара, прачки и медсестры.)

3) Занятие по лепке на тему «Бублики (баранки)», целью которого было слепить кондитерские изделия для сюжетно-ролевой игры «Повар-кондитер».4) Занятие по рисованию на тему «Разноцветные колеса», целью которого было закрепить умение рисовать предметы круглой формы, и напомнить детям, что транспортом управляет шофер (водитель), который соблюдает правила дорожного движения и подчиняется приказам инспектора ДПС.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

Малыши всегда охотно воображают, что они кого-то кормят, угощают или готовят лакомства. Помните, как можно сделать пирожные, пиццу, пельмени, яичницу из волока, хозяйственных губок и салфеток? Эти атрибуты отлично подойдут для игры «Кафе».

Задачи игры: познакомить детей с особенностями профессии повара, кондитера, официанта. Привить ребятам умение вести себя в общественном месте, делать заказ, аккуратно кушать, благодарить официанта, проявлять заботу о других людях

Обогатить словарный запас, научить взаимодействовать в игре, проявлять внимание и тактичность к другим ребятам.Словарь: обслуживание, кондитерская, официант, меню, аниматор

Подготовительная работа: беседы, чтение тематической литературы, изготовление атрибутов своими руками.

Роли: официанты, посетители, уборщица, кондитер (повар), водитель, аниматоры.

Игровые действия: кукла Маша пригласила друзей на День рождения в детское кафе. Игрушки приходят в кафе, их встречают аниматоры, дарят воздушные шары, развлекают. Все поздравляют Маша и дарят подарки. Затем все усаживаются за столики и выбирают из предложенного официантом меню разные лакомства.

Официанты все приносят, красиво раскладывают. Куклы кушают, не забывают аккуратно вытирать ручки салфетками, благодарить официантов, правильно пользоваться приборами. Покушав и потанцевав, игрушки садятся в такси и едут домой.

Я думаю, вы поняли, как заполнять карточки на сюжетно-ролевые игры, не так ли? Всё просто, если выработать определенный алгоритм. Я не стала подробно описывать все виды сюжетно-ролевых игр, думаю, по аналогии вы все сделаете.

Рекомендации родителям

Малыши играют не только в детском саду, но и дома. О том, чтобы игра была успешной, должны позаботиться родители. Чем старше становится ребёнок, тем чаще он задаёт различные вопросы. Мамы и папы должны поощрять детскую любознательность, вместе искать ответы, наблюдать за природой, трудом людей, делать выводы: «Почему на улице лужи?»; «Бабушке нездоровится. Как поступим?» и т.д. Полученные представления ребёнок отражает в игре.

Развитию игр способствует чтение и обсуждение литературных произведений, посещение театра, слушание музыкальных произведений (детские песни, пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и т.д.), просмотр мультиков и кинофильмов для детей.

Не стоит бояться приглашать в гости друзей своего ребёнка. Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста весело проходят в хорошей компании.

Наконец, у ребёнка должно быть собственное пространство, по крайней мере, часть комнаты, где он будет чувствовать себя хозяином положения. Игрушки и другие атрибуты хранятся в специальных ящиках или коробках.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Салон красоты».

Задачи: создать положительный интерес к сюжетно-ролевым играм, условия для творческого самовыражения;

формировать представления детей о сотрудниках салона и о том какую работу выполняет каждый из них; формировать умения детей действовать в соответствии с выполняемой ролью; способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры; развивать диалогическую речь, восприятие, внимание, память; воспитывать интерес к сюжетно-ролевым играм, культуру поведения в общественных местах, уважительное отношение к сотрудникам салона, доброжелательное отношение друг к другу в игре

Словарная работа: прическа, фен, стрижка, челка, бигуди, директор, администратор, визажист, мастер маникюра, клиент, услуги.

Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: детская мебель (диван, кресла), блокнот для записей, телефон, книга жалоб и предложений, кассовый аппарат, деньги, альбомы, журналы, визитки салона; набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчёски, фартук, накидка для клиента, заколки, резинки, баночки от шампуня) баночки от крема, пудреницы, зеркала, ватные диски, кисточки, набор детский «Уборщица».

Игровые роли и действия:

Директор — руководит салоном; беседует с клиентами, предлагает им книгу жалоб и предложений;

Администратор — принимает плату за услугу, записывает в журнал об услуге, принимает звонки;

Парикмахер — причесывает, стрижет, сушит феном волосы, предлагает посмотреть в зеркало.

Визажист — наносит крем на лицо, красит глаза, губы;

Мастер маникюра — принимает заказ клиента, делает маникюр;

Уборщик — моет и подметает полы в салоне;

Клиенты – посещают салон, здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, платят и благодарят за услуги.

Мотивация. Проблемная ситуация: Кукла Катя собирается на день рождение, ей нужно сделать причёску, макияж и маникюр.

Слайд 14«Скорая помощь» Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать

чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость; воспитывать культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: больной звонит по телефону и вызывает скорую помощь: называет фамилию и имя больного, сообщает возраст, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Игровой материал: телефон, халат доктора, шапочка доктора, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, шприц, лекарства, и т. д.

Как заполнить карточку на игру «Ферма (зоопарк)»?

Выбор тематики сюжетно-ролевых игр зависит и от местности, в которой живут дети. Лучше подбирать сюжеты о том, что детки знают. Например, если в вашем поселке есть ферма, то играйте в нее. Деткам будет понятней. А вот зоопарк для малышей, которые никогда там не были, не подойдет. Они растеряются и не поймут, что от них требуется. Это касается младшей группы.Детки постарше уже отлично знают и про зоопарк и про ферму, даже если не видели собственными глазами домашних или диких животных.

Итак, задачи сюжетно-ролевой игры «Ферма»: познакомить детей с животным миром, рас ширить словарный запас, развить теплые чувства к домашним животным, сформировать потребность ухаживать за животными. Научить взаимодействовать во время игры. И далее выбирайте из уже знакомого вам списка задач.

Словарь: домашние и дикие животные (названия), фермер, ветеринар, загон для скота.Роли: фермер, скотовод, ветеринар, тракторист, свинарки, животновод, доярка.

Предварительная работа: чтение тематической художественной литературы, просмотр мультфильмов о животных, беседы, изготовление атрибутов для игры. Если есть возможность – посещение фермы или скотоводческого хозяйства.

Игровые действия: фермер и его помощники утром идут кормить животных, если животное заболело – приглашают ветеринара для осмотра и лечения. Тракторист привозит корма животным, разносит по кормушкам. Помощники подметают скотный двор, убирают за животными. Доярки наливают молоко в бидоны и тракторист отвозит бидоны в магазины.

Вообще описание игровых действий зависит от выбранного конкретного сюжета.

Взаимосвязь видов игр дошкольников

Ближе всех к сюжетно-ролевой стоит режиссёрская игра. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки).

Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов. Иногда в группе организуются целые спектакли, сюжет которых по желанию участников может меняться.

Строительно-конструктивная игра идёт бок о бок с другими видами. Так как малыши обыгрывают свои постройки (домик для кукол, теремок, забор вокруг площадки и т.д.). Элементы сюжета есть и в подвижных разновидностях («Кот и мыши», «Али-Баба» и др.).

Дидактические игры, организованные по инициативе педагога, помогают узнать много нового о природе, жизни людей. Они развивают речь малышей, формируют у детей элементарные математические представления

В какую бы игру ни играл ребёнок, важно, чтобы она была захватывающей, интересной, способствовала воспитанию и развитию малыша

Характеристика сюжетно-ролевых игр

Большое влияние на развитие ребенка оказывают сюжетно-ролевые игры. В этой игре ребенок может примерить на себя роль взрослого и попробовать поиграть в различные профессии. Такая игра идет естественно и руководима самими детьми, а играя роль взрослого, ребенок учится строить отношения с окружающими, и может проявить все свои способности и оригинальность.

У детей в возрасте пяти — шести лет происходит осознание себя, как личности со своими стремлениями и заложенным потенциалом. Близкое знакомство с жизнью и ролями людей у ребенка происходит постепенно: сначала в собственной семье, затем в коллективе детского сада и друзьями на дворовой площадке. А играя в сюжетно-ролевые игры, ребенок изнутри знакомится с социальными ролями взрослых, ведь он пробует их по возможности детально воспроизвести. Поэтому воспитатели детского сада обязательно знакомят детей с особенностями такой игры.

Когда ребенок играет роль взрослого, особенно старательно воспроизводя профессию, то он погружается в выдуманный мир и на самом деле воображает себя, к примеру, стоящим за кассой продавцом или лечащим пациентов доктором. В этом процессе задействована не только вся фантазия ребенка, но и подключены эмоции смешанные с восторгом от своей новой роли и открывающимися возможностями, пусть и только лишь в игре, ведь в роли покупателей или пациентов выступают ровесники.

Дети задействуют все предметы окружающей обстановки, гармонично вписывая их в свой сюжет. Стул незаметно превращается в домик, а кресло в автомобиль. Ребенок сам устанавливает правила и придумывает дальнейшее развитие истории и каждый может выбрать роль по интересам. Здесь помощь взрослых не нужна, дети с большим удовольствием справляются сами, воплощая в игровой форме все свое представление о роли профессии и поведении между членами игры.

Хоть сюжетно-ролевая игра это всего лишь детское развлечение, но ребенок в процессе игры приобретает полезный опыт и новую информацию, что никогда не будет лишним, а принесет лишь пользу.

Предметы-заместители

Большой интерес представляет использование детьми игрушек и других атрибутов для игр. С куклами, пупсами, машинками всё более или менее понятно. В большинстве случаев они используются по назначению. Но вот понадобилось погладить кукле платье, а утюга нет. Девочка, исполняющая роль мамы, вовсе не расстроится, а возьмёт деталь конструктора в форме параллелепипеда. Подвигает кирпичик туда-сюда, пошипит — и готово. Или мальчики изображают полицейских, а пластмассовых пистолетов на всех не хватает. Недолго думая, малыш превратит в оружие ветку дерева или собственные пальцы.

Учёные свидетельствуют о том, что во время игры дети не теряют связи с реальностью. Далеко не каждый предмет может быть замещён другим. Малыши выполняют замещения не столько по внешнему сходству, сколько по едва уловимому внутреннему единству. Так, если спросить у ребёнка, может ли щётка разговаривать, он ответит, что в сказке может. Но если во время игры в больницу попросить «врача» выписать рецепт щёткой, то «доктор» сразу же заявит, что это невозможно. Зато в отсутствие ручки или карандаша их легко заменит счётная палочка. Изображая всадника, дошкольник будет с упоением скакать на палке, стуле, скамейке, но в роли коня никогда не выступит кукла, грузовая машина или игрушечные весы.

Применение заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Какие задачи выполняют сюжетно-ролевые игры?

Активное коммуницирование со сверстниками, взрослыми людьми, обучение правилам общения, внимательности к другим участникам процесса;
Развитие способностей к творчеству через поиск интересных сюжетных линий в игре, придумывание нестандартных решений, подбор атрибутов;
Обучение самоорганизации путем самостоятельного распределения ролей, решения конфликтов споров;
Выработка чувства такта и уважения к товарищам;
Активизация умственной деятельности, умения анализировать и планировать свои действия;
Выявление разнообразных талантов, интересов, наклонностей к выразительному чтению, актерской игре и т.п.;
Пробуждение интереса к профессиям и занятиям взрослых, уважение к труду;
Воспитание положительных человеческих качеств: сопереживание, доброта, желание прийти на помощь;
Проявление чувства юмора и воспитание доброжелательного отношения к чужим и своим ошибкам;
Повышение самооценки детей, путем выявления перед коллективом их талантов и способностей;
Воспитание чувства локтя и сплочение детей в группе;
Формирование умения использования предметов-заместителей с целью развития фантазии и нестандартного мышления;
Приучение к аккуратному и бережному использованию игрушек и раздаточного материала;
Обучение основам актерской игры посредством передачи характера роли по сюжету;
Вырабатывание навыков дисциплины и умения следовать установленным сообща правилам игры;
Закрепление стойкого интереса к сюжетно-ролевым играм как наиболее важному способу познания мира.

Но вернемся к картотеке сюжетно-ролевых игр. Поскольку на каждой карточке с названием игры желательно указывать цели, которые ставит перед собой воспитатель, предлагая детям ту или иную забаву, вполне логично воспользоваться приведенным выше перечнем задач и просто вписывать некоторые из них, чередуя в зависимости от направления игры.

Интернет-новинки из мира обучающей и методической литературы

К слову, об оформлении картотеки. Если есть деньги, но нет желания заморачиваться с карточками, можно спокойно купить готовые наборы по темам, например, в «УчМаге» я нашла разрезные карты на тему «Больница». Не сказать, что прямо копейки, но раз в жизни можно закупить материалы и пользоваться все свою трудовую деятельность.

Вы также сможете отыскать карточки по теме семья (игра для детей 3-4 лет и старше).Также родителям будет удобно планировать свои игровые занятия с использованием карточек…«УчМаг» еще подготовил специальный обучающий компакт-диск с информацией на тему: «Игровое пространство как эффективное условие развитие ребенка», материалы будут интересны педагогам и активным родителям, которые хотят развивать малыша согласно «последнему слову науки».

Мамам и папам с активной позицией также рекомендую прекрасную книгу Натальи Краснощековой «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Я считаю, что такое пособие обязательно должно быть не только в домашней библиотеке, но и лежать на прикроватном столике для постоянного изучения в свободную минуту.

Еще одна неплохая методичка «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет» серии «Растем гражданами и патриотами». Здесь представлены, если можно так выразиться, глубокие материалы по нашей теме.

Кстати, забыла сказать, что эти две книги можно купить в «Лабиринте.ру» – хороший портал для читающих людей.

Вообще организация НОД (непосредственной образовательной деятельности) в детском саду невозможна без качественных дидактических материалов, которые являются показателем профессионализма воспитателя. Как говорит руководство: любо-дорого смотреть на картотеку или папки, упорядоченные, грамотные, аккуратные, солидные.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий