Синдром отличника у ребенка

Как поставить себе диагноз?

Чтобы понять, что вы являетесь человеком с синдромом отличник», необходимо разобраться в терминологии. Так, синдром отличника – это совокупность психологических особенностей человека, при которых он стремится к самому лучшему результату, т.е. для него в приоритете стоит не сам процесс и извлечение из него пользы, а достижение успеха и поощрение .

Обратите внимание, что данный синдром свойственен не только детям, но и взрослым, и если в первом случае это отклонение наступает неосознанно, то во втором есть возможность осознания и работы над собой. Конечно, поправить ситуацию с ребенком тоже можно, и, на самом деле, даже проще, но для этого родителям следует вовремя распознать симптоматику и зачастую побороть себя

Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка, да и, в принципе, у взрослого, необходимо заметить несколько черт, в частности:

  • болезненное восприятие даже незначительной критики;
  • постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового;
  • сравнение своих успехов с результатами окружающих;
  • зависть в случае лучшего результата у соперников;
  • изменчивая самооценка, сильно зависящая от мнения других;
  • склонность к депрессии в результате неудач и ошибок;
  • зацикливание на ошибках и провалах;
  • постоянное желание угодить ожиданиям и интересам других людей .

Согласитесь, набор не из простых. Замечали ли вы за собой что-нибудь из списка? Делитесь комментариями.

Как можно заметить, два ключевых словосочетания во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома – это «страх ошибок и критики» и «мнение окружающих». И вот мы на пути определения главной причины негативного характера синдрома отличника – это жизнь чужими ценностями и идеалами.

Когда вы пытаетесь угнаться за чьими-то достижениями, лезете из кожи вон, чтобы достичь лучшего результата, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, вы живете в постоянной гонке и сравнении и упускаете жизнь. Безусловно, здоровые амбиции и в меру соревновательный дух – это здорово, это то, что толкает нас на карьерные подъемы, личностные взлеты, помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, все мы обладаем набором определенных качеств, имеем свой условно ограниченный потенциал, и невозможно быть лучше всех во всем, это просто неестественно.

Самый главный пункт при осуществлении любой деятельности – это получение наслаждения, обогащение своего внутреннего мира. Если подходить к делу с истинным увлечением, любопытством, добавляя щепотку конкурентности, то результат будет качественно другой и, кстати, очень вероятно, что количественно высокий. Поэтому живите своей полной жизнью без оглядки на окружающих.

Давайте теперь посмотрим на примере некоторых диалогов, как можно развить указанный синдром и как его не допустить.

Причины развития у ребенка синдрома отличника

Сами того не замечая и не осознавая, мы сами порой являемся причиной формирования у ребенка синдрома отличника. Стремление ребенка стать лучше своих сверстников, получать постоянное признание и похвалу со стороны взрослых людей, получать высокую самооценку – это основные критерии синдрома отличника. Основной причиной служат внутрисемейные отношения между родителями и детьми. В основу входит компенсация родительских провалов. Дети повторяют ошибки взрослых людей. Родители мотивируют ребенка достигнуть поставленных целей, чтобы в результате их признало общество. Родители пренебрегают интересами и состоянием здоровья своего чада. С помощью успешного состояния школьника они повышают собственную самооценку.

Зачастую родительская любовь измеряется количеством хороших оценок у ребенка

Чтобы привлечь к себе внимание матери или отца, ребенок старается быть более успешным в школе. Это не плохо, но иногда под плохими оценками подразумевается не только двойки и тройки, а и четверки

Ребенок воспринимает за оценку только высший бал – «отлично».

Повышенные требования в семьях, где ценят только признание со стороны общественности и анализируют достижения школьника – является основной причиной синдрома отличника. Внутри семьи устанавливается собственная установка и определенный принцип морального поведения. Именно данные факторы родители передают детям.

Иногда «плохие» оценки могут наказываться родителями не только в психоэмоциональном плане, но и в физическом. Бывали случаи, когда невозможность соответствовать отличным идеальным приводила к попыткам суицида у детей и иногда имели ужасные последствия.

Поощрение подкрепляет уверенность детской эмоциональной психики. Приобретение игрушек, просмотр мультфильмов, покупка элегантной одежды – это незабываемая похвала для детей

Родительское внимание является главным успехом благополучия детей. Подростки заниженную самооценку компенсируют достижениями в учебном процессе

К причинам также относится комплекс по поводу своего внешнего вида. Хорошие оценки и высокие достижения повышают их социальный статус перед друзьями.

Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника

Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу.

Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника:

  1. Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил.
  2. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний.
  3. Не перехваливайте и не занижайте заслуги школьника. Похвала и конструктивная критика должны быть в меру.
  4. Не связывайте успеваемость в школе с личностью ребёнка. На оценку может влиять всё, что угодно — усталость школьника, плохое настроение учителя.
  5. Хвалите знания, а не оценки. Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал.
  6. Любая ошибка — опыт. Неудачи не должны стать чем-то негативным. Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания.
  7. Научите ребёнка действовать согласно внутренней мотивации, а не ждать похвалу и разрешение от родителей.

Как мы уже писали выше, синдром отличника может возникнуть при завышенных требованиях к оценкам и критике со стороны родителей и окружающих. Если у ребёнка есть сложности в понимании какого-то предмета, советуем сразу обращаться к специалистам.

Преподаватели Тетрики доступным и простым языком объяснят сложные темы и помогут разобраться с любыми недопониманиями. Записывайтесь на бесплатный вводный урок, чтобы улучшить успеваемость и обогнать школьную программу.

Тревожные «звоночки»

По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника:

  1. Зависимость самооценки от мнения окружающих. Хвалят — появляется чрезмерная самоуверенность, критикуют — уверенность в собственных силах падает.
  2. Желание добиться высоких отметок любыми способами, иногда — нечестными.
  3. Уязвленность чужими успехами, неумение проигрывать. Провалы соперников подпитывают, придают уверенности в собственном превосходстве. Завышенные требования к окружающим.
  4. Болезненная ранимость. Если очередной триумф остался незамеченным, возникают горечь и обида.
  5. Неспособность справиться с трудностями. Стремление к максимальному баллу вызывает обратный эффект: страх допустить ошибку заставляет опустить руки.
  6. Неумение расставлять приоритеты, стремление быть лучшим всегда и везде.
  7. Гиперответственность. Чувство вины за неудачу.

Постоянная напряженность приводит к неспособности сосредоточиться. — Источник

Синдром отличника может спровоцировать ряд проблем:

  • невозможность насладиться процессом учебы, овладения знаниями, поскольку интересует лишь результат,
  • заучивание вместо глубинного понимания, отсутствие креативности,
  • застопоривание на нюансах. Неумение мыслить абстрактно, видеть общую картину задания, ситуации,
  • попытки нейтрализовать соперников, порой противоречащими моральным ценностям способами,
  • нежелание и неумение поддерживать дружеские отношения, так как главным приоритетом являются собственные достижения. Крайность — ухудшение отношений со сверстниками до состояния холодной войны, превращение в объект травли,
  • опустошающая эмоциональная нестабильность. Плач навзрыд от огорчения и истерический смех от радости. И, напротив, скудность эмоций, заторможенность. Такой дефицит проявления чувств даже опаснее, чем его излишек,
  • отчаяние в случае проигрыша без попытки провести анализ причин неудач.

Неудачи чреваты нервными расстройствами. — Источник

Причины возникновения синдрома отличника

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится. Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника. Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок, и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания

Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости, или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца. Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания). Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки

Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы, напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка

Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным. Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо

Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей. А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон: «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит,

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех. В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности

И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками: ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего. Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо. Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит. В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят.

в конце дошкольной – начале школьной поры

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь. Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни. Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий. Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо. В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества

Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль. Об этом мы расскажем чуть ниже

Синдром отличника как избавиться: 5 стратегий

Это займет много времени, и, несмотря на то, что на эту тему есть много книг и лекций, ничего не изменится просто так. Реализуйте предложения и начните работать над собой. Все ложится на ваши плечи, когда вы имеете дело с синдромом отличника.

    1. Те, кто страдает синдромом отличника, как правило, недолюбливают себя, потому что они ценят мнение других людей больше, чем свое собственное. Признайте свои собственные недостатки и знайте, что совершать ошибки — это нормально.

    2. Люди с таким синдромом борются с зависимостью от одобрения других, поскольку они высоко ценят чужое мнение. Не забывайте, что совершенство и попытки удовлетворить всех не принесут вам ни радости, ни успеха.

  1. Если для вас важен только конечный результат (скажем, хорошая оценка) и похвала других, вы можете пересмотреть свои приоритеты. Какой смысл учиться, если не получаешь удовольствия от процесса? Вам нужно бороться с синдромом отличника.

  2. Как мы уже говорили ранее, потребность в достижении совершенства почти всегда проистекает из нездорового уровня конкуренции. Вы добьетесь успеха не потому, что действительно этого хотите, а потому, что хотите превзойти конкурентов.

  3. Осознайте, что вас ценят не за ваши достижения

    Люди с синдромом отличника могут неправильно понимать степень привязанности к ним своих близких. Ваши родственники и самые близкие друзья счастливы, что вы родились. И, несмотря на недостатки, вы можете рассчитывать на то, что в такой обстановке вас примут все.

Теперь, когда вы знаете, как побороть синдром отличницы или отличника, вы можете попробовать разобраться с этой проблемой самостоятельно. Хотя преодоление «синдрома студента» — долгий и трудный процесс, мы надеемся, что эта статья помогла вам приблизиться к вашей цели.

Как избавиться от синдрома отличника детям и подросткам

Лучше, если школьник сам осознает наличие проблемы, проявит готовность с ней бороться. Но такое происходит не всегда. Детям сложно осознать, что выбранные ими модели поведения деструктивны, даже если они причиняют страдания. Чтобы преодолеть расстройство, родителям придется приложить усилия со своей стороны:

1
Найдите то, что делает ребенка счастливым
Выделяйте время на такие занятия регулярно

Но и в этих делах важно не переходить черту. Они должны доставлять удовольствие, а не создавать дополнительную тревогу или превращаться в способ получения одобрения.

2
Записывайте достижения ребенка
Важно учитывать не только крупные победы, но и маленькие. Это поможет повысить самооценку, научит положительному отношению к себе.

3
Перераспределите приоритеты
Помогите школьнику найти новые цели, которые ему откликнутся. Вместо того чтобы заслуживать одобрение третьих лиц, он может заниматься любимым делом, отдохнуть. Постоянно совершенствоваться лучше в тех занятиях, которые вызывают интерес. Прочие можно выполнять нормально, средне, чтобы не тратить время и силы на то, что не приносит большой пользы

При этом важно вырабатывать ответственное отношение. Нельзя делать дела плохо, просто не нужно во всем стараться стать лучшим.

4
Объясните, что ошибки и неудачи – это просто часть жизни
Если ребенок боится начинать что-то из-за страха провала, подумайте, к чему это может привести. Чаще всего промахи не вызывают резко негативных изменений в жизни. Когда мальчик или девочка это осознает, начнет меньше тревожиться.
5
Работайте с самооценкой
Лучше обратиться за помощью к психологу, психотерапевту. Со своей стороны, родители могут чаще хвалить детей, напоминать, что любят их всегда, вне зависимости от успехов или ошибок.
6
Откажитесь от сравнений с другими детьми
Причем, не только в негативном, но и в позитивном ключе. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Например, порадуйтесь, что он начал легко решать задачи, тогда как недавно они давались ему с трудом. Или отметьте новое достижение в спорте.
7
Учите радоваться чужим успехам
Это поможет укрепить социальные связи, снизит интенсивность конкуренции между ребенком и окружающими.

Здоровое отношение к неудачам обеспечит более гармоничное и радостное существованиеФото: fizkes / Сайт shutterstock.com

Из-за чего возникает синдром отличника

В основном это ошибки родителей и врожденные особенности характера. Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, которые зачастую бывают незаметны:

Несбывшиеся мечты

Когда родители переносят свои нереализованные желания на ребенка: «Я мечтал стать футболистом, но родители записали меня в музыкальную школу. Пусть теперь мой сын воплотит мою мечту о футболе в жизнь».

Завышенные ожидания

Когда родители хотят, чтобы ребенок был лучшим в классе, в школе, потому что в их семье все педагоги, профессора или академики

Им важно, чтобы, несмотря на возможное отсутствие способностей и талантов, чадо было «на уровне» с ними

Неумение принимать неудачи ребенка

Когда ребенок каждый раз встречает недовольство со стороны мамы и папы, если терпит неудачу, приносит «двойку», поступает не так, как от него ожидают. С детства у него формируется установка: «Если я буду успешен, меня будут любить».

Как помочь ребенку

Если вы обнаружили у своего ребенка синдром отличника, возьмите на заметку рекомендации от детских психологов онлайн-школы Kidskey:

Хвалите ребенка не за оценки, а за знания

Ребенка стоит мотивировать получать знания, интересоваться окружающим миром, делать свои открытия, а не стремиться получать высокие оценки. Потому что оценка – это всего лишь цифра, относительное понятие, которое не имеет ничего общего с его истинными талантами и способностями.

Не переносите на личность ребенка успеваемость в школе

Ребенку может быть трудно сидеть тихо на уроках, зато он блестяще выступает на сцене, он может испытывать трудности в математике, зато красиво рисовать. Подчеркивайте его сильные стороны и не сравнивайте с другими детьми. Сейчас такое время, что высокая успеваемость в школе не гарантирует успех в будущем.

Научите ребенка воспринимать ошибки как получение опыта

Все люди ошибаются. Это нормально. Не вините за это ребенка, а рассказывайте, как из ошибок делать правильные выводы. Этот навык пригодится ему не только в школе, но и во взрослой жизни.

Научите ребенка анализировать свои поступки

Чтобы не зависеть от внешней похвалы, нужно научиться оценивать свои поступки со стороны. Например, если получил плохую оценку, но сделал все, что от тебя зависит – ты молодец! Такой самоанализ поможет сохранить адекватную самооценку (ссылка на статью про самооценку) и выстраивать личные границы.

Чаще обнимайте ребенка и демонстрируйте безусловную любовь

При любом поведении ребенка дарите ему столько тепла и безусловной любви, сколько можете. Будьте ему защитой и опорой, давая понять: «что бы ни случилось, я на твоей стороне». Тогда в будущем ему не придется быть хорошим и удобным, чтобы заслужить любовь окружающих в ущерб себе.

Учеба – важная ступень в жизни, но ребенку нужно объяснить, что не всегда стоит быть первым. Успеваемость в школе – это не главное, уроки – тоже. Иногда лучше перестать гнаться за идеалом, а направить усилия на то, что у ребенка получается лучше всего, не забывая о простых радостях жизни. Ведь именно с них складывается то главное, ради чего мы все живем – счастье.

Как распознать синдром отличника

Если у ребенка начинает проявляться данный синдром, это можно заметить не сразу. Сначала кажется, что дитё просто имеет высокие требования к себе, все больше старается и старается. Но иногда это может стать проблемой. Перфекционисты постоянно не довольны своими результатами, какими высокими они не были б. Они все делают «на отлично» не только в учебе, но и в жизни и страшно боятся ошибиться. Они не умеют принимать самостоятельные решения, поскольку постоянно присутствует страх сделать что-то не так.

Обычно сидром отличника проявляется в ряде следующих признаков:

  • ребенок очень близко к сердцу принимает любую, даже самую безобидную критику;
  • ревнует, если кто-то другой получает оценку выше, чем у него;
  • не увлекается играми и не общается с друзьями, а постоянно сидит за уроками;
  • резкие смены настроения в зависимости от того похвалили или раскритиковали, сопровождается изменением самооценки;
  • если отличника не похвалить, он может даже заплакать от обиды;
  • ради высокой оценки ребенок готов на все, даже на хитрость и обман;
  • главная цель – это не знания, а хорошая оценка, ребенок в желании ее получить, способен на самые глупые и безрассудные поступки.

Иногда родители не замечают или не хотят замечать синдром отличника у ребенка. Но если он переходит все допустимые нормы, то нужно знать, как избавиться от синдрома отличника.

Методы борьбы с синдромом отличника

Может родители сами перфекционисты, и поэтому уверенны, что их дети должны быть лучшими во всем, и сознательно воспитывают отличников. А может они предают слишком большое значение качеству оценок. В такой атмосфере ребенок растет в страхе не угодить своим предкам и старается вовсю. Основная задача родителей в таком случае, забыть о себе и объяснить ребенку, что оценки – это не самое главное в жизни, и каждый хоть один раз, но должен получить «кол».
Все хотят вырастить гения. Но часто дети не могут справиться с теми заданиями, которых от них требуют. И когда их становится слишком много, дети теряются

Важно выбрать одно или два направления, которые получаются больше всего, и развивать ребенка именно в этом направлении.
Хоть все дети уникальны и индивидуальны, нельзя постоянно уверять в этом ребенка. Это может сказаться на будущем характере.
Ребенок должен чувствовать, что его будут любить, не зависимо от количества пятерок.
Если отвлечь от учебы чадо очень сложно, нужно принудительно заставлять его гулять и играть

Можно делать это вместе.
Повторяйте, что важен не результат, а желание и умение учится. В процессе познания мира, ребенок постоянно развивается и познает все новые вещи. И это – самая важная задача.

Чтобы ребенок не вырос с синдромом отличника, и не пришлось бороться с этим, нельзя слишком много требовать от него, воспитывать с низкой самооценкой без похвалы, иначе ребенок будет стараться всеми силами доказать обратное. Для детей важна любовь родителей, не зависимо от того, получают они хорошие оценки или плохие. Не всегда все может получаться, и нужно уметь правильно воспринимать ошибки и неудачи и легко идти дальше, не оглядываясь на взрослые предрассудки. Только так сможет вырасти полноценная взрослая личность с сильным и бодрым духом.

Почему детский перфекционизм — не всегда хорошо

На первый взгляд может показаться, что стремление сделать все идеально и получить за это пятерку, похвалу или другие «плюшки» — вполне здоровое. Кажется, что в будущем оно может привести к большим успехам. Отчасти это так: скрупулезность, упорство и требовательность к себе ведут к хорошим результатам. Но и темная сторона у синдрома отличника тоже есть.

Перфекционизм вызывает проблемы со здоровьем

Группа ученых из Испании обследовала почти 3000 детей в возрасте от 8 до 12 лет и выяснила, что перфекционизм по отношению к школьным оценкам тесно связан с целым букетом симптомов: тревожностью, бессонницей, тремором рук, учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, раздражительностью. Также у «патологических отличников», как это ни парадоксально, бывают проблемы с усвоением материала и решением задач.

Ребенок-перфекционист — горе в семье

Если отбросить шуточки, то отличник с синдромом не только сам страдает из-за своего болезненного отношения к оценкам, но и вгоняет в стресс всю семью. Не так-то просто поить ребенка пустырником перед каждой контрольной, выдерживать истерики из-за того, что у него не получается безупречно сыграть новую пьесу на фортепиано, или до двух ночи вместе перерисовывать генеалогическое древо, потому что первые версии оказались недостаточно хороши и полетели в мусорку.

Синдром отличника не проходит с возрастом

Взрослые тоже от него страдают: по данным исследований, число перфекционистов с 1980 года неуклонно растет. У взрослых синдром отличника проявляется почти так же, как и у детей — с поправкой на возраст. Кто-то ради повышения или премии работает по 12 часов в день, забыв о хобби, друзьях и отношениях. Кто-то поступает в ненужную ему аспирантуру, потому что это принесет лишнюю корочку и очень порадует маму. Кто-то добивается потрясающих успехов, но все равно постоянно грустит и чувствует себя неудачником — потому что думает, что можно было добиться большего. Ну а кто-то требует невыполнимого от своих детей, ругает их за четверки и таким образом передает синдром отличника по наследству.

Ребенок привыкает измерять результат цифрами

Взрослому человеку понятно, что пятерка в дневнике или зачетке — далеко не всегда показатель трудолюбия и глубоких знаний. Но, когда ребенок ориентируется только на такие простые, измеримые и понятные показатели успеха, он не учится анализировать свои поступки и результаты, рефлексировать. Получил пятерку — значит все супер, не над чем больше работать. Получил оценку меньше пяти — я просто плохо старался, надо еще посидеть над уроками.

При этом за пятеркой могут остаться незамеченными пробелы в знаниях. А четверка, наоборот, может показывать, что ребенок прекрасно потрудился. Но, возможно, учитель к нему строг или нужно больше отдыхать, потому что из-за усталости школьник допустил досадную ошибку.

Та же история и с внешкольными занятиями. Кому-то легко дается спорт или музыка, а кому-то приходится основательно потрудиться, чтобы хорошо забивать мячи или играть на скрипке. Если ребенок всех измеряет цифрами, грамотами и похвалами учителей, он рискует не увидеть, над чем ему действительно стоит поработать. Или не понять, что один его забитый гол достоин большего восхищения, чем чье-то звание лучшего нападающего. Просто потому что он на этот гол потратили куда больше времени и стараний.

Проблема в школе

Если ребенок расстраивается из-за четверок, нужно понять, в какой момент он начал воспринимать их как плохую оценку. Кто-то вложил в него информацию, что качественная работа — это только на пять? Возможно, в школе культивируется конкурентная среда.

Иногда тип нервной системы ребенка не предполагает длительных перегрузок, и ему тяжело в школе с высокими требованиями. Тогда проблему можно решить переводом в школу с меньшей нагрузкой и более мягким подходом. Присмотритесь: возможно, в соседнем районе есть менее известная, но уютная школа с профессиональным педсоставом и дружественной атмосферой.

Проблема в семье

Если вы осознаете, что ребенок чувствует много давления и недостаточно любви, вывод один: обнимайтесь чаще. Введите вечерний ритуал «обнимашек». По-началу достаточно просто обняться и постоять так вместе

Ребенку это важно. Со временем он сам будет просить объятий, а там и другие члены семьи подхватят привычку

Проблема в родительском перфекционизме

Если же самоанализ наводит на мысль, что корень проблем ребенка лежит в том, что родитель сам страдает навязчивым перфекционизмом, осознанный взрослый обращается за помощью к психотерапевту. Но нужно понять и принять, что поменять поведение в момент не получится. Придется набраться терпения.

Синдром отличницы или отличника — что это такое

Так называют стремление человека быть в определенном деле (а иногда и во всем) лучше окружающих и при этом получать одобрение от значимых для него людей. По сути, это болезненная зависимость от мнения окружающих, желание быть всегда первым, страх оказаться не на высоте.

Человек с синдромом отличника, как и перфекционист, старается во всем быть круглым «пятерочником». Только перфекционист зациклен на результате как таковом

Ему не так важно, что скажут другие. Главное — чтобы он сам оценивал свой результат как идеальный

Для «отличника» же оценка со стороны, похвала являются очень значимыми. Эти симптомы можно наблюдать как у мужчин, так и у женщин.

Синдром отличника или отличницы может проявляться по-разному. Кто-то, получив задание от начальника, которое нужно выполнить в течение 2-3 дней, будет в первый же день сидеть на работе допоздна, пока не справится. А после этого еще несколько раз перепроверит — не упустил ли какую-нибудь деталь. Ведь все должно быть идеально.

Любой другой на его месте сделал бы и сдал все в срок, не переживая из-за возможных недочетов. Ведь их всегда можно исправить, если начальнику что-то не понравится. Но отличник, который уверен, что он все и всегда делает идеально, не может допустить критики со стороны начальства или коллег. Он переживает ее очень болезненно. Поэтому старается с первого раза выполнить работу на отлично. Оценка «хорошо» его не устраивает.

Когда подобное отношение распространяется только на работу, это даже неплохо. Начальство сможет оценить по достоинству вашу компетентность и продвинуть по карьерной лестнице. 

Но у многих отличников подобные симптомы заметны и во всем остальном (внешний вид, личная жизнь, порядок в доме, излишняя требовательность к домашним). А это уже сильно усложняет жизнь не только им самим, но и их близким. Вся жизнь таких отличников должна соответствовать самым высоким стандартам. Все промахи, недочеты, оплошности, ошибки, замеченные окружающими, воспринимаются как трагедия.

Мнение окружающих настолько важно для них, что они испытывают постоянные перепады настроения. Если заметили и похвалили — человек полон энтузиазма и готов буквально горы свернуть

Если результаты его труда остаются незамеченными или кто-то проявил себя лучше и заслужил похвалу, у него опускаются руки, появляется апатия.

Отличник живет в состоянии постоянного соревнования с «конкурентами» за качественный результат и похвалу.

Синдром отличника нельзя однозначно охарактеризовать как плохой или хороший. С одной стороны, он отнимает массу лишнего времени у его обладателя, с другой — заставляет ответственно относиться к порученному делу, быть внимательным, скрупулезным, соблюдать сроки, не подводить людей. Поэтому полностью искоренять его не стоит — лучше просто взять его под свой контроль.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий