Семья как основа нравственного воспитания

Школьники, подростки и нравственность

Воспитанность — важное качество, которое прививается ребенку с малых лет. Школьный возраст в отношении развития нравственности самый сложный, поскольку в современном мире царит очень много соблазнов и жестокости

Хрупкая и чуткая психика ребенка может достойно пройти через моральный и этический конфликт только при хорошем воспитании в первые годы жизни. В противном случае школьные годы могут сделать детей черствыми, равнодушными и отстраненными. Мораль и этика в этом возрасте должны становиться предметами дискуссий и регулярных разборов, но для того чтобы в них участвовать, у школьника должна быть база в виде усвоенного поведения и эмоциональной зрелости. Школьник, не умеющий откладывать свои желания, не признающий интересы других, с низким уровнем воспитанности, в этом возрасте не будет способен постигать моральные и этические нормы, так как в них не нуждается.

Моральные нормы и этические ценности закладываются только на основе уважения чужих взглядов, представления о мире как о месте, где живут миллионы таких же личностей.

Нравственное воспитание в этом возрасте — это развитие понятий «общество», «Родина», «ответственность», «долг», «обязанности» и пр. Школьникам в силу их повышенной эмоциональности нужные яркие примеры, истории и образы, которые могли бы привлечь их воображение. Со временем у школьников появляется критическое отношение к моральным и нравственным ценностям, но это часто возникает не из-за желания противостоять нормам, как постичь их от обратного. Подросток критикует нравственные ценности, пытаясь проверить их на прочность и нуждаясь в победе взрослого.

Семейный круг не менее важен в этом возрасте. Школьники и подростки вступают в столкновения с родителями, проверяя их убеждения и их поведение

И если родители смогут в критических обстоятельствах остаться верны своим словам, то для нравственного развития подростка это будет важное достижение

Духовно нравственное воспитание детей и молодежи прочно связано с разбором отношений между ними

В этом смысле важно рассмотрение понятий «товарищество», «дружба», «любовь», «счастье» и пр

Воспитание малышей

Переоценить роль семьи в нравственном воспитании невозможно. Заниматься в этом отношении с детьми нужно с раннего возраста, только так можно получить плоды своего воспитания. Моральные вопросы и дилеммы начинают появляться у малышей с началом первых контактом с людьми. Ребенок, играя со своими сверстниками, переживает множество новых чувств, одно из которых — здоровая агрессия.

Малыш конкурирует, отстаивает свои права и вещи, и в ссорах до определенной черты поступает здраво, пока у него не начинают складываться привычки и модели поведения, которые делают его ограниченным в контактах. Например, чтобы не делиться с другими, он играет в одиночестве или дерется так часто, что его никто не принимает в игры. Нравственное воспитание должно помочь выработать у малыша определенные манеры поведения, которые помогут ему социализироваться и адаптироваться в обществе, а не мешать другим. Взрослый при этом играет самую важную роль. В младшем возрасте разговоры с крохами не помогут, работает только сила примера, который показывают родители в общении друг с другом и ребенком.

Дети могут учиться до определенного возраста, только в играх они попробуют свое новое поведение как будто понарошку. Несмотря на то что игра — занятие не серьезное, чувства, которые переживаются в них, сильные и настоящие. В играх, где по условиям нужно делиться, вести себя сдержанно, внимательно и аккуратно, малыш сможет отточить свои навыки поведения и заложить основу для своего нравственного воспитания.

Условия продуктивного нравственного развития младшего школьника в семье

Чтобы нравственное воспитание имело должный эффект, и семья способствовала раскрытию нравственного потенциала ребенка младшего школьного возраста, выработке у него нравственных ориентиров деятельности и формирования нравственных потребностей, родителям необходимо соблюдать следующие условия воспитания:

  1. Создание атмосферы любви. Ребенку необходимо чувствовать себя нужным и любимым. Без этого у него не будет стимула для развития в любом направлении. Любовь и забота пробуждают ответные чувства в нем. Он делает их основой своего социального поведения и взаимодействия с окружающими. При этом, любовь должна иметь разумные рамки т.е. родители должны адекватно оценивать поведение ребенка, не поощрять переход моральных границ, указывая на недопустимость этого.
  2. Создание атмосферы искренности. Она означает уход от лжи в любых ситуациях. Ребенок чувствует, сели ему врут или скрывают что-то, недоговаривают. В младшем школьном возрасте, подмечая такое поведение родителей, дети формируют неверное представление о своем месте в семье и своей значимости для родителей. Это приводит к деформации нравственных представлений и формировании неверных нравственных установок.
  3. Использование разъяснения в различных ситуациях. Младшему школьнику недостаточно запрета на совершения чего-то или констатации неправильного поведения. Ему необходимо объяснения значимости своего поступка, причин его верности или неверности. Необходимо разъяснять детям правильность и неправильность их поступков в доступной для их понимания форме. Кроме того, необходимо предоставлять право рассуждения и самим детям. Рассуждая они могут прийти к истине и постичь то или иное нравственное понятие.
  4. Исключение упреков в воспитательном процессе. Упреки вызывают у ребенка младшего школьного возраста неуверенность в себе и своих возможностях, силах и способностях. Это приводит к расслаблению волевых способностей ребенка. Ребенок не может принимать решения и преодолевать трудности самостоятельно.
  5. Сохранение целомудрия в семейных отношениях.
  6. Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми и наблюдения за безнравственным поведением.
  7. Приобщение младших дошкольников к домашнему труду. Выполнение простых домашних обязанностей, их регулярный характер способствует формированию трудолюбия и выработке нравственных ориентиров деятельности.
  8. Проявление уважения к личности ребенка. Учет его мнения, потребностей и интересов. Диктаторский стиль воспитания не дает должного воспитательного эффекта. Принуждение к чему-либо оказывает отрицательный эффект в нравственном развитии младшего школьника.

Мама и ее роль в нравственном воспитании

Мама обязана воспитывать своего ребенка

Важное нравственное достижение для малыша — это научиться понимать слова «нельзя» и «можно». Это должны быть первые шаги на пути к освоению мира и других людей

Если ребенок не освоит такие правила, он будет обращаться с другими нереалистично, как будто в мире есть только одни его интересы и он сам.

«Можно» и «нельзя» лучше усваиваются из уст матери, имеющей с ребенком тесный эмоциональный контакт, через который нравственные идеи передаются быстрее всего. Мама обязана контролировать поведение малыша в этом возрасте методом оценки. Есть такие родители, которые выступают против оценки и не стремятся ее давать, но на самом деле ее отсутствие ребенок интерпретирует по-своему, и часто в положительную сторону. Молчание, как правило, означает «можно». Безусловно, травмировать дитя постоянными нравственными убеждениями не стоит. К ним нужно прибегать в тех случаях, когда обойтись без них нельзя — в случае серьезного проступка.

Каковы 5 главных моральных ценностей вашей семьи?

Кэти Слаттенгрен, магистр, редактор бесценного воспитания (подпишитесь на ежемесячный информационный бюллетень для родителей и получите более 20 печатных таблиц для детей и родителей)

Аудио HTML5 не поддерживается
(послушайте статью, прочитанную автором)

Каковы ваши самые глубокие моральные ценности? Как вы обучаете этим ценностям своих детей? Вы делаете это в одиночку или обращаетесь за помощью к религиозным организациям или другим ресурсам?

Научить детей нравственным ценностям — одна из самых важных родительских обязанностей.

Какие есть примеры морали?

Что значит быть хорошим человеком? Какие качества ваша семья больше всего ценит? Рене Трюдо, автор книги «Воспитание души вашей семьи», поделилась, что, когда ее сын пошел в среднюю школу, они создали «Декларацию о целях семьи». По ее словам, они «выделили пять самых важных для нас качеств. На вершине нашего списка: сострадание — к себе и к другим».

Какие добродетели входят в пятерку лучших в вашей семье? Некоторые моральные ценности, которые следует учитывать, включают:

Заслуживающий доверия

Надежно делать то, что правильно, даже когда это трудно, быть верным своему слову

Один из способов помочь вашим детям усвоить эти характеристики — это замечать их.

Очень мило с твоей стороны помочь ему.

Приверженность своим моральным ценностям

Существует большая разница между знанием моральных ценностей и попыткой перенять эти черты. Часто отстаивание своей морали требует мужества и силы.

После того, как ваша семья выберет пять ваших главных ценностей, найдите примеры того, как вы демонстрировали их в прошлом. Ваши дети могут захотеть создать плакат для каждого значения с картинками и примерами этого значения. Оставьте место, чтобы добавить больше примеров.

Затем предложите каждому человеку выделить одну ценность, на которой он хочет сосредоточиться в течение недели. Ежедневно проверяйте друг друга, чтобы узнать, есть ли возможность действовать в соответствии с этой ценностью.

Задавая эти вопросы своим детям, вы показываете, что вам небезразличны эти ценности. Как и взрослые, ваши дети будут совершать ошибки и вести себя так, что это не соответствует их высшим ценностям. Когда это произойдет, помогите им найти способ загладить свою вину. Задавайте вопросы, чтобы помочь своим детям понять, что они хотели бы сделать, чтобы улучшить ситуацию.

Действия в соответствии со своими моральными ценностями

У ваших детей будет ежедневная возможность действовать в соответствии со своими ценностями. Этичное поведение требует твердого морального убеждения.

Гордость, когда ваши дети проявляют сострадание и берут на себя ответственность за то, что говорят.
Во время баскетбольного матча средней школы в Кеноше, штат Висконсин, дети продемонстрировали свои моральные убеждения.
CBS сообщила: «Студенты-спортсмены заступились за одну из чирлидеров команды, когда услышали уничижительные слова в ее адрес во время баскетбольного матча в средней школе Линкольна.

Студенты Neurodiverse, такие как Дезире, предлагают возможности продемонстрировать свои ценности. Вы можете помочь своим детям построить
сочувствие и
сострадание к нейроразнообразным детям, посмотрев некоторые видео Криса Алмера,
учитель специального образования и основатель Special Books by Special Kids.

Не всегда легко контролировать свои слова и действия. Тренер моего сына по кроссу научил детей использовать аббревиатуру ДУМАТЬ, прежде чем говорить или действовать, обдумывая:

  • Т- Это правда?
  • H- Это полезно?
  • I- Это вдохновляет?
  • Н- Это необходимо?
  • К- Это любезно?

Эта простая аббревиатура помогает детям сделать паузу, чтобы заранее обдумать влияние своих слов и действий.

Детский дошкольный коллектив

Детский коллектив — это вторая модель общества после семьи, в которой ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Здесь нравственные правила проверяются и оттачиваются. Ребенок попадает в большое количество ситуаций и нуждается на первых порах в постоянном присутствии взрослого.

Создали архив из tnt-porno.ru для вас: Такие вещи нужно смотреть, чтобы учится новым приемам в сексе: лучшая порнуха слитая с канала TNT до 2022 года архив самых лучший порно фильмов!. Воспользуйтесь возможностью узнать больше всего лишь одной ссылкой – посетите страницу https://samara.indigram.info и оцените её безупречность. Дайте возможность новым эмоциям процветать с https://chelny.inditail.net и обнаружьте бескрайний мир романтики в Набережных Челнах. Отличный выбор для знакомств в Балашихе – всего лишь один клик на https://bal.inditok.info, чтобы начать новую главу вашей счастливой жизни!. Встречайтесь с умными и красивыми девушками Ачинска на https://achinsk.inditube.info и окунитесь в увлекательный мир романтики и приключений. Ищешь встречу здесь в Подольске? Тогда кликай на https://podolsk.indigram.info и окунись в мир романтики!. Желаете познакомиться с интересными девушками? Посетите https://gatchina.indi-hub.com и обретите свою судьбу прямо здесь, в Гатчине. Познакомьтесь с привлекательными девушками из Нижневартовска и найдите свою половинку на платформе для знакомств – https://vartovsk.indigram.info. Для ярких свиданий и новых переживаний, присоединяйтесь к сообществу на https://kirov.indi-hub.com, где много прекрасных девушек уже ждут вас!

Ищите свою половинку в большом городе? Обратите внимание на сайт a https://balakovo.indigram.info, где вас ждут девушки из Балаково!. На сайте знакомств https://egorevsk.inditube.info вы найдете много интересных девушек из Егорьевска, готовых к новым знакомствам и отношениям

Встречайте интересных и привлекательных девушек в Кисловодске на сайте https://kvodsk.indi-hub.com и запишите свою историю любви прямо сейчас!. Мечтаете о романтических свиданиях с очаровательными девушками? Заходите на https://lobnya.indi-hub.com и откройте дверь к новым возможностям любви и счастья!. Встречайте прекрасных девушек Клина на https://klin.inditok.info, где царит литературный стиль и охватываются все аспекты знакомств. Волшебные знакомства с неповторимыми девушками из Лыткарино доступны на https://lytk.inditube.info – месте, где мечты о любви становятся яркой реальностью. Общайтесь с интересными и привлекательными девушками из Нижнего Новгорода на сайте знакомств – https://nnovgorod.inditok.info, и ваша жизнь наполнится яркими эмоциями. Хочешь провести незабываемые свидания в Серпухове? Тогда присоединяйся к сообществу https://serpuhov.indi-hub.com, где тебя ждут самые очаровательные девушки!. Сделайте свою жизнь яркой и интересной, познакомившись с привлекательными девушками в Ступино на https://stupino.indi-hub.com. Любовь, страсть, романтика – все это ждет тебя на https://rub.inditok.info! Готов открыть новую главу своей жизни?. Не упускайте возможность встретить свою вторую половинку на сайте https://ppk.inditube.info, где множество хороших знакомств ждут вас!

Никакие нравственные доводы не помогут, если малыш не будет поддержан, утешен и услышан. Детям нужно давать возможность жаловаться и плакать и только после этого делать нравственные разборы их поведения.

Публикация «Семья как основа нравственного воспитания» размещена в разделах

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Семья. Все материалы по теме семьи
  • Темочки

Так что же мы должны понимать под понятием нравственное воспитание ребенка в семье? Говоря о нравственном воспитании, необходимо точно представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья это- социальный институт, с помощью которого люди удовлетворяют важнейшие человеческие потребности, а так же семья играет наиважнейшую основу в воспитании.

Человек может приобрести различные профессии, но главная профессия женщины и мужчины, отца и матери это быть родителями. Стать родителем гораздо проще, чем состояться как родитель. Если отец и мать стремятся и демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, то у них есть огромный шанс добиться побед в воспитании своих детей.

В глазах ребенка отец и мать ассоциируются как источник тепла, уюта,поддержки, без которых ребенок чувствуют себя беззащитным. Родители выступают для него как образец подражания, как друг, советчик, которому можно доверить все.

И на сегодняшний день мы хорошо понимаем, что основы нравственности формируются в семье. Первые понятия «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, безразличия и злость, формируются безусловно семьей и в семье. Таким образом перед нами выстаивается такая цепь: семья- ребенок -нравственность- поведение-поступок-семья.

Ребенок должен проводить больше времени с любящими его людьми: с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, с близкими людьми. В возрастном развитии человека очень важную роль играет нравственное воспитание в семье. Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко понимать, какие нравственные понятия должны формировать родители в своих детях с самого раннего возраста.

Только тогда нравственное воспитание носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда ребенок сам проявляет активное участие в своем нравственном развитии, когда он сам хочет быть хорошим. Именно в самом начале этот уровень наиболее важный, именно здесь закладывается поведение человека.

Дом для ребенка- школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, понимание, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей, не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть как родители и окружающие его близкие люди, проявляют свою любовь к ближнему.

Родители должны понимать и помнить о том, что их чувства и поступки по отношению к детям могут изменить то, что нельзя изменить приказом или наказанием. Родители должны уметь не только выполнять физические или материальные потребности- одеть, обуть, накормить и тд., но и умение показывать свою любовь, сказать ласковое слово, проявлять ласку, сочувствие и искренность.

Воспитывать в детях нужно все элементы их нравственного мира. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна духовность и доброта. Ребенок даже еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, моральную обстановку в семье и по своему реагирует на нее. Хорошие отношения родителей друг к другу, ласковая речь, спокойный тон в общении- это хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. В то время как злость, крик приведут к противоположным результатам.

Итак подведем итог, воспитывать нравственные потребности в ребенке –главная задача родителей, эта задача вполне выполнимая. Так что же нужно для ее успешного решения? Во первых родители должны развивать сами в себе нравственные потребности

Во вторых родители должны понимать важность нравственного воспитания детей в семье. В третьих, родители которые хотят воспитать своего ребенка не стихийно, должны начать анализ с самих себя

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Варюхина С. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.

Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. – №9.

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.

Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.

Крутецкий В. А. Психология. – М., 1986.

Любицына М. И. В. А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

Новиков Н. И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1989.

Розанов В. В. Сумерки просвещения. – М., 1990.

Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

Титаренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.

Семья как основа нравственного воспитания

В условиях современного общества, когда оказались безвозвратно утеряны те идеалы, к которым стремилось не одно поколение, воспитание детей становится особенно важной и ответственной задачей для развития полноценного молодого поколения. Значение семьи совместно с обновленной системой образования в процессе воспитания подрастающего поколения трудно переоценить

Только этот тандем способен вывести общество из сложившегося духовного кризиса

Значение семьи совместно с обновленной системой образования в процессе воспитания подрастающего поколения трудно переоценить. Только этот тандем способен вывести общество из сложившегося духовного кризиса.

Как считает известный ученый и мыслитель И. А. Ильин, становление и развитие личности определяется еще в раннем детстве. Детский возраст это счастливейшая пора жизни, время органической непосредственности и уже начавшегося, но еще предвкушаемого «большого счастья», время повышенной наивности и обостренной впечатлительности, время душевной чистоты и искренности, время ласковой улыбки и бескорыстности.

От доброты и искренности семейных взаимоотношений зависит и то, насколько добрым и искренним человек войдет в свою взрослую жизнь.

Как известно родителей не выбирают. Для ребенка семья является тем главным социальным институтом, который дается ему при рождении. В идеале семья должна быть полной и оставаться таковой на всем протяжении становления и развития личности, по крайней мере, до достижения ребенком совершеннолетнего возраста.

К сожалению, идеальная семья является достаточно редким явлением, причем, такое положение вещей совершенно не зависит от политической и экономической обстановки в стране. Неполные и неблагополучные семьи существовали всегда, в некоторые исторические периоды их было больше, а в некоторые меньше, чем полных и благополучных.

Такие семьи всегда находились под пристальным вниманием педагогов, поскольку дети из этих семей нуждались в постоянной заботе и особой коррекции воспитания. Семейное воспитание и взаимоотношение ребенка со своими родителями во многом определяет личностные характеристики человека, его нравственный, социальный и культурный потенциал

В семье, которая сформировалась не на основе искренней любви, а по другим причинам, ребенок не может быть по-настоящему счастлив. Он чувствует натянутость и неискренность семейных взаимоотношений, лицемерие и холодность, которые сказываются на его психическом и душевном состоянии.

В семьях, в которых ребенок не был желанным и любимым, вырастают холодные и циничные личности, лишенные чувств любви и сострадания. Даже в неполных семьях при наличии искренней любви родителя к ребенку дети вырастают более человечными и полноценными личностями, чем в полных семьях, в которых брак является лишь формальностью.

Семейное воспитание, основанное на искренних чувствах и взаимопонимании, не требует от родителей приложения особых усилий, дети фактически сами воспитываются на примере своих родителей. Из поколения в поколение посредством семейного воспитания передаются нравственные принципы и культурные традиции предков подрастающему поколению.

По сути дела семья, основанная на искренних чувствах, является для ребенка главной школой душевного здоровья, уравновешенного характера и творческой предприимчивости.

Нормальная семья требует от своих членов совместной творческой деятельности, непрерывного взаимодействия для постоянного стремления к идеалу. Теплые и уважительные взаимоотношения матери и отца, близость их духовного и культурного развития являются гарантом стабильности семьи и главной основой для воспитания гармонично развитой личности.

Под гармонично развитой личностью понимается, прежде всего, личность воспитанная духовно, поскольку именно духовное воспитание является основой для полноценного и гармоничного развития личности.

В научных трудах И. А. Ильина процесс воспитания трактуется как главное средство для закладывания в личности основ духовного характера и доведения его до способности к самовоспитанию, ведь именно самовоспитание впоследствии способствует поддержанию и развитию личности.

Роль семьи в нравственном становлении личности

Воспитательный потенциал семьи огромен. Семья обладает огромными воспитательными возможностями. Часто, семья не имеет достаточной педагогической компетентности в области воспитания. Но это не мешает ей полноценно выполнять свои воспитательные функции и способствовать полноценному становлению личности: нравственно ориентированной, социально развитой и наделенной моральными основами поведения.

Особенную роль семья играет в воспитании нравственности.

Определение 1

Нравственность – это внутреннее свойство личности, отражающее ее духовность, владение этикой поведения и гуманные качества.

Нравственность отражает доброжелательное, терпимое поведение, проявление сочувствия и гуманного отношения ко всем живым существам, уважения к чужому мнению и индивидуальности.

Нравственность воспитывается с раннего детства. Семья выступает образцом для подражания ребенка. Если родители руководствуются нравственными ориентирами в своей деятельности, то ребенок будет стремится действовать также.

Воспитание нравственности необходимо. Нравственность не является врожденным свойством личности. Она формируется в ходе ее развития и ознакомления с устройством окружающего мира.

Семья выступает основой морального развития личности. Именно в семье происходит заложение основ характера и формирование нравственных ориентиров поведения. Семейное воспитание хорошо тем, что оно реализуется непрерывно т.е. ребенок воспитывается на протяжении всего периода проживания в семье.

В младшем школьном возрасте, нравственному воспитанию необходимо уделять особое внимание. В этот возрастной период ребенок сталкивается с новыми условиями существования, новой обстановкой, он не имеет представления о том, как правильно себя вести в таких обстоятельствах, все для него ново и неизведанно

Ему требуется помощь взрослого в расширении нравственного опыта. Эти взрослым может быть педагог школы, но он не является близким человеком для ребенка и его воспитательное воздействие не будет иметь должного эффекта. Тем более, как было сказано выше, необходим личный пример. Поэтому, требуется активная роль семьи и ее взаимодействие со школой в формировании нравственных идеалов младшего школьника.

В данный возрастной период развития, учащийся вполне может руководствоваться моральными ориентирами во всех видах и направлениях деятельности. При этом, он может не знать, как контролировать свои эмоции и оборачивать их в нравственную упаковку.

Роль семьи в нравственном развитии младшего школьника сводится к следующему:

  1. Усвоение ценностей семейной жизни и отношений и их проекция в иные процессы и явления, социальные взаимоотношения.
  2. Заложение уровня социального и эмоционального развития, уровня морального ориентирования в поведении происходит в семье.
  3. Заложение жизненных установок, основ мировоззрения реализуется в семьи, на основании наблюдения за взаимоотношением родителей, их поведением в разных ситуациях.
  4. Устойчивая связь ребенка с родителями дает семье огромные воспитательные возможности.

Все это говорит о необходимости нравственного развития ребенка в семье и акцентировании внимания педагогов начальной школы на привлечение родителей к семейному воспитанию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий