Правописание личных окончаний глагола
Чтобы верно расставлять личные окончания глаголов на письме нам желательно знать их спряжение, после чего выявить искомую морфему не составит труда.
Существует два основных спряжения глаголов:
- Второе, к которому относятся слова с морфемами на «ить», кроме глаголов-исключений;
- Первое, в которое попали все остальные словоформы.
На примере сводной таблицы, рассмотрим разницу в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжения:
Лицо | 1-е спряжение | 2-е спряжение | ||
Единственное ч. | Множественное ч. | Единственное ч. | Множественное ч. | |
1-е | -у (-ю) Рисую Опаздываю | -ем (-ём) Рисуем Опаздываем | -у (-ю) Строю Молчу | -им Строим Молчим |
2-е | -ешь (-ёшь) Рисуешь Опаздываешь | -ете (-ёте) Рисуете Опаздываете | -ишь Строишь Молчишь | -ите Строите Молчите |
3-е | -ет (-ёт) Рисует Опаздывает | -ут (-ют) Рисуют Опаздывают | -ит Строит Молчит | -ат (-ят) Строят Молчат |
Чтобы каждый раз не выяснять спряжение глагола при выборе окончания его той или иной личной формы мы можем опираться на ударную или безударную позицию гласной в окончании.
Написание ударных окончаний
Так написание глаголов , , , , и другие за счёт ударения не вызывают сомнений — мы чётко слышим какую букву необходимо написать.
При этом не забывайте, что ударение может смещаться при добавлении префикса «вы». Например в лексеме «» в сильной позиции находится приставка, а убрав её (поставив слово в начальную форму), мы слышим смещение звукового акцента — .
Написание безударных окончаний
Например, правильно «» или ««? Как видите, окончание в слабой позиции может привести к грамматической ошибке, поэтому необходимо поставить проверяемое слово в начальную форму: ««. По окончанию определяем, что словоформа относится к I-му спряжению, и сверив с таблицей, в 3-м лице множественного числа пишем «ют» на конце.
Окончания разноспрягаемых глаголов
Некоторые словоформы, такие как «», «» и «», по праву можно назвать «перебежчиками». Они то и дело мечутся от первого ко второму спряжению, никак не самоопределившись, имея окончания как одной, так и другой группы. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. На примере таблицы пронаблюдаем изменения их морфем.
Написание данных лексем необходимо запомнить или сверяться с таблицей.
Что такое спряжение?
Спряжение представляет собой изменение числа глагола — единственное и множественное — и его лица — 1, 2 и 3. Этот признак есть у слов настоящего и неосложненного будущего времени. В прошедшем атрибутов меньше, оно имеет только род и число.
Спряжение | Окончание | Пример |
I | -УТ или -ЮТ | лить — льют |
II | -АТ или -ЯТ | садиться — садятся |
Спряжение определяют, ставя слово в третье лицо множественного числа. Частицу -СЯ, показывающую возвратность, не учитывают.
Ниже рассмотрены случаи, когда ударение падает на другие части слова и необходимо удостовериться, какую букву ставить. Для этого глагол ставят в инфинитив.
Глаголы первого спряжения
В исходной форме эта часть речи отвечает на вопросы: Что делать? и Что сделать? Ее отличительные признаки — суффиксы ть, ти или чь и нулевое окончание. Спряжение выясняют по безударной гласной, стоящей между суффиксом и корнем.
Все словоформы, образованные присоединением приставки или возвратной частицы -СЯ, имеют тот же тип, что первоначальное слово.
Глаголы второго спряжения
Сюда относят все слова, принадлежащие к этой части речи и имеющие окончание в личной форме, на которое не падает ударение.
Спряжение — неизменяемый атрибут глагола, оно не зависит от приставок или возвратных частиц, дополняющих основу.
Виды спряжений, правила и примеры определения
Всего определено два вида спряжения: первое, обозначаемое римской или арабской цифрой один, и второе, которое по аналогии с первым обозначается цифрой два. Кроме 1 и 2, определена малочисленная группа слов, которая именуется разноспрягаемыми глаголами, а также в русском языке есть ряд неспрягаемых слов. Разноспрягаемые и неспрягаемые слова нужно запоминать, а в остальных случаях определены два способа:
- по ударному личному окончанию;
- по суффиксам начальной формы глагола.
В случаях с ударным окончанием вопросы не возникают, но понятие «суффикс начальной формы» воспринимается неоднозначно.
Одни считают, что «-ть», «-ти» — суффикс, а другие — окончание. В любом случае нас интересует гласная, которая находится перед этим буквенным сочетанием. Это может быть И, А, Я, Е, О.
Если глагол имеет приставку или постфикс «-ся», то слово будет относиться к такому же типу спряжения, что и без упомянутых морфем, к примеру, «засмущаются». Здесь безударное окончание, поэтому следует прибегнуть к начальной форме: «засмущаться». При необходимости, чтобы не запутаться, можно воспользоваться словом «смущать». Ключевым в этих формах является –а–.
Как определить первое спряжение
Прежде чем приступить к определению спряжения, следует определить местоположение ударения в слове. Если оно оказывается на окончании, то тип определяем по нему: МЕТЕШЬ. Здесь ударным оказалось окончание –ЕШЬ. Слово будет относиться к 1 спряжению, поскольку в окончании есть гласная Е. К 1 спряжению относятся глаголы с гласной -Е- в единственном числе и с гласными -у-\-ю- во множественном числе, например, ПУГАЮТ. Таким образом личные окончания глаголов будут следующими:
Единственное число | Множественное число |
---|---|
1 лицо ̶ -у (-ю), пугаю | -ем (-ём), пугаем |
2 лицо ̶ -ешь (-ёшь), пугаешь | -ете (-ёте), пугаете |
3 лицо ̶ -ет (-ёт), пугает | -ут (-ют), пугают |
Если окончание оказывается безударным, нужно воспользоваться суффиксом начальной формы. Для 1 типа характерны слова:
- оканчивающиеся на «еть», кроме исключений: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, ненавидеть, смотреть, терпеть;
- с «ать», кроме «гнать, дышать, держать, слышать»;
- с «оть», «уть», «ну»;
- глаголы-исключения с суффиксом «ить»: стелить, брить и зиждиться.
Представленные выше исключения пополняют ряды слов второго типа спряжения.
Для быстрого запоминания можно воспользоваться следующей подсказкой: для 1 спряжения характерно наличие гласных Е, У, Ю в окончаниях.
Как определить второе спряжение
Оно определяется двумя способами: инфинитивом и ударным окончанием. Если рассматривать первый способ, то следует запомнить, ко второму спряжению относятся:
- глаголы на «-ить», кроме исключений брить, зиждиться, носить, стелить, хвалить;
- 7 глаголов на «-еть»: смотреть, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть.
- 4 глагола на «-ать»: гнать, дышать, держать, слышать.
Упомянутые исключения относятся к словам 1 спряжения.
Для слов второго спряжения характерны следующие ударные окончания:
Единственное число | Множественное число |
---|---|
1 лицо -у (-ю), кручу | -им, крутим |
2 лицо -ишь, крутишь | -ите, крутите |
3 лицо -ит, крутит | -ат (-ят), крутят |
Для глаголов второго спряжения характерно наличие в окончании гласных И, А, Я.
Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми глаголами называются слова, которые при изменении по лицам и числам в настоящем и будущем времени имеют окончания, как 1 спряжения, так и 2-ого. К таким относятся ХОТЕТЬ, ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ:
Единственное число | Множественное число |
---|---|
1 лицо – хочу | ̶ хотим |
2 лицо – хочешь | ̶ хотите |
3 лицо ̶ хочет | ̶ хотят |
При склонении слов ЧТИТЬ, БЕЖАТЬ так же, как и в слове ХОТЕТЬ, в единственном числе будет окончание 1 спряжения, а во множественном — второго.
В высших учебных заведениях такие глаголы называются словами со смешанным спряжением. Их список пополнен «дать», «брезжить», «блестеть», «есть» (в значении «употреблять пищу»).
Неспрягаемые глаголы
В русском языке определена особая группа слов, именуемая «неспрягаемыми глаголами». К ним относят: инфинитив, причастие и деепричастие.
Однозначно, что инфинитив, то есть начальная форма, это слово без лица и числа, которое будет отвечать на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? По этой причине на конце таких слов всегда находится «-ть», «-ти», «чь», «сти»: ХОТЕТЬ, ВОЙТИ, БЕРЕЧЬ, НЕСТИ.
Что касается причастия и деепричастия, к ним отношение со стороны ученых-лингвистов неоднозначное. По мнению одних, это самостоятельные части речи, а по мнению других ̶ особая форма глагола. Если рассматривать это понятия как особую форму глагола, то она будет неспрягаемой, поскольку время здесь является постоянным признаком.
Примеры и упражнения для самоконтроля
В этом разделе мы приведем несколько примеров и упражнений для самоконтроля знаний, чтобы школьники могли проверить, насколько хорошо они усвоили тему. Ответы будут также приведены здесь в разделе, но мы очень рассчитываем на сознательность детей.
Задание для самоконтроля №1
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы первого спряжения.
Шагать, жить, плыть, строить, полоть, колоть, носить, лететь, лаять, ходить, дышать.
Ответы: шагать, жить, плыть, полоть, колоть, лаять.
Объяснение:
Шагать – шагаю, шагаем, шагаете, шагает, шагаете – 1 спр. Жить – живу, живем, живете, живет, живут – 1 спр. Плыть – плыву, плывут, плывете, плывет, плывут – 1 спр. Строить – строю, строишь, строите, строит, строят – 2 спр. Полоть – полю, полешь, полете, полет, полют – 1 спр. Колоть – колю, колешь, колете, колет, колют – 1 спр. Носить – ношу, носишь, носите, носит, носят – 2 спр. Лететь – лечу, летишь, летите, летит, летят – 2 спр. Лаять – лаю, лаешь, лаете, лает, лают – 1 спр. Ходить – хожу, ходишь, ходите, ходит, ходят – 2 спр. Дышать – дышу, дышишь, дышите, дышит, дышат – 2 спр.
Задание для самоконтроля №2
Выбрать из перечня предложенных глаголов только глаголы второго спряжения.
Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускать, спряжешь, приготовить, ставим.
Ответы: гонит, посмотрят, чистишь, приготовят, ставят. (Объяснение такое же, как и в предыдущем примере).
Задание для самоконтроля №3
Вставить пропущенные буквы в безударные окончания глаголов.
Спорить – спор_шь, хлопать – хлопа_шь, купаться – купа_шься, помнить – помн_шь, пугаться – пуга_тся, поджарить – поджар_шь, клеить – кле_шь.
Ответы: спорИшь, хлопаЕшь, купаЕшься, помнИшь, пугаЕшься, поджарИшь, клеЕшь.
Задание для самоконтроля №4
Выбрать из предложенных вариантов глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Он барабан_т, он хохоч_т, он шепч_т, он испорт_т, он разруша_т, он люб_т, он обожа_т, он хныч_т, он хвал_т, он волну_т.
Глаголы первого спряжения – он хохочет, он шепчет, он разрушает, он обожает, он хнычет, он волнует. Глаголы второго спряжения – он барабанит, он испортит, он любит, он хвалит.
Задание для самоконтроля №5
Вставить пропущенные буквы в текст.
Все смотр_т телевизор. (вставить букву «я»). Куда ты гон_шь гусей? (вставить букву «и»). Зима стел_ет слежный ковер. (вставить букву «е»). Парикмахер бре_т бороду. (вставить букву «е»). Туристы пил_т и кол_т дрова. (в первом случае вставить букву «я», во втором – «ю»). Учитель скаж_т, куда приходить. (вставить букву «е»). Он кле_т обои. (вставить букву «е»). Ветер колыш_т знамена. (вставить букву «е»). Больной тяжело дыш_т. (вставить букву «и»). Корабль держ_т путь в порт. (вставить букву «и»). Девочка пиш_т письмо. (вставить букву «е»). Ответ завис_т от решения. (вставить букву «и»).
Несмотря на то, что в курсе русского языка на тему «Спряжения глаголов» отводится несколько часов, многие учащиеся испытывают трудности в усвоении данной темы. Они не знают, к какому типу отнести тот или иной глагол, испытывают неловкость при встрече с разноспрягаемыми глаголами. Ещё смутно представляют алгоритм, позволяющий определить первое или второе спряжение. Ниже мы разберём спряжение глаголов, предоставим ряд определяющих данное деление правил, а также разберём несколько примеров таких спряжений.
Ссылки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Синонимы
Смотреть что такое “Спряжение” в других словарях:
СПРЯЖЕНИЕ, спряжения, ср. (грам.). 1. только ед. Действие по гл. спрягать1. Ученик занимался спряжением глаголов. 2. Свойство глаголов изменяться по лицам, числам, временам и наклонениям. Признак глагола спряжение. || Полный комплект форм глагола … Толковый словарь Ушакова
Современная энциклопедия
1) изменение глагола по лицам, числам, временам и залогам (см. Словоизменение).2) Тип изменения глагола, представляющий особую парадигму (напр., 1 е спряжение, разноспрягаемые глаголы) … Большой Энциклопедический словарь
Литературная энциклопедия
Спряжение
– СПРЯЖЕНИЕ, изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении), наклонениям и другим грамматическим категориям, а также тип такого изменения, имеющий определенный набор окончаний и других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СПРЯЖЕНИЕ, я, ср. 1. см. спрягать. 2. В грамматике: класс глаголов с одинаковыми окончаниями личных форм. Глаголы первого, второго спряжения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Сущ., кол во синонимов: 1 изменение (73) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Спряжение
– СПРЯЖЕНИЕ. 1. Изменение глагола (см.) по временам (см.) и наклонениям (см.), с теми изменениями, которые входят в состав изменений по временам и наклонениям. В русском яз. к формам С. принадлежат формы настоящего и будущего времени с их… … Словарь литературных терминов
Спряжение
– (лат. conjugatio) глагольное формообразование, охватывающее всю парадигму глагола, всю совокупность его форм в пределах одной глагольной лексемы, и выражающее соответствующие грамматические категории. Границы спряжения одного глагола зависят от… … Лингвистический энциклопедический словарь
Я; ср. Лингв. 1. к Спрягать (1.С.). Заниматься спряжением глаголов. Формы спряжения. 2. Класс глаголов с одинаковыми формами словоизменения. Глаголы первого спряжения. Второе с. * * * спряжение 1) изменение глагола по лицам, числам, временам и… … Энциклопедический словарь
Книги
Глаголица. Лото с проверкой. Спряжение глаголов. Глаголы исключения. От 8 лет , Ивановская Е., сост.. Самыми сложными темами в начальной школе и родители, и дети часто называют склонение существительных и спряжение глаголов. И правда: дети наизусть заучивают окончания, не понимая, зачем им…
Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.
Наклонене глагола
Рассмотрим непостоянный грамматический признак глагола — наклонение.
Итак, все глаголы имеют три формы наклонения:
- изъявительное (пишешь)
- условное (писал бы)
- повелительное (пиши)
Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по временам и обозначают действие, которое происходит, уже произошло или будет происходить.
- настоящее время — я рисую, ты рисуешь, мы рисуем.
- прошедшее время — я рисовал, я нарисовал.
- будущее время — я нарисую, я буду рисовать.
Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, возможное только при определенных условиях. Важным признаком условного наклонения является частица «бы», которая может стоять и перед глаголом, и после. Глаголы условного наклонения изменяются только по родам и числам.
- написать — написал бы, я бы написал
- трудиться — трудился бы, я бы трудился
Запомните, что частица «бы» с глаголом пишется раздельно.
Глаголы в форме повелительного наклонения употребляются для обозначения просьбы, приказа, пожелания, побуждения к действию.
играй, ложись, принеси, присядь, закрой, уезжай
Глаголы повелительного наклонения имеют форму 2 лица и может употребляться как в единственном, так и во множественном числе:
- ты рисуй — вы рисуйте
- ты напиши — вы напишите
- ты уезжай — вы уезжайте
Возвратные глаголы в форме повелительного наклонения оканчиваются на «-ся/-сь»:
- просыпайся — посыпайтесь
- улыбайся — улыбайтесь
В некоторых случаях побуждение к действию, пожелание, призыв могут выражаться глаголом в форме третьего лица настоящего или будущего времени в сочетании с частицами «пусть» и «да».
- Пусть она приедет!
- Да здравствует наш солдат!
Спряжение глаголов: алгоритм определения с безударными окончаниями
Если у глагола безударное личное окончание, узнать его спряжение можно по неопределённой (начальной) форме.
Ко II спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить, кроме глаголов брить, стелить.
К I спряжению относятся все остальные глаголы. Они оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть, -ть, кроме 11 глаголов-исключений. В том числе 2 глагола-исключения на -ить: брить и стелить.
Например. В глаголе «бега?т» пропущена буква «е» или «и»? Чтобы определить, ставим его в неопределённую форму: (что делать?) бегать. Глагол оканчивается на -ать — это I спряжение. Значит, в окончании пишем букву «е»: бегает.
Чтобы не ошибиться, нужно использовать алгоритм определения спряжения глаголов:
- Поставить глагол в неопределённую/начальную форму.
- Посмотреть, на что оканчивается неопределённая форма глагола: на -ить — II спряжение, не на -ить — I спряжение.
- Уточнить, не является ли он глаголом-исключением, и сделать окончательный вывод о спряжении.
Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям
Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.
Примеры:
- «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
- «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
- «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
- «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.
Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.
Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».
Первое спряжение:
- я поднимаю, мы поднимаем;
- ты поднимаешь, вы поднимаете;
- он поднимает, они поднимают.
А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:
- я клею, мы клеим;
- ты клеишь, вы клеите;
- он клеит, они клеят.
Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:
Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.
Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».
Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».
Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву
(т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».
Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».
Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».
«Различать» (глагол)
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: различать — инфинитив;
- IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный глагол
- I спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль: в зависимости от контекста, может быть следующими членами предложения:
сказуемое
определение
дополнение
обстоятельство
подлежащее
Несовершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что делал?различалЧто делаю?различаюЧто буду делать?буду различать | Что делал?различалЧто делаешь?различаешьЧто будешь делать?будешь различать | Что делал?различалЧто делает?различаетЧто будет делать?будет различать |
Женский род (ед. число) | Что делала?различалаЧто делаю?различаюЧто буду делать?буду различать | Что делала?различалаЧто делаешь?различаешьЧто будешь делать?будешь различать | Что делала?различалаЧто делает?различаетЧто будет делать?будет различать |
Средний род (ед. число) | Что делало?различалоЧто делаю?различаюЧто буду делать?буду различать | Что делало?различалоЧто делаешь?различаешьЧто будешь делать?будешь различать | Что делало?различалоЧто делает?различаетЧто будет делать?будет различать |
Множественное число | Что делали?различалиЧто делаем?различаемЧто будем делать?будем различать | Что делали?различалиЧто делаете?различаетеЧто будете делать?будете различать | Что делали?различалиЧто делают?различаютЧто будут делать?будут различать |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
К I спряжению относятся:
- глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
- 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:
встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов
- Нахожу глагол с безударным окончанием.
- Если перед личным окончанием стоит гласная буква, то глагол относится к I спряжению. Пишу гласную -е. Исключение глаголы строить, клеить, усвоить, драить.
- Если глагол относится к 11 глаголам-исключениям, то пишу гласную -и.
- Если глагол не является глаголом-исключением, то ставлю его в неопределенную форму.
- Смотрю, на что она заканчивается.
- Отделяю (если это возможно) приставку и постфикс (ся).
- Определяю спряжение. Если она заканчивается на -ить, то это глагол II спряжения, в окончании пишу -и. Если она заканчивается не на -ить, то это глагол I спряжения, в окончании пишу -е.
Можно рассуждать так:
Укрыва..м — перед личным окончанием гласная буква, это не глагол-исключение, значит это глагол относится к I спряжению, окончание -ем. Укрывать — укрываем.
Затоп..м — перед личным окончанием гласной нет, это не глагол-исключение. Ставлю в неопределенную форму: затопить. Отделяем приставку: топить. Оканчивается на -ить, значит, это глагол II спряжения, окончание -им. Затопим.
Определение спряжения глаголов по личным окончаниям таблица
Итак, чтобы определить спряжение глагола в русском языке, необходимо обратить внимание на личные окончания в различных формах глагола. Это один из основных методов определения спряжения глаголов и позволяет легко и быстро определить, к какому спряжению относится данный глагол
Однако существует множество глаголов, у которых личные окончания не являются однозначными для определения их спряжения. Например, глагол «жить» имеет окончания второго спряжения, но спряжение этого глагола не соответствует правилам второго спряжения
Поэтому в таких случаях важно учитывать особенности каждого глагола отдельно
В русском языке существует система глагольных форм, которые относятся к разным спряжениям. Например, для глаголов третьего спряжения характерны определенные личные окончания в форме глагола второго лица единственного числа настоящего времени. Такие глаголы, как «чистишь», «брить», «шагаете», являются примерами глаголов третьего спряжения.
Если же мы имеем дело с глаголами первого и второго спряжения, то окончания у них отличаются. Например, глаголы второго спряжения имеют окончание «-ишь», как «лететь», «любить», «очищать». Глаголы первого спряжения же имеют окончание «-у», «-ю», как «брить», «читать», «готовить».
Для запоминания спряжения глаголов можно использовать таблицу, в которой будут указаны основные личные окончания для каждого спряжения. Такая таблица поможет вам лучше запомнить правила спряжения и быстро определить спряжение для любого глагола.
Важно отметить, что существуют и такие глаголы, у которых личные окончания могут быть различными в разных формах глагола. Такие глаголы, как «иметь», «быть», «знать», имеют особенности в спряжении, и для их определения необходимо знать именно эти особенности
В заключение, определение спряжения глаголов по личным окончаниям – это важный этап в изучении русского языка. Зная основные правила и исключения, вы сможете легко определить спряжение для любого глагола и правильно использовать его в речи.
Памятка определения спряжения глаголов
Как определить спряжение глаголов, стоящих в повелительном наклонении?
Все ответы на эти вопросы можно найти в этой таблице.
Глагол, стоящий в прошедшем времени, повелительном или условном наклонении, а также в неопределенной форме, для определения спряжения, необходимо поставить в 3-е лицо мн.ч. Зачем?
Например:
Глаголы кричать, сидеть, стоящие в неопределенной форме, многие сразу ошибочно относят к I спряжению. Но эти глаголы в 3 лице мн.ч. крича′т, сидя′т имеют ударные окончания II спряжения.
Еще примеры с глаголами, стоящими в прошедшем времени и в повелительном наклонении:
Задержался – глагол в форме прошедшего времени единственного числа, мужского рода.Заде′ржатся – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.Ставим глагол в начальную форму – задержаться.Отделяем приставку и постфикс –держать.Глагол держать – глагол-исключение II спряжения.Значит глагол задержался – II спряжения.
Заучите – глагол в форме повелительного наклонения множественного числа.Зау′чат – 3-е л. мн.ч. Личное окончание безударное.Начальная форма – заучить.Отделяем приставку – учить.Глагол учить исключением не является.Основа инфинитива оканчивается на и. Глагол II спряжения.Значит глагол заучите – II спряжения.
Как определить спряжение
Итак, чтобы определить спряжение глагола, для начала надо поставить его в неопределенную форму.
Поставить в неопределенную форму
Пример 1
Например, вы не знаете, как правильно пишется:
он пилИт или он пилЕт
Ставим глагол в неопределенную форму:
Что делать — пилИть
Видим окончание -ить. Значит это глагол II спряжения, и правильно писать:
он пилИт
Пример 2
Мы не знаем, как правильно:
он рисуЕт или он рисуИт
Ставим глагол в неопределенную форму:
Что делать? РисовАть.
Окончание -ать.
Смотрим в таблице в последней строке, что окончание -ать — это I спряжение. Значит глагол будет спрягаться по первой колонке таблицы. Поднимаемся вверх, в строке 3 лица видим окончание -ет. Таким образом, правильно пишется:
Он рисуЕт
Поставить глагол в другую форму
Бывает, что в неопределенной форме безударное окончание, и непонятно, какая буква звучит:
готовИть или готовЕть
Или:
верИть или верЕть
клеИть или клеЕть
В этому случае попытаемся поставить глагол в другие формы. Например:
они готовЯт
Тут вроде становится понятнее, готовЮт совсем уж не звучит. Смотрим в таблице строку 3 лица (они), видим, что -ят — это второе спряжение.
А значит правильно писать:
что делать? готовИть.
Он готовИт.
Понятие спряжения глаголов в русском языке
Спряжение глаголов давно является предметом изучения отечественных лингвистов. Особый интерес представляет изменение окончаний.
В современном русском языке принято разделять глаголы на глаголы I спряжения и на глаголы II спряжения. Спряжение глаголов обычно определяется согласно тому, какое у него окончание. Окончания глаголов в той или иной форме следует запоминать.
Глаголы I спряжения имеют следующие окончания: -у(-ю), -ешь(ёшь), –ет(-ёт), -ем(-ём), -ут (-ют), -ете (-ёте).
Например: Вы ползёте (глагол I спряжения) как черепаха.
Глаголы II спряжения имеют окончания: -ит, -ишь, -им, -ите, -ат(-ят).
Например: Он пристально смотрит (глагол II спряжения) на картину, в надежде увидеть что-то необычное.
В большинстве окончаний глаголов первого спряжения пишется буква “е”, а у глаголов второго спряжения – буква “и”.
Определение спряжения глаголов нужно для правильного написания гласных букв в окончаниях глаголов
Для этого обращают внимание на ударение в проверяемом слове. Если окончание содержит ударную гласную, сомнений в том, какая именно буква должна там находиться, не возникает
Одним из вариантов определения спряжения глаголов в русском языке является следующее: если удалось определить, что глагол не второго спряжения по основным признакам, скорее всего он относится к первому спряжению. Исключения составляют лишь несколько разноспрягаемых глаголов, которые можно отнести одновременно к первому и второму типу.
Определение спряжения глаголов возможно по личным окончаниям. Спряжение глаголов по личным окончаниям основано на роде и числе существительного. У глаголов с ударным окончанием определить спряжение значительно проще.
Например: Лети́т, мечта́ть
Нормативное образование и употребление глаголов
При использовании некоторых форм глаголов могут возникнуть сложности, поэтому необходимо знать ряд особенностей их образования и употребления.
1. Некоторые глаголы не имеют определенных форм лица и времени.
Глаголы победить, убедить, пронзить, чудить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и др. не имеют форму 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени.
Мы не можем сказать «победю», «убедю», поэтому необходимо добавлять дополнительные слова, описательные обороты при употреблении таких глаголов:
Я смогу победить и убедить.
Нет форм 1-го и 2-го лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов: кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде), закатиться (о предмете), наступить (о времени), обступить, осуществиться, произойти, получиться, родиться, раздаваться, течь, состояться, удаваться и др.
2. При образовании ряда глаголов необходимо учитывать некоторые их особенности.
- При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник.
- При образовании личных форм глаголов с шипящем в основе необходимо учитывать чередование согласных (Г-Ж, К-Ч, Ч-Ж, Х-Ш): жечь — жгу — жжёт — жжём — жжёте — жгут; хотеть — хочу — хочешь — хочет — хотим — хотите — хотят; бежать — бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите — бегут.
Нормативным является следующее образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
лечь | ляг | лягте |
ехать | поезжай | поезжайте |
разъехаться | разъезжайся | разъезжайтесь |
ездить | езди | ездите |
положить | положи | положите |
трогать | трогай | трогайте |
махать | маши | машите |
класть | клади | кладите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
прополоскать | прополощи | прополощите |
У глаголов весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др. нет повелительного наклонения.
3. Необходимо запомнить нормативное употребление следующих глаголов:
- Глагол класть употребляется только без приставки (кладу, клали), а глаголы с корнем -лож- употребляются только с приставкой (положить, выложить).
- У непереходных глаголов на -ЕТЬ нормативными являются формы с -е- в основе: выздороветь – выздоровею, выздоровеешь, выздоровеет, обезуметь – обезумею, обезумеешь, опостылеть – опостылею, опостылеешь.
4. Запомните формы настоящего и будущего времени:
глодать | гложет |
дремать | дремлет |
колыхать | колышет |
махать | машет |
мурлыкать | мурлычет |
плескать | плещет |
полоскать | полощет |
сыпать | сыплет |
трепать | треплет |
хлестать | хлещет |
щипать | щиплет |
Глагол оказался не только крутым, но и очень разносторонним и интересным парнем — мы узнали его поближе и готовы к встрече с ним в любых заданиях ОГЭ и ЕГЭ
Теперь можно приступать к знакомству с причастиями и деепричастиями в нашей следующей статье: «Самое важное про причастия, деепричастия».