Какой распорядок должен быть у ребенка второго полугодия на время бодрствования?
Когда ребенок не спит, время бодрствования можно разделить на несколько больших промежутков.
9.1. Самостоятельное времяпровождение.
Если ребенок находится в хорошем настроении, то можно на какое-то время оставить его «наедине» с игрушками, манежем, кроваткой, комнатой. Пусть изучает мир в своем темпе, изучает то, что интересно ему и так, как интересно ему.
Оставить «наедине» не значит «бросить без присмотра». Всегда можно найти позицию, которая позволит и не вмешиваться в процесс, не попадать в поле зрения, и, в то же самое время, приглядывать за ребенком, страховать его и обеспечивать безопасность.
9.2. Общение.
Изучение этого мира и развитие ребенка требуют общения. Для начала – с родителями, братьями и сестрами. Возможно, с бабушками и дедушками. И, если есть, с домашними животными. Выделите время на это и полноценно общайтесь. Разговаривайте, прикасайтесь, дайте потрогать себя
Это действительно важно.
9.3. Развивающие игры и гимнастика.
В режиме дня нужно выделить небольшое время для активного физического и интеллектуального развития. Изучите методики, рекомендуемые для возраста вашего ребенка, и уделите этим занятиям немного времени. 5-15 мин несколько раз в день. Этого будет вполне достаточно.
9.4. Гигиенические процедуры.
Используйте для общения и развития гигиенические процедуры. Купание – прекрасный способ для изучения воды, плавающих и тонущих игрушек, мыльной пены, температуры, да и просто для веселья.
9.5. Прием пищи.
Как уже было сказано ранее, для кормления должно быть выделено четко определенное время. Максимально точное. Т.е. не промежуток «начинаем завтракать с 9 до 10», а «в 9», «в 12» и т.д
Это важно для нормальной и правильной работы желудочно-кишечного тракта.
По большому счету, в режиме дня ребенка нет ничего сложного. Правильный режим дня малыша требует лишь дисциплинированности родителей, внимательности к реакциям ребенка и верной интерпретации сигналов, которые транслирует ваш малыш.
Соколов Андрей Львович. Педиатр.
Развивающие игры по возрасту
В раннем возрасте развитие малыша во многом зависит от занятий с ним. Они направлены на совершенствование физических навыков, развитие мелкой моторики, речи. Важный пункт режима дня – это гимнастика. Она выполняется каждое утро и включает в себя:
- сгибание и разгибание ручек, ножек;
- круговые движения руками и ногами;
- приседания с поддержкой;
- приподнимания корпуса из положения лежа на животе;
- наклоны корпуса в бок;
- ползание.
В 10 месяцев полезно проходить курс массажа, так как мускулатура малыша быстро развивается, может появиться незначительный тонус в ногах, спине или шеи. Если показаний к медицинскому массажу нет, родители могут разминать спину малыша дома самостоятельно. Пользу приносят занятия на фитболе: покачивания расслабляют мышцы, учат держать равновесие.
Полезными и интересными для ребенка будут игры с простыми заданиями:
Складывание игрушек в определенную коробку. Предметы могут находиться близко или быть разложены на полу комнаты, тогда малышу придется доползать до них.
Взаимодействие с бумагой. Белые листы можно комкать, делая из них мячики. Их потом бросают или складывают. Цветные листы можно рвать на мелкие кусочки, занятие хорошо влияет на моторику.
Прятки. Покажите ребенку, как вы убрали мячик или игрушку (под одеяло, в ящик, ведерко), попросите его найти предмет. Задание можно усложнять, используя 2–3 вещи.
Перекладывание мелких предметов: макарон, фасоли. Отлично подходят игры с другими крупами: на них можно рисовать палочкой или пальцем, в них можно искать «клад». Главное, такие занятия проводить под присмотром взрослых.
Переливание воды. В таких играх нужно запастись терпением и сменной одеждой. Дайте малышу воду (её можно подкрасить пищевыми красителями) и множество баночек, он будет надолго занят.
Открытие и закрытие баночек, подбор крышек для них по размеру. На внутреннюю сторону крышки можно наклеить разные картинки, это разнообразит игру.
Игры с прищепками. Их можно цеплять на одежду малыша или картонные фигурки (как лучики солнца, лепестки цветов). Пусть ребенок отцепляет их, отрабатывает захват «пинцетом».
Взаимодействие с песком или снегом на улице учит обращаться с лопаткой, копать, делать куличики.
Занятие лепкой. Можно купить готовую массу или сделать домашнее слоеное тесто. Предложите скатать его в шарик, размять в лепешку, отщипнуть маленькие кусочки. Тесто можно раскрасить с помощью фломастеров или красок, спрятать в него небольшие игрушки, камушки.
Пальчиковые краски. В этом возрасте дети многое тянут в рот, поэтому такое занятие подходит не всем
Важно использовать краски, предназначенные для малышей до года.
Старайтесь каждый день читать ребенку книги, показывать в них картинки. Просите найти героев или предметы, храните книжки в доступном для малыша месте, чтобы он в любой момент мог «почитать». Включайте музыку, детские песни, танцуйте, это даст ребенку много положительных эмоций и поспособствует его физическому развитию.
Приобщайте маленького помощника к домашним делам. Если убираете что – то, дайте ему тазик с чистой водой и игрушку, пусть попробует помыть. Можно попросить «почистить» стол или свой стульчик.
Рекомендации родителям
Напоследок рекомендации родителям для грамотной и гармоничной организации режима дня:
Составляя распорядок, важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка: потребности, уже сложившиеся привычки, темперамент и биологические часы. Так, если кроха привык просыпаться в 7 утра, не стоит пытаться сдвинуть подъём на пару часов
Если малыш – сова, то, напротив, не старайтесь будить его очень рано. Активному и темпераментному ребёнку нужно предлагать больше активных игр для выплеска эмоций и энергии. А спокойному малышу более интересны занятия размеренные.
Если вы только пытаетесь вводить режим дня, не стоит делать это резко. Вряд ли вы добьётесь успеха, но зато испытаете стресс вместе с ребёнком. Действуйте постепенно, запаситесь терпением. На установление распорядка может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев. Всё зависит от малыша и от вашего настроя. Но не стоит отступать, ведь режим дня нужен в любом случае.
При составлении распорядка стоит учитывать и пол ребёнка. Хотя большой разницы нет, всё же некоторые нюансы присутствуют. Так, режим дня у девочек может включать больше развивающих и спокойных игр, ведь детки женского пола обычно более спокойны и усидчивы. А режим дня у мальчиков должен предполагать больше физической активности. Малыши мужского пола, как правило, активнее и темпераментнее девочек, поэтому им нужно выплёскивать энергию. Но и развивающие занятия тоже обязательно должны присутствовать, просто их следует чередовать с активностью.
Полезно проговаривать то, что делаете.
Не пытайтесь сравнивать вашего малыша с другими детками. Все очень разные и имеют индивидуальные особенности.
Иногда малыш может выбиваться из режима, и это нормально. Но после таких отхождений вновь возвращайтесь к привычному распорядку.
Не требуйте многого и показывайте любовь.
Если вы составите подходящий режим дня и добьётесь его соблюдения, то сможете наладить постоянный распорядок. Это сделает малыша спокойным и дисциплинированным, обеспечит комфорт всей семье и освободит время для родителей.
Что такое режим дня
Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница.
Режим дня — это почасовой распорядок дня, в который в том числе входит расписание уроков.
Зачем ребёнку режим
- Дисциплина. Без режима ребёнок будет беситься от безделья либо залипать в гаджеты.
- Экономия нервов родителей. Без режима вы потратите больше энергии на попытку толково организовать день, чем могли бы.
- Эффективность обучения. Без режима ребёнок будет получать отрывистые знания.
Чтобы такого не происходило, в семье устанавливается чёткий и правильный режим дня школьника. Вот некоторые рекомендации для этого.
Активность ребенка 1-1,5 лет на протяжении дня
Как мы уже разобрались, на сон крохи в течение дня приходится примерно 4-4,5 часа. Столько же времени приходится и на период активности. Изменение режима дня, то есть уменьшение периода сна или периода активности делать не стоит, потому что это может сказаться на здоровье ребенка нежелательно. Ребенок может страдать от повышенной утомляемости или, наоборот, вялости.
Чтобы активность ребенка на протяжении дня была более разнообразной, нужно обязательно включать в режим дня купание и развивающие игры. Книжки, яркие игрушки, пирамидки, кубики – очень хороший способ разнообразить период бодрствования ребенка в возрасте 1-1,5 годика.
Почему режим дня так важен
Почему же режим дня важен? Малыш очень быстро растёт и стремительно развивается, с каждым месяцем у него появляются новые навыки, интересы, умения и предпочтения. И чтобы ребёнок мог познавать мир активно и гармонично, нужно ему в этом помогать. И именно для этого необходим распорядок дня.
Если малыш будет выполнять те или иные действия по расписанию, он будет ощущать себя под защитой. Режим – своеобразный ритуал длительностью в целый день. Процедуры выполняются в определённой последовательности и примерно в одно и то же время, что формирует привычки и лишний раз доказывает, что всё в порядке, нет никаких кардинальных изменений и незнакомых ситуаций.
Соблюдая режим дня, ребёнок постепенно приучается к дисциплине, становится организованным. Это очень пригодится, когда кроха начнёт посещать детский садик, где все действия выполняются строго по расписанию. Ребёнку будет проще просыпаться и засыпать в одно время, принимать пищу с определёнными интервалами.
Но режим также очень полезен и для родителей. Если мама знает, что и когда будет делать её сын или дочка, то она спокойна, организована и не находится в состоянии стресса или непонимания из-за незнания и непостоянства. У родителей появляется свободное время, ведь если выстраивать распорядок с учётом потребностей всей семьи, то можно найти временные промежутки для собственных дел.
Cон ребёнка от 2 до 5 лет
Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка 2-5 лет жизни рекомендуется:
- Укладывая ребенка спать необходимо проявлять твердость и последовательность, придерживаться заведенного ритуала, давая почувствовать, что это не прихоть, а объективная необходимость.
- Перед сном следует избегать чрезмерной физической активности, игр, споров, страшных рассказов.
- Ночник или любимая игрушка, приятная музыка поможет ребенку уснуть.
- Если у ребенка отмечаются ночные кошмары, его необходимо успокоить, сказать, что родители рядом, и вернуть его в его кровать.
- Нарушения сна происходят вследствие того, что ребенок вступает в новый период развития и начинает испытывать определенные трудности, связанные с отделением от родителей, и агрессией как проявлением тревоги, связанной с этим разделением.
- Появлению ночных страхов, ночных кошмаров могут способствовать: появление второго ребенка в семье, переезд на другую квартиру, страшный фильм.
- Ребенок должен ежедневно проводить много времени в обществе родителей, чтобы у него не возникало острой потребности в их внимании, когда нужно отходить ко сну.
У детей дошкольного возраста и подростков нарушения сна, в большей степени это обуславливается психоэмоциональным напряжением, проблемами в школе с родителями, первой влюблённостью
Поэтому очень важно найти и скорректировать ситуацию.. В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания
Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.
В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания. Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.
Основы режима
Родители часто переоценивают возможности крохи, поэтому рано переводят его на одноразовый сон. Взрослым кажется, что лишний час бодрствования — это пустяк. Но ребенок еще слишком мал, чтобы рассказать о своем переутомлении. Усталость постепенно накапливается, и малыш становится капризным.
Первые полтора года детям необходимо спать днем два раза. Нередко родители уже в год пытаются ввести в режим одноразовый сон, аргументируя свое решение тем, что вторично кроха засыпает с трудом. Но психологи утверждают, что проблемы возникают именно у тех детей, которым сон крайне необходим. У впечатлительных ребят следует не отнимать драгоценный отдых, а создать благоприятные условия для засыпания: тишину, свежий воздух, спокойствие.
Дневной отдых составляет два раза по 1,5-2 часа. Переход к режиму с одноразовым сном происходит с полуторагодовалого возраста. Определить количество времени бодрствования поможет наблюдение за поведением крохи.
Активность необходимо сократить на 30-40 минут, если малыш:
- капризничает;
- не слушается;
- кричит;
- беспричинно смеется;
- становится вялым;
- хнычет;
- обижается без причины.
Возможна и другая ситуация, когда крошка во время укладывания активен, уравновешен, но никак не может заснуть. В таком случае лучше продлить время бодрствования на полчаса.
Твердый режим не означает, что все пункты выполняются поминутно, независимо от обстоятельств. Возможны незначительные сдвиги в распорядке, которые спровоцированы:
- самочувствием крохи;
- погодными условиями;
- временем года;
- переменой места пребывания.
Полезные советы
Основные принципы питания, рецепты и ежедневный недельный рацион уже были рассмотрены. И в завершение несколько советов мамам, чтобы с питанием годовалого ребенка не возникло никаких проблем.
- Очень часто малыши теряют аппетит и отказываются от еды именно из-за нарушения рациона. Нельзя кормить ребенка постоянно в разное время, так как это может вызвать потерю аппетита. Чтобы организм полноценно усваивал пищу и был готов к её употреблению, кушать нужно постоянно в одно и то же время.
- Проблемы с питанием возникают также на психологическом уровне. Например, если малыша «заставляют» кушать, то конечно эта трапеза вызовет в нём отрицание. Он должен осознать, что питание – это радостный период. Для этого пища должна быть полезной, чтобы ребенок после приема чувствовал себя хорошо. Важна подача и отношение матери к кормлению. Если она с радостью будет предлагать малышу еду, он с таким же удовольствием будет её кушать.
- На психологическом уровне ребенок будет больше хотеть есть, если это будут делать другие люди. Старайтесь кушать вместе с малышом, а лучше всей семьей, чтобы ребенок сразу понимал, что обед или ужин – это семейная трапеза. Можно разложить игрушек и тоже их накормить. Если совмещать еду с игрой, то у ребенка будет больше интереса к питанию.
- Если малыш не любит какой-то продукт, но он очень полезный, не обязательно исключать его из рациона, просто добавьте его незаметно в какое-либо блюдо.
Еще несколько советов
Часто случается, что ребенок отказывается от еды. Если причины не вышеперечисленные, то есть не психологические, значит попробуйте сократить объемы или убрать один из приемов пищи
Возможно, ребенок просто не успевает проголодаться.
Если обед или ужин включает прием нескольких блюд, то подавать их желательно по очереди, потому что ребенок долгое время потратит на то, чтобы перебрать продукты и решить, что ему нравится больше.
Последний, но не по важности совет – избегайте перекусов. Они не только портят аппетит, но и не приносят никакой пользы
Особенно если это печенье и тем более конфеты. Как бы малыши не любили сладости, приучать к ним с раннего детства ни в коем случае нельзя. Иначе потом долго придется восстанавливать рацион питания.
Не забывайте о питьевом режиме
Очень важно постоянно давать ребенку воду, даже если он этого не просит. Особенно перед едой и после трапезы
Даже во время приема пищи следует предлагать выпить. А после каждого употребления еды желательно давать малышу компот, утром можно некрепкий чай.
Если совмещать еду с игрой, то у ребенка будет больше интереса к питанию
Организовывать режим питания для годовалого малыша нужно обязательно, так как в это время организм очень чувствительный и неправильный прием пищи сразу же отразиться на здоровье ребенка. После года можно включать в рацион новые продукты, однако делать это нужно постепенно. Питание должно быть насыщенным, богатым витаминами и микроэлементами и разнообразным.
ИДЕИ МЕНЮ ДЛЯ РЕБЕНКА от 1 ГОДА
ИДЕИ МЕНЮ ДЛЯ РЕБЕНКА от 1 ГОДА на неделю + рецепты РАФАЭЛЛО И ПЕЧЕНЬЯ
8 Общий Балл
Составить меню для годовалого ребенка
8Expert Score
Достоверность информации
8
Актуальность информации
9.5
Раскрытие темы
8.5
Доступность применения
8.5
10Оценка пользователей
Достоверность информации
10
Актуальность информации
10
Раскрытие темы
10
Доступность применения
10
Плюсы
- Прикорм освобождает маму от кормления грудью
- Ребенок получает все необходимые витамины
Минусы
- Некоторые продукты могут вызывать аллергические реакции
- Дети не всегда хотят кушать овощные блюда
|
Развитие во время игр
Ребенок бодрствует значительную часть времени. Он становится любопытным и стремится ознакомиться со всей домашней утварью, электрическими приборами и содержимым нижних полок шкафов.
Игра в 1 год – важный способ развития
Позволяйте изучить кастрюли с крышками, пластмассовую посуду, неострые столовые приборы, пока сами готовите обед. Пусть вынет содержимое шкафа с одеждой, однако помогите вернуть всё на место. Не пресекайте любознательность малыша даже в таких бытовых моментах.
Развитие маленького первооткрывателя происходит в процессе игры. Наиболее подходящими игрушками для малыша в 1 год будут:
- пирамидки;
- кубики;
- сортеры (игрушки с отверстиями, куда необходимо вставлять фигурки соответствующей формы);
- заводные игрушки;
- каталки;
- музыкальные инструменты.
Не стоит забывать о том, что в процессе игры ребенок повторяет действия взрослого, поэтому можно вместе «покормить» любимую игрушку, уложить её спать и взять с собой на прогулку, одев по погоде.
Если есть возможность, купите малышу спортивный уголок
Режим дня детей до года
Режим дня новорожденного ребенка разительно отличается от распорядка дня грудничка, потому что маленький человечек большую часть суток спит. Суммарная продолжительность сна новорожденного достигает 20 часов в сутки. В первый месяц жизни ребенка не стоит стремиться к какому-то определенному режиму. Пусть кроха ест и спит, сколько захочет. Новорожденный приспосабливается к окружающему миру и учится отличать день от ночи. Вы можете значительно облегчить ему последнюю задачу, купая и умывая его по расписанию. Кроме того, когда малыш просыпается ночью, чтобы поесть, не включайте яркий свет и разговаривайте в полголоса, таким образом вы даете ребенку понять, что нужно спать. Все дети (не только до года, но и примерно до школьного возраста) любят определенную повторяемость действий. Поэтому, хорошо, если Вы будете в одно и то же время укладывать ребенка спать, гулять с ним и т.д. Повторяемость действий успокаивает малыша, придает ему уверенности, делает мир понятным, безопасным.
В возрасте от 1 до 3 месяцев у грудничков уже начинает прослеживаться какой-то режим. Ребенок спит в среднем 17-18 часов в сутки, из них 11 часов приходится на ночной сон, а остальное – на 4 дневных сна. Каждый период дневного сна длится
1,5-2 часа. Ситуация с кормлениями тоже начинает потихоньку проясняться: ребенок просит кушать примерно раз в 3 часа, таким образом в день у нас получается 7 кормлений (6 дневных и 1 ночное).
Дети от 3 до 6 месяцев спят немного меньше – 16-17 часов в сутки за счет сокращения продолжительности ночного сна до 10 часов. Интервал между кормлениями увеличивается до 3,5 часов, и ребенок переходит на шестиразовое питание (5 дневных и 1 ночное кормление). Малыш уже может проспать ночью 6-8 часов, не требуя еды. Что касается дневного сна, то тут режим остается прежним. Режим питания малыша с рождения и до 6 месяцев (т.е. пока он находится только на грудном вскармливании), должен быть свободным.
Ребенок в возрасте от 6 до 9 месяцев переходит на трехразовый дневной сон продолжительностью в 1,5-2 часа и может бодрствовать в течение 2,5 часов. Количество кормлений сокращается до 5 раз, а интервал между ними увеличивается до 4 часов. На радость маме ночное кормление заменяется на позднее вечернее, потому что ребенок уже вполне спокойно может проспать без еды 8 часов.
9-12-месячный малыш спит всего 2 раза в день, но продолжительность дневного сна увеличивается до 2,5 часов. Период бодрствования теперь составляет до 3,5 часов. Режим питания остается прежним.
Дети первого года жизни довольно много спят, а самый полезный сон – это сон на свежем воздухе, поэтому не забываем о прогулках, которые являются неотъемлемой частью режима дня ребенка до года. Гулять с грудничком нужно 2 раза в день по 1,5-2 часа, желательно, в одно и то же время, но, конечно же, с учетом погодных условий.
Ребенок с 6 месяцев до года должен получать материнское молоко только по требованию, а обычную пищу (прикорм) – в то же время, когда вся семья завтракает, обедает, ужинает. Так мы сформируем полезную привычку к цикличности, а также одновременно обеспечим и закрепим любовь к семейным трапезам, которые в дальнейшем будут основой для полезного общения всех членов семьи.
Преимущества соблюдения режима дня:
«флай-леди»грудном вскармливании
Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев
6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.00 – Бодрствование7.00-9.00 – Сон9.00 – Второе кормление9.00-10.00 – Бодрствование10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)12.00 – Третье кормление12.00-13.00 – Бодрствование13.00-15.00 – Сон15.00 – Четвертое кормление15.00-16.00 – Бодрствование16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)18.00 – Пятое кормление18.00-19.00 – Бодрствование19.00-20.45 – Сон20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00 – Шестое кормление21.00-6.00 – Ночной сон24.00 или 3.00 – Седьмое кормлениеночных кормлений
Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев
6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.30 – Бодрствование7.30-9.30 – Сон9.30 – Второе кормление9.30-11.00 – Бодрствование11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)13.00 – Третье кормление13.00-14.30 – Бодрствование14.30-16.30 – Сон16.30 – Четвертое кормление16.30-18.00 – Бодрствование18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)19.00 – Пятое кормление19.00-20.45 – Бодрствование20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00-6.00 – Ночной сон23.00 – Шестое кормление
Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев
7:00 – пробуждение, утренний туалет, первое кормление7.00-9.00 – Бодрствование9.00 – 11.00 – Сон11.00 – Второе кормление11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)13.00 – 15.00 – Сон15.00 – Третье кормление15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)17.00-19.00 – Сон19.00 – Четвертое кормление19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)20.30 – Купание21.00-7.00 – Ночной сон23.00 – Пятое кормление
Примерный распорядок дня ребенка в 1 год
8:30 – пробуждение9:00 – завтрак9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика11:00-12:30 – прогулка12:30-13:00 – обед13:30-15:30 – дневной сон16:00 – полдник16:30-18:00 – прогулка19:00 – ужин21:00 – поздний ужин21:30 – ночной сон
Примерный распорядок дня ребенка в 3 года
7:30 – пробуждение, утренний туалет8:00 – завтрак8:30 – 9:30 – занятия, игры, гимнастика10:00 – второй завтрак10:30-12:30 – прогулка12:30 – обед13:00-15:00 – дневной сон15:30 – полдник16:00-16:30 – игры, занятия16:30-18:00 – прогулка18:30 – ужин19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия20:00 – подготовка ко сну, купание20:30 – ночной сонзаблаговременно
Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет
7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу8:00-12:00 – занятия в школе13:00 – обед, отдых, свободное время14:00-15:00 – выполнение домашнего задания15:30 – полдник16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций19:00 – ужин19:30-20:00 – игры, и свободное время20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры20:30-21:00 – чтение на ночь21:00 – сон
Прогулки
Отдельное место в расписании отводится прогулкам. Зимой выходят на улицу 2 раза на 1-1,5 часа, а летом все время бодрствования проходит на свежем воздухе.
В полтора года ребенок уже ходит, поэтому тепло одевать его, как младенца, нет необходимости. Тяжелая одежда сковывает движения, мешает бегать и наклоняться. Укутывание затрудняет дыхание, нарушает кровообращение. Малыш потеет, перегревается, поэтому часто болеет.
Занятия во время прогулки должны чередоваться: на смену подвижным играм приходят спокойные. Следует предоставлять детям возможность поиграть самостоятельно.