Плюсы и минусы изменений для СИМ
Решение вывести средства индивидуальной мобильности из «серой» зоны напрашивалось уже давно. Определение требований и запретов к пользователям электросамокатов должно повысить безопасность на дороге. Но есть и «ложка дёгтя» – окончательно вопрос еще не урегулирован и вопросы по-прежнему остаются.
Преимущества и недостатки поправок в ПДД:
- Наличие статуса электросамокатов, требования по возрасту, местам допустимой езды, запреты и дорожные знаки – это, несомненно, существенный плюс,
- Наличие чётких правил и ответственности за их неисполнение дисциплинирует владельцев СИМ, что, в свою очередь, также должно сократить количество ДТП с участием электросамокатов,
- С другой стороны, теперь виден вектор в пользу «социализации» средств индивидуальной мобильности – их использование не привязали к специально оборудованным территориям, а разрешили кататься в пешеходных зонах и на проезжей части,
- Но до сих пор нет чётких технических регламентов, по которым можно было бы относить одни устройства к СИМ, а другие – к мопедам. Например, моноколесо даже с самым мощным двигателем не может считаться мопедом, поскольку имеет одно колесо.
- Остаётся также неясным, кто и как будет наказывать нарушителей на СИМ – штатных сотрудников ГИБДД на дорогах всё меньше и меньше, а теперь им придётся отслеживать ещё и манёвры владельцев электротранспорта,
- Отчасти проблему могли решить камеры автофиксации. Но вряд ли этот вопрос решится настолько быстро – нужно время на разработку и настройку алгоритмов отслеживания нарушений со стороны владельцев СИМ.
Окончательную картину от введения новшеств мы получим после 1 марта. Скорее всего, по мере развития событий с электросамокатами правительство будет дополнять ПДД, вплоть до 1 марта 2029 года.
Критерии безопасности для детей
При выборе электросамоката для ребенка необходимо учитывать ряд критериев безопасности. Соблюдение этих критериев поможет снизить риск травмирования и обеспечить безопасное использование:
Возрастные ограничения. Электросамокаты обычно рекомендуются для детей старше 8 лет. Однако возрастные рекомендации могут варьироваться в зависимости от модели и производителя
Важно выбирать электросамокат, соответствующий возрастным возможностям и физическим способностям вашего ребенка.
Максимальная скорость
Обратите внимание на максимальную скорость электросамоката. Для детей рекомендуется выбирать модели со скоростью до 15 км/ч
Более высокая скорость может быть опасной для безопасности ребенка и повышать риск травмирования.
Система торможения
Убедитесь, что электросамокат оснащен надежной системой торможения, которую ваш ребенок сможет легко управлять. Это может быть механический тормоз на заднем колесе или электронная система регенеративного торможения.
Качество материалов и конструкции. Электросамокат должен быть изготовлен из прочных материалов, чтобы выдерживать возможные повреждения и удары. Удостоверьтесь, что рама и руль устойчивы к нагрузкам и вибрации при движении.
Защитные меры. Рекомендуется выбирать электросамокаты с дополнительными защитными мерами, такими как защитный щиток на колесах, амортизаторы и светодиодные фонари для обеспечения видимости в темное время суток.
Пользование защитной экипировкой. Помните, что дети, катаясь на электросамокатах, должны носить защитный шлем, наколенники и налокотники. Эта экипировка поможет снизить риск серьезных повреждений при падениях и столкновениях.
Важно помнить, что дети должны использовать электросамокаты только под присмотром взрослых и находиться под их контролем. Регулярно обучайте своего ребенка правилам безопасности и не допускайте катание на электросамокатах в опасных или запрещенных для них местах
В ПДД внесли изменения для электросамокатов – это правда?
Да.
До 6 октября 2022 года ни в ПДД, ни в КоАП, ни в других нормативно-правовых актах не было упоминаний о такой категории транспорта как электросамокаты. Отсутствовали правила регулирования и для других средств индивидуальной мобильности (СИМ) – сигвеев, гироскутеров, моноколёс и прочих электроскейтбордов. И вот, наконец, Правительство РФ подготовило объёмный пакет поправок в Правила дорожного движения. Одним из блоков нововведений стало как раз регулирование сферы передвижения на электросамокатах.
Утверждённые властями поправки в ПДД доступны на официальном интернет-портале правовой информации. Речь идёт о Постановлении Правительства РФ № 1769 от 6 октября 2022 года
Но обратите внимание, что это изменения Правил дорожного движения. Никаких поправок в КоАП, где прописаны штрафы за несоблюдение Правил не внесено
Когда поправки о СИМ вступят в силу?
С 1 марта 2023 года.
Но почему не с даты утверждения Постановления Правительства? Всё просто! О том, что поправки в ПДД вступают в силу с 1 марта 2023 года указано непосредственно в Постановлении. К слову, здесь же отмечено, что новые ПДД будут действовать до 1 марта 2029 года. Затем Правительству придётся либо продлить срок, либо переиздать ПДД/Постановление.
Что изменится в Правилах езды на электросамокатах с 1 марта 2023 года?
Самое время обсудить главные новшества в ПДД для самокатчиков, благо их предостаточно. Тем не менее, спорных моментов также хватает. Но давайте по порядку!
Официальный статус «средств индивидуальной мобильности»
Пожалуй, главное изменение – это классификация электротранспорта в качестве средства передвижения людей. Шутка ли, но раньше в ПДД не было даже определения. С 1 марта оно появится в официальной трактовке.
Определение СИМ будет звучать так:
Обращает на себя внимание объединение электрических колёсных устройств с двигателем в новую общую категорию – средства индивидуальной мобильности. А если устройство не оснащено двигателем, его нельзя причислить к СИМ
То есть обычные ролики и скейтборды по-прежнему не вынесены в отдельную категорию, а значит передвигающиеся на них – пешеходы.
Максимальная скорость
С 1 марта 2023 года пункт 24.6 ПДД дополняется уточнением о максимально допустимой скорости движения на электросамокатах и других СИМ. Ограничение составляет 25 км/ч. Вместе с тем, если вы собираетесь ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, в законе будет ещё одно требование – масса личного или арендованного электроустройства не должна превышать 35 кг.
Но даже со скоростью всё условно! Преимущество при движении по тротуару по-прежнему имеют пешеходы, а едущие на электросамокате не должны создавать им помех. Если помехи могут быть созданы или существует опасность наезда на людей – придётся либо спешиться, либо снизить скорость до оптимальной. Получается, что самокатчики не могут даже посигналить пешеходу, чтобы тот его пропустил. Придётся самим подстраиваться под идущих по тротуару людей.
Где и как можно передвигаться на электросамокате?
Движение на средствах индивидуальной мобильности условно приравняли к езде на велосипеде. Требования к владельцам таких устройств практически идентичны.
Давайте рассмотрим все эти новшества:
- Если вес вашего электроустройства превышает 35 кг, заезжать на тротуары на нём нельзя – можно двигаться лишь по велодорожкам или полосам для велосипедистов, а при отсутствии таковых – по правому краю проезжей части,
- Управлять электросамокатом может любой желающий, независимо от возраста – но есть несколько ограничений: дети до 7 лет могут ездить на СИМ лишь в сопровождении взрослых и только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, с 7 до 14 лет – им доступна та же зона катания + велосипедные зоны, но присутствие взрослых уже необязательно, а с 14 лет помимо указанных мест допускается и движение на самокате по краю проезжей части,
- Скорость движения на участке дороги не должна превышать 60 км/ч – так что ездить на электросамокате по автомагистралям и трассам ПДД запрещают,
- Для возможности передвигаться на СИМ по проезжей части устройство должно быть оборудовано исправными тормозами и фарами: белыми спереди, красными – сзади. То есть на моноколесе, гироскутере или сигвее на дороге делать нечего!
Кроме того, если вы собираетесь пересечь проезжую часть по «зебре», вам придётся спешиться и катить электросамокат рядом с собой (аналогичное требование в ПДД есть и для велосипедистов).
Что запрещено?
Пользователи СИМ вынесены в отдельную категорию участников дорожного движения, поэтому обязаны соблюдать ПДД и в части ограничений.
Таких запретов несколько:
- двигаться со скоростью свыше 25 км/ч и заезжать на тротуары на электросамокате массой от 35 килограммов и выше,
- ехать, не держась за руль хотя бы одной рукой (исключения: моноколесо, гироскутер, электроскейт – устройства, где руль не идёт в составе конструкции),
- перевозить пассажиров, если модель СИМ не предусматривает совместные поездки,
- перевозить груз, если он мешает управлению самокатом или выступает за его пределы на 0,5 метра в длину или ширину,
- буксировать СИМ или СИМом что-либо, за исключением прицепа (если он входит в комплект эксплуатации устройства),
- поворачивать налево и совершать разворот на дорогах с двумя и более попутными полосами или с трамвайными путями.
Словом, запретов предостаточно – но на практике с соблюдением всех правил явно могут наблюдаться проблемы.
Новые дорожные знаки в ПДД
Одновременно с выделением средств индивидуальной мобильности в обособленную группу транспорта, власти добавили в ПДД несколько новых знаков – специально под электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и другие устройства.
Дорожный знак 8.4.7.2 – распространяет действие исключительно на тех, кто управляет любым СИМ:
Знак 8.4.16 – напротив, не действует в отношении едущих на электроустройствах:
Дорожный знак 3.35 – запрещает дальнейшее движение на СИМ:
Немного статистики
К сожалению, с ростом популярности электросамокатов увеличивается и число аварий с их участием. Правда, точную статистику, касающуюся именно электросамокатов, привести трудно. Водители СИМ, имеющих мощность двигателя в режиме длительной нагрузки не более 0,25 кВт, учитываются в статистике как пешеходы. А СИМ с мощностью двигателя 0,25-4 кВт уже могут регистрироваться в статистике как мопеды.
По данным Научного центра БДД МВД России число ДТП с участием СИМ в 2022 году выросло на 40%. В них погибли 19 человек (2 в возрасте до 16 лет), были ранены 776 (из них 192 ребенка). По статистике той же организации на первом месте среди аварий идет столкновение транспортных средств (66%), на втором – наезд на пешехода (14%), на третьем – опрокидывание (9%).
Большинство ДТП произошло в населенных пунктах (больше всего погибших тоже на этих территориях). Чаще всего водители попадают в аварии при выезде с прилегающих территорий и на перекрестках. Примерно треть пострадавших моложе 20 лет.
Самые частые нарушения со стороны райдеров, которые были учтены как водители (по данным того же источника):
- нарушение правил расположения ТС на проезжей части,
- несоответствие скорости конкретным условиям движения,
- несоблюдение очередности проезда.
Больше всего погибших в авариях с участием СИМ, мощность двигателей которых составляет от 0,25 до 4 кВт. Авторы цитируемого Информационно-аналитического обзора приходят к выводу, что из-за растущей популярности таких средств передвижения «аварийность с участием пользователей СИМ имеет прогрессивную динамику роста всех основных показателей».
И хотя электросамокаты, похоже, всерьез и надолго поселились в наших городах, но юридически с ними еще довольно много неопределенности
Мы разобрались в новых законах и выделили самое важное, а также добавили пару советов от редакции. Соблюдая эти простые правила, вы сможете сделать поездку максимально безопасной.
Важность наблюдения за детьми во время езды
Дети с энтузиазмом принимают новые возможности для активной и интересной развлекательной деятельности. Электросамокаты стали популярным средством передвижения для детей, предоставляя им возможность наслаждаться скоростью и свободой.
Однако, важно помнить, что безопасность вашего ребенка стоит на первом месте. Наблюдение за детьми во время езды является неотъемлемой частью обеспечения их безопасности и предотвращения возможных несчастных случаев
Ребенок может быть захвачен энтузиазмом и необдуманностью во время управления электросамокатом. Поэтому, постоянное наблюдение и контроль со стороны взрослых является важным фактором для безопасного использования данного средства передвижения.
Проверьте настройки и возможности самоката. Прежде чем позволить ребенку управлять электросамокатом, обязательно изучите все инструкции и настройки. Убедитесь, что автомобиль соответствует возрасту и физическим способностям ребенка.
Ограничьте область движения. Установите конкретную границу, в пределах которой ваш ребенок может использовать электросамокат. Это позволит вам контролировать его движение и быть близко в случае возникновения проблем.
Обучите ребенка правилам безопасности. Проведите время, объясняя и демонстрируя ребенку, как использовать электросамокат безопасно
Обратите внимание на правила дорожного движения, предупредите о возможных опасностях и установите правила, которые должны быть соблюдены.
Наблюдайте за поведением ребенка. Пока ваш ребенок управляет электросамокатом, будьте внимательны и наблюдайте за его действиями
Убедитесь, что он не нарушает правила безопасности и не рискует своим здоровьем.
Не забывайте о том, что наблюдение за детьми во время езды на электросамокате является обязательным условием для обеспечения их безопасности. Правильное и ответственное использование электросамоката позволит вашему ребенку наслаждаться прекрасными моментами и приключениями, которые они могут испытать.
Как ездить на самокатах по новым ПДД
Главное изменение, которое касается всех пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) — необходимость изучить правила дорожного движения
Несмотря на то, что сдавать теоретический экзамен в ГИБДД и получать права на электросамокат пока не требуют, знать ПДД важно. Хотя бы потому, что поправки подразумевают, что водитель СИМ обязан не просто соблюдать указания светофора для велосипедистов или пешеходов, но и руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов
Кроме того, на СИМ станут распространяться требования отдельных дорожных знаков и их тоже надо знать. Многие ли их тех, кто сейчас рассекает на электросамокатах, в курсе таких деталей?
На средствах индивидуальной мобильности разрешено ездить по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, но при соблюдении нескольких условий:
- масса электротранспорта не превышает 35 кг;
- скорость средства индивидуальной мобильности ограничена 25 км/ч;
- водители СИМ старше 14 лет могут ездить по велодорожкам и велополосам, а также по правому краю проезжей части и по тротуарам и обочинам;
- дети до 14 лет на СИМ могут двигаться по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, на пешеходных зонах;
- пешеходы имеют преимущество перед водителями СИМ, а на электросамокатах пересекать дороги по пешеходному переходу можно будет только спешившись;
- движение по проезжей части возможно только в том случае, если на дороге максимальная скорость ограничена 60 км/ч, а СИМ имеет тормоза, фару белого цвета и фонарь красного цвета.
Ограничение скорости для безопасного использования
Детям любого возраста необходимо устанавливать ограничение скорости при использовании электросамоката. Данный параметр является одной из основных характеристик безопасного использования транспортного средства.
В зависимости от возраста ребенка рекомендуется устанавливать соответствующую ограниченную скорость. Например, для детей в возрасте от 3 до 5 лет рекомендуется ограничить скорость до 5 км/ч, для детей от 6 до 9 лет — до 10 км/ч, а для детей от 10 лет и старше — до 15 км/ч.
Ограничение скорости имеет несколько причин. Во-первых, оно помогает предотвратить возможные аварии и травмы, которые могут возникнуть при высокой скорости. Дети могут не справиться с управлением электросамоката на большой скорости и потерять контроль над ним, что может привести к падению и получению травм.
Во-вторых, ограничение скорости позволяет уменьшить время реакции детей на происходящие события в течение поездки. Медленная скорость позволяет детям лучше просматривать окружающую обстановку и принимать решения в случае возникновения опасности.
Также важно помнить, что ограничение скорости можно устанавливать через специальные настройки на самом электросамокате или с помощью приложения на мобильном устройстве. Родителям следует проверить наличие такой возможности перед приобретением электросамоката для ребенка
Следует отметить, что дети должны быть научены правилам безопасности и правилам дорожного движения, а также всегда должны носить защитный шлем и другие необходимые средства защиты при использовании электросамоката.
Со скольки лет можно ездить на электросамокате?
Все модели самокатов на электротяге разделены на категории: детские версии, транспорт для подростков и взрослые модификации с расширенным функционалом и солидной мощностью. Больше всего сложностей связано с первым подвидом. Родителей тревожит вопрос, с какого возраста можно кататься на электросамокате. Грузоподъемность, вес, мощность электрического мотора и емкость аккумулятора электротранспорта – это те параметры, которые в выборе подходящего транспортного средства учитываются в первую очередь. Именно возраст является отправной точкой, определяющей запросы родителей.
Электрический самокат: с какого возраста можно детям
Постепенно родители отказываются от механических версий самокатов, присматривая своему чаду более прогрессивный транспорт на электротяге. В плане пользы для здоровья и возможностей для отдыха на улице: и механический, и электрический самокат обладает идентичным набором преимуществ.
Единственное существенное отличие: модель на мускульной тяге не способна развить слишком большую скорость, как бы ребенок не старался. А вот хороший самокат набирает без особых усилий приличную скорость. Многие модификации для взрослых по данному параметру способны сравниться не только со скутером, но и с личным автомобилем.
Контролировать характер передвижения на высокой скорости ребенку очень сложно. По этой причине электротранспорт, который производится для детей, не должен превышать скорость в 10-15 км/ч. Такое ограничение актуально не только для самокатов, но и гироскутеров, моноколес, других разновидностей портативного электротранспорта.
Если вы планируете покупку электросамоката для своего ребенка, учтите ряд нюансов:
- Выбирать такое прогрессивное средство передвижения своему ребенку стоит только в том случае, когда есть безопасное место для совершения прогулок на нем.
- Первый самокат рекомендуется выбирать на 3 колесах. Как правило, такая конструкция отличается повышенной устойчивостью. Риск падения будет сведен к минимуму.
- Самые простые модели рекомендовано приобретать для потребителей, которые старше 5 лет. Юные райдеры должны хорошо держать равновесие. Тренироваться езде лучше всего на обычном механичном самокате. Электрический транспорт станет следующей ступенькой в покорении прогрессивных технологий.
- Во время первых попыток освоить транспортное средство можно получить травму, дополнительно рекомендуется приобрести защиту (нарукавники, наколенники, шлем).
Электросамокат: возрастные ограничения
Большинство производителей детских электрических самокатов рекомендуют эксплуатировать технику не раньше, чем исполнится 7 — 8 лет. Ограничения связаны с тем, что только после 7 -8 лет ребенок управлять самокатом, адекватно оценивать обстановку. Юный райдер не должен представлять угрозы для себя и окружающих.
Именно с учетом данных обстоятельств, трудно подбирать электросамокат по возрасту, руководствуясь общими рекомендациями. Некоторые бренды, разрабатывая детские модели, завышают возрастной порог – от 10 – 12 лет и старше для самых скромных и мало скоростных видов транспорта.
Учитывается и тот факт, что каждый ребенок развивается по-своему. Если кто-то уже в 7 – 8 лет способен мастерски управляться с транспортом и грамотно ведет себя на улице, то другие юные райдеры даже в 12 – 15 лет не готовы брать на себя подобную ответственность.
Требования к юному райдеру
Каждый родитель имеет право порадовать своего малыша хорошим электрическим самокатом. Если вы решились на такую покупку, выбирайте подходящую модель только на проверенной торговой площадке, где реализуют действительно качественный сертифицированный товар с гарантией. Например, https://elsport.ru/elektrosamokaty/dlya-detej/.
Также родителям стоит провести беспристрастию оценку качеств своего ребенка. Он должен:
- грамотно пользоваться механическим (электрическим) самокатом;
- адекватно оценивать обстановку вокруг себя на улице;
- помнить базовые права безопасности и ПДД, а также в точности их соблюдать;
- не нести никакой угрозы пешеходам на тротуарах и других участников движения.
Несмотря на выбранный вид транспортного средства (электрический или механический), роллер обязан быть под присмотром родителей и не должен кататься на проезжей части. Ответственность со стороны взрослых – важный аспект, влияющий на безопасность.
Основные правила безопасности при управлении электросамокатом
Управление электросамокатом может быть веселым и удивительным опытом, но важно помнить, что безопасность должна быть всегда на первом месте. Соблюдение следующих правил поможет предотвратить несчастные случаи и обеспечит безопасность во время поездок на электросамокате
- Носите защитный шлем: Носите шлем всегда, когда вы управляете электросамокатом. Шлем поможет защитить голову от травм в случае падения или столкновения. Обязательно выбирайте хороший шлем, который максимально соответствует стандартам безопасности. Защитите также глаза, нос и рот с помощью защитных очков или маски.
- Осмотрите электросамокат перед поездкой: Проверьте, что все части электросамоката находятся в хорошем состоянии и функционируют должным образом. Убедитесь, что тормоза, руль и подножка работают исправно.
- Учитесь управлять электросамокатом: Прежде чем начать кататься на электросамокате, ознакомьтесь с его особенностями и учите правила управления. Узнайте, как правильно разгоняться, тормозить и поворачивать. Постепенно увеличивайте скорость и сложность маршрута по мере своего опыта.
- Соблюдайте правила дорожного движения: Управление электросамокатом требует соблюдения правил дорожного движения. Уважайте пешеходов и других участников движения. Не превышайте скорость, соблюдайте правила обгонов и постоянно следите за дорожной обстановкой.
- Будьте внимательны на дороге: Следите за дорожным покрытием и препятствиями на вашем пути. Учитесь избегать ям, рельсов и других опасных препятствий. Будьте особенно осторожны во время дождя, снега или наледи, так как эти условия делают дорожное покрытие скользким.
- Не пользуйтесь электросамокатом на тротуарах: Во многих городах запрещено ездить на электросамокатах на тротуарах. Проверьте местные законы и правила использования электросамокатов, чтобы убедиться, что вы соблюдаете все требования.
- Будьте предсказуемым: Действуйте предсказуемо и своевременно. Заранее сигнализируйте о своих намерениях, чтобы другие участники дорожного движения могли безопасно отреагировать. Избегайте резких маневров и неожиданных перемещений.
- Не двигайтесь слишком быстро: Не превышайте скорость, при которой вы сможете контролировать электросамокат. Контролируйте вашу скорость, особенно на спусках и в поворотах. Не забывайте, что вам нужно время, чтобы остановиться в случае необходимости.
- Соблюдайте правила парковки: Припарковывайте электросамокаты только в разрешенных местах. Парковка на тротуарах или на проходах может создавать опасность для других участников дорожного движения и пешеходов.
- Не используйте смартфон во время поездки: Оставьте смартфон в безопасном месте и не отвлекайтесь на него во время езды. Сосредоточьтесь на управлении электросамокатом и окружающей среде.
Соблюдение этих правил поможет вам насладиться безопасной и комфортной поездкой на электросамокате. Помните, что ваша безопасность и безопасность окружающих — на первом месте!