Что ждет малыша у логопеда?
Несовершенство речевого аппарата – основная причина трудностей при произношении звуков дошкольниками. Один из инструментов для решения этой проблемы – артикуляционная гимнастика.
Специалист может предложить детишкам немало веселых упражнений, которые они без капризов повторяют перед зеркалом:
- «Ротик-бегемотик» — малыш сначала должен раскрыть ротик как можно шире (как бегемотик), а потом закрыть его.
- «Зубочист» — нужно широко улыбнуться и приоткрыть рот, а затем языком провести по верхним и нижним зубам, тщательно «очищая» их.
- «Чашечка» — улыбнуться, широко открыть рот, высунуть язычок и придать ему форму чашки, приподняв края.
- «Слоненок» — с усилием вытянуть губы трубочкой (челюсти при этом сомкнуты).
- «Покрасим потолок» — широко улыбнуться, приоткрыть ротик и языком погладить нёбо, будто закрашивая его кистью.
Гимнастика для губ и языка дошколятам нравится, но на таких занятиях они быстро устают. После «гимнастических трюков» логопед предлагает перейти к разговорам.
Используются игры описательного характера. Пример: из шляпы, мешочка или короба логопед достает фигурку и просит назвать ее. Затем спрашивает о свойствах предмета (журавлик бумажный, белый, шуршащий, легкий). Если описание дается ребенку легко, игру усложняют: педагог просит его нащупать игрушку в мешке и рассказать, какая она на ощупь.
В кабинете логопеда можно найти такие вспомогательные пособия:
- для дыхательных упражнений – дудочки, яркие вертушки, свистульки;
- для развития мелкой моторики – тактильные мешочки, игрушки, которые надеваются на пальчики, тренажеры-шнуровки, наборы мелких предметов со щипчиками и т. д.
Можно купить или сделать такие вещицы и для использования дома.
Что можно делать дома?
Для того чтобы получить заметный результат, важно объединить усилия педагога и родителей. Не стоит ждать быстрых перемен или полагаться только на работу логопеда
Родителям необходимо самим в домашних условиях прикладывать дополнительные усилия.
Можно проводить все логопедические упражнения, которые указаны в статьях по ссылкам выше, то есть развивать мелкую моторику, фонематический слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат. Эти статьи содержат много примеров, когда упражнения выполняются совершенно незаметно для малыша, он не ощущает «занятия» (например, обдувание одуванчиков). Можно придумать и другие варианты таких упражнений. Скажем, дуть в ванной на бумажные кораблики или пускать мыльные пузыри. А пальчиковый кукольный театр приведет кроху в полный восторг и включит не только пальцы, но и эмоции, воображение.
При этом немаловажно учитывать следующее
Многое зависит от вашего позитивного настроя и такого же отношения к малышу
Никогда не приводите его к мысли о том, что он ущербный, больной, не такой, как все; никогда не ругайте за неудачи, но при этом активно хвалите за малейший прогресс.
При общении с ребенком не используйте «детскую» речь: не сюсюкайте, не заменяйте слова их звукоподражанием («ква-ква» вместо «лягушка»).
Учитывайте особенности характера, темперамент своего малыша, проводя с ним такие игры.
Помните, что результат дают лишь систематические занятия, выстроенные с учетом режима дня вашего чада.
Не стесняйтесь проконсультироваться с вашим дефектологом о том, какие конкретно упражнения важно выполнять дома, чтобы добиться заметных положительных сдвигов.
Вовлекайте ребенка в деятельность: не просто говорите, а давайте возможность выразиться творчески (лепить, рисовать, танцевать, играть роль), помочь вам по дому, пусть и по мелочам.
Раздвигайте рамки его самостоятельности: обучайте все новым навыкам самообслуживания (хотя часто это бывает непросто), проявляйте при этом максимальное терпение.
Перед началом занятий обратите внимание на настроение и общее состояние малыша. Если он нездоров, толку от упражнений не будет, кроха только устанет и расстроится
Если у него плохое настроение, найдите способ развеселить ребенка и настроить на нужную волну.. И самое главное: если у ребенка выявлены речевые отклонения на столь раннем этапе, нужно набраться терпения, окружить ребенка позитивом, создать доверительные отношения с крохой (иногда может потребоваться консультация детского психолога – ею не стоит пренебрегать)
Ведь если начать работу по коррекции после 4 лет, многое уже будет безвозвратно упущено. А сейчас важно понимать: результат придет. Медленно, но непременно. Если не опускать рук, заниматься систематически, доверять своему логопеду, верить в успех и любить своего малыша, принимая таким, какой он есть
И самое главное: если у ребенка выявлены речевые отклонения на столь раннем этапе, нужно набраться терпения, окружить ребенка позитивом, создать доверительные отношения с крохой (иногда может потребоваться консультация детского психолога – ею не стоит пренебрегать). Ведь если начать работу по коррекции после 4 лет, многое уже будет безвозвратно упущено
А сейчас важно понимать: результат придет. Медленно, но непременно
Если не опускать рук, заниматься систематически, доверять своему логопеду, верить в успех и любить своего малыша, принимая таким, какой он есть.
Домашние занятия по логопедии
Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ – к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.
Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков – как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.
Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.
Первое занятие логопеда с ребенком: с чего начать
Логопедические занятия осуществляются в следующих целях:
- Понимание родной речи, наблюдение и осмысливание всего, что происходит вокруг. Так ребенок познает окружающий мир. Логопед формирует общие понятия, дает основы словообразования, учит применять сложные фразы.
- Формирование верного произношения слов и развитие фонематического слуха. Контроль за ясностью и выразительностью речи.
- Обучение самостоятельной речи с применением разных предложений.
Многих интересует, как проводится первое занятие логопеда. Первое занятие логопеда с ребенком с чего начать:
- Расположение ребенка к себе.
- Проведение диагностики и выявление проблем.
- Знакомство с речевым аппаратом.
- Обучение простейшим логопедическим упражнениям и играм.
- Построение плана работы.
Первое занятие с логопедом
Литература в помощь логопеду: Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., «Логопедические занятия в младшей группе»
Конспект Фадеевой и Пичугиной предназначен для логопедических занятий в младшей группе. Оно способствует формированию речевых навыков у детей двух-трех лет, у которых имеются различные проблемы с речью разной этиологии. Оно предназначено для логопедов, дефектологов, воспитателей и родителей.
Этапы работы над новым словом в логопедии
Этапы работы над новым словом в логопедии:
- Определение взаимосвязи звукового слова со зрительным, слуховым и другим образом.
- Анализ состава слова.
- Выявление семантических признаков слова.
- Введение слова в семантическое поле.
- Закрепление значения слова.
Специфика логопедического занятия для детей от 2 лет
К особенностям работы логопедического занятия с не говорящими детьми относятся:
- Занятия основываются на подражании взрослому, его действиям и словам.
- Обучение происходит в форме игры.
- Необходимость в достижении эмоционального контакта.
- Повторение словесного материала.
Логопедические занятия проводятся с целью корректировки нарушений в развитии речи. Существуют различные способы и методы, которые позволяют решить данную проблему.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Как заниматься с ребенком дома?
Задача родителей дошкольника с речевыми нарушениями – ежедневно расширять его кругозор и проявлять максимум внимания. Общение с миром маленькому ребенку необходимо как воздух.
Какие условия нужно создать для ребенка 3–4 лет?
- Возможность обсудить как интересы, так и страхи.
- Частые прогулки в новых местах.
- Знакомство с людьми – не только со сверстниками, но и со взрослыми, подростками.
Все это косвенно влияет на совершенствование речевых навыков, так как новые впечатления и активное общение развивают мозг.
В принципе, логопедические занятия мама может проводить самостоятельно. Артикуляционную гимнастику освоить дома перед зеркалом будет так же просто, как и в кабинете логопеда. Легко поддаются отработке свистящие и шипящие звуки. А вот сонорные – и – корректируются сложнее, но ничто не мешает вам попробовать проработать и их.
Однако если домашний вариант занятий не привел к ожидаемым результатам, не стоит затягивать с посещением специалиста.
Книжный материал для занятий
Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:
Высокое качество иллюстраций.
Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные
Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.
Лаконичность текста.
В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, загадки) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.
Список книг для детей раннего возраста:
1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.
2. Стихи. Популярные авторы:
- А. Барто (сборник «Игрушки»);
- К. Чуковский («Сказки»);
- С. Маршак («Стихи и сказки»);
- живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
- необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
- С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.
3. Сказки российских авторов – В. Сутеев, «Сказки и картинки» (с собственными иллюстрациями автора).
4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).
5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.
Логопедические задания
На букву Р
Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:
1. «Как моторчик»
Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).
2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)
Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.
3. «Как ты умеешь рычать?»
Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.
4. «Звонкие дорожки»
Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:
Ра-ра-ра — убежали со двора.
Ро-ро-ро — а они нашли ведро.
Ру-ру-ру — мы придумали игру.
5. «Подставь слог»
Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.
6. «Посмотри и назови»
Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.
7. «Стихи, скороговорки, загадки»
Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.
На букву Л
Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:
1. «Скажи красиво»
Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.
2. «Игрушки для Ларисы»
Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.
3. «Один-много»
Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).
4. «Отыщи звук»
Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.
5. «Скороговорки и потешки»
Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.
На букву Ш
Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:
1. «Кто шипит?»
Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.
2. «Поймай звук»
Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).
3. «Слоги путешествуют»
Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).
4. «Как зовут ребят»
Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.
4. «Сочиняем логопедические стишки»
Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.
Ша-ша-ша — убежала каша,
Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,
Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.
5. «Говори красиво и правильно»
Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.
Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:
Для закрепления материала используйте также видео-занятия:
Постоянно разговаривайте с ребенком
Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.
Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:
Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает»
Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции
«Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
ребенок в первую очередь улавливает интонацию
В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»
Принципы развития правильной речи
Для формирования правильного языка создают условия. Уже давно доказано, что постановке речевой деятельности способствуют физические упражнения и игры.
- Даже с младенцем полезно разговаривать и хвалить его попытки что-то сказать. Для корректного развития детей, родителям советуют реагировать на эти проявления уравновешено и спокойно.
- Структура языка у взрослых должна быть правильной. Это детям 2—3 лет говорят «ту-ту» и «ам-ам», а в 4—5 лет, им полезно слышать правильную речь с применением литературного языка и корректного произношения.
- Для постоянного развития, ребенку придумывают новые рассказы и наполняют его жизнь позитивными впечатлениями. Чем больше малыш хочет делиться эмоциями при помощи языка, тем быстрее проходит период подготовительной работы.
Логоритмика
Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.
Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.
Деревцо
Дует ветер нам в лицо —
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.)
Ветерок все тише, тише —
(плавно опустить руки)
Деревцо все выше, выше.
(Поднять руки и тянуться вверх.)
Физкульт-привет
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)
Полотенцем растирались.
(Имитировать растирание спины полотенцем.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(Имитировать движения, указанные в тексте.)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям — физкульт-привет!
(Резко поднять руки вверх.)
Бабочка
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.)
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».)
Солнце утром лишь проснется —
Бабочка кружит и вьется.
(«Летать», имитируя движения бабочки.)
Водичка
Водичка, водичка,
(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка)
Умой мое личико,
(ладошками имитировать умывание)
Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по очереди)
Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)
Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)
И кусался зубок.
(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.)
Кулачок
Как сожму я кулачок
(сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок.
(Поставить кулачки большими пальцами вверх.)
Разожму ладошку,
(распрямить кисть)
Положу на ножку.
(Положить руку на колено ладонью вверх.)
Тук-тук
– Тук-тук-тук.
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Да-да-да.
(Три хлопка в ладоши.)
– Можно к вам?
(Три удара кулаками друг о друга.)
– Рад всегда!
(Три хлопка в ладоши.)
Зайчики
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
На лесной опушке.
(Разводить руками перед собой, описывая окружность.)
Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)
В серенькой избушке.
(Сложить руки над головой в форме домика.)
Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки.
(Имитировать мытье рук.)
Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Надевали тапочки.
(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)
Снег
Как на горке снег, снег,
(показывать руками горку)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
И под горкой снег, снег,
(показывать руками «под горкой»)
Снег, снег, снег, снег.
(Двигать руками, перебирая пальцами.)
А под снегом спит медведь.
(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.)
Тише, тише, не шуметь!
(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)
Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений
Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).
Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.
Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!
Приятных вам занятий!
Как правильно проводить занятия дома
Не обязательно сразу бежать к логопеду. Для начала можно попробовать упражнения для логопедических занятий для детей 4-5 лет дома. Они помогут ребенку освоить правильную речь, научиться слышать и произносить недостающие звуки.
С детьми обязательно надо заниматься дома, чтобы они научились правильно произносить звуки
Обычно логопеды советуют соблюдать такие несложные правила:
Занятия должны выполнять каждый день, обязательно в дружественной для малыша обстановке.
Обязательно проводить уроки в игровом виде
Важно увлечь ребенка, чтобы задания не казались ему скучными и неинтересными. Можно даже устроить как будто соревнования, кто лучше или быстрее выполнит задания.
Нельзя критиковать и делать ребенку язвительные замечания
Так охота учиться чему-то новому пропадет совсем. Обязательно хвалить малыша, когда он справляется с поставленной задачей. Даже если что-то не получается, нужно хвалить за то, что он старался.
Для занятий обязательно использовать литературу, которая призвана помочь родителям самостоятельно заниматься ребенком. Есть специальные справочники по логопедии, где много всевозможных упражнений для малышей, а также рекомендации для родителей.
Логопедическое упражнение для детей 4-5 лет можно превратить в удовольствие, если корректировать речь, изучая стишки, скороговорки. Они не только позволят ребенку быстро уловить нужные звуки, но и положительно скажутся на развитии памяти.
Надо показывать своему ребенку пример правильной речи. Четко произносить все слова, чтобы малыш понимал и отчетливо слышал, что ему говорят. Разговаривать с ним надо как можно больше, вести беседы на любые темы, рассказывать разные истории.
Качественная разминка для губ и языка
Разминка губ и языка играет важную роль в формировании правильной речи.
Обратите внимание! Малыш начнет произносить слова четче, не проглатывая окончания. Занятия в качестве разминки :
Занятия в качестве разминки :
- Растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Улыбаться нужно стараться как можно шире.
- Вытягивать губы вперед, как будто они хоботок слоника.
- По очереди надувать то одну, то другую щеку, потом в том же порядке втягивать их.
- Открыть рот и тянуть нижнюю челюсть как можно ниже, при этом держась языком за небо.
- Открыть рот, высунуть язык. Затем убрать его в рот. Делать такое упражнение на протяжении 15 секунд.
- Вытащить язык и дуть на кусочек ватки на столе, пока он не упадет со стола. Дуть губами запрещено.
- Кончиком языка водить сначала по верхним зубам с внутренней стороны, затем по нижним.
- «Почесать» язык зубами, упираясь в нижнюю десну.
Важно! Чтобы добиться видимых результатов, нужно регулярно выполнять эти упражнения. Каждое из них надо повторять не меньше 5-6 раз