Социально-коммуникативное развитие воспитанников старшей группы ДОУ

Цели

Цели общественно-коммуникативного формирования в ДОУ определены ФГОС и складываются из:

  • оказания содействия растущему поколению в усвоении общепризнанных моральных и нравственных ценностей;
  • создания обстоятельств в целях взаимодействия ребенка и прочих людей вне зависимости от возраста;
  • обеспечения основы для увеличения степени самодостаточности, относящейся к саморегуляции, а также целенаправленности действий;
  • накопления умственного и эмоционального содержания личности (формирование возможности сопереживать, быть компанейским, чутким);
  • формирования умений безопасного действия в социуме, дома, в природе;
  • воспитания почтительного, уважительного отношения к семье, товарищам и Отечеству.

Подвижные игры

В младшей группе упор делается на формирование мастерства правильно прыгать, исполняя действия под звучащий текст. К примеру, игра «Беги ко мне»: ребята сидят на стульях, воспитатель располагается в другом конце комнаты. На фразу «Бегите все ко мне!» ребята подбегают к воспитателю, который ласково их приветствует. На фразу «Бегите к себе!» ребята вернутся к стулу.

В средней группе целями подвижных игр считаются формирование выносливости в беге, лазании, прыжках. Игру «Лисичка в курятнике» можно проводить и в помещении, и на улице. На лавках («в курятнике») стоят ребята («куры»), на обратном краю комнаты — норка лисы, роль которой выполняет малыш либо взрослый. Куры разгуливают по двору, на сигнал «Лисица» они обязаны убежать, лиса в это время стремится задержать зазевавшуюся курицу и увести в собственную нору. В случае если это у нее получилось, ребенок выходит из игры.

В старшей и подготовительной группах целью подвижных игр считается формирование выдержки и мастерства слаженно осуществлять действия целой командой. Вот образец подвижной игры для старшего дошкольного возраста — игра «Быстро возьми»: на полу вокруг деток разбрасываются шишки, каштаны либо другие небольшие предметы, но на одну штуку меньше, чем количество играющих. Согласно сигналу «Быстро возьмите!» ребята нагибаются и берут предмет. Терпит поражение тот, кому не хватило. Подвижные забавы можно осуществлять и в группе, и на улице.

Подвижные игры

Дидактические

В младшей группе для формирования интонационной выразительности используется игра «Обучим зайку грамотно говорить». Ее сущность в том, что на занятие приходит посетитель — зайчишка, который искажает фразы, к примеру, наименования зверей («ишка» взамен «мишка», «от» взамен «кот»). Ребята корректируют зайку, грамотно говоря фразы.

Чтобы научить сравнивать геометрические объекты, используют игру «Отыщи объект»: ребята становятся в круг, воспитатель кидает мяч малышу, демонстрирует иллюстрацию с геометрической фигурой, малыш называет ее и ищет схожий объект.

В команде часто применяется игра «Кто как говорит», целью какой является определение домашних и диких животных. Ее суть заключается в том, что взрослый, кидая мячик одному из стоящих в кругу детей, называет животное. Малыш отдает мяч и говорит, как этот зверь «разговаривает» (хищник рычит, пес лает и т. д.).

Задачи

Достижение установленных целей допустимо при проведении регулярной работы по осуществлению ряда задач социально-коммуникативного развития в старшей группе у детей:

  • Развитие речи. В 1 и 2 младших группах основными задачами воспитателя считаются формирование моторики, развитие речевой культуры, то есть быстрого изучения детьми звуков (а, о, э, п, м, б — в 1,5–2 года; и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х — в 2–4 года), а кроме того, обогащение пассивного и заполнение активного словаря младшего дошкольника.
  • В средней группе упор сдвигается на формирование ситуаций для развития сложной речи, то есть усваивание общепризнанных норм построения предложений посредством пересказывания ситуаций (согласно иллюстрациям, к примеру). В старшей и подготовительной группах главный акцент производится на развитие умения создавать разговор с другом либо взрослым, разумно составлять монологические высказывания.
  • Побуждение к различным типам активности: забавам, труду. В первой младшей группе, к примеру, дети играют сами с собой либо тет-а-тет с игрушками (куколками, пазлами, пирамидками), однако во второй младшей и средней группе дошкольники с удовольствием играют в парах, мини-группах (ролевые, мобильные забавы). В подготовительной группе дети имеют конкретные предпочтения относительно того либо другого типа работы и, отыскав единомышленников, сознательно объединяются с ними для той либо другой работы. К примеру, несколько человек играют в дочки-матери, поливают цветочки в команде, заполняют календарь природы и т. д. Часть детей, способных читать, организуют читки вслух, а приверженцы спорта играют в мячик. Педагог, вовлекая ребят в разные виды деятельности, участвует во всех активностях.
  • Развитие навыков самообслуживания. В младшей группе это работа, направленная на соблюдение последовательности одевания на улицу, перед дневным сном. С воспитанниками средней группы воспитатель минимизирует свою помощь в этих вопросах самообслуживания. А в старшей и подготовительной упор идет на поощрение инициативы, то есть желания или необходимости помыть руки до того, как взрослый напомнит это сделать.
  • Воспитывать навыки терпимого отношения к обстоятельствам. Так, если в старшей группе при обсуждении того или иного литературного произведения возник спор, решать его нужно мирно и спокойно.
  • Прививать позитивное отношение к миру вокруг, воспитывать привычку делиться с товарищами.
  • Прививать навыки оценивания других и самооценки в той или иной деятельности.
  • Приучать к вежливому общению.
  • Воспитывать уважение к старшим.

Основные ориентиры социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста

Определение 1

Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения социальных правил и норм поведения, приобщение к нравственным нормам и моральным ориентирам деятельности, формирование навыков социального взаимодействия и построения системы коммуникации.

Социально-коммуникативное развитие ориентировано на:

Усвоение моральных и нравственных норм социального поведения. В этом направлении предполагается формирование патриотических чувств: любви к Родине, уважения к своей стране, ее народу, обычаям, традициям, культурным ценностям. Далее, необходимо воспитать у ребенка уважительное отношение к различию культур народов, уважительное отношение к старшим, к правам и свободам другого человека, развивать основы гуманистического поведения, сформировать и закрепить гражданскую позицию ребенка, помочь усвоить понятия «хорошо» – «плохо», «добро» – «зло», развить нравственные ориентиры деятельности ребенка, сформировать первичные ценностные представления.
Формирование навыков социального взаимодействия. В этом направлении предполагается создать условия для построения социальных контактов ребенка со сверстниками, построенных на основе эмоциональной связи, обучить ребенка общаться со сверстниками, родителями, педагогами, пожилыми людьми, сформировать осознанное представление о необходимости создания доброжелательного микроклимата в различных направлениях деятельности и коллективных взаимоотношениях. Кроме того, детей знакомят с основами поведения в коллективе, защите своих интересов и уважения к чужим интересам и взглядом, устранение негативного поведения, формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций.
Формирование навыков эмоциональной отзывчивости, проявления сострадания, сопереживания. здесь предполагается развитие у дошкольников чувства милосердия и сострадания к людям, которые находятся в беде, болеют, имеют финансовые затруднения и т.д.
Развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и ее ценностям, а также к коллективу. Здесь предполагается формирование коллективных основ поведения, обычаев и традиций, построение совместной деятельности и разрешение проблем. В коллективе детей необходимо стремится создать дружественную атмосферу, установить доверительные отношения с детьми, оказывать им помощь и поддержку, создать условия, в которых они чувствуют себя защищенными. Это помогает развитию стремления коллективной деятельности.
Формирование навыков самостоятельности. В этом направлении производится развитие самостоятельности в организации досуговой деятельности, игровой и иных видов деятельности ребенка. Дети учатся проявлять самостоятельность в принятии важных для них решений и несение ответственности за него.
Формирование положительного отношения к различным видам и направлениям трудовой и творческой деятельности ребенка

Здесь предполагается ознакомить ребенка с основами безопасного общественного поведения, навыков соблюдения осторожности, выполнения гигиенических норм, соблюдения правил дорожного движения и иными нормами безопасного поведения в обществе.

Рисунок 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольника. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий