Что входит в набор Зайцева по чтению
Обучающий комплект включает в себя 12 типов кубиков и настенные таблицы со складами. Чтобы читать слоги вне дома, можно дополнительно распечатывать небольшие карточки формата А4.
Основная часть времени по изготовлению комплекта для занятий уйдет на кубики. Помните, что они отличаются по весу, размеру, цвету и наполнителю.
Всего нужно сделать 52 штуки:
- Большие золотые. Это гласные А-О-У-Ы-Э. Буквы пишутся красным, основа желтая.
- Маленькие золотые. Это гласные Е-Ё-Ю-Я-И. Склады коричневые, основа желтая.
Большие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Склады с двумя буквами: согласные Б, В, М, Г, Д, З, Л, Н, Р + гласные А, О, У, Э, Ы. Например, МА, БА, ВА, ГА, ДА и так далее. Буквы пишите сине-голубым.
Склады с согласными Б, В, М + гласные изготовьте в двух экземплярах. Дополнительно сделайте кубик для каждой согласной без пары гласной: Б, В, М, Г, З, Л, Н, Р.
- Маленькие желто-оранжевого цвета (железно-золотые). Это сочетание согласных Б, В, М, Г, Д, З, Н, Р, Л с мягким знаком Ь и гласными Е-Ё-Ю-Я-И. Например, БЬ-БЕ-БЁ-БЮ-БЯ-БИ и так далее. Склады с мягким знаком пишите сине-зеленым цветом, остальные — сине-голубым.
- Двойные большие железно-золотые. Склады Ж, Ж+Ь, А, О, Ё, Е, И, У. Буквы пишите сине-голубым.
- Маленький железный (стального оттенка). Это буква Й. Пишите ее синим цветом. Это самый тяжелый куб.
- Большие деревянно-золотые. По две штуки: П, К+О-А-Э-Ы-У, два экземпляра К, П без гласных. По одной штуке: склады Ф, Т, С, Х + гласные О-А-Э-Ы-У, и по одному экземпляру согласных Ф, Т, С, Х без гласных. Для П, К, Ф, Т, С, Х нужен синий цвет, для других — сине-голубой.
- Большие двойные деревянно-золотые. Это склады Ш, Ц + Ь, А, О, У, Ё, Е, И. Для сочетания согласного и гласной используйте сине-голубой цвет шрифта, для ШЬ — сине-зеленый. Не забудьте сделать кубики отдельно для Ш и Ц без гласной, цвет синий.
- Маленькие деревянно-золотые. По два экземпляра складов П, К, Ф, Т + Ь, Я, Ё, Ю, И, Е. По одному С, Х+Ь, Я, Ю, И, Е, Ё. Склады Ь + согласный пишите сине-зеленым шрифтом, остальные — сине-голубым.
- Двойные маленькие деревянно-золотые. Это согласные Ч, Щ отдельно и в паре с буквами Ь, О, А, Е, Ё, У, И. ЧЬ, ЩЬ пишите сине-зеленым шрифтом, Ч, Щ — синим, остальные — сине-голубым.
- Большой деревянно-железный. Это склады с Ъ + согласные В, Б, Д, З, С, Т. Цвет шрифта — сине-зеленый.
- Маленький белый. Пунктуационные знаки: запятая, точка, вопросительный, восклицательный, дефис, ударение.
Деление на слоги для дошкольников
Карточки со слогами
Удобно использовать большую кассу слогов. В кармашки вставляют необходимые буквы, получая в результате слоги. Карточки можно приобрести в комплекте, а можно изготовить самим. Особый интерес у малыша вызовут карточки, изготовленные совместно. Деление слова на слоги для дошкольников усваивается легче, если грамотно и интересно организовать занятия.
Упражнения с карточками
1. Взрослый показывает слог БА, предлагает ребёнку прочитать и ответить на вопрос, слово ли это. Это не слово, поскольку ничего не обозначает. Затем берётся слог РАН. Его также читают и выясняют, что словом эта конструкция не является. Далее взрослый кладёт рядом слоги БА и РАН. Малыш читает слоги, и получается слово «баран». Полезно дополнить задание соответствующей картинкой.
2. Ребёнку выдают нечётное количество слогов на карточках – так, чтобы минимум четыре из них могли соединиться в слова. Начинать стоит с пяти карточек. Пример – НЕ, БО, КОШ, КА, РУ. Сначала дошкольник читает слоги. Потом взрослый берёт слог, с которого начинается любое из слов, и предлагает подобрать слогу «потерявшегося друга».
3. Взрослый заранее готовит несколько слов. Он называет начало слова, ребёнок должен найти продолжение на карточках. Начинать надо с двух-трёх слогов, чтобы малыш не запутался. Обратный вариант – взрослый показывает слог на карточке, а дошкольник додумывает окончание.
4. Взрослый выкладывает два слова при помощи слогов, причем слоги перепутаны: КОШ-БА, РЫ-КА. Ребёнку предлагается вернуть «заблудившиеся» слоги в свои слова.
Дидактические игры
1. Взрослый пишет на листочке слоги, короткие слова и сочетания согласных (ПРС, ПА, КОТ, КИ, КИТ, КОШ и т. д.). Малышу предлагается найти слоги и закрасить их зелёным карандашом. Чтобы разнообразить игру, можно предложить найти слова.
2. Игра с мячиком. Взрослый называет слог – РУ – и бросает мячик. Ребёнок ловит и придумывает продолжение.
3. На полосках бумаги написать слова. Дошкольник читает их, затем вместе со взрослым делит на слоги. После слово разрезается ножницами по слогам. Вариант задания – собрать из нарезанных слогов слова обратно.
4. Отхлопывание слогов. Это известный и действенный метод для обучения слогоделению. На каждый слог нужно хлопать в ладони или топать ногой. Для активных детей можно делить слова на слоги с помощью прыжков. Также может прыгать любимая игрушка или мячик.
5. Взрослый называет слово из одного слога: кот, сом, шар, лист. Ребенок должен назвать слово в уменьшительно-ласкательной форме: котик, шарик, листик. При этом нужно определять количество слогов в слове с помощью ладони под подбородком или отхлопывания.
Игры на слоговую структуру слова для детей вызывают повышенный интерес и способствуют закреплению материала.
Тренажёры
Существуют программы, адаптированные под дошкольников и младших школьников, для тренировки навыка деления на слоги. Их можно приобрести в магазинах, некоторые скачать. Самыми простыми можно пользоваться в режиме онлайн.
Задания в тренажёрах обычно похожи на упражнения с карточками. Слоги можно двигать мышкой, составлять из них слова, выбирать между слогом и словом и т. д.
Тренажёры лучше не использовать на начальном этапе обучения. Уместнее включить их в занятия, когда ребёнок будет чётко понимать принцип деления на слоги.
Детям очень нравятся интерактивные задания на компьютере. Многие современные школьные учебники оснащены диском с заданиями. Можно брать оттуда простые упражнения, посильные для дошкольников.
Тренажёр «Делим слова на слоги для детей» поможет разнообразить занятия с дошкольником и закрепить полученные знания.
Как устроена программа
Программа представляет собой комплекс обучающих упражнений на игровой основе, используемых в интерактивном режиме. В течение длительного срока ребенок выполняет эти упражнения, что приводит к формированию базовых навыков, необходимых для освоения чтения. Облачные технологии позволяют обеспечить доступность, систематичность и регулярность занятий, являющиеся обязательным условием эффективности метода. Так как у детей с дислексией автоматизация возникает медленно, нельзя пропускать ни одного дня. В связи с этим роль родителей — мотивировать ребенка, напоминать о необходимости регулярного прохождения занятий и подбадривать, подчеркивая его успехи, даже если они еще незначительны.
В комплекс программного обеспечения включен диагностический модуль, который позволяет подобрать индивидуальный режим и уровень сложности упражнений. Данный модуль в режиме реального времени на протяжении всего периода обучения оценивает успешность формирования компонентов навыка и его предпосылок и на основе этих данных формирует образовательную траекторию. Это необходимо потому, что возраст, уровень сформированности навыков чтения, тяжесть состояния дислексии у детей различаются.
Главная трудность для детей с дислексией ‒ научиться сливать слоги и автоматизировать слоговое чтение, переходя к чтению целым словом. Без полноценной коррекционной помощи они не могут с этим справиться за все годы обучения в школе. В школьной программе за букварным периодом следует освоение навыков слогослияния. Не умея сливать отдельные буквы в слог, ученик с дислексией затрудняется в понимании прочитанного слова. То есть при этом ряд букв переводится в целостный звукокомплекс, который ребёнок и соотносит в своём ментальном словаре с соответствующей лексической единицей, которая хранится в памяти. На этом основано понимание значения прочитанного слова. Именно этим навыком не могут овладеть дети с дислексией. А дети с нормой развития это осваивают в течение примерно полутора-двух лет.
Для того чтобы помочь преодолеть этот барьер, и была разработана специальная методика обучения, благодаря которой ребёнок усваивает слог целиком, как иероглиф, соотнося слог графический и слог фонологический. Таким способом, он может запомнить весь набор слогов русского языка, и читая распознает их целостно, что помогает перейти к чтению целым словом.
Именно этот метод, опубликованный в 1995 году, был позже апробирован и положен в основу упражнений онлайн-платформы SLOGY. Это не просто комплекс упражнений, развивающий способности, а методика формирования полноценного навыка чтения полуглобальным методом обучения. Метод уже много лет успешно используется в некоторых детских садах как для детей группы риска, так и для обычных детей. Он облегчает освоение навыка чтения даже детям дошкольного возраста.
В программное обеспечение онлайн-платформы включены упражнения, требующие терпения и настойчивости, как от самого ребенка, так и от его родителей и педагогов. Наш опыт показывает, что большинство детей с интересом выполняют игровые задания slogy. Но тем не менее дети нередко пропускают один или несколько дней по разным причинам. Это снижает темпы движения вперед, замедляет темпы автоматизации формируемых навыков. Поэтому мотивирующая помощь родителей может быть полезна.
Известно, что для полноценного овладения навыками чтения необходимы определенные психологические предпосылки, важные именно для чтения. Среди них на одном из первых мест находится достаточный объем оперативной памяти, оптимальный уровень способностей к запоминанию серийно организованного материала, где последовательность расположения знаков, объектов имеет принципиальное значение. Поэтому slogy включает в комплекс упражнений, развивающих эти способности:
- развитие объема оперативной памяти на устные и письменные слоги;
- развитие способности удерживать в оперативной памяти серий слогов (устных или письменных).
Для формирования и расширения объема ментального силлабария используются упражнения, ориентированные на:
- запоминание основного набора слогов;
- формирование способности к устному синтезу в процессе чтения (то есть восприятию и пониманию слова целиком).
Слоги слияния 1 класс: как обучаются дети
В начале обучения детям предлагаются таблицы со слогами, где каждый слог представлен отдельной ячейкой. Постепенно дети учатся соединять слоги вместе, следуя правилам слитного чтения.
Пример таблицы со слогами:
а | ба | ва | га |
да | е | же | за |
и | ка | ла | ма |
Ученикам объясняют правила слияния слогов для более лёгкого чтения. Например, если встречаются согласные ‘н’ или ‘т’ после гласных ‘о’, ‘е’ или ‘и’, то эти слоги обычно сливаются в один звук.
Примеры:
- го+род — город;
- но+вый — новый;
- о+твет — ответ;
- по+езд — поезд.
Детям также предлагается выполнить упражнения, где они должны собрать слова, используя слоги и правила слияния. Такие упражнения помогают закрепить обученный материал и развивают навыки чтения.
Обучение слогам слияния в 1 классе является важным шагом к полноценному чтению. Этот этап обучения помогает детям лучше понимать структуру и звуковую составляющую слов, что способствует развитию их грамотности и уверенности в чтении.
Как быстро научить ребенка делить слова на слоги и складывать слоги в слова?
Многие детки ходят в дошкольные детские учреждения, в котором подготавливают вашего малыша к школе. Здесь с ними играют и проводят ежедневные занятия, направленные на общее развитие ребенка. Перед школой воспитатель уже знакомит детей с буквами, различием гласной и согласной, звонкой и шипящей.
Как научить ребенка делить слова на слоги
Обучение в садиках обычно проводят в игровой форме. Сначала детям объясняют, что каждый предмет имеет свое название. Ребята вслух проговаривают это слово, а воспитатель записывает его на доске, разделяет слоги через дефис. Чтобы научить ребенка делить слова на слоги, надо, чтобы он понял различие гласной буквы от согласной, и что в каждом слоге содержится по гласной и одной либо две согласных.
Научиться делению слов на слоги можно несколькими способами:
- с помощью карточек со слогами, которые в детском садике вставляются в специальные кармашки. Делить на слоги слова детьми усваивается быстрее и легче;
- игра в неполное слово. Это значит, что взрослый произносит начало слова, например, «ЗА», а ребенку предлагают закончить его, например «БОР»;
- игра с мячом. Вы также называете начало слова и подкидываете мячик ребенку, а тот, в свою очередь, должен поймать его и дополнить каким-нибудь подходящим окончанием;
- «путаница». Взрослый берет в руки 4 слога и специально неправильно составляет 2 слова, предлагает маленькому ученику «исправить» взрослые ошибки, например, «МАПА», а нужно составить правильное «МАМА» и «ПАПА». Это один из самых лучших способов обучения научиться читать слоги быстро, а также понять принцип деления.
Как научить ребенка соединять буквы в слоги
Для того, чтобы ребенок смог соединять буквы в слоги, необходимо полностью изучить все буквы в алфавите, а также отличать гласную от согласной. Как только вы увидите, что вашего ученика настала пора научить соединять слоги, — смело переходите к обучению.
Первый раз занятие проводите в игровой форме, чтобы малыш смог заинтересоваться, затем объясните, что можно складывать буквы в слоги. Слоги бывают открытыми, когда звук «МА» начинается с согласной буквы, и закрытыми, когда звук идет с гласной буквы, например, «АМ».
Как научить ребенка читать слоги слитно
Когда ребенок один, без помощи взрослых, научится складывать слоги, можно начинать учить читать слоги слитно.
Начиная с первого года обучения ребенка, учитель, согласно утвержденной школьной программе, много проводит занятий техники чтения
Очень важно, чтобы первоклассник уже был подготовлен к данному учебному процессу: хорошо ли он читает или плохо, но читать слоги слитно ребенку нужно научиться до 6-7 лет
Вот несколько эффективных правил быстрого обучения:
- Читать с ребенком нужно постоянно, начиная с 2-3 летнего возраста. Родителю обязательно нужно выделять для этого время хотя бы один раз в день, лучше перед сном.
- Возьмите интересную полюбившуюся вашему малышу книжку с яркими иллюстрациями, чтобы заинтересовать кроху.
- Когда ребенок станет постарше (4-5 лет), переходите к знакомству с буквами.
- Возьмите букварь (например, Жукова Н.С.). Каждый день учите по 1-2 букве.
- После того, как малыш запомнит весь алфавит, начинайте знакомить со слогами, как нужно разделять слова на слоги, как они соединяются. Можно это сделать в игровой форме, когда буква «М» «торопится» к букве «А», и проговаривать вслух «МММААА».
- Начните с легких коротких слов: папа, мама, кот, рука и так далее.
Как научить ребенка говорить слоги
Родитель в процессе обучения своего ребенка может самостоятельно провести анализ уровня подготовки маленького ученика к школе: как он умеет разговаривать, строит ли логические предложения, знает ли все буквы алфавита, умеет ли говорить слоги, есть ли у него сложности с делением слов на слоги.
Очень важны систематические занятия с ребенком. Малыш должен правильно называть предметы, произносить звуки четко. Регулярные упражнения дома с родителем совместно с проведенными занятиями в детском саду – все это в комплексе значительно облегчит обучение в начальных классах вашего юного ученика.
Публикация «Игровая методика по обучению чтению детей Юлии Александровны Пчелинцевой „Словолодочки“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Пчела. Сказки о пчелках, стихи, детская литература
- Темочки
«Словолодочки» – это игровая методика по обучению чтению детей,
– это методика, которая основана на традиционном звуковом аналитико-синтетическом методе, который впервые ввел К. Д. Ушинский. Там есть слоги слияния, где согласные и гласные сидят в одной лодке. Слоги слияния получаются, когда сначала стоит согласный, а потом гласный звук.
Возникает разумный вопрос «Чем «Словолодочки» отличаются традиционной методики?»
Как утверждает автор методики «Словолодочки» – волшебные. Юлия Александровна взяла слоги слияния и добавила немного волшебства для того, чтобы детям было интереснее овладевать навыком чтения.
Юлия Пчелинцева придумала, как преподнести детям сухую, методическую информацию так, чтобы они учились читать с удовольствием и с пониманием прочитанного с первого раза! Ребенок усваивает новую информацию лучше, если в процессе обучения он находится в своей ведущей ИГРОВОЙ деятельности.
Он не думает, как выучить буквы или читать слоги. На каждом занятии он пускается в увлекательное приключение. В методики Ю. А. Пчелинцевой игровая деятельность вшита в обучающую, и это приносит потрясающий результат.
Обучающий процесс построен на определенных этапах, строго следующих друг за другом. Этапы – это жесткий каркас, основа методики.
С помощью «Словолодочек» мы автоматизируем чтение как навык и фоном даем фонетику, с которой у словолодочных детей, как правило, не возникает проблем в школе.
После «Словолодочек» дети идут в школу читающими с удовольствием, с пониманием прочитанного, со знанием характеристики звуков.
А сейчас приглашаю Вас, в этот интересный и удивительный мир «Словолодочек».
Каждое занятие мы начинаем с прокапывания волшебного алфавита. В нашем алфавите, не буквы, а волшебные капельки, причем они разного размера (большие и маленькие). Здесь очень важный прием: детям мы не озвучиваем, что звуки бывают гласные и согласные, но мы их учим различать эти звуки (наши капельки, прокапываем долго и коротко).
Затем на каждом занятии, мы пропеваем слоговую таблицу. Слоговая таблица – это еще один уникальный и многофункциональный инструмент, разработанный Ю. А. Пчелинцевой.
Во-первых, слоговая таблица, мне как логопеду позволяет автоматизировать поставленные звуки.
Во-вторых, слоговая таблица помогает автоматизировать навык чтения слогов.
В-третьих, слоговая таблица составлена таким образом, что ребенку легче в дальнейшим будет усвоить такие понятия, как парные и не парные согласные и звонкие и глухие согласные.
После того, как ребенок полностью освоил капельки и слоговую таблицу, переходим к чтению волшебных писем, на которых написаны уже целые слова.
Таким образом, незаметно для ребенка, он овладевает навыком чтения, играя.
Но для овладения качественным навыком чтения, недостаточно работать только по слоговой таблице и читать волшебные словолодочки. Необходимо работать над развитием памяти и внимания.
Для развития этих психических функций в дошкольном возрасте, я на своих занятиях использую цветные карточки, которые выкладываю в ряд, а потом скрываю изображение от ребенка и прошу восстановить данный ряд.
Причем развивать необходимо все виды памяти: и образную и словесно-логическую и двигательную и эмоциональную.
В современной системе образования обучение чтению детей до школы является обязательным условием для успешного обучения.
Но как быть тем. Кто пришел в школу не умея читать?
Таким детям придется тяжело. В первом классе начинается изучение основ фонетики: первый звуко-буквенный разбор, йотированные буквы и т. д
В этот момент важно разделить буквы для ребенка в два больших блока: чтение и все остальное (перенос слова по слогам, деление на слоги, фонетический анализ и пр.)
Часто причиной нелюбви к чтению и книгам является вот такая мешанина в голове у ребенка, а нередко и у родителей. Поэтому всё, что трудно, непонятно и скучно в фонетике – переносится автоматически и на чтение, ведь и там и там буквы.
Наша задача – донести до ребенка всю прелесть этого удивительного и волшебного навыка – чтения!
Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги
К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв
Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные
Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.
Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками
Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.
Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).
У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.
Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы
Этапы обучения чтению
Чтобы освоение материала проходило легко и эффективно, стоит знать основные этапы обучения чтению. Торопливость и несвоевременность в этом вопросе не приведут к быстрым результатам, а скорее надолго отобьют желание учиться у ребенка
Также важно знать, какое место в обучении чтению занимает слогоделение
Рассмотрите следующие этапы:
- звуковой (приобретение навыков выделять в слове звуки и называть их);
- буквенный (изучение букв);
- слогоделение (деление слов на слоги, определение слогов на слух, сложение их в слова);
- чтение слов по отдельности, в словосочетаниях и предложениях.
Как слоговая таблица помогает в обучении чтению? Вы спрашивали.
Такой простой прием, как применение слоговых таблиц поможет вашему ребенку научиться читать и развивать технику чтения. Недавно я получила вопросы от моих читателей и теперь отвечаю на эти вопросы. Сегодня мой ответ бабушке, которая при обучении внука столкнулась с такими трудностями:
Знает буквы, умеет складывать слоги, но часто читает машинально, не вдумываясь.
Простые слоги и слова из 3-4 букв освоил, а вот слоги, в которых встречаются несколько согласных подряд, мягкий и твердый знак, й — вызывают затруднения.
Переход от коротких слов к длинным очень трудный. Сбивается и читает медленно.
Наверняка, с такими трудностями столкнулись многие родители на этапе обучения чтению. Как же преодолеть эти трудности и помочь ребенку научиться читать словами и хорошо понимать прочитанное?
Начнем с того, что все в обучении идет от простого к сложному. Поэтому не стоит бросаться сразу в карьер и давать ребенку для чтения длинные слова или тексты. Даже, если он и прочитает слово, то понять смысл будет очень трудно. Не забывайте, что на этапе обучения чтению, ребенок прикладывает массу усилий на прочтение букв и слияние их в слог и слово. Поэтому на понимание у ребенка сил не остается.
И здесь нашему ребенку помогут таблицы, но не простые, а слоговые таблицы. Мы составляем таблицы слогов и ребенок отрабатывает навык чтения по этим таблицам. Сейчас компьютер есть почти в каждом доме, так что больших трудностей не возникнет. Но если вдруг у вас нет компьютера или принтера, то лист бумаги и ручка всегда под рукой
Ребенку не так важно, в каком виде сделаны таблицы слогов, как важно, что они есть и их используют
Давайте разберем по шагам, как мы будем делать слоговые таблицы.
Таблица простых открытых слогов. Составляем слоги из 2 букв и читаем: МА, ЛУ, ТЫ. Читать можно, как правильно, так и задом наперед, т.е. справа налево, как Вреднючка. Причем, один и тот же столбик слогов читаем не один раз, а несколько дней. Можно повесить таблицу слогов на стену и прочитывать несколько раз в день в разных направлениях.
Таблица закрытых слогов. Составляем таблицу закрытых слогов из 3 букв: ЛОТ, ДЕН, РОБ, ТЫС. Читаем несколько раз в день. Сделать несколько таблиц с разными согласными и периодически таблицы менять.
Делаем таблицы слогов из 4 букв с разным сочетанием согласных: ПАРК, СТОЛ, ТРАВ, МДАЖ. Действуем аналогично. Тренируем умение быстро прочитывать слоги в разном направлении. Не страшно, если у Вас получится слог, который в русском языке не встречается. Пусть ребенок тренируется читать буквы в разном сочетании.
Составляем таблицы трудно читаемых буквосочетаний: СМАЛТ, ТВУРК, ДЖУНК, ТОЛВУ, ЧВАШУ, АРТОЖ и т.д.
Делаем таблицы слогов с Ь, Ъ, Й: ЛЬЁ, СЪЕ, ДЬЯ, ТОЙ, ЛИЙ.
Таким образом, читая такие трудные слоги и буквосочетания, ребенок отрабатывает необходимые навыки, автоматизирует процесс прочтения букв и чтение идет намного легче и лучше. Соответственно, ребенок понимает текст лучше.
Как уговорить или заставить ребенка читать таблицы слогов? Это очень важный вопрос. Если все время принуждать ребенка, то выполняя эту работу без желания, хорошего результата добиться труднее.
Расскажите ребенку о музыкантах и объясните, что для того, чтобы так хорошо играть, музыкант всегда сначала играет гаммы. Так он тренирует пальчики и готовит их к игре. Покажите тренировку по футболу, где спортсмены сначала делают разминку, а потом уже начинают игру. А потом объясните, что для того, чтобы хорошо и быстро читать, нам надо тренировать язычок. Вот давай, мы с тобой будем делать зарядку для язычка. Можно пойти на разные хитрости, чтобы ребенок думал, что он не читает, а тренирует язычок, учит зайчика или мишку, тренирует голос и т.д.
И еще один нюанс. Первый раз читаем вместе с ребенком. Если ребенок забыл, как читаются буквы, не может прочесть слог, не надо напоминать буквы по-отдельности, лучше просто прочитать ему тот слог, на котором он застрял.
Такая работа проводится на начальном этапе обучения чтению. Если Вы думаете, что таблицы потом уже не нужны, то ошибаетесь. Эти таблицы пригодятся вам и позже, когда ребенок уже будет читать для развития техники чтения и внимания. Только работать со слоговыми таблицами будем по-другому. Об этом на вебинаре «5 секретов для продвинутых родителей»