Роль семейного воспитания в развитии личности

Содержание

Глава 1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания.

Задачи семьи 6

Глава 2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей 10

2.1 Классификация типов семейных отношений 10

2.2 Классификация стилей воспитания 13

2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей 15

Глава 3. Ошибки семейного воспитания 19

3.1 Воспитание и потребность 19

3.2 Воспитание как реализация определенной системы 22

3.3 Воспитание как формирование определенных качеств 23

Глава 4 Средства воздействия в воспитании ребенка 26

Заключение 31

Список литературы 33

Каково влияние семейного воспитания на развитие ребенка

В первый год жизни младенец развивается стремительно быстро. Родителям следует проявлять ещё более серьёзный подход к его дальнейшему развитию – обучать его разговорной речи, ходьбе, развивать моторику конечностей, учить другим вещам. Это необходимо, ведь когда ребёнок делает первые шаги, например, – детский сад, он должен быть приучен к элементарным вещам.

Необходимо заниматься с ребёнком, приучать его к горшку, правильно держать ложку, чашку, прочие предметы первой необходимости. В детском саду этим занимаются воспитатели, что значительно ускоряет процесс развития ребёнка. Кроме элементарных навыков, он получает достаточное общение со сверстниками, приучается к режиму дня.

Поэтому среди большинства семей, где дети не посещают детский сад, нередко возникают проблемы. Ребёнок начинает осознавать, что ему можно не выполнять элементарных вещей – собирать свои игрушки, вовремя ложиться спать днём, кушать.

Если нет возможности определить малыша в детский сад, нужно подойти к вопросу о развитии ребёнка, очень тщательно подготовив домашнюю атмосферу. Существует множество литературы, где можно узнать о правилах, нормах воспитания ребёнка. Не стоит бояться приучать малыша к труду, бережливости с раннего возраста, уже во время этого периода в нём должна проявляться ответственность.

Например, если ребёнок систематически рвёт книги, его нужно отучить от этого. Он должен осознавать, что можно делать, что нельзя, а чтобы добиться этого, нужно уделять этому максимум времени.

Дети могут чувствовать, переживать, ощущать радость, стремиться к познаванию. Для каждого периода в развитии ребёнка происходят свои перемены.

Кроме положительных черт, ребёнок начинает проявляться упрямство, порой непослушание. Подсознательно он стремится к равенству, хочет принимать свои решения.

Роль семьи в процессе развития ребенка

Переоценить роль семьи в жизни ребенка невозможно. Именно в семье происходит изучение ребенком окружающего мира через семейные взаимоотношения и тот опыт, который родители передают маленькому человеку.

Первый год жизни ребенка характеризуется постоянной заботой родителей о малыше и созданием оптимальных условий для его развития, обеспечением его питанием и созданием надлежащих санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и уже способен выражать свои желания. Задачей взрослых является уметь отличать действительные потребности от капризов, для того, чтобы не поощрять неправильное поведение ребенка.

Таким образом, уже в раннем возрасте, ребенок получает первые нравственные уроки и начинается процесс выработки у него системы нравственных понятий и привычек поведения.

Статья: Роль семьи в развитии личности

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

На втором году жизни ребенок овладевает процессом ходьбы и стремится активно познать окружающий предметный мир: пытается все трогать руками, достать, то, что недоступно. В данный период воспитательное воздействие родителей должно заключаться в разумном включении ребенка в различные виды деятельности, для активизации процесса развития и направления его познавательных интересов в нужное русло, однако в случае выхода действий ребенка за пределы дозволенного, необходимо объяснить ему, что его действия недопустимы и пресекать их. Ребенок в этом возрасте должен начать понимать, что означает слово «нельзя».

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Сначала предметная, а затем и сюжетно-ролевая, сюжеты и роли для которой ребенок черпает именно из жизни. Роль родителей в данном процессе заключается в направлении процесса игры, формировании у ребенка правильных нравственных понятий о том, что такое хорошо, а что плохо.

Для школьного возраста основным видом деятельности является обучение, которое требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости и прилежания. В связи с этим большое значение имеет воспитание у ребенка:

  • умения выполнять поручения и задания,
  • стремления доводить начатое дело до конца,
  • проявлять характер и настойчивость,
  • не стремиться к формальному результату.

Огромная роль в воспитании этих качеств принадлежит родителям и их непосредственному примеру.

В трудовом воспитании также огромную роль играет именно семейное воспитание. Все члены семьи должны способствовать вовлечению ребенка в бытовой труд, формированию навыков обслуживания себя, выполнения посильных трудовых обязанностей, оказанию помощи близким.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что именно семья является первой школой для ребенка. В семье ребенок овладевает основными навыками общения, узнает, что такое уважение к старшим, как важна его помощь для окружающих людей В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

Замечание 1

Именно в семье ребенок получает свой первый жизненный опыт и учится как себя вести в различных ситуациях.

Формирование творческих интересов

Каждый кроха любознателен. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста бывает направлена на стимулирование познавательного интереса своего ребёнка к окружающему миру. У детей младшего школьного возраста, которые научились читать, развивается любознательность. Стихи, сказки, совместное чтение и обсуждение произведений из школьной программы развивает познавательный интерес дошкольника. Таким образом, происходит его сближение с родителями.

Своего ребёнка нужно воспитывать, чтобы он был всесторонне развитой личностью. Необходимо прививать ему любовь к искусству. С дошкольником нужно посещать галереи и выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение культурных мероприятий прививает любовь к искусству и культуре, а также развивает творческие интересы.

Стоит прислушаться

Необходимо, чтобы ребенок обрел внутреннюю уверенность в своих силах. А, это развивается путем одобрений, моральной поддержки и стимуляции мотивов к действиям со стороны близких. Жесткая критика, сомнения в способностях ребенка приводят к неуверенности и нерешительности, а значит, и достигать поставленных целей будет ему очень нелегко.

В периоды сильных эмоциональных переживаний ребенка родители должны находиться рядом и помогать ему осознавать свои переживания. К примеру, можно говорить: «Ты сейчас сердишься» или «Ты огорчен потому, что…». В общем, у дошкольника должно быть достаточно семейной заботы и внимания. У него появляется много вопросов, на которые в обязательном порядке необходимо отвечать, достаточно поверхностных общих понятий на тему, и интерес малыша будет удовлетворен, а значит, вы будете способствовать развитию его неиссякаемого интереса к познанию окружающего мира.

Как видно, роль семьи в формировании личности ребенка настолько важна, что родителям стоит понимать, какая важная миссия на них возложена, что от их обычной повседневной жизни, общения, внутренней культуры и атмосферы в доме зависит, насколько будет счастлив их ребенок во взрослой жизни.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Семья как основа формирования восприятия

В семьях, где есть старшие дети, и они относятся к младшим с любовью и добротой, малыши растут радостными и более уверенными в себе. Влияние семьи на формирование личности ребенка просто безгранично. Психологи утверждают, что для детей разного возраста взаимоотношения со всеми членами семьи очень важны и, главное, чтобы они развивались гармонично и не несли разрушающий характер.

Семья влияет на базовое формирование восприятия себя и мира в целом, иными словами, ребенок чувствует и оценивает себя положительно, значимо, и к миру он относится дружелюбно и чувствует, что он в нем желанный гость. Эти слова играют в жизни каждого человека очень важную роль, эти представления являются влияющими на развитие личности ребенка и на то, как он будет строить свой жизненный сценарий в большом социуме. Закладывается и формируется такая жизненная позиция с детских лет, с первых дней взаимосвязи со своими родителями.

Любовь и забота, доброта и безусловное принятие своего ребенка являются самыми важными и беспроигрышными методами в воспитании. В первую очередь каждый малыш должен ощущать и чувствовать безоговорочно, что он любим и очень нужен своим близким.

Слово семья звучит для всех предельно понятно, но далеко не все понимают важную роль семейного воспитания в формировании личности.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:

  • определять формирование личности ребёнка;
  • обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;
  • обучать;
  • прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
  • закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи. Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье

Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.
Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой. Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей.
Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным. Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания. Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности. Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни

Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину

Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Семейное воспитание и развитие личности ребенка дошкольного возраста

За каждый хороший поступок его необходимо хвалить, поощрять. Чем больше ребёнок осознаёт, что родители гордятся им, тем лучше будет стремление развивать в себе способности.

• Ребёнку нужно разрешать делать то, с чем он может справиться. Пусть он будет делать это медленно, неаккуратно, но овладение такими элементами поможет закрепить необходимые навыки.• Необходимо обеспечить малышу общение с окружающими детьми, взрослыми. Постепенно этот круг должен расширяться

Важно посещение общественных мест – детских центров, зоопарков, развлекательных центров.• Родителям следует относиться с большим вниманием к тому, чем он интересуется

Ролевые, познавательные игры имеют не последнее место в процессе развития ребёнка, но его внимание в маленьком возрасте не совсем устойчиво. То же можно сказать и об усидчивости

Его сосредоточенность на одной игре редко превышает 15 минут, но этого достаточно. Играя, ребёнок развивается умственно, физически, социально.

Чем старше становится ребёнок, тем более может высказывать свои капризы. Появляются первые запреты, непонимание. Любой отказ должен содержать в себе позитивное отношение.

Крики либо физические наказания могут только оттолкнуть ребёнка, заставить его делать нехорошие поступки специально. Для каждого ребёнка существует свой подход. Одни слишком медлительны, застенчивы, другие проявляют себя бурно, не обращают внимания на уговоры.

Неправильное воспитание при том либо другом случае может привести к осложнениям. Слишком застенчивый ребёнок будет замыкаться в себе, более волевой ещё сильнее проявлять упрямство

Своё внимание должен проявлять отец

Для каждого ребёнка понятие семья – очень важно. От этого часто зависит отношение сверстников

От этого часто зависит отношение сверстников.

Не многие семьи полные, поэтому чтобы восполнить эту потребность, необходимо подключать в воспитание дедушек, дядь или других родственников мужского пола.

Типы семьи, полная и неполная

Особое значение придаётся структуре семьи. Здесь существует понятие полная и неполная семья. Под неполной семьей подразумевается отсутствие отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит успешная реализация дошкольника в будущем, его воспитание. К полным семьям причисляются сводные с мачехой или отчимом. Они считаются такими потому, что в них присутствует муж, жена и малыш. Отчим должен заботиться о детях жены, как о своих, а они должны его слушаться, как отца.

Неполной семья считается, когда отсутствует мать или отец. У одинокой женщины нередко формируется негативный комплекс чувств к мужчинам, семейной и брачной жизни. У детей также могут сложиться искаженные и деформированные представления о семье и супружестве. Понижение воспитательных возможностей в неполной семье происходит из-за стечения неблагоприятных обстоятельств. Неполными считаются семьи, в которых дошкольник проживает с бабушкой и дедушкой.

Это происходит, когда родители развелись или были лишены родительских прав за дурное обращение с детьми или пьянство. В этом случае семья неполная, потому что среднего, родительского поколения, в ней нет. С психологической точки зрения, бабушки и дедушки, которые выполняют функцию родителей, не могут их заменить, потому что их роль в семье принципиально другая. А также к неполным семьям причисляются те, в которых дети живут с тетей или дядей, старшими сестрами или братьями, или другими родственниками.

Сейчас становится всё заметнее кризис в семье. Он выражается в том, что она плохо реализует свою основную функцию — воспитание детей. Причины связаны с ухудшением экономической ситуации, а также имеется общий характер. Но, несмотря на это, семья для малыша остается на первом месте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий