Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Условия развития самостоятельности

Самостоятельность — полезное качество, которое необходимо в жизни каждого человека. Ребёнка необходимо учить быть самостоятельным с детства. Многие мамы часто всё делают за своего малыша. Из-за того, что не верят в его силы, переживают за него, пытаются облегчить ему жизнь или просто из-за отсутствия времени или желания переделывать то, что может у него не получиться. Вне зависимости от своих мотивов, такие мамы тормозят разностороннее развитие личности ребёнка.

С каждым годом дети стремятся стать более самостоятельными и независимыми. В разумных пределах это стремление необходимо поддерживать, поощрять.

Родители должны создавать условия для развития малыша как самостоятельной личности. Жизнь многообразна и в большинстве случаев она требует не шаблонного подхода в решении тех или иных проблем, а творческого. Ребёнок должен быть подготовлен к условиям жизнедеятельности в современном обществе, уметь сам находить выход из различных жизненных ситуаций.

Дошкольники не должны пассивно созерцать окружающую их действительность, а активно её изменять, проявлять инициативу.

Уровень самостоятельности малыша повышается с процессом его взросления. Если показатели самостоятельности ребёнка 2-3 лет от роду — это умения пользоваться ложкой и вилкой, аккуратно есть и пить, снимать и одевать одежду без вмешательства со стороны взрослых, то для характеристики самостоятельности детей постарше предъявляются более сложные требования. Дети старшего возраста и в физическом, и в умственном плане развиты намного сильнее, чем в 2-3 года. Вместе с общим развитием развивается и самостоятельность.

Этапы

Развитие самостоятельности делят на 3 этапа:

  • 1 этап. Ребёнок в привычных условиях поступает так, как его приучили взрослые, но без их помощи и без их напоминания. Например, малыш благодарит за подарки, убирает за собой грязную посуду со стола, протирает пыль раз в несколько дней, моет руки, прежде чем сесть за стол.
  • 2 этап. Малыш совершает знакомые ему поступки, но уже в непривычных для него обстоятельствах (например, убирает за собой посуду в гостях).
  • 3 этап. Ребёнок находится в незнакомой ему ситуации и самостоятельно совершает какие-то поступки, но на основе тех правил, к которым он приучен.

Дошкольник считается самостоятельным, если он может поставить перед собой цель, распланировать её достижение, реализовать свой план и получить результат без помощи кого-либо из взрослых. Он должен проявлять инициативу и творчески подходить к решению жизненных задач.

Важнейшим условием развития самостоятельности является совместная деятельность с малышами своего возраста. Ребёнок должен научиться анализировать поступки и возможности не только свои, но и своих друзей. Так он сможет самоутвердиться в коллективе, занять в нём своё место.

Чтобы малыш смог вписаться в коллектив, не стать в нём изгоем, у него должны быть умения в различных видах деятельности. Он должен верить в себя и иметь определённый накопленный опыт.

Самостоятельность должна развиваться вместе с нравственностью, чтобы ребёнок не подавлял инициативу ровесников, учитывал интересы своих менее самостоятельных друзей, оказывал им помощь, желал и умел научить их тому, что он знает сам. Взрослым необходимо обсуждать с детьми достоинства, хорошие и плохие поступки других людей, давать им оценку с точки зрения норм нравственности.

В развитии самостоятельности большую роль играют сюжетно-ролевые игры. В них дети представляют себя взрослыми и обыгрывают серьёзную ситуацию с жизненными проблемами, замещая реальные объекты игрушками. Такие игры не только развивают самостоятельность, но повышают социальную адаптацию. Дети играют в докторов, парикмахеров, поваров, строителей и т.п. в таких играх дети коллективно воссоздают общую картину человеческого труда и взаимоотношений между людьми в различных жизненных ситуациях. Это развивает фантазию, мышление и воображение. В игре дети применяют весь свой жизненный опыт, по максимуму используют накопленные знания и навыки.

Для развития самостоятельности необходимо повышать дисциплинированность. Малыш должен до автоматизма довести приобретённые навыки самообслуживания. Он должен следить за своим внешним видом, приводить в порядок свою одежду и комнату, в которой живёт, без ежедневного напоминания со стороны родителей.

Можно сделать вывод, что основы самостоятельности формируются под контролем взрослых при подчинении их требованиям. В дальнейшем, когда ребёнок усваивает то, чему его учат родители, им необходимо поверить в его силы и не подавлять его инициативу, чтобы он смог самостоятельно применять полученные знания и навыки в новых жизненных ситуациях.

Осoбенности развития детей cтаршего дошкольного возраcта

Старший дошкольный возраст характеризуется рядом осoбенностей, которые отличают его от предыдущих этапoв развития.​

В этом возрасте дети проявляют большую самостоятельность и ответственность.​ Они становятся более независимыми и готовы брать на себя определенные обязанности.​

Одной из особенностей развития являeтся формирование сoциальных навыков и умений.​ Дети учатся взаимодействовать с другими детьми, устанавливать дружеские отношения и решать конфликты.​

Развитие игровой активности и творческого мышления также является важным аспектом в данном возрасте.​ Дети проявляют бoльшoй интерес к различным видам игр и aктивно используют свою фантазию.​

Усиление познавательной активности и интереса к окружающему миру является еще одной особенностью развития в старшeм дошкольнoм возрасте. Дети начинaют задавать много вопросов, исследовать окрyжающие предметы и проявлять любопытство к новым знаниям.​

Особенноcти развития детей старшегo дошкольного возраста имеют большое значение для педагогов и родителей, так как пoзволяют создать оптимальные условия для развития рeбенка и успешной подготовки к школе.

Развитие cамостоятельности и ответственности

В старшем дошкольном возрасте развитие самостоятельности и ответственности играет важную роль в формировании личности ребенка.​

Дети становятся все более независимыми и готовыми выполнять определенные задачи самостоятельно.​ Они учатся одеваться, мыться, кушать и выпoлнять другие простые действия без помощи взрослых.​

Развитие самостоятельноcти включает в себя также умение принимать решения.​ Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять инициативу и самостоятельно выбирать, что им дeлать или как игpать.

Важным аспектом развития являeтся формиpование ответственности за свои действия.​ Дети учатся понимать, что их поступки имеют последствия, и берут на себя ответственность зa свои поступки и решения.​

Развитие самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте являeтся важным этапом, котoрый пoдготавливает ребенка к школьной жизни и формирует основы для успешной социaлизации и обучения.​

Понимание особеннoстей развития детей старшего дошкольного возраста является важным аспектом для педагогов, родителeй и всех, кто занимается воспитанием и образованием детей.​

Хаpактеристика этого возрастного периода позволяет определить основные направления работы с детьми и создать условия для их полноценного рaзвития.​

Физическое развитие, эмоциональное pазвитие, когнитивное развитие и социальное развитие ⸺ все эти аспекты взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста включают развитие самостоятельности и ответственности, формирование cоциальных навыков и умений, развитие игровой активности и творческого мышления, а также усиление познавaтельнoй активности и интереса к окружающeму миру.​

Развитие рeчи и коммуникативных навыков также играет важную роль в этoм возрасте, а понимание осoбенностей развития ребенкa помогает создать оптимальные условия для развития его речи.​

Понимание особенностей развития детей стaршего дошкольного возраста позволяет эффективно взаимодейcтвовать c ребенком, создать адаптивную образовательную среду и обеспечить его гармоничное развитие.​

Особенности развития младшего дошкольника

Определение 2

Младший дошкольный возраст – это возрастной этап развития, охватывающий промежуток от трех до четырех лет.

В это время происходит развитие важных психических процессов организма, что сопровождается проявлением «кризисных моментов». Ребенок начинает проявлять активную самостоятельность, упорство, характер, выражать потребность в том, чтобы с ним считались, требовать своего. Это обусловлено тем, что ребенок развивается и его самостоятельность тоже. Ему необходимо предоставить больше свободы действий и проявлять терпимость к его требованиям и желаниям.

Особенностями развития психических функций организма младшего дошкольника являются следующие:

Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью и проявлением устойчивости только в случае интереса к чему-то.
Память

Она характеризуется непроизвольностью, непосредственностью и наличием эмоционального окраса. В памяти младшего дошкольника сохраняется только та информация, которая ему интересна, запоминание которой не требовало приложения усилий.
Представления. Они формируются на основании наглядного восприятия. Ребенок получает представление об объектах окружающего мира, их особенностях, функционировании, только если он видит сам, как все это происходит.
Мышление. Оно имеет наглядно-действенный характер. Ребенок совершает с предметами разнообразные действия, получая опыт деятельности. Условия совершения действия с их целевым назначением соотносятся с сознанием ребенка. Это развивает его мыслительную работу, активизирует мыслительные операции.
Речь. Происходит формирование связной речи. Речь ребенка приобретает более точный и четкий характер, расширяется словарный запас.
Познание. Познание в этом возрасте связано с изучением непосредственных объектов и процессов, которые окружают ребенка. Ему интересно познать то, что рядом, изучить его устройство и свойства. Способом изучения выступает процесс конструирования, проведения реальных экспериментов, т.е. все нужно попробовать на вкус, испытать в действии.
Коммуникативные связи. Интерес к общению только начинает проявляться, но он слабо выражен. Коммуникации со сверстниками не особенно интересны ребенка этого возраста.
Игровая деятельность. Она проявляется в выполнении действий с игрушками и игре со взрослыми.

Рисунок 1. Особенности развития младшего дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности развития среднего дошкольника

Определение 3

Средний дошкольный возраст – это этап развития ребенка, охватывающий промежуток от четырех до пяти лет.

В этот период происходит расширение физических возможностей ребенка, и его деятельность становится основой их развития. Движения – важный компонент режима дня среднего дошкольника. Ребенок испытывает острую потребность в совершении разнообразных движений.

Рисунок 2. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Психические функции организма дошкольника этого возраста имеют следующую специфику:

Внимание. Оно характеризуется непроизвольностью

Постепенно начинает складываться произвольное внимание, но оно еще неустойчиво и непостоянно. Ребенок только осваивает совершение действий по правилам.
Память. Она характеризуется непроизвольностью, но уже расширяется количество запоминаемой информации. Например, если показать ребенку 15 изображений, то 6-7 из них он сможет запомнить.
Представления. Они формируются уже не только посредством наглядного восприятия, но и как образные представления.
Мышление. Оно имеет наглядно-образный характер и тесно связано с восприятием. Ребенок должен четко представлять образ объекта в своем сознании, чтобы совершать с ним какие-то действия, не обязательно практического характера.
Речь. Происходит становление активного словаря, а связная речь приобретает устойчивый характер. Ребенок оказывается способным четко излагать свои мысли, правильно их формулировать.
Познание. Познание начинает постепенно уходить от непосредственного восприятия окружающих объектов. Ребенок начинает интересоваться объектами, которые не располагаются в непосредственной близости. Познание реализуется на основе рассказов взрослых, чтения книг взрослыми и конструкторской деятельности.
Коммуникативные связи. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в установлении коммуникативных связей с разными возрастными категориями граждан. Со взрослыми он общается, как правило, на интеллектуальные темы. Взрослый – источник знаний ребенка, а сверстники становятся партнерами по игре.
Игровая деятельность. Ребенок начинает играть в сюжетные игры, выполнять определенные игровые роли и играть в коллективе.

Психическое развитие детей 5-6-ти лет

В 5 лет, иногда — немного раньше, начинает складываться образ личности, появляются первичные представления о его месте в окружающем мире. Мы уже знаем, что средний дошкольный возраст характеризуется становлением образно-ролевых игр, когда малыш не просто имитирует какое-то увиденное им ранее действие, но и представляет себя в роли какого-то объекта действительности.

В этот период дошкольного возраста взрослые должны принимать активное участие в процессе развития ребенка. К 5-летнему возрасту психика дошкольника достигает того момента, когда становится способным распределять в порядке возрастания или убывания до 10-ти различных предметов, последовательно выполнять несколько условий, работать в группе с другими детьми. Особенности развития детей среднего дошкольного возраста связаны с необходимостью научить неконфликтному взаимодействию с другими детьми, развить способность работать сообща и уважать игровые роли, которые выполняют другие.

В 5-летнем возрасте активно развивается речь, проявляется особый интерес к рисованию. Дошкольник начинает различать предметы не только по цветам и форме, но и по оттенкам цвета, начинает самостоятельно выбирать сюжеты для рисунка. По характеру детских рисунков среднего и старшего дошкольного периодов психологи могут определить ключевые доминанты психики и эмоциональное состояние.

Развитие детей дошкольного возраста всегда связано с игрой формой познания. Образно- и сюжетно-ролевые игры, выполняемые при участии взрослых, учат детей соблюдать правила, ответственно относиться к поставленному заданию, следить за действиями других участников, проявлять активность. При этом взрослые могут выступать как в роли руководителей, так и в роли старших участников игры. В последнем случае взрослые оказываются включенными в игровой процесс, дети становятся более открытыми и дают взрослым возможность незаметно корректировать процесс игры и направлять действия ее участников.

Речевой уровень старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте нормой является произношение всех звуков, так как завершается процесс фонематического развития. Если присутствуют какие-либо ошибки произношения, срочно необходима логопедическая помощь. В домашних условиях следует подключить артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры для детей.

Словарный запас детей накануне школьного обучения должен достигать 4000 слов. Причем наполняется словарь не только количественно, а и качественно.

В речи старших дошкольников появляются новые понятия, значительно расширяется использование всех частей речи. Предложения строятся с учетом грамматических основ.

В произвольных рассказах из своей жизни, в сюжетных играх, в пересказах любимых произведений дети используют связную речь. Если нужно ввести в курс дела сверстника или взрослого, то ребенок прибегает к самой сложной форме высказывания — объяснительной речи. Успешность пояснений обеспечивается уже достаточно сформированным словесно-логическим мышлением.

Старшие дошкольники, в отличие от младших, используют речь как особый вид деятельности. Порассказывать истории, пофантазировать о чем-то необычном, посочинять рифмы, поиграть в слова – все это распространенные занятия в старшем дошкольном возрасте.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в ДВ являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:

  • определенные планы, необходимые к выполнению;
  • четкие стандарты выполнения поставленных задач;
  • обобщенные и индивидуальные цели.

Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки.

Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.

Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества – это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:

  • Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
  • Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
  • Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
  • Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.

Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.

Личностное развитие старшего дошкольника

У дошкольника после 6 лет практически исчезает та наивность и непосредственность, которая присуща младшим деткам. Продолжается активное познание окружающего мира, но оно приобретает большую осмысленность. Формируются личностные качества, и определяется место собственного Я в окружающем мире. Изменения настолько заметные, что говорят, что ребенок переживает кризис шести-семи лет.

Шестилеткам уже поручают постоянные обязанности бытового плана. Их выполнение управляется не тем любопытством, которое присуще малышам, а стремлением принести пользу. Старшие дошкольники понимают, что, кроме «хочу», существует и «надо». Они гордятся тем, что родители им доверяют выполнять полезное дело, и чувствуют свою причастность к взрослой жизни.

Познание дошкольником своих качеств происходит в различных видах деятельности и общении. Старшим детям очень важна оценка своих действий и поступков от взрослых. Но они воспринимают ее критически. И если взрослые занижают достижения, ребенок спорит, обижается, проявляет раздражение.

Родителям также необходимо знать, что к старшему дошкольному возрасту ребенок воспринимает отца как более авторитетную личность, а мать – как самого близкого человека, который поймет любую проблему и простит любые капризы.

Становление волевых качеств

Характерными признаками взросления дошкольника является все более частое проявление волевых качеств:

  • Ответственность за выполнение порученного дела.
  • Целеустремленность, направленная на достижение результата.
  • Самоконтроль поведения и действий.

Когда старшему дошкольнику хочется бросить дело, к которому он потерял интерес, его удерживает осознание ответственности

Например, мама поручила помыть посуду, и это полезное для всей семьи дело важно выполнить вне зависимости от того, нравится ли оно

Целеустремленность в старшем дошкольном возрасте проявляется совместно с настойчивостью. Большинство шести-семилетних детей не отступает от задачи, даже если на первых порах терпят неудачу. Разваливается желанная конструкция – дошкольник начинает строить вновь. Не получилась аппликация, которую готовил на подарок маме, — ребенок готов начать все сначала.

Осуществлять самоконтроль дошкольник научается благодаря двум аспектам: появляется потребность контролировать самого себя и осваиваются способы проверочных действий. Сравнив свой рисунок с другими, ребенок может заметить, что он нарисовал не такое красивое дерево, принимается за усовершенствование изображения.

Во всех рассмотренных примерах необходимо приложить волевые усилия. Старшим дошкольникам под силу осознать ошибки или трудности и решительно взяться за их преодоление. Происходит это не всякий раз, однако существенно чаще, нежели в пятилетнем возрасте.

Рекомендации родителям

  • Привлекайте сына или дочь к домашнему хозяйству, давайте ребёнку простые задания, соответствующие возрасту. Благодаря ним он почувствует себя важным и значимым, поймёт, что его ценят.
  • Если ребёнок слишком застенчивый, не переставайте хвалить его, поддерживайте все его начинания, радуйтесь любым, даже незначительным успехам.
  • Комплименты и наказания обязаны соответствовать тому, сколько лет исполнилось ребёнку, и что он сделал.
  • Не нужно сравнивать сына/дочь с собой или с соседским ребёнком. Лучше сравнивайте своего ребёнка с самим собой или тем, кем он был в прошлом и каким стал сейчас.
  • Поощряйте активные и инициативные действия, исходящие от ребёнка.
  • Формируйте правильное восприятие провалов и проигрышей. Дошкольник должен уметь признавать свои минусы и недостатки.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он родился, то есть со всеми его плюсами и минусами. Ведь он – это частичка Вас.
  • Окружите сына или дочь любовью и заботой. Ребёнок должен чувствовать Вашу защиту. Он должен понять, что Вы поддержите его и всегда будете на его стороне. Не забывайте о тактильном контакте: целуйте, гладьте своё чадо по голове и обнимайте его почаще.

Игра как инструмент познания мира

Для периода 3-4-х лет (ранний дошкольный возраст) характерна режиссерская игра: малыш использует игрушки и различные предметы для имитации действий взрослых или повторного переживания личного опыта (приготовление обеда для куклы, резка хлеба, покупка вещей, поездка на машине и др.). Такие игры не имеют сложного сюжета, ребенок концентрируется на выполнении одного определенного действия, как бы заново переживает его. В период от 3-х до 4-х лет доминирует предметное мышление.

Приблизительно в 5 лет маленький человек начинает создавать образно-ролевые игры, в которых воображает себя в роли какого-нибудь объекта действительности: статуи, дерева, домашней кошки, увиденного по телевизору певца или актера. В этой игре малыша интересует не само действие, а качества и свойства объекта, его внутренняя сторона. Появление в жизни дошкольника образно-ролевой игры говорит о развитии у него воображения и абстрактного мышления.

В период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) появляются сюжетно-ролевые игры, в которых дети придумывают сюжет и правила, а также распределяют роли. В сюжетно-ролевых играх важны не сами действия как таковые, а отношения между участниками и сам процесс игры: поход в театр, визит к врачу, поездка на море и пр.

Дошкольный период делится на три этапа и связан с постепенным приобщением ребенка к существованию в обществе. Игра является важнейшим инструментом познания социальных отношений. Игры в жизни ребенка постепенно приобретают более сложные формы, сюжеты и правила, со временем они становятся отображением социальных отношений взрослых. Одновременно с этим увеличивается и время игры, которое у старших дошкольников может достигать нескольких дней. Особенности воспитания детей дошкольного возраста также связаны с игрой как формой имитации социальных отношений. От того, насколько родители и педагоги сумели, благодаря игровой среде, развить понимание законов жизни в обществе, зависит успешная подготовка к школьной и последующей взрослой жизни.

Занятия в помощь малышу

Чтобы помочь ребенку в развитии, вы можете включать в его деятельности различные игры и упражнения, которые будут способствовать формированию определенных навыков и умений. Обязательно вводите подвижные игры, совмещая их с развивающими. Помните, что малыш еще не готов послушно сидеть за партой и выполнять все ваши требования.

Стоит рассмотреть следующие примеры игр – они нравятся большинству старших дошкольников.

«Корзина».

Цель: развивать мышление и расширять словарный запас.

Вы говорите ребенку, что собрались на природу и вам нужно собрать корзину необходимых вещей. Можете начать их перечислять: вода, бутерброды…, а малыш должен продолжить. Используйте различные вариации игры: соберите чемодан в путешествие, пакет на прогулку, корзину в магазине и т. п.

«Умный мяч».

Цель: развивать логику, мышление, внимание, координацию, память. Для игры вам понадобится мячик

Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее –  например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему

Для игры вам понадобится мячик. Желательно, чтобы участвовало несколько человек. Выберите тему и назовите ее –  например, транспорт. Ведущий кидает мяч, а участники ловят и называют любой известный им транспорт. Повторять, разумеется, нельзя. Когда ребенок или дети начнут часто ошибаться, переключитесь на другую тему.

«Что тут лишнее?».

Цель: развитие абстрактно-логического мышления.

Необходимо предложить ребенку несколько групп предметов (начните с одной, для этого можете использовать картинки). Это могут быть овощи или фрукты, посуда или игрушки – главное, чтобы один предмет был лишним. Ребенок должен понять, какой именно. Это довольно сложная для малышей игра, поэтому давайте подсказки: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?»

«Кого поймает орел?».

Цель: развивать внимание и двигательную активность. Участвовать должно несколько человек

Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков

Участвовать должно несколько человек. Сначала может быть один орел, который будет ловить зайчиков. Кого поймает, тот и становится следующим орлом. Потом можно усложнить игру, сделав несколько орлов и несколько зайчиков.

«Шарады».

Цель: развивать воображение, логическое и образное мышление.

Обычно в шарадах изображают животных, но можно попробовать показывать предметы. Вы можете использовать картинки, которые поместите в шляпу. Дети по очереди будут вытягивать и показывать изображенный предмет, а остальные должны угадать, кто это.

«Собери наш дом».

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, помощь в формировании образа семьи и себя.

На листе А3 или ватмане нужно будет собрать аппликацию дома, в котором живет малыш, можно его комнаты. Туда же поместить членов семьи, включая его самого.

Для этого вам понадобятся либо краски, либо изображения различных предметов, которые можно вырезать (диван, кровать, ящик с игрушками и т. п.), а также ваши семейные фотографии или их распечатка на листе А4, ножницы или кисточки. Пусть малыш вырежет все необходимые предметы и фото членов семьи. Дальше вам нужно будет распределить их на ватмане. Например, мама может быть на кухне, папа в кабинете, ребенок играет в игрушки и т. п.

«Что изменилось?»

Цель: развитие, памяти внимания, мышления, воображения, логики.

Для этого вам потребуются две схожие картинки, но на одной должны быть некоторые предметы и детали, отсутствующие на другой. Покажите ребенку первую картинку и попросите запомнить, что на ней изображено. Потом уберите ее и попросите рассказать об этом изображении. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут малышу описать картинку. После этого покажите ему вторую и спросите, что нового появилось на ней, чего не было на первой?

Если ребенку сначала будет трудно выполнять это упражнение, показывайте сразу оба изображения и просто попросите рассказать, чем они отличаются.

«Объедини».

Цель: развитие мышления и логики.

Вам понадобятся предметы разных цветов и форм. Необходимо дать ребенку задание объединить все предметы, например, розового цвета в одну группу, а белые – в другую. То же самое с формой: квадратные вправо, треугольные влево. Потом можно усложнить и попросить сложить треугольные в белую коробочку, а розовые в квадратную.

Основные проблемы, влияющие на полноценное интеллектуальное развитие дошкольников

Прогресс в развитие ребёнка основывается на удовлетворении трёх главных потребностей:

  • движения;
  • общения;
  • впечатления.

Ребёнок 5-7 лет должен каждый день активно двигаться, регулярно общаться с одногодками и взрослыми, получать массу свежих впечатлений. Только так он будет изучать окружающий мир не пассивно, а в форме активного восприятия.

Малышу требуется постоянно постигать новое. Эта жажда знаний приводит к желанию обучаться в школе.

Бывают ситуации, когда возникают психологические проблемы, тормозящие интеллектуальное развитие. К ним относятся:

  1. Личные проблемы, связанные с эмоциями (страх, агрессия, повышенная тревожность).
  2. Проблемы интеллектуального развития (невнимательность, неспособность понять изучаемую информацию).
  3. Поведенческие проблемы (враждебность, враньё, дерзость).
  4. Социальные проблемы (обидчивость, необоснованные лидерские стремления, неспособность вписаться в коллектив).

Чтобы не тормозить дальнейшее интеллектуальное развитие, необходимо вовремя выявить возникновение этих проблем и заняться их решением. Иногда для этого всего лишь нужна помощь близкого взрослого человека, порой же необходимо обратиться к специалисту (психологу).

Заключение

У ребенка дошкольного возраста складываются базовые представления о мире, которые влияют на всю его последующую жизнь.

Чрезмерные физические нагрузки, психические, психологические травмы могут негативно отразиться на нормальном развитии дошкольника. Педагогам и родителям необходимо участвовать в развитии творческих способностей детей, постоянно наблюдать за изменениями в мировосприятии и его эмоциональной сферой.

В этот период малыш начинает осознавать себя частью большого мира, процесс сопровождается переходными периодами в психике, повышенной чувствительностью и эмоциональностью. Отрыв от родителей и погружение в социальную жизнь у некоторых детей вызывает стрессовые ситуации.

Индивидуальные особенности детей дошкольного возраста могут быть связаны с такими факторами, как:

  • гиперактивность;
  • повышенная тревожность;
  • агрессивность;
  • аутизм;

Каждый из этих факторов может стать причиной развития патологии и послужить барьером для нормальной социализации ребенка. Ответственность за здоровое дошкольное развитие детей лежит на родителях и педагогах, которым нельзя забывать о том, что целью воспитания является не навязывание определенных моделей поведения, а помощь в становлении всесторонне развитой личности.

Post Views: 1 155

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий