Социальная педагогика в России

Объекты социально-педагогической деятельности

Активность субъекта всегда направлена на определенный
объект.

В последнее время выделяются категории граждан, которым
оказывается социально-педагогическая помощь:

  • Дети с ограниченными возможностями,
  • сироты,
  • делинквентные дети,
  • дети в опасности,
  • Категория подростков, которым необходима помощь
    в процессе социализации.

Это несовершеннолетние с психологическими,
интеллектуальными, образовательными и социальными отклонениями от нормы, а
также с нарушениями физического, психического и интеллектуального развития.

Подросток считается активным участником в решении
собственных проблем. В процессе деятельности социальный педагог и подросток
вступают в объектно-субъектные отношения, характеризующиеся подвижностью.

Специализация социального педагога определяется как

  • по месту работы или учреждению (школьный социальный
    педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог в учреждении
    дополнительного образования…)
  • по категориям клиентов (работа с людьми с
    ограниченными возможностями, сиротами, беженцами, мигрантами…)
  • или по профилю деятельности (с семьей, детское
    объединение, велнес, дефектология, экология, этнология, гимнастика…).

За последние 10 лет была определена система учреждений и
видов социально-педагогической деятельности для квалифицированной поддержки
детей с особыми потребностями. Создана методологическая основа для развития
системы социальных услуг для молодежи. В то же время она получила дальнейшее
развитие.

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь

Сеть учреждений и служб, оказывающих социальную и
образовательную помощь детям, включает в себя

  • Образовательные учреждения и услуги (дошкольные
    учреждения, центры внешкольного воспитания, общеобразовательные школы,
    колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, средние специальные учебные
    заведения, университеты и т.д.)
  • объекты и услуги специализированных учреждений
    (дома престарелых, семейные детские дома, реабилитационные центры, социальные
    дома, специальные школы для детей с нарушениями развития, центры занятости и
    т.д.)
  • социальные услуги в муниципальных учреждениях и
    их заведениях (социально-педагогические, культурные и спортивные комплексы,
    центры социальной педагогики и социальной работы, отделы социальной защиты,
    отделения социальной помощи на дому и другие учреждения по уходу)
  • рекреационные услуги (молодежные клубы,
    культурные центры, сельские клубы, школы народного творчества, семейные клубы,
    парки, игровые площадки и т.д.)

Медицинские услуги (профилактические клиники,
реабилитационные центры и центры улучшения здоровья населения, а также лечение
в больницах, кабинетах врачей и на дому),

o социальные услуги на предприятиях, в организациях,
учреждениях и их жилых домах; в коммерческих структурах, творческих
общественных организациях, различных фондах, банках, благотворительных
организациях, судебных, правоохранительных и административно-территориальных
органах; частная практика.

О журнале

19 февраля 2010 года Президиум Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации решением №6/6 включил научно-методический журнал «Социальная педагогика в России» в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

1 декабря 2015 года Департамент аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки Российской Федерации решением № 13-6518 включил научно-методический журнал «Социальная педагогика в России» в новый итоговый Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.

Журнал выпускается издательством «Современное образование» при поддержке Федерального государственного бюджетного научного учреждения ««Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. Научно-информационную поддержку оказывают Международная Федерация социальных работников и Международная Ассоциация социальных педагогов.

Журнал отражает инновационный опыт развития социальной педагогики в регионах России, деятельности социальных педагогов в различных сферах. Журнал реализует инновационный проект – ознакомление широкого круга специалистов с новейшей историей становления и развития социальной педагогики в России и за рубежом. Проект основан на результатах 15-летнего опытно-экспериментального исследования на базе 110 экспериментальных площадок в России и странах СНГ.

Впервые на страницах журнала действует «Открытая международная школа социальной педагогики» как форма дополнительной профессиональной подготовки специалистов на дистанционной основе (социальных педагогов различного профиля), а также преподавателей вузов и колледжей по специальности социальная педагогика.

Журнал как научно-методическое профессиональное издание адресован широкому кругу ученых, преподавателей вузов, практиков, руководителей государственных образовательных учреждений и общественных социально-воспитательных структур.

Журнал издается с января 2008 года. Индекс журнала в каталоге Роспечати – 80733. Периодичность журнала – 6 номеров в год.

Взаимодействие с другими науками о человеке

Социальная педагогика (СП) использует данные других наук и применяет их для своих исследований. 

Философские методологии выступают базовыми для многих общественных наук. Философия дает ответы на вопросы человеческого существования, разрабатывает системы мировоззрения и выделяет в них роль и место человека. Социальная педагогика основывается на мировоззрении человека, его воспитании. Базой для этого часто выступают положения философии.

Многие категории являются общими для СП и социальной работы. Объект изучения социальной работы ­­— взаимодействие и регулирование групп и личности в обществе.

Психология существует на границе с различными отраслями: медицинскими, инженерными, педагогическими, экологическими, юридическими. СП использует психологические исследования человеческой психики, дополняя их своими компонентами: социальными условиями, системой межличностных групповых отношений. 

Данные социальной психологии дают возможность выявить структуру социальных групп и процесс их развития. 

Для правильного выбора направления СП изучает данные возрастной психологии. 

Психология общения необходима любому участнику социально-педагогического процесса. Задачей социального педагога является найти подход к каждому человеку, независимо от его темперамента, характера. 

Психология семьи, психология девиантного поведения ­­— обе психологические ветви дают базу для изучения СП. 

Неотрывно социальная отрасль педагогической науки связана с социологией, которая изучает законы становления и развития общества. Социология воспитания опирается на сведения социологических отраслей: социологии досуга, социологии молодежи, социологии преступности, социологии семьи, социологии религии.

Исследования этики ориентированы на нравственные представления и установки, моральную деятельность человека

Изучая суть воспитания и его методы, социальная педагогика берет во внимание убеждения, выработанные этикой

Этнография раскрывает специфику народов на бытовом и культурном уровнях

Этнопсихология акцентирует внимание на особенностях психики, нравственных положений определенных этнических формирований и их влиянии на развитие индивида. В процессе изучения социализации СП основывается на этнических положениях обеих наук

Демография, которая рассматривает вопросы рождаемости, предоставляет свои данные для изучения социальной педагогической отраслью.

Дефектология связана с изучением особенностей физиологии и психологии детей с нарушениями. Она включает такие разделы: сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика. Социальная педагогика использует исследования данных разделов.

Этапы становления и развития социальной педагогики как науки

Определение 1

Социальная педагогика – это отрасль педагогической науки, характеризующаяся самостоятельностью и, занимающаяся исследованием воспитательных процессов на всех этапах возрастного развития личности.

Посредством данного научного направления удается изучить влияние общества на воспитание и развитие личности и выявить приоритетные проблемы в организации воспитательного процесса и реализации воспитательного потенциала социума.

В качестве отдельной научной отрасли, социальная педагогика возникла относительно недавно. При этом она прошла несколько стадий своего исторического развития:

  1. этап. IX-XVI вв. – стадия начального становления и задатков развития социальной педагогики. В этот период получает развитие система благотворительности, которая рассматривается в качестве социальной работы. Разнообразные формы реализации благотворительных мероприятий, проявление милосердия и оказания помощи нуждающимся существовало на протяжении всего исторического развития государства. Совершение благотворительных мероприятий получило свое начало благодаря князю Владимиру. Им впервые были созданы учебные заведения, в которых предполагалось обучать представителей разных сословий. Воспитание и обучение считалось князем необходимым условием личностного развития. Далее, система обучения и воспитания получила свое развитие за счет деятельности церковных заведений. Кроме того, ими создавались монастыри, в которых находили приют разные категории граждан: нищие, сироты, обездоленные и др. Им оказывалась помощь в обучении, предоставлялся кров и питание.
  2. этап. С начала XVII в. до реформы 1861 г. – стадия развития благотворительной деятельности государства. В это время государство начинает активно открывать заведения социальной направленности. Начиная с 1706 года открывались разнообразные приюты, в которых держались младенцы, брошенные родителями или незаконнорожденные. Кроме того, получают развитие разнообразные общественные объединения, оказывающие различные услуги социальной направленности. Интересно, что в это время открывались учреждения для обучения слепых детей, глухих и детей с иными проблемами развития. Для детей, которым требуется особая помощь и уход была разработана качественная социальная политика.
  3. этап. С 60-х гг. XIX в. до начала XX века – активное развитие благотворительной деятельности частной направленности. Отдельные граждане начали финансировать различные социальные направления деятельности. Позднее отдельные граждане стали открывать благотворительные заведения разной направленности. Технологии благотворительной деятельности развивались более ускоренными темпами. Решался более широкий спектр задач и разнообразные социальные проблемы. Это положительно сказывалось на решении проблем с проституцией и наркоманией, оказании помощи сиротам, сокращении численности бродяг и нищих. Таким образом была сформирована сеть благотворительных заведений. Социальная деятельность активно развивалась и послужило толчком для становления социальной педагогики.
  4. этап. С 20-г годов до 80-х XX века – стадия развития Советского образования. В это время произошла полная ликвидация благотворительной деятельности, поскольку она не отвечала концепции социализма. Новшеством этой стадии развития стало формирование совосов – учреждений социального воспитания, которые занимались проблемами развития беспризорников, причин ее появления и развития. Активное развитие в это время получила педология. Она была ориентирована на теоретическое исследование ребенка, его проблем и особенностей развития и их практическое применение для развития качественной и продуктивной системы воспитания. Профессиональное обучение педагогов также шло активными темпами. Появились первые социальные педагоги, которые занимались организацией воспитательных процессов на основе учета влияния социума и динамики его развитие на становление и воспитание личности. Социальная педагога того периода достигла больших успехов в своем развитии.
  5. этап. С 1991 года и по настоящее время – современное развитие социальной педагогики. В этот период происходит официальное утверждение социальной педагогики в образовательной сфере.

Основы социальной педагогики

 В социальной педагогике выделяют три стороны:

  • теоретическая база;
  • практический опыт;
  • социальная педагогика как дисциплина.

Предпосылками возникновения науки в России стали теоретические и практические изыскания К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Первыми социальными педагогами можно назвать А. С. Макаренко и С. Т. Шацкого, деятельность учреждений которых была направлена на помощь трудным детям. С установлением социализма общественные проблемы замалчивались или считались пережитками царских времен. Как следствие, практика и теория не могли опереться друг на друга, так как не имели под собой базы. Часто отечественная наука обращается к зарубежной, для переосмысления накопленного опыта и поисков истоков.

Социально-педагогическая мысль существовала неотрывно от педагогики до 1844 года, когда К. Магер впервые ввел термин «социальная педагогика», дискутируя о вопросах воспитания. Исследователь социально-педагогических вопросов Пауль Наторп в конце 19 века выделил 3 функции социально-педагогической науки:

  1. Первая функция проявляется при взаимодействии ребенка с семьей и кругом близких людей.
  2. Развитие второй функции связано со школой, проявлением воли и способствует формированию эмоциональных и социальных навыков.
  3. Третья функция представлена разумом и раскрывается в целостности.

Согласно мнению Е. Борнеманна, социальная педагогика ­­— принцип воспитания. Герман Ноль являлся представителем второго подхода и определял целью данной науки оказание экстренной помощи. Его теории получили отражение в первом документе Германии о воспитании вне школьных стен ­­— законе о благотворительной деятельности молодежи. В 70-х годах в Германии появились первые социальные педагоги с высшим образованием.

Проблемами воспитания в социуме, как категории социальной педагогики, занимались такие ученые: В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов. В их работах акцент делался на воспитании, которое признавалось составляющей частью жизни общества.

Под социальным воспитанием понимают процесс формирования личностных качеств ребенка, которые в дальнейшем помогут ему социализироваться в обществе.

Социализация ­­— многосторонний процесс формирования нравственных установок, моральных качеств, путем интеграции в общество. 

Социально-педагогическая деятельность

Замечание 1

Социально-педагогическая деятельность – разновидность профессиональной деятельности, которая ориентирована на оказание помощи подрастающему поколению в процессе социализации и освоения социокультурного опыта, а также на формирование условий для его самореализации в социуме.

Данная деятельность осуществляется социальными педагогами в образовательных учреждениях, а также в объединениях, организациях, учреждениях творчества и досуга, конфессиях, в которых могут находится дети. Социально-педагогическая деятельность – адресная и направлена на конкретного ребенка, разрешение его индивидуальных проблем, которые могут возникнуть в процессе интеграции в общество, социализации, путем изучения личности ребенка, среды, его окружающей.

Основные направления социально-педагогической деятельности:

  • профилактика дезадаптации (педагогической, социальной, психологической);
  • повышение степени социальной адаптации подрастающего поколения путем личностного развития детей;
  • социальная реабилитация детей с разного рода отклонениями от нормы.

Так как любая проблема имеет внешнюю и внутреннюю, личностную стороны, социально-педагогическая деятельность включает: непосредственную работу и общение с ребенком; посредническую деятельность между ребенком и средой, благоприятствующую их социально-культурному развитию.

Социально-педагогическая деятельность очень многообразна по содержанию. На данный момент она находится только в стадии становления и еще не охватывает все возможные области ее использования.

Социально-педагогическая деятельность по социальной реабилитации детей с разного рода отклонениями должна быть содержательно ориентирована, требующая использования специфических методик, подходов и технологий со следующими категориями детей: имеющих отклонения в умственном развитии; с педагогическими отклонениями; оставшимися без родительской опеки; девиантного поведения.

Основные задачи и функции науки

Социальная педагогика, развиваясь как наука, ищет пути решения следующих задач:

  • проведение социально-педагогической экспертизы с целью оценить деятельность общественных организаций, коллективов, общностей и в целом, государства;
  • изучение роли воздействия окружающей среды на формирующуюся личность или группу;
  • изучения воздействия на становление и развитие личности семьи и близкого окружения.

Содержание СП отражают её функции:

  1. Теоретико-познавательная. Социально-педагогическая наука накапливает, анализирует знания для полноты исследований общественных процессов и явлений.
  2. Прикладная. Данная функция отражает поиск оптимальных методов, путей и условий для улучшения эффективности педагогического воздействия на социальные процессы.
  3. Гуманистическая. Проявляется в проектировании процессов, которые будут способствовать гармоничному развитию и реализации личности.

Некоторые исследователи (Мардахаев Л. В.) выделяют дополнительные функции:

Современный этап развития социальной педагогики

На сегодняшний день социальная педагогика развивается на основе тесного ее взаимодействия с другими научными дисциплинами. Многие теории и концепции иных наук находят активное практическое применение в социальной педагогике.

В настоящее время социальная педагогика базируется на следующих основных принципах:

Опора воспитательной деятельности на ритмы жизнедеятельности личности. В этом случае, процесс воспитания учитывает возрастную специфику развития человека, его циклы дыхания, формирования ритмов пульса. Воспитание опирается на эти ритмы и их цикличность;
Учет авторитета педагога в процессе формирования воспитательных мероприятий;
Воспитание на основе свободы. Такое воспитание исключает или же ликвидирует страх у детей, что позволяет им нормально и активно развиваться;
Акцент на всестороннее развитие личности

В процессе воспитания необходимо уделять равное внимание интеллектуальной стороне, мыслительным процессам, нравственным качествам и духовным свойствам, а также эмоциональной и чувственной стороне развития личности;
Построение воспитания на основе построения системы сотрудничества с природной сферой, родителями учащихся, педагогическим коллективом, сторонними организациями, воздействующими на учебное учреждение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий