Сленг и общая грамотность

Анализ сленгов поколений X, Z, Y и интеграция их в повседневную речь

Бумеры, миллиниалы, поколение X, Y, Z. Каждые 20 лет появляются новые поколения. Мы характеризуем их культурными сдвигами в моде (брюки-клеш), музыкальных стилях (техно-поп) и даже предпочтениях в еде. Но также в каждом поколении были свои сленговые слова, свой язык!

Рассмотрим отличительные сленговые слова различных поколений:

· «Котлы» — часы. Такое слово использовалось преимущественно поколением X, людьми родившихся в период с 1965-1980. Первое упоминание о «котлах», применённое к часам, датировано ещё довоенным временем и вторую жизнь обрело после войны. Способствовало этому появление трудовых лагерей на территории СССР и одновременный рассвет часовой промышленности. В то время в лагерях использовались большие посудины, которые и назывались котлами. С помощью таких котлов надзиратели узников оповещали людей об обеде, перерыве или окончании работ, тем самым говорили о том, что закончилось время работы, часы подошли к концу. А применять к часам слово «котлы» стали первые освобождённые из лагерей.

· «Чилиться» (отдыхать), чилаут — такое слово пришло в 1990-е вместе с ночными клубами и стало обозначать зону отдыха, где нет громкой музыки и толпы. В широком смысле «чилаутом» называют легкую музыку для релаксации. Слово было заимствовано также из английского языка. Начало использоваться впервые поколением Y, люди, родившиеся с 1981 по 1996 год. До сих пор нынешнее поколение продолжает употреблять данное слово, даже не подозревая, когда оно появилось.

Молодым поколением используется большое количество сленговых слов прошлых поколений, произошло так по причине того, что родители, бабушки и дедушки привыкли так разговаривать в сове время, поэтому дети это слышали, использовали и продолжают использовать в своей речи, даже не задумываясь.

Например, такие слова как стебаться (слово 70х годов, в значении смеяться над кем-то), прикид (слово 90х годов, означает наряд), тырить (слово 80х годов, значит воровать, брать что-то), базарить (слово 90х годов, в значении разговаривать) и другие слова до сих пор используются как молодежью, так и прошлыми поколениями.

Характерные черты сленга и их виды

Я выяснила, что существует четыре вида сленгов:

Эмоциональные слова и выражения. Сюда относятся, прежде всего, такие лексемы, как блин, елы – палы, используемые в сленге только в качестве эмоциональных восклицаний; эмотивы типа корка, обсад, крутняк, улет, чума и пр.

Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию. Сюда, прежде всего, относятся глаголы типа: балдеть, кайфовать, тащиться, торчать, опухнуть.

Слова с эмоциональным компонентом значения. Данные эмотивы имеют определенное значение и эмоциональный компонент, передающий эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Так в речи школьников имеются жаргонизмы: училка, классуха. Употребление этих выражений не имеет функции оценки называемых людей (училка – это не “плохая учительница”, а просто учительница), но наглядно демонстрирует намеренье говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в своих и тем самым повысить собственный.

Чем еще чревато употребление сленга

Если не избавиться от этой речи, проблемы не заставят себя ждать. Трудно будет получить приличное место работы, трудно удержаться на нем из-за употребления некоторых слов. Внезапно подросток почувствует, что не может объяснить, что с ним происходит, врачу. Обнаружит, что его не понимает почтальон, соцработник, продавец.

Жить в мире людей и разговаривать на языке, который им непонятен – это одиночество в толпе. Для ребенка, попавшего в непростую ситуацию, это может закончиться плачевно. Депрессия – это нередкий гость в таком случае.

Родители могут помочь, объяснив, что сленг – это игра. Нельзя всю жизнь играть. Они постараются найти контакт со своим чадом, вместе пройти этот период взросления. Доверие в это время может многое сделать.

Зачем подростки придумывают свой язык

– Ирина, ведь подростковый сленг был всегда, не только в наше время?

– Подростки всегда и везде придумывали и придумывают свой язык, и это обычно у старшего поколения вызывает страшное недовольство: ему кажется, что подростки коверкают язык, что он у них примитивный, упрощенный, что на нем говорят только глупости. Кроме того, обычно люди старшего поколения страшно огорчаются, что не понимают подростков, но делают из этого неожиданный вывод, что подростки должны начать говорить так, как они, хотя на самом деле разумно было бы попробовать овладеть и их языком. Вообще, язык часто становится постоянным источником раздражения и конфликтов, что очень глупо, потому что язык, наоборот, создан, чтобы быть базой для диалога.

– Зачем подросткам нужен свой язык?

– Во-первых, жизнь меняется, и нужно, чтобы язык соответствовал жизни, потому что в нем в какой-то момент перестает хватать средств для выражения новых смыслов, описания новой реальности. Язык подростков более гибкий, поэтому реагирует на эти явления быстрее, чем взрослый, он более косный и труднее усваивает новое. Вторая причина – подростки хотят отгородиться от мира взрослых, создать свой мир. Так устроен любой жаргон: когда люди создают свое сообщество, они при помощи языка отделяют своих от чужих, и этот механизм работает в подростковом сленге так же, как в любых других жаргонах.

Но есть еще и третья, наиболее важная причина. Мы понимаем, что маленькие дети постепенно овладевают языком, но не понимаем, что то же самое происходит с большими. Как ребенок осваивает язык? Здесь действуют два механизма: мы можем говорить готовыми блоками – и взрослые люди очень часто так делают, повторяя заученные и много раз повторявшиеся блоки, – или мы можем порождать новые высказывания по модели.

Ирина Левонтина. Фото postnauka.ru

Когда мы наблюдаем за детьми, мы видим, как чередуются эти два механизма: сначала маленький ребенок усваивает блоки, выхватывая что-то из взрослой речи, иногда неправильно, и это очень забавный тип детских ошибок. А дальше он, продолжая овладевать языком, пытается порождать новые формы по моделям и делает другие ошибки, которые приводятся в «От двух до пяти» Чуковского: типа «поцелула» вместо «поцеловала» и так далее. Но и дальше человек продолжает овладевать языком.

К подростковому возрасту ему хочется уже по-настоящему его освоить, почувствовать, что это родной язык, что он им именно владеет, а для этого ему нужно как-то язык помять, порастягивать, посмотреть, где его границы растяжимости, – ведь мы можем это делать только с родным языком. Здесь очень важный механизм – это творческий подход к языку, эксперимент. Поэтому дети пробуют разные формы, разные модели словообразования, смысловые ходы и механизм постоянного обновления.

Взрослым часто кажется, что надо выучить какое-то количество подростковых слов – и все, ты овладел их языком, но суть в том, что это еще все время меняется: мы только привыкли к новому слову – а оно уже устарело и вместо него появилось другое.

– Почему сегодня общество испытывает повышенный интерес к подростковому языку – его обсуждают, осуждают и так далее?

– Сейчас в целом очень большой интерес к молодежи, к подросткам, их языку и к молодежной культуре – взрослые люди часто пытаются использовать молодежный сленг, и все вдруг кинулись интересоваться рэп-баттлами. Это не случайно и связано с очень важным культурным сломом, который сейчас происходит, – переходом от так называемой постфигуративной к префигуративной культуре. Постфигуративная культура, как заметила антрополог Маргарет Мид, – это когда молодые учатся у старых. Это традиционная культура, так было очень долго: жизнь менялась медленно, и очень ценен был человеческий опыт. Старики могли делиться опытом с молодыми, потому что жизнь в течение их жизни почти не менялась.

Сейчас мы видим, что многое происходит иначе, в основном благодаря развитию техники и наступлению информационной эры – техника меняется так быстро, что относительно нее старикам уже нечего сказать молодежи – наоборот, молодежь быстрее осваивает новые достижения цивилизации. Поэтому сейчас молодежь оказывается в привилегированном положении, а старики и пожилые люди зачастую учатся у молодых использованию телефонов, гаджетов и прочим особенностям современной жизни.

Разумеется, есть какие-то сферы человеческих отношений, где никуда жизненный человеческий опыт не денется, и тем не менее в обществе есть тревога, которая связана с тем, что этот тысячелетний принцип «яйца курицу не учат» вдруг пошатнулся, стали меняться традиционные отношения между молодыми и старыми, поэтому отсюда сегодня большой интерес ко всему, что связано с молодежью.

Причины образования компьютерного сленга

Первой причиной столь быстрого появления новых слов в компьютерном сленге является, конечно же, стремительное, “прыгающее” развитие самих компьютерных технологий. Если заглянуть в многочисленные журналы, освещающие новинки рынка компьютерных технологий, то мы увидим, что практически каждую неделю появляются более или менее значимые разработки. И в условиях такой технологической революции каждое новое явление в этой области должно получить свое словесное обозначение, свое название.

А так как почти все они появляются в Америке, то, естественно, получают его на английском языке. Когда же об этих разработках через какое- то время узнают в России, то для их подавляющего большинства, конечно же, не находится эквивалента в русском языке. И поэтому русским специалистам приходится использовать оригинальные термины. Происходит так называемое заполнение культурологических лакун при помощи англоязычных терминов. Таким образом, английские названия все больше и больше наполняют русский язык. Отсутствие в русском языке достаточно стандартизированной терминологии в этой области, значительного числа фирменных и рекламных терминов и повлекло за собой тенденцию к появлению такого числа компьютерного сленга.

Многие из существующих профессиональных терминов достаточно громоздки и неудобны в ежедневном использовании. Возникает мощная тенденция к сокращению, упрощению слов. Например, один из самых часто употребляемых терминов -‘motherboard’, он имеет такое соответствие в русском языке, как “материнская плата”. В сленге же этому слову соответствует “мамка” или “матрешка”. Или другой пример: ‘CD-ROM Drive’ переводится на русский как “накопитель на лазерных дисках”, в сленге имеет эквиваленты “сидюк”, “сидюшник”.

В последнее время произошло также повальное увлечение молодежи компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником новых слов.

Увлечение англицизмами стало своеобразной модой, оно обусловлено созданными в молодежном обществе стереотипами, идеалами. Таким стереотипом нашей эпохи служит образ идеализированного американского общества, в котором уровень жизни намного выше, и высокие темпы технического прогресса ведут за собой весь мир. И добавляя в свою речь английские заимствования, молодые люди определенным образом приближаются к этому стереотипу, приобщаются к американской культуре, стилю жизни. Именно в этой группе имеет место русское или просто неправильное прочтение английского слова. Порой ошибка становится привлекательной до того, что овладевает массами.

Результаты анкетирования

73% опрошенных ответили, что они часто используют интернет сленг; 20% редко, а 7% вообще не используют сленг в своем лексиконе.

Положительный ответ дали 43%учеников; негативное отношение испытывают 17%, 40% учащихся вообще заявили, что им все равно.

55% подростков ответили, что не всегда пишут правильно слова; 35% соблюдают правила пунктуации; и всего 10% не задумываются об ошибках при написании слов.

65% утверждают, что таким образом проще выражать свои мысли; 10% считают, что им нравится; 5% не знают ответа на вопрос, а 20% думают, что это модно.

5. Заключительный этап анкетирования. Я решила задать ученикам написать несколько популярных слов Интернет – сленга. И вот, что получилось:

Словарь Интернет–сленга

седня – сегодня эт – это ща – сейчас хай, прив – привет чё? – что делаешь? что говоришь? ок – хорошо норм – нормально здаров, даров – здравствуй ахах – смех пасибки, спс, пасиб – спасибо супер – здорово дз, домашка – домашнее задание плз – пожалуйста комп – компьютер контр, конроха – контрольная работа родаки, предки – родители хз – не знаю няша – милая, приятная ЛОЛ – очень громко смеяться Канеш – конечно се – все Скока – сколько угарно – смешно Глюк – неправильная работа программы Бук,ноут – ноутбук Винда – Windows Качать – скачивать.

Почему молодежь использует сленг?

Итак, сленг является промежуточным языком. Сложный письменный и простой устный языки мы используем в жизни, а Интернет породил третий язык – промежуточный, таким образом соединив в себе точность письменного и краткость устного. 

Так вот сленг быстро набирает лексику.  Такие слова, как «хайп», «бан», «рили» давно перестали быть жаргонизмами и вошли в разговорную лексику.

Сленг является своеобразным паролем или пропуском в ту среду общения, где по слову, цитате или реакции на них узнают человека, который близок к этой «тусовке». Вообще составляющая сленга, слова, которые рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Но не стоит волноваться, с помощью сленга подрастающее поколение может обмениваться информацией, которая понятна только им, а мы взрослые можем быть посвящены в этот тайный, кодовый язык. 

Подрастающая молодёжь всегда стремилась обозначиться и самоутвердиться в обществе, создать свой стиль общения, усовершенствовать, довести до ума уже имеющийся, обязательное условие, он должен отличаться от общепринятого среди старшего поколения. 

Образование сленговой молодёжной речи рассматривают как своеобразное языковое творчество, которое придерживается уже имеющихся традиций и соответствует текущей моде. К сленгу прибегают для разрядки внутреннего состояния, а также сленг даёт представление о говорящем, о его мироощущении и интеллекте.

Подростки употребляют сленговые слова, чтобы придать живость речи, а также насытить юмористическим смыслом. Как только сленговые слова начинают проскальзывать в речи ребёнка, родители тут же начинают отслеживать их речь и это вполне логично. Опасения родителей заключаются в том, что они не в курсе всех этих слов и думают, что они могут обозначать что – то плохое. И вот мы всё ближе к тому, чтобы подытожить, сленг – это проблема или норма?

Основные причины использования сленга

Рассмотрим основные причины употребления сленга в речи подростка:

Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих, помним, что для них это важно, это часть их становления;
Сленг делает речь более выразительной, эмоциональной и краткой;
Сленг – способ скрыть безграмотность, скудность языка, шанс выглядеть модно.

Есть такое выражение: нужно беречь природу, и тогда повысится уровень материальной жизни. Язык – это своего рода тоже наша природа, только внутренняя, отсюда вывод, нужно беречь язык и совершенствовать его, тогда уровень культуры общения и взаимоотношений между людьми значительно повысится. 

Следует помнить, что подростки вырастают из сленга, как из старой одежды, поэтому не стоит тревожиться, это явление временное и проходящее.

Короткая, но яркая жизнь мема

– Очень важное, на мой взгляд, понятие современной культуры – это мем, некое слово, словосочетание, цитата, он спонтанно распространяется в интернете, заполняет собой все, а потом так же внезапно исчезает. Откуда берутся мемы?. – Сначала появляется какое-то выражение, связанное с некоторой ситуацией, вокруг него возникает «хайп», оно начинает активно развиваться, потом забывается, откуда оно взялось, потом у него начинает расширяться смысл, потом оно начинает употребляться по любому поводу, потом надоедает и уходит

Это произошло с известным подростковым мемом прошлого года – со словом «эщкере». Оно пришло из рэпа, причем довольно грубого, на русскую почву его принес рэпер Фейс. Это искаженное английское let’s get it (в искаженном виде звучит как esketit), которое совершенно неузнаваемо в таком виде – «эщкере» – и похоже, скорее, на что-то турецкое

– Сначала появляется какое-то выражение, связанное с некоторой ситуацией, вокруг него возникает «хайп», оно начинает активно развиваться, потом забывается, откуда оно взялось, потом у него начинает расширяться смысл, потом оно начинает употребляться по любому поводу, потом надоедает и уходит. Это произошло с известным подростковым мемом прошлого года – со словом «эщкере». Оно пришло из рэпа, причем довольно грубого, на русскую почву его принес рэпер Фейс. Это искаженное английское let’s get it (в искаженном виде звучит как esketit), которое совершенно неузнаваемо в таком виде – «эщкере» – и похоже, скорее, на что-то турецкое.

Означает оно «давай», «вперед» или реализует любой другой выплеск эмоций. Оно до сих пор существует, но уже начинает выходить из моды, уже не на самом пике. Это типичная судьба мема.

Очень показательна история с мемом «няпока» – девочка бросилась под поезд, отправив перед этим друзьям сообщение «няпока», и здесь отразилось это сочетание тяги к самоубийству («пока») и идеи мимимишности («ня»). «Няпока» довольно долго было модным мемом, особенно на фоне истории с группами смерти, а дальше началась отработка этого в интернете, вплоть до известной картинки Киры Найтли в образе Анны Карениной с подписью «няпока». Отработка мемов – это важный и сложный культурный механизм, иногда совсем не примитивный.

Советы подросткам

Необходимо проанализировать собственную речь. Возможно, вы сами тоже позволяете себе изредка употребить крепкое слово? Станьте примером, очистите свою речь, научитесь контролировать себя, используя в разговоре лишь литературные слова.

Узнавайте происхождение того или иного слова. Может быть, узнав о том, что данное слово употребляют в кругу убийц и воров, вы исключите его из своего лексикона.

Читайте больше книг.

Заключение

Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.

Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, как ты говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние. Ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями.

Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.

В-четвёртых, отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.

И хотя в устной речи звучат словечки из сленгового Интернет-общения, в письменной речи у учеников старших классов их становится меньше. Конечно, ничего плохого в общении молодежи нет, но люди всегда повышали свой словарный запас чтением книг. Читая книги, гораздо проще разо­браться с грамматикой и пунктуацией, потому что в памяти остаются словосочетания, запоминается постановка знаков препинания, об­разные выражения.

  • Сюжет assassins creed valhalla кратко

      

  • Актуальные проблемы учения о соучастии в преступлении кратко и понятно

      

  • Письмо полученное мною недели через две после того было кратко ласковая

      

  • Государственная служба в германии кратко

      

  • Центральная азия сельское хозяйство кратко

Причины происхождения подросткового сленга

Каждой субкультуре принадлежит свой язык. Подростковая – не исключение. Сфера ее интересов определяет лексику, используемую для обозначения понятий:

  • Учеба в школе, училище, техникуме, вузе.
  • Одежда.
  • Музыка, популярные группы, стиль их одежды и поведения.
  • Общение с друзьями, противоположным полом, родителями, преподавателями.
  • Проведение досуга – дискотеки, прогулки, встречи и свидания, концерты любимых групп, посещение матчей любимых спортивных команд.

Причины вхождения новых слов в лексикон подростков:

  1. Игра.
  2. Поиск себя, своего Я.
  3. Протест.
  4. Бедность лексикона.

Молодежный сленг как форма самоутверждения подростков, его можно рассмативать как этап взросления. Откуда же берутся эти слова? Их придумывают мимоходом, пытаясь объяснить что-то, подбирая подходящее выражение или сравнение. Если новое слово находит отклик, имеет успех в коллективе – оно почти наверняка будет распространяться.

Пополнение сленга происходит из профессиональных жаргонизмов, например компьютерного:

Немало слов имеет корни в воровском арго:

  • Поднять базар – стать инициатором серьезного разговора.
  • Булкотряс – танцующий на дискотеке.
  • Сидеть на измене – чего-нибудь бояться.
  • Шмон – обыск.
  • Чепушило – человек, не следящий за речью.
  • Забить стрелку – назначить встречу.

Слова наркоманов тоже находят свое отражение в подростковом сленге:

  • Гертруда, белый, главный – героин.
  • Маруся, молоко, пластилин – марихуана.
  • Кекс, мука, нос, ускоритель – кокаин и крэк.
  • Встань-трава, папа, шняга – опий-сырец.
  • Колеса – таблетки.
  • Колесовать – принимать таблетки.
  • Бахнуться, втереться, обдолбаться – сделать инъекцию.
  • Чпокнуться, ширнуться – войти в состояние наркотического опьянения.

Вовремя услышанные жаргонизмы помогут понять, чем интересуется подросток, и оказать ребенку помощь при необходимости.

Последствия увлечения сленгом

Во время формирования личности, а это как раз тинэйджеровские годы, происходит и установка схем поведения или решения проблем, которые встанут уже во взрослом возрасте. Влияние сленга на речь подростков очень велика.

Не имея достаточно жизненного опыта, подростки пытаются узнать о жизни все. И им кажется, что они могут этого добиться. Находясь в своем кругу, они могут выглядеть мудрыми в своих глазах. Но эта мудрость разбивается волнами взрослой жизни.

Сленг подростков, словарь:

Это лишь немногое, составляющее сленг подростков, словарь выражений далеко не полный. Исключены выражения непристойные и описывающие половые действия, отправление естественных надобностей. Да, дети и об этом говорят. Но и этого достаточно, чтобы понять опасность принятия субкультуры подростков для жизни.

Формирование сленга

Часто бывает трудно определить происхождение сленговых терминов, в основном потому, что сленг – это феномен речи, а не письменный язык и этимологии, которые обычно рассматриваются через текстовый корпус.

Эрик Партридж первым систематически и лингвистически изучил феномен сленга. Он предположил, что слово, скорее всего, будет в обращении в течение десятилетия, прежде чем он будет записан. Тем не менее, сленг обычно образуется путем отклонения от стандартной формы. Это «порождение» сленга происходит почти так же, как и любое общее семантическое изменение. Разница здесь в том, что новое значение сленгового термина приобретает особую социальную значимость, связанную с группой терминов «индексы».

Коулман также предполагает, что сленг изменяется в рамках более общих семантических изменений с учётом его связи с определенной степенью «игривости». Развитие сленга считается в значительной степени «спонтанным, живым и творческим» речевым процессом. В то время как появляется много новых сленговых слов, порой даже принимаемыми в стандартный лексикон, множество слов сленга со временем вымирает. Чтобы жаргонный термин стал сленговым, люди должны использовать его в какой-то момент времени как способ пренебречь стандартным языком. Кроме того, термины сленга могут быть заимствованы между группами.
Обычно сленговые термины подвергаются тем же процессам семантического изменения, что и слова в обычном лексиконе.

Сленг часто образуется из слов с ранее иными значениями. Слова и фразы из популярных голливудских фильмов и телесериалов также часто становятся сленгом.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий