Супермамы: Как уложить ребенка спать

Для сохранения нервной системы мамы и малыша придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Вне тихого часа занимайте малыша не только игрушками, но и занятиями по возрасту: например кубиками и конструктором, рамками-вкладышами и пазлами, лепкой и рисованием. Устраивайте активные игры, физические занятия, ходите гулять. Детям иногда не хватает активности чтобы устать и уснуть.
2. Во время предполагаемого отдыха соблюдайте привычные малышу правила укладывания: снижение активности, кормление, ритуал.
3. Не ругайтесь и не кричите на ребенка. Он делает это не специально.
4. Поддерживайте режим «тихого часа»: если малыш не хочет спать, полежите вместе – это тоже вариант отдыха. Подойдут также чтение, тихие игры, аудиосказки

Важно хотя бы на время замедлите активность в течение дня.

Пример из жизни 

Наш малыш стал периодически отказываться от дневного сна два месяца назад. Сначала я нервничала и пыталась уложить его всеми способами: пела колыбельную за колыбельной, гладила по часу, даже пыталась качать. Все было бесполезно – сын вроде и хотел спать, но не засыпал. Зато ближе к вечеру мог уснуть, сидя где угодно. Тогда я стала делать так: мы обедали, делали ритуал, задвигали шторы, а дальше просто лежали вместе и отдыхали. Затем могли почитать, иногда сын все-таки засыпал, а иногда нет. 

Следующим этапом я стала приучать Мирона к тому, чтобы во время сончаса он лежал в кроватке сам, выходить не разрешаю. Когда лежать совсем не хотел- включала аудиосказки на минимальную громкость, а сама прикрывала дверь и выходила из комнаты. Иногда Мирон стал засыпать слушая сказки или просто лежать, отдыхая.

Теперь сын спит днем 2-3 раза в неделю, в остальные дни укладываю пораньше. Наш педиатр объяснила мне, что если ночью ребенок спит хорошо, а вечером ложиться рано без слез, то отсутствие дневного сна это проблема. В итоге сын стал отдыхать днем таким образом, а я перестала нервничать по этому поводу“.

Мария Ермакова, 32 года. Сын Мирон 2 года 6 месяцев. 

5. Полезно менять обстановку гулять и ходить в гости. Сидение в четырех стенах утомляет не только маму, но и малыша: ребенок скучает, не получает впечатлений и не устает.
6. Во время бодрствования малыша делайте все домашние дела вместе: готовьте, стирайте, убирайтесь. Пусть кроха возится рядом с тряпочкой, кухонными ложками, пылесосом. Лет до 7 им это нравится – пользуйтесь этим и прививайте навыки ведения домашнего хозяйства, в подростковом возрасте будет проще.
7. Если Вам необходимо несколько часов в день для работы или личных дел– договоритесь с близкими чтобы они забирали малыша на это время. Если такой возможности нет, пригласите няню поиграть и занять малыша на 2-3 часа.
А еще можно несколько раз в неделю отводить ребенка в группу неполного дня в детском саду: там детей не кормят и не укладывают спать, а просто играют и занимаются несколько часов. Туда берут деток от 1,5 до 3х лет. Малыш будет общаться и развиваться, а Вы спокойно сделаете свои дела.
8. Если ребенок не поспал днем, уложите его вечером спать пораньше. Не бойтесь сделать это в семь вечера или раньше, если это потребуется ребенку.
Раннее укладывание поможет малышу доспать свою норму и не накопить вредный для здоровья недосып. Так ребенок и мама будут оставаться в хорошем расположении духа весь день. То есть даже если малыш не поспит днем – это не станет для него стрессом, а для мамы трагедией.

Выводы:

  1. Дети отказываются от дневного сна около трех лет. Если малышу около трех лет, он хорошо себя чувствует без дневного отдыха, а вечером спокойно засыпает, возможно спать днем ему уже не нужно.
  2. Для того чтобы уложить ребенка на дневной сон без слез, вычислите правильное время для отдыха и создайте условия: проветрите комнату, подготовьте удобную одежду. Обязательно покормите малыша и сделайте ритуал перед сном. Это создаст крохе «сонные условия»
  3. Поддерживайте режим «тихого часа»: даже если малыш не уснул в предполагаемое время, замедлите активность на этот период: полежите вместе, почитайте или поиграйте в тихие игры, включите аудиосказки. Это тоже вариант отдыха.
  4.  Ребенок спит не когда требуется маме, а когда он устал. Ежедневно предлагайте малышу игры по возрасту, физическую активность и прогулки. Иногда ходите в гости и меняйте обстановку. Так вы дадите возможность выхода детской энергии.
  5. Если Вам необходим дневной сон ребенка как возможность поработать или заняться своими делами, договоритесь о сидении с малышом на несколько часов в день с близкими или пригласите няню. Есть также вариант посещать группу неполного дня в детском саду. Два-три часа ребенок будет занят играми и занятиями, а Вы спокойно сделаете свои дела.
  6. Если малыш не поспал днем, уложите его пораньше – так он доспит свою норму и будет пребывать в хорошем расположении духа.

(
оценок; рейтинг статьи )

Четвертная причина, которая иногда может усложнять засыпание ребенка, — это отсутствие навыка самостоятельного засыпания

Бывает, что ребенок не умеет засыпать сам, а может делать это, например, только при кормлении грудью или укачивании. Иногда из-за этого родители оказываются в ловушке, если старый способ, по ряду причин, перестал работать, а засыпать сам ребенок не умеет. В этом случае есть смысл задуматься об обучении ребенка самостоятельному засыпанию, особенно если он часто просыпается ночью или утром появились сверхранние подъемы.

Я рассказала вам значительную часть приемов из арсенала сомнолога, однако все дети и семьи разные, а одна и та же проблема у разных малышей может решаться разными способами. Если общие советы не помогли, обращайтесь за квалифицированной помощью!

На этом наш сегодняшний подкаст заканчивается. Я и вся команда Хаггис желаем вам и вашему малышу крепкого сна и самых приятных сновидений! До встречи в следующих выпусках!

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4.  Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.

Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.

Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.

«Проверка и выдержка»

При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7

Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.

Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям

Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.

Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.

«Постепенное погашение»

Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4. 

Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4. 

До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:

  • Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
  • В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
  • Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
  • На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
  • Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.

Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.

Вторая причина, по которой ребенку трудно уснуть, — отсутствие расслабляющего ритуала или неправильное время, в которое родители проводят этот ритуал

Чтобы легко заснуть, любому человеку необходимо замедлиться — с его обычного уровня активности перейти в состояние спокойного бодрствования, затем расслабиться и заснуть. Малыши не могут регулировать эти процессы: трудно себе представить, что ребенок смотрит интересный мультик, прыгает на батуте или наворачивает на четвереньках третий круг по квартире, а потом понимает, что накатывает усталость, отказывается от интересного занятия и просит погладить ему спинку или спеть колыбельную песню.

Скорее всего, ребенок будет продолжать делать то, что ему весело и интересно, пропустит состояние усталости, быстро перейдет в фазу перевозбуждения и уснет уже тогда, когда из фазы перевозбуждения попадет в фазу переутомления. Он буквально вырубится сам или на руках у родителей, но при этом велика вероятность, что ночь пройдет с частыми пробуждениями или окончится ранним утренним подъемом.

Рекомендация сомнолога

Помогите ребенку замедлиться и прийти в состояние спокойного бодрствования, не ждите, что он сам прекратит веселое занятие. Приглушите свет, выключите мультики, предложите почитать сказки или сделать массажик.

Фокус в том, чтобы начать замедлять ребенка, пока он еще не перевозбудился. Самая частая ошибка мам и пап в том, что они начинают ритуал тогда, когда ребенок уже трет глаза и показывает, что хочет спать! Это поздно! А иногда родители видят, что ребенок начал капризничать и стал раздражительным, и только тогда укладывают малыша. Это не просто поздно, а очень поздно!

Секрет в том, чтобы начать расслаблять малыша тогда, когда он еще не хочет спать, но вы знаете, что через 10 минут настанет время, и он захочет спать. К этому моменту ребенок должен быть уже в пижаме, сытый и расслабленный. Вам останется лишь выключить свет — и вуаля!

Что может входить в ритуал перед сном? Что угодно, что нравится всем участникам процесса и способствует расслаблению, — кормление грудью, ношение на руках, пение колыбельных, массаж, чтение книг и так далее. Главное, начинать ритуал тогда, когда у ребенка есть на него силы. Рекомендуется проводить его с приглушенным светом, чтобы настроить ребенка на сон. Обычно хватает буквально 5–10 минут ритуала перед дневным сном или минут 20 перед ночным.

Третья причина, по которой ребенку может быть трудно заснуть, банальна, но почему-то и здесь есть много заблуждений. Речь о гигиене или комфорте сна

И дневной, и ночной сон ребенка должен проходить в темноте. Да-да, и дневной тоже. В этом помогут затемняющие портьеры, ролл-шторы и ставни.

Нередко можно услышать мнение, что дневной сон на то и дневной, чтобы ребенок спал со светом — мол, иначе есть риск, что ребенок перепутает день с ночью или не сможет потом спать при свете в детском саду. Это миф! Если вы боитесь, что ребенок перепутает день с ночью, достаточно будет открыть шторы, когда время сна должно закончиться, и впустить свет. Ребенок, который полюбил спать дома, потому что ему было комфортно и спокойно, в детском саду будет тоже спать хорошо. Потому что умеет засыпать и расслабляться, потому что учился этому в комфортных, а не экстремальных условиях.

Какие еще условия для сна важно создать?

  • Комфортная температура для сна — от 18 до 22 градусов. Если в комнате будет на пару градусов ниже, чем днем, уже хорошо.

  • Тишина или использование белого шума. Еще одно частое заблуждение состоит в том, что не надо приучать ребенка спать в тишине, иначе он потом не сможет спать при шуме. На самом деле, ребенку очень трудно самому себя регулировать, непросто отключить воображение, когда он слышит, как за окном гавкает собака, сложно оставаться в постели, когда в соседней комнате родители смотрят фильм или обсуждают что- то интересное. Помогите малышу, обеспечьте тишину или создайте шумовую завесу, чтобы он мог оставаться в постели, а не бежал на звуки телевизора. Белый шум громкостью 50–57 дБ на расстоянии не ближе 2 метров от головы ребенка поможет замаскировать манящие его звуки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий