Суть процесса самообразования воспитателя ДОУ в первой младшей группе

Выполнение индивидуального плана по самообразованию

Чтобы полноценно проработать тему, а также уложиться в сроки, определённые для этого, педагогу следует выстраивать ход исследования по определённому плану в рамках каждого этапа работы.

Организационный этап (август-сентябрь)

  1. Определяемся с темой. Как уже отмечалось, критерием выбора являются трудности в том или ином методическом аспекте работы с детьми первой младшей группы. Например, довольно часто вновь прибывшие малыши не умеют мыть руки, кушать самостоятельно. И если в детском саду они, видя пример других ребят, копируют их действия, то дома мамы-папы-бабушки продолжать кормить ребёнка с ложки. В этом случае, чтобы не воевать с ветряными мельницами, воспитателю стоит подобрать подходящий материал по темам, связанным с воспитанием культуры здоровья или работой с родителями.
  2. Формулируем цели и задачи работы.
  3. Продумываем формы деятельности для общения в рамках темы с детьми, родителями и коллегами.
  4. Оформляем план к работе, то есть озаглавливаем этапы освоения теории, практики и подведения итогов деятельности.

Выбор темы, а также составление списка литературы — очень кропотливый этап программы самообразования

Подведение итогов (май)

Этот этап предполагает организацию и проведение мероприятий по результатам проделанной работы. Педагог презентует полученные практические результаты внедрения теории (в форме видеороликов, фотоотчётов, результатов диагностических исследований и т.д.) на практике.

Педагог должен составить перечень игрушек, предназначенных для того или иного вида деятельности воспитанников

Формы представления результатов самообразования

Для отчёта о проведённой работе по самообучению можно использовать следующие формы:

  • педсовет (выступление перед коллегами с отчётом о проделанной работе в целом или же её части — неотъемлемая составляющая отчёта);

Выступления на педсоветах, методических объединениях воспитателей ДОУ — самые доступные формы отчётности

Особенности детей в возрасте от 2 до 3 лет

Для маленького ребенка игра является не только методом познания мира, но и способом освоения навыков коммуникации, самообслуживания, норм и правил, принятых в обществе. Именно поэтому игровое обучение ставится во главе угла воспитательного процесса для детей этого возраста.

В период с 2 до 3 лет в организме и психике ребенка происходят следующие изменения:

Активное формирование речи и расширение словарного запаса, составление простых предложений, а к концу третьего года – несложных связных рассказов. Так как у воспитанников в этом возрасте данные по навыкам речи могут сильно различаться (одни дети говорят лучше, другие хуже), перед воспитателем стоит задача максимально много времени и сил уделять развитию речевых способностей малышей различными методами и технологиями.
Формирование потребности в общении между сверстниками и взрослыми. Педагогу предстоит уделить немало внимания этому вопросу, добиваясь полноценной коммуникации воспитанников максимально ненавязчивыми и деликатными методами.
Формирование личности ребенка в кризисный период с 2 до 3 лет. Малыш становится более самостоятельным, результатом чего могут стать непредсказуемые поступки и капризы. Воспитатель должен формировать характер ребенка с учетом сложного периода в его жизни.
Дальнейшее формирование и совершенствование навыков самообслуживания, гигиены, творчества, обучения, работы с различными предметами и так далее.
Развитие воображения и склонности фантазировать.
Бесконечное количество вопросов по разным темам и повышенная активность. Педагогу предстоит отвечать на них, давая ответы, доступные для понимания маленьким ребенком, а также предотвращать различные опасные ситуации, связанные с повышенным любопытством, непоседливостью малышей.
Развитие мыслительных, сенсорных, эмоциональных и иных способностей ребенка при помощи игры. В этот период малыш копирует реальность вокруг себя в игровой форме, разыгрывая различные роли. Задача воспитателя – превратить игру в ненавязчивый и понятный ребенку метод обучения и воспитания.
Совершенствование памяти

Этому моменту нужно уделять особенное внимание, потому что ребенок не только с легкостью запоминает слова песен или стихотворения, но и повторяет фразы взрослых, смысла которых он не понимает в силу возраста.
Совершенствование операций с предметами к концу 3 года.

Перед воспитателем первой младшей группы стоят следующие задачи:

  1. Освоение окружающего мира и познание социальных норм и правил, принятых в нем.
  2. Освоение основных навыков повседневной жизни.
  3. Развитие и совершенствование речи.
  4. Развитие памяти, воображения и логического мышления ребенка.
  5. Формирование характера.

Программа воспитания и обучения для детей этого возрастного периода должна быть направлена на освоение этих задач, а методы воспитания и обучения подогнаны под специфические черты и особенности возраста воспитанников.

Профессиональные навыки, новации и достижения в работе с детьми станут основой того фактического материала, на базе которого будет проходить аттестация воспитателя 1 младшей группы.

Рабочая документация воспитателя 1 младшей группы

Работа воспитателя первой младшей группы представляет собой непрерывный педагогический процесс, состоящий из множества различных компонентов. Каждый из таких элементов базируется на грамотной подготовке и планировании, а также требует проведения контроля и анализа получаемого результата. Поэтому одним из важных компонентов работы является рабочая программа воспитателя 1 младшей группы.

Для того, чтобы педагогу было легче планировать свою деятельность, используется специальная рабочая документация. Она включает в себя следующие компоненты:

  • Перспективное планирование. Сюда входит и циклограмма воспитателя 1 младшей группы ДОУ.
  • Ежедневный план воспитателя 1 младшей группы
  • Тематическое планирование. Педагог выбирает темы, наиболее актуальные для работы с воспитанниками на данный период.
  • Табель посещаемости, необходимый для контроля количества детей в группе. Он необходим для выявления пропусков без причины, которые сказываются на адаптации детей к детскому саду, а также для выявления уровня заболеваемости в группе.
  • Журнал по технике безопасности.
  • Журнал закаливания.
  • Журнал здоровья – документ, который ведется во взаимодействии с медиком учреждения и способствует сохранению здоровья воспитанников.
  • Сведения о родителях, необходимые для общения с ними и для вызова их в случае экстренной необходимости.
  • Диагностика уровня развития воспитанников.
  • Адаптационный лист.
  • Журнал наблюдения за детьми во время адаптации. Последние два документа необходимы в период прохождения ребенком адаптации для выявления возможных проблем в это сложное для малыша время.
  • План самообразования воспитателя 1 младшей группы. Это очень важный документ, на основании которого педагог совершенствует свои педагогические способности, разрабатывает новые технологии взаимодействия с воспитанниками, способы их обучения и воспитания с учетом возрастных особенностей. Темы самообразования воспитателя 1 младшей группы выбираются им самостоятельно, но они должны соответствовать возрасту воспитанников и требованиям педагогической науки относительно детей такого возрастного периода.

Поскольку основным способом обучения и воспитания детей первой младшей группы является игра, то перед воспитателем стоит задача формирования соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть оснащена соответствующими дидактическими материалами, включающими в себя различные пособия, изображения, тетради и альбомы, а также книги и игрушки. Все они должны подходить для детей в возрасте от 2 до 3 лет, чтобы не перегружать воспитанников данными и сведениями, которые они в силу возраста не в состоянии понять и усвоить.

От деятельности воспитателя в этот период зависит очень многое. Если ребенок только что пришел в детский сад и не посещал ясельную группу, у него могут быть сложности с адаптацией, потому что из семейного круга он попадает в совершенно другую обстановку. От уровня эмпатии и коммуникационных способностей педагога зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой обстановке и начнет общаться на ином уровне, а также развитие и совершенствование уже имеющихся навыков, формирование новых.

На основании проделанной работы создается творческий отчет воспитателя в 1 младшей группе. Он выступает результатом всей деятельности педагога и служит мерилом его профессиональных достижений.

Специфические черты работы воспитателя в 1 младшей группе детского сада

В младшей возрастной группе детского сада основным способом обучения и воспитания становится игра. В ней ребенок познает мир и самого себя, учится множеству различных вещей, включая общение со сверстниками и взрослыми, развивает свою двигательную активность, совершенствует речь. Все это накладывает на воспитателя большую ответственность. Помогает в работе воспитателя старший воспитатель, ведущий методическую работу и поставляющий ценную информацию для грамотной работы педагогического коллектива. Помощь и обучение часто выступает в форме консультации для воспитателей 1 младшей группы, во время которой поднимаются, обсуждаются и решаются важнейшие вопросы деятельности педагога.

Тема самообразования по ФГОС

С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь. Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

Текущий поток информации — подготовка к занятиям, различным мероприятиям, ранним приветствиям мальчиков и девочек в саду, родительским собраниям или публичным выступлениям внутри своего коллектива требует постоянного поиска новых знаний.
Собственная тяга к творчеству — думающему и любящему своё дело человеку довольно трудно годами работать по одним и тем же инструкциям, методикам, планам. Поиск новых решений старых вопросов — это естественное стремление человека.
Развитие современного общества также подталкивает учителя к собственному развитию, чтобы быть компетентным в своей профессии.
Конкуренция — вечный двигатель процесса развития. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно стремиться соответствовать актуальным требованиям современного общества, нарабатывать репутацию, которая связана со следующим фактором.
Материальная заинтересованность — повышение собственной педагогической квалификации ведёт к улучшению материального благосостояния.
Общественная оценка — каждый человек желает достичь высот в выбранной сфере деятельности, чтобы его воспринимали профессионалом

Особенно это важно для воспитателей, потому что любой родитель желает лучшего для своего ребёнка.
Личное стремление к получению новых знаний.
Опыт работы воспитателя.

Планирование тем производится по ФГОС

Список тем по самообразованию:

  • Игровые формы для ведения образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  • Моделирование коммуникативных процессов между детьми посредством игр.
  • Применение технологий, сберегающих здоровье, в группе детей старшего возраста.
  • Преподавание элементарных знаний математики у детей старшего возраста через развивающие игры.
  • Формирование привычки у дошкольников к физической активности посредством активного времяпровождения в детском саду.

Темы для подготовительной группы

  • Фольклорные мотивы в подвижных играх детей, их значение в физическом и нравственном воспитании детей подготовительной группы.
  • Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через общение с природой.
  • Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования в специальных классах.
  • Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством создания театрального кружка.
  • Приучение детей подготовительной группы к бережному отношению к окружающей среде посредством дидактических игр.

Необходимость профессионального развития воспитателя

Перед воспитателем, составляющим план по самообразованию, стоят сложные цели по формированию и воспитанию подрастающего поколения.

Уделять внимание развитию интеллектуальных способностей ребёнка.
Использовать все возможности для раскрытия творческого потенциала малыша.
Поддерживать живой интерес дошкольника к сезонным изменениям, природным явлениям и экологии окружающего мира.
Развивать с каждым ребёнком социальные навыки общения.
Учить беречь и охранять своё здоровье. Формировать устойчивые представления о ЗОЖ, последствиях вредных привычек и безопасном поведении.
Воспитывать любовь к родному краю, национальным традициям, истории и традициям своего народа.
Знакомить с культурными ценностями, проводить мероприятия, направленные на повышение эстетического воспитания.

Поведение ребёнка за столом — часть воспитательного процесса

Важно! Готовя план по самообразованию воспитателя, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка. Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета

Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС)

Для наиболее эффективного получения результата в образовательном процессе существует множество методов подачи изучаемого предмета. Их внедрение и использование в повседневной работе с применением плана по самообразованию воспитателя осуществляется в соответствии с федеральными государственными общеобразовательными стандартами (ФГОС).

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя первой младшей группыГряколовой Ирины Александровныза 2017-2018г.
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Благоприятная почва для успешного развития речи детей закладывается именно в период дошкольного возраста. Поэтому правильно подобранные приемы и методы по развитию речи малыша, благоприятно влияют на развитие ребенка в целом.

За 2017-2018г. Была проведена работа по стимуляции речевой активности посредством специальных приемов.

1.Игры с природным материалом.

2.Продуктивные виды деятельности.

3.Замещение.

4.Ролевые игры.

5.Музыкальные игры.

6.Использование фольклорных произведений.

В своей работе я использовала все перечисленные приемы развития речи, но более всего использовались приемы фольклорных произведений. Так как этот прием позволял мне развивать речь детей в доступной и интересной форме.

Использование игровых песенок, потешек доставляло малышам огромную радость. Дети научились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Дети легко запоминали потешки. Они начали вводить слова потешек в свои игры. Применение приема ролевых игр, развивало двигательную активность малышей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Чтение художественной литературы и приготовление этих произведений инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у детей удовольствие и радость.

Благодаря фольклору дети легко адаптировались в детском саду, речь начинает развиваться т.к ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.

Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущее этому возрасту.

Готовый план работы по самообразованию воспитателя старшей группы

При планировании работы по развитию речи дошколят первую половину года обычно оставляют на повторение и отработку ранее полученных знаний и умений, а второе полугодие — на знакомство с новыми понятиями и навыками.

В пятилетнем возрасте воспитанники старшей группы должны:

  • уметь отвечать развёрнутыми предложениями;
  • понятно объяснять свою мысль;
  • уметь задавать при необходимости вопрос;
  • понимать различия в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • активно пользоваться словарным запасом;
  • заучивать и выразительно рассказывать стихи;
  • описывать увиденное;
  • пересказывать услышанное.

Для усовершенствования всех перечисленных умений особенно хорошо подходят такие формы обучения как театрализация, сюжетно-ролевые игры, составление рассказов по картинкам.

 Хороводная театрализованная игра

После прослушивания литературных произведений у ребят должна быть возможность обсудить и пересказать услышанное. Задача воспитателя — донести до каждого родителя необходимость расспрашивать своё чадо о событиях прожитого им вне дома времени. Задавать вопросы, побуждающие вспомнить важные моменты, а также детали.

Надо помнить! Научиться красиво и внятно говорить можно только разговаривая.

Именно в этом возрасте ребёнок учится не просто говорить, а беседовать. Он должен понимать, что в разговоре полезно уметь слушать собеседника, не перебивать, разговаривать спокойно и дружелюбно.

Все эти и другие правила поведения будут работать, если так общаются окружающие ребёнка взрослые — родители и педагоги.

Участие в родительских собраниях педагога психолога поможет родителям избежать типичных ошибок и разобраться в наиболее продуктивных воспитательных приёмах.

Подбирая темы для обсуждения, нельзя забывать о таком виде деятельности, как наблюдения.

Это касается сезонных изменений природы, наблюдений за развитием отдельного растения или повадками и характером домашнего питомца.

Наблюдая процессы и явления, пытаясь их описать, ребенок развивает аналитические способности, необходимые в изучении точных наук.

Тема «Игра»

Данное направление самообразования позволяет более эффективно решать задачи по физическому здоровью дошкольников. И это является основной целью работы педагога.

Отчет по самообразованию воспитателя по игре должен содержать в себе планирование деятельности специалиста, которое осуществляется по следующим направлениям:

  • изучение специальной литературы;
  • проведение работы с детьми;
  • беседы с родителями;
  • самореализация.

Отчет воспитателя также должен включать в себя описание практической деятельности, проведенной с детьми в течение года. Это может быть:

  • спортивный праздник по тематике «Русские народные игры»;
  • выставка детских работ по теме «Любимые игры»;
  • открытый показ результатов образовательной деятельности;
  • беседа с родителями о роли подвижных игр в жизни ребенка и т. д.

В заключение отчета воспитатель должен указать на успехи физического развития детей, в числе которых улучшение их умения прыгать и бегать, лазить, кидать мяч и т. д.

Практическая деятельность

Отчет воспитателя по самообразованию должен содержать в себе описание работы по применению знаний, умений и навыков в работе с детьми.

Практическая деятельность состоит в следующем:

  • в мониторинге по выбранной тематике, который делается в начале и в конце учебного года;
  • анализе условий, которые необходимы для реализации выбранной темы;
  • разработке и проведении бесед, образовательных ситуаций, развлечений и праздников;
  • организации выставок, на которых представлены детские работы;
  • реализации творческих проектов среди своих воспитанников;
  • организации кружковой деятельности;
  • изготовлении атрибутов и пособий, картотек и проч.;
  • создании для детей современной предметно-развивающей среды.

Темы по самообразованию: ранний возраст

Темы по самообразованию: ранний возраст

Апрель 25th, 2021 adminТемы по самообразованию:

ранний возраст

Уважаемые коллеги!

В этой статье представлены основные формулировки тем по работе с детьми раннего возраста. Вы можете самостоятельно «сконструировать» формулировку, взяв начало предложения от одной темы, а окончание — от другой. Или можете посмотреть формулировки по детям дошкольного возраста, выбрать понравившуюся и подкорректировать её под ранний возраст.

  1. Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  2. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
  3. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  4. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.
  5. Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  6. Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
  7. Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
  8. Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности.
  9. Формирование предметных действий у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  10. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в процессе изобразительной деятельности.
  11. Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве в процессе продуктивной деятельности.
  12. Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  13. Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в различных видах деятельности.
  14. Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о малой родине в процессе ознакомления с окружающим социальным миром.
  15. Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством краеведения.
  16. Формирование основ экологической культуры у детей раннего возраста посредством приобщения к природному миру родного края.
  17. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе предметной деятельности.
  18. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности.
  19. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
  20. Формирование основ диалогической речи у детей раннего возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе.
  21. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством применения нетрадиционных техник рисования.
  22. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром посредством проектной деятельности.
  23. Формирование сенсорного опыта у детей раннего возраста в игровой деятельности.
  24. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в продуктивных видах деятельности.
  25. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста посредством ознакомления с малыми формами фольклора.
  26. Речевое развитие детей раннего возраста в процессе приобщения к устному народному творчеству.
  27. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим природным миром в процессе элементарного экспериментирования.
  28. Речевое развитие детей раннего возраста посредством приобщения к истокам русской народной культуры.
  29. Формирование звуковой культуры речи детей раннего возраста посредством малых форм народного фольклора.
  30. Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр.
  31. Формирование первичных представлений о мире у детей раннего возраста посредством речевой деятельности.
  32. Приобщение детей раннего возраста к здоровому образу жизни посредством закаливания.
  33. Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе подвижных игр.
  34. Взаимодействие с родителями по оздоровлению детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.
  35. Взаимодействие с родителями по речевому развитию детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи.

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт. detstvogid.ru

Таблица: пример плана работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы (фрагмент)

Автор
Калинина С.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад» №130, г

Дзержинска, Нижегородской области
Название
«Развитие мелкой моторики дошкольников»
Цель
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи

Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность,
улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук,
улучшить общую двигательную активность,
содействовать нормализации речевой функции,
развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность,
создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. Литература

Литература

Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик

Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2007.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Данилова Е. Пальчиковые игры. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2006.
Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом«Литера», 2006.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, мозаики. Они отказываются от любимых другими детьми видов деятельности (например, лепки), не успевают за ребятами на занятиях.Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обеднёнными…&gt,
Этап теории(сентябрь-октябрь)
Практический выход:
изучение нормативных документов по проблеме (ФГОС, примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы),
изучение методической литературы, материалов интернет-ресурсов: Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru, социальная сеть работников образования «Наша сеть» — http://nsportal.ru.

Практика (ноябрь-апрель)
Практический выход:
консультация для родителей «Играем нашими пальчиками дома»,
консультация для воспитателей «Значение развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»,
создание картотеки дидактических игр, наглядно-иллюстративных материалов (дидактические игры «Золушка»,«Найди игрушку», «Пуговки-застёжки», игры с бельевыми прищепками, «Сухой бассейн»),
открытое занятие педагогам ДОУ,
памятка «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»,
выставка книг по данной теме,
оформление папки-передвижки «Дидактические игры»,
выставка работ по дидактическим играм, способствующим развитию мелкой моторики.

Анализ результатов (май)
Практический выход: отчёт о проделанной работе за учебный год, выводы («Проанализировав проделанную работу, пришла к выводу, что работу по изучению данной темы необходимо продолжить: делиться опытом работы в интернете, участвовать в деятельности городских методических объединениях, выступать на педсоветах, участвовать в интернет-конкурсах, а также работать над созданием своего сайта»).
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/plan-raboty-po-samobrazovaniyu-1-mladshaja-grupa-1.html

Самообразование воспитателя средней группы по темам ФГОС

Основной отличительной чертой детей в четырёхлетнем возрасте можно смело назвать повышенную двигательную активность и ярко выраженное желание получать понятные ответы на многочисленные, ежедневно возникающие у ребенка вопросы.

Воспитанники должны учиться говорить полными предложениями и иметь для этого достаточный словарный запас. Для расширения активной лексики следует использовать дидактические игры, наглядно отражающие изучаемую тему.

Сюжетно-ролевые игры, включенные в план по самообразованию воспитателя, персонифицируют разного рода абстрактную деятельность, помогают познакомиться с понятиями и ситуациями, пока ещё неизведанными в реальной жизни. Это помогает приобрести основы жизненного опыта и в случае возникновения подобных обстоятельств в реальности — поступить правильно.

 Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Важное требование! Дети овладевают темой в формате непосредственной образовательной деятельности (НОД). Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям

Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление

Это не позволит им потерять интерес и желание стремиться к знаниям. Элемент сказки — это очень хорошая мотивация для овладения новыми навыками и умениями. Путешествия в Волшебную страну, встреча и помощь любимым героям побуждают ребят активно участвовать в процессе, быть максимально сосредоточенными и не испытывать при этом скуку и утомление.

Нельзя забывать! Занятие должно быть строго регламентировано по времени, не давая детскому организму «застояться».

Планирование смены интеллектуальной деятельности на ритмическую составляющую урока сохраняет общую динамику и помогает восприятию материала.

Во время занятий по ИЗО (лепка, рисование, аппликация и другое) важно не забывать, что воспитатель поэтапно проговаривает задание и одновременно выполняет описанные действия вместе с ребятами. В случае необходимости, оказывает малышу помощь, объясняет, в чём заключается ошибка

Составление плана по самообразованию старшего воспитателя поможет детально проработать весь творческий процесс, оценить возможные детские затруднения и рассчитать реальное время, которое понадобится на изготовление поделки.

В темах самообразования воспитателей в ДОУ по ФГОС (средняя группа) отображается работа в следующих направлениях:

  • устранение возможных дефектов речи с помощью речевых упражнений, скороговорок;
  • знакомство с классификацией разных групп предметов, явлений и понятий;
  • закрепление навыков гигиены и самообслуживания;
  • работа с уголком природы, наблюдение за природными изменениями, обсуждение народных примет;
  • использование пальчикового, перчаточного, настольного театра по народным сказкам с участием воспитанников;
  • привлечение родителей к изготовлению наглядных дидактических пособий, оздоровительной дорожке закаливания, украшений и атрибутов, подчеркивающих приметы меняющихся времён года и праздников.

 Тематический уголок «Времёна года»

Стоит задуматься! Выполняя поручения воспитателя, взрослые показывают ребёнку заинтересованность его жизнью вне дома, получают дополнительные темы для бесед и дарят малышу возможность ценить и гордиться умениями родных ему людей.

Как работать по темам

Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, взяв тему об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель:

обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
содержание работы по ОБЖ в ДОУ.

Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.

Подведение итогов

Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ должен заканчиваться анализом проделанной работы. Это позволит оценить не только эффективность решения задач по устранению той или иной проблемы, но и степень повышения квалификации педагога. В какой форме должен быть предоставлен отчет воспитателя по самообразованию?

Требования руководителя ДОУ будут являться приоритетными в этом вопросе. Отчитаться о проведенной работе по самообразованию педагог, помимо составления отчета, может таким образом:

  • выступая с докладом;
  • проведя открытые просмотры в ДОУ;
  • составив презентацию по созданной им в группе развивающей среде и педагогическим наработкам;
  • опубликовав статью.

Однако стоит помнить о том, что вне зависимости от выбранной темы отчет о самообразовании воспитателя ДОУ не должен представлять собой только красочно поданную информацию. Работа по совершенствованию умений и знаний даст свои положительные результаты только в тех случаях, когда будет вестись планомерно, целенаправленно и систематически. Этот процесс станет предпосылкой для формирования повышения профессионального мастерства и творческой активности каждого из педагогов ДОУ. На основе отчета воспитателя по самообразованию план по такой работе должен быть составлен для всех специалистов детского сада.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий