Становление личности в подростковом возрасте

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст характеризуется нестабильным эмоциональным фоном ребенка. Прежде всего это связано с гормональной бурей, которая происходит в организме, и с появлением сексуального возбуждения.

Перестраивается память: на первое место выходит логическая, механическая уходит на второй план. Развивается восприятие и воображение ребенка. В возрасте 11-15 лет активно развивается теоретическое мышление. Подростки строят гипотезы, умеют рассуждать, исследовать, анализировать, сравнивать между собой какие-то решения.

Это период личного самосовершенствования. Подросток познает себя, выражает себя и учится самоутверждению в этом мире. 

У детей появляется чувство взрослости, сначала — во внешнем облике и манерах. Причем, дети склонны копировать внешность и поведение тех людей, которые пользуются у них авторитетом. 

В поведении подростков наблюдается противоречие. С одной стороны, они ищут себя в социуме, активно общаются со сверстниками, стараются разделять интересы других людей и ничем не выделяться из толпы. С другой стороны, они чувствуют свою собственную уникальность и внутренне очень хотят выделяться, быть особенными. Чувство взрослости, которое испытывает подросток, заставляет его претендовать на равные права в отношениях со взрослыми. Он чаще идет на конфликт и отстаивает свою позицию, стремится к самостоятельности. 

Период взросления характеризуется волевым воспитанием. Подростки уже отчетливо понимают, какие качества нравятся им в других людях и пытаются воспитать их в себе. В это время активно идет формирование личностных ценностей, которые в дальнейшем определяют деятельность подростка, получение профессии, сферу его общения, отношение к людям, умение правильно оценивать мнение других, собственную самооценку.

Планы на будущее

В конце среднего — начале старшего подросткового возраста, возникают личностные интересы, которые подталкивают подростков к постановке отдаленных целей на будущее, делая их целеустремленнее и организованнее. Стремление занять определенную самостоятельную жизненную позицию, вызвано желанием воспитать в себе и проявить особенные качества личности. Отсутствие или слабость целей дезорганизуют поведение подростка — ему необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений. Такими целями может стать: поступление в ВУЗ, получение профессии, стремление к заветной мечте и в целом выбор жизненного пути.

В 9-м классе средней школы и еще раз в 11-м классе школьник попадает в ситуацию выбора — завершить или продолжить образование. Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни его родители в полной мере не осознают переломность момента и значимость для последующей жизни. Именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится близко к дому и т.д.

Неопределенность будущего вызывает рост тревожности, волнения и страха. Главными вопросами являются: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?». Большинство подростков вынуждены принимать достаточно серьезные решения: остаться в школе или уходить (куда?), пойти в другую школу (какую?), выбрать класс (математический или гуманитарный) и т. д.

К окончанию школы подросток начинает задумываться о будущем, создавать образы своего будущего, часто не задумываясь при этом о средствах его достижения. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и мало что делает для достижения задуманного. Однако общество и родители ставят перед ним совершенно конкретную и жизненно важную задачу — выбор профессии и дальнейший путь обучения.

Многие подростки эмоционально напряжены и боятся любого выбора, поэтому они предпочитают либо продолжить обучение в своей школе и в своем классе, либо переложить выбор на родителей

Очень важно, чтобы молодые люди (пусть и с помощью взрослых) принимали решение, касающееся их профессионального и личностного самоопределения — самостоятельно. Бегство от выбора только задерживает развитие

Учеба в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Появляется избирательное отношение к учебным предметам, необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), подросток посещает подготовительные курсы, и получает трудовой опыт в пробных формах в рамках профориентации (экскурсии на рабочие места, работа стажером).

Характеристика кризиса подросткового возраста

Умственная активность в подростковом возрасте высока, при этом способности развиваются только в деятельности, которая вызывает позитивные эмоции. Успех в этом случае существенно влияет на мотивацию.

Психологи рассматривают 2 основных пути протекания кризиса в подростковом возрасте:

  • Независимость,
  • Зависимость.

Для кризиса независимости характерны следующие черты: упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых людей, негативное отношение к их требованиям.

Замечание 2

Симптомами кризиса зависимости является чрезмерное послушание, зависимость от более старших и сильных, регресс к старым вкусам, интересам и формам поведения. Подросток часто возвращается назад, к той своей позиции или системе отношений, которые давали гарантию эмоционального благополучия, чувства уверенности и защищенности.

В психологии сам факт существования подросткового кризиса ставится под сомнение. Например, опросы, которые проводились на репрезентативных выборках (исследования Доувана и Адельсона, Раттера), показали, что для подросткового возраста не обязательно характерны психологические потрясения и открытые конфликтные проявления.

Лонгитюдные исследования, проводимые на маленьких детях и подростках, не смогли выявить симптомов психологических нарушений. Они показали, что для «нормальных» респондентов не всегда присущи психологические сложности и проблемы в подростковом возрасте.

Тем не менее, большинство подростков, обследованных в США, обладали специфическими особенностями, характерными для данного периода изменений. Раттер в этой связи говорил о «чувстве неуверенности», точно отражая общее впечатление о возрасте.

Особенности воспитания девочки в переходном возрасте

Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важна в этот период поддержка отца. Поддержка должна быть адекватной, не критика, не отстранение (как часто у нас бывает, когда отцы пугаются взрослеющих дочерей) или чрезмерная опека и забота, возникающая из-за страха, что дочь выберет не тот путь, к которому готовили ее родные, а именно понимание и терпение со стороны отца

Папа – это первый любящий мужчина в жизни девочки. От того, как складываются отношения отца и дочери, зависит и то, как будут складываться у девочки отношения с противоположным полом в будущем.

Изменения во внешности

Наиболее ярким признаком переходного возраста являются изменения во внешности девочки. Ей самой очень сложно привыкнуть к тому, что ее тело становится другим.

Мозг ребенка еще не осознает, что тело изменилось, отсюда появляется некоторая угловатость, что очень смущает девочку

Очень важно, чтобы родители могли относиться к дочери в этот период снисходительно, спокойно наблюдать за теми изменениями, которые происходят в ней

Постарайтесь объяснить дочери, что происходит с ней в данный момент. Очень хорошо будет, если объяснения будут подкреплены примерами из собственной жизни, про то, как сама мама или папа переживали этот период.

Сексуальность и готовность к сексуальной жизни

Вместе с изменившимися пропорциями тела, девочка может обнаружить какие-то сексуальные импульсы, интерес к себе и противоположному полу. Часто тема о сексуальности с подрастающим ребенком является очень сложной для родителей. Не зная, как поговорить об «этом», родители начинают острее контролировать дочь, ограничивать в общении с мальчиками, чтобы не допустить с ее стороны какого-либо необдуманного шага.

Ребенок не понимает, почему родители начинают ужесточать рамки, считая, что таким образом родители показывают свой авторитет, свою власть над дочкой и прочее. Зачастую родителям действительно очень трудно подобрать нужные слова, чтобы открыто разговаривать на тему сексуальности.

Объясните ребенку, что сексуальные отношения – это не пропуск во взрослый мир

Очень важно, чтобы они строились на взаимном уважении, согласии, доверии. Нужно объяснить девочке, что торопиться скорее войти с этот мир не стоит

Она должны понимать, что если она не готова для такого рода отношений, то всегда может отказаться от них, и это не будет признаком «не взрослости», скорее, напротив.

Узнать о типичных ошибках родителей при разговоре с ребенком о сексе, вы можете из нашей статьи: Как объяснить ребенку, как появляются дети?
 

Изменения в мышлении девочки

Мышление девочки в переходном возрасте устроено таким образом, что она не может видеть того, что одно и то же событие происходит амбивалентно.

На самом деле подросток мыслит абсолютами: то что происходит либо однозначно плохо, либо однозначно хорошо. Понятия «золотой середины» для нее в этом возрасте отсутствует. Из-за этого у девочки могут случаться резкие перепады настроения, она может чересчур рьяно отстаивать свои права.

Задача родителей – мягко указывать на этот оттенок серого между белым и черным

Очень важно помогать дочери справляться с ее категоричностью, объяснять, что любое событие может иметь как негативные стороны, так и позитивные. Это помогает ребенку взрослеть

Изменения в отношениях с родителями

Подростковый возраст часто называют трудным. Так как в этот период отношения ребенка и родителей становятся мягко говоря сложными. Ребенок начинает понимать, что он уже не тот малыш, но и то, что он еще не до конца взрослый – он тоже пока не понимает. Иными словами, подросток требует больше прав, но как это реализовать от не знает. И сами родители не всегда понимают, как признать взрослость дочери, но при этом не превратит эти отношения во вседозволенность.

Важно показывать своему ребенку, что взрослость – это не только безграничные возможности или увеличение прав. За каждым толики свободы следует и увеличение ответственности

Подрастающая девочка требует автономности, хочет изучать этот мир самостоятельно, но в тоже время ей страшно делать выбор самостоятельно.

Важно суметь выдерживать баланс: если мы даем ребенку в чем-то больше свободы, то и требовать должны большей ответственности с него. Если разрешать в чем-то принимать решение или делать выбор, то и вся ответственность за этот выбор должна быть на ребенке

Только так ребенок учится взрослеть, понимая, что свобода и ответственность являются взаимодополняющими составляющими.

Узнать об особенностях подросткового возраста и о том, с чем связаны сложности в воспитании, вы можете из нашей статьи: Воспитание подростков: типичные ошибки родителей
 

Социальные и эмоциональные особенности подросткового возраста

Социальные особенности подросткового возраста связаны с активным поиском своей идентичности и формированием новых отношений. Подростки начинают устанавливать более сложные и глубокие связи со сверстниками, и для них становятся важными принадлежность к определенным социальным группам и социальное одобрение. В это время также происходит переориентация отношений с родителями к более автономным и равноправным формам взаимодействия. Важным аспектом социального развития подростков является развитие навыков эффективного общения, эмпатии и сотрудничества с другими людьми.

Эмоциональные особенности подросткового возраста включают повышенную эмоциональную чувствительность, колебания настроения и активное развитие способности к саморегуляции эмоций. Гормональные изменения, присущие этому возрасту, способствуют эмоциональной лабильности и быстрым перепадам настроения. Важным аспектом эмоционального развития является умение подростков справляться со стрессом, разочарованиями и конфликтами.

Эмоциональное развитие тинейджеров в значительной степени зависит от поддержки и понимания со стороны родителей, учителей и других значимых взрослых, которые помогают им справиться с вызовами этого периода жизни.

Формирование идентичности

Формирование идентичности является ключевым аспектом психологического развития подростков и представляет собой процесс, в ходе которого индивид определяет свое место в мире, собственные ценности, убеждения и личностные характеристики. Идентичность формируется на основе различных факторов, таких как социокультурный контекст, семья, сверстники, образование и личные интересы.

Эрик Эриксон, известный психолог и разработчик теории психосоциального развития, определяет подростковый возраст как период, в котором основной задачей является разрешение кризиса идентичности. Подростки активно исследуют свои потенциальные роли в обществе, свои интересы, цели и мировоззрение. В этот период они могут экспериментировать с разными стилями, убеждениями и группами сверстников.

Результаты формирования идентичности варьируются, поэтому некоторые подростки быстрее достигают относительно стабильной и зрелой идентичности, в то время как другие продолжают развиваться и меняться. Успешное формирование идентичности является основой для дальнейшего психологического развития и обеспечивает основу для стабильной самооценки, уверенности в своих решениях и способности к самореализации.

Влияние сверстников и отношения с родителями

Влияние сверстников и отношения с родителями являются двумя важными факторами в психосоциальном развитии подростков, которые играют значительную роль в формировании идентичности, принятии решений и поведении тинейджеров.

Влияние сверстников возрастает в подростковом возрасте, так как подростки начинают проводить больше времени со своими друзьями и одноклассниками, чем с семьей. Сверстники могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на подростка. Положительное влияние сверстников помогает подросткам развивать социальные навыки, учиться сотрудничеству и эмпатии, а также формировать здоровые ценности и убеждения. Однако, негативное влияние сверстников приводит к проблемам, таким как давление на подростка, чтобы тот присоединился к антисоциальному поведению, употреблению алкоголя и наркотиков, а также участвовал в рискованных сексуальных связях.

Отношения с родителями также имеют значительное влияние на развитие подростка. Хорошие отношения с родителями, основанные на взаимопонимании, поддержке и принятии, способствуют здоровому развитию подростка, укреплению самооценки и формированию адекватного представления о себе. Родители, которые устанавливают четкие границы и ожидания, но также проявляют тепло, любовь и поддержку, помогают своим детям развивать навыки саморегуляции, принятия решений и преодоления трудностей.

Однако, напряженные или конфликтные отношения с родителями вызывают проблемы в эмоциональном и социальном развитии подростка, провоцируют появление заниженной самооценки, повышенной агрессии или отчуждение от семьи. В таких ситуациях подростки могут быть более склонны к негативному влиянию сверстников и антисоциальному поведению.

Задачи развития подросткового возраста

Каждый период развития влечет за собой различные трудности, которые требуют преодоления. В подростковый период человек сталкивается с тремя основными задачами:

  1. Достижение автономии и независимости от родителей.
  2. Принятие и осознание себя, формирование идентичности и представления о себе.
  3. Выбор дальнейшего пути развития в виде учебного заведения и профессии.

Хотя некоторые подростки в период взросления сталкиваются с проблемами, у большинства из них данный период проходит относительно спокойно. Они хорошо адаптируются и не имеют серьезных внутренних конфликтов, проблем со сверстниками и родителями (особенно если они придерживаются гуманистических подходов к воспитанию).

Как родителям еще лучше относиться к подростку в этот период, читайте в нашей статье.

Подростковый возраст — что это за возраст

Несмотря на то, что это достаточно короткий период в сравнении с длиной всей жизни, подросток за это время проходит очень большой путь в своем развитии. Он конфликтует с самим собой, с окружающими, с обстоятельствами и с миром. В это время происходит бурное развитие не только личности, но и организма. Причиной всему — половое созревание ребенка.

В 12-15 лет подросток формирует свои нравственные идеалы, мировоззрение, самосознание, самооценку, у него появляется интерес к самому себе. Подросток испытывает острую необходимость разобраться в самом себе и в отношениях, которые связывают его с другими людьми. В этом возрасте появляются новые интересы. Также это время критики и самокритики, подростки очень требовательны к себе и к другим людям. 

Подростковый возраст практически всегда протекает очень бурно и несет в себе много проблем, прежде всего, для самого подростка.

В чем заключаются поведенческие особенности

Основная деятельность детей в подростковый период — это интимно-личностное общение со сверстниками и взрослыми, которым они доверяют. В это время появляется подростковая дружба, которая может стать дружбой на всю жизнь. 

Многие подростки объединяются в неформальные группы, у них появляются сильные, хоть и непостоянные увлечения. Они могут начать играть на музыкальных инструментах, петь, участвовать в спортивных забегах и велогонках. А могут связаться с дурной компанией, употреблять алкоголь и курить сигареты. Все зависит от окружения подростка и его системы ценностей. В подростковом возрасте люди стремятся общаться с теми, на кого хотят быть похожими. 

У подростков возникает много противоречивых желаний и поступков

Взрослым важно понимать, какая буря творится в душе подростка, чтобы правильно реагировать на его действия и помогать ему пережить новую для него действительность

Особенности физического и психического развития подростков

Физическое развитие подростков характеризуется рядом значительных изменений, таких как быстрый рост и половое созревание. В этот период происходит интенсивное увеличение массы и роста тела, что иногда приводит к временным проблемам с координацией движений. Половое созревание включает в себя развитие вторичных половых признаков и начало менструального цикла у девочек, увеличение размера гениталий и изменение голоса у мальчиков. Все эти изменения являются результатом гормональной активности, которая может также влиять на эмоции и тинейджера.

Психическое развитие подростков включает в себя поиск самоидентичности, становление критического мышления и развитие эмоциональной регуляции. В этот период подростки начинают задумываться о своих ценностях, убеждениях и месте в обществе. Они также активно развивают свои социальные навыки и учатся устанавливать отношения со сверстниками, взрослыми и авторитетными фигурами. Все эти процессы играют важную роль в формировании зрелой личности и установке на будущую профессиональную деятельность.

Рост и сексуальное развитие подростков

В процессе роста и сексуального развития подростков происходят значительные физические изменения, связанные с активацией гормонов и переходом от детства к взрослости. В течение этого времени подростки испытывают ускоренное увеличение роста и массы тела, что может вызвать временное несоответствие между разными частями тела и привести к ощущению неуклюжести.

Касательно сексуального развития, подростки сталкиваются с многочисленными изменениями, которые включают начало работы половых желез и появление вторичных половых характеристик. Для девочек это означает начало месячных, рост груди и изменение телосложения, в то время как для мальчиков — увеличение гениталий, ломка голоса и рост лицевых и телесных волос. Все эти изменения стимулируют повышенный интересу к сексуальности и взаимоотношениям, а также к необходимости осознать свою сексуальную идентичность.

Проходя через этап роста и сексуального развития, тинейджеры также могут столкнуться с рядом проблем, связанных с адаптацией к новому телу и своим возрастающим сексуальным чувствам. Изменения в теле могут вызвать неуверенность и сомнения в своей привлекательности, что часто отражается на самооценке и комфорте в социальных ситуациях.

Также подростки начинают осознавать свою сексуальную ориентацию, что вызывает дополнительные вопросы и сомнения, особенно в случаях, если они чувствуют себя отличными от сверстников

Они могут искать информацию и поддержку, чтобы лучше понять свою сексуальную природу и развитие, и важно, чтобы родители и образовательные учреждения предоставляли им доступ к точной и актуальной информации. В это время подросткам необходимо получать образование в области сексуального здоровья, включая информацию о противозачаточных методах, безопасных отношениях и превентивных мерах против половых инфекций

Когнитивное развитие и критическое мышление подростков

Когнитивное развитие подростков характеризуется значительными изменениями в процессах мышления, обучения и решения проблем. На этом этапе мозг тинейджера продолжает активно развиваться, особенно в областях префронтальной коры, ответственной за планирование, самоконтроль и решение сложных задач.

Критическое мышление — одна из ключевых психологических особенностей подросткового возраста и когнитивного развития подростков. Оно означает способность анализировать, оценивать и синтезировать информацию, а также делать обоснованные выводы и принимать решения на основе логического и объективного суждения. Подростки начинают развивать способность к абстрактному мышлению и метакогнитивным навыкам, что позволяет им осознавать и контролировать собственные мыслительные процессы.

В подростковом возрасте критическое мышление становится все более важным для успешного учебного процесса и навыков принятия решений в повседневной жизни. Развитие критического мышления подростков можно стимулировать с помощью обучения, которое делает акцент на анализе и решениях сложных проблем, развитии аргументации и навыков работы с разнообразными источниками информации, а также на разработке собственного мнения на основе критического анализа.

Изменения личности подростка

В период младшего подросткового возраста меняется отношение к самому себе. По этой причине к той деятельности, которой ребенок занимался (например, учебной деятельности) относятся как к ведущей.

Развитие личности подростка и формирование его личностных характеристик связаны с так называемым «подростковым кризисом». Его признаками выступают:

  • Охлаждение к учебной деятельности;
  • Отвлечение на дела, не имеющие отношения к учебе;
  • Стремление к личным и довольно интимным видам общения.

Подростки на начальном этапе проявляют себя иным образом. Их учебная деятельность, сконцентрированная на окружающем мире, начинает совершать «поворот» на самого ученика. Он как бы говорит себе: «Понятно, чему тут учат, теперь мне больше интересно, кто я сам».

В этот возрастной период человек чувствует себя уже не ребенком, а практически взрослым. Все больше и больше он отвергает свою принадлежность к детям, ждет соответствующего изменения отношения к себе со стороны взрослых. Если на данном этапе ребенок видит, что взрослые не воспринимают его всерьез, он начинает вступать в мелкие конфликты, уходит в себя, уединяется со сверстниками, обсуждает с ними интимные вопросы взрослой жизни.

В развитии личностных характеристик подростка психологи выделяют негативную фазу пубертатного периода. В ее процессе подростки начинают противопоставлять себя старшим. Для позитивной фазы характерно то, что ребенок проявляет стремление к социальным ценностям. Отметим, что данные фазы разрушительного и созидательного характера не всегда нужно разделять, они чаще всего переплетаются друг с другом.

Еще одна личностная характеристика подростка представлена негативизмом. Он проявляется через стремление противостоять любым предложениям, суждениям и чувствам значимых взрослых. Негативизм представляет собой первичную форму механизма отчуждения, что считается началом поиска своей уникальности и познания собственного Я.

Личность подростка развивается и у него начинается моделирование социальных взаимоотношений и усвоение навыков рефлексии последствий своего поведения

Подросток начинает обращать внимание и следовать социальным нормам и нравственным ценностям. Таким образом, заменяется ведущая учебная деятельность на ведущую деятельность общения и постепенно происходит изменение приоритетов в стенах школы

Развитие личности

Рассматривать развитие личности необходимо в качестве процесса. Его можно характеризовать с помощью степени формирования и насыщения системных качеств индивида. С этой позиции происходит выражение уровня его социальной зрелости.

Социальное развитие способно не только опережать интеллектуальное, оно предшествует ему и является исходным на любой переломной стадии развития. Оно предопределяет возможность перехода на каждый следующий этап онтогенеза.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Подростковый возраст психологи относят к так называемым критическим периодам жизни (стадия возрастного кризиса). Позитивный смысл подросткового кризиса состоит в том, что через него происходит борьба за независимость, происходящая в относительно безопасных условиях. Она не принимает крайних форм. В этом процессе подростки способны удовлетворять потребности в самопознании и самоутверждении. У них не просто проявляется чувство уверенности в себе и способность положиться на себя. Здесь формируются способы поведения, которые позволяют ему и в последующем справляться с жизненными ситуациями.

Замечание 1

Подростковый возраст принято рассматривать как период с 10 до 15 лет. В это время происходит бурный рост и развитие организма. В педагогике выделяют отдельно границы младшего подросткового возраста, совпадающие с обучением в 5 – 7 классах.

Как правило, родители и педагоги считают детей в этом возрасте трудными, а психологи называют данный период «переходным» (критическим). Большая часть житейских наблюдений за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтвердили трудность процессов развития, которые происходят в этот период.

Самооценка

Складывающееся «Я» подростка первоначально носит неустойчивый и непоследовательный характер. Представления о себе крайне изменчивы и зависят от настроения, от успешности действий и от отношения других: случайная фраза, комплимент или насмешка могут привести к резкому изменению образов «Я», самооценки, планов на будущее и т. п. Представления подростков о себе не ясны, расплывчаты и непоследовательны. Они испытывают неуверенность при оценке себя, приписывают себе разные, порой противоположные черты, например: «я — общительный, я — замкнутый»; «я — ребенок, я — взрослый». По мере расширения социальных контактов, подросток дает все более противоречивые самоописания и постоянно мучается вопросом о том, «Каково же мое истинное Я».

Неустойчивость «Я» приводит также к тому, что любая частная самооценка (положительная или отрицательная), может мгновенно приобрести глобальный характер: «Я не понимаю математику, следовательно, я — бездарь, несчастливый и ничего нестоящий человек». Самоотношение может колебаться от самолюбования до отвращения к себе, от абсолютного принятия до полного отвержения.

Для подростков также характерен миф о собственной исключительности — убежденности в собственной значимости, особенности и уникальности. Подростки убеждены, что никто другой не переживал и не будет переживать таких страданий или такого восторга, как они, что их переживания невозможно понять окружающим. Такая форма эгоцентризма способствует рискованному поведению подростков, убеждая их в собственной неуязвимости — «Со мной не может случиться то, что происходит с другими, потому что я не похож на этих других», «Я не стану наркоманом и не попаду в полицию» и т.д.

Автономия

В подростковый период появляется автономия, которая содержит два аспекта: поведенческий и эмоциональный.

Поведенческая автономия предполагает обретение независимости и свободы в той мере, чтобы принимать решения и действовать самостоятельно, без излишнего влияния извне.

Эмоциональная автономия подразумевает освобождение от детской эмоциональной зависимости от родителей.

Стремление к поведенческой автономии возникает раньше, чем происходит сдвиг в сторону эмоциональной автономии (проявляется в старшем подростковом возрасте). Излишнее поощрение эмоциональной зависимости ребенка от родителей, приводит к тому, что переходный возраст затягивается надолго. В результате они не только не способны воспринимать себя как взрослого и самостоятельного человека, но и не способны самостоятельно принимать и воплощать решения, касающиеся профессионального выбора или в будущем выбора спутника жизни. Противоположность излишней эмоциональной зависимости является эмоциональное отторжение, при котором юноши и девушки не получают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей, что имеет также негативные последствия.

Описание и характеристики особенностей взросления ребенка

Каждый ребенок прежде, чем стать взрослым, проходит 6 этапов развития:

  1. Младенческий возраст: от 0 до 1 года. В это время ребенок общается с мамой и папой. Он только учится взаимодействовать с миром, выражает свои желания и потребности плачем и отдельными звуками. Основная цель деятельности — познание.
  2. Раннее детство: с 1 года до 3 лет. В этот период ребенок занят манипулятивно-предметной деятельностью. Он исследует окружающие предметы на прочность, вкус и другие органы чувств. Учится разговаривать со взрослыми.
  3. Дошкольный возраст: 3-7 лет. В это время дети занимаются игровой деятельностью, и в ходе игры познают отношения с другими людьми и последствия своих действий. Активно развивается их психика, появляется потребность в общественной деятельности.
  4. Младший школьный возраст длится с 7 до 11 лет и связан с большими изменениями в жизни ребенка. Школа заставляет активно развивать интеллектуально-познавательную сферу в ущерб игровой деятельности. Ребенок учится новым для себя качествам: контролировать, планировать, прогнозировать.
  5. Подростковый возраст (12-15 лет) — важный период на пути к взрослению. В это время подросток чувствует себя достаточно взрослым, но по-прежнему желает снять с себя любую ответственность за свои поступки. Он учится взаимодействовать со сверстниками — со своим полом и с противоположным, пытается построить свои первые романтические отношения. Дети этого возраста бунтуют против запретов, нарушают правила, яростно спорят, ищут себя и свое место в мире, очень легко попадают под чужое влияние.
  6. Юношеский возраст (с 15 до 17 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью. Подросток определяется с выбором профессии, со своим будущим, активно развиваются личностная и познавательная сферы.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий