Спряжение глаголов в русском языке: таблица

Правописание личных окончаний глагола

Чтобы верно расставлять личные окончания глаголов на письме нам желательно знать их спряжение, после чего выявить искомую морфему не составит труда.

Существует два основных спряжения глаголов:

  • Второе, к которому относятся слова с морфемами на «ить», кроме глаголов-исключений;
  • Первое, в которое попали все остальные словоформы.

На примере сводной таблицы, рассмотрим разницу в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения:

Лицо1-е спряжение2-е спряжение
Единственное ч.Множественное ч.Единственное ч.Множественное ч.
1-е

-у (-ю)

Рисую Опаздываю

-ем (-ём)

Рисуем Опаздываем

-у (-ю)

Строю Молчу

-им

Строим Молчим

2-е

-ешь (-ёшь)

Рисуешь Опаздываешь

-ете (-ёте)

Рисуете Опаздываете

-ишь

Строишь Молчишь

-ите

Строите Молчите

3-е

-ет (-ёт)

Рисует Опаздывает

-ут (-ют)

Рисуют Опаздывают

-ит

Строит Молчит

-ат (-ят)

Строят Молчат

Чтобы каждый раз не выяснять спряжение глагола при выборе окончания его той или иной личной формы мы можем опираться на ударную или безударную позицию гласной в окончании.

Написание ударных окончаний

Так написание глаголов ,   , , , и другие за счёт ударения не вызывают сомнений — мы чётко слышим какую букву необходимо написать.

При этом не забывайте, что ударение может смещаться при добавлении префикса «вы». Например в лексеме «» в сильной позиции находится приставка, а убрав её (поставив слово в начальную форму), мы слышим смещение звукового акцента — .

Написание безударных окончаний

Например, правильно «» или ««? Как видите, окончание в слабой позиции может привести к грамматической ошибке, поэтому необходимо поставить проверяемое слово в начальную форму: ««. По окончанию определяем, что словоформа относится к I-му спряжению, и сверив с таблицей, в 3-м лице множественного числа пишем «ют» на конце.

Окончания разноспрягаемых глаголов

Некоторые словоформы, такие как «», «» и «», по праву можно назвать «перебежчиками». Они то и дело мечутся от первого ко второму спряжению, никак не самоопределившись, имея окончания как одной, так и другой группы. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. На примере таблицы пронаблюдаем изменения их морфем.

Написание данных лексем необходимо запомнить или сверяться  с таблицей.

Что такое спряжение?

Спряжение представляет собой изменение числа глагола — единственное и множественное — и его лица — 1, 2 и 3. Этот признак есть у слов настоящего и неосложненного будущего времени. В прошедшем атрибутов меньше, оно имеет только род и число.

СпряжениеОкончаниеПример
I-УТ или -ЮТлить — льют
II-АТ или -ЯТсадиться — садятся

Спряжение определяют, ставя слово в третье лицо множественного числа. Частицу -СЯ, показывающую возвратность, не учитывают.

Ниже рассмотрены случаи, когда ударение падает на другие части слова и необходимо удостовериться, какую букву ставить. Для этого глагол ставят в инфинитив.

Глаголы первого спряжения

В исходной форме эта часть речи отвечает на вопросы: Что делать? и Что сделать? Ее отличительные признаки — суффиксы ть, ти или чь и нулевое окончание. Спряжение выясняют по безударной гласной, стоящей между суффиксом и корнем.

Все словоформы, образованные присоединением приставки или возвратной частицы -СЯ, имеют тот же тип, что первоначальное слово.

Глаголы второго спряжения

Сюда относят все слова, принадлежащие к этой части речи и имеющие окончание в личной форме, на которое не падает ударение.

Спряжение — неизменяемый атрибут глагола, оно не зависит от приставок или возвратных частиц, дополняющих основу.

Виды спряжений, правила и примеры определения

Всего определено два вида спряжения: первое, обозначаемое римской или арабской цифрой один, и второе, которое по аналогии с первым обозначается цифрой два. Кроме 1 и 2, определена малочисленная группа слов, которая именуется разноспрягаемыми глаголами, а также в русском языке есть ряд неспрягаемых слов. Разноспрягаемые и неспрягаемые слова нужно запоминать, а в остальных случаях определены два способа:

  • по ударному личному окончанию;
  • по суффиксам начальной формы глагола.

В случаях с ударным окончанием вопросы не возникают, но понятие «суффикс начальной формы» воспринимается неоднозначно.

Одни считают, что «-ть», «-ти» — суффикс, а другие — окончание. В любом случае нас интересует гласная, которая находится перед этим буквенным сочетанием. Это может быть И, А, Я, Е, О.

Если глагол имеет приставку или постфикс «-ся», то слово будет относиться к такому же типу спряжения, что и без упомянутых морфем, к примеру, «засмущаются». Здесь безударное окончание, поэтому следует прибегнуть к начальной форме: «засмущаться». При необходимости, чтобы не запутаться, можно воспользоваться словом «смущать». Ключевым в этих формах является  –а–.

Как определить первое спряжение

Прежде чем приступить к определению спряжения, следует определить местоположение ударения в слове. Если оно оказывается на окончании, то тип определяем по нему: МЕТЕШЬ. Здесь ударным оказалось окончание –ЕШЬ. Слово будет относиться к 1 спряжению, поскольку в окончании есть гласная Е. К 1 спряжению относятся глаголы с гласной -Е- в единственном числе и с гласными -у-\-ю- во множественном числе, например, ПУГАЮТ. Таким образом личные окончания глаголов будут следующими:

Единственное число  Множественное число
1 лицо  ̶  -у (-ю), пугаю-ем (-ём), пугаем
2 лицо  ̶  -ешь (-ёшь), пугаешь  -ете (-ёте), пугаете
3 лицо    ̶  -ет (-ёт), пугает -ут (-ют), пугают

Если окончание оказывается безударным, нужно воспользоваться суффиксом начальной формы. Для 1 типа характерны слова:

  • оканчивающиеся на «еть», кроме исключений: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
  • с «ать», кроме «гнать, дышать, держать, слышать»;
  • с «оть», «уть», «ну»;
  • глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.

Представленные выше исключения пополняют ряды слов второго типа спряжения.

Для быстрого запоминания можно воспользоваться следующей подсказкой: для 1 спряжения характерно наличие гласных Е, У, Ю в окончаниях.

Как определить второе спряжение

Оно определяется двумя способами: инфинитивом и ударным окончанием. Если рассматривать первый способ, то следует запомнить, ко второму спряжению относятся:

  • глаголы на «-ить», кроме исключений брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить;
  • 7 глаголов на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть.
  • 4 глагола на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.

Упомянутые исключения относятся к словам 1 спряжения.

Для слов второго спряжения характерны следующие ударные окончания:

Единственное число     Множественное число
1 лицо -у (-ю), кручу -им, крутим
2 лицо -ишь, крутишь-ите, крутите
3 лицо -ит, крутит -ат (-ят), крутят

Для глаголов второго спряжения характерно наличие в окончании гласных И, А, Я.

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемыми глаголами называются слова, которые при изменении по лицам и числам в настоящем и будущем времени имеют окончания, как 1 спряжения, так и 2-ого. К таким относятся ХОТЕТЬ, ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ:

Единственное число          Множественное число
1 лицо – хочу      ̶  хотим 
2 лицо – хочешь    ̶  хотите
3 лицо  ̶  хочет            ̶  хотят

При склонении слов ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ так же, как и в слове ХОТЕТЬ, в единственном числе будет окончание 1 спряжения, а во множественном — второго.

В высших учебных заведениях такие глаголы называются словами со смешанным спряжением. Их список пополнен «дать», «брезжить», «блестеть», «есть» (в значении «употреблять пищу»).

Неспрягаемые глаголы

В русском языке определена особая группа слов, именуемая «неспрягаемыми глаголами». К ним относят: инфинитив, причастие и деепричастие.

Однозначно, что инфинитив, то есть начальная форма, это слово без лица и числа, которое будет отвечать на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? По этой причине на конце таких слов всегда находится «-ть», «-ти», «чь», «сти»: ХОТЕТЬ, ВОЙТИ, БЕРЕЧЬ, НЕСТИ.

Что касается причастия и деепричастия, к ним отношение со стороны ученых-лингвистов неоднозначное. По мнению одних, это самостоятельные части речи, а по мнению других  ̶  особая форма глагола. Если рассматривать это понятия как особую форму глагола, то она будет неспрягаемой, поскольку время здесь является постоянным признаком.

Примеры и упражнения для самоконтроля

В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.

Задание для самоконтроля №1

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.

Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.

Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.

Объяснение:

Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.

Задание для самоконтроля №2

Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.

Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.

Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).

Задание для самоконтроля №3

Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.

Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.

Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.

Задание для самоконтроля №4

Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.

Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.

Задание для самоконтроля №5

Вставить пропущенные буквы в текст.

Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).

Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.

Ссылки

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Синонимы

Смотреть что такое “Спряжение” в других словарях:

СПРЯЖЕНИЕ, спряжения, ср. (грам.). 1. только ед. Действие по гл. спрягать1. Ученик занимался спряжением глаголов. 2. Свойство глаголов изменяться по лицам, числам, временам и наклонениям. Признак глагола спряжение. || Полный комплект форм глагола … Толковый словарь Ушакова

Современная энциклопедия

1) изменение глагола по лицам, числам, временам и залогам (см. Словоизменение).2) Тип изменения глагола, представляющий особую парадигму (напр., 1 е спряжение, разноспрягаемые глаголы) … Большой Энциклопедический словарь

Литературная энциклопедия

Спряжение
– СПРЯЖЕНИЕ, изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям, а также тип такого изменения, имеющий определенный набор окончаний и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

СПРЯЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. спрягать. 2. В грамматике: класс глаголов с одинаковыми окончаниями личных форм. Глаголы первого, второго спряжения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Сущ., кол во синонимов: 1 изменение (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Спряжение
– СПРЯЖЕНИЕ. 1. Изменение глагола (см.) по временам (см.) и наклонениям (см.), с теми изменениями, которые входят в состав изменений по временам и наклонениям. В русском яз. к формам С. принадлежат формы настоящего и будущего времени с их… … Словарь литературных терминов

Спряжение
– (лат. conjugatio) глагольное формообразование, охватывающее всю парадигму глагола, всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы, и выражающее соответствующие грамматические категории. Границы спряжения одного глагола зависят от… … Лингвистический энциклопедический словарь

Я; ср. Лингв. 1. к Спрягать (1.С.). Заниматься спряжением глаголов. Формы спряжения. 2. Класс глаголов с одинаковыми формами словоизменения. Глаголы первого спряжения. Второе с. * * * спряжение 1) изменение глагола по лицам, числам, временам и… … Энциклопедический словарь

Книги

Глаголица. Лото с проверкой. Спряжение глаголов. Глаголы исключения. От 8 лет , Ивановская Е., сост.. Самыми сложными темами в начальной школе и родители, и дети часто называют склонение существительных и спряжение глаголов. И правда: дети наизусть заучивают окончания, не понимая, зачем им…

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

Наклонене глагола

Рассмотрим непостоянный грамматический признак глагола — наклонение.

Итак, все глаголы имеют три формы наклонения:

  • изъявительное (пишешь)
  • условное (писал бы)
  • повелительное (пиши)

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам и обозначают действие, которое происходит, уже произошло или будет происходить.

  • настоящее время — я рисую, ты рисуешь, мы рисуем.
  • прошедшее время — я рисовал, я нарисовал.
  • будущее время — я нарисую, я буду рисовать.

Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, возможное только при определенных условиях. Важным признаком условного наклонения является частица «бы», которая может стоять и перед глаголом, и после. Глаголы условного наклонения изменяются только по родам и числам.

  • написать — написал бы, я бы написал
  • трудиться — трудился бы, я бы трудился

Запомните, что частица «бы» с глаголом пишется раздельно.

Глаголы в форме повелительного наклонения употребляются для обозначения просьбы, приказа, пожелания, побуждения к действию.

играй, ложись, принеси, присядь, закрой, уезжай

Глаголы повелительного наклонения имеют форму 2 лица и может употребляться как в единственном, так и во множественном числе:

  • ты рисуй — вы рисуйте
  • ты напиши — вы напишите
  • ты уезжай — вы уезжайте

Возвратные глаголы в форме повелительного наклонения оканчиваются на «-ся/-сь»:

  • просыпайся — посыпайтесь
  • улыбайся — улыбайтесь

В некоторых случаях побуждение к действию, пожелание, призыв могут выражаться глаголом в форме третьего лица настоящего или будущего времени в сочетании с частицами «пусть» и «да».

  • Пусть она приедет!
  • Да здравствует наш солдат!

Спряжение глаголов: алгоритм определения с безударными окончаниями

Если у глагола безударное личное окончание, узнать его спряжение можно по неопределённой (начальной) форме.

Ко II спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов брить, стелить. 

К I спряжению относятся все остальные глаголы. Они оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть, -ть, кроме 11 глаголов-исключений. В том числе 2 глагола-исключения на -ить: брить и стелить.

Например. В глаголе «бега?т» пропущена буква «е» или «и»? Чтобы определить, ставим его в неопределённую форму: (что делать?) бегать. Глагол оканчивается на -ать — это I спряжение. Значит, в окончании пишем букву «е»: бегает.

Чтобы не ошибиться, нужно использовать алгоритм определения спряжения глаголов:

  1. Поставить глагол в неопределённую/начальную форму.
  2. Посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола: на -ить — II спряжение, не на -ить — I спряжение.
  3. Уточнить, не является ли он глаголом-исключением, и сделать окончательный вывод о спряжении.

Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям

Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.

Примеры:

  • «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
  • «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
  • «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
  • «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.

Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.

Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».

Первое спряжение:

  1. я поднимаю, мы поднимаем;
  2. ты поднимаешь, вы поднимаете;
  3. он поднимает, они поднимают.

А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:

  • я клею, мы клеим;
  • ты клеишь, вы клеите;
  • он клеит, они клеят.

Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:

Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.

Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».

Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».

Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву
(т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».

Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».

Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».

«Различать» (глагол)

Морфологический разбор глагола

  • I Часть речи: глагол;
  • IIНачальная форма: различать — инфинитив;
  • IIIМорфологические признаки:

    • А. Постоянные признаки:
      • несовершенный вид
      • невозвратный
      • переходный глагол
      • I спряжение
    • Б. Непостоянные признаки:
  • IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:

сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее

Несовершенный вид

Мужской род (ед. число) Что делал?различалЧто делаю?различаюЧто буду делать?буду различать Что делал?различалЧто делаешь?различаешьЧто будешь делать?будешь различать Что делал?различалЧто делает?различаетЧто будет делать?будет различать
Женский род (ед. число) Что делала?различалаЧто делаю?различаюЧто буду делать?буду различать Что делала?различалаЧто делаешь?различаешьЧто будешь делать?будешь различать Что делала?различалаЧто делает?различаетЧто будет делать?будет различать
Средний род (ед. число) Что делало?различалоЧто делаю?различаюЧто буду делать?буду различать Что делало?различалоЧто делаешь?различаешьЧто будешь делать?будешь различать Что делало?различалоЧто делает?различаетЧто будет делать?будет различать
Множественное число Что делали?различалиЧто делаем?различаемЧто будем делать?будем различать Что делали?различалиЧто делаете?различаетеЧто будете делать?будете различать Что делали?различалиЧто делают?различаютЧто будут делать?будут различать

Разобрать другое слово

Введите слово для разбора:

К I спряжению относятся:

  • глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
  • 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.

*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.

Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.

Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:

встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

Отвечают на вопросы:

  • 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
  • 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
  • 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
  • множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.

Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов

  1. Нахожу глагол с безударным окончанием.
  2. Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
  3. Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
  4. Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму. 
  5. Смотрю, на что она заканчивается. 
  6. Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
  7. Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.

Можно рассуждать так:

Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.

Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.

Определение спряжения глаголов по личным окончаниям таблица

Итак, чтобы определить спряжение глагола в русском языке, необходимо обратить внимание на личные окончания в различных формах глагола. Это один из основных методов определения спряжения глаголов и позволяет легко и быстро определить, к какому спряжению относится данный глагол

Однако существует множество глаголов, у которых личные окончания не являются однозначными для определения их спряжения. Например, глагол «жить» имеет окончания второго спряжения, но спряжение этого глагола не соответствует правилам второго спряжения

Поэтому в таких случаях важно учитывать особенности каждого глагола отдельно

В русском языке существует система глагольных форм, которые относятся к разным спряжениям. Например, для глаголов третьего спряжения характерны определенные личные окончания в форме глагола второго лица единственного числа настоящего времени. Такие глаголы, как «чистишь», «брить», «шагаете», являются примерами глаголов третьего спряжения.

Если же мы имеем дело с глаголами первого и второго спряжения, то окончания у них отличаются. Например, глаголы второго спряжения имеют окончание «-ишь», как «лететь», «любить», «очищать». Глаголы первого спряжения же имеют окончание «-у», «-ю», как «брить», «читать», «готовить».

Для запоминания спряжения глаголов можно использовать таблицу, в которой будут указаны основные личные окончания для каждого спряжения. Такая таблица поможет вам лучше запомнить правила спряжения и быстро определить спряжение для любого глагола.

Важно отметить, что существуют и такие глаголы, у которых личные окончания могут быть различными в разных формах глагола. Такие глаголы, как «иметь», «быть», «знать», имеют особенности в спряжении, и для их определения необходимо знать именно эти особенности

В заключение, определение спряжения глаголов по личным окончаниям – это важный этап в изучении русского языка. Зная основные правила и исключения, вы сможете легко определить спряжение для любого глагола и правильно использовать его в речи.

Памятка определения спряжения глаголов

Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?

Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.

Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?

Например:

Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.

Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:

Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.Ставим глагол в начальную форму – задержаться.Отделяем приставку и постфикс –держать.Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.Значит глагол задержался – II спряжения.

Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.Начальная форма – заучить.Отделяем приставку – учить.Глагол учить исключением не является.Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.Значит глагол заучите – II спряжения.

Как определить спряжение

Итак, чтобы определить спряжение глагола, для начала надо поставить его в неопределенную форму.

Поставить в неопределенную форму

Пример 1

Например, вы не знаете, как правильно пишется:

он пилИт или он пилЕт

Ставим глагол в неопределенную форму:

Что делать — пилИть

Видим окончание -ить. Значит это глагол II спряжения, и правильно писать:

он пилИт

Пример 2

Мы не знаем, как правильно:

он рисуЕт или он рисуИт

Ставим глагол в неопределенную форму:

Что делать? РисовАть.

Окончание -ать.
Смотрим в таблице в последней строке, что окончание -ать — это I спряжение. Значит глагол будет спрягаться по первой колонке таблицы. Поднимаемся вверх, в строке 3 лица видим окончание -ет. Таким образом, правильно пишется:

Он рисуЕт

Поставить глагол в другую форму

Бывает, что в неопределенной форме безударное окончание, и непонятно, какая буква звучит:

готовИть или готовЕть

Или:

верИть или верЕть

клеИть или клеЕть

В этому случае попытаемся поставить глагол в другие формы. Например:

они готовЯт

Тут вроде становится понятнее, готовЮт совсем уж не звучит. Смотрим в таблице строку 3 лица (они), видим, что -ят — это второе спряжение.
А значит правильно писать:

что делать? готовИть.
Он готовИт.

Понятие спряжения глаголов в русском языке

Спряжение глаголов давно является предметом изучения отечественных лингвистов. Особый интерес представляет изменение окончаний.

В современном русском языке принято разделять глаголы на глаголы I спряжения и на глаголы II спряжения. Спряжение глаголов обычно определяется согласно тому, какое у него окончание. Окончания глаголов в той или иной форме следует запоминать.

Глаголы I спряжения имеют следующие окончания: -у(-ю), -ешь(ёшь), –ет(-ёт), -ем(-ём), -ут (-ют), -ете (-ёте).

Например: Вы ползёте (глагол I спряжения) как черепаха.

Глаголы II спряжения имеют окончания: -ит, -ишь, -им, -ите, -ат(-ят).

Например: Он пристально смотрит (глагол II спряжения) на картину, в надежде увидеть что-то необычное.

В большинстве окончаний глаголов первого спряжения пишется буква “е”, а у глаголов второго спряжения – буква “и”.

Определение спряжения глаголов нужно для правильного написания гласных букв в окончаниях глаголов

Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает

Одним из вариантов определения спряжения глаголов в русском языке является следующее: если удалось определить, что глагол не второго спряжения по основным признакам, скорее всего он относится к первому спряжению. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.

Определение спряжения глаголов возможно по личным окончаниям. Спряжение глаголов по личным окончаниям основано на роде и числе существительного. У глаголов с ударным окончанием определить спряжение значительно проще.

Например: Лети́т, мечта́ть

Нормативное образование и употребление глаголов

При использовании некоторых форм глаголов могут возникнуть сложности, поэтому необходимо знать ряд особенностей их образования и употребления.

1. Некоторые глаголы не имеют определенных форм лица и времени.

Глаголы победить, убедить, пронзить, чудить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и др. не имеют форму 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. 

Мы не можем сказать «победю», «убедю», поэтому необходимо добавлять дополнительные слова, описательные обороты при употреблении таких глаголов: 

Я смогу победить и убедить.

Нет форм 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов: кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде), закатиться (о предмете), наступить (о времени), обступить, осуществиться, произойти, получиться, родиться, раздаваться, течь, состояться, удаваться и др.

2. При образовании ряда глаголов необходимо учитывать некоторые их особенности.

  • При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
  • При образовании личных форм глаголов с шипящем в основе необходимо учитывать чередование согласных (Г-Ж, К-Ч, Ч-Ж, Х-Ш): жечь — жгу — жжёт — жжём — жжёте — жгут; хотеть — хочу — хочешь — хочет — хотим — хотите — хотят; бежать — бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите — бегут. 

Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

лечьляглягте
ехатьпоезжайпоезжайте
разъехатьсяразъезжайсяразъезжайтесь
ездитьездиездите
положитьположиположите
трогатьтрогайтрогайте
махатьмашимашите
кластькладикладите
бежатьбегибегите
высыпатьвысыпивысыпите
прополоскатьпрополощипрополощите

У глаголов весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др. нет повелительного наклонения.

3. Необходимо запомнить нормативное употребление следующих глаголов:

  • Глагол класть употребляется только без приставки (кладу, клали), а глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой (положить, выложить).
  • У непереходных глаголов на -ЕТЬ нормативными являются формы с -е- в основе: выздороветь – выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, обезуметь – обезумею, обезумеешь, опостылеть – опостылею, опостылеешь.

4. Запомните формы настоящего и будущего времени:

глодатьгложет
дрематьдремлет
колыхатьколышет
махатьмашет
мурлыкатьмурлычет
плескатьплещет
полоскатьполощет
сыпатьсыплет
трепатьтреплет
хлестатьхлещет
щипатьщиплет

Глагол оказался не только крутым, но и очень разносторонним и интересным парнем — мы узнали его поближе и готовы к встрече с ним в любых заданиях ОГЭ и ЕГЭ

Теперь можно приступать к знакомству с причастиями и деепричастиями в нашей следующей статье: «Самое важное про причастия, деепричастия».  

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий