Роль семьи в воспитании ребенка

Стили семейного воспитания

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

  • демократический;
  • диктаторский;
  • попустительский.

Демократическое воспитание

Считается самым подходящим

В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение. При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность

Родители внимательно выслушивают малыша, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.
В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Диктаторское воспитание

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается. Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности малыша. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.
В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Стили воспитания детей

Усовершенствование познавательных способностей начинается намного раньше, чем думают родители: мама улыбается новорожденному малышу, ухаживает за ним, отвечает на вопросы, читает книги, смотрит с ребёнком развивающие телепередачи. Даже обычное общение обучает малыша чему-то новому. Эти простые занятия помогают ребенку осознать, какой большой мир за пределами семьи.

Но воспитание родителями не всегда приносит положительные плоды, хорошо влияет на развитие личности. Иногда отношения с ними бывают травмирующего характера. По прошествии нескольких лет этот опыт определяется, как печальный. Многое при этом зависит от стиля воспитания в семье. Педагогами и детскими психологами выделяются три стиля воспитания:

  1. Демократический.
  2. Диктаторский.
  3. Либеральным.

Демократический стиль является наиболее хорошим. Родители, которые его придерживаются, внимательно относятся к своему малышу, прислушиваются к его мнению, уважают выбор дошкольника. Это отношение развивает у малыша самостоятельность и ответственность. При таком общении родители выслушивают дошкольника, стараются ему помочь в решении текущих проблем добрым словом или советом.

Дети таких родителей знают, что им окажется участие и поддержка в отчем доме. Это понимание остаётся с ними после того, как они вырастают. Такие семьи содействуют грамотному половому воспитанию. Здесь дети разного пола воспитываются неодинаково. На примере родителей дошкольник наблюдает семейный гармоничный союз. Для диктаторского стиля характерны следующие критерии:

  1. Роль семьи в воспитании личности ребенка в этом случае строгая.
  2. Любые требования родителей должны сразу же исполняться, а свое мнение малышу иметь разрешается крайне редко.
  3. Такие родители добиваются послушания принуждением, угрозами и приказами, но такое поведение сказывается разрушительно на личности.

Диктат родителей приводит к внутреннему протесту или подавлению личности малыша. В первом случае чадо меняется в худшую сторону, у него наблюдается лицемерие, лживость, грубость в общении и агрессия. Второй случай приводит к пассивности и апатии.

Третий стиль часто называется либерально-попустительский или просто либеральный. Он возникает из-за чрезмерной любви к малышу. Мама и папа потакают всем его капризам и желаниям. Обычно дети вырастают безответственными и не дисциплинированными. Родители в своей чрезвычайной любви не замечают, что их сын или дочь, стали эгоистами.

Роль семьи в воспитании дошкольника имеет большое значение в формировании личности и его многостороннем развитии. Семья главенствует в вопросах воспитания вырастающего поколения. Но детские сады, гимназии и школы также выполняют важнейшие воспитательные функции. В каждом обучающем учреждении работает психологическая социальная служба, которая направлена на содействие всестороннему развитию.

Социальные службы обеспечивают дошкольнику или школьнику психологический комфорт, а также помогают родителям. С этой целью проводятся разные мероприятия, родительские собрания, индивидуальные консультации. Позитивный эффект достигается в случае, если школа и семья действуют сообща.

Влияние внутрисемейных конфликтов на становление личности ребенка

Ребенок чувствует все ссоры, разногласия, которые происходят между родителями. Даже если конфликты были скрыты, то ребенок все равно чувствует тревогу, панику, страх, так как он имеет связь с каждым из своих родителей. Конечно, не бывает отношений совсем без ссор, но стоит работать над причинами разногласий и впредь не допускать подобного, а решать все путем спокойного разговора.

Очень часто родители не задумываются, что ссорясь между собой, они травмируют психику ребенка, заставляют его переживать. Но, стоит понимать, что именно это может оказать негативное влияние на ребенка и его развитие.

Не существует такой системы воспитания, которая подходит для любой ситуации в жизни. Нужно слушать себя и свое сердце, которое сможет помочь в выборе правильного пути для воспитания. Очень важным для воспитания является развитие в ребенке самостоятельности и ответственности за свои действия. Также, не стоит излишне хвалить детей, перекладывать ответственность с ребенка на себя и не давать возможности выбора.

В воспитании, также как и во всем остальном, нужно иметь чувство меры. Например, мальчика не стоит слишком ласкать или же наоборот «давить» властью и контролем. Если это делать, то мальчик, например, никогда не сможет стать настоящим мужчиной и не будет способен к защите себя от других, поиску взаимоотношений в коллективе. Если родители мальчика постоянно и полностью не дают ему проявлять свое упрямство и характер, то он вырастает мягким, ранимым и зависимым от других.

Мальчики, которые не получили достаточной заботы от отца, его внимания и воспитания, часто становятся неспособными к семейной жизни. Очень часто за норму мужского поведения они принимают агрессию и физическую грубость. У таких детей практически отсутствуют сопереживание, сочувствие. Им трудно управлять собой и своим поведением.

У ребенка любого пола должен быть человек, которому он бы хотел подражать, стать похожим на него. Очень хорошо, когда у ребенка уже с раннего возраста есть цели, мечты, которые могут отличаться от приоритетов родителей.

Обличение родительской любви бывает излишним. Ребенок не может сам понять, что родители таким способом проявляют к нему заботу, думая, что это просто чрезмерный контроль. Родительские чувства иногда имеют оттенок назойливости, вмешательства. Многие родители не имеют границы между интересами ребенка и своими. Думают, что лишь они сами могут сделать правильный выбор за ребенка. Именно тогда ребенок, вместо того, чтобы отблагодарить свою семью, испытывает лишь раздражение и озлобленность. Не обязательно проводить друг с другом дни напролет

Ведь важно не количество, а качество времени, которое семья провела вместе. Количество времени не является количеством любви

Важно, чтобы понять ребенка, нужно прежде всего думать о его чувствах и эмоциях. Так как даже взрослому человеку, чтобы понять другого, нужно встать на его место и настроить себя на его внутренний мир

Мама и папа должны осознавать, что их ребенок – особенный человек, которого они обязаны правильно воспитать и задать ему его главные цели и их направление. Родительская любовь в правильном и разумном количестве является огромной ценностью, которую заслуживает каждый ребенок. Именно она помогает ребенку сформироваться, как личности, в обществе, найти свое призвание.

Роль семьи и семейных традиций в современном воспитании

От того, какая система взаимоотношений сложилась в семье, какие у взрослых на переднем плане ценности и интересы, зависит будущее их ребенка. Малыши очень чутко воспринимают поведение родителей, усваивают модели поведения, образец которых перед глазами. В семейном кругу проходит подготовка к жизни, семья – источник социальных идеалов и первый кирпичик в здании гражданского поведения.

Если родители не позволяют себе врать, они воспитывают честного сына. Мечтающие об аккуратной дочурке содержат свой дом в идеальной чистоте. Те, кто не хочет потерять свою связь с детьми, когда те вырастут, не должны принижать значение семейных традиций.

Хорошие традиции делают всех проживающих в одном доме сплоченной семьей, близкими, а не соседями. Ребенка поддерживает уверенность, что его поймут, поддержат, здесь он всегда защищен.

Наличие традиций формирует уверенных в себе оптимистов, дети всегда надеются на какой-то праздник впереди: поход в цирк по выходным, покупку и украшение елки 31 декабря. Пусть другу из соседнего подъезда купили самый «крутой» велосипед, мальчик всегда будет уверен, что его отец лучший, потому что они с ним запускают змея и ходят на рыбалку. Ранее мы писали о роли отца в воспитании детей.

Сбережение и создание традиций

Родителям полезно перенести в свою семью те добрые традиции, которые они помнят по своему детству: чтение сказки на сон грядущий, поцелуй перед сном. Иногда пары «подсматривают» полезные традиции, будучи в гостях, «заводят» новые случайно. Ограничений здесь не существует, главное, чтобы:

  • новые привычки и правила были приятны всем,
  • они должны выполняться регулярно,
  • для достижения должного эффекта традиция должна радовать и запоминаться,
  • надуманные ритуалы, выполняемые с пафосом, ни к чему, лучше проще,
  • новая традиция не должна стать орудием установления каких-то жестких рамок, ее нужно использовать во благо.

Задачи семьи

В семье ребенок получает первый опыт общения и видит пример взаимоотношений родителей, бабушек, дедушек, понимает их права и обязанности друг перед другом, учится основам нравственности и духовности, воспитывает свои жизненные принципы. Семья может как формировать положительные черты и качества человека, так и быть источником его будущих проблем в общении, самореализации, самооценке. Чтобы этого не произошло, семья должна со всей ответственностью подходить к воспитанию будущей личности.

Основные задачи семьи:

  • создавать максимально благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка (включая питание, лечение, одежду, все необходимое для учебы в школе и занятий в секциях и кружках);
  • обеспечивать защиту ребенка в психологическом и социально-экономическом плане: поддерживать, учить искать выход из сложных ситуаций, знакомить с опасностями внешнего мира и учить им противостоять;
  • давать опыт создания семьи, сохранения и преумножения семейных ценностей, воспитания детей, уважительного отношения к старшим;
  • прививать необходимые навыки и умения (в том числе и трудолюбие), развивать умственный и творческий потенциал, учить самообслуживанию и помощи близким людям;
  • воспитывать чувство собственного достоинства;
  • закладывать основы для успешной реализации личности;
  • готовить к жизни в социуме.

При этом особенно важно строить отношения с детьми на основе взаимопонимания, доверия и сотрудничества, всегда проявлять родительскую любовь, ласку и заботу, быть внимательными и сопереживающими

Однако это вовсе не значит, что нужно всецело посвящать себя воспитанию, отказавшись от самореализации в жизни, карьерного роста и работы как таковой

Как показывает практика, самые гармоничные отношения складываются между детьми и родителями в семьях, где родители работают, но при этом уделяют должное внимание ребенку. Такие дети учатся лучше, растут более самостоятельными. Почему?

Почему?

Дети испытывают гордость за успехи родителей, начинают больше ценить время, проведенное с ними. Они избавлены от чрезмерной опеки взрослых. У ребенка появляется понимание того, что человек не может принадлежать кому-то одному, у него есть обязательства перед семьей, обществом, он несет ответственность за свои поступки

На примере родителей дети, начиная с дошкольного возраста, видят, как важно иметь в жизни цели, увлечения

Формирование навыка дисциплины

Не забывайте, что даже при безусловном влиянии окружающих ответственность за то, каким вырастет малыш, только на родителях.

В процессе воспитания, привития детям тех или иных навыков родители сталкиваются с рядом проблем: непослушанием, игнорированием просьб и поручений, неожиданными проявлениями агрессии. Такие случаи заставляют взрослых теряться, не зная, что предпринять.

Выбирать метод формирования дисциплины нужно, беря во внимание характер воспитуемого, его психологического склада, модели поведения самих родителей. Каким бы путем ни идти, эффекта легче достичь, соблюдая следующие правила:

  1. Метод прививания дисциплины должен соответствовать темпераменту малыша.
  2. Воспитатель сам должен служить примером.
  3. Линия поведения должна быть последовательной, от принятых правил не отступают.
  4. Поставленные задачи должны соответствовать возрасту и интеллекту, быть четкими, правильно понятыми.
  5. Если ребенок был наказан, к его проступку не стоит возвращаться.
  6. Нужно постараться понять мотивы плохого поведения отпрыска. Необязательно его оправдывать, но понять нужно.
  7. Если родителю не удалось сдержать гнев или раздражение, у ребенка можно и нужно попросить прощения, объясниться.

Основные принципы семейного воспитания

Набор родительских подходов к воспитанию чаще всего определен традиционным укладом, принятым той или иной культурой, религией. Новоиспеченные отец и мать больше склонны использовать опыт предыдущих поколений, чем научные разработки специалистов-психологов и педагогов. Но овладевать хотя бы азами педагогики современным родителям необходимо, т.к. их незнание приводит к серьезным ошибкам.

Среди общих принципов воспитания, что применяются в семье, выделим:

  • создание в доме атмосферы взаимопонимания, любви друг к другу;
  • нужно помнить, что ребенок – личность, его принимают без каких-либо условий;
  • на выбор методов воспитания влияют особенности ребенка;
  • самый эффективный способ правильного воспитания – положительный пример старших;
  • восприятие воспитательных мер лучше происходит через игровую форму, нотации недейственны.

Важно
Родители должны участвовать в воспитании равноправно, их воспитательные методы не должны противоречить друг другу. Несогласованные действия малыша запутают, а позже приведут к «игнору», тогда роль семьи в воспитании сойдет на нет.. Проблемы семейного воспитания возникают чаще всего из-за отсутствия любви, если старшие не стремятся к пониманию, не признают права маленького человека на собственное мнение

В таких семьях младшее поколение становится безынициативным, боится проявлять свои чувства, имеет заниженную самооценку. Неурядицы преследуют также неблагополучные, неполные семьи

Проблемы семейного воспитания возникают чаще всего из-за отсутствия любви, если старшие не стремятся к пониманию, не признают права маленького человека на собственное мнение. В таких семьях младшее поколение становится безынициативным, боится проявлять свои чувства, имеет заниженную самооценку. Неурядицы преследуют также неблагополучные, неполные семьи.

Гармония – на родительском примере

Роль родителей в воспитании гармоничной личности неизмерима. Именно родители являются самыми первыми, а значит – самыми значимыми воспитателями в жизни маленького человека. При этом воспитание начинается задолго до того, как ребенок услышит от взрослых первое «нельзя» или первое «ты должен». С самого раннего возраста кроха впитывает, словно губка, все, что видит вокруг себя: запоминает матрицу родительского примера

Поэтому так важно, каким он будет, этот пример

Скажем, ребенок, выросший в неполной семье, вряд ли сможет сохранить собственную, не имея перед глазами примера семейной гармонии двух взрослых людей. А значит, не имея опыта сохранения семьи с помощью взаимной заботы, взаимопомощи, выражений нежности, умения находить компромисс, преодолевать неизбежные конфликты, слушать другого, прощать. Каждый человек испытывает потребность в этом, но не каждый может получить необходимый опыт. Даже если семья является полной, но в ней люди часто ссорятся, не могут уступать, признавать правоту другого, заботиться о комфорте детей в создавшейся атмосфере, такие дети все равно не будут иметь нужного примера построения гармоничных отношений.

Ребенок, никогда не видевший, как мама или папа катаются на велосипеде или бегают в парке, скорее всего, и сам никогда не полюбит спортивные занятия.

Если у малыша перед глазами будет деспотичный, жестокий отец, то мальчик с большой долей вероятности вырастет таким же, подсознательно переняв стиль поведения мужчины в семье. А девочка выберет себе в мужья такого же деспота, как бы ни старалась она найти себе жениха «не из таких».

Страшно, когда в семье с самого младшего дошкольного возраста малышу не прививают духовных, нравственных ценностей. Такие дети вырастают духовными «пустышками», людьми, лишенными гуманного, созидающего начала.

Вместо заключения

Взаимоотношения детей и родителей должны основываться не на утолении материальных желаний ребенка, который только требует, но ничего не дает взамен. Правильные отношения должны подкрепляться поддержкой в любое время, совместным времяпрепровождением, заботой, лаской, оцениванием члена своего семьи. Ведь любовь семьи – главный фактор, который помогает человеку стать человеком. Стать добрым, чутким, целеустремленным, способным пройти через непредвиденные трудности. Отношения с ребенком – это, прежде всего уважение его как личности, человека. Да, его жизненный опыт не так богат и разнообразен, но он уже человек, который заслуживает уважение к себе, своим интересам, особенностям. Не стоит делать его беспомощным, неспособным к самостоятельному существованию и выбору.

Воспитание детей с признаками одаренности

Общение с детьми, имеющими раннее умственное развитие, не менее сложное занятие, чем с теми, у кого наблюдаются средние способности. Вундеркиндов сложности поджидают не только дома, но и в школе. С наступлением пубертатного периода у подростков разыгрываются настоящие драмы.

Родители вкупе с бабушками и дедушками иногда впадают в крайности, пытаясь выбраться из тупика, куда их загоняют не в меру развитые отпрыски. Поскольку развитие ребенка часто выходит за рамки общих представлений взрослых о нормальном развитии, они тревожатся. А сомнения и страхи подсознательно передаются ребенку.

Другая крайность – когда старшие по любому поводу устраивают бурные овации своему отпрыску, чем подогревают его тщеславие и завышенную самооценку. В будущем такое дитя ждут проблемы с социальной адаптацией.

Если необычные способности для старших не более, чем странность, это тоже откладывает отпечаток на детском сознании

Для ребенка с высоким уровнем развития важна родительская поддержка, внимание.  Необходимо помочь ему выстроить правильную самооценку, наладить контакт со сверстниками, которые считают его зубрилой и занудой. . Чтобы одаренному ребенку не было скучно в обычном классе, предусмотрены специальные программы обучения, ускоренный переход из класса в класс, специализированные гимназии, где у детей есть возможность углубленного изучения отдельных предметов

Творчески реализовать одаренность дети смогут только при особом внимании родителей и воспитателей

Чтобы одаренному ребенку не было скучно в обычном классе, предусмотрены специальные программы обучения, ускоренный переход из класса в класс, специализированные гимназии, где у детей есть возможность углубленного изучения отдельных предметов. Творчески реализовать одаренность дети смогут только при особом внимании родителей и воспитателей.

Роль семьи в воспитании

Воспитание в семье играет главную роль в формировании подрастающего поколения. Здесь происходит подготовка к взрослой жизни. В чём заключается значение внутрисемейного формирования личности, и какое должно быть поведение у родителей, чтобы их педагогическое влияние обладало успехом? Семья — это организованная структура, все действия в ней должны быть скоординированы. Воспитание детей должно выполнять определенные функции:

  1. Обучение ребенка.
  2. Прививание любовь к творчеству и искусству.
  3. Закладывание основ, одобряемые обществом, нравственное развитие чувств.
  4. Формирование его личности.
  5. Обеспечение условий для физического развития ребенка.

Под физическим развитием не подразумевается только утренняя гимнастика или выполнение несколько раз в неделю физических упражнений. Физическое воспитание сказывается положительно на детском здоровье, сюда относится привитие в раннем возрасте двигательных навыков, например, ходьбы без поддержки, сидение и приобщение к здоровому образу жизни.

Дети должны проявлять любовь к физкультуре и спорту с раннего детства. Это рекомендуется делать, привнося развлекательный элемент при совместных занятиях. Потому что игра считается ведущей деятельностью дошкольника. Когда ребёнок подрастёт, для него показательным примером будут родители. Совместные занятия спортом укрепят здоровье и повысят родственную сплоченность.

Коррекция культуры поведения

Культура поведения — это совокупность норм и правил, которых должны придерживаться все люди, живя в обществе. Родители учат дошкольника правильно себя вести с малых лет. При этом взрослыми выполняются следующие действия:

  1. Обучают правилам личной гигиены.
  2. Рассказывается ребёнку, как нужно правильно разговаривать.
  3. Изучают новые слова.
  4. Мама и папа прививают любовь к чтению книг.
  5. Учат правилам этикета и доброжелательного общения.
  6. Происходит обучение правильному поведению с другими людьми: воспитателями, учителями, другими детьми и родственниками.

Фактически у ребенка формируется культура деятельности, речи и общения, а также навыки личной гигиены. Семья закладывает основы нравственного поведения. С малых лет многие дети знают, что хорошо или плохо. Это происходит благодаря близким родственникам и родителям.

Задачи семейного воспитания

Главными задачами семьи являются воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка, формирование таких его качеств, которые необходимы для последующей счастливой, полноценной жизни.

Семья должна:

  • Создавать условия для физического, а также интеллектуального развития детей. Ребенок должен получать сбалансированное питание, иметь одежду, обувь, все необходимое для обучения в школе, занятий в спортивных секциях, кружках творчества. Малыши должны иметь развивающие игрушки, книжки, а для учеников должны быть доступны библиотеки и музеи.
  • Обеспечивать социальную и психологическую защиту своего потомства. Это означает, что обязанность взрослых — поддерживать, утешать, помогать в сложных ситуациях, обеспечивать безопасность в обществе. Детей нужно знакомить с внешним миром, учить правильно реагировать на жизненные перипетии.
  • Передавать свой жизненный опыт, обучать полезным для жизни навыкам и умениям. В первую очередь воспитывать трудолюбие посредством совместного труда, разумного распределения обязанностей между всеми членами семьи.
  • Подготовить ребенка для жизни в социуме. Здесь основополагающую роль играет модель родительского поведения. Вербальное ознакомление с правилами поведения в обществе порой оказывается менее эффективным, чем личный пример.

Воспитать не значит вырастить

Чтобы жизнь чада не пошла по самому неудачному сценарию, родителям мало вырастить ребенка здоровым, красивым, обеспеченным. Главная наша задача – воспитать детей духовно, нравственно. Что это значит? Привить им духовные, культурно-нравственные, эстетические ценности. Научить их ориентироваться в таких понятиях, как:

  • долг;
  • ответственность;
  • честь;
  • гуманность;
  • благородство;
  • добро или зло;
  • хорошо или плохо;
  • умение дружить и любить;
  • вежливость;
  • воспитанность;
  • тактичность и т. д.

Объясняются все эти понятия не только и не столько в беседах, сколько практически: в обсуждении проблем, совместном анализе ситуаций и, конечно же – на личном примере окружающих старших. Их нормы поведения, их поступки, их суждения – вот фундамент, на котором строится нравственно-духовное развитие маленькой личности.

При этом важно не предоставлять ребенку готовую действующую схему, а дать возможность самому ее для себя выстроить, научиться на собственных ошибках (без этого невозможен личный опыт). То есть родители должны содействовать духовно-нравственному развитию маленького человека, направлять его, поддерживать, а не заставлять бездумно следовать призрачным для них идеалам

Характеристика различных стилей семейного воспитания

Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт старшего поколения родственников. Подчас, не уделяется достаточно времени изучению детской психологии и теории педагогической науки. Нерешенные вопросы и отсутствие основных знаний в этой области могут создать сложности при взаимодействии с ребенком уже на ранних этапах. Родителям имеет смысл познакомиться с существующими стилями воспитательной работы и выбрать наиболее подходящий для них (и ребенка!) с учетом особенностей окружающей обстановки.

Традиционно выделяют следующие методы воспитания:

  1. Попустительский, либеральный. Данный вариант предполагает большую свободу в действиях ребенка и минимальный контроль со стороны взрослого. Психологи отмечают, что ребенок в таких условиях способен вырастить творческой и социально активной личностью. При этом либеральный стиль может стать причиной чрезмерной импульсивности и агрессии, так как с малых лет ребенок не будет знать ни правил, ни запретов.
  2. Авторитарный. Противоположный по содержанию, этот стиль характеризуется гиперопекой и тотальным руководством родителей. Взрослые стараются участвовать во всех сферах жизнедеятельности ребенка. С одной стороны, они дают ему ощущение безопасности, четкие правила, с другой – излишне ограничивают. Последствием может быть неприспособленный к жизни, апатичный взрослый, не имеющий своего мнения и стремлений.
  3. Демократический – наиболее адекватный и позитивный вид; нечто среднее между описанными выше стилями. Демократия предполагает разумные правила поведения, некоторые запреты, но без лишних ограничений. Каждый член семьи одинаково значим и имеет право голоса. Реализуется помощь, поддержка, при этом сохраняется самостоятельность как родителей, так и детей. Данный стиль воспитания – положительный пример в воспитании детей.

Правильный родитель и как им стать

Установление контакта с ребенком

Одно из простых и базовых условий для развития гармоничной личности ребенка – проявление безусловной любви и уважения к нему. Педагогическая роль родителя заключается, помимо развития умственных способностей, в эмоциональном принятии своего малыша, в установлении с ним близких доверительных отношений в совместной деятельности. Контакт формируется на нескольких уровнях:

  1. Телесном – в виде прикосновений, поглаживаний, объятий.
  2. Визуальном – жесты и мимика, внешний образ.
  3. Аудиальном – выстраивании диалога с ребенком, эмоционально-личном общении на волнующие малыша темы. Диалог предполагает не только высказывания, рассуждения и объяснения от мамы, но обязательно выслушивание того, что говорит ребенок, ответы на его вопросы. Ребенку требуется, чтобы его слушали и слышали. Способом реализации аудиального взаимодействия могут быть ситуативные разговоры или регулярные семейные вечера вместе с ребенком.

Условия становления гармоничной личности

В каждом возрасте у малыша свои потребности, а у родителей, соответственно, задачи и цели воспитательной деятельности. Младенец в 2 месяца по всем показателям совершенно отличается от ребенка в 2 года. Однако, есть факторы, актуальные для ребенка всегда. Прежде всего, это выражено в отношении родителей, от которых малыш ждет:

  • Уверенность и адекватную самооценку. Не ребенок, а родитель должен выполнять руководящую функцию. Он должен воплощать в себе опыт и знания, опираясь на которые способен вести ребенка, контролировать его развитие и оказывать необходимую поддержку.
  • Способность анализировать. Нельзя недооценивать наблюдательность детей. Ребенок должен видеть не хаотичные действия родителей, но выстроенную систему поведения. Стремление взрослых к анализу и объяснению действий ребенка даст малышу понимание причинно-следственных связей собственной активности.
  • Четкие запреты и ограничения. Ребенок чувствует себя в большей безопасности, когда понимает, что есть границы и правила. Задача взрослого – выставить нормы взаимодействия с окружающим, показать, что можно или нельзя делать. В данном случае обоим родителям полезно не только проговорить или показать, а самостоятельно следовать установленным принципам – ребенок учится на их примере. При этом все правила должны быть разумными, адекватными действительности и выполнимыми для малыша.
  • Здоровые эмоции, эмоциональная уравновешенность. Весь спектр чувств естественен – от проявлений искренней радости до раздражения и печали. Не нужно скрывать свои чувства, иначе малыш не сможет оценить ваше состояние и соответствующе вести себя. В будущем это может негативно отразиться на его способности опознавать эмоции других и понимать собственные реакции.
  • Взаимопонимание, доверие между папой и мамой. Счастливый ребенок – показатель гармоничной семьи и положительных отношений между родителями. Любые разногласия отражаются на самочувствии, настроении детей и желании строить взаимоотношения с миром.

Воспитывая и продумывая направления педагогических действий, следует помнить, что даже маленький ребенок индивидуален и уникален, он юная личность и нуждается в понимании и принятии.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

3 Советы родителям по воспитанию детей

Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.

  • Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
  • Будьте терпеливы.  Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
  • Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
  • Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
  • Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.

Контролировать себя ради дитя.

Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.

Плохой пример.

Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.

Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь

Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми

Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий