Методы лечения
Чаще всего для лечения СДВГ применяется комплексная терапия, включающая применение лекарственных препаратов и психологическую коррекцию.
Медикаментозное лечение подразумевает выписывание малышу ноотропных средств (например, «Энцефабол» или «Кортексин»), они хорошо влияют на активность головного мозга и помогают справиться с невнимательностью.
При гиперактивности используются иные лекарственные средства, направленные на торможение процессов в мозге. Это, например, «Фенибут» или «Пантогам». Отметим, что самостоятельно «прописывать» ребенку тот или иной препарат недопустимо, даже если на первый взгляд симптоматика полностью соответствует указанной в инструкции. Только врач после диагностики может это сделать.
Кроме того, могут быть назначены и витамины, кислоты и минералы, необходимые для нормальной работы мозга:
- кальций, в котором нуждается растущий организм;
- магний, улучшающий память;
- омега-3, стимулирующие работу мозга;
- В4 (холин) и лецитин, которые становятся «строительными материалами» для мозга.
Для получения этих необходимых веществ следует включать в рацион малыша рыбу, яйца, гречку, печень.
Можно использовать и дополнительные методы коррекционной работы:
- кинезиотерапию – лечебную физкультуру, включающую дыхательные упражнения;
- работу с глиной, песком, водой. Можно приобрести кинетический песок, из которого ребенок сможет вылепить замок или целый город. Такой современный материал, как правило, вызывает у малышей восторг.
Специалисты рекомендуют организовывать такие игры под присмотром взрослых, однако важно, чтобы родители не диктовали крохе свою волю, а позволили ему придумывать свои правила игры
Дополнительные методы
Стараться помочь ребенку с дефицитом внимания необходимо всеми доступными средствами. Например, классическая музыка позволит сконцентрироваться. Следует включать крохе такие произведения:
- Моцарт, симфония № 40 соль минор;
- Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 5-6.
Кроме того, есть немало полезных игр, которые и порадуют малыша, и помогут справиться с проблемой. Рассмотрим некоторые из них.
«Лови — не лови».
Полезна для гиперактивных малышей. Суть проста: родитель и ребенок договариваются, что когда мама кидает мячик и произносит название животного, малыш должен его поймать. Если же называется все, что угодно, кроме животных, мяч отбрасывается
Важно и то, что задание постоянно меняется. Например, 5 минут играли в «Рыба — не рыба», затем 5 минут играем в «Одежда – не одежда»
«Последний из могикан».
Перед игрой родителям лучше рассказать ребенку историю об индейцах или посмотреть фильм, чтобы создать необходимую атмосферу. Далее мама говорит о том, что очень внимательны были индейцы в тот момент, когда откапывали «топор войны» (готовились к войне), они внимательно прислушивались ко всем звукам, которые их окружали. Затем предложить ребенку на время стать индейцем, закрыть глаза и прислушаться, стараясь уловить как можно больше шумов и определить их источники. Для усложнения задания родитель может дополнительно издавать звуки, например, полистать книжные страницы или постучать ложкой о чашку.
«Дрессированная муха».
Предварительно нужно расчертить лист бумаги на 16 клеточек (должен получиться квадрат 4х4 клетки), а также подготовить изображение мухи (нарисовать или использовать обычную пуговицу). «Муха» помещается на любую клетку. После этого родитель отдает ей «указание» переместиться на заданное количество позиций (например, две клетки влево, одну вверх), ребенок внимательно слушает и ставит фигурку в конечную точку, становясь «повелителем мух».
«Все наоборот».
Эта забава придется по вкусу упрямым детям, которые очень любят делать все назло. Суть проста: родитель показывает движения, ребенок должен повторить их, но наоборот. То есть если мама подняла руку, то задача малыша – опустить, если мама подпрыгнула – ребенок приседает. Также можно вставлять в игру и слова (мама говорит «белый», ребенок должен сказать «черный»).
Причины возникновения СДВГ у детей
Ниже приведены основные причины возникновения СДВГ у детей.
1. Гены
Данные показывают, что СДВГ может передаваться по наследству от родителей или родственников. У ребенка, у которого диагностирован СДВГ, скорее всего, есть родственник, который страдает этим заболеванием.
2. Диета
Некоторые диетические компоненты могут способствовать развитию СДВГ. Например, дети и подростки, злоупотребляющие рафинированным сахаром, жиром, натрием, в 2 раза чаще имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности.
3. Травма головного мозга
Дети, страдающие от черепно-мозговой травмы или травмы, вызванной ударом по голове, инсультом или опухолью головного мозга, могут испытывать нерегулярные импульсы и двигательную активность наряду с проблемами, связанными с вниманием. 4
Социальные обстоятельства
4. Социальные обстоятельства
СДВГ, как известно, усугубляется некоторыми стилями воспитания и социальными обстоятельствами. Напряженная обстановка дома также может ухудшить симптомы заболевания.
А если не лечить? Чем грозит игнорирование СДВГ
Есть мнение, что ребенок либо перерастает это заболевание в подростковом возрасте, либо живет с ним всю жизнь. Но на практике все гораздо сложнее.
Если диагноз поставлен в раннем детском возрасте и предприняты все меры для лечения СДВГ, то есть все шансы, что к школе ребенок полностью от него избавится. Если же родители решили оставить все как есть, то они должны быть готовы к тому, что ребенок (да и они сами) столкнутся со множеством проблем:
- низкая успеваемость;
- отсутствие интереса к учебе;
- неспособность усвоить школьную программу;
- неадекватное поведение;
- сложности в общении с одноклассниками.
Дети с СДВГ становятся изгоями в школе и во дворе, им сложно наладить отношения со сверстниками
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите “да”, избегайте слов “нет” и “нельзя”.
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения – что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка – его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы “удавались” ребёнку и повышали его уверенность в себе
СДВГ, социальные навыки и отношения
При обсуждении СДВГ нередко делается акцент на том, как человек с этим синдромом справляется с когнитивными задачами, учебой или работой. Однако необходимо помнить, что при СДВГ страдают и социальные навыки.
Для эффективного взаимодействия с другими людьми необходимо проявлять внимательность, ответственность и контролировать свою импульсивность. При СДВГ все три пункта ставятся под удар. Проявляясь в невнимательности к деталям, в забывчивости, в неорганизованности и непунктуальности, в склонности перебивать и не слушать до конца, СДВГ может восприниматься окружающими как признак намеренной грубости и эгоизма. Это, в свою очередь, может приводить к неприятию человека с СДВГ и его социальной изоляции
Поскольку усвоение социальных сигналов, правил вежливости и прочих социально релевантных принципов происходит еще в детстве, ребенку с СДВГ могут помочь ролевые игры, в которых воспроизводятся типичные социальные ситуации и обращается его внимание на необходимые детали
Импульсивность людей с СДВГ может по-особому отражаться на том, как они выстраивают романтические отношения. Поскольку в начале отношений, на этапе влюбленности, присутствует эффект новизны, в человеке с СДВГ это может породить гиперфиксацию и чрезмерную поглощенность партнером. Затем, когда неизбежно наступает эмоциональная адаптация и человек с СДВГ начинает испытывать сложности с концентрацией внимания на отношениях, может возникнуть ощущение, что он отдаляется от партнера, и это может быть интерпретировано как охлаждение. Более того, человек с СДВГ может непроизвольно пытаться вернуть себе прежний уровень положительной эмоциональной стимуляции через определенные стратегии: он стремится перейти на следующий уровень отношений, игнорируя естественную динамику их развития, переключается на новые отношения, старается скорректировать партнера и т. д.
Несомненно, подобные паттерны поведения также имеют место в социальных взаимодействиях и отношениях нормотипичных людей — возможно, с меньшей выраженностью. Поэтому и к случаям, когда речь идет об СДВГ, применим универсальный принцип: первый шаг к балансу в социальных или романтических взаимодействиях — это открытое обсуждение возникающих проблем, а также возможностей человека, его желаний или отсутствия таковых.
Диагностика синдрома дефицита внимания: главные трудности
Диагностика синдрома дефицита внимания часто проводится в возрасте 5-6 лет. Но иногда тревожные признаки появляются уже на первом году жизни. Чем раньше будут диагностированы симптомы, тем более эффективным становится лечение.
Диагностические критерии DSM-5
Критерии DSM-5 используется для установления трех типов основных расстройств и двух дополнительных:
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание дефицита внимания;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: преобладание гиперактивности и импульсивности;
- расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности: смешанный тип;
- другое уточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности;
- неуточненное расстройство дефицита внимания и/или гиперактивности.
Для того чтобы установить диагноз СДВГ у детей до 16 лет, необходимо наличие 6 соответствующих симптомов. У подростков после 16 лет и взрослых достаточно 5 симптомов.
СДВГ с преобладанием дефицита внимания устанавливается при наличии следующих симптомов и характеристик:
не уделяет внимания деталям, допускает небрежные ошибки (во время учебы, работы);
не может удерживать внимание на играх, задачах;
кажется, что не слушает, когда к нему обращаются напрямую;
не выполняет инструкции и не может своевременно выполнять задачи из-за постоянного отвлечения;
испытывает проблемы с распорядком дня;
избегает или неохотно выполняет задачи, которые требуют усидчивости и продолжительных умственных усилий;
часто теряет свои вещи;
легко отвлекается;
забывчив в повседневной деятельности.
СДВГ с преобладанием гиперактивности у ребенка устанавливается на основании следующих характеристик:
- постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле;
- уходит с рабочего места (урока), когда это неуместно;
- не может спокойно играть или работать;
- активно двигается в неуместных ситуациях;
- при общении часто перебивает других, не может дождаться своей очереди говорить;
- очень много говорит, речь торопливая.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей может быть выставлен лишь в том случае, если симптомы регулярно присутствуют на протяжении 6 месяцев. Также для постановки диагноза требуется соблюдение следующих условий:
- симптомы дефицита внимания и/или гиперактивности впервые появились в возрасте до 12 лет;
- несколько симптомов присутствуют не менее чем в 2 разных условиях (в школе, дома, во время общения с друзьями);
- симптомы СДВГ мешают учебе, работе или повседневной жизни;
- симптомы заболевания не объясняются другими психическими и неврологическими расстройствами.
Диагноз СДВГ чаще всего выставляется врачом-неврологом.
Опрос и осмотр
В первую очередь врач-невролог проводит опрос родителей. При подозрении на диагноз СДВГ специалист уточняет особенности внутриутробного развития плода. Кроме того, врач выясняет:
- когда начались первые проявления заболевания;
- какие симптомы появились у ребенка;
- как развивались симптомы заболевания.
Во время опроса врач наблюдает за поведением ребенка: оценивается перемена настроения, двигательной активности в ходе беседы, при осмотре и в момент тестирования. Далее определяется неврологический статус пациента:
- особенности поведения ребенка, внешний вид;
- оценка состояния черепно-мозговых нервов;
- оценка двигательной активности.
Данные анамнеза
Для постановки диагноза СДВГ большое значение имеют данные анамнеза:
- токсикозы у матери во время беременности;
- риск прерывания беременности;
- хронические инфекционные и неинфекционные заболевания у матери;
- резус-конфликт матери и плода;
- патологические роды и родовые травмы;
- фебрильные судороги;
- менингеальные симптомы при гипертермии (высокой температуре);
- наркозы во время беременности матери и в первые годы жизни ребенка.
Объективные методы обследования
В качестве объективных методов исследования используются:
- электроэнцефалография;
- ЭХО-ЭГ;
- нейросонография;
- компьютерная томография;
- допплерография.
Перечень исследований может быть дополнен в зависимости от клинической симптоматики. Для точной верификации диагноза к консультации могут привлекаться: невролог, нейрохирург и психотерапевт.
Нейропсихологическое исследование
Исследуется уровень стресса, при помощи специальных методик определяется уровень эмоционально-социальной поддержки. Для наиболее точной оценки состояния ребенка может потребоваться консультация клинического психолога.
Психологический анализ
Большое внимание в формировании СДВГ играет психологическая обстановка. У детей, находящихся в конфликтной атмосфере, заболевание формируется значительно чаще
Проблемы в которых эфективна детская психотерапия
- Детские и подростковые:
- Непослушание, проблемы взаимопонимания;
- Проблемы общения:
- замкнутость,
- конфликтность,
- неуверенность;
- Нарушения сна;
- Агрессивность, раздражительность;
- Тревожность, плаксивость, страхи;
- Комплексная диагностика развития.
- Школьные:
- Неуспеваемость, нежелание учиться;
- Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
- Неусидчивость, гиперактивность;
- Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
- Выявлена или подозревается задержка развития;
- Профориентация для подростков.
- Помощь и консультации родителям:
- Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
- Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
- Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
- Выбрать учебную программу;
- Преодолеть семейные проблемы.
- Диагностированные детские:
- СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- РДА — ранний детский аутизм;
- Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
- ЗПР — задержка психического развития;
- УО — умственная отсталость;
- ДЦП — детский церебральный паралич.
Варианты лечения СДВГ в клинике Госпитальная
Консультация ВРАЧА психиатра
Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму
- беседа для точного определения проблемы;
- избрание оптимальной схемы лечения;
- разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.
Время консультации – до 60 минут.
На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.
Стоимость 5 000 ₽
Амбулаторное лечение
- Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
- Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
- Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
контроль опытным медперсоналом;
Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!
Стоимость 6 500 ₽
Стационарное лечение
- Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
- Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
- Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;
Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!
Стоимость от 7 000 ₽
Причины развития СДВГ
Неблагоприятные факторы течения беременности:
- Гипоксия плода
- Угроза прерывания беременности
- Стрессы во время беременности
- Неправильное питание во время беременности
- Курение
Неблагоприятные факторы в родах:
- Затяжные роды
- Стремительные роды
- Стимуляция родовой деятельности
- Недоношенность (роды до 38 недель беременности)
Иные факторы:
- Наличие у ребенка неврологических заболеваний
- Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
- Излишняя строгость в отношении ребенка
- Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
- Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка
Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.
Классификация СДВГ
В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности
- Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.
Определение и диагностические критерии
В настоящее время основой для установления диагноза является феноменологическая психологическая характеристика. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.
Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.
Импульсивность
Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.
Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5
Согласно DSM-5, диагноз Синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6 лет). Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельными для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны проявляться и до 12 лет, и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.
Невнимательность
Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).
Гиперактивность
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
- Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
- Бывает болтливым.
- Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
- Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
- Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит “свернувшись калачиком”.
Симптомокомплекс СДВГ
Симптомокомплекс СДВГ включает невнимательность, гиперактивность, импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Также могут наблюдаться расстройства тревожного спектра.
Нарушения внимания
Дети с дефицитом внимания способны сохранять концентрацию не более нескольких минут. Эта проблема сильно влияет на школьную успеваемость. Ребенок не может выполнить задание до конца, быстро переключается на сторонние раздражители. Из-за выраженной отвлекаемости он не может дослушать учителя до конца, упускает важные детали при обучении.
Также дети с СДВГ склонны к забывчивости: они часто теряют школьные принадлежности и учебники, а на рабочем месте у них царит беспорядок.
Гиперактивность (избыточная двигательная активность)
Дети с СДВГ — это бесконечный двигатель. Они не способны длительно находиться в состоянии покоя и пребывают в постоянном движении. Такое поведение проявляется вне зависимости от обстановки: даже в самом спокойном коллективе такой ребенок будет постоянно стремиться к бесцельным движениям. Если дефицит внимания становится заметен в школьном возрасте, то гиперактивность — наиболее раннее проявление СДВГ. Родители начинают отмечать повышенную активность своего ребенка уже на первом-втором году жизни.
Гиперактивность проявляется не только в активных движениях (постоянно двигает руками и ногами, ерзает на стуле), но и деструктивным поведением в коллективе. Ребенок с СДВГ может отвлекать одноклассников от учебы, мешать проведению уроков и т. д.
Несмотря на достаточно яркие проявления, диагностировать гиперактивность сложно. Во время визита к врачу ребенок испытывает волнение в неизвестной обстановке. Это тормозит проявления гиперактивности на приеме у специалиста. Чрезмерная подвижность более выражена у мальчиков. Поэтому маловыраженные симптомы у девочек могут затруднять постановку диагноза.
Импульсивность (недостаток контроля поведения)
Ребенок не ждет от окружающих инструкций и быстро реагирует на ситуацию. Это связано с особенностями функционирования головного мозга, а не проблемами в воспитании. Например, он стремится максимально быстро выполнить задание учителя, но не может адекватно оценить его требования. Импульсивность детей с СДВГ дополняется небрежностью, невнимательностью и легкомыслием.
Дополнительная симптоматика
На этом проявления СДВГ у человека не заканчиваются. Этот симптомокомплекс может быть дополнен рядом неврологических и поведенческих расстройств:
- легкие неврологические нарушения. У ребенка могут диагностироваться тремор, гиперкинезы, повышение сухожильных рефлексов и нарушения координации движений. Они могут быть объективно выявлены во время неврологического приема;
- эмоциональная лабильность. У ребенка наблюдается частая смена настроения, повышенная тревожность и раздражительность. Маленькие дети испытывают беспокойство, становятся плаксивыми. Родители видят, что их ребенок более эмоционален в сравнении со сверстниками;
- нарушения восприятия. Чаще всего поражается зрительный анализатор (ребенок не может обвести контуры простых рисунков). Но также может нарушаться ориентация в пространстве, он может неправильно читать буквы, воспринимать звуки на слух и т. д.;
- невротические привычки. У ребенка появляются симптомы, свидетельствующие о внутреннем напряжении. Он может грызть ноги, сосать большой палец, постоянно сжимать пальцы и т. д.;
- нарушения сна. Пожалуй, этот симптом родители могут заметить с самого рождения. У ребенка с самых первых дней нарушены естественные биоритмы: сон днем и бодрствование ночью. У подростков сопровождается поздним засыпанием и тяжелым утренним пробуждением;
- повышенная психическая утомляемость. Ребенок быстро устает даже от незначительных нагрузок, могут появляться головные боли;
- тики и заикание. Это не обязательные симптомы СДВГ, но они также могут наблюдаться у детей и становиться поводом для обращения к специалисту.