Каким должен быть режим дня для детей дошкольного возраста?

Как режим дня влияет на успеваемость ребёнка

Режим дня ребёнка-первоклассника — это не список постулатов, которых нужно догматично придерживаться, и это важно понимать и самому первокласснику, и родителям. Ребёнок идёт в первый класс, и режим дня первоклассника — это расписание, которое позволяет чередовать учёбу, отдых и другие задачи, чтобы облегчить адаптацию к школе. Первоклашки находятся в том возрасте, когда эмоции бьют через край, и может возникать эмоциональная неустойчивость, часто связанная именно с перегрузками

А это ведёт к возникновению хронической усталости, быстрой утомляемости, рассеянности, сниженной концентрации внимания, ошибкам в учёбе

Первоклашки находятся в том возрасте, когда эмоции бьют через край, и может возникать эмоциональная неустойчивость, часто связанная именно с перегрузками. А это ведёт к возникновению хронической усталости, быстрой утомляемости, рассеянности, сниженной концентрации внимания, ошибкам в учёбе.

Сбалансировать нагрузки в течение дня позволяет режим, он приучает организм ребёнка к определённому распорядку, и первоклассник становится более стрессоустойчивым. Правильное распределение нагрузки помогает больше успевать и лучше усваивать материал, и тогда ребёнок лучше учится и не теряет мотивацию.

Зачем первокласснику режим дня

Школьная атмосфера, в которую резко погружается ребёнок, может привести к его эмоциональной неустойчивости. Неудивительно — ещё вчера малыш беззаботно бегал во дворе детского сада и лепил из пластилина фигурки, а сегодня уже учится писать, читать и считать. Эмоции бьют через край, и ребёнок не знает, как с этим справиться. Отсюда раздражительность, быстрая утомляемость и рассеянность.

И только чёткий режим дня расставит всё по полочкам. Ребёнку будет гораздо легче принять и понять все «нововведения» в жизни. Соблюдение определённого распорядка поможет структурировать время, избавив первоклашку от эмоционального перенапряжения.

И конечно, соблюдение режима — это первый шаг к самостоятельности и ответственности. Те самые качества, которые во взрослой жизни очень пригодятся.

Развитие и воспитание

В два года ребёнок умеет многое: произносить от 50-и до 300 слов, пытаться говорить короткими предложениями, выполнять просьбы, выражать эмоции, играть без участия взрослых, проситься на горшок (не всегда), самостоятельно употреблять пищу, одеваться или пытаться делать это, повторять движения и действия взрослых, показывать и отстаивать свои желания, активно интересоваться окружающим миром и общаться со сверстниками, спускаться и подниматься по лестницам, рисовать «каракули» и линии, танцевать и примитивно петь (повторять ритм), пробовать разбирать и собирать предметы, вытирать руки и пробовать чистить зубы, активно участвовать в разных играх, выполнять последовательные сложные действия.

Воспитание включает активное вовлечение ребёнка в привычные повседневные процессы: одевание, гигиенические процедуры, подготовку к приёмам пищи, уборку и так далее. Также родители должны устанавливать границы и рамки дозволенного, останавливая ребёнка в случае неверных или запретных действий

Очень важно общение, в том числе обсуждение всего происходящего

Расписание занятий в детском саду

Ни одно образовательное учреждение еще не обошлось без развивающих занятий. Они не только развивают мозг ребенка, но и являются подготовительным этапом дошкольника.

В перечень регулярных занятий должны входить:

  • рисование;
  • занятия музыкой;
  • физические нагрузки;
  • развитие и постановка правильной речи;
  • математика;
  • занятия по развитию моторики.

Обычно умственная и физическая деятельность проводится в первой половине дня. Во избежание переутомления чада, физкультуру и развивающие мозг занятия нужно чередовать. При этом нельзя забывать о перерывах.

Пауза между занятиями должна быть не менее 10 минут.

Длительность умственной работы зависит от возраста малыша:

  • младшей группе (3 — 4 года) положено заниматься максимум 10 минут;
  • средней группе (4 — 5 лет) следует проводить занятия по 15 минут;
  • старшей группе (5 — 6 лет) положено заниматься по 20 минут;
  • подготовительной группе (6 — 7 лет) нужно проводить занятия по полчаса.

В детском саду очень важна организация учебного процесса, поэтому образовательная программа составлена по ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам.

Мотивационный и ценностно-ориентационный компонент здорового образа жизни

Границы между выделенными уровнями подвижны, так что отдельные структурные компоненты (нормы, оценки, понятия) могут функционировать на обоих уровнях.

На основе теоретического анализа литературы и собственных экспериментальных данных в качестве интегратора, объединяющего все элементы воедино, в представленной структуре здорового образа жизни выступают мотивы и ценностные ориентации и установки подростков, поскольку посредством их выражается общая оценочно-императивная устремленность сознания школьников на достижение тех или иных ценностей – целей; они вбирают в себя систему личностных смыслов отражаемого субъектом мира, о чем свидетельствуют результаты психологических исследований в области семантики, а также использующееся в психологии понятия «ценностно-мотивационная сфера личности»; они являются, наконец, связующим звеном морального сознания и поведения человека.

В любой деятельности одним из основных компонентов ее является мотив. Специальные концепции мотивации стали разрабатываться, начиная с 30-х годов XX века. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации К.Левина, который трактовал ее как динамическую «систему напряжений», в которой нераздельно представлены побуждения индивида и их объекты. Данная трактовка легла в основу ряда экспериментальных моделей и методик, приведших к установлению важных психологических факторов и понятий. Вслед за ней были опубликованы работы по вопросам мотивации человеческой деятельности и поведения представителями гуманистической психологии (А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Роджерс и др.), которые в отличие от представителей бихевиоризма и фрейдизма, делающих основной упор на зависимость личности от ее прошлого, подчеркивали, что главное в ней – устремленность к будущему, к свободной реализиции своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (АМаслоу), к укреплению веры и возможность достижения «идеального Я» (К.Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «Я», целостность и силу переживания которого признана поддерживать особая форма психотерапии.

В последние десятилетия они дополнены мотивационными концепциями Д.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера. Как отмечает Р.С.Немов, общими для всех них являются следующие положения:

1. Отрицание принципиальной возможности создания единой универсальной теории мотивации, одинаково удовлетворительно объясняющей как поведение животных, так и человека.

2. Утверждение принципа активности, согласно которому человек в своем поведении не реактивен, а изначально активен. Источник мотивации находится в нем самом, то есть в психологии личности.

3. Признание наряду с бессознательным существенной роли сознания человека в детерминации его поведения. Сознательная регуляция поступков человека выводится на первый план.

4. Стремление объяснить понятия, отражающие особенности человеческой мотивации: социальные потребности, мотивы (Д.Макклеланд, Дж.Аткинсон, Г.ХекхаузенО. жизненные планы (А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мей), черты личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел), когнитивные факторы (Ю.Роттер, Г.Келли). 5. Поиск специальных методов изучения мотивации применительно к человеку и некоторые другие.

Среди отечественных психологов, внесших значительный вклад в разработку теории мотивации, следует отметить П.К.Анохина, Н.А.Бернштейна, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Р.С.Немова, Е.П.Ильина и др. В частности, Б.Ф.Ломов отмечал, что «…та доля общественного продукта, которую получил данный индивид, и тот способ, которым он может удовлетворить свою потребность, накладывают сильный отпечаток на его мотивационную сферу. Иерархия мотивов, о которой часто говорится в психологии, складывается в определенных общественных условиях. То, какие мотивы в этой иерархии займут ведущее, а какие подчиненное место, определяется вовсе не спонтанным развитием индивида, а его положением в обществе (с.202). Эта идея Б.Ф.Ломова является одной из основополагающих в теории мотивации, в особенности при исследовании ценностно-мотивационных проявлений различных социальных групп и общностей.

Чем кормить ребенка в год

Клинические рекомендации по питанию детей первого года жизни гласят, что в рацион необходимо включать следующие продукты:

1. Молочные, кисломолочные продукты. Детям в 12 месяцев давать молоко в чистом виде пока запрещено. Его заменяют детскими молочными смесями и грудным молоком. Можно постепенно начинать вводить в рацион кисломолочные продукты (кефир, питьевой йогурт). Их жирность не должна превышать 3,2%. В ежедневное меню можно ввести специальный детский творожок. Пару раз в неделю можно понемногу давать ребенку сыр и сметану.

2. Крупы, каши. Детям в этом возрасте уже можно давать гречневую, овсяную, кукурузную, пшенную, рисовую кашу. Но малышам не подойдут обычные каши из цельной крупы, которые едят взрослые люди, так как они имеют слишком грубую структуру и плохо усваиваются детским организмом. Поэтому нужно покупать специальные детские каши, в которых сохранена вся польза злаков. Кроме этого, такие каши обычно дополнительно обогащают полезными минералами и витаминами.

3. Фрукты, овощи. В возрасте один год ребенок обычно уже ест овощные и фруктовые пюре (морковь, яблоко, картофель, груша, банан, кабачок, чернослив, тыква, брокколи). После года возможно введение в рацион свеклы, киви, фасоли, зеленого горошка, абрикоса

Важно! Любые новые продукты вводятся в рацион постепенно, с обязательным отслеживанием реакции организма ребенка на них

Бобовые культуры и овощи с большим количеством клетчатки нужно подвергать тепловой обработке. Давать их малышам можно не чаще раза в неделю. Остальные фрукты и овощи нужно давать ежедневно в виде пюре, смузи, киселей, компотов. В детских магазинах имеется большой выбор различных фруктовых и овощных пюре.

Выбирая продукты, нужно смотреть, чтобы их состав был натуральным (без сахара, консервантов, крахмала, подсластителей).

4. Рыба, мясо. Данные продукты обязательно должны присутствовать в детском питании в качестве источника белка. Мясо (индейка, курица, телятина, крольчатина) нужно давать ежедневно, рыбу (минтай, хек, треска) 2-3 раза в неделю. Из рыбы и мяса можно готовить суфле, паровые котлеты, пюре. Это трудноусвояемые продукты питания для ребенка в 1 год, поэтому желательно давать их в обед.

5. Растительное и сливочное масло. Ими можно заправлять мясные и овощные блюда, каши. Если ребенок уже может жевать, то можно мазать сливочное масло на хлеб. Растительные масла должны быть нерафинированными.

6. Яйца. Начиная с годика в рацион малыша можно вводить куриные яйца. Давать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.

Почему полезно соблюдать распорядок

Режим дня полезен для детей и взрослых, поскольку в определенное время суток организм имеет свои потребности и уровень активности. Если учитывать эти факторы, то день будет максимально продуктивным, а все выполняемые действия – наиболее эффективными.

Польза от соблюдения режима дня заключается в получении следующих результатов:

  • повышение качества сна, обеспечение полноценного отдыха;
  • укрепление иммунитета, улучшение здоровья;
  • стабилизация эмоционально-психического состояния, укрепление нервной системы;
  • достаточная физическая активность;
  • полноценное переваривание и усвоение пищи, профилактика набора лишнего веса;
  • улучшение функционирования всех внутренних органов и систем;
  • рациональное использование рабочего времени для выполнения запланированных дел;
  • появление большего количества свободного времени.

Правильно составленный режим дня должен учитывать индивидуальные особенности человека. При этом его не обязательно расписывать четко по часам. Конкретное время обычно указывается только для основных физиологических функций – сна и приема пищи, а также для тех событий и действий, которые должны выполняться по договоренности с другими людьми. Во всем остальном вполне допускается наличие временного промежутка, чтобы график не напрягал своей обязательностью и предопределенностью.

Важное преимущество режима дня – выработка у организма привычки к повторяющимся действиям. Это позволит внутренним физиологическим часам настроиться в определенное время на работу, отдых, прием пищи, занятие спортом и т.д. В таком случае даже не очень приятные, но обязательные действия не будут вызывать внутреннего сопротивления

Планомерно и разумно нагружаемый организм и психика не будут испытывать чрезмерного напряжения, хронической усталости или эмоционального выгорания. Даже самый сложный и насыщенный день пройдет комфортно, если все события будут заранее запланированы

В таком случае даже не очень приятные, но обязательные действия не будут вызывать внутреннего сопротивления. Планомерно и разумно нагружаемый организм и психика не будут испытывать чрезмерного напряжения, хронической усталости или эмоционального выгорания. Даже самый сложный и насыщенный день пройдет комфортно, если все события будут заранее запланированы.

Сколько времени займет установление нового режима дня

Работая с семьями на протяжении многих лет, я обнаружила, что родителям стоит вставать чуть раньше детей, чтобы иметь возможность несколько минут посвятить себе, прежде чем заняться ребенком. Прием пищи в установленное для всех время позволяет вам избавиться от ощущения, будто вы повар в общественной столовой. Если кто-то из родителей поздно приходит домой, вместо общего ужина можно устроить семейный вечерний “перекус”. После того как подготовка ко сну завершена, некоторые родители предпочитают укладывать каждого ребенка по отдельности. Другие считают, что общая подготовка и отход ко сну – более эффективный метод с маленькими детьми.

Регулировка биологических часов требует времени. Прогресс становится заметен не раньше, чем через три-шесть недель. Также будьте готовы к тому, что примерно через семь-десять дней после того, как вы начнете внедрять режим дня, может наступить резкое ухудшение. Я не знаю, почему это происходит, но осложнения случаются в большинстве случаев. Возможно, причина в том, что в этот момент старая система рушится, и на ее месте начинает выстраиваться новая. Во время такого внезапного спада ни в коем случае не отказывайтесь от соблюдения режима. Вы все делаете правильно. Продолжайте.

Восьмилетний возраст ребенка – относительно спокойный период. Первые трудности школы позади, бурное детство, когда нужен был глаз да глаз, сменилось ожиданием переходного периода в отрочество. Ребенок уже не так агрессивен и не настолько испытывает терпение родителей, как еще год – два назад. Конечно, и в этом возрасте есть свои подводные камни, поэтому к воспитанию ребенка нужно подходить очень ответственно.

Оптимальный баланс сна и бодрствования

Оптимальный баланс сна и бодрствования играет ключевую роль в нашей жизни и здоровье. Регулярный и качественный сон необходим для нормального функционирования организма, восстановления сил и поддержания психологического благополучия.

Влияние возраста

Со временем нашему организму требуется разное количество сна. Новорожденным и детям дошкольного возраста требуется от 10 до 14 часов сна в сутки, подросткам до 10 часов, а взрослым – около 7-9 часов. У пожилых людей может наблюдаться укорочение и распределение сна на несколько коротких периодов.

Влияние сна на психологию

Качество и продолжительность сна также оказывают влияние на психологическое состояние. Недостаток сна может приводить к ухудшению настроения, раздражительности, снижению концентрации и когнитивных функций. Постоянный недосып может быть связан с развитием психических заболеваний, таких как депрессия и тревожные расстройства.

Советы по оптимизации баланса

Для поддержания оптимального баланса сна и бодрствования рекомендуется придерживаться регулярного расписания сна, создавать комфортные условия для сна, избегать употребления кофеин-containing напитков и экранного времени перед сном, а также вести активный образ жизни и заниматься физическими упражнениями.

Помните, что каждый организм индивидуален, и оптимальный баланс сна и бодрствования может отличаться для каждого человека.

Зачем нужен режим дня в жизни ребенка

Казалось бы, зачем нужен распорядок дня для детей, если они не ходят в детский сад, а вы – сторонник творческого и свободного развития? Но с появлением второго ребенка необходимость в четкой последовательности действий появляется даже у самых несобранных родителей. Именно спокойный, выверенный с индивидуальными особенностями, режим дня ребенка позволяет маме и папе запланировать бытовые дела и освободить немного драгоценного времени для себя и друг друга.

Убеждают нас в том, что ребенку необходим регламентированный режим дня ребенка, Комаровский и Павлов – признанные гуру отечественной педиатрии. Но и западные детские врачи соглашаются с необходимостью четкой последовательности организации дня для детей младшего возраста.

Хороший режим дня в жизни ребенка – это определенный порядок жизни, который предусматривает чередование периодов сна и бодрствования, рациональную организацию его игровой и учебной деятельности. Грамотно составленный режим способствует укреплению нервной системы детей, крепкому здоровью, снижает утомляемость и обеспечивает все потребности ребенка. Необходимо понимание, что распорядок дня для детей это не жесткие рамки, а условие, при котором все потребности детей учитываются и они чувствуют уверенность, зная, что и за чем будет следовать. Как правило, отклонения в последовательности действий не превышают 20-30 минут.

Как приучить малыша к режиму?

Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:

  • начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
  • вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
  • нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
  • стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
  • вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.

Режим дня как устоявшийся порядок для ребенка

Чередование разных видов деятельности и отдыха с учетом психофизиологических особенностей детей лежит в основе режима дня ребенка дошкольного возраста. Благодаря такому подходу малыш становится эмоционально более стабильным. Он меньше перевозбуждается, капризничает, утомляется, плачет. У него формируются базовые биоритмы. В определенное время организм подает сигналы к принятию пищи, сна, отдыха.

В детском саду режим дня соблюдается очень четко. В субботу и воскресенье в семьях привычный распорядок нарушается. В понедельник утром дети часто выглядят или утомленными, или перевозбужденными. Особенно ярко это проявляется, если выходные совпали с праздничными днями.

Режим дня для дошкольника – это настрой организма на определенный ритм жизни. Он помогает переключаться с одного состояния на другое без нагрузок на организм

Поэтому очень важно дома соблюдать режим дня, аналогичный выработанному в ДОУ

Необходимо распределить по часам подъем, принятие пищи, гигиенические процедуры, активную деятельность, прогулку, сон. Это поможет подготовить организм дошкольника к разным жизненно важным процессам. Например, если укладывать ребенка спать в одно и тоже время, он быстрее засыпает. Если принятие пищи происходит в определенное время, то к назначенному времени появляется аппетит. Итог – хорошее настроение и самочувствие ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий