Сюжетно-ролевая игра в средней группе

Сюжетно-ролевая игра: НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Каждый возраст в жизни человека приносит нам новые открытия. Для дошкольника весь огромный окружающий мир полон загадок и секретов, и долг взрослых – всеми силами способствовать тому, чтобы познание окружающей действительности для ребёнка происходило в увлекательной игровой форме.

Уголок экспериментирования в детском саду откроет для детей двери в мир элементарных знаний из области физики, химии, биологии и других естественных наук.

Сила эксперимента в том, что он наглядно демонстрирует детям важнейшие законы природы в действии. Так как дошкольники ещё не обладают достаточно развитым абстрактным и логическим мышлением для того, чтобы постигать законы реальности по формулам и научным выкладкам, именно эксперимент для них становится проводником в мир действительно полезных и актуальных научных знаний, адаптированных к детскому восприятию.

На фото вы видите «Магнитный Жезл». Уникальное оборудование для детских садов, чтобы обьяснить силу магнита, его действия и другое. Это увлекательно, интересно и полезно! «Магнитные жезлы» — это иностранное оборудование, которое еще только сегодня начало появляться в детских садах.

Предметы-заместители

Большой интерес представляет использование детьми игрушек и других атрибутов для игр. С куклами, пупсами, машинками всё более или менее понятно. В большинстве случаев они используются по назначению. Но вот понадобилось погладить кукле платье, а утюга нет. Девочка, исполняющая роль мамы, вовсе не расстроится, а возьмёт деталь конструктора в форме параллелепипеда. Подвигает кирпичик туда-сюда, пошипит — и готово. Или мальчики изображают полицейских, а пластмассовых пистолетов на всех не хватает. Недолго думая, малыш превратит в оружие ветку дерева или собственные пальцы.

Учёные свидетельствуют о том, что во время игры дети не теряют связи с реальностью. Далеко не каждый предмет может быть замещён другим. Малыши выполняют замещения не столько по внешнему сходству, сколько по едва уловимому внутреннему единству. Так, если спросить у ребёнка, может ли щётка разговаривать, он ответит, что в сказке может. Но если во время игры в больницу попросить «врача» выписать рецепт щёткой, то «доктор» сразу же заявит, что это невозможно. Зато в отсутствие ручки или карандаша их легко заменит счётная палочка. Изображая всадника, дошкольник будет с упоением скакать на палке, стуле, скамейке, но в роли коня никогда не выступит кукла, грузовая машина или игрушечные весы.

Применение заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе.

«Поликлиника»

Цель:

Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах, на приеме в поликлинике; дать представление о функционировании человеческого организма

Материалы, атрибуты, оборудование:

Белые халаты и шапочки для врачей, номерки для гардеробщицы, таблицы и указка для окулиста, «рентгеновский снимок» с изображением внутренних органов человека, фонендоскоп, градусник и аппарат для измерения давления для терапевта, шприц

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня в нашем детском саду начинает работать поликлиника. Прежде всего, войдя в поликлинику, нужно раздеться.

(Дети имитируют раздевание, здороваются с гардеробщиком, получают номерок, благодарят)

Воспитатель: Теперь давайте пройдем в регистратуру за картами. Чтобы ее получить, необходимо назвать фамилию, имя и адрес.

(Дети берут карточки и идут к врачу. Воспитатель напоминает, что в поликлинике нельзя бегать, кричать, потому, что туда приходят люди, которые не очень хорошо себя чувствуют, и не стоит доставлять им лишние неприятности)

Воспитатель: Мы пришли сегодня в поликлинику, чтобы пройти медосмотр, то есть проверить, здоров ли наш организм. Сначала мы пойдем в кабинет глазного врача.

Окулист

(Дети заходят в кабинет. Врач по очереди проверяет зрение у детей с помощью таблицы. Зрение у все хорошее. Проводит беседу о профилактике глазных заболеваний — нельзя тереть глаза грязными руками, если в глаз попала соринка, необходимо аккуратно поглаживать глаз по направлению к носу; рассказывает, для чего необходимы очки: лечебные очки улучшают зрение, солнечные очки защищают глаза от яркого солнца, очки для подводного плавания позволяют нырять и рассматривать подводный мир)

Рентгеновский кабинет

Врач просит пациента раздеться до пояса и стать позади экрана. Берет снимок, показывает и рассказывает, что на нем изображено:

Эта трубка — пищевод, по ней пища попадает в желудок

Это желудок, в нем пища переваривается — полезные и нужные вещества усваиваются организмом, а ненужные идут дальше и из организма удаляются.

Это легкие — в них поступает воздух, котрым мы дышим.

Это — сердце, оно постоянно в движении — как маленький насос, качает кровь по всему телу.

Врач рассказывает, что для того, чтобы все органы были здоровы, важно есть полезную пищу: овощи и фрукты, дышать чистым воздухом и заниматься физкультурой. Врач-отоларинголог

Врач-отоларинголог

Врач осматривает уши, горло и нос пациентов, рассказывает о профилактике лор-заболеваний: для того, чтобы горло было здоровым, нельзя есть мороженное большими кусками, вредно дышать ртом — для этого предназначен нос. Нельзя засовывать мелкие предметы в уши и нос — они могут там застрять, и вынут их только в больнице. Нельзя слушать громкую музыку и громко кричать , нужно правильно пользоваться носовым платком.

Врач-дерматолог

Врач проводит осмотр пациентов: просит их показать руки, живот, осматривает волосистую часть головы.

Врач рассказывает, как нужно ухаживать за кожей: не реже одного раза в день мыться горячей водой с мылом и мочалкой, руки мыть перед едой и после посещения туалета. Нельзя трогать бродячих животных — можно заразиться очень неприятным заболеванием. Расчесывать волосы можно только своей расческой, нельзя примерять чужие головные уборы — это нужно, чтобы не заразиться насекомыми — вшами, которые живут на голове человека.

Терапевт

Сегодня мы пришли к терапевту, чтобы он осмотрел нас и сказал, все ли у нас в порядке.

(Врач измеряет температуру, прослушивает грудную клетку фонендоскопом, измеряет давление).

Врач: Температура, давление в норме. Сердце бьется ровно, легкие дышат хорошо, хрипов в них нет. Вы здоровы. Но вам нужно сделать прививку, чтобы не заболеть. Пойдите к медицинской сестре.

(Медицинская сестра протирает руку ваткой, делает укол)

Воспитатель: Наши визиты к врачам закончились. Мы здоровы и знаем, как вести себя, чтобы здоровье сохранить.

Игровая позиция ребенка

Весь смысл игры строится на роли ребенка, которую он играет. Это может быть изображение персонажа из книги или мультфильма, а может и придуманная роль, основанная на профессии взрослого. Но в любом случае, исполнение роли дает ребенку возможность выразить себя и привнести свое собственное видение данного персонажа в сюжете игры. Однако, нужно соблюсти баланс и не отступить от плана, придуманного и поддержанного всей группой играющих. При сильном отклонении возможно общее недовольство, что учит ребенка правилам взаимодействия в коллективе.

Дети уже способны исполнять роли с четырех лет. Хотя вся игра построена на передаче эмоций между персонажами посредством мимики, речи и жестов. В таком возрасте, скорее всего, потребуется помощь педагога, чтобы подобрать желаемую роль для ребенка, потому что весь процесс завязан на эмоциях ребенка. Если роль не подходит по половому признаку, то ребенок воспротивится ее исполнять. А также в зависимости от симпатии или неприятия ребенком роли, персонажа которого он должен играть, зависит качество исполнения и вовлеченность в процесс.

Уголок для игры в БОЛЬНИЦУ

Одни из самых популярных сюжетов у детей — это поликлиника, больница, стоматологический кабинет

Уже с детства малыши понимают всю важность такой профессии, как доктор. Игра в больницу — это неотъемлемая часть детского игрового досуга. Как правило для организации уголка необходима специфическая мебель: детская кушетка и шкафчик с красным крестом

Если ент возможности организовать кушетку, то шкафчик должен быть обязательно. Что туда необходимо положить, я думаю, догадаться не сложно — муляжи медицинских инструментов, баночки, вату, бинт и другие предметы, которые у детей ассоциируются с больницей. Так же хорошо заготовить бланки для рецептов и назначений, которые будет выписывать ваш доктор. Наборы врача продаются в любом магазине, приобрести их не сложно и не дорого. Отличный и широкий выбор есть у «Полесья» от докторских тележек — до самых простых и бюджетных наборчиков

Как правило для организации уголка необходима специфическая мебель: детская кушетка и шкафчик с красным крестом. Если ент возможности организовать кушетку, то шкафчик должен быть обязательно. Что туда необходимо положить, я думаю, догадаться не сложно — муляжи медицинских инструментов, баночки, вату, бинт и другие предметы, которые у детей ассоциируются с больницей. Так же хорошо заготовить бланки для рецептов и назначений, которые будет выписывать ваш доктор. Наборы врача продаются в любом магазине, приобрести их не сложно и не дорого. Отличный и широкий выбор есть у «Полесья» от докторских тележек — до самых простых и бюджетных наборчиков.

Сюжетно-ролевая игра: БЮРО ПУТЕШЕСТВИЙ

Уголок мира в детском саду (или бюро путешествий) активно способствует тому, что ребёнок усваивает важные географические и политико-экономические понятия. Для детей, которые никогда не были в других странах, бывает действительно сложно понять настоящие масштабы мира, и уголок путешественника с успехом решает эту проблему. Кроме того, игра в путешествие является сильнейшим стимулятором интереса к познанию окружающего мира. К тому же, в бюро путешествий можно организовать игровую программу по путешествию даже в космос или на дно океана.

Ещё одна уникальная функция уголка мира в детском саду – это возможность привязки его к изучению иностранных языков, что, несомненно, очень актуально

Для дошкольника, который изучает иностранный язык, важно ознакомиться не только с алфавитом и начальными правилами грамматики, но и познать культуру и традиции других стран, что также с успехом реализуется в пространстве уголка мира в детском саду

На фото вы видите говорящий плакат «Живая география». С ним детям легче изучать и понимать природу нашей Земли. Это современное оборудование для дома и детского сада. На второй фото: Глобус Земли физический, д-250 мм.

Слайд 14«Скорая помощь» Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать

чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость; воспитывать культуру общения.
Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
Игровые действия: больной звонит по телефону и вызывает скорую помощь: называет фамилию и имя больного, сообщает возраст, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
Игровой материал: телефон, халат доктора, шапочка доктора, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, шприц, лекарства, и т. д.

Структура игры: сюжет

Как и в любой истории, основу которой составляет сюжет, так и в процессе игры дети сами придумывают события, которые следуют одно за другим. Основой их являются происшествия из реальной жизни, с которыми непосредственно столкнулся сам ребенок или свидетелем которых был.

И что интересно, то в зависимости от географического проживания детей сюжет игры разный. Дети, которые живут ближе к морю, чаще играют в капитанов корабля, строителей морских судов и спасателей. У детей северных народов преобладает сюжет, связанный с охотой и оленеводством.

И не только география влияет на игру, но и различные происшествия, неожиданно происходящие с ребенком или окружающими его людьми. Тогда ребенок может примерить на себя роль спасателя, пожарного или полицейского. А некоторые известные личности способны побудить ребенка подражать им и строить сюжет на основе их деятельности.

Сюжетно – ролевая игра в средней группе

Организация: МАДОУ детский сад № 44

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

Слайд 1 Сюжетно-ролевая игра в средней группе

Игра – ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Сюжет и роли в игре дети заимствуют во взрослом мире, в обществе.

В игровой деятельности активно развиваются мыслительные способности дошкольников, раскрывается творческий потенциал. Играть для ребёнка – значит осмысливать человеческие отношения, узнавать о профессиях, общаться со сверстниками.

Слайд 2

Д.Б. Эльконин подчёркивает, что именно в игре ребёнок приобщается к тем общественным отношениям, которые приняты в обществе и считает игру одним из самых эффективных средств нравственного воспитания дошкольников. Особое место занимают так называемые сюжетно-ролевые игры.

Слайд 3

В сюжетно-ролевых играх воспитанники изображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д

Осознавая, что игра – не настоящая жизнь, они, тем временем, по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои мысли и чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след, который сказывается на его отношении к людям, их труду, вообще к жизни

В игре воспитанники выбирают ииспользуют атрибуты по назначению. Воспитателю необходимо дать своим воспитанникам больше самостоятельности. Выступать в роли советчика, отходить от непосредственного участия в игре, но время от времени ненавязчиво вмешиваться в нее, помогая ребенку словом, советом.

Слайд 4

Основные цели и задачи:

  1. Создание условий для развития игровой деятельности дошкольников.
  2. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры.
  3. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие дошкольников в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное).
  4. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

У нас в группе при создании предметно-пространственной развивающей среды, оформлен с помощью родителей центр сюжетно-ролевой игры для первоначального формирования знания о мире профессий.

Слайд 5

Например,сюжетно-ролевая игра «Магазин», в которой воспитанники знакомятся с профессиями продавец, покупатель; понятиями как очередь, сдача. Так же возле магазина стоит банкомат, где можно снять или положить деньги на карточку.

Слайд 6

Сюжетно-ролевая игра «Авто 3 в одном» знакомит воспитанниковс профессией «Автослесарь», с понятием «ремонтный сервис автомобиля», где люди могут отремонтировать личные автомобили, оплатив услуги автослесаря.«Автозаправка» позволяет познакомиться с профессией кассир АЗС, который принимает оплату от граждан за бензин.«Автомойка» позволяет познакомиться с профессией автомойщик.

Слайд 7

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Воспитанники знакомятся с профессиями: водитель, кондуктор продает билеты, следит за порядком в салоне, пассажир. Пассажиры сами оплачивают свой проезд, картой или наличными

Слайд 8

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» знакомит с профессией «Парикмахер» – это мастер, который помогает людям поддерживать в порядке их внешний вид»; учит благодарить мастера за оказанную услугу: стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» знакомит с профессией «Фармацевт», а также позволяет ребенку сформировать понятие того, что для более эффективного лечения врач выписывает рецепты на покупку лекарств.

Слайд 10

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия» знакомит с такими ролями, как клиент (делает заказ, ждет своего заказа, расплачивается),повар – готовит блюда; официант – обслуживает посетителей.

Слайд 11

Все сюжетно-ролевые игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 3,7 МБ

Опубликовано: 30.11.2022

Сюжетно-ролевая игра: ДЕЖУРНЫЙ уголок

С дежурства в детском саду начинаются понятия о дисциплине и о ведении хозяйства. Так как обучение и развитие в детском саду происходит в условиях специально организованного быта, необходимо создать из этого педагогически эффективную ситуацию. Другими словами, ни в одном детском саду нельзя положить ответственность на организацию быта детей полностью на плечи взрослых. Даже самые маленькие дети в меру своих возможностей должны быть причастны к важнейшим бытовым вопросам, потому что эта деятельность заключает в себе важнейший воспитательный элемент.

В уголке дежурного в детском саду дети должны ознакомиться с элементарными правилами ведения бытового хозяйства, а также научиться обращаться с самыми разными элементами бытовой техники. Специально из соображений безопасности, для детей разрабатываются игрушки, максимально похожие на настоящие предметы быта и техники, но, однако, являющиеся лишь имитацией их. Однако это не снижает результативности воспитательного процесса, целью которого стоит привитие детям умений и навыков по ведению хозяйства, а также воспитание ответственности и любви к порядку.

На фото набор под названием — Игровой набор Золушка №4. Его выпускает старинная фабрика пластмассовых игрушек «Совтехстром». Качество у игрушки хорошее, цена очень доступная!

Сюжетно-ролевая игра: СПОРТ

Спорт и здоровый образ жизни – это то, что больше всего необходимо современным детям.

Сейчас, когда общество сталкивается со множеством проблем, таких как гиподинамия (недостаток движения) у детей и взрослых, проблема наркомании и алкоголизма, проблема неправильного питания – спорт является настоящим чудесным средством профилактики и искоренения этих негативных социальных явлений. Поэтому спортивный уголок в обязательном порядке должен присутствовать в каждом детском саду и в каждой семье.

Детство – чудесное время, когда человеческое тело ещё лёгкое, гибкое и послушное, когда у ребёнка ещё достаточно сил, энергии и желания вести активную деятельность, неважно, на свежем воздухе или в спортивном зале. Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни

Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух

Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух.

На фото: дартс с липучками. Отличная интересная спортивная игра! Задача попадать в различные цифры на щитке с героями мультфильмов шариками с липучками. Шарики прилепают!

Автор Анна Петрова.

Взаимосвязь видов игр дошкольников

Ближе всех к сюжетно-ролевой стоит режиссёрская игра. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки).

Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов. Иногда в группе организуются целые спектакли, сюжет которых по желанию участников может меняться.

Строительно-конструктивная игра идёт бок о бок с другими видами. Так как малыши обыгрывают свои постройки (домик для кукол, теремок, забор вокруг площадки и т.д.). Элементы сюжета есть и в подвижных разновидностях («Кот и мыши», «Али-Баба» и др.).

Дидактические игры, организованные по инициативе педагога, помогают узнать много нового о природе, жизни людей. Они развивают речь малышей, формируют у детей элементарные математические представления

В какую бы игру ни играл ребёнок, важно, чтобы она была захватывающей, интересной, способствовала воспитанию и развитию малыша

Сюжетно-ролевая игра: СПОРТ

Спорт и здоровый образ жизни – это то, что больше всего необходимо современным детям.

Сейчас, когда общество сталкивается со множеством проблем, таких как гиподинамия (недостаток движения) у детей и взрослых, проблема наркомании и алкоголизма, проблема неправильного питания – спорт является настоящим чудесным средством профилактики и искоренения этих негативных социальных явлений. Поэтому спортивный уголок в обязательном порядке должен присутствовать в каждом детском саду и в каждой семье.

Детство – чудесное время, когда человеческое тело ещё лёгкое, гибкое и послушное, когда у ребёнка ещё достаточно сил, энергии и желания вести активную деятельность, неважно, на свежем воздухе или в спортивном зале. Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух

Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух

Наш долг – дать детям всё необходимое для спортивного развития и стимулировать их интерес и любовь к спорту, к движению, к здоровому образу жизни. Кроме того, именно спортивное воспитание формирует у детей такие важные качества, как сила воли, упорство, решительность, целеустремлённость, ответственность, дисциплинированность и командный дух.

На фото: дартс с липучками. Отличная интересная спортивная игра! Задача попадать в различные цифры на щитке с героями мультфильмов шариками с липучками. Шарики прилепают!

Автор Анна Петрова.

Уголок сюжетно ролевых игр в детском саду.

Сюжетно-ролевая игра: ТЕАТР

Сложно перечислить все достоинства театра, как важнейшей развивающей деятельности для дошкольника.

Когда дети участвуют в спектакле или даже просто смотрят его, происходит целая серия важнейших в педагогическом и психологическом плане процессов, начиная от тренировки умения сопереживать и понимать эмоции и чувства других людей, и заканчивая эстетическим воспитанием и культурным развитием.

Недаром А.С. Макаренко сделал именно театрализованные постановки в своей системе воспитания мощнейшим и одним из самых главных средств, позволяющих воздействовать на детей в педагогических и воспитательных целях. Пожалуй, самая важная функция театрализованных представлений в условиях детского сада – это психотерапевтическая. Играя роль персонажа, или же просто сопереживая ему, ребёнок может избавиться от различных проблем в эмоциональной, чувственной и социальной сфере, которые неизбежно возникают даже в дошкольном возрасте.

   

На фото: вязанный пальчиковый театр, производитель ИП Никулина. Отличного качества! Персонажи легко одеваются на пальчик. Они связаны вручную. На втором и третьем фото: персонажи шагающего театра. Разработка российских производителей дидактического оборудования «Наивный мир». Пальцы вставляются в специальные петельки, которые пришиты к кукле сзади. Шевеля пальцами — вы шевелите ногами куклы. Очень интересная разработка. Наборы по сказкам и просто отдельные куклы продаются в специализированных магазинах для детских садов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий