Когда начинать обучение?
Сам Судзуки рекомендовал возраст для начала занятий 2-4 года. В этот период происходит активное усвоение речи, особенностей звучания, музыки. Ребенок внимательно слушает все, что происходит вокруг него, и пробует воспроизвести.
Что касается условий принятия в школах Судзуки, то в Америке на обучение берут детей возрастом 2-3 года, а в Европе – 3-4 лет. На первых порах уроки по специальности коллективные. Дети поочередно исполняют небольшие отрывки и заодно смотрят и слушают, как играют другие. В столь юном возрасте малышам еще сложно выдержать взрослое занятие длиной в 40 минут. Индивидуальные занятия вводятся постепенно.
Выдающиеся ученики и учителя Suzuki
Юлия Фишер, скрипачка, обучалась в Германии по методу Сузуки.
Многие известные инструменталисты ХХ и ХХI веков прошли обучение по методу Судзуки. Вот подборка (музыканты, которые учились лично у Shinichi Suzuki, отмечены буквой S ):
- Бетти Хааг , американский педагог по игре на скрипке С.
- Такако Нисизаки (* 1944), японский скрипач С.
- Роланд и Альмита Вамос , американские учителя скрипки и альта
- Регина Картер (* 1966), американская джазовая скрипачка
- Эндрю Берд (* 1973), американский певец и автор песен
- Рэйчел Бартон Пайн (* 1974), американская скрипачка (классический и хэви-метал)
- Дженнифер Кох (* 1976), американская скрипачка
- Лейла Йозефович (* 1977), канадская скрипачка
- Хилари Хан (* 1979), американская скрипачка
- Юлия Фишер (* 1983), немецкий скрипач
- Стефан Джеки (* 1985), американский скрипач
- Никола Бенедетти (* 1987), шотландский скрипач
- Рэй Чен (* 1989), австралийско-тайваньский скрипач
литература
Публикации Suzuki
- Судзуки Синчи Дзэн-сю. , Токио, 1985 г.
- Сайно каихацу но дзиссай. , Токио, 1971 г.
- Образование – это любовь, Халнаар 1975.
- Закон способностей и метод обучения на родном языке. Лекция в Японии 1973 г.
- Школа скрипки, Том 1-8. Summy-Birchard Co., Эванстон, Иллинойс, 1955, 1970, 1971, 1974. Том 9. Zen-On, Токио, 1955, 1975.
- Школа скрипки, издательство Zen-On Music Publisher Co. Ltd., Токио, 1955 г.
Литература других авторов
- Ойген Херригель: Дзен в искусстве стрельбы из лука. 26-е издание. Вена 1986, стр.7.
- Клиффорд А. Кук: Образование Suzuki в действии. Нью-Йорк 1970.
- Кэрол Л. Биглер, Валери Ллойд Уоттс: Фортепианный метод Сузуки. Руководство для учителей, родителей и учеников. Регенсбург 1984.
- Джойс Черчилль: Скрипка Судзуки: учебное пособие по репертуару скрипки Судзуки: руководство или учителя и родители. Розвилл 1987.
- Дэвид Дентон: Размышления морской свинки Сузуки. Может быть, Нишисаки. В: The Strad. 104, 1993, H. 1241, pp. 804-805.
- Кузуси Исида: Материал легенд. Струнные традиции Японии. В: The Strad. 108, 1997, H. 1288, pp. 850-853.
- Лутц Лесли: Нет метода равнодушия. Как работало инструментальное обучение Suzuki в Германии. В: НМЗ. 40, 1991, H. 6, p. 20.
- Эрик Мэдсен: Истоки Suzuki. Исследование корней образования талантов. McGill Univ. Монреаль, 1990 год.
- Ульрих Малерт: Метод Сузуки в сравнении с другими музыкальными и общеобразовательными концепциями. В: Практика и создание музыки . 1/1988, стр. 14-19.
- Н. Номура, Ю. Накаяма (ред.): Библиография Онгаку кёику во ёму: гакусэй, Кёиси, Кэнкёша-но тамено онгаку Кёику ширёсё. Токио 1995.
- Уильям Старр: Метод скрипки Судзуки. Руководство для учителей, родителей и учеников. Регенсбург 1984.
- Керстин Вартберг: Метод Сузуки. Больше, чем инструментальный урок. Введение в основы. В: Практика и создание музыки. 4/1987, стр. 294-297.
- Керстин Вартберг: Каждый метод настолько хорош, насколько хорош его учитель! Подготовка учителей Suzuki. Практико-ориентированная дополнительная подготовка учителей инструментальных средств. В: Практика и создание музыки. 1/1997, стр. 8-15.
Звуковой носитель
Дэвид Надьен : Школа скрипки Судзуки. Том 1, Zen-On Music, Токио 1986, ISBN 0-87487-346-0 .
Истоки
Идея его метода пришла Судзуки, когда он уже во взрослом возрасте начал изучать немецкий язык. Он заметил, что хотя ему самому язык давался очень трудно, но маленькие дети осваивали язык необыкновенно быстро. Он предположил, что мозг ребёнка устроен таким образом, что позволяет ему в очень сжатые сроки овладеть разговорным языком путём лишь слушания и повторения сказанного окружающими. После этого он осознал, что музыкальный язык так же основан на звуках, как и разговорный, и мозг ребёнка, видимо, может воспользоваться теми же механизмами быстрого овладения разговорным языком для овладения языком музыкальным. Начав заниматься с маленькими детьми, он подтвердил правильность своего предположения, и, убедившись в эффективности своего подхода, начал работу по его распространению. Судзуки говорил, что в начале он главным образом хотел привнести радость музыки в нелёгкое детство ребят разрушенной войной Японии, потом, по мере распространения его метода, его мечтой стало обучить музыкальному языку всех детей мира. Он назвал свой метод «Воспитание талантов» (яп. 才能教育 sainō kyōiku).
Философия Судзуки
Судзуки считал, что в любом ребёнке сокрыт музыкальный талант, и что любой ребёнок, если начать правильно заниматься с ним в достаточно раннем возрасте, способен на огромные музыкальные свершения. Тем не менее Судзуки полагал и много раз подчёркивал, что его методика не направлена на выращивание профессиональных музыкантов и вундеркиндов от музыки, он крайне отрицательно относился к желанию родителей сделать из ребёнка вундеркинда, к «натаскиванию» детей. Судзуки говорил, что его методика создана для того, чтобы обогатить жизнь ребёнка, сделать его более счастливым и воспитать в нём через музыку высокие моральные качества, «благородное сердце».
Основные принципы методики Сузуки
Главный принцип методики Сузуки — схожесть музыкального обучения с манерой детского восприятия материнской речи. Маленькие дети могут, среди прочего, распознавать и музыкальные звуки. Для этого требуется окружение ребенка музыкальным фоном.
В занятиях музыкой не должно быть никакого принуждения. Ребенок может играть под музыку, кушать, веселиться. В отличие от взрослых, дети меньше устают от слушания музыки. Поэтому если начать упрекать малыша в его пристрастии к одним и тем же мелодиям, то можно тем самым свести на нет энтузиазм ребенка.
Каждый ребенок обучаем. Ведь каждый ребенок учится говорить, по сути легко и без усилий. По мере взросления речь ребенка совершенствуется, он может вводить в разговор сложные обороты и предложения. То же самое происходит и с музыкой.
Залог успеха в обучение – повторение. Проводить занятия необходимо каждый день. Чем больше практики, тем лучше закрепляется материал и появляется почва для «импровизации».
По мнению Сузуки, музыкальное образование ребенка следует начинать сразу после рождения. Вот что они пишет в своих «Заметках по поводу метода воспитания таланта»:
— Если я буду давать новорожденному прослушивать такую классику, как «Брандербургский концерт» или «Серенаду» Чайковского, или квартет Бетховена, я выберу всего лишь одну фразу и дам её слушать ребёнку целый день. Приблизительно через пять месяцев ребёнок запомнит эту мелодию.
Для спокойных занятий Сузуки рекомендует «Времена года» Вивальди, симфонии Гайдна и Моцарта. Для поднятия духа подойдут произведения Бетховена или «Славянские танцы» Дворжака.
При этом первые произведения ребенок выучивает на слух, без знания нотной грамоты.
Важное значение имеют качество производимого ребенком звука и правильное положение за инструментом. Эти два критерия просто необходимы для того, чтобы ребенок хорошо научился играть на инструменте
Когда начинать обучение?
Сам Судзуки рекомендовал возраст для начала занятий 2-4 года. В этот период происходит активное усвоение речи, особенностей звучания, музыки. Ребенок внимательно слушает все, что происходит вокруг него, и пробует воспроизвести.
Что касается условий принятия в школах Судзуки, то в Америке на обучение берут детей возрастом 2-3 года, а в Европе – 3-4 лет. На первых порах уроки по специальности коллективные. Дети поочередно исполняют небольшие отрывки и заодно смотрят и слушают, как играют другие. В столь юном возрасте малышам еще сложно выдержать взрослое занятие длиной в 40 минут. Индивидуальные занятия вводятся постепенно.
Что такое
Шиничи Судзуки покинул Японию, чтобы переехать в Германию, чтобы учиться игре на скрипке в 1930-х годах . Однако настоящей причиной его приезда на Запад было понимание истинного значения искусства, ответ, который он надеялся найти в Европе того периода. В Берлине он учился игре на скрипке у Карла Клингера , ученика Йозефа Иоахима и признанного учителя игры на этом инструменте, он стал близким другом Альберта Эйнштейна и познакомился с новыми идеями о воспитании детей, которые распространялись благодаря поколению Мария Монтессори и Жан Пиаже .
Этот опыт был основополагающим как в концепции, так и в развитии метода музыкального обучения. Синтез этого «учения», происходившего в этом богатом и разнообразном культурном ландшафте, был подытожен в конце его предложения: «Искусство — это не то, что выше или ниже меня, искусство связано с моей глубочайшей сущностью».
Эта глубина исследования, богатство европейской музыкальной культуры и разработка новых и революционных методов обучения, предметом которых стал ребенок , были, таким образом, благодатной почвой, на которой родился «Метод Судзуки». Репертуар, изучаемый учениками по методу Судзуки, от самых простых произведений до концертных произведений, полностью относится к барочному или романтическому композиционному наследию Европы, в основном Германии, Италии и Франции
В своей книге Судзуки ссылается на Пабло Казальса и других европейских исполнителей как на учебные образцы для студентов, намереваясь подчеркнуть важность правильной имитации звука и хорошего технического мастерства при первых шагах в инструментальном исполнительстве.
Судзуки понял, что «подражание» является основой процесса обучения человека на ранних этапах жизни, и с помощью метода, который он назвал «родным языком», он продемонстрировал, что ребенка можно научить так же хорошо, как и он сам. . Как, собственно говоря, ребенок учится говорить, слушая и беспрерывно повторяя слова, произнесенные бесконечное число раз его родителями, так он учится играть, слушая и беспрерывно повторяя музыкальный фрагмент, ритм , мелодию , которую те же родители «выучили». учителем, они сделают ему предложение в течение дня, чтобы они были ему знакомы.
Поскольку к этому моменту музыка совершенно естественным образом войдет в жизнь ребенка и его семьи , она станет для них «образом жизни», посредством которого будет формироваться характер, воспитываться хороший вкус, они будут разовьете хорошие манеры, вы научитесь общаться с другими, соблюдая правила, а также совершенствуя свою чувствительность; прежде всего в нем можно найти ту компанию, которая никогда не подведет, тем более, если он будет в состоянии играть на инструменте.
Кроме того, через включение в ритмические группы сначала, а затем в оркестр , ребенок (вместе с родителями) сможет постоянно сравнивать себя со своими товарищами, научится конкретно понимать свою роль в группе, свою собственную роль. особый стиль, их способность быть и делать с другими, не отказываясь от того, чтобы быть, как сказал бы Судзуки, «глубоко самим собой». Высокая цель, это, но, как говорят на Востоке: «Надо целиться в луну, чтобы попасть в орла». В этих словах мы находим весь дух школ Suzuki: максимальная приверженность всех (учеников, родителей, учителей) к достижению уровня обучения и подготовки и вступления в оркестр, что является большой целью всех детей.
Мифы и правда
В России мнение о методе Судзуки неоднозначно. Его критикуют именитые музыкальные педагоги, настаивая на непрофессионализме такого подхода к обучению. Но насколько справедливы эти упреки, или, может быть, в них есть разумное зерно? Итак, распространенные мифы и правда:
- Миф №1: «Метод Судзуки на скрипке или любом другом инструменте непрофессиональный». На самом деле это правда. Целью обучения в школе является развитие музыкальности, а не подготовка профессионалов. Но, справедливости ради, только 10% детей впоследствии выбирают музыку в качестве специальности. Школа Судзуки дает отличную подготовку, развивает музыкальное восприятие и помогает освоить инструмент. На практике такие дети оказываются гораздо развитее, чем сверстники, обучающиеся по классической методике с зубрением нот, обязательными экзаменами и отбором «непригодных». А если маленький ученик школы Судзуки увидит свое призвание в музыке, то он всегда сможет (причем с легкостью) поступить в музыкальное училище.
- Миф №2: «Школы Судзуки распространены по всему миру, в том числе в РФ». К большому сожалению, для России характерно завлекать на занятия, используя модные, широко известные названия и имена. Причем либо за основу берется совсем другая методика, либо же хромает качество преподавания. Специальные школы состоят в Ассоциации Судзуки «Воспитание талантов», а сертифицированные педагоги перечислены по именам (список опубликован на официальном сайте).
- Миф №3: «Каждый музыкальный преподаватель может начать обучать детей по методике Судзуки». Нет, это не так. Чтобы преподавать, нужно не только иметь диплом на уровне консерватории или музыкального училища, но и пройти прослушивание на исполнительский уровень и обучиться. Полный курс обучения длительный и составляет 5 лет. Каждый год педагог сдает экзамен, где ему присваивается уровень от 1-го до 3-го. Открыть свою школу Судзуки можно только имея высший уровень, то есть, третий.
- Миф №4: «По принципу Судзуки можно обучаться только в специализированной школе». Совершенно верно. Однако некоторые его идеи можно успешно использовать в домашних условиях. Ежедневно включать ребенку хорошую классическую музыку. Учиться играть на детских инструментах (ксилофон, барабан), добиваясь идеального звучания. Взять уроки скрипки или фортепиано. Музицировать вместе с ребенком или пригласить других детей.
Занятия музыкой всесторонне развивают ребенка. Они улучшают способности к математике, речь, активизируют мыслительные процессы, тренируют интуицию, память. Альберт Эйнштейн однажды сказал, что идея, приведшая к революционному открытию в мире физики, цитата: «Пришла ко мне интуитивно, под действием музыки, мое открытие есть не что иное, как результат музыкального восприятия». Обучение музыке не являлось главной целью Судзуки. Синити делал акцент на воспитании в малышах чуткости, благородства. Он хотел, чтобы, став взрослыми, они стремились к гармонии и красоте во всех сферах свой жизни.
Суть методики
Удивительное зрелище – дети 3-4 лет, играющие на скрипке и фортепиано. Методика Судзуки уникальна, благодаря ей малыши в самом юном возрасте демонстрируют развитый музыкальный слух, ловкость в обращении с инструментом, и уже выступают на концертах. Главной особенностью является обучение без нот
Большое внимание отводится постановке рук, правильному звучанию и интонации, законченности музыкальных фраз. Ребенок начинает играть значительно раньше, чем осваивает ноты
Обучение чтению нот начинается после овладения инструментом и усвоением обширного репертуара.
Синъити Судзуки назвал свой подход к обучению «методом родного языка». Он выдвинул идею, что раз ребенок может освоить язык своих родных (каким бы сложным он ни был), то и с музыкой не возникнет проблем. Нужно лишь создать благоприятные условия:
- Начать обучение как можно раньше.
- Постоянно слушать изучаемый репертуар.
- Обучаться игре на инструментах еще до чтения нот.
- Использовать единый репертуар во всех школах Судзуки.
- Перенимать опыт друг у друга (родителей, учителей, сверстников).
- Создать благотворную социальную среду – посещать групповые занятия, концерты, выступления, ездить в летние музыкальные лагеря.
- Вовлечь родителей, чтобы они могли наставлять ребенка за пределами класса.
- Заниматься музыкой ежедневно и систематически.
- Ответственно подойти к выбору педагога.
- Взращивать ребенка с любовью – не только раскрывать и развивать таланты, но и прививать доброту, благородство и чуткость.
В России применяется методика Судзуки для фортепиано, скрипки. Видео о том, как проходит занятие:
В школах Европы есть классы альта, виолончели, контрабаса, фортепиано, арфы, флейты, классической гитары. Обычно первый год дети посещают общие занятия, где знакомятся с разными инструментами, чтобы в дальнейшем выбрать направление уже осознанно.
Философия Судзуки[править | править код]
Судзуки считал, что в любом ребёнке сокрыт музыкальный талант, и что любой ребёнок, если начать правильно заниматься с ним в достаточно раннем возрасте, способен на огромные музыкальные свершения. Тем не менее Судзуки полагал и много раз подчёркивал, что его методика не направлена на выращивание профессиональных музыкантов и вундеркиндов от музыки, он крайне отрицательно относился к желанию родителей сделать из ребёнка вундеркинда, к «натаскиванию» детей. Судзуки говорил, что его методика создана для того, чтобы обогатить жизнь ребёнка, сделать его более счастливым и воспитать в нём через музыку высокие моральные качества, «благородное сердце».
Распространение и местонахождение
Зона немецкого языка
Санкт-Августин – это место расположения Deutsche Suzuki Gesellschaft e. В. (DSG). Эта зонтичная организация немецких институтов Suzuki была основана в 1983 году как Deutsches Suzuki-Institut eV и получила свое нынешнее название в 1988 году. SuzukiMusik Germany 2011 eV (SMD) базируется в Хоф / Заале . Австрийский музыкальный институт Suzuki (ASIoM) существует в Австрии с марта 2013 года . Suzuki институт Швейцарии был основан в 1989 году.
Америка
Этот метод появился в Соединенных Штатах, когда Американская ассоциация учителей струнных инструментов (ASTA) пригласила Шиничи Сузуки на свою ежегодную конференцию в 1964 году. В 1967 году группа американских учителей игры на скрипке поехала в Сузуки в Японии, чтобы изучить там этот метод. Среди них была Марджери Абер, основавшая Американский институт Судзуки по возвращении в Университет Висконсина в Стивенс-Пойнт , где она была профессором . Сегодня этот скрипичный мастер-класс ежегодно собирает более 1200 участников. Вскоре он нашел множество подражателей; Сегодня по всей стране в США каждое лето проводится около 50 семинаров по игре на скрипке Suzuki («Институты Судзуки»), на которых студенты и учителя Suzuki могут воспользоваться мастер-классами и другими формами обучения в течение недели . После того, как организации Suzuki были также основаны в Канаде и Латинской Америке, в 1972 году была создана Американская ассоциация Suzuki (SAA), базирующаяся в Боулдере , штат Колорадо , как зонтичная общеамериканская организация . В США SAA поддерживает 427 региональных организаций Suzuki, в Канаде – 63, в Мексике и Колумбии – по 9, две в Аргентине и одну в Бразилии .
Три открытия Судзуки
Первые попытки Судзуки научиться играть на скрипке самостоятельно в результате привели его к главной идее будущей педагогической теории:
«Любой человек — носитель таланта, который лишь необходимо правильно развивать».
Что же ещё повлияло на Шиничи Судзуки? Говорят, что было как минимум 3 ярких события в его жизни, которые помогли создать собственный метод. Не на основе уже существующих методик, а благодаря собственному жизненному опыту.
Первое открытие случилось у Судзуки при посещении огромного инкубатора японских жаворонков, певчих птиц. В искусственных условиях всё должно было напоминать гнездо. И в этой тишине и тепле, как и в родном гнезде, был единственный звук — песня взрослой певчей птицы. Шиничи удивило то, что каждый вылупившийся птенец практически сразу в точности воспроизводил песню «учителя», а в скором времени начинал пробовать собственные модуляции. То есть начинал птенец с простого копирования, а потом развивал своё мастерство.
Второе открытие, казалось бы, и не открытие вовсе. Размышления Судзуки привели его к очевидному наблюдению — каждый ребёнок в раннем возрасте осваивает родной язык необыкновенно быстро. Ему самому изучение немецкого языка давалось непросто в более взрослом возрасте. Но дети, слушая и просто повторяя сказанное, быстро учатся говорить. А что если учить музыке по «методу родного языка», предположил Шиничи Судзуки.
Третьим открытием Судзуки обязан случаю, когда приятель попросил его научить игре на скрипке своего четырёхлетнего сына. Сначала Шиничи отказал ему, ссылаясь на невозможность такого обучения: маленький ребёнок просто не смог бы удержать скрипку в руках. Но после он понял ограниченность своего мышления — почему бы не сделать скрипку подходящего размера?
Все наблюдения Судзуки в результате сложились в собственный метод. Появилась убеждённость в том, что каждый ребёнок может научиться чему угодно, в том числе игре на музыкальном инструменте, так же легко, как он обучается родному языку. Путём копирования того, что вызывает интерес, и благодаря благоприятной для изучения конкретного навыка окружающей среде. Шиничи Судзуки в силу своей любви к музыке наглядно показал, как дети ещё в раннем возрасте легко осваивают музыкальный язык. А его методика стала известна всеми миру и нашла десятки тысяч последователей.
«Моя цель — сделать из малыша не музыканта, а хорошего, благородного человека. Полюбив хорошую музыку, мои ученики будут стремиться к красоте и гармонии во всех сторонах жизни…
Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребёнок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нём развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмётся за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войны».
Истоки[править | править код]
Идея его метода пришла Судзуки, когда он уже во взрослом возрасте начал изучать немецкий язык. Он заметил, что хотя ему самому язык давался очень трудно, но маленькие дети осваивали язык необыкновенно быстро. Он предположил, что мозг ребёнка устроен таким образом, что позволяет ему в очень сжатые сроки овладеть разговорным языком путём лишь слушания и повторения сказанного окружающими. После этого он осознал, что музыкальный язык так же основан на звуках, как и разговорный, и мозг ребёнка, видимо, может воспользоваться теми же механизмами быстрого овладения разговорным языком для овладения языком музыкальным. Начав заниматься с маленькими детьми, он подтвердил правильность своего предположения, и, убедившись в эффективности своего подхода, начал работу по его распространению. Судзуки говорил, что в начале он главным образом хотел привнести радость музыки в нелёгкое детство ребят разрушенной войной Японии, потом, по мере распространения его метода, его мечтой стало обучить музыкальному языку всех детей мира. Он назвал свой метод «Воспитание талантов» (яп. 才能教育 sainō kyōiku).
FAQ
How does Talent Education differ from other methods of teaching music to children?
Thoughtful teachers have often used some of the elements listed here, but Suzuki has formulated them in a cohesive approach. Some basic differences are:
- Suzuki teachers believe that musical ability can be developed in all children.
- Students begin at young ages.
- Parents play an active role in the learning process.
- Children become comfortable with the instrument before learning to read music.
- Technique is taught in the context of pieces rather than through dry technical exercises.
- Pieces are refined through constant review.
- Students perform frequently, individually and in groups.