Как устроен человек: развивающие занятия для детей

Что поможет при изучении анатомии?

Показать наглядно, как выглядит печень или легкое, вживую не получится. Здесь могут спасти анатомические атласы в картинках, иллюстрированные детские книги о строении тела человека, плакаты. Можно подключать и тематические обучающие мультики.

Чтобы закрепить изученное, важно, во-первых, не втискивать в голову ребенка всю информацию разом – одного органа для одного занятия достаточно. А во-вторых, лучший помощник в любом обучении – игра

Как можно поиграть в анатомию?

Лучше всего для этой цели подходит, конечно, игра в больничку или доктора. Но можно придумать и другие варианты. Например:

  • подобрать загадки про части тела;
  • найти или сочинить сказку об их приключениях и взаимопомощи;
  • поиграть в тематические онлайн-игры.

А можно поиграть с карточками, на которых изображены части тела:

  • ребенок берет карточку и называет орган ласково (ухо – ушко, рот – ротик);
  • то же самое, но с использованием множественного числа (ухо – уши, рот – рты);
  • то же самое, но нужно ответить на вопрос: много чего? (ушей, ртов).

Можно найти или придумать и другие игры, которые помогут закрепить ребенку знания о том, как устроен его организм, какие органы для чего нужны. Главное, чтобы информация, которую он получит, была правдивой, доступной и интересной.

Внутренние органы

На модели внутреннего строения тела человека можно рассмотреть различные органы, которые объединены в соответствующие системы, например, нервную или пищеварительную. Об основных внутренних органах следует рассказать подробнее.

Спинной и головной мозг

Уже по названию «головной мозг» можно сказать, где расположен этот орган. Он управляет всеми система организма и надежно защищен черепной коробкой. Мозг можно сравнить с мощным компьютером, работающим без перерыва и постоянно контролирующим работу каждого органа.

Спинной мозг расположен в специальном канале позвоночника. Он соединяется с головным мозгом. Этот орган также крайне важен для организма. Например, именно в нем расположены клетки, производящие кровь. Все тело человека пронизано тончайшими нитями белого цвета. Они называются нервами и соединены со спинным и головным мозгом.

Все вместе они составляют нервную систему. Нервы выполняют важнейшую функцию — предупреждают людей об опасности. Например, если дотронуться до горячего чайника, то за мгновение мозг получит тревожный сигнал. После этого он отдаст приказ телу убрать руку от нагретой до высокой температуры поверхности.

Легкие и сердце

Человеческое сердце напоминает двигатель, который постоянно прокачивает кровь через все тело. Это главный орган кровеносной системы. Также в ее состав входят сосуды. Именно по ним движется кровь, которая может иметь ярко-красный либо темный цвет. В первом случае кровь насыщена кислородом и перемещается по специальным сосудам — артериям. Темная кровь содержит большое количество углекислого газа, она прокачивается по венам.

Сердце представляет собой мышцу, которая вынуждена работать на протяжении всей жизни человека. Его остановка грозит смертью.

Система пищеварения

После того как пища пережевана и проглочена, она по пищеводу попадает в желудок. Этот орган производит желудочный сок, в состав которого входит соляная кислота. С ее помощью пища переваривается. Однако этого недостаточно, чтобы питательные вещества попали в организм. Для полного усвоения пища должна пройти через кишечный тракт. Его длина составляет около 8 метров. Стенки кишечника содержат большое количество мелких кровеносных сосудов — капилляров. Благодаря им питательные вещества и попадают сначала в кровоток, а затем разносятся по всем тканям тела.

Еще один важный орган пищеварительной системы — печень. Он выполняет сразу несколько функций:

  1. Является природным фильтром. Кровь проходит через ткани печени и очищается от различных токсинов.
  2. Принимает участие в процессе восстановления запасов крови.
  3. В печени накапливаются питательные вещества, которые расходуются организмом в случае крайней необходимости.

Это лишь наиболее важные органы. На практике человеческое тело устроено по более сложной схеме. Изучает особенности работы всех систем особая наука — анатомия.

Не повторяйте анатомический справочник

Изображение анатомии для начинающих может показаться непреодолимым на первый взгляд, так как в теле очень много мышц. Когда вы смотрите на модель и видите множество изгибов на теле, у вас может возникнуть желание достать книгу по анатомии, чтобы понять, что находится под кожей. 

Продумывайте рисунок в простых объемах

Приступая к своему рисунку, вам необходимо начать с основных объемов, используя сферы, кубы и цилиндры. Начав с этих простых основ и затем постепенно усложнив их, вы сможете сделать ваш рисунок объемным. 

Если же вы копируете контуры фигуры, то вероятней всего у вас получится плоский рисунок.

(Рисунок слева чрезмерно подчеркивает мышцы модели, и он больше похож на рисунок из книги по анатомии, чем на фигуру. Художнику, прежде всего, нужно думать о трехмерной (объемной) форме мышц, чтобы придать образу иллюзию объема)

Учитывая выше сказанное, вам не обязательно всегда рисовать сферы и кубы на странице. Если вы взгляните на такого художника, как Гарри Кармен, заметите, что, хотя он иногда изображает тело схематично, очевидно, что художник думает о трехмерных (объемных) свойствах рисунка.

Для самых маленьких

Начиная примерно с 2 лет, ребенок начнет интересоваться тем, как выглядит его тело: из чего оно состоит. Пока что интерес ограничивается внешним строением. Части тела: для чего нужна каждая из них? Основные малыш наверняка уже знает. Это голова, живот, спина, руки, ноги, глаза, рот, уши, нос, щеки.

Теперь самое время изучить каждую часть отдельно. Например, на голове находятся волосы, лоб, глаза, брови, уши, нос, губы, зубы, рот, подбородок. Соединяет голову с туловищем шея.

Чтобы объяснить малышу назначение основных органов, можно предложить ему игру:

  • Закрой глаза и попробуй что-нибудь увидеть.
  • Закрой ушки и скажи, что слышишь.
  • Зажми носик. Чувствуешь, как пахнет яблоко, апельсин?
  • Попробуй подышать, когда закрыты носик и ротик.
  • Попробуй что-то сказать или скушать, не открывая рта.

Вместе с ребенком нужно сделать выводы этого веселого эксперимента.

По такому же принципу можно изучить строение рук (плечо и подмышки, предплечье, локоть, запястье, кисть, ладошка, пальцы) и т. д.

Родители лишь должны помнить, что тело человека для детей в этом возрасте – это, прежде всего, то, что они видят. Сейчас более глубокие знания для самых маленьких детишек ни к чему. Сами они интересоваться вряд ли станут в силу возраста, а ненужная информация будет только лишней нагрузкой.

Объяснять все, чего дошкольник пока не знает, нужно на понятном ему языке, на основании чего-то известного.

В младшей группе детского сада педагоги будут закреплять с малышами эти знания на развивающих занятиях: делать аппликации, рассматривать картинки и собирать их по частям, работать с раскрасками, включать в работу разные части тела на физзанятиях и т. д.

Что развивает

Игра «Наше тело» развивает:

  • Умение находить сходство и разницу;
  • понятие размеров: больше, меньше;
  • способность к анализу;
  • представления о теле;
  • внимательность;
  • память.

Усложняем

Усложнить игру можно несколькими способами.

  1. Предложите присоединиться к ней другим детям. Выкладывайте перед ними игрушки и давайте задание. Объясните, что не нужно отвечать наперегонки. Вы должны будете быть готовы выслушать всех. Ограничьтесь 2-3 игроками. Если будет их больше, то скорее всего игра закончиться слезами. Ведь кто не успеет ответить, кому-то не хватит игрушки. Ведущий не сможет проверить знания всех.
  2. Введите в игру новых персонажей: птиц, рыб, ящериц, насекомых, змей. Их строение немного отличается от привычного представления о теле.

Астрономия в школе раньше

Предмет «астрономия» в школе был введён ещё в царской России Петром Великим. Тогда наука о небесных телах была обязательной в технических учебных заведениях.

В 19 веке в Российской империи астрономия объединялась с курсом физики в программе среднего школьного образования.

В Советском Союзе астрономия преподавалась по идеологическим соображениям — считалось, что астрономические познания привьют учащимся научное мировоззрение и уменьшат распространение религии. Кроме того, роль играла начавшаяся космическая гонка.

Но уже к концу существования Советского Союза преподавание астрономии в школе сошло на нет — во многом из-за экономического положения в стране и недостатка денежных средств. 

В 1993 году в российских школах отменили астрономию, убрав её из списка обязательных предметов. Но наука о небесных телах осталась на уровне факультативных дисциплин — её продолжили изучать в отдельных учреждениях. 

<<Форма демодоступа>>

Игра «Наше тело»

В нее для начала нужно играть только вдвоем. Ведущим может быть мама или папа. Начните с подготовительного этапа.

Первый этап. Она просто дотрагивается к части тела ребенка и говорит, как она называется. Здесь срабатывает сразу тактильная память, слуховая, визуальная. Малыш ощущает прикосновение, слышит слово, видит эту область тела.

Если крохе еще год, то ограничьтесь 2-3 наименованиями. Больше малышу будет сложно запомнить и он может начать путаться. Ребенок усвоит название, построение вопроса и как отвечать.

Второй этап. Начните показывать части тела не только на малыше, но и себе. Вводите понятие величины, отличия.

Для помощи можете использовать песенки или стишки для маленьких про части тела. Во время чтения действуйте ими, побуждайте малыша повторять за вами.

«Ручками хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем в ладоши),

Ножками топ-топ-топ (изображаем ходьбу на месте, топаем),

Головой так-так-так (качаем головой из стороны в сторону),

Животом оп-оп-оп (похлопаем по животику)».

Такие заводные стишки и действия поднимают настроение, а рифма помогает лучше запомнить названия. Когда малыш изучит все основные элементы тела, то можно приступать к самой игре.

Правила игры

Задаем ребенку вопрос и просим показать эту часть тела на самом себе, а потом на ведущем. Малыш уже помнит как звучат вопросы из подготовительного этапа.

Хвалите малыша, если он угадывает. Для детей этого возраста это лучшая награда. Ему нравится слышать добрые слова и видеть ваше удовольствие от его ответов. Помните, ваши положительные эмоции передаются и малышу. Если он будет слышать от вас одобрение, то игра ему не надоест. Он с радостью вернется к ней вновь. Похвала мотивирует стараться изучить больше.

Позже можете подключить к игре еще двух «игроков». Пусть это будут разные игрушки. Лучше всего, если в компанию прибавится кукла, плюшевый медведь, лошадь или собака, кошка. Хорошо, если какое-то животное будет стоять прямо на четырех лапах. Это поможет малышу наглядно видеть отличия. Не думайте, что кукла подходит только для девочек. При изучении тела лучше всего показывает человеческое тело. Можете найти куклу-мальчика, Буратино или солдата.

Теперь задание немного изменяется. Выложите все игрушки в ряд. Попросите малыша показывать на них части тела. Ребенок начинает понимать, что несмотря на то, что они разные, но строение тела у них имеет нечто общее. Потом предложите ему поразмышлять над отличиями.

Также, можете попросить показать, что у одной игрушки есть такого, чего нет у других. Например, это может быть хвост.

Новый этап. Помимо объемных предметов можете использовать рисунки. Спрашивайте, что где находится у персонажей в книгах, раскрасках и прочих рисунках. Ребенок развивает представление о теле на изображениях. Можете нарисовать сами незамысловатые картинки по принципу: «Ручки, ножки, огуречик — получился человечек», «Точка, точка, запятая — вышла рожица кривая». Ребенок выучит не только части тела на туловище, но и на лице.

Вырезки. Можно распечатывать и вырезать ножницами изображения частей тела. Задача ребенка сложить их в нужном порядке. Так делают в играх для смартфонов и прочих устройств. Если картинка контурная, то ее можно раскрасить.

Картинка с подсказкой. Ребенок может смотреть на подсказку и выкладывать в человечка.

Цветные картинки привлекают внимание. Можно найти книгу с подобными заданиями

Викторина для школьников «Интересная анатомия»

1. Самым высоким человеком, когда-либо жившим на земле, был американец Роберт Першинг Уодлоу. Его рост равнялся двум метрам семидесяти двум сантиметрам. Он родился в 1918 году и умер в 1940 году. Почему же он умер так рано, прожив всего двадцать два года? (Из-за недостаточного кровоснабжения ноги Роберта потеряли чувствительность. Незамеченная вовремя мозоль от скобок на коленных суставах привела к заражению крови и смерти)

2. Где у человека находится самый маленький сустав? (В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»)

3. Назовите самые большие мышцы человеческого организма. (Из шестисот тридцати девяти мышц человеческого организма самые большие — ягодичные мышцы)

4. Где расположена самая маленькая мышца человека? (В ухе. Она обеспечивает движение стремечка внутреннего уха)

5. Назовите самую активную мышцу в организме человека, которая совершает более ста тысяч движений в день. (Мышца глазного яблока)

6. Назовите самый большой внутренний орган человека. (Печень. Она весит от 1 200 до 1 500 граммов и составляет 1/36 веса всего тела)

7. Назовите самую длинную кость в теле человека. (Бедреная кость. У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров)

8. Назовите самую редкую группу крови человека. (АВ, или четвертая группа. Встречается всего лишь у трех процентов англичан и у одного процента жителей США)

9. Назовите самую распространенную группу крови людей. (0, или первая группа)

10. Назовите самую большую артерию. (Аорта)

11. Где в организме человека находятся самые крупные клетки? (В костном мозге кровяная клетка мегакариоцит достигает 0,22 миллиметра)

12. В каком органе человека находятся самые маленькие клетки? (Клетки мозжечка имеют размер пять микрон)

13. Клетки человеческих костей живут от десяти до тридцати лет. А клетки какого органа живут на протяжении всей жизни? (Мозга)

14. В каком органе человека происходит самое быстрое обновление клеток? (Выстилающие внутреннюю поверхность пищеварительного тракта клетки обновляются за три-четыре дня)

15. Назовите самый прочный сустав. (Тазобедренный)

16. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела. (Плечевой. Поэтому его легче всего повредить)

17. Когда происходит наибольшая скорость выдыхания частиц (примерно сто шестьдесят семь километров в час)? (При чихании)

18. Из какой ткани «сделаны» стенки сосудов? (Из плотной волокнистой ткани)

19. Из какой ткани «сделана» кожа человека? (Из многослойного эпителия)

20. Какие виды фоторецепторов выделила наука? (Палочки и колбочки)

21. Что такое пульс? (Это колебание стенок сосудов)

22. Чем заканчивается трахея? (Бронхами)

23. Какие питательные вещества расщепляются уже в ротовой полости? (Углеводы)

24. Где происходит окончательное переваривание пищи? (В тонком кишечнике)

25. В каком человеческом органе есть стекловидное тело? (Глаз)

26. Из чего, согласно Гиппократу, образуются первые зубы человека? (Из молока матери. Потому их и называют молочными)

27. В старости японский поэт Исса, последний великий мастер хайку, написал следующее стихотворение:

«Как на ветру

Лепестки мака, колышутся

Передние…»

Закончите стихотворение. (Зубы)

28. В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма? (Со слезами)

29. До недавнего времени считалось, что первое реалистическое изображение этого органа человеческого тела выполнено в шестнадцатом веке фламандским анатомом Андреем Везалием. Однако недавно археологи нашли в Мексике глиняный сосуд в виде этого органа, сделанный примерно на две с половиной тысячи лет раньше. Что же это за орган? (Человеческое сердце)

Анатомия человека для художников. Мышцы и движения тела

Представленные здесь принципы зарекомендовали себя как простые и эффективные в построении человеческой фигуры.

При взгляде на любой рисунок мы видим линии, плоскости или формы. В процессе рисования они могут стать движущимися линиями, движущимися плоскостями или движущимися формами.

Линия в построении идет первой, но поскольку мысленное представление должно предшествовать физическому воплощению, сначала нам нужно создать в воображении форму, потом — плоскость, и только потом приступать к рисованию линии.

Думайте в категориях форм и затем проявляйте их в линиях. Формы примерно одного размера или пропорций воспринимаются как одна, а не как несколько. Те из них, которые имеют разные размеры, в плане движения можно представить как вклинивающиеся друг в друга, как соединенные между собой или как взаимоблокирующие.

Самая эффективная концепция для понимания этого — вклинивание.

Общая анатомия

Кости представляют собой систему рычагов тела. С точки зрения архитектуры их можно представить как купол головы, арки стоп, столбы ног и так далее, а с точки зрения механики — как шарниры локтей и рычаги конечностей.

Связки представляют собой систему сжатия или растяжения и также подчиняются законам механики.

Мышечная система — это совокупность мышечных волокон человека, позволяющая двигаться через их сжатие или сокращение. В сжатии мышцы напрягаются и увеличиваются, а в расслабленном состоянии становятся дряблыми и мягкими. Мускулы, прикрепленные к костям и связкам, представляют систему движения. В них выражаются, соответственно, законы динамики и силы.

Для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, должна быть соответствующая мышца, тянущая в противоположном направлении. Таким образом мускулы соединяются по всему телу. Каждая мышца с правой стороны должна быть соединена с другой слева, для каждой сгибающей мышцы спереди должна быть соответствующая разгибающая мышца сзади.

Мышцы также представляют собой систему рычагов. Они прямо пропорциональны по отношению к длине рычага, который они двигают. Мышцы отдельных пальцев маленькие и расположены между костями руки. Они становятся больше по мере продвижения вверх по руке. Мышцы предплечья больше, чем мышцы пальцев, а мускулы плеча, соответственно, еще больше.

Мышцы и движения тела

Формы головы, грудной клетки и таза неизменны. Любые мышцы, как бы они не назывались и какой бы ни была их форма, следует понимать как мышечные группы.

Построение фигуры должно начинаться с размышления об этих группах и об их соотношениях между собой. О них следует думать подобно тому, как мы представляем себе тело осы, части тела которой соединены между собой одной вертикальной линией, то есть без учета взаимодействия этих частей между собой.

В идеале, в силу гравитации, эти мышечные группы будут симметрично сбалансированы друг с другом. Но по факту так происходит очень редко, и, тем более, никогда не бывает в движении.

В соотношении между собой мышцы ограничены тремя возможными плоскостями движения: они могут быть согнуты вперед или назад в сагиттальной, или срединной плоскости, скручены в горизонтальной плоскости или наклонены в фронтальной плоскости.

Практически все три движения присутствуют в разной степени в любой момент времени.

В этих различных движениях пределом является позвоночник. Позвоночник — это структура, которая соединяет одну часть тела с другой.

Это опорная колонна, занимающая почти центр или вертикальную ось тела и представляющая собой чередующиеся позвоночные диски и очень эластичные хрящи. Каждый сегмент — это шарнир, рычаг которого обращен к длинной бороздке в спине.

Позвоночник является естественным ограничителем для движущихся мышц, создавая в конечном счете линии фактического контура.

Кровеносная система

Нормальную жизнедеятельность организма обеспечивает циркуляция крови. За процесс регулирования последовательного перемещения крови по телу отвечает кровеносная система. Главным ее органом является сердце. Это своеобразный насос, который регулирует ток крови. Сердце образовано мышечной тканью. Его полость разделена перегородками и клапанами.

Кровеносная система включает в себя сосуды. К ним относятся артерии, вены, капилляры. Артерии распределяют кровь от сердца к тканям и органам. Вены направляют кровь от тканей и органов к сердцу. Капилляры образуют сеть в тканях и органах.

В организме кровеносная система человека выполняет важные функции:

  1. Транспортировка крови.
  2. Защита от проникновения чужеродных тел.
  3. Осуществление газообмена.
  4. Доставка питательных веществ к органам и тканям.
  5. Доставка продуктов метаболизма к почкам и легким.
  6. Терморегуляция.

Осуществление функций крови возможно только при циркуляции в организме. Этот процесс называется кровообращением.

А что внутри?

Такой вопрос назревает обычно у старших дошкольников. Понятно, что анатомию человека в этом возрасте они должны изучать не так дотошно, как изучают ее в школе. Взрослым следует помнить о возрасте ребенка, его уровне представлений о мире, понятийном аппарате, кругозоре. Поэтому рассказывать, как устроен человек, нужно, обязательно учитывая эти факторы.

Вот пример того, какой информации дошколятам будет достаточно:

Она находится снаружи, мы ее видим. С ее помощью мы чувствуем боль и разные прикосновения, она защищает нас от разных повреждений, помогает зимой сохранять тепло, а летом охлаждает нас, вырабатывая пот. На коже находится множество крошечных отверстий, через которые пот выходит наружу и охлаждает тело.

Они позволяют нам не только слышать. Эти органы – с секретиком, который прячется глубоко внутри уха. Это специальное устройство, которое называется вестибулярный аппарат. Он помогает нам удерживать равновесие при ходьбе, беге, прыжках, езде на велосипеде или роликах.

При вдыхании человек улавливает запахи. Наш нос может различить около тысячи разных ароматов! Но мы дышим, прежде всего, для того, чтобы наш организм получал кислород, без которого не может существовать. Кислород находится в воздухе. Мы вдыхаем его через нос. Воздух проходит по горлу и попадает в легкие – внутренние органы дыхания. Легкие очищают воздух от всевозможных примесей. Легкие добывают из воздуха кислород и отправляют его в кровь. Когда мы делаем выдох, то выталкиваем этот переработанный воздух без кислорода – углекислый газ.

Она похожа на сложный водопровод. Его трубы — сосуды разной толщины. Это артерии, вены, капилляры, которые разносят кислород по всему нашему телу. Чтобы кровь постоянно двигалась, у человека есть специальный насос – сердце. Его часто называют нашим мотором. Сердце разгоняет кровь по всему организму, разнося кислород. А когда кровь возвращается обратно, она уносит за собой вредные вещества. Сердце прокачивает кровь по нашему телу много раз в минуту каждый день и ночь, не останавливаясь ни на секунду! Когда мы используем больше кислорода (бегаем, прыгаем, плаваем, танцуем), сердце работает еще быстрее.

А еще в нашей крови живут специальные стражники – лейкоциты. Они постоянно ищут и уничтожают разные вирусы и бактерии, которые приносят в наш организм болезни.

Для чего мы едим? Чтобы получить нужные организму вещества: витамины, белки, углеводы, и многие другие. А чтобы добыть из еды эти вещества, у человека имеется пищеварительная система.

Когда мы кладем еду в рот и жуем, зубы ее измельчают, чтобы можно было проглотить (а язык помогает ему, перемешивая пищу). Слюна начинает разделять (расщеплять) пищу, чтобы из нее легче было достать полезные вещества. Когда мы глотаем, пища попадает сначала в пищевод, а затем – в желудок. В нем находится желудочный сок, который заканчивает расщепление пищи и передает ее на 5 часов в тонкий кишечник, где из нее выжимаются полезные вещества и отправляются в печень. Она их сортирует и распределяет по всем клеткам организма, чтобы они хорошо росли и правильно работали.

Дальше пища попадает в толстый кишечник, там еще 20 часов выжимаются до последней капли все оставшиеся полезные вещества. А то, что останется от такого выжимания, покидает наш организм (мы ходим в туалет).

Мышцы – это не только сила. Они помогают нам двигать частями тела. И не только поднимать руки или ходить ногами. Говорить, моргать, улыбаться, смеяться без мышц было бы невозможно.

Чтобы мышцы могли удерживать наше тело и двигать его частями, им нужна прочная опора. Это – кости. Все кости в нашем организме образуют надежный каркас – скелет. Кости очень прочные, но легкие. От их размера, когда они вырастают окончательно, зависит размер самого человека. Чтобы кости могли двигаться, их соединяют суставы.

Кости черепа защищают наш мозг, ребра – внутренние органы, а позвоночник держит все тело в неизменной форме.

Все эти органы связаны между собой. Но им сложно было бы работать без руководителя. Такой руководитель – мозг человека. Он командует всеми органами и контролирует их работу. А еще благодаря ему человек может думать, помнить, чувствовать, что-то делать.

Наши органы – неутомимые труженики. Они ни на миг не прекращают своей работы, даже когда мы спим.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий