Стили воспитания детей в семье

Авторитарный стиль воспитания

Для данного стиля характерна строгость родителей в отношении ребенка, контроль его действий. Родители в рамках авторитарного стиля самостоятельно решают, что хорошо, а что плохо для их чада. Для семей, в которых доминирует данный стиль, характерно насилие, подавление ребенка и его стремлений, мысль взрослых о недопустимости предоставления свободы выбора чаду. Они считают, что маленький член семьи должен жить так, как им кажется правильным.

Если говорить о ситуации просто, можно выразиться так: «Высокие требования в сочетании с игнорированием потребностей». Авторитарный стиль – это о жестком воспитании. Семья в нем принимает вид и форму буквально небольшой армии, где родители – строжайшие военачальники.

Какие могут быть последствия такого рода воспитания?

По причине того, что в случае с авторитарным стилем воспитания у детей практически отсутствует личное пространство, родители во всем контролируют их, ограничивают и заставляют жить «по накатанной», начинают формироваться негативные установки. Иногда дети, которые во всем подчиняются родителям, и вовсе сталкиваются с тяжелыми психическими последствиями.

Следствия преобладания авторитарно стиля для ребенка:

  • он не умеет принимать решения самостоятельно без «указки»;
  • у него нет собственного мнения, он привык руководствоваться тем, как и что «должно быть»;
  • у него складывается слабая жизненная позиция, возникает привычка подчиняться и делать так, как «нужно».

Иногда у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, формируется агрессивная, грубая личность. При этом свою агрессию они выливают сначала не на родителей, а на сверстников, друзей, животных. Они начинают считать, что грубость и доминирование с позиции силы – это нормально. Срываясь сначала на слабых или на почти равных, по мере взросления они начинают осознавать собственное, пусть и ложное, физическое и умственное превосходство над родителями. Доставаться начинает и им.

Последствия для личности вне зависимости от приведенных вероятных сценариев губительны. В первом случае общество получает безынициативного, неспособного самостоятельно мыслить и действовать человека, нуждающегося в шаблонах, помощи и «указках». Во втором высокой является вероятность того, что человек будет демонстрировать агрессию постоянно и во всем, что в худшем из стечений обстоятельств сделает из него преступника.

Как смягчить авторитарный стиль?

Склонность к контролю детей, желание направить их на верный путь – это норма. Но не в том случае, когда рамки контроля и наставлений переходят все разумные пределы. О вероятных проблемах рассказано в предыдущем разделе.

Вот 3 совета, как не перейти черту, за которой начинаются губительные для маленькой личности последствия:

  1. Знайте меру контролю. Вот пример: попросить дневник для проверки оценок – хорошо, лезть в портфель и рыться в нем – плохо.
  2. Не решайте за детей, как и кем им быть. Подсказывать, направлять, рассказывать о перспективах дела, профессии, увлечения – хорошо. Корить за то, что дети предпочитают рисование конструктору – плохо.
  3. Общайтесь с ребенком. Если помимо контроля, каким бы он ни был, а также «указок» в ваших с ним отношениях присутствуют только совместные приемы пищи, значит быть беде. Общение – верный мостик на пути к тому, чтобы дать маленькому члену семьи понять, что вы любите и цените его, что готовы общаться с ним даже вопреки желанию направлять и контролировать.

Считаете ли вы, что в вашей манере воспитания все хорошо?
Да. Мы счастливы с супругом (супругой), дети не жалуются ни на что. 28.57%

Иногда сомневаюсь и хочу что-то изменить, но это бывает редко. После прочтения статьи подумаю. 42.86%

Нет. Я хочу изменить стиль воспитания и буду прикладывать усилия. 28.57%
Проголосовало: 7

Либеральный стиль: особенности, последствия, рекомендации

Либеральная модель воспитания чем-то схожа с индифферентной и противоположна авторитарной. Решая следовать данному стилю воспитания, родители делают выбор в пользу теплых чувств и дружелюбной атмосферы, отказываясь от дисциплины и жесткости. Отношения в такой семье больше похожи на дружеские, нежели на клишированные и общепринятые связи родителей и детей.

Взрослые предъявляют к детям минимальные требования, которые, зачастую, крайне лояльны и «человечны», всегда открыты для общения на любую тему, поддерживают ребенка в трудных жизненных ситуациях, сохраняя его нервную систему в спокойствии, но при этом практически не обращают внимания на его успеваемость.

Казалось бы, вот она, идеальная модель воспитания, но даже здесь выявляются пагубные последствия. Дети, воспитанные по либеральной системе вырастают либо теми, кто не привык жить в рамках общества и подчиняться каким-либо правилам, нормам, безответственным; либо же немного отстраненным, словно потерянным, в обществе, зато крайне самоуверенным человеком с высокой самооценкой. Эгоист, который совершенно не умеет помогать и поддерживать других людей. Таким людям будет проще жить в одиночестве, посвятив всю свою жизнь работе.

Характерные особенности стиля:

  • Очень чувствительные родители и заинтересованы в своих детях, с чрезмерным уровнем беспокойства за них.
  • Родители не позволяют ребенку самостоятельно репетировать ответы, чтобы не допустить ошибок, не навредить себе.
  • Все облегчено, детские обязанности ограничены; по мере роста ему не предоставляется самостоятельность.
  • Родители не могут сказать «нет» ребенку.

Последствия развития личности детей, воспитанных в этом стиле:

  • Дети не приобретают адекватных привычек, потому что все делают их родители.
  • Низкий уровень самоконтроля: если проблемы, с которыми они сталкиваются, не важны, они преуспевают, но в трудных ситуациях они не очень подготовлены.
  • Низкий уровень толерантности к разочарованию, часто приводящий к реакциям гнева.
  • Большая вероятность прибегнуть к уклонениям перед лицом трудностей (наркотики, алкоголь).
  • Дети более креативны, чем те, кто получил образование в других стилях, но, поскольку они не привыкли к дисциплине, необходимой для того, чтобы уловить это творчество, они не могут адекватно его выразить.
  • Проявляют мало сочувствия и деспотичности.

Что говорят психологи? Они советуют сочетать данную модель с авторитетной, либо же не использовать либеральный стиль вовсе, потому как в сам по себе он не является оптимальным и не сможет принести какой-либо пользы ребенку. Если родители заметили сходства данной системы со своей и не хотят допустить таких же последствий, то им необходимо постараться больше интересоваться образованием ребенка, потихоньку входить в его жизнь, вводя элементарные правила поведения и устанавливая режим дня ребенку. Главной задачей взрослых должна быть установка отношений, которые не будут лишать родителей должного авторитета в глазах ребенка.

Стили воспитания

Существует 4 стиля воспитания:

Авторитетный стиль подразумевает копирование поведения родителей. В таких семьях важные решения принимаются только совместно

Используя данный стиль, родители всегда берут во внимание чувства своего чада, а также позволяют ему справляться с теми обязанностями, с которыми ему под силу справиться. В данном случае не используется физическое или моральное насилие, а ребенок вырастает целеустремленным, дружелюбным и уверенным в себе.
Авторитарный стиль подразумевает воспитание, когда ребенок в семье не имеет права голоса

Его любят, но не могут предоставить ласку и понимание. Чаще всего такие личности вырастают пассивными, без стремления к чему-либо и ориентируются на более авторитетных людей.
Либеральный стиль воспитания имеет большой минус, так как воспитываясь в такой атмосфере, ребенок чувствует вседозволенность. Родители полностью доверяют своему чаду, освободив себя от какой-либо ответственности. Во взрослом возрасте такие люди становятся агрессивными, неуверенными в себе, имеют проблемы с психикой и могут попасть под дурное влияние.
Индифферентный стиль является наиболее неблагоприятным. В данном случае родители абсолютно не контролируют ребенка, их не интересуют его чувства и эмоции. При этом они требуют, чтобы ребенок им всецело подчинялся и выполнял все требования. Подросшие дети в дальнейшем могут быть излишне агрессивными или неуверенными в себе.

Зачем и для чего использовать стили воспитания

Каждый родитель в какой-то момент мечтает о том, что когда их ребёнок вырастет, то станет успешным, умным, спортивным, творческим. Но каким образом этого можно достичь? Можно ли вмешиваться в личную жизнь ребёнка? Какие правила устанавливать во взаимоотношениях? Где грань между безразличием и гиперопекой? Как именно вырастить самостоятельного и самодостаточного ребёнка?

Чтобы ответить на эти вопросы, психологи определили четыре вида воспитания: либеральный, демократический, опекающий, авторитарный. Грамотное использование этих стилей поможет пересмотреть взгляды на воспитание для обретения гармонии в семье.

Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье

Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человека.

От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. И сейчас эти принципы актуальны:

  • авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи;
  • авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника;
  • авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.

Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность, формируют ответственность.

Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний

Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях. Семейное сотрудничество предполагает внимательное и поддерживающее отношение во всех делах и вопросах

Это и развитие ребенка, и формирование бытовых навыков, и организация досуга, и выбор подарков, и т.д.

  • Что подарить ребенку на 6 лет
  • Подарок ребенку в 7 лет

Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку. Понимание, что его поддерживают и доверяют, придаст дошкольнику уверенность в своих силах.

Опекающий стиль воспитания гиперопека

Подобный стиль воспитания появляется в семьях, где родители очень сильно переживают о своем чаде. Разумеется, ведь сын или дочка еще совсем маленькие, они не могут сами решить свои проблемы, их нужно оберегать, опекать, может случиться что-то нехорошее!

Воспитание детей в такой семье во многом основывается на ограничениях. Чтобы с ребенком что-то не случилось, ему запрещают, например, гулять на улице вечером, общаться с «неблагоприятными» детьми, а иногда даже не разрешают заниматься спортом.

Вообще, гиперопека может проявляться по-разному. Это и стремление, обычно матерей, «привязать» чадо к себе, не отпускать, постоянно приглядывать и контролировать. Иногда гиперопека проявляется в излишней обеспокоенности здоровьем. Еще одна распространенная форма опекающего стиля воспитания – когда ребенок вырастает, прекращается в подростка, а к нему все равно относятся как к маленькому и не самостоятельному.

Каковы последствия опекающего воспитания ребенка в семье?

Стиль воспитания в семье во многом определяет и стиль жизни всех членов, а значит, влияет на обстановку, в которой растет ребенок. Часто гиперопекающие родители стремятся оградить ребенка от сложностей, иногда эти сложности – всего лишь домашние и школьные обязанности. Гиперопека приводит к возникновению следующих личностей:

  1. Человек, который считает, что он лучше окружающих. Из-за опекающего типа воспитания он привык манипулировать окружающими, относится к людям недоверчиво, высокомерно. Не слишком любит трудиться, однако требователен к окружающим и не желает считаться с чужим мнением.
  2. Зависимый, несамостоятельный человек, который не в состоянии справиться с трудностями и проблемами. Не проявляет инициативу, беспомощен, даже во взрослом возрасте по каждому вопросу советуется с мамой или папой.

Как сгладить гиперопеку?

Если вы заметили за собой опекающий стиль воспитания детей, не корите себя, ведь вы всего лишь заботились о ребенке и хотели, как лучше. Тем не менее, над подходом к воспитанию детей придется поработать:

  • найдите золотую середину, даже самому самостоятельному малышу нужна родительская опека, однако не стоит перебарщивать;
  • не стремитесь полностью, самостоятельно решать проблемы ребенка, лучше давайте советы и помогайте в преодолении трудностей;
  • не ограничивайте общение детей только с семьей, пусть чаще общаются со сверстниками;
  • в семейных отношениях детям нужна дисциплина, однако не забывайте про свободу, давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность.

Авторитетный демократический стиль воспитания или сотрудничество

Такой стиль воспитания характеризуется проявлением теплых чувств родителями и их детьми, наличием взаимопонимания между ними, умеренной дисциплины, частого общения. Родители внимательны, заботливы, они обеспечивают эмоциональную поддержку детям, создают в семье атмосферу полную любви. В тоже время, они тверды, справедливы и последовательны в своих действиях. Родители, в соответствии с возрастом своих детей, поощряют самостоятельность и личную ответственность. Они устанавливают правила или стандарты, требуя от детей их выполнения. Для достижения взаимопонимания с их детьми они используют разумные убеждения, обсуждения и доводы. Они всегда выслушивают своих отпрысков, предлагают им принимать на себя ответственность за совершенные поступки. В результате, дети верят в себя и в то, что смогут выполнить взятые ими обязательства. Когда родители уважают и ценят мнение своих чад, это может принести пользу как им, так и их детям. Родители при авторитетном воспитании устанавливают стандарты и границы приемлемого поведения для детей. Они дают им понять, что всегда, при необходимости, могут помочь. Если требования родителей не выполняются, то они скорее отнесутся к этому спокойно, не наказывая и прощая. Ребенок при таком воспитании будет хорошо учиться в школе, менее подвержен негативному влиянию сверстников, умеет успешно строить взаимоотношения. Ребенок ответственен, компетентен, независим, уверен в себе, не агрессивен и может добиться в жизни большего успеха. В подростком возрасте ребенок будет участвовать в обсуждении семейных проблем, принимать решения, выслушивать родителей, и обсуждать их мнения и советы. При проявлении родителями твердости, заботы, справедливости и соблюдении последовательности дисциплины, у ребенка сформируется ответственное, правильное социальное поведение. Ребенок лучше приспособлен к жизни в обществе. Он будет иметь хороший уровень самоуважения, способен приспособиться к руководству и контролировать свои желания.

Авторитарный стиль воспитания

В большей степени характеризует этот стиль желание взрослых контролировать каждый шаг своего малыша. Они требуют высоких результатов и почти полностью не дают возможность проявлять инициативу. Обычно в такой семье все конфликты решаются не поиском компромиссов, а единолично одним из взрослых путём демонстрации морального давления или применения силы.

С течением времени авторитет таких родителей в глазах ребёнка падает, а значит, такие средства контроля теряют силу. При выборе такого стиля дети вырастают, но не знают, какое место они занимают в мире и чего хотят от жизни. С другой стороны, возможно копирование характеров родителей. Как следствие, это может вылиться в ненависть к миру, агрессивность, решение вопросов исключительно силой.

Основные стили воспитания детей

Существует 4 стиля воспитания детей в семье в психологии:

  • авторитарный;
  • попустительский;
  • демократический;
  • отчужденный.

Авторитарное воспитание

При таком стиле родительского воспитания ребенка от детей ожидается, что они будут следовать строгим правилам, установленным родителями. Несоблюдение таких правил обычно приводит к наказанию. Авторитарные родители не объясняют, чем обусловлены эти правила. Если родителя попросят объяснить, он может просто ответить: «Потому что я так сказал».

Последствия авторитарного воспитания

Авторитарный стиль воспитания обычно приводит к появлению послушных и умелых детей, но они занимают более низкие позиции по уровню счастья, социальной компетентности и самооценке среди сверстников. Они также могут быть более склонны ко лжи, чтобы избежать наказания.

Демократичное воспитание

Как и авторитарные родители, люди с демократичным стилем воспитания устанавливают правила и рекомендации, которым должны следовать их дети. Однако этот стиль воспитания гораздо более комфортен для детей.
Общие характеристики демократичного стиля воспитания:

  • Родители отзывчивые и готовы выслушать вопросы детей.
  • Эти родители многого ожидают от своих детей, но при этом обеспечивают тепло, обратную связь и адекватную поддержку.
  • Когда дети не оправдывают ожиданий, такие родители скорее воспитывают и прощают, чем наказывают.
  • Дисциплинарные методы скорее утверждающие и поддерживающие, чем навязчивые, ограничивающие или карательные.

Цель демократичных родителей — вырастить детей социально ответственными, способными к сотрудничеству и саморегуляции. Сочетание ожиданий и поддержки помогает детям авторитетных родителей развивать такие навыки, как независимость, самоконтроль и саморегуляция.

Попустительское воспитание

Родители, которых часто называют снисходительными, предъявляют к своим детям очень мало требований. Эти родители редко наказывают своих детей, потому что у них относительно низкие ожидания в отношении зрелости и самоконтроля.
Другие общие характеристики попустительского стиля семейного воспитания ребенка в семье:

  • Родители отдают предпочтение роли друга для своего ребенка, а не роли родителя.
  • Они теплые и внимательные, но, как правило, устанавливают мало правил, редко следят за их соблюдением и имеют мало ожиданий.
  • Они позволяют своим детям принимать собственные решения.

Поскольку родители не ожидают от своих детей зрелого поведения, дети могут испытывать трудности с установлением границ для себя. С положительной стороны, это может помочь детям стать более самостоятельными и независимыми. С другой стороны, это может способствовать неспособности самоконтроля и дисциплины.

Последствия попустительского воспитания

Попустительское воспитание часто приводит к тому, что дети, как ни парадоксально, имеют низкие показатели удовлетворенности и саморегуляции. Такие дети чаще испытывают проблемы с понятием «авторитет» и имеют низкую успеваемость в школе.

Отчужденное воспитание

Отчужденное воспитание характеризуется небольшим количеством требований, низкой отзывчивостью и очень малым количеством общения.
Другие характеристики отчужденного стиля воспитания:

  • Хотя такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, они в целом отстранены от жизни своего ребенка.
  • Они могут следить за тем, чтобы их дети были сыты и имели кров, но практически ничего не предлагают в качестве руководства, структуры, правил или даже поддержки.
  • Такие родители могут казаться равнодушными, безответными и пренебрежительными.
  • В некоторых случаях такие родители могут отвергать потребности своих детей или пренебрегать ими. Они также могут проявлять физическое или эмоциональное насилие.

Исследование, проведенное в 2019 году, показало, что дети, воспитывающиеся нерадивыми родителями, обычно испытывают трудности в учебе, чаще страдают от депрессии, имеют худшие социальные отношения, с трудом контролируют свои эмоции и испытывают большее беспокойство.

Последствия отчужденного воспитания

Этот стиль воспитания занимает самое низкое место во всех жизненных сферах. Такие дети, как правило, не обладают самоконтролем, имеют низкую самооценку и менее компетентны, чем их сверстники.

Типы семейного воспитания

В настоящее время существует четыре типа семейного воспитания:

1. Авторитетный стиль

Здесь воспитание ребёнка базируется на атмосфере тепла, доверительности, уважения в семье. Контроль в этом типе стратегии существует и немалый, но он направлен на сепаратное развитие детей. Родители поощряют ребёнка, показывают ему, что готовы менять шкалу требований по мере его развития и взросления. Правила в таких семьях устанавливаются с учётом интересов и потребностей детей. Ребёнка учат адаптироваться в социуме, быть гибким, самостоятельно принимать решения, но при этом мягко направляют и всеми способами показывают, что взрослые вовлечены в жизнь отпрыска.

Дети, выросшие в таких семьях, в целом более успешны, им легко даётся учёба, они хорошо ладят с людьми, становятся лидерами, поступают в вузы, добиваются высоких результатов в работе, реже других поддаются дурному влиянию.

2. Авторитарный стиль

Для этой стратегии воспитания характерен контроль над ребёнком на фоне высоких требований, жёстких приказов и неизменных запретов. При этом родители не утруждают себя приведениями аргументов и комментированием своих директив. Они просто отдают приказы и ждут их неукоснительного исполнения. В таких семьях дети управляемы и послушны. Итогом таких требований, по мнению взрослых, должна стать социальная адаптация и успех детей. В этом типе воспитания родители могут вести себя по-разному. При радикальном семейном тоталитаризме взрослые контролируют все уровни и сферы жизни своих детей. При облегчённой версии домашнего авторитарного режима родители не злоупотребляют своей властью, но ждут от детей игры по установленным правилам.

Этот стиль воспитания имеет вполне ожидаемые последствия: дети из таких семей, достигая возраста, при котором ослабевает контроль родителей, демонстрируют снижение успеваемости в вузах. Им сложно принимать решения самостоятельно, трудно делать выбор. Как правило всё это происходит на фоне низкой самооценки.

3. Либеральный стиль

Этот стиль семейного воспитания характерен для продвинутых, современных, нетребовательных, но ответственных родителей. В таких семьях нет жёсткого контроля над детьми, приветствуется самостоятельность и свобода выбора. Родители-либералы легко прощают своим детям проступки, стараются свести к минимуму любые конфликты. При этом одни родители предпочитают вести с детьми диалог, а вторые стараются свести контакт с ребёнком к минимуму.

При отсутствии директивы из таких семей выходят дети со средней успеваемостью в учёбе, без признаков невроза, с высокой самооценкой и отличными навыками адаптации в социуме.

4. Индифферентный стиль

При этом стиле семейного воспитания уровень вовлечённости родителей в жизнь детей самый минимальный. В таких семьях наблюдается отсутствие тёплого контакта между членами семьи, минимальный контроль, слабая защита ребёнка, равнодушие и безразличие к его нуждам и интересам. Психологи называют этот стиль воспитания самым губительным для детской психики. Взрослые в таких семьях безответственны и не выдвигают требований к ребёнку.

Как известно, равнодушие страшнее ненависти, поэтому индифферентный тип воспитания даже опаснее авторитарно-директивного. Ребёнок из такой семьи чувствует себя ненужным, учится хуже своих сверстников, чаще других оказывается зависимым от алкоголя и наркотиков и более остальных предрасположен к неврозу и депрессии.

Развитие не должно стать для ребёнка тяжкой повинностью. Пожалуй, родителям стоит отбросить свой эгоцентризм, присмотреться к своему ребёнку, дать ему право и возможность самому найти собственные интересы, прожить свою жизнь. Лучшее, что могут дать любящие мама и папа — самостоятельность, которой невозможно добиться принуждением. Задача родителей состоит не в том, чтобы загнать ребёнка в рамки, а в том, чтобы научить его жить и принимать решения: стойко и мудро переносить поражения, добиваться поставленных целей, отбрасывать лишнее и выбирать то, что интересно и правильно

Зачем и для чего использовать стили воспитания?

Каждый родитель в какой-то момент мечтает о том, что когда их ребёнок вырастет, то станет успешным, умным, спортивным, творческим. Но каким образом этого можно достичь? Можно ли вмешиваться в личную жизнь ребёнка? Какие правила устанавливать во взаимоотношениях? Где грань между безразличием и гиперопекой? Как именно вырастить самостоятельного и самодостаточного ребёнка?

Чтобы ответить на эти вопросы, психологи определили четыре вида воспитания: либеральный, демократический, опекающий, авторитарный. Грамотное использование этих стилей поможет пересмотреть взгляды на воспитание для обретения гармонии в семье.

Опекающий и демократический стили воспитания

Гиперопекающими родителями чаще всего могут стать очень тревожные люди. Они уверены, что дети долго остаются маленькими и не способны к самостоятельным действиям и решениям. Это детоцентрированные семьи. В них все устроено таким образом, чтобы малышу было хорошо. Это происходит даже тогда, когда какое-либо поведение доставляет неудобство взрослым. Самостоятельность детей пресекают любыми способами, им постоянно транслируют установки об опасности и вражде в окружающем мире.

Преимущества гиперопеки заключаются в спокойствии, безопасности и благополучии ребенка. Такой малыш в любом случае находится под контролем, он не говорит и не делает ничего лишнего. В первые несколько лет он целиком доверяет родителям и слушается их во всем.

Недостатки опекающего стиля состоят в появлении тревожности, чувства беспомощности. Для ребенка характерна задержка личностного развития и появление чувства вин за попытку обойти родительский наказ. Дети в такой семье не всегда чувствуют, что им доверяют. Они растут несамостоятельными, ленивыми и пассивными.

Демократический стиль семейного воспитания считают самым приемлемым и здоровым. В этом случае все члены семьи доброжелательны по отношению друг к другу, и в любом случае могут рассчитывать на поддержку родственников. В демократичной семье ее члены умеют договариваться, слышат и слушают друг друга, проявляя любовь и сочувствие.

Родители поощряют детскую самостоятельность и ответственность, при этом происходит формирование правильного поведения в обществе. Достоинства демократического стиля состоят в следующем:

  • Чувство любви и поддержки;
  • Умение брать на себя ответственность и самостоятельность;
  • Наличие права выбора;
  • Способность принимать решения в соответствии с возрастом;
  • Отсутствие страха обращаться за помощью к родителям;
  • Знание правил поведения в обществе;
  • Четкое осознание психологических границ самого себя и других людей;
  • Умение ставить цель и достигать ее;
  • Чувство уважения и умение с уважение относиться к другим;
  • Открытость новым знаниям, умениям и ощущениям;
  • Низкая подверженность негативным компаниям;
  • Наличие адекватной самооценки и уверенности в себе.

Семейные стили воспитания детей

Далее представлены основные стили воспитания детей. Каждый из них влияет на ребенка по-разному. Знание основных принципов этих стилей позволит подобрать оптимальный для конкретного случая и подстроить процессы, связанные с воспитанием, к особенностям определенной семьи.

Непосредственно перед тем как углубиться в теорию, уточним понятия.

Стиль – совокупность манер, методов, приемов деятельности.

Стиль воспитания – это совокупность манер, методов и приемов воспитания ребенка, взаимодействия с ним. Он может характеризоваться степенью контроля, опеки, заботы и другими критериями, например, теснотой эмоциональной связи между родителями и ребенком.

Семейное воспитание – собирательное название для процессов воздействия на детей со стороны родителей, прочих членов семьи. Цель этих процессов – достижение ожидаемых результатов в части формирования личности, характера, ценностей, жизненных ориентиров.

Какой стиль воспитания вы используете?
Авторитарный. Мои дети должны воспитываться в строгости. 22.22%

Либеральный. Мои дети не должны испытывать потребностей и вольны делать то, что им хочется делать. 22.22%

Опекающий. Я очень люблю и постоянно опекаю своих детей. 22.22%

Авторитетный. И я рад (рада), что именно его. 33.33%
Проголосовало: 9

Стили семейного воспитания

1. Демократичный

Родители считаются с правом подростка быть самостоятельным в определённых сферах его жизни, но при этом требуют исполнения обязанностей. Контроль основывается на понимании решений ребёнка, тёплых чувствах, поддержке и объяснении «что можно делать, что нельзя». Поощряя инициативу и самостоятельность, растёт и ответственность подростка перед родителями. Отношения в семье характеризуются наличием взаимопонимания, любви, взаимной поддержке и разумной заботе. Взросление подростка в таких семьях проходит без особых конфликтов и переживаний.

Какими вырастают дети? Они активны, самостоятельны, уверены в себе, независимы, имеют адекватную самооценку. В жизни умеют хорошо выстраивать отношения с людьми, добиваться успеха, ответственны перед собой и близкими. А главное, как бы их жизнь не складывалась в будущем, они знают, что в родительском доме их всегда ждут, могут помочь и поддержать.

2. Авторитарный

В таких семьях родители требуют от ребёнка беспрекословного подчинения, на компромиссы не идут. Указания и запреты не обсуждаются. Подавляется инициатива и самостоятельность подростка. Осуществляется жёсткий контроль над всеми областями жизни. Нередки наказания, крики, побои за малейшие проступки. Общение и контакт нарушается, взаимопонимание отсутствует. Эмоциональная холодность родителей порождает замкнутость, обиду, недоверие и неуверенность в ребёнке. Боясь физических наказаний, они могут убегать из дома или бродяжничать.

Какими вырастают дети? Они конфликтны в обществе, враждебны и недоверчивы к окружающим, не способны брать ответственность за свои поступки. Не уверены в себе, подвержены влиянию извне, менее нравственно зрелые.

3. Либерально — попустительский стиль (гипоопека).

Его можно охарактеризовать, как безразличное отношение и отсутствие контроля со стороны родителей. Это когда подростку позволено всё, т.е. полная вседозволенность. А вседозволенность порождает непредсказуемость поведения ребёнка, особенно если он попадает в асоциальную группу подростков. Родители мало интересуются увлечениями ребёнка, ошибочно считая, что его личный выбор правильный и в этом он может проявить свою самостоятельность. Подросток сам ещё не способен оценить, где граница дозволенного, ему нужен образец и подсказка, что можно, а что нельзя.

Какими вырастают дети? Они конфликтны, не способны подчиняться, не могут контролировать себя, слабы перед решением жизненных проблем, испытывают трудности в установлении контактов и общении с окружающими людьми.

4. Гиперопека

Этот стиль семейного воспитания характеризуется излишней заботой о ребёнке, чрезмерным вниманием, бесконечной тревогой за его здоровье и благополучие. Родители проживают жизнь за него: сами всё решают, выполняют, замещают, «ведут за ручку» до седины в висках

Такая опека становится тормозом в личностном развитии подростка. Конечно, без родительской любви и заботы благополучно ребёнок развиваться не может. Но всё хорошо в меру!

Какими вырастают дети? В жизни они не уверены в себе, не самостоятельны, тревожны, инфантильны, полностью зависимы от поддержки извне. Во взрослой жизни решения принимают только посоветовавшись с родителями («маменькины дочки и сыночки»).

Некоторые психологи выделяют отчужденный и хаотичный стили воспитания. Отчужденный наблюдается в асоциальных семьях, где употребляются наркотики и алкоголь. Соответственно, пьяным родителям совершенно безразлично где и чем занимаются их дети. Будущее детей и родителей, к сожалению, предопределено.

5. Хаотичный стиль воспитания

Стиль воспитания присутствует в семьях, где родители не могут определиться в выборе методов воспитания, их мнения различны. По этому поводу (один хвалит, другой ругает) часты конфликты в семье в присутствии ребёнка. Это формирует тревожность и нестабильность, подросток попросту не знает, кого слушать.

Какими вырастают дети? И в первом, и во втором случае они тревожны, со слабо развитым самоконтролем, не зрелы в суждениях, импульсивны, даже агрессивны, социально дезадаптированны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий