За свободу мыслей
Константин Дмитриевич родился в Туле, детство и юность провёл в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Как было принято у дворян, начальное образование он получил дома, в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде-Северском, а после поступил на юридический факультет Московского университета, закончил его с отличием и в 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Слушая лекции выдающихся профессоров — историка Тимофея Грановского и философа в области государства и права Петера Редкина, — Ушинский сам захотел стать преподавателем.
Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в Ярославский Демидовский лицей, но через четыре года ему пришлось уволиться. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали опасения. Ушинского сочли неблагонадёжным и отстранили от должности «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».
Подрыватель устоев
В 1859 году Ушинскому предложили должность инспектора Смольного института благородных девиц. В те времена девушки проводили в нём девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и поверхностному изучению пары иностранных языков. Считалось, что серьёзное образование вредит женскому естеству. Ушинский был с этим категорически не согласен.
Если смотреть на женщину по-другому, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не следует забывать, что женщина является проводником успехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества.
Ушинскому удалось изменить старые порядки и создать новый стандарт женского образования в России. В частности, он:
- отменил разделение учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий;
- добился того, чтобы занятия велись не на французском, а на русском языке;
- полностью сменил преподавательский состав и создал новый учебный план с углублённым изучением естественных наук и литературы;
- открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать;
- ввёл практику педагогических совещаний и учредил преподавательские конференции для обмена опытом;
- сократил обучение с девяти до семи лет и добился для девушек права уезжать домой на каникулы и праздники.
Салонные шутки про «кисейных барышень» постепенно сошли на нет: вместо оторванных от реальности светских кукол Смольный начал выпускать развитых, рационально мыслящих девушек, способных поддержать учёную беседу.
Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года он стал редактором официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Все эти «вольнодумства» не могли остаться незамеченными. В 1861 году, после назначения министром просвещения консервативного графа Е. В. Путятина, Ушинского сначала уволили из журнала, а ещё через год — из Смольного. Поводом послужил анонимный донос: его обвиняли в атеизме, подрыве традиционных устоев и разрушении духовных скреп общества. Правда, Ушинский был уже слишком заметной фигурой, поэтому скандала решили избежать: Константин Дмитриевич был отстранён от преподавания под предлогом пятилетней командировки в Европу. В этом путешествии он посетил женские гимназии, народные школы и детские сады Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, познакомился с опытом иностранных коллег и пришёл к довольно неожиданным выводам.
Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста, более на месте в семье, чем в общественной школе. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребёнка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости.
<<Форма демодоступа>>
Умение думать
По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить
Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления. . В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.
В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей.
Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально, достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов.
Воспитание и обучение в Киевской Руси
Определение 1
История педагогической мысли – это сфера педагогической науки, занимающаяся изучением развития образовательной практики и педагогических теорий на протяжении человеческой истории.
Характер образования в России, начиная с периода Киевской Руси (X-XIII века), был под значительным влиянием византийских традиций, чему способствовало принятие в конце Х века христианства византийского образца на Руси.
Элементы культуры Византии, а также образования, плотно вошли в культуру и образование Киевской Руси. Главное средоточие образованности – монастыри. Первым поколением «книжно» образованных людей были именно выпускники монастырских школ, приобщившиеся к византийской, античной и библейской мудрости.
Киевскими князьями всячески одобрялось открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Чернигове и т. д. В соответствии с историческими источниками, в школах Киевской Руси могли обучаться не только мальчики, но и девочки, а по степени образованности население Киевской Руси превосходило Западную Европу. В первую очередь, русский человек воспитывался внутри семьи, общаясь с наставником, роль которого обычно исполняли приходские священники или монахи-книжники.
Педагогика как искусство
В середине 1860-х Ушинский вернулся на родину. С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. В 1870 году после тяжёлой болезни Ушинский скончался. Но идеи, изложенные в его книгах, обеспечили ему бессмертие.
Воспитание личности происходит через всестороннее развитие — физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Ушинский неоднократно подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания.
Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу.
<<Форма семейного образования>>
Родное слово
В 1861 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом.
В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся.
«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 147 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.
Слайд 214.Особенности развития воспитания и образования в Древней Руси
и Русском государстве.
В период существования государства Киевская Русь и русских феодальных княжеств (X-XIII вв.) определяющими в воспитании и образовании являлись христианская вера, славянская письменность, политика правящей княжеской династии.
наличие ветхозаветного идеала воспитания, согласно которому почитались строгость, уважение отца, матери, беспрекословное послушание взрослым;постижение нравственных и религиозных истин в образно-поэтической форме через наставления, поучения на славянском языке;сохранение традиций семейного народного воспитания при тенденции государственного контроля, о чём свидетельствуют статьи «Русской правды» (1016).
Список использованной литературы
1. Аврелий, А. Исповедь / Августин Аврелий. М., 1991.
2. Антология педагогической мысли Христианского Средневековья / сост. ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. – М.: АО Аспект Пресс, 2004. – 352 с.
3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. / сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.
4. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 1985.
5. Ардашева, С.В., Борозинец, Н.М. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие / под ред. Е.В. Евмененко, Г.Ю. Козловской. – Ставрополь, 2003.
6. Асмус, В.Ф. Платон. Сочинения / под общ. ред. А.Ф. Лосева. – М: Мысль, 1971. – Т. 3, ч. 1. – 687 с.
7. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи в Древней Греции и Риме / Л. Винничук. – М., 1988.
8. Дандамаев, М. А. Вавилонские писцы / М.А. Дандамаев. М.: Наука, 1983. – 245 с.
9. Джуринский, А. Н. Педагогическая мысль и образование на ближнем и среднем Востоке (VII – XVII вв.) / А.Н. Джуринский // История педагогики: учебное пособие. М.: Владос, 1999. С. 83– 99.
10. Дидро, Д. Сочинения: в 2 т. / Д. Дидро; сост. и ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Мысль, 1991. – Т. 2. – 604 с.
11. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег; общ. ред. Е.Н. Медынского. – М., 1956. – 374 с.
12. Жураковский, Г. Е. Педагогические идеи Квинтилиан / Г.Е. Жураковский // Очерки по истории античной педагогики. М.: Учпедгиз, С. 403– 432.
13. История социальной педагогики: хрестоматия / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2011. – 544 с.
14. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский; под ред. А.А. Красновского. – М., 1955. – 651 с.
15. Конфуций: жизнь и учение / в излож. и пер. П.А. Буланже. – М., 1995.
16. Корнетов, Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г.Б. Корнетов. – М., 1993.
17. Крамер, С. История начинается в Шумере / С. Крамер / пер. с англ. М.: Наука, 1991. 233 с.
18. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк; ред. и сост., авт. примеч. А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1988. – Т. 3. – 668 с.
19. Лосев, А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев. М.: Молодая гвардия, 1993. С. 177– 365.
20. Монтень, М. Опыты / М. Монтень. М.: Правда, 1991. 621 с.
21. Оппенхейм, А. Древняя Месопотамия: (Портрет цивилизации) / А. Оппенхайм / пер. с англ. М.,1980. – 317 с.
22. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения: в 3-х т. / И.Г. Песталоцци; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1965. – Т. 3. – 635 с.
23. Пинкевич, А.П. Краткий очерк истории педагогики: 2-е изд / А.П. Пинкевич. – Харьков, 2009.
24. Пискунов, А.И. Платон. Протагор // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. С. 20– 21.
25. Савельева, Т. Н. Как жили египтяне во время строительства пирамид / Т.Н. Савельева. М.: Наука,1971. 118 с.
26. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О Воспитании / Ж.-Ж. Руссо. – Петербург, 1912. – 146 с.
27. Флинтер, Н. Д. Культура и искусство древнего Двуречья / Н.Д. Флинтер. М; Л., 1985. С. 169– 170.
28. Юрчук, В.В. Конфуций: жизнь, учение, мысли / В.В. Юрчук. – 5-е изд. – Минск: Современное слово, 2006. – 384 с.
Развитие педагогического сознания, образования и воспитания в России XVIII века
Развитие образования и педагогики в России XVIII века было определено реформами Петра I, которые были не только социально-политического, но и просветительского характера. Именно в этот период были заложены основы школы.
Были открыты новые начальные школы. В начале века создали четыре новых вида начальной школы:
- цифирные школы;
- русские адмиралтейские школы;
- гарнизонные школы;
- русские школы при горных заводах Урала.
По прямому указанию Петра I Яворский реформировал Славяно-греко-латинскую академию, которая превратилась в современное учреждение, дающее как светское, так и духовное образование.
Огромная роль в развитии российского образования того периода принадлежит Феофану и В.Н. Татищеву.
Феофан (Прокопович) занимался реформацией системы церковного образования, в результате чего она стала трехступенчатой – училище, семинария, академия. Он же открыл школу для бедных детей и сирот, написал азбуку, которая переиздавалась много раз.
В.Н. Татищев – открыл горнозаводские школы н Урале. Он был активным сторонником развития просвещения в России, доказывал его большую роль в судьбе каждого человека и всего государства.
Выдержка из текста
Актуальность исследования. В современном обществе возрос интерес к истории развития общественной и педагогической мысли в разные эпохи становления государственности и к неисследованным древнейшим национально-культурным ценностям. Демократические перемены позволили реабилитировать и восстановить то, что было незаслуженно отвергнуто и забыто. Сегодня наблюдается рост национального самосознания, стремление сохранить этнические ценности (национальный язык, фольклор, традиции, обычаи, древние национально-культурные памятники), признание использования факторов и средств народного воспитания как одного из перспективных направлений в педагогике, что соответствует требованиям современного общества: интернационализму, гуманности, толерантности граждан различных культур.
Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, духовным корням развития этнической культуры. Решение актуальной проблемы соотношения общечеловеческого и национального в воспитании и обучении возможно лишь на основе глубокого изучения и творческой разработки народно-педагогической мысли и практики в неразрывной связи с наследием великих мыслителей-педагогов.
В свете сказанного особое значение приобретает задача рассмотрения прогрессивных педагогических идей великих мыслителей во взаимодействии, сопоставлении и сквозь призму педагогических воззрений народа соответствующих периодов истории. Актуальной становится задача возрождения, сохранения и использования опыта и идей гуманистической народной педагогики, дошедших до наших дней в произведениях средневековой литературы, имеющих непреходящее значение для культуры всех цивилизаций.
Таким образом, актуальность исследования вызвана обострением противоречия между объективными потребностями в теоретическом осмыслении народного опыта воспитания, отраженного в художественно-дидактических произведениях мыслителей средневековья и недостаточной разработанностью этой проблемы.
Исходя из выявленного противоречия проблема исследования была сформулирована следующим образом: какие гуманистические идеи народной педагогики были воплощены в художественно-дидактических произведениях мыслителей средневековья.
Объект исследования: проблемы воспитания в трудах мыслителей древности и современности.
Предмет исследования: идеи воспитания мыслителей древности и средневековья, актуальные для современности.
Цель исследования: на основе анализа педагогического наследия мыслителей древности и средневековья выявить и раскрыть идеи педагогики актуальные для современности.
Гипотеза исследования: возможно, что объективное исследование идей педагогики, имеющих место в произведениях мыслителей древности и средневековья, внесет существенный вклад в педагогическую науку, историю образования и педагогической мысли в частности.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Представить педагогические идеи в трудах зарубежных и отечественных мыслителей древности и средневековья;
2. Рассмотреть идеи воспитания мыслителей древности и средневековья, актуальные для современности;
3. Представить идеи гуманизма и защиты детей от насилия в трудах философов – мыслителей Античности и Средневековья;
4. Проанализировать использование поощрений и наказаний в воспитании детей в эпоху античности средневековья.
Методологической основой исследования являются принципы историзма, научности, объективизма, приоритета общечеловеческих ценностей; исследования педагогических традиций историков и теоретиков педагогики.
В своем исследовании мы также опирались на труды и диссертационные исследования, посвященные изучению жизни и творчества мыслителей средневековья, таких ученых, как Августина Аврелия, Платон, Аристотеля, Конфуция, Д. Дидро, А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и других.
Применялись следующие методы исследования: исторический метод; теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; теоретическое обобщение материала исследования.
Источниковедческой базой исследования послужили отечественная и зарубежная педагогическая, философская, историческая литература по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования заключается в следующем: сопоставлены идеи о нравственном, трудовом, умственном, физическом, эстетическом воспитании мыслителей древности и средневековья с идеями и мыслями актуальными для современности.
Педагогика советского периода
В первое десятилетие советского периода было решено много новых проблем, связанных с новым типом экономических и хозяйственных отношений. Педагогическая теория в эти годы отличалась некоторыми характерными особенностями. Основной педагогической идеей была трудовая школа, базирующаяся на принципах политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считали наиболее значимой частью педагогической практики. Выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко была разработана воспитательная система, в которой формируются характерные для данного коллектива людей нормы, стиль и отношения. Макаренко считал трудовое воспитание наиболее важным аспектом общего воспитания ребенка, которое и превратит его во взрослого гражданина.
Значительная роль в развитии педагогики советского периода 20-30-х годов принадлежит идеям П.П. Блонского. Основополагающие педагогические идеи Блонского можно представить следующим образом:
- обучение и воспитание строится на основании знаний закономерностей развития детей;
- необходимо уважать личность ребенка, его потребности и интересы;
- разностороннее развитие детской личности должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В послевоенном периоде особенно ярко выделялись работы В.А. Сухомлинского – крупнейшего педагога ХХ века. Он уделял много внимания воспитанию у нового поколения гражданственности, продолжая развивать учения о воспитательном процессе внутри коллектива, разрабатывал методику работы с каждым отдельным учеником внутри коллектива.
В конце 70-х – начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни СССР вышли педагоги-новаторы, педагоги-практики. Они считали, что настоящего учителя отличает увлеченность своим предметом, умение строить урок таким образом, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе.
Естественный патриотизм
В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение, — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.
Первое, чем должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту его нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.
Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству».
Развитие личности
Ушинский верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это Ушинского особенно не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич утверждал: «Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность — живой человек, наставник.
Поскольку педагогика по Ушинскому — скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать с кафедры сухие факты, а показать, что знания можно добывать отовсюду — наблюдая за окружающей природой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы не существуют отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас и нет ничего интереснее, чем открывать их. Учить человеколюбию на своём примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. И сохранять беспощадную честность, прежде всего к себе самому.
Сокровища в шкафу
После увольнения Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями — переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. Пока в 1854 году бывший коллега по лицею не выхлопотал для него должность преподавателя словесности и юриспруденции в Гатчинском сиротском институте. О тамошних порядках Ушинский позже напишет: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Будучи простым учителем, он не мог повлиять на руководство, зато много внимания уделял отношениям между воспитанниками: взаимные доносы и воровство ушли в прошлое, сменившись атмосферой товарищества. К тому же именно эта работа помогла учёному войти в историю.
В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Статья Ушинского «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
Развитие образования в России в XIX века
Замечание 2
К.Д. Ушинский – один из выдающихся русских педагогов XIX века. К основным идеям Ушинского следует отнести идею народности воспитания, реформирование народной школы. Константин Дмитриевич в своих трудах пишет о труде, как основе воспитания человека, о роли родного языка в воспитании, о воспитании нравственности и связи теории с практикой.
Стержень его педагогической системы – требования демократизации образования и обучения, признание творческой силы трудового народа и его права на образование. Цель воспитания по Ушинскому – сформировать активную и творческую личность, подготовить человека к физическому и умственному труду в качестве высшей формы человеческой деятельности. В его системе нравственного воспитания ребенка отсутствует авторитаризм, так как она выстраивалась исключительно на силе позитивных примеров и на разумной деятельности.
Педагогические принципы Ушинского:
- обучение должно строиться, учитывая возрастные и психологические особенности развития ребенка. Оно должно быть посильное и последовательное;
- обучение должно выстраиваться на основании принципа наглядности;
- обучение должно идти от конкретного к абстрактному, от представления – к мысли, так как такой процесс основан на психологических особенностях природы человека;
- обучение должно развивать умственные способности учащихся, а также давать знания, необходимые для жизни.
Труд как отдых
Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства
Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу
Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают.
В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.
Слайд 34Воспитание и обучение на Руси в XIV-XVI веках Нил Сорский
(около 1433-1508 гг.) – попытался обобщить опыт монастырского воспитания и обучения, опираясь на осмысление практики воспитания в Византии; видел цель воспитания в достижении духовного совершенства не путем умерщвления плоти, а в процессе мыслительной деятельности. Сильвестр – религиозный деятель из ближайшего окружения Ивана Грозного, составил «Домострой» –
Максим Грек, в миру – переводчик, мыслитель, гуманист был приглашен в Москву князем Василием III в 1518 г. и поселился в Чудовом монастыре; под его влиянием во второй половине XVI веке стали изучать грамматику как особый предмет; им были написаны учебные пособия для монастырских училищ – «О пользе грамматики», «Лексис – неведомые речи».
Педагогическая мысль: