Наследственность как исходный фактор развития личности
Берзина Лада Валерьевна
Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире, обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.
К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.
Большой интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). В воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания. Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества. Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, отечественная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей.
Генотип определяет свойства нервной системы. Нервная система новорожденного несет в себе огромные возможности образования новых форм поведения и их нервных механизмов. В частности, человек наследует такие особенности строения и функционирования нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность тормозного и возбудительного процессов. Их сочетания определяют тот или иной тип высшей нервной системы, или темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют ввиду индивидуально-психологические свойства человека, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту и силу.
Табл.1 .Особенности нервных процессов и типы темпераментов.
3.Влияние семьи на развитие способностей.
Окружающая среда – понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений, психологи, педагоги, социологи и др., сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья. Как показывают исследования в современном российском обществе семья (родители, бабушки и дедушки, другие родственники) проявляет все большую заинтересованность в развитии ребенка.
В связи с этим с особой остротой встает вопрос о том, которую роль играет семья в развитии способностей ребенка, как она влияет на этот процесс, чем может помочь в развитии интеллекта и креативности дошкольника. Можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие способностей ребенка:
Позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;
Отношение к развитию способностей ребенка;
Стили детско-родительских отношений;
Стиль контроля и руководства ребенком;
Состав семьи и отношения внутри нее;
1.Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, в речи, памяти, внимании. Помимо этого у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни.
Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, читают с ним, учат писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. Познавательная активность у этих детей снижается, им ничего не интересно. Зачастую такие дошкольники не хотят идти в школу, основной их мотив – получение хороших отметок, а не познание нового.
2 стр., 828 слов
Развитие способностей ребенка в семье
… Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности. Развитие способностей ребенка в семье В семье все способности ребенка … Требования, которые родители предъявляют к ребенку, должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания …
Пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей, так же приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них также как и в предыдущем случае слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития.
Следовательно, наиболее благоприятной для развития способностей дошкольников является активная позиция родителей, учитывающая возрастные особенности ребенка и направленная на расширение возможностей дошкольника.
2. При положительном отношении родители всячески поощряют его интеллектуальное развитие, радуются успехам в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умственного развития. Если же родители никак не выражают своего отношения к способностям ребенка, а тем более, если высказывают недовольство тем, что ребенок отличается от других, то в этом случае у ребенка отсутствует стимул к достижению новых результатов, к стремлению познать, научиться чему-либо новому, а следовательно не происходит активного познавательного развития.
Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка в этой области помогает дошкольнику развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
3.
4.
5.
Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемые и неуправляемые.
Развитие ребенка– означает превращение его как биологического индивида в социальное существо – личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и т.д.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми) проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
4 стр., 1685 слов
Влияние эмоций на деятельность человека
… работы: познать влияние эмоций на человека и его деятельность. Я определил для себя следующие задачи: изучение понятия эмоций; определение роли и функции эмоций; определение … любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Актуальность данной работы определяется тем, что эмоции являются повседневным спутником человека, оказывающий постоянное влияние на все …
Взаимодействие наследственности и влияния семьи в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни
Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности
Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды.
Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.
Проблемы наследственности
С педагогической точки зрения интересны проблемы наследственности, которые включают наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств. В интеллектуальной сфере ребенок наследует не готовые способности к некоторому виду деятельности, а лишь задатки, которые заключаются в потенциальных возможностях для развития способностей.
Существующие различия в типах высшей нервной деятельности меняют только протекание мыслительных процессов. Они не способны предопределять качественную сторону и уровень самой интеллектуальной деятельности. Реализация унаследованных людьми задатков происходит исходя из обстоятельств (условия жизни, среды, потребности общества, от спроса на продукт деятельности).
Специальными считаются задатки к определенному виду деятельности (например, музыкальные, художественные, математические). Ученые установили, что дети, которые обладают специальными задатками, могут достичь значительно более высокого результата.
Что касается наследования моральных качеств, то в отечественной педагогике долгое время господствовало утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются при взаимодействии организма с внешней средой. При расшифровке генетических программ, ученым так и не удалось обнаружить гены добра или зла, агрессии или покорности.
1. Основные факторы, влияющие на развитие человека
Развитие человека — это процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. Развитие представляет собой процесс физического, умственного и нравственного роста человека и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретенных свойств. Развитие человека как процесс физического, умственного и нравственного созревания, по существу, означает превращение ребенка, биологического индивида, обладающего задатками человека как представителя биологического рода, в человека как личность, члена человеческого общества.
Развитие человека не может быть сведено лишь к количественному изменению унаследованных и заложенных в нем от рождения признаков.
Развитие — это прежде всего качественные изменения в организме и психике человека. Эти изменения происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия окружающих его людей. В процессе развития человек вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов. Движущими силами развития человека являются противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей. В процессе развития человека и установления многочисленных контактов происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
5 стр., 2392 слов
Человек, индивид, личность (2)
… данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и … Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в …
Наследственность и среда в развитии и формировании личности
На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.
Наследственность как фактор развития личности
Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.
Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что уровень интеллекта не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.
Среде как фактор развития личности
Человек постоянно взаимодействует с окружающим его социумом таким, как друзья, знакомые, школа, институт, рабочий коллектив. Индивид не может сформироваться без общения. Как вещают все школьные учебники: человек — существо биосоциальное, в нём соединилась природа и дух. Отсутствие влияния общения на развитие личности чревато психическими отклонениями.
Кроме обретения условий обучения , коммуникация позволяет человеку умственно обогащаться. Новые знания невозможно получить без ведения диалога с интеллектуальной собственностью (устной или письменной) другого человека.
Среда, помимо социальной, бывает домашней (семейной). Семья очерчивает круг интересов, формирует ценности и нравственные качества человека . Здесь пока не идёт речь о воспитании, только о влиянии семьи на развитие личности с точки зрения среды:
- материальное положение;
- психологический климат внутри ячейки общества;
- условия для самореализации.
Также существует географическая среда (место рождения, проживания индивида), которая учитывает:
- плотность населения;
- климат;
- экологические условия.
Заметьте, как разительно отличаются жители Норвегии от коренного населения Зимбабве, причём не только внешне.
Отдельно выделяют влияние социальной роли на развитие личности
Важно не только нахождение в обществе как таковое, но ещё роль, которую в этом обществе играет конкретный человек: отец семьи или холостяк, директор или подчиненный, ребёнок или уже взрослый мужчина. Каждая роль влияет по своему, формируя качества индивида, необходимые в данный момент бытия
Об отношениях в семье и обществе подробно читайте здесь.
Проявления наследственности
Показатель развитости индивида может проявляться через интегрированную развитость его способностей. В науке рассматриваются общие и специальные способности. Первые из них предопределяют успехи личности в различных видах деятельности (например, умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитость памяти, совершенство речи и др.).
Специальные способности помогают раскрывать индивидуальность личности, определяя успехи человека в специфических видах деятельности. Для их осуществления требуются задатки особого рода и их развитие. Этот вид способностей включает математические, музыкальные, спортивные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические и прочие виды способностей.
Проявление наследственного фактора напрямую зависит от внешней среды, условий жизни и воспитания. Науке известно немало фактов о жизни маленьких детей со зверями (так называемые «дети Маугли»). Уровень интеллекта и мышления у многих из них находился на уровне животных. Для таких детей присуща неразвитость чувств и короткий срок жизни по причине отсутствия нормального развития психических процессов.
Биологически здоровые люди имеют колоссальные возможности развития. Тем не менее, люди реализуют их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания требуется глубокая диагностика, способствующая выявлению природных дарований. Целью этого процесса становится создание необходимых условий развития
Развитие ребенка важно рассматривать в качестве развития его способностей
С одной стороны, осуществление развития происходит благодаря резервным силам генотипа. Задатки способностей проявляются очень рано (с 2-3-лет) или, напротив, на склоне лет. С другой стороны, на развитие влияют условия внешней среды (их взаимное воздействие). Несовершенная структура питания и тяжелые условия жизни (сиротство, неполная семья, трудновоспитуемые дети, привлечение к тяжелой работе) задерживают рост и развитие.
Критический анализ проблемы наследственности в развитии ребенка показывает, что наследственные возможности растущего человека велики. Тем не менее, реализовать их в качества личности человек способен лишь в ходе социальной жизни в обществе, в деятельности.