Слайд 33Метод МонтессориЗадача Монтессори-учителя – помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим
уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Монтессори-учитель: проводит время в индивидуальных занятиях с детьми, вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо;• подготавливает среду для занятий; • рассказывает и показывает детям способы правильной работы с материалом, чтобы быстро выполнять задания; • нейтрализует факторы, которые мешают малышу заниматься; • ведет наблюдение за успехами ребенка, если он справляется предлагает ему задания чуть сложнее; • объясняет родителям, как нужно правильно хвалить малыша, какие занятия проводить с ним дома.
Развитие социальной педагогики за рубежом: основные идеи
Термин «социальная педагогика» был введен за рубежом К. Магером и позднее распространен А. Дистервегом. С момента возникновения данного термина и до настоящих дней существует две основные его трактовки, согласно которым социальная педагогика:
- имеет общее с социальной стороной воспитания;
- представляет собой методы и приемы педагогической помощи в воспитании, в рамках существующих социальных условий.
Несмотря на то, что каждый из подходов различен по своей природе, у них прослеживается общее – это социальный аспект воспитания, в соответствии с его педагогическими задачами.
Социальная педагогика как наука, берет свое начало в 60-х годах, именно в это время ряд ученых начинают рассматривать предпосылки развития и становления человека «в обществе через общество».
Науль Наторп выделяет три основные функции социальной педагогики:
- Первая функция связана с половой жизнью ребенка, раскрывающейся в нем при контакте с ближним окружением и в кругу семьи.
- Вторая функция находится во взаимосвязи с волей, которая формируется в процессе обучения и получении знаний. При этом так же отмечается развитие таких способностей как: моторные, эмоциональные и социальные.
- Третья функция связана с разумом, который раскрывается в общности.
По мнению П. Наторпа, социальная педагогика – это наука в первую очередь для молодых людей, которые находятся на пути своего жизненного развития и становления.
Еще одним немаловажным вкладом в развитие социальной педагогики за рубежом, является вклад А. Дистервега, который в своих трудах старался дать полный ответ на разнообразные социальные вопросы того времени. В частности, он рассматривал и изучал вопросы социальной незащищенности рабочего класса, образования простых людей, проблему беспризорности и т.д.
Г. Ноль видел основную задачу социальной педагогики в том, что она должна предоставлять экстренную помощь ребенку, в том случае, если семья и школа, в силу разнообразных причин, не могут выполнять своих функций. Опираясь на идеи Ноля, за рубежом в 1922 году, принимают первый закон о благотворительной помощи молодежи. По своему содержанию это был первый государственный документ, который регулировал процесс воспитания детей и молодежи вне семьи и учебного заведения.
С этого момента зарубежная социальная педагогика становится «педагогикой экстренных случаев», то есть восполняет роль семьи и учебного заведения в воспитании подрастающего поколения.
В 60-е годы за рубежом окончательно складывается основная позиция социальной педагогики, которая заключается в том, что в детям и молодежи необходима дополнительная сила в лице «социальной педагогики», направленная на их воспитание и полноценную социализацию вне семьи и школы.
Помимо развития социальной педагогики как науки, за рубежом параллельно развивается сфера профессиональной деятельности специалистов в области социальной педагогики. В 1908 году в Германии начата первая подготовка социальных педагогов. С начала 70-х годов осуществляется повсеместная подготовка социальных педагогов с высшим образованием в зарубежных университетах.
За рубежом, наряду с социальной педагогикой, на протяжении 20-го века активно развивается как самостоятельная область знания и практической деятельности социальная работа. Они выполняют в обществе следующие функции:
- воспитательную,
- информационную,
- консультативную,
- поддержки,
- помощи,
- организации,
- защиты и представление интересов клиента.
Однако в их деятельности есть и свои отличия
Главное из них заключается в том, что традиционными адресатами социальной педагогики являются дети и молодежь; она концентрирует свое внимание на помощи в воспитании и образовании
Модернизация учебного и воспитательного процесса. Экспериментальные школы
В первой половине 1900-х годов произошли серьезные изменения
в образовательных учреждениях, особенно в государственных школах. Была
проведена реструктуризация школ первой и второй ступеней, существенно изменена
система управления учебными заведениями, условия обязательного образования,
социальный состав и квота учащихся в частных учебных заведениях. Особенно ярко
выраженные тенденции реструктуризации мировой школы проявились в ведущих
зарубежных странах.
Реформы укрепили основы обязательного бесплатного начального
образования и платного (в США и Франции — бесплатного) государственного
среднего образования, сохранили систему частного образования, сохранили
привилегии состоятельных слоев общества на полное образование, установили две
модели управления школами — централизованную и децентрализованную, ускорили
развитие среднего профессионального образования, расширили программу начального
образования, появились промежуточные типы школ между начальным и средним
образованием. В некоторых странах эти общие тенденции выражались специфическим
образом.
В США существует система бесплатного образования до 16 лет
(в некоторых штатах до 18). Существовало две структуры общеобразовательных
школ: 8+4 (восьмилетняя начальная школа и четырехлетняя средняя школа); 6+3+3
(шестилетняя начальная школа, трехлетняя средняя школа и трехлетняя средняя
школа — гимназия). Существовали частные школы, в том числе элитные (академии).
Местные органы власти имели большую автономию в определении продолжительности
обучения, разработке учебных программ, планов и т.д. Федеральное министерство
образования играло координирующую роль.
Среднее образование в США переживало бум, и все больше
учащихся из числа меньшинств поступали в вузы.
В Англии существует два типа общеобразовательных школ:
начальные и средние. Все типы школ, в которых обучались дети до 11 лет,
назывались начальными школами. Школы для молодых людей в возрасте от 11 до 17
лет назывались средними школами. Дети обучались бесплатно до 14 лет. Средние
учебные заведения включали гимназии, неполные средние школы и центральные школы.
Были сохранены частные учебные заведения, включая элитные государственные
школы. Средние школы были наиболее полными общеобразовательными учреждениями.
Выпускники гимназий и государственных школ имели доступ к высшим учебным
заведениям университетского типа. Выпускники современных школ пополнили ряды
среднего класса британского общества. Выпускники центральной школы получали
образование с упором на профессиональную подготовку. Центральный совет по
образованию оказывал свое влияние в первую очередь на государственные школы.
В Германии до начала 1930-х годов существовала система
бесплатной начальной школы и платной средней школы, общеобразовательная школа
трех типов. В рамках этой системы существовала единая четырехлетняя первая
ступень начального образования — основная школа, которая была обязательной для
детей в возрасте от 6 до 10 лет. Наряду с этим, параллельно существовали три
типа учебных заведений: 1) начальная школа для детей 10-14 лет; 2) старшая
начальная школа для детей 10-16 лет; и 3) средняя школа с девятилетним курсом
обучения. Существует три основных типа средних школ: Гимназия, гезамтшуле и
высшая немецкая школа. Первые два типа школ вели к профессиональному обучению и
были начальными школами. Средняя школа открывает дорогу в университет.
Слайд 271896 – Школа-лаборатория при Чикагском университете. Обучались дети с 4 до
13 лет. Работа в дошкольных учреждениях строится на игре, в школе – на труде.Цель организации детской деятельности состоит в том, чтобы дети, действуя, наиболее целесообразно приспособлялись к среде, подбирали средства и способы наиболее успешного преодоления возникающих препятствий, накапливали опыт. Обучение должно базироваться на исследовательском методе и сводиться преимущественно к трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного открытия. Труд – «центр, вокруг которого группируются научные занятия».«Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».
Слайд 22Близость социальной педагогике. Школа действия ставит своей целью создать для ребенка
простор, где бы он мог жить и всесторонне реагировать на окружающее; она должна быть для ребенка общиной, моделирующей природную и социальную среду, вынуждает ученика согласовывать свои действия с законами природы и волей сообщества окружающих его людей. Учебный план и методы преподавания должны быть основаны на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка. Практические и творческие работы школьников в лабораториях, мастерских, уход за растениями и животными, театрализованные представления, лепка, рисование, игры и спорт приобретают главенствующее значение по отношению к систематическому научному образованию.
Слайд 21Задача школы действия: стимулировать активность детей, где учение и жизнь находятся
в согласии.В основе учебного процесса – «начала предметного (а не словесного) обучения, наглядности и различных типов восприятия».Обучение построено на последовательности действий: восприятие, умственная переработка воспринятого, внешнее выражение сложившихся представлений с помощью описания, рисунка, лепки, опытов по естественнонаучным дисциплинам, драматизации и других средств.Учебный план: традиционные предметы + лепка, рисование, черчение, ручной труд, сочинения, декламация, эксперимент.Труд – не учебный предмет, а принцип преподавания всех учебных дисциплин, средство умственного, физического и духовного развития учащихся.
Слайд 91919 – школа для детей рабочих фабрики Вальдорф-Астория (Штутгарт, Германия). Вальдорфские
школы предназначались для социальной адаптации детей из низкостатусных социальных групп.Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребенка, без страха и стресса, общий закон для вальдорфских учителей – уважение к личности ребенка, развитие этой личности, а вместе с ней и интереса к жизни, силы воли ребенка.
Школа для детей рабочих фабрики Вальдорф-Астория
Школы Вальдорфа работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе ребенкаИсточником человеческой свободы и творчества может являться только «Я» человека, его свободная и созидающая духовность.
Слайд 8Вальдорфская педагогика (мистико-антропологическая концепция)Австрийский философ-мистик, писатель, эзотерик, создатель духовной науки антропософии.«Образование
ребенка» (1907).Социальные противоречия – одна из существенных причин разразившихся в Европе социальных катастроф:дети рабочих имели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу, с 14-15 лет они начинали работать на производстве и таким образом лишались возможности получить полноценное «человеческое образование»;гимназии с их ориентацией на университетское гуманитарное образование, давали учащимся массу знаний, совершенно оторванных от потребностей реальной жизни. Необходима внеконфессиональная школа, общая для всех детей.
Рудольф Штайнер (1861-1925)
Слайд 28Идея свободного воспитанияИтальянский врач-психиатр, педагог, дефектолог.1896 – доктор медицинских наук.1895-1898 –
работа в детской психиатрической клинике, разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.1900 – директор открытого медико-педагогического института для обучения учителей воспитанию и лечению душевно неполноценных детей (Римская Ортофреническая школа). При институте организована модельная школа для проведения экспериментальной работы с дидактическими материалами Монтессори.1907 – первый Дом ребенка (Рим), разработала систему раннего развития ребенка. 1908 – проводит первый курс по подготовке Монтессори-учителей.
Мария Монтессори ( 1870-1952)
Слайд 11Отмена цифровой оценки (отметок) и второгодничества. Единственной мерой достижений ребенка является
сравнение его собственных успехов сегодня с достижениями вчерашнего дня, что дает возможность каждому ребенку испытать состояние успеха.Ученик, заканчивающий 12 класс, пишет годовую работу на самостоятельно выбранную тему, а тот, кто хочет сдать государственные экзамены на аттестат зрелости, должен проучиться еще один год.
Принципы Вальдорфской педагогики
Учебные пособия создаются самими детьми для себя по принципам, объясняемым учителем.Терапевтический аспект педагогики; организации преподавания с ориентацией на ритм дня, недели, года.Интеграция врача в жизнь школы.