Русские народные считалочки

Русские-народные считалки

***

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле, Гляди в поле Едут там трубачи, Да едят калачи. Погляди на небо — Там краюха хлеба. Раз, два, не воронь, Беги как огонь.

***

Вышла курица с-под клети, Сама села на повети И кричала: «Куд-куда! Приходи водить сюда!»

***

Ходит жоров по болоту, Зовет жабку на работу. Жабка скажет: «Не хочу!» Жоров скажет: «Заплачу!»

***

Чики-чики-чикалочки, Едет Ваня на палочке, А Дуня в тележке Щёлкает орешки.

***

Шла ворона через поле, Шесть грибов несла в подоле: Сыроежку, боровик, Под-оси-но-вик, Груздь, опёнок, шампиньон, Кто не видел — выйди вон!

***

Заяц, белый, Куда бегал? — В лес зелёный. — Что там делал? — Лыки драл. — Куда клал? — Под колоду. — Кто украл? — Родион. — Выйди вон!

***

Катилась торба С великого горба. В этой торбе: Хлеб, соль, вода, пшеница, С кем ты желаешь поделиться? Выбирай поскорей, Не задерживай добрых и честных людей.

***

Куба-куба-кубака, Больно ямка глубока. Там мышки сидят, Все на солнышко глядят И считают: раз, два, три — В этот счет выходишь ты!

***

Кан, кан, капитан, Чем коней ты пропитал? Я не житом, не овсом, Только белым калачом. Из копыта, под копыта, Из телеги прямо в грязь. Оставайся белый князь!

***

Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела — Мужу двое, Себе трое И детишкам По лаптишкам!

***

Раз, два, три, четыре- Меня грамоте учили: Не считать, не писать, Только по полю скакать. Я скакала, я скакала, Себе ноженьку сломала, Стала ноженька болеть, Стала маменька жалеть, Пожалела, поругала И за доктором послала. Доктор едет на быке С балалаечкой в руке.

Рано утром, вечерком, поздно на рассвете…

 
Короткие небылицы для детей дошкольников можно читать вместе с малышами, использовать как считалочки в игре, разучивать на память. Все это позволяет развивать память, кругозор и детскую фантазию.
 
Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
 
Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
 
***
 
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка
 
***
 
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Море с пирогами.
 
***
 
Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.
 
***
 
Однажды я видел, как в цирке слон
Прыгнул прямо с земли на балкон,
Потом он допрыгнул до самых небес
И до сих пор оттуда не слез.
 
***
 
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
Зоя Александрова
 
***
 
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняет мужика кнутом.
 
***
 
По реке бежит буфет,
В нем лежит
Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
Юрий Мориц
 
***
 
В детстве увидел и помню поныне:
Кошка шила на швейной машине,
Вдруг взбунтовалась ее машина
И кошке лапу к шитью пришила.
Алексей Сергеев
 
***
 
Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.
 
***
 
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил!
/ Самуил Маршак /
 
***
 
Чтоб чуть-чуть повеселиться,
Расскажу вам небылицы:
К нам вчера забавный слон
Приземлился на балкон.
Залетел на огонек
Как огромный мотылек.
 
***
 
Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!
 

Небольшие считалки

Выпал снег на поля

Выпал снег на поля,

Прибежала детвора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем бегать и скакать,

Будем мы в снежки играть.

Листопад

Листопад,

Листопад,

Листья жёлтые летят.

Жёлтый клен,

Жёлтый бук,

Жёлтый в небе солнца круг.

Жёлтый двор,

Жёлтый дом,

Вся земля желта кругом.

Грибы

В лес однажды я пошел,

Там грибочки я нашел.

Подосиновик, груздочек,

Полезайте в кузовочек.

Ядовитый мухомор,

Из корзины выйди вон!

Луноход

Луноход, луноход,

По Луне идет вперед!

Долго там ему ходить,

А сейчас тебе водить!

Снег

Выпал снег на поля,

Прибежала детвора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем бегать и скакать,

Будем мы в снежки играть.

Из позёмки ветерок

Из позёмки ветерок

Свил серебряный шнурок

И на нём привёл в тайгу

Белогривую пургу!

Снег, метель, сугробы

Снег, метель, сугробы —

Всё одной природы.

Станем снег мы разгребать,

А затем начнём играть.

Одуванчик

Одуванчик,

Одуванчик!

Ты весёлый

Одуванчик —

Только ветер

Налетит,

Одуванчик

Облетит!

Мнение специалистов

Психологи считают, что при проведении выбора при помощи такого стишка дети дотрагиваются до каждого участника игры, что помогает устанавливать дружеские и доверительные отношения в коллективе. Чем больше считалочек знает малыш, тем больше у него шансов стать лидером в игре, а в последующем и во всем коллективе.

Участвуя в подвижных и ролевых играх, он учится сопоставлять свои желания с общепринятыми правилами, это позволяет ему научиться находить компромиссы и подчиняться законам общества.

Существует еще одна разновидность – это считалки на иностранных языках. Они позволяют ребенку осваивать новый для него язык в игровой форме, что приводит к очень хорошим результатам. Их заучивание наизусть позволяет запоминать незнакомые слова, не прилагая при этом особых усилий.

В современных дошкольных учреждениях им отводится особое место

Ведь это самый простой и быстрый способ не только научить детей счету, но и привлечь их внимание, научить элементарным правилам поведения в коллективе, помочь выбрать лидера

Презентация на тему: » Устное народное творчество. Лирика( малые фольклорные формы) Эпос( сказки,былины) Драма ( пьесы, игры Фольклор.» — Транскрипт:

1

Устное народное творчество

5

Лирика( малые фольклорные формы) Эпос( сказки,былины) Драма ( пьесы, игры Фольклор

9

Поэзия пестования. ( материнский фольклор) Колыбельные байки ( баять- говорить, шептать) Главный персонаж в них — кот. Считалось, что мурлыкание приносит мир и покой. Иногда в пении рисуется будущее ребенка. Для колыбельных характерны: ритм и звуковое оформление

10

Пестушки. ( «пестовать»-нянчить ) Потешки- потешать, развлекать. ( Сорока-белобока кашу варила, деток кормила… Ладушки…. ) Докучные сказки(« докучать»- надоедать) -сказки без конца. ( У попа была собака…)

12

Детский фольклор. Изначально связан с обрядовой культурой взрослых. Активно развивается и в наше время. Заклички-( « кликать»- просить,звать) Дождик, дождик пуще, дам тебе гущи… Приговорки- обращение ко всему живому Божья коровка, улети на небо, дам тебе хлеба: черного и белого, только не горелого. Считалки- срифмованные стишки, состоящие из придуманных слов, с соблюдением ритма. (Эни- бени,рики-таки,тарба- арба,синти-бряки…)

14

Дразнилки — произносимые на распев стишки, которыми дразнят кого-то. ( Тили-тили- тесто- жених и невеста… Рыжий, рыжий, конопатый убил дедушку лопатой…) Словесные игры. Игры с запретом. Молчанки. Страшилки- наиболее поздний из всех жанров детского фольклора. (Мальчик случайно нашёл пулемет. Больше в деревне никто не живет.)

15

Взрослый фольклор. Прибаутка-маленькая стихотворная сказка. ( Идет коза рогатая за малыми ребятами…) Небылицы- перевертыши- особый вид прибауток, вызывающий смех смешением реальных связей и отношений.

16

В перевертышах меняются местами: большое и малое, легкое и тяжелое, съедобное и несъедобное, ездоки и средство передвижения, жилище и его обитатели. Перемена соседних слов местами перемена слов в строчках замена отклонений от существующих норм

17

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота Выскочила палка с бабкою в руке и давай дубасить коня на мужике. Лошадь ела сало, а мужик овес. Лошадь села в сани, а мужик повез. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом.

18

Как составить перевертыши. Знакомство с понятием «рифма» ( созвучие окончаний) Подбор срифмованных пар слов (суп-зуб, река-рука, дочка- бочка) Составление предложений сначала в правильном порядке, рифмуя слова Перемена слов местами

19

Примеры детских работ.

25

Загадки — жанр, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходным -игра в узнавание, отгадывание того, сто спрятано в том или ином образе

26

Виды загадок. Загадки – вопросы. Кто идет, а шага не сделал? Загадки – противопоставления. Не ест, не пьёт, а говорит поёт. Загадки- описание действий. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. Загадки – описание признаков. Мохнатенькая,усатенькая,лапки мягонькие.

27

Составление загадок. На что похоже? Чем отличается? Желтая, а не… Круглая, а не… С хвостом, а не Что делает? Что такое же? Светит лампа Тает снег Капает дождь Пара слов «но не» разделяют части Игра противоречий Большая и маленькая.( тень)

28

1. Предмет не называется. 2. Даны главные признаки данного предмета. 3. Последние слова строк звучат в рифму.

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Шла Саша по шоссеИ сосала сушку.

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Историческая справка

Этот жанр народного фольклора – считалка – возник в давние времена и, что удивительно, использовался взрослыми. Так они распределяли тяжелую работу, за которую никто не хотел браться. Современные считалки также выполняют функцию распределения, но уже в детских играх. Обычно при их произношении указывают на участников. На кого придется последнее слово, тот и становится водящим. Либо же выбывают постепенно все игроки, а водящим становится тот, кто остался.

Дети, знающие много считалок, уважаемы в своем коллективе, востребованы, так как могут организовать множество интересных затей. Что такое считалка для ребенка, не имеющего лидерских качеств, стеснительного и молчаливого? Это шанс проявить себя, почувствовать главным, игроком, членом команды

К тому же считалка развивает внимание. Передаваясь из уст в уста в процессе игры, она требует от участников сосредоточенности и умения быстро запоминать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Презентация ««Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость… Очень важной частью работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения

Очень важной частью работы по оздоровлению детского организма являются пальчиковые игры. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения

В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются динамические движения.

Игры эти эмоциональны и увлекательны.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями; пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

В чем польза развития речи с помощью народного творчества (фольклора)

Фольклор — это устное народное творчество. К нему относятся:

  • сказки;
  • былины;
  • песни;
  • скороговорки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • потешки;
  • загадки;
  • считалки.

В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой.

Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается.

Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые крохам хочется повторить.

С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности.

Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью.

Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев.

Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.

Считалочки для малышей

Отличаются эти считалки максимальной легкостью и простотой. Детям малышкового возраста пока еще рано уметь считать, читать, знать правила русского языка. На данном этапе своего развития они активно познают окружающий мир, особенности его устройства. Считалки должны им максимально помочь в этом.

Эники-беники

Эники-беники ели вареники

Эники-беники — клёц!

Вышел весёлый матрос.

Про зайчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Кони

Кони, кони, кони, кони,

Мы сидели на балконе.

Чай пили, чашки били,

По-турецки говорили.

Мыши

Тише, мыши, кот на крыше,

а котята ещё выше.

Кот пошёл за молоком,

а котята кувырком.

Кот пришёл без молока,

а котята ха-ха-ха.

Мишка косолапый

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

Шишка отлетела — прямо Мишке в лоб!

Мишка рассердился и ногою — топ!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий